критика юнгианства
то есть юнгианство хорошо для более экстравертированных личностей и усугубляет проблемы людей "погруженных в себя".
марфа, а почему усугбляет проблемы интровертов? Для них это питательная среда, наоборот. А, если надо экстраверсии, то, пожалуйста, Абрахам Маслов, замечательный психолог-гуманист, или Эрих Фромм, или Ролло Мэй. Да много разных психологов со своими психологическими системами, которые в чем-то стоят в оппозиции к АП. Так и должно быть. Люди разные бывают, потребности у всех разные.
а я не поняла - в чем усугубляют проблемы людей "погруженных в себя"?. по-моему, наоборот в процессе выявляется находящаяся в вытесненном состоянии экстравертность?---------------------------------------------------------Ютта,я так понимаю,чтобы развивать экстравертность,надо общаться с людьми,здесь больше подойдет поведенческая терапия(изменение паттернов общения),в юнгианстве,например,акцент делается на проекциях(то есть все,что ты думаешь о другом человеке-это твои ВНУТРЕННИЕ заморочки,а не внешние качества человека),а также снах,фантазиях,внутренних психических фигурах.(вплоть до утверждения-все-проекции(все-иллюзии-буддистский вариант))-если брать предисловие к тибетской книге мертвых.Может поэтому и глубинная психология))),погружение вглубь...
действительно такой уроборический рай для интровертов)))
Конечно. Питательная среда идет от Великой Матери. А в аналитической психологии можно найти много интересной информации об этом. Вот и погружаются в недра психе любители символов и сосут молочко коровки АП.
юнгианство несколько интровертировано(хвала создателю))),то есть излишне уводит в мир внутренних образов,внутренней психической реальности.Интроверсия не равна интроспекции, не так ли? Любая психология обращена к внутренней психической реальности, которая неизбежно отражает и внешнюю реальность. "Излишне" - чем измеряем?
марфа 2013-03-11 17:18:26
В юнгианстве мало освещаются проблемы межличностного общения,установления контакта с внешним миром,Следует уточнить, в каком именно "юнгианстве"? В классическом цюрихском? В архетипическом американском? В англо-франко-итальянской школе развития?
Можно узнать, на каком основании сделан вывод "мало освещаются"? На основании доступных русскоязычных переводов работ первопроходцев, написанных 30-50-70 лет назад? На чтении относительно современных (1990-2000е) текстов, может, даже англоязычных?
марфа 2013-03-11 17:18:26
юнгианство хорошо для более экстравертированных личностей и усугубляет проблемы людей "погруженных в себя".Это не так. "Погруженные в себя" в ходе анализа вступают в отношения с аналитиком, другим реальным человеком и становятся меньше погружены в себя. Неизбежно обсуждается избыток/нехватка отношений в реальной жизни и нередко как раз устраняются/смягчаются те особенности, которые мешали установлению и поддержанию отношений.
Тень, которую исследует Гуггенбюль-Крайг, конечно, бывает, особенно в российском "первичном бульоне" практической психологии. Дикого анализа хватает. Но это уже не проблема метода, а проблема людей, его своеобразно/некачественно практикующих.
Интроверсия и интроспекция-погружение внутрь-не вижу принципиальной разницы.
"Интроверсией называется обращение либидо вовнутрь. Этим выражается негативное отношение субъекта к объекту. Интерес не направляется на объект, но отходит от него назад на субъекта. Человек с интровертной установкой думает, чувствует и действует таким способом, который явственно обнаруживает, что мотивирующая сила принадлежит прежде всего субъекту, тогда как объекту принадлежит самое большее вторичное значение. Интроверсия может иметь более интеллектуальный и более чувствующий характер, точно так же она может быть отмечена интуицией или ощущением. Интроверсия активна, когда субъект желает известного замыкания от объекта, она пассивна, когда субъект не в состоянии вновь обратно направить на объект тот поток либидо, который струится от объекта назад, на него. Если интроверсия привычна, то говорят об интровертном типе" (ПТ, пар. 730).
"Он постоянно должен доказывать, что все, что он делает, основывается на его собственных решениях и убеждениях и никогда не зависит от влияния других, желания кому-то понравиться или снискать расположение какого-то лица или мнения" (ПТ, пар. 893).
Интроверсия - установка сознания по отношению к объектному миру.
Интроспекция - инструмент самоисследования, связана с рефлексией, субъективна, может быть применена и у экстравертов.
- Аналитическая интроспекция. Разработана в школе Э. Титченера. Характеризуется стремлением полного расчленения чувственного образа на составные «элементы», не редуцирующиеся к параметрам раздражителя.
- Систематическая интроспекция. Разработана в Вюрцбургской школе. Характеризуется ориентацией на отслеживание основных стадий процесса мышления на основе ретроспективного отчета.
- Феноменологическая интроспекция. Разработана в гештальтпсихологии. Характеризуется ориентацией на описание психических феноменов в их непосредственности и целостности «наивным испытуемым». Этот метод, находящий свои истоки в методе «внутреннего восприятия», разработанном Ф. Брентано, продуктивно применялся в описательной психологии В. Дильтея, а затем в рамках гуманистической психологии.
Преимущество метода интроспекции заключается в том, что сам человек может познать себя лучше по многим вопросам, чем бы это сделали другие.
марфа 2013-03-11 21:35:22
Иногда проблемы с женой(мужем)-это именно проблемы с женой(мужем),как внешней фигурой,а не анимой(анимусом)Могли бы Вы привести пример? Я не встречала и не слышала о ситуациях, когда супруг свободен от
проекций разного рода (селф-объект, родительский, детский, анима/анимус,
тень, далее везде...)марфа 2013-03-11 21:35:22
проблемы общения (конфликтогены, ассертивность-агрессивность)-это часто именно закрепленный (заученный) неправильный поведенческий навык-я не встречала в юнгианстве освещения этих проблем.Не могу согласиться, что это лишь "поведенческий" навык. Все-таки в стиле общения отражаются и особенности характера, и связи (идентификации) со значимыми другими. "Бессознательное структурировано как язык" (Лакан), и коммуникативные проблемы/симптомы часто отражают не только сложности общения, но и содержание, и структуры конфликтов и дефицитов. Особенно оральных, так как львиная доля речи относится к этой сфере.
Действительно, на русском языке юнгианских работ на эту тему практически нет. Коммуникации становятся главным фокусом внимания при работе с доэдиповыми проблемами, с ранними нарушениями и травмами, в так называемом раннем переносе, где не формируется классическое сопротивление анализу. Юнгианцы часто в этой сфере пользуются опытом, наработанным психоаналитиками - детскими и взрослыми, работающими с психотиками и пограничными. (Чего велосипед-то изобретать...) Среди детских аналитиков англичане - Форхам, Винникотт, Мельтцер и его сотрудники, исследовавшие коммуникации аутичных клиентов, сделали большой вклад в эту тему. Кляйнианцы. Француженка Франсез Тастин тоже постаралась. Современная юнгианская школа развития хорошо интегрирует некоторые психоаналитические наработки.
На русском языке, например, мне нравятся работы С.Резника "Ментальное пространство" и "Человек в бреду". Там, например, интересно про коммуникации, например, когда третье измерение постигает коллапс и аналитик с анализандом становятся "соприкасающимися поверхностями"...
Вадим Руднев изощряется с психолингвистикой, делая реверансы юнгианству и психоанализу (у него много книжек).
В августе прошлого года была международная юнгианская конференция в Питере, там например, Франческо Бизаньи (Милан) делал доклад о клинической работе с сильным акцентом на анлиз коммуникаций.
Про свою практику скажу - это очень важный слой работы. Немало людей с ранними нарушениями коммуникации, особенно с учетом того, что на уровне культуры материнский комплекс в нашей стране - негативный, при котором искажения коммуникаций неизбежны. Двойная связка (double bind) - это наше все! А такую проблему когнитивно-поведенческий подход решить не в силах.
уход от реального конфликта с отцом в область алхимических фантазий... Это очень точно, что наши люди особо падки на соблазн именно алхимической
метафоры. Алхимический дискурс нередко буквализируется и перверсивно смешивается с алкогольно-наркоманским миром фантазий ("ядовитые пары болот" наших равнин). Получается потрясная анестезия и непрошибаемая защита от всего живого и реального...
Злоупотреблять всегда легко и приятно...
Юнгианство требует интеллекта- это серьезное ограничение.
yo-ho-ho and the bottle of rum!
Автор:
Ага, и бутылка рома..
====
Вредная "представитель женского пола.")
yo-ho-ho and the bottle of rum!
в юнгианстве,например,акцент делается на проекциях(то есть все,что ты думаешь о другом человеке-это твои ВНУТРЕННИЕ заморочки,а не внешние качества человека)Это искаженное и одностороннее понимание подхода к проекциям: "ВСЕ, что ты думаешь..." Конечно, не всё. Проекция не "цепляется" к случайному человеку, в нем есть что-то, что с ней резонирует, ее "притягивает" и удерживает. Именно, что нужно балансировать между двумя субъективностями-личностями. Отчасти то, отчасти это...
Вредная "представитель женского пола.") Опять переход на личность и незаслуженная негативная оценка?!
Опять переход на личность и незаслуженная негативная оценка?!
====
Ваш пост, Cорелла, был провоцирующим и неуместным.
Пишите по теме.
yo-ho-ho and the bottle of rum!
Ваш пост, Cорелла, был провоцирующим и неуместным."неуместным"? Перед ним я как раз писала об алкоголиках и наркоманах.
И это не Вам решать, а марфе - ее тема.
проекций разного рода (селф-объект, родительский, детский, анима/анимус,
тень, далее везде...)---------------------------------Хорошо.Например муж избил жену.можно сколько угодно анализировать ее предрасположенность быть жертвой,а также как ее детство повлияло на создание подобных отношений и оставаться в той же ситуации ,а можно сместить акцент на поведение мужа ,признать,что это его проблема и уйти от него(пример утрирован).
признать,что это его проблема и уйти от негоИ найти себе такого же. Так бывает нередко при навязчивом повторении бсс комплекса, отыгрывающегося вовне. Что касается проекций, то тут их очень много и они спутаны - селф-объект, родительская, теневая точно есть.
А как быть с противоречием - если это "проблема его, а действовать должна она"?
Я бы сказала, у каждого в этой паре свой вклад в отношения до момента насилия. Это проблема каждого из них и общая - так что я бы рассматривала три акцента. Более того, не так важно, что я об этом думаю в целом или в частности, а какой запрос у клиентки. Может, ей принципиально оставаться с ним - тогда работа будет одной, а если хочет, но не может уйти - тогда другой.
Обычно при работе с жертвами насилия действительно не стоит заниматься анализом детства, хотя тема насилия в детстве спонтанно и изобильно всплывает. Но ее почти игнорируют, кроме работы с высвобождающимися эмоциями. Тактика терапии жертв насилия ориентирована на другое.
Перед ним я как раз писала об алкоголиках и наркоманах. Sorella, но в качестве аргумента вы использовали подпись участника. Взгляд со строноны, так скаать.
\ Марфа, извините, ухожу, дальше - только по теме\.
так понимаю,чтобы развивать экстравертность,надо общаться с людьми,здесь больше подойдет поведенческая терапия(изменение паттернов общения),в юнгианстве,например,акцент делается на проекциях(то есть все,что ты думаешь о другом человеке-это твои ВНУТРЕННИЕ заморочки,а не внешние качества человека),а также снах,фантазиях,внутренних психических фигурах
марфа, невозможно подойти к изменению поведения не осознав глубинных внутренних вещей в себе, которые в первую очередь и не дают "нормально общаться". Если у растения корешки повреждены, оно не прижевётся при пересадке нановую почву.
извините за ошибки, комп что-то тормозит с утра
Юнг и Паули)Сам Паули долго переписывался с Фон-Франц и ,кстати,он сам не всегда был согласен с трактовками Юнга и Фон-Франц.То есть можно сделать вывод,что Алхимия была написана на основании материала одного человека,мышление которого как минимум неординарно(то есть вряд ли выводы можно распространить на других людей),многое "подстроено"под собственную теорию,хотя общение ,конечно,получилось взаимообогощающим.--------------------------
Диалог Паули — ЮнгМенее известная область его деятельности, которая пристально изучается только с
Существенную часть этого диалога составляет и сегодня ещё не решённая
Современное состояние анализа его записей показывает, что эти занятия Паули имели не только чисто академический интерес, а брали свои истоки из глубоколежащих собственных переживаний — экзистенциальных размышлений об архетипе «дух материи».(из википедии)