Ги де Мопассан. Ожерелье.
Еще и жертвенность мужа тут "кстати". Он в этом случае больше всех и виноват: из защитника стал преследователем. Если бы они рассказали о потере - все бы решилось, но они загнали себя в этот долг, не существующий на самом деле. А расплатилась больше всех - жена. И мужу хорошо: она работает как лошадь и ни на что не отвлекается: ни на мечты, ни на балы.
Да глупость это, Сорелла, а не важная цель.
Именно - бедность, Роха права. Не бедные люди знают как выглядят бриллианты. Не нарциссизм здесь, а элементарная глупость, плюс небольшая доля тщеславия. Настоящий нарцисс не стала бы одалживать бриллианты на вечер - нет и нет, у них гордость непомерная. Не права я, Сорелла?
______
"...худшей на свете хвори не знаю, чем духа томленье." "Старшая Эдда"честность превыше всего.....Вспоминала про ваше толкование, про "честность": честнее все-таки было сказать, что потеряли ожерелье. Да еще и высокомерие какое-то: не хочу, чтобы кто-то узнал. Тогда это нарциссизм, о чем уже сказала Sorella.
Вспоминала про ваше толкование, про "честность": честнее все-таки было сказать, что потеряли ожерелье.
вот-вот и предложить пути компенсации....
Очень правдиво у него получилось.
Sorella, спасибо! ))
Интересно получается, все начинают делиться мнениями, и вырисовывается понимание, опорные точки...
Roha, муж там не был преследователем, отнюдь... Заботился о ней, выпросил билет на бал, искренне хотел, чтобы она чувствовала себя счастливой... (И идею занять украшение у подруги тоже он подал)
Dtkeyl, мне кажется, нет необходимости концентрироваться собственно на ожерелье, важна сама идея...
Например, то, что вещь может стать символическим эквивалентом человеческой жизни, человеческих отношений...
Или, например, что соблюдение долга и справедливости может оказаться лишь иллюзией... Почему они не признались? Может быть, не хотели ставить себя в зависимость? Или и правда психология жертвы, формируемая обществом, культурой...
Или, вот мне интересен вопрос... Недовольство текущим положением, стремление его изменить - что с этим делать? Я думаю, надо не забывать о реалиях того времени, сословной стратификации... Она, с одной стороны, дает ответы на многие вопросы, задает идентичность (нам в этом отношении сложнее, мы все уникальности и индивидуации хотим ))) С другой - жестоко ломает тех, кто пытается выйти из жестких рамок. Это похоже на преодоление родительского сценария, поиски идентичности... Все-таки не даром рок проявил себя в образе ожерелья на шее...
Кстати, эта новелла чем-то напоминает чеховскую "Анну на шее" ))
И все-таки, самое интересное Мопассан от нас утаил. А что почувствовала героиня? Горькое разочарование? Опустошение? Взрыв эмоций? Крушение всех ценностей? Благодарность судьбе?
Мне кажется у героини должен наступить какой-то невыносимый внутренний конфликт, мировоззренческий кризис, от которого можно спастись только вытеснением правды, перекладыванием ответственности за недополучение благ жизни на кого-то другого...
Я просто в недоумении. Наверное, он тоже недоумевал и остановился на этом моменте. ))
Да глупость это, Сорелла, а не важная цель.А Вы про что подумали? Про какую цель?
Вероятно, буквально про ожерелье? Я-то про символическую цель писала - про сохранение самоуважения, про глубинные ценности (например, про способность длительно трудиться ради достижения цели, терпеть и ждать, верить и надеяться) Если рассмотреть "ожерелье" как символ, одно из его значений связано с правом женщины быть любимой. И тогда это про превращение того, что казалось любовью (исполнение желаний - "достал билет", "сшили платье", "заняли" украшение - создали "бриллиантовый" фасад) в любовь подлинную - быть рядом и вместе, разделить жизнь с другим, какая бы эта жизнь не была.
Разве это глупость?...
Dtkeyl 2013-04-20 22:34:18
Настоящий нарцисс не стала бы одалживать бриллианты на вечер - нет и нет, у них гордость непомерная.Конечно, стала бы. Втайне. Часто они так и делают - втайне (даже от себя) заимствуют через бсс подражание у людей не из своего окружения те манеры, слова, жесты, что-то в одежде, локальные жизненные задачи, которые им кажутся "крутыми", а затем гордо привносят это в общение с людьми своего круга как свое. Растут над собой как могут.
И все-таки, самое интересное Мопассан от нас утаил. А что почувствовала героиня? Горькое разочарование? Опустошение? Взрыв эмоций? Крушение всех ценностей? Благодарность судьбе? Наоборот, он именно точно показал внутреннее нечувствие таких людей. В минуты, когда угрожает позор и осуждение, они сделают все невозможное, чтобы избежать стыда и не разочаровать окружающих. Не бывает у них обычно взрывов эмоций, кроме вспышек архаической ярости, когда кто-то дерзнет засомневаться в их "статусе". Благодарность (зрелое переживание) они и хотели бы испытать, да не могут - в силу тяжелого раннего эмоционального опыта они "застревают" в архаических бсс фантазиях и аффектах - в частности, в зависти. А где зависть, там нет благодарности, и наоборот (см. кн. Мелани Кляйн)
Marina 2013-04-21 04:00:50
Мне кажется у героини должен наступить какой-то невыносимый внутренний конфликт, мировоззренческий кризис, от которого можно спастись только вытеснением правды, перекладыванием ответственности за недополучение благ жизни на кого-то другого... Насчет конфликта и мировоззрения - это Вы с высоты своей зрелости меряете своей меркой таких людей. А у них до конфликта дело не доходит - нет подходящей структуры и ресурса на внутренний конфликт. Их внутренние задачи лежат в области восполнения дефицитов, в сфере ментального выживания.
Хотя некоторое вытеснение можно встретить. Но чаще грубое подавление самих себя.
Что касается перекладывания ответственности - это для них закономерно - они же как непонятые и отвергнутые дети - уязвимы, растеряны, смутно плохи во всем, стыда и вины слишком много, чтобы иметь с ними дело.
Глубинно они правы - родители недодали им в их раннем возрасте сущностных жизненных благ - любви, добра и безопасности. Это не осознается, и во взрослом возрасте переносится в виде странных претензий к тому, кто попадется под руку.
Сорелла, спасибо.
Ваши комментарии, как и всегда интересны. Именно так, я имела ввиду ожерелье...
Но у меня такое впечатление, что "мелковат" этот рассказ для рассмотрения его персонажей с точки зрения АП. Мопассан хотел сказать о трагически-ироничной сущности бытия, не более того. Или я не права и этого достоин абсолютно любой персонаж?...
_______
"...худшей на свете хвори не знаю, чем духа томленье." "Старшая Эдда"о трагически-ироничной сущности бытия, не более того.Разве это несущественная тема?
По-моему, так глубочайшая... Ирония судьбы может привести не только к комедии, но и к трагедии. Опять же, трагедия нарциссической личности часто кажется не тем, чем является, а фарсом.
Dtkeyl 2013-04-21 13:35:51
того достоин абсолютно любой персонаж?...В аналитической психологии принято иметь дело с тем, что есть. Это, конечно, непросто.
Да, Сорелла, согласна с Вами. Спасибо.
________
"...худшей на свете хвори не знаю, чем духа томленье." "Старшая Эдда"
Но чаще грубое подавление самих себя.
А где у героини грубое подавление себя?
Если про тяжелый труд ради выплаты долга за ожерелье, так это же в теме:
Про то, что переживают нарциссические личности и каким образом некоторым из них удается преодолеть свои "заморочки" (тяжелый труд ради важной цели).
Если рассмотреть "ожерелье" как символ, одно из его значений связано с правом женщины быть любимой. И тогда это про превращение того, что казалось любовью (исполнение желаний - "достал билет", "сшили платье", "заняли" украшение - создали "бриллиантовый" фасад) в любовь подлинную - быть рядом и вместе, разделить жизнь с другим, какая бы эта жизнь не была.
Право женщиной быть любимой. Кем?
Мужчиной? Самой собой? Окружащими?
Если мужчиной, то это право было у нее реализовано. Ведь муж проявлил подлинную любовь, после случая с ожерельем - разделил ее трудную жизнь, какая бы эта жизнь ни была. Поэтому, мне кажется, нет причин сомневаться в его любви к ней до случая с ожерельем. Он разделял ее жизнь, какая бы эта жизнь не была - с "достал билет", "сшили платье", "заняли" украшение.
Можно взять любой роман, любого писателя - и там найдется и нарциссизм и
"подавление себя" и все остальное по списку.
А где у героини грубое подавление себя?Например, самость грубо подавляется, когда происходит замена глубинных собственных потребностей (быть призанной и принятой такой, какая есть) на относительно поверхностное желание "быть на статусном балу" в прекрасном платье с прекрасными украшениями в прекрасном настроении. За этим стоит убеждение, что быть любимой значит заслужить достижениями / красотой / поведением, оправдывающим ожидания других.
Тяжелый труд - это как раз противоположное состояние. В нем проявляется характер, сила воли, целеустремленность, непрагматические ценности ("ради чести"), глубина личности.
нет причин сомневаться в его любви к ней до случая с ожерельем.Делал как хотела она - это любовь? Разве это не подчинение, не относительно пассивные реакции слабовольного и не амбициозного человека, также живущего без контакта с собственной глубиной?...
Эта супружеская пара - вполне Нарцисс (она) и Эхо (он) в поведении; одновременно с этим - он Нарцисс, а она Эхо в сфере бсс мотивации. Он хотел использовать ее и погреться в лучах ее славы (партнер как нарциссический трофей), а она - соответствовать перфекционистским сверхожиданиям мужа/(бсс - матери)/мира.
Но это не любовь. И потом не любовь. Она приняла решение, выбрала линию поведения, он послушался как ребенок слушается мать.
Он показан вполне безликим, возможно, он был всю жизнь с ней, так как неконкурентоспособен и это была безвыходная для него ситуация - не верил, что найдет другую и так согласится с ним таким никаким жить. Вполне по-мазохистски - лучше плохой объект, чем никакой.
Например, самость грубо подавляется, когда происходит замена глубинных собственных потребностей (быть призанной и принятой такой, какая есть) на относительно поверхностное желание "быть на статусном балу" в прекрасном платье с прекрасными украшениями в прекрасном настроении. За этим стоит убеждение, что быть любимой значит заслужить достижениями / красотой / поведением, оправдывающим ожидания других
Но ведь муж, какой он есть, ее принимает такой, какая она есть.
А пребывание в социуме накладывает на человека определенные условия, как то, чтобы была уместная Персона. И в социуме быть признанной и принятой, какая есть, без уместной Персоны, мне кажется, это подозрительная задача.
Поэтому без бального платья она не могла появиться на балу. А вот ожерелье...
Как показала практика, у нее была бижутерия. И героиня пользовалась успехом. Т.е. она могла бы не отдалживать "бриллиантовое" ожерелье у подруги. А купить себе бижутерию. И все было бы хорошо.
Вот это желание быть на балу, именно, с бриллиантовым ожерельем, которое не соответствует ее реальному материальному, социальному, семейному положению дел, мне кажется, и показывает ее отказ от себя, какая она есть, грубое подавление себя и невротический стыд.
Но за этим стоит, наверное, негативное убеждение, которое вы сформулировали.
И бриллиантовое ожерелье, мне кажется, это символ ее ценности в ее собственных глазах.
Sorella 2013-04-22 11:55:48
Тяжелый труд - это как раз противоположное состояние. В нем проявляется характер, сила воли, целеустремленность, непрагматические ценности ("ради чести"), глубина личности. »
Sorella 2013-04-21 09:11:18
Наоборот, он именно точно показал внутреннее нечувствие таких людей. В минуты, когда угрожает позор и осуждение, они сделают все невозможное, чтобы избежать стыда и не разочаровать окружающих. Не бывает у них обычно взрывов эмоций, кроме вспышек архаической ярости, когда кто-то дерзнет засомневаться в их "статусе".
Мне кажется, тут есть какое-то противоречие.
Ведь в конце новеллы позор и осуждение не угрожает героине, с одной стороны.
С другой стороны, она сама первая говорит подруге и своем тяжелом труде, и о своих чувствах, что ей это было очень тяжело. Т.е. не боится позора и осуждения тяжкого труда со стороны подруги. И искренне говорит о своих чувствах, что нельзя говорить о бесчувствии. Ничего не скрывает от подруги из-за стыда или страха позора, как это было десять лет назад.
А с третьей стороны, тяжелый труд, мне кажется, героиню должен исцелить, т.к., думаю, она почувствовала глубину своей личности в невзгодах, обрела свою ценность в своих глазах, что уже нечувствие у нее осталось позади. А иначе какой был бы животворный смысл в тяжком труде, если перечисленные характеристики животворности тяжелого труда героини носили бы какой-то поверхностный, теоретический или нестабильный характер?
И все-таки, самое интересное Мопассан от нас утаил. А что почувствовала героиня? Горькое разочарование? Опустошение? Взрыв эмоций? Крушение всех ценностей? Благодарность судьбе?
Наверное, все сразу. Кроме того, думаю, подруга ей вернет настоящее бриллиантовое ожерелье, т.к. она получила его по ошибке. И героиня в результате своего внутреннего и внешнего пути обретет не только свою ценность, но и физическое воплощение этой ценности, о которой она когда-то мечтала. :)
Я не понял- отдала подруга Луазели разницу в деньгах между бриллиантами
и бижутерией? Если отдала- она стала богатой.
мдяяяяя.... еще раз подтверждает что честность превыше всего.....
Да. Можно сделать такой вывод.
Ибо второй раз героиня была честна с подругой, не побоялась "упасть", в результате чего выявилась правда о бриллиантовом ожерелье. И ситуация для героини, думаю, выправится...
И ситуация для героини, думаю, выправится...====
Cнежинка, вы нацелены на хеппи энд, - как ракеты
томогавк- на противника. Cамонаведение.
А можно чтобы в тяжком труде и пр.- вообще не было ни смысла, ни морали?
Ничегошеньки такого позитивненького?
Жил- работал- умер. Все.
Cнежинка, вы нацелены на хеппи энд, - как ракеты томогавк- на противника. Cамонаведение.
Жил- работал- умер. Все.
Это вы так нацелены, а не я. :)
Это ваши проекции. Возвращаю их вам.
словно первоначальные мечты о свете, фантазии в балах, признаниях - как образ фальшивой подделки, зато настоящие собраны из каждодневного труда, нужды, тягот и опять ради фальшивой цели. Автор прикольно так показал душевную скудность и фальшивую чистоплотность.
Это вы так нацелены, а не я.
Это ваши проекции. Возвращаю их вам.====
Проекции чего?
Я говорю что есть варианты сценария.
В конце - не обязательно свадьба.
Проекции чего? Я говорю что есть варианты сценария. В конце - не обязательно свадьба.
Внутренней вашей установки или еще чего-то вашего внутреннего. :) Разбирайтесь сами.
А можно чтобы в тяжком труде и пр.- вообще не было ни смысла, ни морали?
Ничегошеньки такого позитивненького?Думаю, такое возможно, в зависимости, как переживается этот тяжкий труд.
В случае с героиней романа я вижу положительную тенденцию.
В случае с героиней романа я вижу положительную тенденцию.==
Игде?
Да их c мужем кондрашка хватила, когда они узнали что гордо горбатились за
кусок фальшивки. Хотя возможно они до конца жизни гордились собой и
умерли с осознанием выполненного долга. Завидую.
Игде? Да их c мужем кондрашка хватила, когда они узнали что гордо горбатились за кусок фальшивки. Хотя возможно они до конца жизни гордились собой и умерли с осознанием выполненного долга. Завидую.Я тут выше немного об этом писала. И еще выше в СТ об этом написано.
Опять ваши проекции?
Завидуете, что они за десять лет накопили состояние?
Автор, наверное, конец специально не написал. Ибо он для всех разный в зависимости от читателей.
Марина, не очень люблю французский роман, в том числе и Мопассана, но этот рассказ помню. Он меня всегда очень удивлял своей наивностью - настоящие бриллианты отличить от других камней легко, настолько визуально изумительно преломление света в его гранях, настолько яркие световые снопы они испускают. Наверное только уже полный "дуб" не отличит...
Рассказ не психологичен, скорее - затейливая не совсем достоверная байка...)
_______
"...худшей на свете хвори не знаю, чем духа томленье." "Старшая Эдда"