В духе Лермонтова и Достоевского...

"Униженные и оскорбленные"... Разочарованные и уязвимые... "герои нашего времени"? http://poslezavtra.be/dictionary/2012/09/10/prekariat---novyy-opasnyy-klass.html
С глубинно-психологической точки зрения, возможно, речь идет о шизогенном материнском комплексе и крайне амбивалентном отцовском комплексе в масштабе западной цивилизации (намеренно избегаю применения термина "культурный комплекс", по-моему, феномен прекариата транскультурный, то есть большего масштаба). 

 При такой "родительской паре" образов повышается вероятность формирования и массового использования такой защиты-ловушки как перверсии, имхо. (Перверсия защищает от безумия/хаоса и "зачаровывает", не позволяя отойти от него.)  

Автор: Sorella, дата: ср, 18/09/2013 - 07:58
При такой "родительской паре" образов повышается вероятность формирования и массового использования такой защиты-ловушки как перверсии, имхо. (Перверсия защищает от безумия/хаоса и "зачаровывает", не позволяя отойти от него.)

-
Сорелла извините профана, но можно данный феномен проанализировать более приближенными " к земному" словами?
Речь идет о базовой потребности человека - выживании в условиях глобализации мировой экономики. Вы думаете, данный процесс можно остановить? Если нет, то какие приспособительные механизмы может выработать человечество в складывающихся условиях?
-

"...Будет ли реализован предлагаемый профессором сценарий, или мы станем свидетелями чего-то другого – покажет время. Одно сегодня совершенно бесспорно: традиционный рынок труда в Германии (да и в других развитых странах) давно уже перешел в стадию разрушения. А глобализация мировой экономики ускоряет процесс его эрозии, лекарства от которой нет. И мечтать о возврате в прежние времена и отношения совершенно бессмысленно..."

Прекариат (Prekariat) – неустойчивая, ненадежная занятость.

http://neuezeiten.rusverlag.de/2009/07/24/chto-takoe-prekariat/

Не понятно, почему тема названа в духе Достоевского.
В статье, мне кажется, очень субъективная точка зрения. Опять идея все отобрать у кого что-то есть и поделить на всех. Только теперь она связывается с прекариатом. Эту идею уже осуществил пролетариат. Было ужасно. По-моему у автора у самого нет исторической памяти, к которой можно было бы обратиться за поиском ответов.
М-да... подумалось как же мы отстаём,  получается на Западе есть необходимость устремиться к тому, что было у нас раньше: у всех небольшой, но надёжный доход,  а мы во все тяжкие кинулись в рынок.

Думаю, что это серьёзная опасность и особенно то, что политики чтобы уйти от собственной ответственности, будут кивать на "плохих" соседей, искать врагов на стороне. В нашей стране тоже что-то похожее происходит: очень большая часть молодёжи не очень хочет работать, но хочет иметь деньги и желательно большие.

"...Он состоит из множества необеспеченных людей, живущих чёрти какой жизнью, работающих в случайных и постоянно меняющихся местах без всяких перспектив профессионального роста; прекариат — это миллионы разочарованных молодых людей с образованием, которым совершенно не по душе то, что их ждет впереди; миллионы женщин, сталкивающихся с жестоким обращением на депрессивной работе; постоянно растущая армия тех, кто отмечен клеймом преступника на всю жизнь; миллионы «нетрудоспособных» и мигрантов по всему миру. Они, в отличие от полноценных граждан, являются просто «обитателями», чей круг социальных, культурных, политических и экономических прав значительно урезан..."

 

а по-моему, он сгреб всех в кучу и да, получилось в духе "униженных и оскорбленных", только молодежь не вписывается, им же просто не по душе от того, что их ждет.

Может ли из такой массы выйти некий "класс", выдвигающий ...требования о создании соответствующей политической повестки и общественных институтов...? или хотя бы "движение" под общим девизом?

Вот думаю, что нет. Нет основного ядра что ли, основания, нет общей ценности, многое подорвано и забыто. 

Интересно, что помимо чувств, может объединить эту массу в некий сплоченный организм с устойчивым центром?

 

Завести толпу "униженных и оскорблённых" на разрушительную деятельность очень легко, для этого не нужны общие ценности, достаточно общих трудностей и сложностей, внутреннего гнева и обиды на эту жизнь..

но это будет просто разгневанная масса, масса, которую обозвали прекариотами и всего лишь. И этой массой можно будет с легкостью манипулировать и ничего нового, никакой противодействующей и образующей силы не возникнет.

Или смысл в этом?

По-моему автор статьи описывает существующее явление, а что и как жизнь покажет, он просто предупреждает об опасности  и события по миру во Франции, в Испании, в Греции, да и в Германии доказывают, что такая проблема существует: это мигранты, ищущие лучшей жизни по всему миру (Москва ими переполнена и преступность растёт), молодёжь на Западе с тремя образованиями работающая официантом на временной работе за 450евро в месяц, а то и вовсе без работы, люди живущие на пособие и т.п., количество бездомных в России в связи с переходом к капитализму тоже увеличилось немеренно. Чем и как  сдерживать их недовольство...
Клара 2013-09-18 13:31:02
Чем и как  сдерживать их недовольство...

 чем сдержишь людей, на которых откровено плеют? это тот же вопрос Аспирины?

 

Ютта, я как раз тоже подумала про Аспирину, что она именно с такими людьми работает в своём центре.

Не уверен что Печорин имеет к этому отношение.
Вообще "сиротство" наступило давно, еще с крушением церкви и монархии.
Был период, когда дети вновь получили усатого Отца и родину-Мать.
Время от времени массы усыновляют отдельные лидеры или движения, но
в основном "сиротство" люди восполняют за счет причастности- к стране,
нации, самые продвинутые- к культуре.  Осиротевшие действительно
пытаются заглушить одиночество потреблением или развлечениями.
Читал что открывают новую киностудию, которая будет производить
патриотические фильмы. Заказ государства,

hobit 2013-09-18 10:41:42
можно данный феномен проанализировать более приближенными " к земному" словами?
Образ родительской пары - главная психологическая опора личности, и в нем нужен многоосевой баланс (позитивных и негативных аспектов каждого комплекса, индивидуального и коллективного, абстрактно-философского и чувственно-наглядного...) При взаимодействии с "шизогенной матерью" все становится разрозненным и невыносимо/парализующе противоречивым, при взаимодействии с "амбивалентным отцом" провоцируется противоречивая активность человека, метания в поведении, итог которых либо нуль, либо движение "вниз и назад" - неудовлетворительный в контексте развития.
Глобализация - постепенное устранение различий и границ на разных уровнях (индивидуальном, социальном, культурном...) Когда становится размытой последняя граница между собой и миром /между внешним и внутренним - это психотическое состояние почти однородного хаоса. От такого состояния (внутри ли, в окружении ли) нужно защищаться, чтобы выжить как личность, психически. 

 

hobit 2013-09-18 10:41:42
Вы думаете, данный процесс можно остановить? Если нет, то какие приспособительные механизмы может выработать человечество в складывающихся условиях? -
Не знаю. В условиях индивидуального анализа тормознуть раскрутку перверсивности и развернуть личность к другим психологическим возможностям можно, но и то не всегда. В условиях современного общества - вряд ли, эрозия символического идет полным ходом.

Одна из примитивных мощных психосоматических защит личности - перверсия. То есть хоть какая-то (искаженная, мало эффективная, неэкологичная) группировка составляющих хаоса с целью упорядочения, ориентирования и целеполагания. Перверсия дается дорогой ценой, так как почти все силы сосредотачиваются на этой задаче выживания, на другое психических и физических ресурсов почти не остается. Перверсия в широком смысле - это и аддикции (алкоголизм, наркомания, игромания и т.п.) Инстинкт при этом становится идеологией, а условий для появления и существования символического нет. 

После крушения союза, а затем и крушения иллюзий связанных с
демократией и свободой, как то не вызывают сочувствие перверсии
европейских лимитчиков. Пережили и бандитизм и идиотизм...перверсии
тоже перезимуем. Перверсии- извращения?
Имели мы их, в особо извращенной...

Vervoleg 2013-09-18 18:09:57
как то не вызывают сочувствие перверсии европейских лимитчиков.
Ну почему же "европейских"... у нас примерно то же самое (глобализация же).Vervoleg 2013-09-18 18:09:57
Перверсии- извращения? Имели мы их, в особо извращенной...
Да, что-то вроде выворачивания всего и вся наизнанку с утратой ориентации, где изнанка, а где - ее противоположность. Кто кого как имеет - в таких абсурдно-шизофренических условиях очень сложный вопрос. ;)
Автор: Sorella, дата: ср, 18/09/2013 - 16:04
Не знаю. В условиях индивидуального анализа тормознуть раскрутку перверсивности и развернуть личность к другим психологическим возможностям можно, но и то не всегда. В условиях современного общества - вряд ли, эрозия символического идет полным ходом.

-
Звучит грустно. Совсем никаких вариантов нет?
-
Перверсия дается дорогой ценой, так как почти все силы сосредотачиваются на этой задаче выживания, на другое психических и физических ресурсов почти не остается.
-
Да, к сожалению но так. Задача выживания - базовая. Если нарушены условия выживания, то действительно все силы уходят на решение именно этой задачи. Но прекариат, тут речь идет не совсем о выживании, скорее это неспособность людей отказаться от определенных благ, которые предоставляет общество, цивилизация.
-
Перверсия в широком смысле - это и аддикции (алкоголизм, наркомания, игромания и т.п.) Инстинкт при этом становится идеологией, а условий для появления и существования символического нет. 
-
В хронической форме да. Но мне кажется что такой пример не совсем удачен для выражения состояния общества в целом. Все таки зависимости имеют больше физиологический фактор, чем социальный. Хотя, предпосылка к возникновению конечно психологическая.
hobit 2013-09-18 21:59:19
Совсем никаких вариантов нет?
Не знаю.

hobit 2013-09-18 21:59:19
прекариат, тут речь идет не совсем о выживании, скорее это неспособность людей отказаться от определенных благ, которые предоставляет общество, цивилизация.
Не соглашусь. Речь идет о приспособлении или о неспособности к приспособлению к условиям ненадежности и уязвимости существования в особо крупном масштабе и в донельзя технологизированной среде. Психологически речь идет о нарушении базовых прав человека, о многократной нарциссической травме самоуважения - унижении и оскорблении человеческого достоинства, о возвращении "рабской" психологии.

hobit 2013-09-18 21:59:19
Все таки зависимости имеют больше физиологический фактор, чем социальный.
Никто еще не доказал, что было раньше - курица или яйцо. 

Например, В рамках алкоголизма немецкие исследователи выделяют 4 типа этой зависимости, лишь один из которых поддается психотерапии с относительно длительной ремиссией, 1 тип переходный - ремиссии короткие, 2 физиологически обусловленных - психотерапии не поддаются.

 

Пример социально пропагандируемой наркомании - потребительское кредитование. Впереди у нас дефолт на эту тему - пузырь скоро лопнет. Еще примеры: социальные сети, мировой рынок ценных бумаг, церковь как социальный институт... - принципы функционирования в современных условиях те же, что при аддикциях.

Автор: Sorella, дата: ср, 18/09/2013 - 21:22
Не соглашусь. Речь идет о приспособлении или о неспособности к приспособлению к условиям ненадежности и уязвимости существования в особо крупном масштабе и в донельзя технологизированной среде.
-
Смотря как человек сможет поставить на службу себе эту технологизированную среду. Если для развития социума, то не вижу тут никакой патологии, если для получения жизненных благ отдельной прослойкой, то это другой вопрос.
-

Психологически речь идет о нарушении базовых прав человека, о многократной нарциссической травме самоуважения - унижении и оскорблении человеческого достоинства, о возвращении "рабской" психологии.
-
Сегодня речь зашла о Д.А. Леонтьеве. Мне кажестя мы  плохо еще понимаем в чем заключается смысл развития человеческой личности?
Я к сожалению не успеваю в своем чтении за ходом мировой психологической мысли. Застряла где-то в 30 годах 20 века ( Но подход психологической школы МГУ мне достаточно близок).
-

..принципы функционирования в современных условиях те же, что при аддикциях.
-
Я думаю, что система имеет "защиту от дураков". Либо она распадется совсем (как вы говорите лопнет (рванет), либо найдет способ дальнейшего эволюционного развития. Оба направления вполне вероятны. Аддикци поддаются излечению при честной саморефлексии. Процесс болезненный, но вроде надежный.
-
(И мое личное мнение, что эффект наблюдателя тут играет достаточно важную роль, жаль что это мало кто понимает).

 
 у нас примерно то же самое (глобализация же).

====

Я согласен что "книги Толстого" действуют на чукчей опустошающе...

но вот про занятость...представьте какие перверсии должны были трепать рязанских

мужиков все монгольское нашествие. Или население Европы, которое несколько раз

сокращалось на две трети из-за чумы. Но все равнодушие Матери-природы и отцов-князей

компенсировалось обещанной любовью отца небесного, и как то жилось. Расширение сознание

связанное с отказом от религии дорого дается.

C нами при рождении никто контракт не подписывал и счастья и смысла не обещал, но я с вами

согласен,- на глубоком уровне есть обида на Отца (отцов) что в детстве сильно напиз...ли

про законы и мораль, которые не помогают в жизни, и на Мать, которой наплевать как сынок (дочка) будет жить если заболеет. Но это же не значит, что единственный выход- это

общество благоденствия. Действительно Достоевский,- Великий инквизитор. Несколько

взрослых обеспечивающих блаженное детство миллионов.

А вообще, быть " менеджером" ( читай- без профессии) - это пи...ц.

“В капиталистическом обществе проигравший попадает в рабскую зависимость от победителя и 

проигравших всегда должно быть больше.”   Чарльз Буковски.

"Вот скажите, как можно любить свою работу и вообще наслаждаться жизнью, если тебе каждый день надо просыпаться по будильнику в половине седьмого утра, подниматься с постели, одеваться, насильно впихивать в себя завтрак, срать, ссать, чистить зубы, причесываться, трястись в переполненном общественном транспорте — для того, чтобы не опоздать на работу, где ты будешь вкалывать целый день, делая немалые деньги, только не для себя, а для какого-то дяди, и при этом еще от тебя будут требовать, чтобы ты был благодарен, что тебе предоставили такую возможность?! “  Чарльз Буковски.

( Мы тупые, но добрые))



...А мы умные, но злые...

Я вот не могу рассматривать вопрос на уровне Сореллы - с глубинно-психологической точки зрения. ... Даже и в голову как-то никогда не приходило...  АП Юнга такие вопросы традиционно не рассматривает, я считала...  Могу только сказать, что вопрос стар, как мир - всегда будет немного богатых и много бедных. С вариациями конечно. В странах богатых  бедные живут в приличных съемных квартирах или скромных домиках, ездят на мерседесах дешевых марок и едят курицу каждый день. В бедных странах бедные живут по пять человек в двух комнатах, одна из которых проходная, ездят на общественном транспорте, курицу едят по праздникам... Все относительно, meo voto.

...Действительно, а почему нас не спрашивают, хотим мы появляться на свет и жить эти гребаные 70-80 лет, мне вот тоже это очень интересно... А может быть, кто-то и не захотел бы на данных условиях?...

И, потом, зачем вспоминать подопечных Аспирины? Прекариат гораздо ближе - я, вот, например, - типичный прекариат, то есть, попросту говоря - бедный. ... Или, даже, нищий...  Ни на какие демонстрации я не пойду, ничего требовать не буду - смысла не вижу... Люди рождаются господами и рабами. Редко кто из семьи рабов становится господином. Как это "... речь идет ...  о возрождении рабской психологии", Сорелла? И зачем кавычки слову рабская? Рабская психология никуда и не исчезала, зачем ей возрождаться? Она может изменяться, модифицироваться, но, ни в коем случае, не исчезать.  

Хотя и у меня "есть зуб" на кое-кого. Москвичей и петербуржцев. Эти "господа", даже родившись в бедных семьях, и живущих бедно /по меркам Москвы и Петербурга/, живут в несколько раз лучше бедняков Владимира, Рязани, Костромы... Вот этот нонсенс "различной бедности" в пределах одного государства, действительно, удивительный! Нигде в странах европейской культуры такого нет. Я, во всяком случае, не слышала. Бедняк в каком-нибудь захолустном городишке Англии такой же бедный, как и бедняк в Лондоне.  

____

"...худшей на свете хвори не знаю, чем духа томленье." "Старшая Эдда"


 
hobit 2013-09-18 21:59:19
Звучит грустно. Совсем никаких вариантов нет?

 звучит очень грустно, остается уповать только на себя и Бога внутри.

только нас самих, как правило, нет и Бог умер, так и живем в пустой выженной земле.

жесть!

ау, где ты человек??? личность, индивидуальность?

или все ж Сорелла обостряет намеренно все углы?

 

hobit 2013-09-18 21:59:19 прекариат, тут речь идет не совсем о выживании, скорее это неспособность людей отказаться от определенных благ, которые предоставляет общество, цивилизация.

Sorella 2013-09-18 22:22:02
Не соглашусь. Речь идет о приспособлении или о неспособности к приспособлению к условиям ненадежности и уязвимости существования в особо крупном масштабе и в донельзя технологизированной среде. Психологически речь идет о нарушении базовых прав человека, о многократной нарциссической травме самоуважения - унижении и оскорблении человеческого достоинства, о возвращении "рабской" психологии.

 

На мой взгляд, речь идет о приспособлении и о невозможности приспособления человека к условиям существования в донельзя технологизированной среде. Вот именно тут, на мой взгляд, идет нарушение базовых естественных условий жизни человека, а значит, базовых прав человека.  Вот тут нет самоуважения человека к себе и к другому человеку. Однако, наверное, это тень «господской» психологии человека по отношению к природе и телу. И это теневое собственное унижение и оскорбление человеческого достоинства, мне кажется, проецируется на политику. Что политическое мироустройство лишает человека достоинства. И если как-то опять мироустройство в политическом смысле поменять, то исчезнет ненадежность и уязвимость существования. На мой взгляд, политические системы менять в этом смысле это отыгрывание ситуации. Униженность и оскорбленность, ненадежность и уязвимость существования человека только усилятся. Я думаю, надо менять современное общественное мироустройство в каком-то другом смысле: надо стать более духовными и менее потребительскими во всех смыслах и во всех областях жизни по отношению к телу, к природе, к человеку, к себе. Но это можно и надо начинать с себя и в своем обществе без политических революций...

 "герои нашего времени"?
Наглядная иллюстрация одного из трёх признаков существования в буддизме...
hobit 2013-09-18 23:45:13
Смотря как человек сможет поставить на службу себе эту технологизированную среду. Если для развития социума, то не вижу тут никакой патологии, если для получения жизненных благ отдельной прослойкой, то это другой вопрос.
Ваш образ человека обладает немалым величием, остается этому только позавидовать! Также как и вашему оптимизму насчет аддикций и честной саморефлексии... )

 

"Патология" - это вы в данном случае о чем? Не поняла, сорри.

Dtkeyl 2013-09-19 04:17:31
вопрос стар, как мир - всегда будет немного богатых и много бедных.
Мы же не об этом. Ситуация такова, что и "богатые" оказываются в том же самом положении ненадежности и уязвимости. В каком-то смысле им даже больнее падать с их высот. 
 Dtkeyl 2013-09-19 04:17:31прекариат, то есть, попросту говоря - бедный. ... Или, даже, нищий... это не одно и то же

Dtkeyl 2013-09-19 04:17:31
Люди рождаются господами и рабами. Редко кто из семьи рабов становится господином. Как это "... речь идет ...  о возрождении рабской психологии", Сорелла?
А если не рождаются, а становятся - как раз под влиянием родителей? (семья - первичный социум).

Не о возрождении, а о возвращении. Имелось ввиду то, что "рабство" "нормализуется", вновь приближается у нас к норме жизни, возвращается из тени ценностей Просвещения.
Ютта 2013-09-19 07:50:31
или все ж Сорелла обостряет намеренно все углы?
Угу. Выбирая самые мягкие выражения и тщательно скрывая суровые факты, от которых шерсть дыбом...
 
Снежинка 2013-09-19 08:00:00
Я думаю, надо менять современное общественное мироустройство в каком-то другом смысле: надо стать более духовными и менее потребительскими во всех смыслах и во всех областях жизни по отношению к телу, к природе, к человеку, к себе.
Увы, это уже было на вершине системы, например, советских ценностей. Раздутые инфляцией духовные аспекты комплексов ("скала" и "Прометей") - ничуть не лучше инстинктивных аспектов комплексов ("орел" и "печень")...

К тому же, мы научились продавать-покупать-потреблять "духовность" как любой другой товар/продукт на рынке-базаре... Она часто извращена до эзотерики и магии, интеллектуализированного бреда, идеологии, диеты и фитнеса, офисного фен-шуй, психокульта, псевдонауки  и т. д. 

господи, Сорелла, хоть что-то осталось у нас ценного и истинного? вы, прям, полный аут описываете.

 

Да ладно, это не полный аут. Войны ж нет.

 

Ютта 2013-09-19 20:28:37
хоть что-то осталось у нас ценного и истинного?
"у нас" - это у кого? 

У вас? Осталось. Вы же знаете, что для вас истинно и ценно. 

У меня? Осталось. Я знаю, что.

Так и живем, с индивидуальными системами ценностей и истин. У кого-то они более осознаны, у кого-то бессознательны и в какой-то мере совпадают с семейными. С более масштабными коллективными ценностями - сложнее. Там разрухи и хаоса больше.

 

Так и живем, с индивидуальными системами ценностей и истин.

===

Ишь ты, с индивидуальными.)

( все истины придуманы в Швейцарии, но не все еще переведены.) )

Vervoleg 2013-09-18 16:15:11
Читал что открывают новую киностудию, которая будет производитьпатриотические фильмы. Заказ государства,

 Сечас уже снимают про Гагарина, Харламова. Идет отсыл к "героям" прощлого. Спрашивается, кто "герой" сегодняшнего дня. Стоит ли возвращаться к прошлым героям.