Снежная Королева

| |
Интересна юнгианская интерпретация сказки Андерсена "Снежная королева" - в интернете ничего не нашел - если у кого есть идеи, ссылки, книги - буду очень благодарен за информацию.
Прообразом Снежной Королевы является скандинавская богиня Скади.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B8 - нормальная себе барышня была - даже замуж вышла...

Легкий житейский анализ сказки - http://www.refleksia.ru/node/189

Олег, такое впечатление складывается, что Алла Чугуева сказку читала как-то не очень внимательно.

Во-первых, Кай был околдован /читай - серьезно заболел психозом, попал под влияние бесознательных архитипических содержаний, перестал видеть мир обычным - все ему казалось кривым и безобразным/, Снежной Королевой только после того, как ему в глаз и в сердце попали два осколка Кривого Зеркала, которое, кривляясь и безобразничая, разбили тролли. По-моему, это очень важная деталь упущенная Чугуевой. Снежная Королева получила власть над Каем только при этих условиях - попадании Кая под влияние архитипического - только после определенного несчастья в его жизни, этого вот ранения его души осколками Кривого Зеркала.

То есть, meo voto, речь идет о заколдованности персонажа - попадании его под власть архитипического - еще до того, как роскошные белые сани Снежной Королевы унесли Кая от Герды. Королева поцеловала Кая два раза; после первого поцелуя он перестал ощущать боль в душе, а после второго - забыл и бабушку, и Герду, и свою прошлую жизнь - "впрыск анестетика", усиление "заколдованности". Снежная Королева - это, конечно, воплощение-символ логической психофункции в ее крайнем, деформированном состоянии.

То есть, сначала попадание под архитипические влияния бессознательного, и, уже потом, как следствие этого, возможно, как защита, сильнейший перекос психе в сторону логической функции.     

Во-вторых, владения Снежной Королевы не "растаяли" - логика как была, так и до сих пор остается мощным средством защиты от архитипических влияний. Герда смогла /что, конечно, бывает только в сказках/ спасти Кая - растопить своей жертвенностью, своими слезами осколки зеркала в глазу и в сердце Кая, читай - "расколдовать", вывести его из под архитипической власти бессознательного. Кай ушел из владений Снежной Королевы вместе с Гердой - отказался от всеохватывающего господства логической функции, признал необходимость функции чувства. 

Кстати, Олег, очень интересно, почему Вы решили, что праобразом Снежной Королевы была Скади?

________

"...худшей на свете хвори не знаю, чем духа томленье." "Старшая Эдда"


 
Мария, спасибо за Ваш обзор сказки.
Алла же предупредила не относится к ее анализу слишком серьезно - он поверхностный и "бытовой" имхо. И Ваше замечание, конечно, очень уместно и верно.

Dtkeyl 2013-10-07 19:38:11
перестал видеть мир обычным - все ему казалось кривым и безобразным/
Зеркало было изобретено Дьяволом - то есть Кай попал под власть Тени, при этом совершенно этого не осознавая...

Dtkeyl 2013-10-07 19:38:11
только после определенного несчастья в его жизни, этого вот ранения его души осколками Кривого Зеркала.
А интересно, какое же несчастье было в его жизни? - любящая бабушка и подруга? Если исходить из компенсаторной роли бессознательного - получается, Кай был слишком "правильным / добрым / чутким", "мягким", "светлым"...

Dtkeyl 2013-10-07 19:38:11
Снежная Королева - это, конечно, воплощение-символ логической психофункции в ее крайнем, деформированном состоянии.
Для меня Снежная Королева гораздо более сложный персонаж - она отражение Материнского Архетипа. 

Сразу возникает вопрос: почему Кай в своей идентификации с Тенью потянулся к отрицательному материнскому архетипу, а не какому-либо другому? В сказке говорится о бабушке, но ничего не сказано о матери.

Dtkeyl 2013-10-07 19:38:11
вывести его из под архитипической власти бессознательного.
Мне кажется скорее проявила обратную сторону Материнского комплекса, его положительную сторону.

Кай в сказке вообще какой-то пассивный, "игрушка" в руках "женщин"...

Dtkeyl 2013-10-07 19:38:11
Кстати, Олег, очень интересно, почему Вы решили, что праобразом Снежной Королевы была Скади?

http://lib.znate.ru/docs/index-281486.html

 

"Скандинавские боги ведут свою родословную по женской линии от великанов. Какая богиня является прообразом Снежной Королевы? Этой богиней является Скади. Эта женщина – дочь великана Тьяцци и жена бога Ньёрда. Предположительно, ее имя означает "вред, повреждение" (и даже "смерть"). У нее не самый добрый характер, и скорее всего она покровительствует охотникам и следопытам, а также мстителям. Хотя ее считают богиней, она живет в Утгарде - в земле великанов - в Трюмхейме ("Грохочущем мире"), оставшемся ей от отца. Там, в скалах, дико воют ветра, отсюда и название -Трюмхейм. Скади также называют "светлой невестой богов" и "мудрой невестой богов". Ей широко поклонялись в древние времена, однако только в Скандинавии, а не на континенте. Ей милы скалы и заснеженные долины, и вой волков звучит для нее лучше любой песни. Ее время - долгая зима. Скади даже называют богиней зимы. Снежная королева, войдя в сказку, сохранила черты харак­тера Скади: она такая же суровая, жестокая, красивая. И в сказке Андерсена, и в его знаменитом романе героиня выбрала север. Навсегда."

Вывод:
Происхождение Девы льда в скандинаво-германской мифологии связано изначально, на мой взгляд, с нечеловеческой сущностью. Родословная девы Льдов и Снежной королевы уходит своими корнями в далекое прошлое, ведущее к богу-великану Имиру.
Возможно, именно богиня Скади является прототипом образа хозяйки севера. Но утверждать, что это так, со 100% уверенностью, конечно, нельзя. В скандинаво-германской мифологии на этот вопрос нет чёткого ответа. Однако в любом случае истоки произведений Андерсена (Роман «Дева Льдов» и сказка «Снежная Королева») берут своё начало в седой эддической древности.
Именно родословная великанов севера, изложенная в скандинавских мифах, позволяет отыскать прототип Снежной королевы, неуловимой, как дуновение ветра. Основания такого поиска налицо. "

Сам Андерсен говорил о мире своих сказок следующее: “Сказочная поэзия - это самая широкая область поэзии, она простирается от кровавых могил древности до разноцветных картинок простодушной детской легенды, вбирает в себя народную литературу и художественные произведения, она для меня представительница всякой поэзии, и тот, кто ею овладел, может вложить в нее и трагическое, и комическое, и наивное, и иронию, и юмор, к услугам его и струны лиры, и лепет ребенка, и речь естествоиспытателя”ii.

http://www.psy-analyst.ru/eche/3super2.asp
Марфа большое спасибо - получил огромное удовольствие от статьи. Жаль, что автор лишь коснулся отдельных моментов сказки, а не проанализировал ее полностью.

 

Гром,а вы не смотрели фильм Э.Рязанова "Андерсен.Жизнь без любви"?Мне кажется там есть прообраз снежной королевы Йенни Линд.-----------------------------Он пугался собак, избегал больших пространств и сторонился женщин. Когда благовоспитанные девицы пытались женить его на себе, сказочник разрывал все отношения и стремился исчезнуть из их жизни навсегда. Он не раз признавался, что был пять раз влюблён и имел множество подруг, которые были не прочь связать с ним свою судьбу. Тем не менее в своём дневнике Андерсен записывал, что никогда не был близок с женщинами: «Если я прихожу домой, не потеряв невинности, я её никогда не потеряю» или «Я всё ещё невинен, но кровь моя горит…» В то время писателю исполнилось тридцать лет.

Он был некрасив. Высокий, худощавый, с острым носом и длинными кистями рук, великий датчанин казался совершенно нелепым. Страдая от своей внешности, писатель был обидчив до крайности, меланхоличен и избегал любой критики в свой адрес.

Он так и не создал семью, и все его отношения с женским полом носили лишь платонический характер.В кругу дам сказочник держался довольно смело, любил рассыпать комплименты и наделять собеседниц романтическими образами, однако как только очередная дама обращала на него внимание и желала завязать более тесное знакомство, писатель спасался бегством.

Считают, что самой сильной любовью сказочника была шведская певица, красавица Йенни Линд. Он увидел её в одном из самых знаменитых театров Копенгагена в 1843 году. Тогда она не произвела на него впечатления и вовсе не показалась красавицей. Линд была юна, холодна и неприступна. Такие женщины пугали писателя, и он старался избегать их. Однако во второй раз певица показалась Андерсену совершенно иной: тёплой, обаятельной и милой. У новых знакомых завязалась очень нежная дружба, но перерасти в нечто большее она так и не смогла.

В начале Андерсен лелеял надежду на глубокие и сильные чувства со стороны Линд.К тому времени, так и не создав семьи и не заведя детей, сказочник всерьёз подумывал об этом. Рядом с Йенни он изменился: стал терпимее к окружающим, менее циничен, а в его глазах появилось тихое счастье.

Йенни гастролировала по Европе. Она ездила в Англию, Францию и Германию. Знаменитый датчанин сопровождал её во всех поездках. Линд очень трепетно и заботливо относилась к новому другу. Она обожала его сказки, часами слушала его удивительные рассказы, его успех и известность восхищали её. Однако ответить на чувства влюблённого знакомого певица так и не смогла.

Но как бы Йенни ни подчёркивала дружеский характер их отношений, Андерсен не желал расставаться со своей мечтой. Тогда Линд, решив разорвать странную связь с датским чудаком, воспользовалась удобным моментом на одном из приёмов, куда были приглашены самые известные люди богемы, а также сам сказочник.Шведская певица, взяв огромный бокал вина, подошла к неуклюжему, долговязому писателю и громко, обращаясь к нему, проговорила: «Не желаете ли вы, Андерсен, стать моим братом?» Тот, растерянный, кивнул головой.

Спустя год у писателя и шведской обольстительницы состоялась ещё одна встреча. Однако и после неё Йенни оставалась неприступна и верна своему желанию. Она призналась, что любит писателя как друга и брата, но как к мужчине её сердце остаётся равнодушным. Так великий Ганс Христиан Андерсен навсегда попрощался с мечтой о личном счастье.

Он страдал, опять погрузившись в уныние. А прекрасная блондинка, забыв о милом друге, вскоре вышла замуж. Это произошло в 1852 году. В тот день влюблённый сказочник окончательно потерял надежду. Теперь его сердце не чувствовало ничего. Последнюю любовь забрала себе шведка, которую поклонники сказочника назвали Снежной королевой.Они всерьёз считали, что образ этой героини писатель срисовал с Линд.

Однажды, на закате своей жизни, Ганс Христиан Андерсен признался: «Я заплатил за свои сказки непомерную цену. Отказался ради них от личного счастья». Он умер 4 августа 1875 года после тяжёлой, продолжительной болезни.

http://stories-of-love.ru/page/stranica/8/Yenni-Lind-%E2%80%94-Gans-Hristian-Andersen.html-------------http://operaghost.ru/lind.html------------------Отношения со снежной королевой,которая так и не смогла стать самоотверженной Гердой.А Кай-это сам Андерсен.

марфа 2013-10-08 15:24:54
Отношения со снежной королевой,которая так и не смогла стать самоотверженной Гердой.А Кай-это сам Андерсен.
Да, действительно - это сказка очень точное отражение нарциссического расстройства.
Олег, нашла еще одну статью о Снежной Королеве http://www.egmont.ru/press/smi/detail1965/. Интересный биографический факт - отец Андерсена в предсмертном бреду видел в ледяных узорах на окнах лицо Королевы и последними его словами были: «Вот идет Ледяная Дева и она пришла ко мне». Когда же Ханс стал звать отца, мать принялась утешать сына: «Не плачь, бесполезно звать его, он умер, Ледяная Дева унесла его». Интересно, что мотив Ледяной Девы из скандинавских легенд и Снежной Королевы из сказки Андерсена повторяется в "Хрониках Нарнии" Клайва Льюиса (Белая Колдунья Джадис). У Андерсена есть еще одно произведение на эту тему: "Дева льдов".
Спасибо Флейта - статья интересная ))

Флейта 2013-10-08 21:35:09
Белая Колдунья Джадис
У Льюиса этот образ раскрыт гораздо шире, чем у Андресена - надо будет освежить в памяти - любопытно, чем она соблазняла "парней"?

 

 

 

Пока у меня складывается такая картинка:

- Снежная Королева архетипическая защитница - она защищает душу от травмы посредством заморозки...

- Она обольстительница - ее дар и соблазн - это сокровища Разума.

- Она Тень Доброй и Теплой Матери.

grom1113 2013-10-08 21:42:58
У Льюиса этот образ раскрыт гораздо шире, чем у Андресена - надо будет освежить в памяти - любопытно, чем она соблазняла "парней"?

 В Снежной Королеве Кай стал бессердечным, как вы помните, когда в его сердце попал осколок зеркала, разбитого злыми троллями, а Белая Колдунья угощает Эдмунда заколдованным рахат-лукумом, и он начинает служить ей.
grom1113 2013-10-08 21:48:32
Снежная Королева архетипическая защитница - она защищает душу от травмы посредством заморозки...

 А почему именно от травмы?
grom1113 2013-10-08 21:48:32
Она Тень Доброй и Теплой Матери.

Может быть еще Тень Белоснежки (?)
Флейта 2013-10-08 22:04:05
заколдованным рахат-лукумом
Рахат-лукум больше ассоциируется со телесными "сладостями"... не похоже на Снежную королеву...
grom1113 2013-10-08 22:06:36
Рахат-лукум больше ассоциируется со телесными "сладостями"... не похоже на Снежную королеву...
Но в сказке именно так. Или не похоже на то, как хотелось бы вам представлять Снежную Королеву Андерсена?
 
Флейта 2013-10-08 22:04:59
А почему именно от травмы?
А что еще нуждается в защите? - кажется только травма.

Ребенок в детстве травмируется - и чтобы избежать повторения непереносимой боли психика предлагает Защитника (Калшед). Или у целях защиты человек уходит в рационализацию...

Флейта 2013-10-08 22:06:30
Может быть еще Тень Белоснежки (?)
Возможно.

Но в уме сопоставляя Мачеху и Снежную Королеву вижу много разницы. 

Скорее архетип один - но в этих образах проявлены разные его "грани" и "глубина".

grom1113 2013-10-08 22:10:22
А что еще нуждается в защите? - кажется только травма.
grom1113 2013-10-08 22:10:22
Ребенок в детстве травмируется

 Ребенок нуждается чувстве защиты и безопасности потому что он ребенок. Нет?
 
Флейта 2013-10-08 22:09:18
Но в сказке именно так.
Ну Льюис и от себя много чего писал, а не только "списывал" коллективные образы. И, с другой стороны, - это лишь моя ассоциация...

Флейта 2013-10-08 22:09:18
Или не похоже на то, как хотелось бы вам представлять Снежную Королеву Андерсена?
А Вы представляете себе Снежную Королеву (Андерсена) предлагающую Каю рахат-лукум. Ей останется потом только станцевать на столе )))

Флейта 2013-10-08 22:14:36
Ребенок нуждается чувстве защиты и безопасности потому что он ребенок. Нет?
Да, Флейта.

И даже больше - все мы нуждаемся в Защите - это заложено в наших инстинктах (самосохранения). Но другое дело получает ребенок / человек эту Защиту или нет, и в какой мере (тут ведь тоже нужно соблюдать середину). Если внешний мир не предлагает Защиту - включаются внутренние коллективные архетипические структуры.

grom1113 2013-10-08 22:17:14
А Вы представляете себе Снежную Королеву (Андерсена) предлагающую Каю рахат-лукум. Ей останется потом только станцевать на столе )))
Хе-хе. Снежная Королева Андерсена, конечно, более "отмороженная", чем Белая Колдунья Льюиса. Она предлагает Каю, как вы помните выложить из осколков слово: "вечность".
 
А вот у моей жены рахат-лукум видится как "кубики, посыпанные сахарной пудрой, что очень похоже на кусочки льда, посыпанные снегом, что приводит нас к символам куба и снега - то есть символа Интеллекта"...
Флейта 2013-10-08 22:23:48
выложить из осколков слово: "вечность".
Флейта, а как Вы понимаете это "испытание" Снежной королевы?
grom1113 2013-10-08 22:28:15
Флейта, а как Вы понимаете это "испытание" Снежной королевы?
Хорошо бы мне тоже освежить в памяти подробности сказки. "Скоропостижно" не хочется интерпретировать.)
http://golovinfond.ru/content/priblizhenie-k-snezhnoy-koroleve
Флейта 2013-10-08 23:29:17
http://golovinfond.ru/content/priblizhenie-k-snezhnoy-koroleve

Спасибо, Флейта.

Автор дает свою личную интерпретацию некоторых алхимических понятий / стадий, в которой без глубоко знания алхимии трудно разобраться. 

С другой стороны - алхимия всегда была (и остается) путем индивидуальным, личным искусством.

Он рассказывает, насколько я понял, о чистом Женском / Материнском Архетипе, который амбивалентен: смертельный с одной стороны, а  с другой - живительный.

"... Путешественники приблизились к тому, что можно назвать Снежной Королевой. Как вы понимаете, первая встреча со Снежной Королевой не отличается особой радостью. Но, с другой стороны, мы не можем утверждать, что эта огромная фигура, кожа которой была снежной белизны, на самом деле, смерть.... Ни к чему, кроме абсолютного отчаяния и белого снега, человек, идущий по “влажному” пути, не приходит....  Это погружение в центр абсолютной смерти, который является, в сущности, центром матери-природы. 

... И мы должны принять на веру, что дальше в точке абсолютной смерти начинается жизнь, и она тоже белого цвета.

... Но это не та белизна, которой отличается восставшая из бездны фигура, это живая белизна, один взгляд на которую преисполняет жизненных сил. В алхимии это называется “переход от Матери-земли к Даме-натуре”..."


grom1113 2013-10-09 01:25:39
Он рассказывает, насколько я понял, о чистом Женском / Материнском Архетипе, который амбивалентен: смертельный с одной стороны, а с другой - живительный.

Я тоже так поняла.
"Из книг об алхимии мы знаем, что после черного цвета (нигредо), следует белый цвет. За белым цветом идут все цвета радуги. Но разные авторы меняют этот порядок. Любопытно, что в описаниях алхимического эксперимента мы никогда не встречаем радужного перелива цветов. Максимальный контраст - от черного к белому. Белому абсолютно мертвому. И от белого абсолютно мертвого, к белому абсолютно живому. Здесь находится то, что можно назвать женской субстанцией, женским космосом, но это не то, что женской субстанцией привыкли называть мы. Это не те женщины, которых мы видели.
Итак, надо идти в эту живую белизну, за которой начинается то, что мы можем назвать климатом или атмосферой Снежной Королевы."
--
И мне видится, что в сказке Андерсена Снежная Королева символически представляет "мертвую белизну", за  которой не видно ничего живого. (?)
Но в конце сказки проступают элементы алхимической стадии "рубедо" - красная ягода, красная шапочка маленькой разбойницы и цветущие розы на обратном пути Кая и Герды. (?)

Очень заинтересовали идеи об образах сказки. Правда, не было возможности хорошенько разобраться во всех текстах по ссылкам, проблемы со временем... Но в текст сказки все же заглянула. Просто кладезь символики )) Вот, например, самый первый эпизод. Скопирую, он небольшой.

 

ЗЕРКАЛО И ЕГО ОСКОЛКИ
Рассказ первый


Начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знатьбольше, чем теперь. Так вот, жил-был тролль, злющий-презлющий; то был сам дьявол. Раз он был в особенно хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же негодное и безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже. Прелестнейшие ландшафты выглядели в нем вареным шпинатом, а лучшие из людей — уродами или казались стоящими кверху ногами и без животов! Лица искажались до того, что нельзя было и узнать их; случись же у кого на лице веснушка или родинка, она расплывалась во все лицо. Дьявола все это ужасно потешало. Добрая, благочестивая человеческая мысль отражалась в зеркале невообразимой гримасой, так что тролль не мог не хохотать, радуясь своей выдумке.Все ученики тролля — у него была своя школа — рассказывали о зеркале как о каком-то чуде.

— Теперь только, — говорили они, — можно увидеть весь мир и людей в их настоящем свете!

И они бегали с зеркалом повсюду; скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нем в искаженном виде. Напоследок захотелось им добраться и до неба, чтобы посмеяться над ангелами и самим Творцом. Чем выше поднимались они, тем сильнее кривлялось и корчилось зеркало от гримас; они еле-еле удерживали его в руках. Но вот они поднялись еще, и вдруг зеркало так перекосило, что оно вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги. Миллионы, биллионы его осколков наделали, однако, еще больше бед, чем само зеркало. Некоторые из них были не больше песчинки, разлетелись по белу свету, попадали, случалось, людям в глаза и так там и оставались. Человек же с таким осколком в глазу начинал видеть все навыворот или замечать в каждой вещи одни лишь дурные ее стороны, ведь каждый осколок сохранял свойство, которым отличалось самое зеркало. Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и это было хуже всего: сердце превращалась в кусок льда. Были между этими осколками и большие, такие, что их можно было вставить в оконные рамы, но уж в эти окна не стоило смотреть на своих добрых друзей. Наконец, были и такие осколки, которые пошли на очки, только беда была, если люди надевали их с целью смотреть на вещи и судить о них вернее! А злой тролль хохотал до колик: так приятно щекотал его успех его выдумки. Но по свету летало еще много осколков зеркала. Послушаем же!

 

В начале мужской образ, полярности - Тролль - Творец. Тролль описан достаточно подробно, как близкий родственник или знакомый, а вот Творец - некая заоблачная фигура. Кажется, он не захотел посмотреть на себя в зеркало, почему бы это? 

Зеркало, которое должно отражать, формировать "образ себя" изначально дефектно, опять полярности - показывает ли оно "в настоящем свете" или искажает? Все восприятие мира перевернуто, поставлено с ног на голову. 

Вообще, мне кажется, этот эпизод отражает как бы исходное состояние психики, то, что "досталось в наследство", а развитие сюжета должно показывать, что индивидуальная психика с этим делает...

Marina 2013-10-09 23:03:02
этот эпизод отражает как бы исходное состояние психики, то, что "досталось в наследство", а развитие сюжета должно показывать, что индивидуальная психика с этим делает...

 а может не исходное, а некий пласт в коллективном бсс, и как влияет время, строй, воззрения на это коллективное поле, здесь как бы общий фон. Два полюса Дьявол-Бог, и влияние этой дихтомии на индивидуальное, на человеческое.