Что же такое Эго?
Автор: Lachesis, дата: пт, 02/02/2007 - 01:05 Юнгианство и пост-юнгианство
Мне показалось, что Эго заслуживает не меньшего внимания, чем бсс, тем более эта тема (что такое Эго) возникла внутри другой темы.
Вот что мы писали в другой ветке:
Автор: Lachesis, дата: сб, 27/01/2007 - 18:38
""Я всего лишь предлагал на миг забыть о том, что бессознательное существует"
Я попыталась и у меня не получилось это представить. А хотелось бы смочь, чтобы увидеть какие-то другие возможности.
Если убрать бсс, останется сознание и огромная пустота. Или можно все это представить себе как-то по-другому?
Аналоги бсс, такие как неизвестность, запредельное и т.п. не принмаеются, так как это все варианты назвать бсс.
Убрать бсс для меня все равно что оставить конкретное и механистичное, потому что каждое чувство, эмоция. спонтанный акт так или иначе приведет к бсс-му.
» Ответить
Автор: votan, дата: сб, 27/01/2007 - 18:58
Я тоже попробовал - и тоже не получилось (вот, а все Фрейда некоторые ругают:)). Ощущение пустоты вокруг, лишаешься каких-то своих основ и немного не по себе становится. И, точно, все выглядит каким-то механистичным. :)
» Ответить
Автор: Пенелопа, дата: сб, 27/01/2007 - 19:01
“Если убрать бсс, останется сознание и огромная пустота. Или можно все это представить себе как-то по-другому?”
Вы совершенно правильно себе представляете :)
Это ужасно страшно. Поэтому народ обычно выходит с серыми лицами после медитаций о пустоте.
А специалисты говорят, что для того, чтобы Эго сумело "умереть" в этой пустоте, оно прежде должно стать сильным и здоровым.
» Ответить
Автор: Пенелопа, дата: сб, 27/01/2007 - 19:19
"... в Книге Перемен - все как жизни: нет ни Первозданного Хаоса, ни Божественного Порядка. Все здесь "почти", все "на грани""
...равновесия?
» Ответить
втор: Пенелопа, дата: сб, 27/01/2007 - 20:28
Практикую, но не дзен :) и она мне очень помогает, во-первых, обнаружить мои внутренние конфликты или... как их там еще называют... неврозы... и жить с ними в мире, ну или лечить их, но уже средствами психотерапии, и во-вторых, обнаружить опору ТАМ за пределами скорлупы Эго, когда она рушится :) Осознаешь, что созданное нами Я – это далеко не конечная и вечная субстанция.
» Ответить
Автор: Lachesis, дата: сб, 27/01/2007 - 21:27
Наверное, практикующие медитации под "Я" подразумевают не то же самое, что мы?
Они прямо-таки обрекают несчастное "Я" на гибель. в свое время об этм много писала Аспирина в связи с ее медитативной парктикой.
"обнаружить опору ТАМ за пределами скорлупы Эго, когда она рушится :) Осознаешь, что созданное нами Я – это далеко не конечная и вечная субстанция".
Опора там, за пределами Я может быть в хорошем контакте с Я, они могут быть "за одно", почему их так часто противопоставляют?
Недавно в своем личном анализе я пережила ощущение разрушения части своих "уверенностей". Некая схема рухнула и на ее месте возникло тут же нечто новое.
"Я" при этом не пострадало (хотя покачнулось на какой-то момент), оно слегка изменилось, и, может быть, стало еще устойчивее после некоторого изменения.
Мне это напоминает эффект от занятий иогой. В какой-то момент телу становится невыносимо сложно находиться в позе, потом возникает некий "щелчок", как будто какой-то квант энергии высвобождается и растекается по всему телу и тяжести как не бывало, напротив, хочется еще какое-то время побыть в позе.
Этот момент перехода в состоянии тела похож на момент перехода в состоянии сознания ) Я, Эго). Мне не понятно - зачем нужно разрушать Я или терзать тело, если можно достичь постепенных плавных переходов. Мне кажется, такие переходы эффективнее, их эффект устойчивее.
Однажды я услышала высказывание: "Чем больше я буду страдать, тем скоре я избавлюсь от страданий" Как будто, страдания - это некая константа, которую можно исчерпать. Так и идеи разрушения, испепеления, отсечения и т.п. (плохого, не правильного, застойного и т.п. в себе) в чем-то ДЛЯ МЕНЯ нагружены эдаким мистическим смыслом волшебного превращения. Щелк! и нет плохого. Уничтожили. И с нового листа в новую жизнь. Вряд ли это реально.
Это я написала по ассоциациии с темой, а не в ответ на слова Пенелопы. Я не знаю - как и что практикует Пенелопа, мои мысли запустились фразой "...скорлупы Эго, когда она рушится".
» Ответить
Наверное, практикующие медитации под "Я" подразумевают не то же самое, что мы?
Они прямо-таки обрекают несчастное "Я" на гибель. в свое время об этм много писала Аспирина в связи с ее медитативной парктикой.
"обнаружить опору ТАМ за пределами скорлупы Эго, когда она рушится :) Осознаешь, что созданное нами Я – это далеко не конечная и вечная субстанция".
Опора там, за пределами Я может быть в хорошем контакте с Я, они могут быть "за одно", почему их так часто противопоставляют?
Недавно в своем личном анализе я пережила ощущение разрушения части своих "уверенностей". Некая схема рухнула и на ее месте возникло тут же нечто новое.
"Я" при этом не пострадало (хотя покачнулось на какой-то момент), оно слегка изменилось, и, может быть, стало еще устойчивее после некоторого изменения.
Мне это напоминает эффект от занятий иогой. В какой-то момент телу становится невыносимо сложно находиться в позе, потом возникает некий "щелчок", как будто какой-то квант энергии высвобождается и растекается по всему телу и тяжести как не бывало, напротив, хочется еще какое-то время побыть в позе.
Этот момент перехода в состоянии тела похож на момент перехода в состоянии сознания ) Я, Эго). Мне не понятно - зачем нужно разрушать Я или терзать тело, если можно достичь постепенных плавных переходов. Мне кажется, такие переходы эффективнее, их эффект устойчивее.
Однажды я услышала высказывание: "Чем больше я буду страдать, тем скоре я избавлюсь от страданий" Как будто, страдания - это некая константа, которую можно исчерпать. Так и идеи разрушения, испепеления, отсечения и т.п. (плохого, не правильного, застойного и т.п. в себе) в чем-то ДЛЯ МЕНЯ нагружены эдаким мистическим смыслом волшебного превращения. Щелк! и нет плохого. Уничтожили. И с нового листа в новую жизнь. Вряд ли это реально.
Это я написала по ассоциациии с темой, а не в ответ на слова Пенелопы. Я не знаю - как и что практикует Пенелопа, мои мысли запустились фразой "...скорлупы Эго, когда она рушится".
Автор: Пенелопа, дата: сб, 27/01/2007 - 22:00
К психологическому западному термину Я ближе всего подходит тибетанское понятие «dak-dzin» , то есть «цепляющийся за Я» или «цепляющийся за представление о себе». С точки зрения буддистов Эго – это тендеция человека ощущать себя как нечто прочное и законченное и постоянно себя идентифицировать со всем тем, что его поддерживает в этом ощущении, и отталкивать всё, что угрожает утрате этого ощущения.
Скорлупу надо понимать как нечто символичное. Никто не говорит о том, что нужно разрушать Эго. Речь идет о том, чтобы оторваться от идентификации с ним как с некой последней и законченной инстанцией и относится к нему менее серьёзно :)
Lachesis, а как вы понимаете содержимое Я? Как оно строится?
Пенелопе про "Я"
Я воспринимаю "Я" как ту интанцию, которая "цепляется" за некое постоянство в восприятии себя и окружающего. Мне кажется, что в этом есть свои плюсы и минусы. Минусы ведут к костности и узости мышления, плюсы к тому, что назывется "константность объекта" и "идентичность". Мне трудно представить себе здорового развитого человека без идентичности самому себе. А идентичность подразумевает постоянство ощущений, взглядов, ценностей, восприятия. Постоянство, но не фиксированность.
Так же, я считаю Я той инстанцией, которая и делает заключения о своей же костности, когда может ее увидеть. То, что выносит суждение "есть многое за пределами моего понимания" и есть Я.
Эго в ПА считается синтезирующей инстанцией. Сильное Эго - залог психического здоровья. Слишком ригидное эго + жесткое СЭ - вариант невроза.
Слабое Эго и фрагментированное или недоразвитое СЭ - психоз.
Эго по своей природе и по своему назначению, в силу того, что оно - слуга з-х господ,должно быть гибким и вечно развивающимся, поскольку эти "господа" (Ид, СЭ и внешинй мир) так же постоянно меняются.
Lachesis, прежде чем вам ответить, можно несколько вопросов: что значит
«А идентичность подразумевает постоянство ощущений, взглядов, ценностей, восприятия. Постоянство, но не фиксированность.» ?
И как это можно увязать с последней фразой
«Эго по своей природе и по своему назначению, в силу того, что оно - слуга з-х господ,должно быть гибким и вечно развивающимся, поскольку эти "господа" (Ид, СЭ и внешинй мир) так же постоянно меняются.»
Так Эго всё–таки меняется и развивается или оно постоянно? Или я что-то не поняла?
"Так Эго всё–таки меняется и развивается или оно постоянно? Или я что-то не поняла?"
Оно меняется, развивается, как растет и меняется ребенок. Он - один и тот же и он все сремя меняется. Какие-то черты у него есть с самого рождения и они неизменнны, но что-то меняется настолько сильно, что между одним человеком в 12 лет и в 54 года - огромная разница. То же самое происходит и с Эго.
Идентичность самому себе это - способность узнавать себя в разных ситуациях,в разных состояниях и в разных возрастах.
У людей со слабым Эго этой способности нет "они как вода - принимают форму того, с кем они" (образно выражаясь). Их идентичность течет или мерцает, и их, как таковых, порой, и нет вовсе. Они от этого страдают. Это сложно: не понимать - кто ты и что есть твои желания, а что - запросы среды.
Автор: Lachesis, дата: пн, 29/01/2007 - 19:46
По поводу сознания и бсс их разницы, схожести, оппозиции, связи:
Читая то, что мы тут пишем, можно подумать, что сознание и бсс это две различные и изолированные друг от друга стихии. Их чаще противопоставляют, чем связывают.
Но ведь это не так. Есть еще предсознательное, есть "сымчки" между С и БСС.
С и БСС точнее было бы рассматривать, как некий континиум, как некую одну систему. Тогда солипсизм не ломает все аналитические представления. Можно предложить формулу: там где есть сознание, неизбежно присутствует бсс, как сопутствующий элемент сознания или как не проявленная форма сознания или как пока еще не воплотившееся сознание.
Мы часто описываем Бсс как некий склад всевозможных "вещей": образов, памяти, архетипов, вытесненных содержаний и т.п. Сознание же наделяем способностью воспринимать, переваривать информацию, реагировать, но ведь и бсс делает то же самое - воспринимает (сколько известно случаев бсс коммуникаций людей или предчувствий), в бсс происходит некая психическая работа (абота сновидения), бсс реагентно.
Мне в серьез кажется, что сознание это верхушка айсберга, а бсс большая часть тела этого айсберга. Они неразрывны. Бсс не отдельная реальность, не самостоятельная категория. Оно "прилагается" к сознанию и наоборот. Потому, когда нам говорят "нет ничего кроме сознания", это утверждение не исключает бессознательное.
Сознание развивается и это происходит с участием бсс внешней реальности (если мы ее признаем).
А по поводу отсутствия доказательств бсс, у меня были где-то факты из доклада одного нейробиолога с ПА образованием (он приводит доказательства существования бсс на фактическом уровне). Я сейчас не могу их воспроизвести точно, но там речь шла о точной информации, полученной от больного, который на момент определенных событий не мог их воспринимать с помощью сознания. Потом, когда к нему вернулось сознание он смог рассказать о том, чего никак не мог знать. И еще были какие-то докзательства типа этого из клинической практики именно с позиций точных наук, а не психоанализа.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Lachesis, дата: пт, 02/02/2007 - 01:14 #6153
Я понимаю то, о чем вы пишете, Пенелопа (ваш рассказ про буддистов). Но если смотреть из моей системе координат, у подобных людей очень хорошо развитое Эго, которое настолько гибкое и одновременно сильное, что оно может себе позволить "течь", не исчезая и не разрушаясь при этом. Думаю, тут все-таки есть некоторая несостыковка в терминах.
В своей работе аналитики так же (временно но не до конца) теряют свою идентичность и чувство реальности, когда (в рабочем режиме и дозировано) "сливаются" со своими пациентами. Это так же можно назвать текучестью и управляемой потерей себя. Но какая-то часть все равно бдит, когда человек погружается в другого человека и чувствует и воспринимает как бы из другого.
Быть кем-то это - не только профессия, достоинства и оценки других. Это во многом способность чувствовать и иметь собственные ценности. Если же профессия является способом творческого выражения, то и принадлежность к профессии входит в самоощущение "Я" творящего, живущего-живого.
Кажется, то что вы называете Эго, можно было бы назвать персоной, причем ригидной. В па-кой системе это можно было бы назвать "ложным Я". Возможно, восточные люди именно так видят западных - как людей которые прячутся за свои щитки и эти щитки называют Эго.
Эго по большей часть сознательно (у него так же есть бсс фундамент, откуда проистекают бсс-ые защиты Эго), а потому то, что мы ПОНИМАЕМ, как любовь, привязанность, вдохновение, идеалы, так же имеют отношение к Эго.
Та мягкость буддистов, которую вы описываете, может быть понята с западных позиций, как
устойчивость и гибкость всех психических структур, а не как отсутсвие одной из них - Эго. Ведь буддист узнает себя в зеркале каждый день? Он помнит кто он, как его зовут, что с ним было вчера, у него есть постоянные чувства к другим людям? То ЧЕМ буддист понимает (регистрирует), что вот сейчас он "текуч и подвижен и ни к чему не привязан", это и есть Эго в психологическом понимании. Эго это та инстанция, которая в каком то смысле вездесуща, если человек бодрствует и воспринимает реальность.
Я полагаю, что медитативная практика направлена не столько на разрушение эго, сколько на модификацию эго, на его развитие и совершенствование.
Много раз разобрать домик и собрать его потом с закрытыми глазами - эта процедура помогает лучше знать устройство домика. Может быть, это не самая лучшая (точная)метафора, но я представляю медитацию себе примерно так - человек разбирает некую свою конструкцию, а потом собирает ее, но уже несколько в видоизмененном виде.
Примерно то же самое происходит спонтанно во время снов.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: trixter, дата: вс, 04/02/2007 - 01:38 #6156
.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Пенелопа, дата: сб, 17/02/2007 - 04:15 #6446
Меньше всего мне хочется противопоставлять психологию будддизму и наоборот. У них разные задачи и разные точки отсчета, системы координат, если хотите. Но их успешно можно совмещать без ущерба ни тому, ни другому. Для начала просто нужно научиться переходить из одной системы координат в другую. Это не так уж сложно. Достаточно признать Эго относительным и понимать, что буддистские медитативные практики расчитаны на УЖЕ достаточно здоровое Эго. Сейчас объясню мою мысль. Вернее, не мою. МОИХ мыслей на самом деле очень мало. Просто я тоже иногда читаю книжки :)
Можно начать с того, что современная западная психология получила своё развитие на расколе, на еще более увеличившемся расколе между умом и телом, индивидуумом и обществом, отцами и детьми, слабым эго и суровым супер-эго.
Восточные же традиционные культуры, отдавая предпочтение коллективному благополучию, не способствовали подобной диссоциации. Сам образ жизни – в Индии и в Тибете как правило в многочисленных семьях с деревенским укладом – способствовал развитию эготических структур более крепких, не подверженных внутренним ментальным расщеплениям. До 4-5 лет ребенку позволено практически всё. Он растет как маленький король. Индийские и тибетские детишки проводят очень много времени на руках у матерей и спят вместе с родителями до 2-3 лет. Их много ласкают, балуют, делают массажи, мажут мазями. Причем балуют и ласкают их не только собственные матери , но и многочисленные тетки, и бабки, и сестры и т.д. Психоаналитик Алан Роланд (Alan Roland), долгое время изучавший различия развитии Я а ля Запад и а ля Восток, считает, что подобное воспитание в индийских многочисленных семьях помогает ребенку развить эготическую структуру с границами «менее жесткими и более гибкими и проницаемыми по сравнению с границами, присущими большинству людей Запада».
Таким образом, ребенок вырастает более насытившимся эмоционально и телесно-чувственно, с большим осознанием своего тела.
Западные же дети растут, как правило, в семье-ячейке, представленной двумя взрослыми, оторванными от источника народной мудрости, от земли, от природы, со слабой верой в самого себя, иногда лишь в компании неразлучного телевизора.
У восточных людей, как правило, лучше развиты нижние витальные центры (чакры) или то, что японцы называют харой (присутствие в животе), те что связаны с волей, ощущением корней, уверенностью, уравновешенностью. Западные же люди, оторваные от земли, как бы пытаясь компенсировать свою неуверенность и эту нехватку «присутствия в животе», ищут опору наверху, в голове, пытаются контролировать жизнь интеллектом. На самом деле за этими усилиями эго контролировать реальность разумом прячется огромное ощущение страха, тревоги и неуверенности.
Еще одна очень существенная разница в восточной и западной культурах, что оказывает большое влияние на психодуховное развитие - это разница в акцентах, что делаются на «быть» и «делать». Винникотт был одним из первых, кто отметил важность позволять ребенку пребывать в состояниях НЕструктурированного бытия: «Ненавязчивое присутствие матери позволяет ребенку комфортно переживать одиночество и отсутствие формы, важнейшее условие для развития стабильного и персонального Я... Это позволяет ребенку переживать так называемое состояние «течения бытия», откуда исходит всё спонтанное движение». Термином «вторжение» Винникот обозначил тенденцию родителей постоянно прерывать подобные бесформенные моменты, «ребенок вынужден отвечать и приспосабливаться к тому, что ему навязывают... Частое повторение подобных вторжений фрагментирует переживания ребенка и таким образом он вынужден преждевременно адаптироваться к чужим требованиям... что в конце концов приводит к тому, что он теряет контакт со своими потребностями и спонтанными движениями... и вынужден развивать фальшивое Я, ориентированное на удовлетворение других».
В отличие от западных родителей в этом смысле родители восточной традиционной культуры предоставляют своему ребенку большее пространство для неструктурированного поведения, что позвоялет ему чувствовать себя в пустоте более удобно. Наша же культура, ориентированная на делать, иметь и достигать за счет сущности, переживает пустоту как нечто чужое, враждебное и пугающее. Быть может, именно поэтому структура западного эго более ригидная и постоянно обороняющаяся.
Что-то я устала... :)
Продолжу завтра...
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Пенелопа, дата: вс, 18/02/2007 - 21:53 #6464
Так вот будучи ригидным и одновременно хрупким, именно в силу своей жесткости, западное эго нуждается в дополнительных усилиях для компенсации этой внутренней неуверенности и ненадежности. Поэтому многие западные «искатели», посвящающие себя различным духовным практикам и духовной реализации рано или поздно обнаруживают, что они не желают или не могут (не готовы еще) отказаться от защитных привычек эго. Потому как где-то в глубине подсознания знают, что отказавшись от этой скромной уверенности, что придают им неосознанные структуры эго, могут подвергнуть себя опасности.
Именно поэтому, как считает Уэлвуд, «западным людям необходимо разобрать структуру защищающейся личности в более градуальной и обдуманной форме посредством психологической работы – изучая, понимая и распутывая все фальшивые образы созданые о себе, свои самообманы, свои искривленные проекции и эмоциональные реакции – и таким образом установить более полноценный контакт с самим собой».
Всё вышесказанное имеет отношение лишь к первым годам жизни ребенка, к периоду, в котором начинается как раз формироваться структура эго. На поверку оказывается, что восточные родители в последствии контролируют своих детей намного жёстче и оказывают на них большее давление, чтобы те адаптировались и подчинялись коллективным правилам и ролям в ущерб своей индивидуальности. Поэтому, как отмечает тот же Алан Роланд, «невротические конфликты современных восточных людей крутятся вокруг проблем дифференциации и смешения с семьёй». Так все мы знаем, что в восточных культурах ценят и понимают, как правило, бытие, пустоту и взаимосвязь, тогда как в западных ценят больше индивидуальность.
Запад придает большее значение личной точке зрения, индивидуальным качествам и возможностям, причем при вполне высоком уровне духовного развития можно часто встретить низкий уровень развития индивидуации. В этом смысле психологическая работа над самим собой помогает западному человеку индивидуализироваться, научает его вслушиваться в себя и поверить в свой собственный опыт, развить именно свою точку зрения (видение) и вытащить на свет свои психологические проблемы, что мешают ему быть самим собой.
Восточные традиционные учения освобождения были предназначены для очень земных людей, чрезмерно втянутых в семейные и социальные роли. Недуальные учения буддизма и индуизма, открывающие ТО, КАК ОНО ЕСТЬ, помогают именно выйти из социального лабиринта и обнаружить абсолют по ту сторону земных забот и зависимостей. Но учения эти покоятся на фундаменте богатом традициями, ритуалами, соответсвующем образе жизни в семье и обществе, где человек не чувствует себя потерянным или оторванным от своей человеческой природы как это часто происходит с западными людьми.
Поэтому Запад «изобрел» такое понятие как душа – самые глубокие и богатейшие качества нашей человечности. Ею пронизана вся наша западная культура. У Востока же не было никогда такой необходимости развивать и искать индивидуальную душу, поскольку он её никогда и не терял.
В результате именно благодаря всему этому Запад в конце концов развил сознание, чувствительность и персональное ощущение себя более утончённое, более рафинированное и с богатой палитрой оттенков, то, чему восточные учения научить не могут.
А потому нужно с благодарностью принимать как дар Востока в виде их учений об абсолютной истинной природе вещей, так и дар Запада о развитии индивидуального проявления нашей истинной природы.
Мы, представители западной культуры, можем многому научиться у созерцательных восточных учений, но не зацикливаясь только лишь на трансперсональном и трансчеловеческом, а развивая также и персональные и надежные формы отношений с жизнью. Иначе могут возникнуть проблемы при интеграции нашей высшей природы в нашей повседневной жизни.
Всё это мне захотелось выложить, чтобы подвести какую-то базу что ли, откуда можно плясать. Не без помощи книжек, конечно. У меня, как вы понимаете, нет возможности проводить все эти исследования, но всё сказанное об ожесточённом сопротивлении эго расстаться со своими доспехами – всё верно, всё пережито и до сих пор переживается очень болезненно.
Пока тут сайт находился в прострации, я хоть книжки почитала и, прочитав одну фразу-идею, у меня даже сложился стишок. Вот он:
Остановись, томленье! Ты прекрасно
Без слов, без форм, без категорий.
Замри в сомненьи громогласно
метафор, символов и аллегорий.
Услышь за ворохом эмоций –
- своих, чужих – всю мнимость,
что не вражда за ними бьется,
а их души ранимость :)
Даже два. Вот еще один:
Не торопись спускать эмоций курок,
что вызывает словесный поток,
много шума и груду камней,
под которыми ты погребаешь
не врагов, а возможно... друзей :)
Аспирина умерла! Да здравствует Пенелопа!
Но и она однажды умрет...
Чувствую...
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев