Психоаналитическая терапия верующего пациента: извилистое русло и подводные камни (отрывок)

Но существует и еще один источник религиозности в психике человека, самый глубокий и самый могущественный, который странным образом не замечают исследователи-психоаналитики. Я имею в виду собственно мистический опыт. Сюда относятся переживания психотического круга, или скажем осторожнее - феномены, похожие на психотические: всевозможные озарения, видения, голоса, измененные состояния сознания, ощущение присутствия и вмешательства Бога и различных духов (именно ощущение, а не рациональное знание, что "Бог есть"), состояния ясновидения, деперсонализации и т.п. Почти все эти состояния имеют место и в картине психозов, и описаны в соответствующей литературе (см., например, "О псевдогаллюцинациях" В.Х.Кандинского). Более того: иногда, читая некоторые жития святых, трудно отделаться от ощущения, что перед тобой - вполне точное клиническое описание психоза. Вот что, например, рассказывает "Повесть временных лет" о некоем монахе, жившем в XI веке в Киево-Печерском монастыре7):"Был и еще черноризец, именем Исакий. Был он, когда еще был в миру, богат, был он купцом, родом из Торопца. И задумал он стать монахом, и роздал имущество свое нуждающимся и монастырям и пошел к великому Антонию в пещеру с просьбой постричь его в монахи. /…/ Этот Исакий повел жизнь суровую: надел власяницу, велел купить ему козла, ободрал его мех и надел на власяницу, и обсохла на нем кожа сырая. И затворился в пещере в одном из проходов, в малой келье в 4 локтя, и там молился Богу со слезами. Была же пищей его просфора одна, и та через день, и воды в меру пил он. Носил же ему пищу великий Антоний и подавал ее через оконце величиною только руку просунуть, так тот и принимал от него пищу. И жил он так семь лет, на свет не выходя, никогда не ложился, но сидя, очень немного спал. И однажды по обычаю, с наступлением вечера, Исакий начал класть поклоны и петь псалмы до полуночи; когда же он трудился, то сидел на своем сиденье. Однажды, когда он так сидел по обыкновению и погасил свечу, внезапно свет воссиял, точно от солнца, в пещере, ослепляя глаз человеческий. И подошли к нему двое юношей прекрасных, с сияющими, как солнце, лицами, и сказали ему: "Исакий, мы - ангелы, а там идет к тебе Христос. Став на колени, поклонись ему." Он же, не поняв, что это бесовское дело, и забыв перекреститься, встал и поклонился, точно Христу, бесовскому делу. Бесы же завопили: "Наш ты, Исакий, уже!" И введя его в келью, посадили и стали сами рассаживаться вокруг него и заполнили келью и весь проход пещерный. И сказал один из бесов, которого называли Христом: "Возьмите сопели, бубны и гусли и играйте, пусть нам Исакий спляшет". И грянули бесы в сопели, и в гусли, и в бубны и стали Исакием играть. И утомив его, оставили его едва живого и ушли, надругавшись над ним. /…/ И послал Антоний в монастырь за Феодосием и братией. И откопав засыпанный вход, вошли они и взяли Исакия, считая его мертвым, вынесли и положили его перед пещерою. И увидели, что он жив. /…/ Феодосий же [после ухода Антония в Чернигов] взял Исакия и принес его к себе в келью, и ухаживал за ним, ибо он ослабел так, что не мог сам ни перевернуться на другую сторону, ни встать, ни сесть, а лежал на одном боку, ходил под себя, так что от этого под бедрами у него завелись черви. Феодосий же своими руками умывал и переодевал его, и в течение двух лет делал это.То было удивительное дело, что в течение двух лет тот ни хлеба ни съел, ни воды, ни овощей, никакой другой пищи, ни слова ни произнес, но нем и глух лежал два года. Феодосий же молил Бога за него, и молитву творил над ним день и ночь, пока тот на третий год не заговорил и не начал слышать и на ноги вставать, как младенец, и начал ходить. И пренебрегал он хождением в церковь, силою приваживали его к церкви, и так мало-помалу приучили его ходить туда. И затем научился он в трапезную ходить, и сажали его отдельно от братии, и клали перед ним хлеб, и он брал его только тогда, когда клали его в руку ему. Феодосий же сказал: "Положите хлеб перед ним, но не вкладывайте его в руки ему, пусть сам ест". И тот неделю не ел, и так, понемногу оглядевшись, откусывал хлеб. Так он научился есть и так избавил его Феодосий от козней дьявольских."Из дальнейшего жития Исакия мы узнаем, что он снова принялся за жестокую аскезу, у него вновь бывали галлюцинации (бесы в образе животных, жаб, змей). Его поведение было "странным": он юродствовал, пакостил окружающим, провоцировал, чтобы его побили… Но в вышеприведенном отрывке мы видим практически полную картину развития шизофренического психоза: здесь есть и своеобразный "преморбид" - невероятно суровая аскеза, и нарастание аутизации (семилетний затвор), и бурный дебют острой фазы (шуб) с яркими галлюцинациями, кататоническим возбуждением (пляска под бесовский аккомпанемент), и последовавший за этим кататонический ступор на два года, и медленное улучшение, при котором сохранился глубокий и очевидный шизофренический дефект… Однако далеко не всегда наличие у человека мистического опыта напрямую свидетельствует о том, что он является "психотиком". Мы можем, с известной долей осторожности, предположить, что и при психической болезни, и при прохождении мистико-аскетического пути само- и Богопознания оказываются задействованными одни и те же психические механизмы. Но последствия и плоды этих процессов - существенно разные: в одном случае это деградация и распад личности, в другом - наоборот, обретение некой новой цельности и гармоничной связности личности, достижение уровня святости. "По плодам их познаете их" - говорит Христос в Евангелии (Мф.7:16). И, действительно, история знает немало примеров, когда люди, имевшие "видения, откровения и голоса" (т.е. шизофренические "симптомы первого ранга" по К. Шнайдеру8)), совершали такие дела и оставляли после себя такие плоды, которые не стерлись из истории за много веков. Так, например, св. Екатерина Сиенская, дочь простого красильщика, в житии которой при желании можно найти целый "букет" симптомов (галлюцинации, голоса, обмороки, "невидимые стигматы", анорексия) ни много ни мало - добилась возвращения в Рим папы Григория XI из "Авиньонского пленения", в котором папы пребывали целых 68 лет (1309 - 1377 гг.). Плоды деятельности Жанны д'Арк хорошо известны , но ведь и ее через всю ее короткую жизнь вели "голоса и видения". На примере Орлеанской Девы мы можем отметить еще одну особенность, отличающую, как мне кажется, человека с мистическим опытом от человека однозначно больного: это не утраченная трезвость, парадоксальным образом сочетающаяся с самыми "сумасшедшими" внутренними переживаниями. Вот как описывает Жанну современник, Персеваль де Буленвилье9): "Дева сия сложением изящна; держится она по-мужски, говорит немного, в речах выказывает необыкновенную рассудительность; у нее приятный женский голос. Ест она мало, пьет еще меньше. Ей нравятся боевые кони и красивое оружие. Она любит общество благородных воинов и ненавидит многолюдные сборища. Обильно проливает слезы, [хотя] лицо у нее обычно веселое. С неслыханной легкостью выносит она и тяготы ратного труда, и бремя лат, так что может по шесть дней и ночей подряд оставаться в полном вооружении". Трудно не согласиться с тем, что это описание в общем-то здорового физически и психически человека (разумеется, с поправкой на нравы и стандарты XV века). Единственное, что в этом описании может несколько насторожить - это явно не типичная для той эпохи поло-ролевая идентичность. Но при этом никакой грубой "мужеподобности" и первертности у Жанны никто из современников не отмечал.Жанна д'Арк не теряла своей трезвости суждений и в предельно экстремальной, стрессогенной обстановке: она выдерживала многодневные диспуты-испытания, допросы в плену… Так, будучи коварно спрошенной во время испытания в Пуатье: "Ты утверждаешь, что голос сказал тебе, что Бог хочет избавить французский народ от бедствий. Но если это хочет сделать сам Бог, то для чего тогда нужны солдаты?", - Жанна спокойно ответила: "Солдаты будут сражаться, а Бог пошлет им победу"10). Этой фразой неграмотная семнадцатилетняя крестьянская девушка из захолустного Домреми выразила, сама того не понимая, основополагающий принцип христианского взгляда на жизнь: принцип синергии, со-трудничества, со-работничества Бога и человека. Следование именно этому принципу и является критерием душевного здоровья для религиозного мировоззрения. Отход от этой установки для верующего человека - это всегда отход в патологию (как в патологию "богоборческую", когда образ Бога явно замещается отрицательными проекциями, так и в патологию пассивную, когда человек уходит в глухую защиту под демагогическим лозунгом "все в руках Божиих"). И если Фрейд (как атеист) определял душевное здоровье как "способность любить и работать", то для верующего человека этот принцип звучит несколько шире: быть здоровым - это уметь любить (Бога - "всем сердцем, всей душою, всем разумением, всей крепостью своею", и ближнего - "как самого себя") и работать (в со-трудничестве и со-творчестве с Богом). Для психоаналитика же, встретившегося с мистическим опытом у пациента (хотя такие случаи, разумеется, очень редки) важно не впасть в третью ловушку, в ловушку "преждевременной диагностики", и помнить, что само понятие "нормы" основано всего лишь на статистике, а редкие случаи могут в статистику и не укладываться. С религиозным пациентом очень важно говорить "на его языке", и здесь есть широкое поле и для диалога, и для осторожной конфронтации с опорой на тексты соответствующей традиции. (Например, пассивно-закрытому пациенту, прячущемуся за мнимое смирение и лозунг "на все воля Божия", можно напомнить слова очень почитаемого и авторитетного святого - преподобного Амвросия Оптинского: "Не презирай врача, ибо и врач от Бога"). Кроме того, необходимо ясно понимать глубинное различие между путем психоаналитического познания и выработанной многими столетиями практикой внутреннего аскетического делания. Эту разницу прекрасно выразила (сама того не понимая!) пациентка швейцарского аналитика Жана-Мишеля Кинодо (ниже приведен отрывок из их психоаналитической сессии): "Долорес (задумчиво): Странно, что граница не возникает перед мыслью: это неестественно, что отец может думать одновременно: "это моя дочь" и "это моя жена"… (едко) И как это психоаналитики могут верить, что желание, возбуждающееся в уме мужчины, это "нормальная" мысль, тем более, когда оно касается его дочери? Такая мысль неизбежно причинит ей вред, такой же вред, какой причинил бы какой-то посторонний мужчина, злоупотребивший ею… Я имею ввиду, что мысль может серьезно навредить ребенку, и для этого не обязательно реальное насилие! Если тут должен быть барьер, то не там, где вы думаете! Вот почему барьер должен бы быть помещен перед мыслью, перед желанием!"11)Аскетическая монашеская практика, подробно разработанная в Православной традиции, направлена на борьбу не только со злыми поступками, но и с самими греховными помыслами. Эти помыслы рекомендуется пресекать сразу же после их появления (на уровне "прилога"), не вступая с ними ни в какой "диалог", даже обличительный, так как это опасно тем, что греховная мысль исподволь укрепится в сознании, "пленит" его и доведет-таки до дурного действия. Психоанализ же - наоборот, стремится вывести на свет сознания все бессознательные импульсы, проанализировать их природу и истоки и укрепить тем самым другой "рубеж обороны": между мыслью и действием. Создается впечатление, что традиционная аскетическая школа работает с психологическими защитами низшего порядка, такими, как отрицание импульса, проекция (источником греховных помыслов считаются бесы); психоаналитическая же терапия стремится к ослаблению влияния этих защит, когда на смену им приходят защиты высшего порядка - вытеснение, сублимация, интеллектуализация. Это делает человека более гибким и адаптированным - но адаптированным для чего? И что мы можем приобрести и что потерять на пути к такой адаптации? Боюсь, что здесь нет универсального ответа, как нет и универсального "пути для всех"… Конечно, психоаналитический и религиозный взгляды на мир и человека вряд ли возможно стопроцентно совместить и примирить, потому что они все-таки различны в корне, в своих основах. Но, может быть, и здесь здоровым принципом может служить синергия, со-трудничество на пути к исцелению человека, то есть - к обретению им новой целостности и новых целей? http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2839
Автор в статье поднимает вопрос о грани между мистическим и психотическим опытом. Автор-психоаналитик, но вопрос больше юнгианский.Уже затрагивали эту тему в обсуждении Антона (Антониуса) про опыт Экхарта Толле, подобную грань проводят и при шаманской болезни,есть разные мнения и про опыт самого К.Г.Юнга.На эту тему есть интересное эссе Олега Давыдова.Места силы.Шаманские экскурсы.Карл Юнг.

 "Ты утверждаешь, что голос сказал тебе, что Бог хочет избавить французский народ от бедствий. Но если это хочет сделать сам Бог, то для чего тогда нужны солдаты?", - Жанна спокойно ответила: "Солдаты будут сражаться, а Бог пошлет им победу"10). Этой фразой неграмотная семнадцатилетняя крестьянская девушка из захолустного Домреми выразила, сама того не понимая, основополагающий принцип христианского взгляда на жизнь: принцип синергии, со-трудничества, со-работничества Бога и человека.

=

Или самости и эго.

Статья человека почти перешедшего в юнгианство.)

Но про Юнга -  ни разу не упомянул.

=

есть разные мнения и про опыт самого К.Г.Юнга.

=

Есть и мнение самого Юнга и оно совпадает с мнением автора статьи -

и у психотиков и у переживающих воздействие самости - одна и та же

символика сновидений.

Упомянул в начале статьи. Но больше как другой взгляд, по-сравнению с Фрейдом.
Психоаналитический взгляд на религиозные феномены сводится, в общих чертах, к четырем позициям: а) Ранней, фрейдовской, в которой религиозные явления в психике объясняются через навязчивые формы ритуалов, защищающие индивида от вытесненного страха перед гневом "всемогущего" отца3). б) Более поздней, основанной на идеях Д. Винникотта, когда образ Бога в психике рассматривается как один из элементов "переходного пространства" на границе между внутренним и внешним миром. Это "переходное пространство", по Винникотту, есть пространство фантазии, игры, креативности, искусства, религии4). в) Позиции Э. Эриксона, видевшего в религии "овеществленный" социальный институт, призванный поддерживать чувство базисного доверия человека к миру5). г) Позиции Х. Кохута, которая сводит религиозные переживания к смутному восприятию и проецированию фрагментов идеализированного всемогущего объекта6). Таким образом мы видим, что в психоаналитической парадигме Богу, как целиком внешней и действующей реальности, все-таки места нет.--------из статьи.

Сложность в том, что когда люди обнаруживают в себе иррациональные

переживания, идеи - то либо начинают их давить перед страхом сумасшествия, либо находят их подтверждение в религии или

оккультном учении. Поэтому определить число людей переживших влияние

самости очень сложно - многие не хотят распространяться о таком наваждении или просто забывают о нем.  Типа - плохо себя чувствовал, приглючило.

Vervoleg 2014-11-30 11:32:22
просто забывают о нем.  Типа - плохо себя чувствовал, приглючило.
Обесценивают часто. Забывают детали переживания. Но никогда не забывают тот факт, что это происходило, и то, что после такого опыта они никогда уже не будут прежними.  
Типа - плохо себя чувствовал, приглючило.----------------------------------Есть такое). Но, с другой стороны, куда применить этот опыт, куда с ним пойти и что с ним делать? Он не нужен ни эго, ни в повседневной жизни,и даже как-то мешает).Может быть отсюда и поиск учителей, тех людей, которые на практике столкнулись с подобными переживаниями, типа создания групп АлАнон,только с опытом мистического (психотического?)переживания.И ещё, возможно, воздействию Анимы-Анимуса больше места отводится в жизни, более приемлимо, что поделаешь,любовное безумие?

Обесценивают часто. Забывают детали переживания. Но никогда не забывают тот факт, что это происходило, и то, что после такого опыта они никогда уже не будут прежними.  

=

Сумасшествие -это же позор, клеймо. Был случай из жизни что офицер

полиции скрывал эпилепсию и не обращался к врачам, пока с ним за рулем

не случился приступ.

Совсем другое дело в сообществах где иррациональное наоборот - культивируется.  Например уфологи уехав на неделю в "аномальную зону"

набирают "свидетельств" больше чем кладбищенский сторож за всю жизнь.

И ещё, возможно, воздействию Анимы-Анимуса больше места отводится в жизни, более приемлимо, что поделаешь,любовное безумие?

=====

Ну большинство людей вообще живет с религией о единственном ОН\ОНА и

вся литуратура и искусство эту веру возвышает и подтверждает.

Схожесть с действием самости большое - человек умом может понять что

это такое, но архетип побеждает разум.

 Но никогда не забывают тот факт, что это происходило, и то, что после такого опыта они никогда уже не будут прежними.  

=

В одной из лекций Юнг описывает переживание воздействия самости -

как одновременное переживание величайшего счастья и величайшей боли.

Конечно это не забывается.  К сожалению я пока нашел только один сон,

который выкладывала Марфа - о распятых сновидице и змее - который уверенно говорит о том что сновидица в теме). Но вот допросить сновидицу -

нет возможности.) А жаль.

Да, там был не один сон, а серия снов,тема "крестовые сны". Много алхимических параллелей.

Да, там был не один сон, а серия снов,тема "крестовые сны". Много алхимических параллелей.

=====

Да вот непонятно. По идее она должна была прийти на "мир сновидений"

со словами - "народ мой, весть вам принесла."))

Ведь это и есть тот Герой о котором говорили большевики.

А поскольку она ничего про то что с ней происходит не знала, держать

инфляцию ей наверное было вообще невозможно.

Основатель секты и самого массового самоубийства - Джим Джонс считал

себя реинкарнацией Христа, Будды и Ленина.)

Интересно как она сама объясняет свои сны.

Кризисом. Сновидица подкована в юнгианстве . Сны выложены в 2010 году, вряд ли возможно связаться со сновидицей сейчас.Можно воспользоваться поиском по сайту забить "кружево",выйдет 9 снов,искомый-Место назначения и встречи изменить нельзя.По ним можно выйти на серию и комментарии к ней сновидицы и аналитиков.

Кризисом. Сновидица подкована в юнгианстве .

=

Нужно объявление дать - "ищецца женщина распятая со змеей для

обстоятельного изучения." 

Если она анализ проходила - это уже интересно.

не плохо рассматривается вопрос психоаналитического взгляда на религию. мистическое, духовное в книге "Священный котел" Л. Корбетт.
и не совсем понятен момент с защитами ....традиционная аскетическая школа работает с психологическими защитами низшего порядка, такими, как отрицание импульса, проекция (источником греховных помыслов считаются бесы); психоаналитическая же терапия стремится к ослаблению влияния этих защит, когда на смену им приходят защиты высшего порядка - вытеснение, сублимация, интеллектуализация. Это делает человека более гибким и адаптированным - но адаптированным для чего? И что мы можем приобрести и что потерять на пути к такой адаптации? Боюсь, что здесь нет универсального ответа, как нет и универсального "пути для всех"… Возможно вопрос не в этом, а в том - рассматривать ли анализ, как духовную дисциплину, ведь в любом случае, при любых защитах мы погружаемся в сферу божественного измерения в попытке придать смысл своим страданиям.

и еще вопрос - а разве не видно из снов то, где идет захлестывание, затопление психотическим материалом, и где присутствуют разграничения сновидца, т.е. идет как бы незримый диалог?(мистические). Вот в снах "кружева" - эта грань присутствует, сновидица явно знает, что этот другой не из ее мира?
Я бы связала именно её сны с выходом из нигредо, в принципе, можно выложить серию и переосмыслить.Что касается разницы между снами психотиков и снами при переживании мистического опыта,думаю, они будут разными.При психозе должны идти образы дезинтеграции,рассыпание на части,выключение света,поглощение.----------------------" В то время как невротик инстинктивно может положиться на то, что его расщепление личности никогда не утратит свой систематический характер и сохранится его внутренняя целостность, латентный шизофреник всегда должен считаться с возможностью неудержимого распада. Его представления и понятия могут потерять свою компактность, связь с другими ассоциациями и соразмерность, вследствие чего он боится непреодолимого хаоса случайностей. Он стоит на зыбкой почве и сам это знает. Опасность часто проявляется в мучительно ярких снах о космических катастрофах, гибели мира и т.п. Или же твердь, на которой он стоит, начинает колебаться, стены гнутся или движутся, земля становится водой, буря уносит его в воздух, все его родные мертвы и т.д. Эти образы описывают фундаментальное расстройство отношений — нарушение раппорта (связи) пациента со своим окружением, — и зримо иллюстрируют ту изоляцию, которая угрожает ему."К.Г.Юнг--------------------Мистические или трансформационные сны характеризуются,скорее,другим качеством,они яркие,космические,нуменозные.
Марфа-М. 2014-12-02 18:36:26
Он стоит на зыбкой почве и сам это знает. Опасность часто проявляется в мучительно ярких снах о космических катастрофах, гибели мира и т.п. Или же твердь, на которой он стоит, начинает колебаться, стены гнутся или движутся, земля становится водой, буря уносит его в воздух, все его родные мертвы и т.д. Эти образы описывают фундаментальное расстройство отношений — нарушение раппорта (связи) пациента со своим окружением

 марфа, из личных наблюдений, иногда катастрофы, зыбкость земли, разрушения намекают на проблемы с телом, физический недуг.
марфа, из личных наблюдений, иногда катастрофы, зыбкость земли, разрушения намекают на проблемы с телом, физический недуг.---------------------------Вполне возможно, что для психики равнозначна опасность, грозящая телу и грозящая душе, в любом случае "смерть,болезнь я".И ещё, в тех снах, которые я предположительно отношу к психотическим иногда как раз что-то происходит с телом, например его часть превращается в дым.
В свете обсуждаемой темы сказала бы, что психотиков мучают бесы, а при мистическом озарении снисходит Дух Святой.
 можно напомнить слова очень почитаемого и авторитетного святого - преподобного Амвросия Оптинского: "Не презирай врача, ибо и врач от Бога"
Это не слова А.Оптинского, а цитата из одной неканонической книги Ветхого завета Библии.
В свете обсуждаемой темы сказала бы, что психотиков мучают бесы, а при мистическом озарении снисходит Дух Святой.

====

Трудность в том, что например - этическое послание Отца переданное Иисусом -

написано минимум через 300 лет после его смерти. Найденные апокрифы отброшенные

временем, говорят о том что с уверенностью можно утверждать только одно, - Иисус чувствовал

себя избранным контактером Неба. И все.


Занятно, но Юнг тоже был "распят" и также стал основателем нового этического учения.)

Хотя "святой Дух" скрижалей ему не диктовал. Воздействие Самости - это только Возможность

видимо, - которую можно использовать или нет.

Есть версия - что это не Дух не снисходит, - а его не впускают.

http://youtu.be/Ld4Dex2xr_4

Из Евангелия известно что Иисуса на горе только Демон искушал.

Деление Самости на Демона и Духа святого - плод отношения сознания.

Самость амбивалентна.

ангел и демон Сборник2 Разное Картинки Фотографии Красивые angel i demon 1680x1050

Босс предпринял исследование серий сновидений при шизофрении: от истоков процесса через все стадии развития болезни. Он выявил тенденцию к росту брутальности и неприкрытой «животности», к «ослаблению цензуры снов (Traumzensur)». «Я» утрачивает присущую ему способность к вытеснению. В моменты ремиссии сны меняются, но никогда не возвращаются в полной мере к тому уровню «нормальности», который характерен для данной личности в бодрствующем состоянии.

Босс пишет: «Мы обнаруживаем почти не отфильтрованные цензурой, бедные символами сны. Очевидное содержание снов находится в острейшем противоречии с собственными моральными установками больного. Это, однако, почти или совсем не пугает больного, не вызывает в нем страха или иных аффективных реакций в защиту „Я“. Такие сны служат ранним и важным симптомом, позволяющим диагностировать шизофрению». Согласно этому же автору, грубые сексуальные сны характерны при гебефрении, агрессивные сны — при кататонии, гомосексуальные сны — при параноидных состояниях.

Можно привести пример сновидения больного шизофренией на девятом году болезни: «С матерью и Анной я шел по болоту. Внезапно во мне пробудился яростный гнев против матери, и я нарочно толкнул ее в трясину, отрезал у нее ноги и сорвал с нее кожу. Затем я проследил, как она тонет в болоте, и испытал от этого некоторое удовлетворение. Когда мы собрались идти дальше, за нами погнался большой человек с ножом. Сначала он схватил Анну, потом меня, бросил нас на землю и совершил с нами половой акт. Но я вовсе не испугался; внезапно мне удалось взлететь и полетать над прекрасным ландшафтом».

До сих пор не вполне ясно, существуют ли «прогностические сны», то есть сны, предсказывающие будущее личности, а также в символической форме представляющие ее жизнь и болезнь. Представление в рамках «Я» больного прошлых, настоящих и предугадываемых психотических событий Босс обозначает термином «эндоскопические сны». Он убежден, что ему удалось обнаружить случаи таких снов при неврозах, шизофрении и органических нарушениях (сюда же он относит некоторые «сны-прорицания», которые снятся перед началом болезни).

«Больной снится наступление солнечного затмения. Бледные сумерки. Затем она видит себя стоящей посреди шумной улицы. Толпа людей и автомобили движутся по направлению к ней задом наперед. Поравнявшись с ней, они неизменно избегают ее, ускользают от нее с постоянно возрастающей скоростью. Все проходит мимо нее. У нее кружится голова, и она падает без чувств. Затем она внезапно оказывается в сельском домике, в уютном помещении, освещаемом мягким светом керосиновой лампы. Спустя пару недель после этого удивительного сна у нее начался слабо выраженный шизофренический бред, продлившийся два дня. Вскоре ей удалось прийти в себя, но после приступа она стала вести себя более непринужденно и выказывать большую душевную теплоту, чем прежде, — в точности так, как предсказал ее сон»..."


Медар Босс [9] дает примеры нескольких сновидений, возвещающих о психозе:

"Одна женщина, которой еще не было и тридцати лет, как-то, когда она все еще чувствовала себя совершенно здоровой, увидела во сне, что сгорает в конюшне. Вокруг нее огонь, и при этом образуется толстая корка лавы. Отчасти снаружи, а отчасти изнутри своего собственного тела она видела, как огонь медленно тушится этой коркой. Внезапно она оказывается вне пределов пламени и, словно одержимая, бьет по огню дубинкой, чтобы разбить корку и впустить под нее воздух. Но спящая вскоре уставала, и она (пламя) медленно угасала. Через четыре дня после этого сновидения она начала страдать от острой шизофрении. В деталях сна спящая точно предсказала особый ход своего психоза. Сперва она потеряла гибкость, будто на самом деле бьла заключена в твердую оболочку. Шесть недель спустя она еще раз защищалась изо всех сил, чтобы не потух огонь ее жизни, пока наконец совершенно не угасла как духовно, так и душевно. Теперь же, через несколько лет, она напоминает выжженный кратер".

В другом сне происходит окаменение других, предвкушающее собственное окаменение спящей:

"...одна двадцатипятилетняя девушка видела во сне, как

она готовила обед для своей семьи из пяти человек. Она только что подала его и теперь звала к столу родителей, братьев и сестру. Никто не отвечал. Вернулся лишь ее голос, словно это было эхо из глубокой пещеры. Она нашла внезапную пустоту в доме жуткой. Она побежала на второй этаж дома искать семью. В первой спальне она увидела двух сестер, сидевших на своих кроватях. Несмотря на ее нетерпеливый зов они оставались в неестественно неподвижных позах и даже не отвечали. Она подошла к сестрам и захотела их встряхнуть. Вдруг она заметила, что они представляют собой каменные изваяния. Она в ужасе убежала и рванулась в комнату матери. Ее мать тоже превратилась в камень и, застыв, сидела в кресле, уставившись в пустоту остекленевшим взглядом. Спящая побежала в комнату отца. Тот стоял посредине кабинета. В отчаянье она бросилась к нему и, желая получить от него защиту, обняла за шею. Но он тоже оказался сделанным из камня и, к ее крайнему ужасу, превратился в ее объятиях в песок. Она проснулась от абсолютного ужаса и была столь потрясена пережитым во сне, что несколько минут не могла шевельнуться. Тот же самый жуткий сон снился пациентке четыре раза подряд на протяжении нескольких дней. В то время она явно была душевно и физически здорова. Родители обычно называли ее "солнцем всей семьи". Десять дней спустя после четвертого повторения сна пациентка заболела острой формой шизофрении с проявлением тяжелых симптомов кататонии. Она впала в состояние, чрезвычайно похожее на физическое окаменение ее семьи, которое видела во сне. Наяву ее одолевали модели поведения, которые во сне она просто наблюдала у других людей". http://www.litmir.info/br/?b=123704&p=10

Один из самых жутких запомнившихся детских кошмаров – сон про машину, которая переделывает людей. Машина стояла в какой-то квартире, в обычной хрущевке на втором этаже, и туда приводили простых людей, а возвращались они оттуда – переделанные. Помню, дверь там открывала такая красотка-секси, играла очень громкая музыка, какая-то западная попсня, а машина напоминала огромный ткацкий станок с нитями, натянутыми вертикально крест-накрест. 
Во сне я панически бежала из этого места, прибежала домой – там бабушка с мамой, я хочу им рассказать свой ужас, а они в это время открывают какую-то коробку, по-моему с проигрывателем пластинок, и я вижу на этой коробке ту самую машину, макет в миниатюре, и ничего уже сказать не могу.
Теперь мне кажется, что эта машина по переделке людей – психушка, и сон был в руку)) http://www.schiza.org/viewtopic.php?f=188&t=1262&hilit=%D0%A1%D0%9D%D0%9E%D0%92%D0%98%D0%94%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%AF&start=100
Сорелла, если ещё заходите на сайт, возник такой вопрос, как отличить , когда идут сны о сдирании кожи, отрубании головы или расчленении свидетельствуют они в данном конкретном случае о трансформации или о начале психического заболевания (психоза) ?
Марфа-М. 2015-06-01 11:57:26
как отличить , когда идут сны о сдирании кожи, отрубании головы или расчленении свидетельствуют они в данном конкретном случае о трансформации или о начале психического заболевания (психоза) ?
Прежде всего, нужен контекст сновидения, но даже если он есть, этого недостаточно, чтобы делать такие глобальные выводы. Нужна серия сновидений и опора на перенос/контрперенос.

Есть и другие гипотезы, которые можно проверять при таких сновидениях. Например, "отрубание головы", расчленение  может быть иллюстрацией фрагментирования при тяжелой травме. Травматический аффект перед срабатыванием защит как бы "срубает голову" = блокирует многие, если не все когнитивные функции. О трансформации речь не идет. 

"сдирание кожи" - смотря как, когда, где, зачем... может идти речь об отношениях эго и персоны, эго и Самости, истинной и ложной самости в терминах Винникотта, жертвоприношении ценностей эго. Но и это не трансформация, а то, что "неподалеку" от нее - и трансформация может потом быть ,а может и не быть.

Что касается предвестников психотического срыва - это еще сложнее определить. Наличие психотических содержаний в сновидениях и фантазиях - это еще не психоз как заболевание. Такое может быть, например, вскоре после того, как человек "зачерпнул" мистического или инстинктивного опыта в коллективном бсс; во время возрастных или экзистенциальных кризисов. Если у человека более-менее хорошо работает функция символизирования, высок уровень рефлексии, и т.п., то он, вероятно, сможет интегрировать психотическое содержание без срыва. 

Ни только по рисункам, ни только по сновидениям мы не можем с уверенностью прогнозировать "психоз" и тому подобные "диагнозы". Это шарлатанство. Более-менее компетентному диагностическому выводу обязательно должен предшествовать многофакторный анализ внешних и внутренних процессов и состояний человека, а также условий его существования.

Сорелла, спасибо за развёрнутый ответ, многое расставил на свои места. Можно ещё, наверное, сказать, что такие сны затрагивают психосоматическую сферу (психоидную-не совсем удачное название), те психические содержания, которые корнями уходят в тело, телесное (ранний опыт или семейный опыт). Ещё заметила, что зачастую перед прохождением такого опыта "на себе" человеку снится, что это произошло с кем-то другим, либо во время таких снов идёт разделение на я-наблюдающее и я-претерпевающее.
Марфа-М. 2015-06-01 13:02:38
Можно ещё, наверное, сказать, что такие сны затрагивают психосоматическую сферу (психоидную-не совсем удачное название), те психические содержания, которые корнями уходят в тело, телесное (ранний опыт или семейный опыт).
Может, да, а может, и нет. Имхо, слишком глобальное обобщение. 

Нередко затрагивают. Но не всегда (в моей практике).

Марфа-М. 2015-06-01 13:02:38
Ещё заметила, что зачастую перед прохождением такого опыта "на себе" человеку снится, что это произошло с кем-то другим,
Необязательно, но иногда бывает. Тогда психологу хорошо бы помнить, что "другой" - это все-таки внутренний объект, отличный от эго.

Марфа-М. 2015-06-01 13:02:38
либо во время таких снов идёт разделение на я-наблюдающее и я-претерпевающее.
Не только во время таких сновидений. Но если в таких - то это опять-таки иллюстрация фрагментирования, которое бывает разной глубины.