пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Эзотеризм
Правда, я не знаю, как к ней относятся специалисты.
-
"....Эзотери́зм (от др.-греч. ἐσωτερικός — внутренний) — совокупность особых способов восприятия реальности, имеющих тайное содержание и выражение в «психодуховных практиках». В состав эзотеризма включается магия, алхимия, астрология, гностицизм, каббала, теософия, суфизм, йога, ваджраяна (буддийский тантризм), масонство, антропософия, мондиализм..."
-
"...Мистици́зм (от др.-греч. μυστικός — таинственный) — философское и богословское учение, а также особый способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и иррационализме. Под мистическим опытом понимают опыт прямого личностного общения, слияния или постижения некоей абсолютной реальности и абсолютной истины, а в рамках религий часто отождествляемой с Божеством или Абсолютом. В утверждении возможности непосредственного единения с Богом или Абсолютом состоит суть мистицизма. Различные мистические доктрины встречаются во всех мировых религиях и верованиях и имеют общие черты: тяготеют к интуитивизму и символизму; предполагают практику определённых психофизических упражнений или медитаций, необходимых для достижения определенного состояния разума и психики. К мистицизму относят тантризм (индуистский и буддийский или ваджраяну), дзэн, каббалу, хасидизм, гностицизм, исихазм, суфизм и некоторые другие учения..."
Автор изменил свой комментарий 07/12/2014 - 21:06
-
Оказывается знала, но не читала ее. Но с другими работами авторов знакома.
Автор изменил свой комментарий 07/12/2014 - 21:17
ЭЗОТЕ́РИКА (англ. esoterica, от греч. esotericos — внутренний), 1) совокупность понятий, учений, верований,основной смысл которых скрыт от обычных людей (профанов, простецов) и доступен лишь посвященным,прошедшим через определенные обряды и обладающим некоторой степенью познания. Эзотерические тексты — это как тексты, скрываемые от непосвященных, так и тексты, понимание которых невозможно без дополнительных знаний, «ключа», который передается только из уст в уста.
2) С конца 20 в. под эзотерикой понимают, в первую очередь, разнообразные учения, которые возникли в новое и новейшее время на Западе с использованием религиозных представлений Востока, а также на Востоке для западной аудитории. Эзотерические учения используют понятия и терминологию индуизма (со всеми его разновидностями), буддизма (особенно дзэн), египетской религии, оккультизма, а также астрологиии др., составляя своеобразный синтез разнородных по происхождению представлений. В еще более узком смысле эзотерика употребляется как синоним наиболее популярных из этих учений — теософии Е. П.Блаватской , антропософии Р. Штейнера , агни-йоги Е. И. Шапошниковой-Рерих .
Энциклопедический словарь. 2009.
Автор изменил свой комментарий 07/12/2014 - 21:28
Юнг же, хоть и упоминает все те слова, которые содержит процитированное вами определение эзотерики, относится к ним как к феноменам и концепциям, которые могут послужить поводом для понимания психики. Он пишет об этом "экзотерические" тексты, которые публикуются и доступны, даже бывают модны. Но не это главное, а его сознательная установка на символизирование и психологизирование. В этом свете даже его мистический опыт, описанный, скажем, в Красной книге, является, прежде всего, психологическим переживанием, существующим в психической реальности. Он от этой позиции никогда не отходит. С тем же гностицизмом он играет (!) - "Семь проповедей мертвецам", например.
В "эзотерике" же люди часто не могут различить психическую реальность от физической, принимают одно за другое, теряя критичность к себе, ощущение человеческой ограниченности и так далее... Ну то есть она им помогает выживать, конечно, но и сковывает, как любая травматическая защита.
Я хочу поговорить о традициях и об авторах, без оценок как существуют люди в "эзотерике". Еще раз скажу, что не могу говорить обо всех и обобщать. Разумнее говорить о конкретном предмете, книге, человеке, направлении... Находить общее или различия.
Эзотерика это очень заботливая и добрая Мать. Она берет под свою опеку всех - нищих, хромых, больных, безумных и умных, убогих и горделивых, всех. Она ухаживает за ними, как за родными детьми, наделяет их великолепными смыслами, уверенностью в себе и защищает.
Хобит, что есть эзотерика для вас? В чем соль стремления к мистическому?
Дмитрий, оказалось что ответить на этот вопрос мне не так легко. Думаю со вчерашнего вечера, что написать. И сейчас может быть мои слова немного пафосными покажутся, но меня все время волнует попытка совместить небесное и земное в одном целом. В нашем круге с точкой посередине. ВЫ спрашиваете в чем соль стремления к мистическому? Знаете, я уже писала, что у меня не так много своих мыслей, но иногда мне нравятся мысли других людей с которыми я на данном отрезке своего жизненного пути согласна. Сейчас мне созвучны слова Э.Кришнамачарьи,
-
"...Должный самоанализ позволяет человеку понять, что к его природе нелегко подступиться, и трудно овладеть ей. Любое количество знаний в любых отраслях — науках, искусствах, политике, экономике, социологии, религии и т.д. не позволяет ему сделать этот шаг к овладению своей собственной природой. Вся деятельность вселенной содержит в себе свою подлинную тайну в виде своей сущности. Человек тоже состоит из этой же сущности. Но между человеком и вселенной стоит его собственная природа, которая получает впечатления, и впечатления эти его собственные, не подлинные. Какими бы безличными они ни были, всё же впечатления человека принуждены быть "подменами" подлинных тайн, вечными истинами существующих в великолепии мироздания. Субъектное сознание при пробуждении всякого космоса подменяется множественностью явлений, строящих вселенную в общем и солнечные системы в частности, и происходит эта замена через процесс творения. Так что на уровне индивидуального человека нашей Земли таких подмен множество. И долг человека или, скорее, его внутреннее стремление — путём обратных замен подняться выше, к всё более и более подлинным уровням мироздания. Но этому есть препятствие со стороны его собственной природы, которая до сих пор служила его собственной защитной оболочкой..."
-
Я думаю,что у каждого человека в большей или меньшей степени присутствует это стремление, у меня оно тоже присутствует. И эзотерика для меня - это один из возможных путей к тому, что мы называем индивидуацией. Или созданием философского камня. Я выбрала такой, удобный для себя путь.
Эзотерика это очень заботливая и добрая Мать. Она берет под свою опеку всех - нищих, хромых, больных, безумных и умных, убогих и горделивых, всех. Она ухаживает за ними, как за родными детьми, наделяет их великолепными смыслами, уверенностью в себе и защищает.По Юнгу, эта светлейшая фигура, как и остальные "светлейшие" и "священные", отбрасывает густую тень. Знаете, какую?
Я пока что во всех текстах которые пришлось читать не обнаружила "тени" о которой вы говорите.
Знаете, какую?
Поясните если не трудно.
Вы знакомы с работами Френсис Йейтс?
-
"...В разное время ученые обращались к различным аспектам западного эзотеризма и публиковали связанные с ним исследования. В частности, большой интерес к таким темам связанным с эзотеризмом, проявляли такие известные психологи как Уильям Джеймс и Карл Густав Юнг. В связи с этим историк Коринна Трэйтел говорит о значительном влиянии исследований в этой области на выделение психологии как самостоятельной научной дисциплины.
Тем не менее, окончательное выделение академического исследования эзотеризма в качестве самостоятельной области исследований относится только ко второй половине XX века и было связано с работами Д. П. Уолкера, Ф. Йейтс и деятельностью кружка «Эранос». Американский исследователь А. Верслуис указывает, что выделение в последней четверти ХХ века академического исследования эзотеризма как самостоятельной области исследований и быстрый рост числа научных организаций, занимающихся исследованием данного вопроса, был связан с тем, что в конце ХХ века многие западные ученые признали концепцию «междисциплинарного подхода», подразумевающую возможность и необходимость научных исследований, выходящих за пределы ограничений, накладываемых частными научными дисциплинами..."
-
Поясните если не трудно.Поглощение и полное подчинение себе, мотивированное потребностью матери в безграничной власти над "детьми", то есть формирование так называемого анти-героя.
Формируется не просто запрет, а настоящее табу на сепарацию, автономию, контакт с "отцовским" - с культурным разнообразием, инаковостью, личной ответственностью, историей, законом, структурой и порядком.
Бесплатный сыр только в мышеловке ;)
Автор изменил свой комментарий 08/12/2014 - 12:08
И, Сорелла, так ли оправданно руководство только "По Юнгу"? Вы знакомы с работами Френсис Йейтс?Мы, на минуточку, на сайте по аналитической психологии. Во-вторых, для меня "практика - критерий истины", и юнговский подход к психологии людей пока оказывается вполне реалистичен и правдив.
С работами Йейтс отчасти знакома, не могу сказать, что досконально. Больше "Искусство памяти".
Хочу добавить, что я не против академических исследований "эзотеризма", это имеет место и право быть. Ваша фраза про Юнга в начальном посте может быть понята как то, что у самого Юнга были эзотерические идеи, что он не столько ее изучал, сколько сам был "эзотерическим" мыслителем. Это вызвало мое возражение. Известно, что он дистанцировался и от религиозного учительства, и от принадлежности каким-либо тайным обществам и знаниям, рефреном повторяя во многих своих работах "я -всего лишь врач и ученый".
Психологическая опасность состоит в присоединении всерьез и бессознательной или сознательной идентификации с "эзотерическими" мыслительными конструкциями и идеологиями.
Поглощение и полное подчинение себе, мотивированное потребностью матери в безграничной власти над "детьми", то есть формирование так называемого анти-героя.
Sorella, предположим Вам стало плохо, вызвали скорую, врачи говорят - срочная госпитализация иначе вы умрете. Вы же в ответ: это полное подчинение лечащему врачу?! это безграничная власть зав. отделением?!
Я не намерена это терпеть!
По моему вы забыли об исцеляющих смыслах (или Юнг ?).
рефреном повторяя во многих своих работах "я -всего лишь врач и ученый". Китайская пословица гласит: "Вы сказали один раз - я вам поверил, вы повторили - я засомневался, вы сказали ещё раз... и я понял что вы врете".
Автор изменил свой комментарий 08/12/2014 - 13:42
предположим Вам стало плохо, вызвали скорую, врачи говорят - срочная госпитализация иначе вы умрете. Вы же в ответ: это полное подчинение лечащему врачу?! это безграничная власть зав. отделением?! Пример некорректный. Во-первых, врач - отцовская фигура, во-вторых, мы говорим о психологической реальности, а не о физической (угроза физической смерти). В-третьих, бюрократ - зав.отделением не участвует в принятии скоропомощных решений.
Отдельное спасибо за доброжелательный пример. ;)
Сергей 2014-12-08 13:28:16
По моему вы забыли об исцеляющих смыслах (или Юнг ?).Видимо, в отличие от вас, не только забыла, а еще и не знала никогда (как с этим у хронически лгущего Юнга - я ж вообще без понятия).
До сих пор спорим?
Юнг одновременно был и верующим и ученым-исследователем.
Он исследовал природу бога и не придерживался никаких коллективных
представлений о нем. Старался не придерживаться.
Конечно он эзотерические учения понимал не буквально.
C костылями легче хромать, пиджак прав.
Но и Сорелла права- с костылями не побежишь, а они создают навязчивое
чувство долга к ним. Выкинуть с благодарностью.
Касаемо исцеляющих смыслов, если оставаться в рамках Юнга надо вспомнить метод активного воображения. Ой, щас вспомню... Активное воображение - это не панацея, не метод, а технический прием, который в "шаловливых ручонках" (у недостаточно обученного психолога) может стать травмирующим рабочим инструментом. Само по себе не гарантирует исцеление.
Спонтанное активное воображение за пределами аналитического пространства, в обычной жизни, на поверку может оказаться защитным фантазированием, структурной частью невроза. Смыслы же могут быть созданы, а могут быть обнаружены. Для этого нужна способность символизировать, рабочая трансцендентная функция и диалектические отношения с другим/Другим (например, терапевтические или с человеком, который способен выдерживать амбивалентное напряжение
в отношениях). Кроме этого, нужна такая штука как "воплощенность", способность воплощать, или другими словами, реализовывать замыслы в поведении до результата.
Автор изменил свой комментарий 08/12/2014 - 18:47
На данный момент, скажу честно, меня все-таки в большей степени интересуют параллели в описании тонких тел, которые по разному описываются в эзотерической литературе и соотнесение их с психофизическим комплексом который нам доступен для изучения.
Придется пока пообщаться с собой)
Поцитировать работу Юнга " К психологии и патологии так называемых оккультных феноменов", а так же в продолжение темы про осознанные сновидения.
-
"...«Отключения» преследовали ее также на улице или в магазине, вообще в любой ситуации. Если это состояние настигало ее на улице, она прислонялась к какому-нибудь дому и пережидала, пока приступ не проходил. Во время этих «отключений», интенсивность которых всегда была очень различной, у нее регулярно бывали видения, кроме того, она очень часто «путешествовала» — и это особенно относится к тем приступам, когда она сильно бледнела; это значило, по ее словам, что она покидала свое тело и перемещалась в отдаленные места, куда переносили ее духи. Дальние путешествия в экстазе требовали от нее особого напряжения. После этого она часами бывала совершенно изнуренной и жаловалась иногда, что духи снова вытянули из нее все силы, что подобные перенапряжения — это слишком тягостно для нее, что духи должны поискать себе другого медиума и т. п...."
-
Что же все-таки при таких феноменах покидает тело? что собой представляют эти отдаленные места? Путешествия в экстазе.
-
У меня бабушка двоюродная баптистка была.
Помню, как горячо с ней спорил в семь лет.
Мне семь, ей девяносто, - спорили чуть не до драки.
Хорошее время было, может еще доживу...
-
Изменилось ли что то в наше время? По моему все так же существуют два лагеря.
Автор изменил свой комментарий 08/12/2014 - 19:25
По моему все так же существуют два лагеря.
===
Хобит, к-хе.
Вроде как не "первый раз вы замужем", а все этот вопрос не поймете.
Вот к примеру человека одолевает идея что им завладевает дух умершего
давно дедушки, вот как ему ответить - так это или нет?
C одной стороны - раз завладевает, значит завладевает, существует.
Юнг много общался с духами и очень интересовался полтергейстом и
прочим. Но он высказался об этом так - "одновременно оставаться и
современным человеком и примитивным дикарем."
Я понимаю что это очень сложно, но это преодоление раскола на два
лагеря. Избежать и изоляции сознания от бсс и оглупления и регресса в
верования каменного века.
Мне кажется тут опять беда в умственном расизме Юнга.
Он может в одной лекции сначала рассказывать о контакте с духом как с
живым существом....и через секунду начать интерпретацию сказанного духом. Cильно тренирован был Карл Густавич.
Но у него было много периодов когда он проваливался с головой.
Но выныривал.
Вообще нету. У него присутствует "достаточное количество" мыслей и ссылок на мистицизм, а это совсем не эзотерика. Есть существенная и сущностная разница между ними.