пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
Каламбур (анализ во сне, далее - осознанные сновидения)
Татьяна, вы назвали тему "Каламбур". Почему? В чём вам видится каламбур в вашем сне? И ещё. Я заметила в ваших снах частую тему полёта. Что для вас полёт?
То, что вы переносите анализ в сон, вполне объяснимо. О чём часто думаете, то и снится. Привычка, однако! Если бы вы весь день ломали голову, где найти работу и чем кормить ребёнка, поверьте, вы продолжали бы решать эту задачу и во сне (беспокойно ворочаясь в постели). Кстати, такая мыслительная активность во время сна может привести к тому, что вы будете плохо высыпаться. Может, это сигнал, что надо временно переключиться на что-то другое, дать себе отдохнуть от постоянного анализа себя? Немного перезагрузиться, такскать.
Автор изменил свой комментарий 22/12/2014 - 19:35
Анализ во сне или анализ при просыпании один из "побочных" эффектов анализа снов (и интроспекции вообще).
Один из вопросов, который у меня сразу появился - люди, которые занимаются интерпретацией сновидений используя юнгианский анализ, наверняка видят подобные сны? Марфа, вы видите? И как серьезно к ним относятся? Ещё из того, что описывают сновидцы:сны становятся менее яркими,сны не запоминаются или быстро забываются при просыпании и т.д. Ничего не могу сказать про забывание, разные сны вижу, и по яркости.. Не отметила на примере этого сна, разве что начало смазано, и да не все детали помню. Всего два раза у меня включался анализ по просыпанию. Заметила, появляется уверенность, что в этом промежутке правильно интерпретирую сон, словно понимаю на сто процентов. А вот, когда уже проснусь, запишу и обдумываю, не ощущаю не отслеживаю таких четких связей между образом и смыслом.
И еще интересно, почему, как вы пишите (не ставлю под сомнение, раз вы приводите этот пример, значит это видимо некий факт), сны становятся менее яркими, не запоминаются, забываются, т.е. как-бы идут на убывание? А если во сне вспомнить, что спишь (то что называют осознанным сном), сон наоборот яркий и врезается в память?
Если бы вы весь день ломали голову, где найти работу и чем кормить ребёнка, поверьте, вы продолжали бы решать эту задачу и во сне (беспокойно ворочаясь в постели)
Согласна :) Про работу мне часто снится неспроста.
Но меня здесь заинтересовало, что не во сне я занималась анализом, а по пробуждении. Даже когда обратилась во втором сне к подруге: "Ты же моя тень", в голове у меня и мысли не было про анализ. Я просто общалась с тенью. Просто тень не понимала, что она моя тень)))) Поэтому и каламбур))))
Меня не удивило, что подругу А. во сне я восприняла, как тень. Это потому что в реальности, несколько дней назад, или месяц, я подумала, что А. может быть моей тенью. Меня больше удивило, что при этом я не давала себе задания во сне обратиться к ней, как к тени, или рассмотреть ее как тень. То есть я могу дать себе мысленно задание, например, когда мне приснится та или иная тема во сне, поступить так то и так то. И потом во сне это реализовать, не на следующую же ночь конечно, но если проиграть это действие в воображении несколько раз, например, не закрывать дверь, когда кто-то пытается вломиться, а открыть ее, то когда мне однажды приснится сон с подобным сюжетом, образ двери послужит напоминанием, я вспомню, и открою ее и например приглашу всех желающих войти.
Примерно, по такому же принципу, я училась когда-то (это было в детские годы, возможно лет в восемь-десять) во сне вспоминать, что это сон. Моей целью было научиться летать, и я вспомнив во сне, что сплю, и убедившись в этом, залазила на всякие деревья, столбы, крыши, и прыгала вниз, и так сон за сном, пока не получилось. Поэтому полет для меня это то, чему я научилась, потому что никогда не летала даже маленькой, пока не приложила усилия. В моих снах кроме меня никто из живых существ (очень очень редко) не летает, и я этим часто пользуюсь. И еще, заметила, не бегаю обычно, а пусть на несколько сантиметров над землей, лечу. Быстрота. Привычка.
Или яркий пример. Прочитала у Кастанеды, как дон Хуан, давал ему задание во сне смотреть на свою ладонь, а потом, когда изображение начнет расплываться, то перевести взгляд на какой-то другой предмет, что-то вроде того, читала давно, дословно не вспомню конечно. Однажды мне приснился сон, в котором поняла, что сплю. Главный вопрос, что делать во сне, когда ты понял что спишь. Ну думаю, полетаю. Я стояла на дороже на квартале, определилась с направлением и взлетела. И тут вспомнила про Кастанеду, про ладонь. Дай, попробую. Смотрю на ладонь. Потом перевела взгляд на листья дерева, потом на другое дерево. Старалась уследить за четкостью изображения, чтобы его не потерять. А потом поняла, что продолжаю подниматься вверх уже с такой легкостью и скоростью, что так и вылечу из атмосферы. Это меня сильно испугало. Увидеть себя в космосе - жуть :)
Автор изменил свой комментарий 22/12/2014 - 20:34
Мне кажется, что всё связанное с особыми способностями во сне, с их "тренировкой", изучением возможностей "астрального тела" и пр. - это будущее.
Возможно, в йоге это давно существует как некий культурный пласт, интегрированный в целостные практики, у нас этим "владеют" пока только отдельные маргиналы. Книг мало. И слава Богу, наверно. Тем больше простор для открытий и творчества.
Во всяком случае это чрезвычайно интересная область, дверь в совершенно неизвестное. В щёлку все подсмотрели, в том или ином возрасте, но чтобы эту дверь открывать, нужна мотивация. Мотивация безумца, потому что чем дальше в эту дверь, тем дальше от человеческого.
Хотя, тут приходит на ум, пример с котенком, который если вырастет в комнате стены которой окрашены вертикальными черно-белыми полосами, испытает трудности при восприятии предметов горизонтального профиля. Т.е. если мы чего-то не знаем, то просто не замечаем этого.
В духовных упражнениях Игнатия Лойолы /кто такой?/ Основатель ордена иезуитов.
TanyaRos 2015-06-12 16:45:08
у меня появляется вопрос - относит ли фон Франц действия совершаемые в осознанных сновидениях к действиям воз действующим репрессивно на бессознательное? Хотя она так понимаю вообще не признает существование осознанных сновидений?
Интересный вопрос. Вряд ли фон Франц признавала Осы. Они как-то отдельно от юнгианства отстоят (что не отменяет самого явления), хотя иногда о них заходит речь и у юнгианских авторов.
Автор изменил свой комментарий 14/06/2015 - 15:47
--
Я бы сказала дополнительные, существует ведь и практика толкований сновидений в психоанализе, и у гештальтистов - у всех подходы отличаются, и сны, соответственно, тоже. Юнгианцам снятся юнгианские сны, те, кто интересуется Осами, чаще видят осознанные сновидения.
И все же надежда совместить их меня не покидает:-)
--
Татьяна, вы надеетесь совместить теоретически эти идеи или практически?
Практикующие Осы, как правило, уходят в эзотерику. На старом сайте обсуждалась тема осознанных сновидений - вот придет участница форума hobit), она вам расскажет, а я пока приведу цитату из работы юнгианского автора.
Люцидными или осознанными сновидениями называются такие сны, в которых человек понимает, что он спит. "Люцидные Сновидения обычно происходят в фазе REM-сна (Быстрое Движение Глаз)." "О прозрачных или, как их еще называют, осознанных снах, в которых сновидящий может одновременно следить за событиями в сновидении и контролировать реальность, то есть снах, прозрачных для бодрствующего сознания, упоминает еще святой Августин в 415г., а в XII веке известный испанский суфий Ибн-Эль-Араби говорил, что "человек должен контролировать свои мысли во сне". Тренировка этой способности может давать большую выгоду для каждого". Примеры можно продолжать и продолжать. Стивен Ля Берж* провел исследования в Станфордском университете для выяснения взаимоотношения между физиологическими изменениями у сновидящих и действиями, осуществляемые ими со своими "спящими" телами в прозрачном сновидении, что позволило установить ряд важных особенностей. ------------------ *Stephen La Berge, Ph. D. Lucid Dreaming. BallantineBooks. New York, 1985.." / Стивен Лаберж. Осознанные сновидения. Из главы "История и истоки осознанного сновидения" "Иногда, когда человек спит, — пишет Аристотель, — нечто в его сознании позволяет ему понять, что все происходящее — лишь сон». Из этого можно заключить, что в среде склонных к философии афинян явление осознанного сновидения было хорошо известно уже в IV веке до н.э. То же можно сказать и о сороковом веке до н. э. Ведь вполне вероятно, что люди переживали случайные осознанные сновидения с тех пор, как начали употреблять слово «сон». Однако письменные свидетельства об осознанных сновидениях появились лишь в IV веке н.э. Самое первое в истории Запада сообщение об осознанных сновидениях содержится в письме, написанном в 415 году н.э. Блаженным Августином. Обсуждая возможность существования после смерти, когда физические чувства уже угасли, Августин рассказывает о сновидении Геннадиуса, доктора из Картеджа. Геннадиусу, пребывавшему в мучительных сомнениях в отношении загробной жизни, приснился юноша «прекрасной наружности и величественной стати», который обратился к нему с приказом: «Иди за мной!» Покорно проследовав за этим ангелоподобным юношей, Геннадиус оказался в городе, где услышал пение. Оно было настолько возвышенным и прекрасным, что не походило ни на что слышанное им ранее. Поинтересовавшись, откуда эта музыка, Геннадиус получил ответ, что это «Гимн блаженных и святых». После этого он проснулся и понял, что все пережитое было «лишь сном». На следующую ночь ему снова приснился юноша, который спросил, узнал ли его Геннадиус. Когда доктор ответил «Конечно!», юноша спросил, помнит ли он, где они познакомились. Геннадиуса не под¬вела память, и он «смог дать достойный ответ», перечислив события предыдущего сна. Тогда юноша спросил, где, по мнению Геннадиуса, произошли эти события, во сне или в реальной жизни. Когда Геннадиус ответил, что во сне, юноша продолжил:«Ты хорошо помнишь произошедшее. Ты прав, все это действительно происходило во сне, но я хочу, чтобы ты понимал, что ты и сейчас спишь». Тут Геннадиус осознал, что видит сон. Далее, в ходе сновидения, теперь уже осознанного, юноша спросил: «Где сейчас твое тело?» Геннадиус ответил: «В постели», — и сновидный спутник продолжил свою речь: «Понимаешь ли ты, что твои веки тяжелы и закрыты, а глаза ничего не могут видеть?» « Я знаю это», — ответил Геннадиус. «Тогда чьими глазами ты видишь меня?» — этим вопросом учитель из сно¬видения закончил свою речь. Геннадиус был не в состоянии разгадать эту загадку и хранил молчание. Тогда проводник «раскрыл ему, что с помощью всех этих вопросов пытался научить его», и торжественно воскликнул: «Ты сейчас спишь и лежишь в своей постели, твои веки сомкнуты, однако ты можешь видеть меня и наслаждаться тем, что видишь; значит, и после смерти, когда глаза твои полностью ослепнут, в тебе останется жизнь, в которой ты сможешь жить, и та же способность восприятия, которая доступна тебе сейчас. Пускай же отныне тебя оставят тревожные сомнения о продолжении жизни после смерти». Блаженный Августин рассказывает, что все сомнения сновидца были полностью развеяны. Убедительность таких аргументов (если бы они не сопровождались осознанным сновидением) весьма слаба. Юноша, утешавший Геннадиуса, мог объяснить природу глаз, которыми тот видел во сне, не лучше самого Геннадиуса. Несмотря на все доводы Аристотеля, для Геннадиуса и большинства его современников «видеть» означало «верить». Что-то увиденное во сне было для них не просто образом, а реальным объектом, существовавшим где-то вне сновидца. Поэтому все эти видения пытливый ум человека объяснял реальным существованием глаз сновидения. Аналогичные размышления приводили к предположениям о наличии у тела сновидения, как и у реального физического тела, органов чувств. Это второе тело, тело сновидения, могло нормально функционировать, когда физическое тело оставляло все дела и засыпало. Из всего этого легко было заключить, что эти два тела полностью независимы. Теперь переместимся на несколько веков вперед и станем свидетелями удивительного развития утонченной техники сновидения. Тибетские буддисты еще в VIII веке н. э. практиковали разновидность йоги, созданную для сохранения бодрствующего сознания в состоянии сна. Они были первыми людьми, которые располагали экспериментально подтвержденным и ясным пониманием того, что сновидения являются творением исключительно ума сновидца. Такая концепция полностью согласуется с открытиями современной медицины и психологии. Во многом восточные мастера далеко опередили современную западную психологию. Например, древнее руководство для будущих йогов утверждало, что некоторые упражнения по контролю над сновидениями развивают способность переживать во сне любое воображаемое событие. Однако, вырабатывая в себе такую силу, йоги-сновидцы преследовали цели, далеко выходящие за рамки тривиального развлечения. Для них осознанные сновидения были инструментом познания, благодаря которому они постигали субъективную природу как состояния сна, так и бодрствования. Считалось, что такое постижение имеет глубочайший смысл. С помощью осознанных сновидений йогин учится понимать, что материя или форма, в ее размерных (большое-малое) и количественных (множество-единство) аспектах, полностью субъективна для того, кто заметно развил в себе силу ума с помощью йоги.Другими словами, используя психические эксперименты, йогин на реальных переживаниях учится тому, что характер любого сна можно изменить или преобразовать усилием собственной воли. Продвигаясь дальше по пути обучения, он по¬нимает, что разнообразие сюжета сновидений — это лишь игра его ума и что оно является зыбким миражом. Еще через неко¬торое время ученик постигает, что сущность формы и всех вещей, воспринимаемых в состоянии бодрствования органами чувств, настолько же нереальна, как и их отражение в сно¬видениях. Оба эти состояния являются проявлениями сансары. Последний шаг приносит Великое Постижение: внутри сансары ничто не может быть реальнее сновидений." ----------------- Дж.А.Холл. Юнгианское толкование сновидений. Часто сообщение о сновидении оказывается ошибочным, и при внимательном выспрашивании обнаруживаются символические элементы, значительно отличающиеся от действительной бодрствующей жизни сновидца. "Сон" вообще может оказаться не вполне сном, как таковым, поскольку во время физиологического сна существуют уровни сознания, очень схожие с бодрствующими мыслями. Изменения в подобного рода "мышлении-сновидении", возможно, возникают в связи со смещением из REM-сна в сторону других стадий. Некоторые сообщения об умственных процессах в медитативном состоянии характеризуются тэта-волнами на электроэнцефалограмме, имеющими сходство с фантазиями и грезами; возможно, здесь следует искать объяснение так называемым люсидным снам (lucid dreams), в которых эго сновидения, вероятно, знает, что оно спит, и обладает известным контролем над содержанием сновидения (состояние, которое я, однако, не могу убедительно продемонстрировать).
Автор изменил свой комментарий 15/06/2015 - 08:15
- вот придет участница форума hobit), она вам расскажет
Звучит устрашающе
Флейта, что по твоему я должна рассказать?)
Да, можно ОСы практиковать, а можно просто наблюдать это спонтанное проявление сознания) С понятием "эзотеика" тоже не все однозначно определенно)
Теория не подкрепленная практикой, остается вроде как только теорией, поэтому мне конечно хотелось бы по возможности понять из опыта, а как оно на самом деле.
Как оно на самом деле никто не скажет, но есть повторяющиеся закономерности которые мы наблюдаем в опыте. Например закономерность "вызывания" голосом в ОСе нужной вещи.
-
"...Фантазия в большей или меньшей степени является вашей собственной выдумкой, она скользит по поверхности индивидуальных смыслов и осознанных ожиданий. Однако активное воображение, как следует из самого термина, означает, что образы живут своей собственной жизнью и символические события происходят согласно их собственной логике - если, конечно, не вмешивается наш сознательный разум.
Вы начинаете с концентрации на начальном пункте. Я приведу вам пример из своего собственного опыта. Когда я был маленьким мальчиком, у меня была незамужняя тетушка, жившая в чудесном старомодном доме, который был полон прекрасных цветных гравюр. Среди них был портрет моего деда по материнской линии. Он вроде бы был епископом, на картине дед был изображен на террасе у своего дома. Я видел перила, ступеньки, спускающиеся с террасы, и тропинку, ведущую к собору. Мой дед, при всех регалиях, стоял наверху, на террасе. Каждым воскресным утром мне позволялось навестить тетушку; придя к ней, я усаживался на стул и смотрел на эту картину до тех пор, пока дед не начинал спускаться с террасы. И каждый раз тетушка говорила мне: "Дорогой мой, он никуда не идет, он по-прежнему стоит на месте". Но я знал, что видел его спускающимся вниз.
Вы понимаете, как случилось, что картина начала двигаться. Точно так же, если вы концентрируетесь на мысленной картине, она начинает двигаться: образ обогащается деталями, т.е. картина движется и развивается. Естественно, всякий раз вы не верите в это, вам приходит в голову, что вы сами все это вызвали, что это лишь ваша собственная выдумка. Но вы должны преодолеть это сомнение, ибо оно ошибочно. Нашим сознательным разумом мы можем достичь действительно совсем немного.
Мы все время зависим от вещей, которые буквально обрушиваются на наше сознание; поэтому по-немецки мы называем их Einfalle. Если бы, например, мое бессознательное отказалось подавать мне идеи, я бы не мог продолжать чтение лекции, ибо был бы не в состоянии придумать следующий шаг. Вам хорошо известно ощущение, которое возникает, когда вы хотите вспомнить имя или слово, достаточно знакомое, но оно никак не приходит на ум; впрочем, некоторое время спустя оно все-таки всплывает в памяти. Мы полностью зависим от великодушного содействия со стороны нашего бессознательного. Плохи наши дела, если оно нам не помогает. Поэтому я убежден, что путем сознательных размышлений многого не достичь; мы переоцениваем силу воли и осознанной интенции. Когда же мы сосредоточиваемся на внутренней картине и не мешаем событиям идти своим чередом, наше бессознательное оказывается в состоянии породить серию образов, складывающихся в целую историю..."
-
В ОС сознание не просто воспринимает серию образов порожденных бессознательным, но в реальности сновидения можно действовать исходя из логики сна работая с волевыми импульсами в меру возможного и еще в ОС можно пользоваться воспоминаниями "дневной реальности". То есть в реальности ОС возможно вполне сознательное поведение. Реальность ОС отличается от нашей дневной реальности некоторыми деталями, в основном же эта реальность очень похожа на нашу.
Автор изменил свой комментарий 15/06/2015 - 16:09
Звучит устрашающе
Настя, и ты туда же.) Где в моих постах вы умудряетесь увидеть угрозу?
hobit 2015-06-15 08:38:37
Флейта, что по твоему я должна рассказать?)
Я представляла, что ты откроешь новую тему про Осы в "Эраносе", и мы туда сложим весь интересующий нас материал.))
Настя, и ты туда же.)
Да шучу я, шучу.
Насчет очередной темы, как то я не уверена. Если Татьяне интересен сам факт ОСов, может быть она очертит личный опыт и интересующие ее рамки, тогда можно будет "сообразить на троих")
Автор изменил свой комментарий 16/06/2015 - 01:00
А в юнгианстве в сновидениях кроме эго-сновидца, его личных вытесненных в бессознательное содержаний, говорится о влиянии из области бессознательного на человека внеличностного и над личностного, самости, грубо говоря божественного. Теоретически получаются два противоположных взгляда.В концепции Юнга Самость является центральным, надличностным или трансперсональным архетипом, а ОСы - это не концепция, а некий опыт, вид сновидений, который также объясняется по-разному с привлечением различных мировоззрений и учений. Сновидения, в том числе и осознанные, пытались классифицировать и объяснять многие авторы, представители разных религиозных и научных конфессий (т.е. в каких то присутствует надличностный Разум, Бог и нуминозный опыт, в каких-то нет, и все объясняется биохимией мозга или работой нейронов и т.д.). Поэтому и ваше понимание зависит от того, какая парадигма вас больше интересует и устраивает вашу душу), во что верите вы.
Автор изменил свой комментарий 16/06/2015 - 00:36
"...Класс «Е», тип сновидений, которые я называю «осознанными сновидениями» [lucid dreams], кажутся мне наиболее интересными и заслуживающими самого тщательного наблюдения и изучения. Сновидений этого типа я испытал и записал 352 случая за период с 20 января 1898 г.по 26 декабря 1912 г. В этих сновидениях реинтеграция психических функций настолько полная, что спящий помнит повседневную жизнь и своё собственное состояние, достигает состояния совершенной осознанности и способен управлять вниманием и пытаться совершать различные волевые действия. И всё же сон, как я уверенно утверждаю, остаётся ненарушенным, глубоким и освежающим. Я получил свой первый проблеск такой осознанности во время сна в июне 1897 г. следующим образом. Мне снилось, что я плыл среди ещё не покрытых листвой деревьев; зная, что сейчас апрель, я заметил, что вид ветвей и веточек изменяется вполне естественно, соответственно изменению моего положения относительно деревьев. Затем я рассудил (во сне), что моё воображение никогда бы не смогло изобрести или создать такое замысловатое явление, как перспективное движение маленьких веточек, видимых при проплывании мимо них. Много лет спустя, в 1907 г., в работе проф. Эрнста Маха «Анализ ощущений» я нашёл отрывок, в котором были сделаны такие же с небольшим отличием наблюдения. Как и я, Мах пришёл к заключению, что он видит сон, но случилось это из-за того, что он увидел, что движение веточек было неправильным, тогда как я был удивлен естественностью, которую моё воображение никогда бы ни изобрело. Проф. Мах не продолжил свои наблюдения в этом направлении, вероятно из-за того, что не придал им значения. Я же настроился и стал с нетерпением ожидать следующего такого случая. Я приготовился для внимательного наблюдения, надеясь при этом продлить и усилить осознанность...Осознанные сновидения случаются в глубоком сне и, как правило, не заканчиваются пробуждением, если только я не желаю это сделать намеренно. Однако в большинстве случаев я предпочитаю продлевать сновидение настолько, насколько это возможно; затем осознанность исчезает и даёт место другим видам сновидений, и, что кажется примечательным, последующий вид часто является «демоническим сновидением», типа «F»..." "...Могу утверждать, что все без исключений мои осознанные сновидения случались между пятью и восьмью часами утра. Особое значение этих часов для наших сновидений часто отмечалось, среди прочих, Данте в его «Чистилище», где он говорит о часе, когда ласточки начинают петь, и наш ум наименее обременён материальным телом. Осознанные сновидения являются также и символичными, хотя и совсем иначе, чем другие виды сновидений. Я никогда не замечал в них ничего сексуального или эротичного. Их символизм принимает вид прекрасных пейзажей, различных световых явлений, солнечного света, облаков, и особенно яркого синего неба. В идеальном случае осознанного сновидения я проплываю сквозь безмерно широкие ландшафты с ясным солнечным небом и с чувством блаженства и благодарности, которое побуждает меня говорить о нём красивыми словами благодарности и набожности...Полёты или плавание случаются во всех видах сновидений, за исключением, быть может, класса «D», и это является главным образом указанием на приближение осознанного сновидения. Когда я летал в своих сновидениях две или три ночи подряд, то я знал, что осознанное сновидение рядом. Да и само осознанное сновидение часто начинается, и всё время сопровождается ощущением парения..."
(Фредерик ван Эден. Исследование сновидений в состоянии ясного сознания.)