Потуобратная связь.

Мне в связи со всем этим вспомнилась древняя легенда, пришедшая из глубины веков. Однажды к Чингизхану пришла женщина и попросила освободить ее родных. Чингизхан сказал -"Вот перед тобой стоят твой муж, твой сын и твой брат. Я отпущу одного. Кого выбираешь?" Женщина не задумываясь ответила - "Брата." "Почему?"- cпросил Чингизхан. "Мужа я могу найти, сына родить, а брата я не смогу создать"- ответила женщина. После этих слов,Чингизхан - убил,расчленил и обоссал всех четверых. Так гласит монгольская мудрость.
Не очень точный пересказ Авдотьи Рязаночки.
Не очень точный пересказ Авдотьи Рязаночки.

====

У меня монгольская версия.

У каждого свой вариант).Мой муж рассказывал эту легенду, как жена, ребёнок и отец (второго отца не будет).У него позитивный отцовский комплекс.
Видимо потому Чингизхан и трансформировал эту гопоту.

 


Четыре на три = один.

 

http://youtu.be/Se2YOsAIyPU

"Ты, Авдотья – женка Рязаночка!
Когда ты умела пройти путем да и дорогою, —
Так умей-ка попросить и головушки
Из трех единыя.
А не умеешь ты попросить головушки, —
Так я срублю тебе до плеч буйну голову"

В некоторых версиях в полоне были - брат, муж и сноха.

Нельзя выбирать из трех. Иначе секир-башка дуре тупой.

Есть версия, что и сама легенда и вообще появление темы женщины-героини в былинах эхо татаро-монгольского нашествия. Подтекст легенды ясен, несмотря на горе надо рожать новых детей (преодоление травмы).Не зря легенда заканчивается возрождением Казани (или Рязани).

Дальнейший диалог «короля» и «молодой женки» развивается в духе старых былин. Узнав о том, как искусно прошла Авдотья «заставы великие», и отдав должное тому, как умело она говорила с ним, Бахмет задает ей трудную задачу: только выполнив ее, она сможет увести с собой полон.

Да умей попросить у короля полону-де головушки,
Да которой головушки боле век не нажить буде.

«Молодая женка» справляется с этой задачей, проявляя свойства сказочной или былинной «мудрой девы».

Я замуж выйду — да мужа наживу,
Да у мня буде свекор — стану звать батюшкой,
Да ли буде свекровка — стану звать матушкой,
А ведь буду у них снохою слыть;
Да поживу с мужем — да я сынка рожу,
Да воспою, вскормлю — у мня и сын буде,
Да стане меня звати матушкой;
Да я сынка женю да и сноху возьму -
Да буду ли я и свекровой слыть;
Да еще же я поживу с мужем -
Да и себе дочь рожу,
Да воспою, вскормлю — у мня и дочь буде,
Да стане меня звати матушкой.
Да дочку я замуж отдам -
Да и у меня и зять буде,
И буду я тещей слыть…

Таким образом, может быть, по словам Авдотьи, восстановлена вся большая семья — только в обновленном составе.

А не нажить-то мне той буде головушки -
Да милого-то братиа любимого,
И не видать-то мне братиа будет век и по веку.

Вот ключ к решению трудной задачи: всех родственников можно «нажить» — кроме родного брата. Ответ Авдотьи не только ве-рен, но и, оказывается, затрагивает самого Бахмета: он признается, что во время нашествия на Русь погиб его любимый брат.

Ты умела просить у короля полону ли головушки,
Да которой-то не нажить и век буде…
Ты бери-тко народ своей полоненые
Да уведи их в Казань до единого.
Да за твои-ты слова за учливые
Да ты бери себе золотой казны
Да в моей-то земли во турецкие,
Да ли только бери тебе сколько надобно. http://mifologija.dljavseh.ru/Slavjanskaja_mifologija/Avdot'ja_Rjazanochka.html

Общее в вариантах легенды - это теневой крокодайл уведший "в полон"

"троих близких родственников."
Это какой то кватернион кросс -кузенного брака.

Авдотья - муж, брат -сноха.

Одновременно и три утонувшие функции, поскольку - полон - печаль,угнетение.

Фокус с братом - фигня скорее всего.

Я больше ставлю на цветок -бессмертник.

Хан - теневая сторона самости-Матери. Разлучает, разделяет, наконец -

казнит трансформирует.

Авдотья обращается к Матери-земле, и она дает мандаловидный

цветок производящий на Хана смягчающее действие.

Вместе с родственниками получается кватернион ромбовидный с

Матерью-землей вверху и Ханом внизу. 

Получается в натуре - цветок бессмертник.))

Мне как-то сложно переключиться с исторического толкования на психологическое. Замечаю это и при толковании сказок. Для меня это скорее тема мужчины-женщины и сохранения рода, не зря все трое выручаемых-мужского пола. Тогда и бессмертник понятен.
Хан разрешил ей поиск родных, однако ограничил его по времени периодом, пока не завянет в ее руках свежесорваный цветок. Если она не успеет до этого времени найти своих близких, то потеряет свою голову. Женщина вышла в степь и сорвала цветок бессмертника, который не увядает никогда. Согласно некоторым былинам хан, пораженный ее смелостью и мудростью отпустил с Авдотьей не только ее родных, но и других захваченных рязанцев и даже наградил ее. Вернувшись эти люди отстроили город Рязань на новом месте. http://amazing-women.ru/avdotiya_ryazanochka/#.VK7tdNKsXeM
Вы думаете что была реальная Авдотья?

В реальности от нее требовались только деньги за рабов.

Русские сказки монголы не любили.

Если брать вариант с мужчинами, то это кватернион -

Эго- анимус, отец - сын.

Видимо нужно уметь просить все.

Может быть что муж- это реальный муж.

Сын- реальный сын.
А брат - муж фараонов, Анимус.

Тогда становится понятно почему такой выбор вытягивает всех.

Это кватернион анимуса видимо.

Вы думаете что была реальная Авдотья?----------------------------Нет, конечно. Я думаю, что это некоторый собирательный, компенсаторный образ, рожденный коллективным бессознательным русского народа под влиянием набегов и войн.
Брат-это кровное родство. Тема семьи.
Хочу летом найти площадку капища Крокодайлу при впадении Волхова в

Ильмень.

Пишут что храм был круглый и постоянно горело двенадцать костров

вокруг алтаря.

Брат-это кровное родство. Тема семьи.

=====

А сын?

 

В те времена редко ребёнок был один. Менталитет был другой. Именно поэтому легенда так шокирует современниц.
Сказки и былины тоже шокируют.

Cын Крокодайла, - Волхв, убил всех жителей Царь-града кроме молодых

женщин.  

Не думаю что тут есть какая то аморальность. Тут иной смысл.

Не знаю про Крокодайла, может ссылку дадите.
Согласно Мазуринскому летописцу — "Лета 3099. Словен и Рус с роды своими отлучашася от Ексинопонта и от роду своего и от братии и хождаху по странам вселенныя... 14 лет пустыя места и страны обхождаху, дондеже дошедша езера некоего великого, Моиска зовомаго, последи Ирмер проименовася во имя сестры их Ирмеры. Тогда волхование повеле им наследником места того быти. И старейший Словен с родом своим и со всем, иже под рукою его, седе на реце, зовомой тогда Мутная, последи же Волхов проименовасе во имя старейшаго сына Словенова, Волхова зовома... ";

В изначальной Новгородской летописи дословно сказано: "Больший сын оного князя Словена — Волхов бесоугодный и чародей, лют в людех тогда бысть и бесовскими ухищрениями и мечты творя и преобразуяся во образ лютого зверя коркодела и залегаше в той реце Волхове водный путь. И не поклоняющихся ему овых пожираше, овых извергая потопляше".


http://www.byliny.ru/content/text/volkh-vseslavevich

Озеро Ильмень - опасный участок на пути из Варяг в Греки.

После выплывания из Волхова и до устья Мсты - день пути на ладье.

Если поднимался сильный ветер - Ящер получал жертвоприношение.

Марфа-М. 2015-01-08 23:01:52
Есть версия, что и сама легенда и вообще появление темы женщины-героини в былинах эхо татаро-монгольского нашествия. Подтекст легенды ясен, несмотря на горе надо рожать новых детей (преодоление травмы).Не зря легенда заканчивается возрождением Казани (или Рязани).
Спасибо, не знала о существовании такой былины. Не оттуда ли "ноги растут" у "Морозко"?
 
Есть еще сказка про колодец.

Что в этой Авдотье интересно, это то что в образе есть черты архетипа

Героя.  А Юнг считал что этот архетип выражается только маскулинным

образом. Может с этим связан выбор брата.

1- она на третичном раcпутье, выборе.

2- она спаситель и основатель города.

 

C точки зрения логики, что мешает ей сказать 

"Я замуж выйду - да мужа наживу, 

 Да ли буде у мужа брат - стану звать братиком..." ?

Спасибо, не знала о существовании такой былины. Не оттуда ли "ноги растут" у "Морозко"?---------------------------Общее-наличие негативного отца и попытка ужиться с ним. Но мне кажется есть отличие в жанре сказки и былины (или притчи), сказка более архетипична, а былина ближе к жизни что-ли. Хотя момент с преодолением трёх преград и цветком бессмертником вполне сказочный, да и мотив с "выручением головы" похож на мотив сказок про мудрых дев и разгадыванием загадок.
У меня ещё аналогии со сказкой король-ворон (и похожим циклом, вроде финиста), может потому, что я её разбирала. Общее-плен мужа (короля ворона приковал к скале злой колдун и поставил волков-охранников, одного-дневного, другого ночного), препятствия, которые преодолевает королевна, наличие матери-помощницы (в Авдотье-мать-земля, в короле-вороне-волшебница на горе), а также волшебного цветка, крушащего железо. 

Король-ворон 

Олег, после столкновения с большим количеством подлогов и домыслов (вроде гипербореи или поиска сходства Египетских и славянских богов ), а также поздних вставок и заимствований в славянских летописях с осторожностью отношусь ко всяким крокодайлам.
Олег,и в вашем варианте, и в варианте Авдотьи Рязаночки либо все умирают, либо все выживают. Я так понимаю, основная нить ваших рассуждений об этом, о целостности.Что-то вроде варианта игры "самое слабое звено".
Марфа-М. 2015-01-08 23:45:24
как-то сложно переключиться с исторического толкования на психологическое.

 Мне тоже в этом случае ближе историческое толкование, хотя именно для юнгианской школы характерно принятие в расчет культурных особенностей, коллективного бессознательного группы, нации.

 

(Из вики) "Закон вызова и ответа (англ. Challenge and response) — закономерность, которая, по мнению британского историка и философа Арнольда Тойнби, определяет развитие цивилизации. Историческая ситуация или природные факторы ставят перед обществом проблему («вызов»). Дальнейшее развитие общества определяется выбором варианта решения («ответом»).

Тойнби считает, что адекватный ответ не только решает проблему, но и выводит общество на новый уровень развития. Если же нужный ответ не найден, в обществе возникают аномалии, накопление которых приводит к «надлому», а затем к упадку.

... В качестве примеров Тойнби рассматривает возникновение ряда цивилизаций:

египетская цивилизация возникла как реакция на иссушение земель на афразийской территории. Ответ тех, кто положил начало этой цивилизации, был двойным: они переместились в долину Нила и изменили свой образ жизни. Они двинулись в гиблые болота и превратили их своим динамическим актом в благодатные земли;
китайская цивилизация возникла в пустыне как реакция на заболачивание и наводнение, что было дополнено испытанием холодом из-за существенных сезонных климатических изменений;
майянская цивилизация стала ответом на вызов, брошенный тропическим лесом;
минойская цивилизация — ответом на вызов моря.

Для России вызовом стало постоянное внешнее давление кочевых племен. Ответ был в форме нового образа жизни и новой социальной организации (казачество)."

О Тойнби мы говорили на одном из занятий в МААП.

"Автору этих строк, как и многим людям его поколения, была хорошо известна в начале XX в. широко распространенная по всей России детская хороводная игра, состоявшая в том, что мальчика сажали посреди круга и он должен был выбирать себе из числа девочек «невесту». Хоровод двигался вокруг водящего и пел, прихлопывая в ладоши:

Сиди-сиди, Яша, под ореховым кустом,
Грызи-грызи, Яша, орешки каленые, милою дареные.
Чок-чок, пятачок, вставай, Яша, дурачок,
Где твоя невеста, в чем она одета?
                                   Как ее зовут? И откуда привезут?

Загадочно было то, что во всех губерниях России центральная фигура игры именовалась «Яшей», хотя это не требовалось ни рифмой, ни каким-нибудь ассонансом. Разгадку дало обращение к белорусским записям середины XIX в.

Сядить Ящер Сяде Ящер под пирялущем У золотым кресле, На ореховым кусте, У оряховым кусте Где ореховая лусна, Орешачки луще. – Возьми собе девку, – Жанитися хочу, Котораю хочешь...19 – Возьми собе панну, Котораю хочешь, Котораю любишь...

19 Безсонов Петр. Белорусские песни. М., 1871, с. 81 – 82. Во времена Безсонова и в русских областях упоминался не Яша, а Ящер. (См. примеч. к № 17 на с. 81.)

 

На месте непонятного Яши оказался архаичный Ящер, хозяин подводно-подземного мира. Игра, изображающая выбор невесты Ящером, может являться трансформацией древнего обряда принесения девушек в жертву дракону-ящеру. Отголоском таких жертвоприношений является поверье, что водяные женятся на утопленницах 20.

29 Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903, с. 90.

 

Признаки культа ящера-«крокодила» особенно заметны в Новгороде, где их можно проследить до X в. н. э., но истинную хронологическую глубину этого бесспорно архаичного культа мы определить не можем. Удалось лишь уловить момент окончательного забвения старого содержания: на рубеже XIX и XX столетий Ящер заменился Яшей.

Для смысловой и хронологической расшифровки обрядов, игр, песен и изобразительных сюжетов необходимо привлечение самых разнородных материалов и широчайшее поле сопоставлений."

Рыбаков Б.А."Язычество древних славян."

Я так понимаю, основная нить ваших рассуждений об этом, о целостности.Что-то вроде варианта игры "самое слабое звено".

=====

Знаете, люди чье сознание понижено, видят как бы два мира одновременно.

Точнее - все их видят одновременно, но у людей с пониженным сознанием это просто явно

бросается в глаза. Например выживающая из ума бабушка моей жены, полностью уверена что я

тот мальчик что дружил с ее внучкой в детстве и специально переехал за ней через всю страну.

Ее не смушает ни разница в возрасте, ни другое имя. И в общем то она права во внутреннем мире.  Люди до 19-20 века примерно так и жили - внутреннее и внешнее сплеталось практически

не создавая диссонанса.