пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Эго. Границы эго. Бессознательное с точки зрения АП и нейрофизиологии.
Не знаю, в тему ли...
Например, идет реклама лекарств и там показывают какого-то больного или симптомы болезни.
Бывает один человек смотрит на это спокойно. И ему пофик на такую рекламу. Он может смотреть, наверное, сколько надо или хочет. А другой человек, не может на это смотреть и на другое безобразное с его точки зрения. У него появляются эмоциональные неприятные ощущения.
Это означает, что в первом случае у человека хорошая граница Эго?
Или плохая чувствительность?
А во втором случае слабая граница Эго?
Что происходит со вторым?
Второй человек начинает автоматически сливается с каким-то негативом из рекламы? А так как это негатив, то защищается - не смотрит такую рекламу.
Начинает идентифицироваться с чем-то неприятным с рекламы, это чувствует и защищается ?
Или проецирует свои страхи на эту рекламу?
Или это какая-то здоровая защита?
Воощем, хотелось бы понять, какая здоровая рекция. В 1-м или 2-м случае?
И может ли сам человек как-то укрепить свои границы Эго, если что?
С архетипической точки зрения, «сосуд» ассоциируется с женственностью, со способностью женского чрева принимать. На личностном уровне женским психологическим сосудом является ее Эго. Кассандра имела слабый сосуд.----------------------------------------------- С точки зрения психологии, ее негативный материнский комплекс воспрепятствовал развитию Эго, возникающего из первоосновы женской Самости. Поэтому Кассандра испытывала страдания из-за «недоношенности» женского Эго: фактически ее Эго не знало психологической матки.-----------------------------Я уверена, что быть посредницей — это преобладающая бессознательная ценность, которую сегодня компенсируют больные истерией. Рассмотрим портрет женщины-посредницы, написанный Тони Вульф:
«Женщина-посредница погружена в психическую атмосферу своего окружения и дух своего времени, но прежде всего — в коллективное (объективное) бессознательное. Это бессознательное, которое однажды констеллировалось и может достичь осознания, оказывает на нее воздействие. Женщина-посредница попадает под это воздействие, поглощается и растворяется в нем, а иногда воспроизводит его сама. Так, например, она может выразить словами или действием, что «витает в воздухе», что окружение не может или не будет допускать, но тем не менее оно является его частью. В основном это теневые аспекты ситуации или преобладающей идеи. Таким образом женщина активизирует негатив или потенциальную угрозу. Так она становится носителем зла, но то, что она это делает, все равно остается ее личной проблемой. Поскольку весь материал, о котором идет речь, является бессознательным, ей не хватает естественной способности, чтобы его воспринимать, и языка, чтобы адекватно его выразить. Переполняющая энергия коллективного бессознательного проносится через Эго женщины-посредницы и ослабляет его...
По своей природе коллективное бессознательное не ограничивается указанной личностью — и это следующая причина того, почему женщина-посредница идентифицируется сама и идентифицирует других с архетипическим материалом. Однако для отношений с бессознательным материалом требуется крепкое Эго-сознание и адекватная адаптация к реальности. Как правило, женщина-посредница ничего собой не представляет и, следовательно, будет создавать путаницу в той же мере, в которой запуталась сама. Сознание и бессознательное, я и ты, личное и обезличенное психическое содержание остается недифференцированным... Поскольку содержание объективной психики и у нее самой, и у других остается непонятным или же воспринимается на личном уровне, она воспринимает судьбу не как свою собственную, а как если бы она была ее собственной, и теряется в идеях, которые ей не принадлежат. Вместо того чтобы стать посредницей, она является лишь средством и становится первой жертвой собственной природы»109 (Toni Wolff, «Structural Forms of the Feminine Psyche», pp. 9-10. Средняя женщина - одна из четырех типов, описанных Вульф; остальные три - мать, гетера и амазонка. Статью Вульф нелегко достать вне библиотеки Института Юнга, однако краткое содержание ее модели можно найти в книге: Donald Lee Williams, Border Crossings)..-----------Эго женщины-посредницы должно быть гибким, связанным с телом и синтонным женственной Самости. Это ее психологическая матка, ее центр, ее пуповина125(См. далее.). И когда происходит блуждание ее матки, Эго пропадает.Теперь мы понимаем символический смысл понятия «блуждающая матка». С точки зрения психологии оно означает, что Эго не укрепилось в эмоциональной, образной первооснове Самости.
Мы исследовали коллективные факторы, препятствующие развитию такого Эго, синтонного Самости. Мы также увидели, что симптоматология истерической личности является бессознательным выражением подавленных женских ценностей и компенсирует преобладание патриархальных ценностей; а также рассмотрели посредничество — главную женскую ценность, носителями которой сегодня выступают истерические личности.---------Главным при обсуждении психологии женщины-Кассандры является замечание Юнга о болезненном комплексе истерической личности:
«Комплекс при истерии обладает аномальной автономией и тенденцией к активной отдельной жизни, которая снижает и замещает констеллированную энергию Эго-комплекса. Таким образом постепенно развивается новая болезненная личность, склонности, суждения и решения которой движутся лишь в одном направлении - в направлении ее желания быть больной. Эта вторичная личность пожирает все, что осталось от нормального Эго и принуждает его выполнять функцию вторичного (несамостоятельного) комплекса»126(«Association, Dream, and Hysterical Symptom», Experimental Researches, CW 2, par. 861.).
Комплекс развивается, когда Эго не может служить контейнером и развивать сознательное отношение, а значит, интегрировать некоторое бессознательное содержание. Иными словами, Эго не может воплощать архетип, который ищет способ своего выражения. Тогда бессознательное содержание начинает собирать все, что имеет к нему отношение, — в виде соответствующих аффектов, образов, воспоминаний и ожиданий — вокруг своего ядра, подобно возникающему из раствора кристаллу.
Что же тогда представляет собой бессознательное содержание, формирующее ядро болезненного комплекса? Юнг описывает его в понятиях экстравертированного чувственного типа, подчиненная функция мышления которого
«...выходит на поверхность в виде навязчивой идеи, которая безусловно негативна и обесценивает все, что можно... Самые отвратительные мысли связываются именно с теми объектами, которые получали самую высокую чувственную оценку»127(С, G. Jung, Psychological Types. CW 6, par. 600.).
Комплекс получает над человеком власть, когда тот поглощен «последовательностью противоречивых чувственных состояний»128 (Ibid.).
Хотя эта формулировка звучит действительно феноменологично, заключения Юнга относительно типологии истерической личности не вполне объясняют содержание комплекса. К тому же они не соответствуют моим собственным наблюдениям. Так, например, женщина-Кассандра с ее аполлоническим Анимусом-Эго часто обладает хорошо развитой способностью к мышлению, даже несмотря на то, что эта способность может внезапно исчезнуть под воздействием болезненного комплекса. И почему женщину, у которой основной психической функцией является чувствование, так легко подавляет неоднозначность?
Возможно, более созвучен замечаниям Юнга взгляд Мэри Уильяме, юнгианского аналитика, которая считала главной проблемой истерической личности негативный материнский комплекс - «переживание ужасной, пагубной, пожирающей матери, то есть «темного» аспекта девственницы. Считается, что у истерической личности происходит такое расщепление и формируется болезненный комплекс, который преследует Эго»129(«A Study oi Hysteria in Women», p. 187.).Таким образом, архетипическим ядром болезненного комплекса является темная богиня; и навязчивые, негативные, обесценивающие и ужасные мысли, описанные Юнгом, могут оказаться не чем иным, как периодическим конкретным влиянием Великой Матери, а точнее, ее мстительного, смертоносного аспекта. Не стоит удивляться, что женщина-Кассандра ощущает болезненный комплекс как нападение фурий.
Разумеется, другой аспект влияния темной богини - это посредничество. Хотя основной природной функцией истерической личности является интуиция, ее реальное посредничество не культивировалось и даже не санкционировалось патриархальностью. Если ее посредничество как-то и обращало на себя внимание, то это были тенденция к эксплуатации женщины-посредницы или превращение ее в козла отпущения. Она рано научилась скрывать эту сторону своей личности или использовать ее косвенным образом. Ее Эго не было ни достаточно сильным, ни достаточно проницаемым, чтобы полноценно использовать свой природный дар.
Как мы уже видели, у женщины-Кассандры развивается псевдо-Эго, впитавшее в себя ценности Аполлона, которые Юнг в своем описании истерической личности называет «карикатурой на нормального человека»130 (Ibid, p. 178.), а Уильяме описывает как «идеал Эго, основанный на «традиционном» образе хорошей и добродетельной женщины»131 (Ibid.). Это погружает ее темное посредничество в тень, запирает внутри болезненного комплекса, тем самым оставляя его примитивным и недифференцированным, как весь бессознательный материал, не имеющий доступа к дневному свету. В таком случае истерия становится тревожной реакцией неадекватного Эго, не способного сдержать и обработать импульсы бессознательного.Такая психология обостряется болезненными отношениями истерической личности со своей матерью, которая обычно бывает нарциссической женщиной, одержимой Анимусом, с весьма характерной слабой связью со своей собственной фемининностью. Мать не может создать атмосферу, позволяющую сдерживать потребности своей дочери и воспринимает их как чрезмерные требования. Сколько матерей истерических женщин могут сублимировать свою материнскую тревожность во внутреннем докторе Споке? Какое подкрепление создается материнскому Анимусу, если ребенка можно отнять от груди в три месяца, научить ходить в девять месяцев и самостоятельно пользоваться горшком в полтора года?
Вместе с тем отсутствует какая бы то ни было позитивная симбиотическая связь, у ребенка не создается здорового ощущения своего воплощенного «Я». У девочки развивается впечатление, что жизнь не может протекать так, как хочет она, а только так, как хочет мать. В представлении ребенка реальность не заслуживает доверия. Девочка обретает свою идентичность, только отвечая ожиданиям матери. В каком-то смысле ребенок становится матерью своей собственной матери, в свое время лишенной мате-ринства, которая постоянно требует зеркального отражения своего слияния с дочерью и наполняется черной завистью, если не получает этого отражения.
марфа 2012-10-18 13:49:19
Мне кажется это зависит от изначальной установки:с моим телом все в порядке(в первом случае)и я уязвима,я заболею(во втором случае).Получается в первом случае человек проводит границу-это болезнь другого человека,это не я(какая-то тревожность возникнет,но будет минимальна),а во втором случае если это случилось с другим,значит может случиться и со мной(получается как повышенная проницаемость эго-оболочки,или интроекция -заглатывание с точки зрения гештальта).Не смотреть-это уже,наверное ,какая-то граница(жесткая),или смотреть,но не принимать к себе,фильтровать(гибкая).Вообще нашла статью,где сформированную границу сравнивают....с маткой.(гибкая,способная к "избирательной"проницаемости)
Какие есть способы, чтобы избавиться от повышенной проницаемости эго-оболочки? Изменением изначальной установки? Или есть и другие какие-то способы? Как можно прийти к гибкой границе?
Марфа, спасибо большое за ваши примеры.
А как в примере с рекламой надо не вовлекаться?
На ваш взгляд, надо ли что-то делать с первоначальной установкой в этот момент? Осознавать в момент рекламы, менять как-то ее умом, себе внушать позитивное?
марфа 2012-10-19 10:59:34
вначале надо отслеживать моменты "вовлечения"в чужой конфликт не пытаясь что-то менять,марфа 2012-10-19 10:59:34
"словить себя на мысли".но здесь шире как-бы "ловишь себя и на чувстве".марфа 2012-10-19 10:59:34
мысленно говорю-это не мое,или это меня не касается.марфа 2012-10-19 10:59:34
вырабатывала дистанцию.(понимание,что я к этим конфликтам не имею отношение,причина не во мнеС моей точки зрения, это способы наращивания защит эго, а не укрепление его границ. Разница - как между "надеть доспехи" и "ухаживать за кожей".
1) Когда ребенок рождается, он находится на первой стадии – созависимости. Её характеристика – симбиотические отношения между матерью и ребенком – необходимое условие выживания. Данная стадия длится примерно 6-9 месяцев, до тех пор, пока ребенок не начинает ползать и становится на ноги. Задача лица, обеспечивающего уход за ребенком (как правило, матери, но нельзя исключать и фигуру отца) – установление эмоциональной связи, путем вербальных и невербальных контактов. Эмоциональная связь служит основой доверия к окружающему миру и необходимым условием развития.
2) Вторая стадия – противозависимость. В течение этого периода (примерно 18-36 месяцев), первой задачей развития является отделение. В это время у ребенка ярко выражен стимул к исследованию мира. Фигура отца на этом этапе становится все более значимой для ребенка, а именно - его эмоциональная поддержка в исследовании окружения. Успешное прохождение этой стадии «психологического рождения» возможно лишь при установлении доверия к окружающему миру, то есть при успешном прохождении предыдущей стадии.
3) Третья стадия – независимости, длится примерно до 6 лет. В течение этого времени ребенок способен действовать автономно, но все еще чувствует и осуществляет действия в состоянии связи с родителем и семьей.
4) Стадия взаимозавимости, характеризует «зрелые» отношения и обычно соответствует 6-12 годам. Степень близости между ребенком и другими людьми колеблется. Задача данной стадии – приобретение способности двигаться вперед и назад между соединением и отделением, не испытывая при этом какого-либо дискомфорта.---------------------------------------------С моей точки зрения, это способы наращивания защит эго, а не укрепление его границ. Разница - как между "надеть доспехи" и "ухаживать за кожей".----------------------------------------------скорее выработка дистанции(вторая стадия)для последующего "зрелого",гибкого отношения(четвертая стадия).тогда как изначальную высокую вовлекаемость можно расценивать как первую стадию-слияние.
Ну не знаю, не знаю, насколько можно серьезно думать о "независимости" детей от 3 до 6 лет при уже двух поколениях более или менее нарциссических матерей (с 1970х гг). Ну то есть знаю - невозможно.
марфа 2012-10-19 22:09:47
приобретение способности двигаться вперед и назад между соединением и отделением, не испытывая при этом какого-либо дискомфорта.Это вообще фантастика! "без какого-либо дискомфорта"!... Это, наверное, мечтатели от академической психологии напридумывали. Получилось нечто страшно далекое от реальной жизни.
Sorella. вы хоть свои варианты предложите в замен. а то вот я зависла в понимании. так сказать спутали все карты.
как укрепляются границы?
марфа написала из своего опыта конфликтов, взаимодействия.
вы отписали, что все это из "надеть доспехи".
хотела бы на примере увидеть как это "ухаживать за кожей"?
Сорелла, мне понятнее когда на примерах, а не отвлеченно.
или я что-то упустила из темы?
ОК. Пример: клиент рассказывает ситуацию, которая его эмоционально задевает (касается случайно, но заметно, не факт, что это приятно, возможно, давление сильное, почти до боли). Аналитик слушает и видит такое эмоциональное "обнажение" и реагирует, подтверждая типа "да, вот оно как", затем уточняет некоторые подробности - но не события, а переживания (это как ощупать больное место на коже), при это важно не ЧТО он спрашивает, а КАК - обтекаемые формулировки, волнообразный голос, неспешный темп речи. Далее клиент сосредотачивается на самом значимом аспекте своего рассказа и волей-неволей вспоминает, на что это похоже и что нового в этом опыте (поисковое поведение по распознаванию и нахождению "места" в своей жизни для этого переживания). Аналитик эмоционально присоединяется (как бы держа за руку, но не сжимая ее крепко). Если возникает затруднение, предлагает и свою идею о значении произошедшего (подставляя плечо, только если надо), но не вносит свои жизненные переживания. Присутствие - мягкое, но надежное, не требующее. (это как крем или мазь, или осторожно салфеткой промокнуть, или если ранка - соответствующая последовательность поведения и слов - в метафорах "очистить", "нанести болеутоляющее, умягчающее", "запеленать, забинтовать, прикрыть "). И "отходит", ждет, замолкает, "отпускает" без гнева и злости, сообщая тем самым ты - это ты, а я - это я. Мы рядом и вместе, но два отдельных человека. Теперь ты можешь сам. Человек уходит с грустью, с дискомфортом, но без вины за сепарацию.
И так много-много раз, точно больше сотни повторений. На разных участках кожи (в разных частях эго). После этого границы эго - психической кожи - гибкие и крепкие.
Я описала часть "материнской" аналитической техники.
Снежинка 2012-10-20 18:01:48
"...на что это похоже и что нового в этом опыте (поисковое поведение по распознаванию и нахождению "места" в своей жизни для этого переживания). Аналитик эмоционально присоединяется (как бы держа за руку, но не сжимая ее крепко). Если возникает затруднение, предлагает и свою идею о значении произошедшего (подставляя плечо, только если надо), но не вносит свои жизненные переживания".
А как это понять?Это обычная познавательная активность человека: чтобы что-то могло быть усвоено, оно должно быть отчасти знакомым и отчасти новым. Если все знакомо - не интересно, если слишком ново - чужое пугающее и не на что опереться в своем опыте, такое будет отвергнуто. На этом пси-принципе все толковое обучение построено.
Ответ на вопрос "что это значит для меня?" является одним из самых непростых и важных при "ментальном переваривании" жизненных впечатлений и событий. У немалого числа людей способность присваивать личное значениему-либо нарушена. Аналогично, если чувствующая функция не работает "как надо", то человек сильно затрудняется находить смысл (то бишь соотношение между своей бсс системой ценностей и значением переживания). Аналитик сначала предоставляет в пользование свою способность присваивать значение и смысл, затем клиент следует его примеру и развивает свою такую способность. Аналитик становится не нужен.
Сорелла, да все об одном и том же - иметь дружески настроенного к себе аналитика - очень большой душевный комфорт, роскошь для души. Когда терапия закончится, закончатся отношения, уйдут, придется привыкать к утрате, переживать ее. Что это - не убыло разве?!... Говорили Вы уже об этом, о заканчивании терапии то есть, помню... Но все-равно не понимаю...
...Бедняком вдвойне это так - до терапии был убогим и страждущим - нужда. А после к этому прибавляется еще и необходимость пережить расставание с аналитиком. Было плохо, а стало еще хуже ... А если аналитик - умный, обаятельный человек?... Да это вообще - смерть!
Dtkeyl 2012-10-20 20:23:31
Когда терапия закончится, закончатся отношения, уйдут, придется привыкать к утрате, переживать ее.Утрачивается лишь внешний человек - аналитик, но поддерживающие воспоминания о позитивном опыте значимых отношений остаются с клиентом. Кроме того, за время терапии формируется и более глубинный так называемый "хороший объект", образ Другого. И еще, после опыта аналитических отношений человек легче устанавливает и поддерживает социальные отношения, обычно в них меньше противоречий, больше глубины, ведь человек лучше понимает себя и окружающих. То есть, качество отношений, а значит и некоторых смыслов улучшается.
Dtkeyl 2012-10-20 20:23:31
необходимость пережить расставаниеЯ думаю, это основной источник Вашего более чем сдержанного отношения к перспективам психотерапии. С другой стороны, некоторые люди и приходят в анализ с такой целью - научиться переживать расставания так, чтобы они не казались смертью.
Некоторый вывод про границы эго:видимо гибкость границ подразумевает сочетание принятия в себя,вмещения(нового опыта,другого человека)-то есть материнского и умения выталкивать из себя.ставить рамки,быть жестким-то есть отцовского.а также знания когда и что уместно.Мягкость границ,потеря своей территории больше беспокоит ,как я думаю,женщин.Мужчины изначально четче очерчивают "границы эго",хотя возможно они(границы) жестче.Это по аналогии,когда дети совсем "садятся на шею"приходит грозный папа и "ставит рамки",может гибкость границ-это и есть умение быть то мягкой мамой,то грозным папой...
Sorella:Я описала часть "материнской" аналитической техники.
-----------------------------------------------Замечательно,только большинство людей живут не в мире аналитик-анализанд,и вступают в разные типы межличностных взаимодействий.А стрелки как-то плавно перевелись из сферы обычного бытового взаимодействия между людьми к "искусственным "отношениям аналитик-анализанд с последующим милым обсуждениям мира анализа,эффективности психотерапии и т.п....Как-то понятие укрепления границ эго свелось к кормлению аналитической манной кашкой...
Вы точно подметили контраст.
Именно что приходится в "искусственных" условиях психотерапии доращивать то, чему в "сфере обычного бытового взаимодействия между людьми" че-то места нету, наращиваются защиты-доспехи ВМЕСТО гибких границ.
В моде работающие мамы и "раннее развитие" - почти сразу "черствую корку хлеба" дают, когда еще "манную кашку" хорошо бы.
Увы.
Извините за педантичность, но давайте все же уточним:
марфа 2012-10-21 19:48:23
несформированные границы эго-это застревание на каком-либо этапе взросления.Кое-что похуже. Это свойство психотического в пределах личности.
Понятно дело, "дефекты" эго могут быть разными по масштабу и сложности. Когда мы говорим о проблемах с границами - это целый спектр феноменов. Одно дело, границы есть, но не нравятся их свойства ( и тогда мы говорим - они сформированы, но требуют "улучшения" в процессе развития личности), другое дело - они настолько зыбкие, что их будто нет или их действительно нет, например, когда у личности, психотической по структуре, роль эго выполняет специфическая персона (и тогда мы говорим - они не сформированы, их нужно формировать). Последний вариант - не застревание в развитии, а блокированное/сильно искаженное (на раннем этапе жизни) развитие эго-комплекса.
Автор изменил свой комментарий 23/01/2015 - 10:51
Автор изменил свой комментарий 23/01/2015 - 17:25
Марфа-М. 2015-01-22 19:50:44
Сам эго-комплекс, как я понимаю, соотносится с такими проявлениями высшей нервной деятельности, как память, мышление и речь, особенно с памятью. Действительно, чтобы иметь представление о "я" надо осознавать себя в течение достаточно длительного периода времени.
Иметь представление о "я", это вы хорошо сказали, Марфа. Только у нас есть пока нерешаемая проблема с памятью. "Вся королевская конница и вся королевская рать не могут Шалтая-Болтая собрать."- извиняюсь за вольную ассоциацию. -------------------------------------------------Ну, не всё так безнадёжно). Насколько я помню из последних лекций по нейрофизиологии память связывают либо с долгоживущими белками в головном мозге либо с образованием некого замкнутого нейронного кольца, по которому циркулирует импульс и при необходимости воспроизводит в сознании (ассоциация с книгохранилищем и картотекой).Кстати, вы читали про эйдетическую память, в своё время заинтересовал этот феномен.
Автор изменил свой комментарий 23/01/2015 - 17:28
Марфа-М. 2015-01-22 21:20:34
Что касается связи эго с высшей нервной деятельностью, это удобно и для его определения и для его локализации в теле (психике). А так получается, что эго-некая абстракция, "болтушка" вне тела.
Проблема в то, что похоже юнг описывает эго как то, что я бы назвала совокупность или комплекс ума, тела и духа. но это мое понимание------------------------------------Насколько я имею представление, в восточной философии эго=уму, по-крайней мере так прочитала у К.Уилбера.
Автор изменил свой комментарий 21/01/2015 - 19:33