Дороти и Элли

а мы разбирали где-нибудь эту историю с Элли?
Автор: Astreya, дата: ср, 11/02/2015 - 18:16

Насчет Элли, мне был бы любопытен разбор. Жаль опыта работы со сказками нет  )). С удовольствием поучаствовала бы, даже перечитаю

Автор: Ютта, дата: чт, 12/02/2015 - 01:33

Astreya 2015-02-11 18:16:09
Насчет Элли, мне был бы любопытен разбор.

начните, а я поддержу (мало времени уделять много времени и тянуть темы
)

по сказке Волкова сразу вопрос - почему домик, как вагончик и не закреплен, вечно заваливался от ураганов. Значит был выкопан погреб, где прятались от урагана, были сарайные постройки для животных, поле, которое возделывал отец, а домик, понимаешь ли, так себе. О чем это - неблагоприятный климат в семье? 

Автор: Astreya, дата: чт, 12/02/2015 - 01:45

Не знаю насчет сказки Волкова (из сказкитерапии?), но у Лаймена Френка Баума, прозрачно.

Выйдя из дому  и глядя по сторонам, Дороти видела  вокруг только степь.
Она тянулась до  самого горизонта: унылая равнина --  ни деревца, ни домика.
Солнце в этих  краях было таким жарким, что вспаханная земля под его жгучими
лучами моментально превращалась в серую запекшуюся массу.  Трава тоже быстро
делалась серой, как  и все кругом. Когда-то дядя Генри покрасил домик, но от
солнца краска  стала трескаться, а дожди окончательно ее  смыли, и теперь он
стоял  такой же  уныло-серый,  как  и все  остальное. Когда  тетя Эм  только
приехала в эти места, она  была  хорошенькой  и  жизнерадостной. Но  палящее
солнце  и  свирепые ураганы сделали  свое дело: из  ее  глаз быстро  исчезли
задорные искорки,  а  со  щек румянец. Лицо посерело  и  осунулось.  Тетя Эм
похудела и разучилась улыбаться.  Когда осиротевшая  Дороти впервые попала в
этот дом,  ее  смех так пугал  тетю  Эм,  что  она всякий раз вздрагивала  и
хваталась  за  сердце.  Да и  теперь,  стоило  Дороти  рассмеяться, тетя  Эм
удивленно смотрела на нее, словно не понимая, что может быть смешного в этой
серой жизни.

     Что касается дяди Генри, то он не смеялся никогда.  С утра до вечера он
работал изо всех сил, и ему было не до веселья. Он тоже был весь серый -- от
бороды  до  грубых башмаков. Вид у него был  суровый, сосредоточенный, и  он
редко говорил.
     Только песик  Тотошка развлекал  Дороти, не давая ей поддаться царившей
вокруг серости.

Автор: Ютта, дата: чт, 12/02/2015 - 01:51

Astreya 2015-02-12 01:45:53
Не знаю насчет сказки Волкова (из сказкитерапии?)
не, того самого, кто стырил идею "Волшебник страны ОЗ" и написал "Волшебник изумрудного города"

Автор: Марфа-М., дата: чт, 12/02/2015 - 08:29

Не думаю, что получится разобрать волшебник изумрудного города, в ней как бы нет архетипического слоя, хотя, вроде, присутствуют колдуньи и волшебство. В продолжении сказок вообще много от "совка" (Семь подземных королей, Тайна эаброшенного замка, например) и идей борьбы пролетариата против поработителей, а также несение идей маленьким (переводите отсталым,примитивным,детским) народам.Волшебника страны ОЗ,к сожалению, не читала.

Автор: Ютта, дата: чт, 12/02/2015 - 11:49

Марфа-М. 2015-02-12 08:29:45
.Волшебника страны ОЗ,к сожалению, не читала.
к сожалению, тоже не читала "ОЗ"

Марфа-М. 2015-02-12 08:29:45Не думаю, что получится разобрать волшебник изумрудного города, в ней как бы нет архетипического слоя, хотя, вроде, присутствуют колдуньи и волшебство. В продолжении сказок вообще много от "совка" (Семь подземных королей, Тайна эаброшенного замка, например) и идей борьбы пролетариата против поработителей, а также несение идей маленьким (переводите отсталым,примитивным,детским) народам.не согласна, в любом фантазийном произведении, тем более, сказочном материале, содержится скрытый глубинный слой, тем более сказка Волкова, как пересказ оригинала "ОЗ", как бы переложена на нашу ментальность и хорошо прижилась, значит в ней есть архетипические образы? разве не так?

Автор: Ютта, дата: чт, 12/02/2015 - 11:50

хотя согласна, лучше бы рассмотреть "ОЗ", кстати на касталии наткнулась на размышления об этом произведении. как поиске своей духовности

Автор: Марфа-М., дата: чт, 12/02/2015 - 12:39
Автор изменил свой комментарий 2015-02-12 14:40

По названию и героям это скорее сказка, но по сюжету ближе к приключенческому жанру

Автор: Astreya, дата: чт, 12/02/2015 - 16:52

Стоит, стоит поиграться ))

Интресностей там предостаточно. Вот некоторые  факты;

Ураган, унесший домик Дороти, образовался при столкновении южного и северного потока.

Домик свалился на голову одной из 4 волшебниц чудесной страны. Злой феи востока. Дороти начала свой путь, как новорожденное солнце )). В туфельках сверженной колдуньи.

Герои встретившиеся на пути, могут символизировать функции.

     Страшила, пожелавший мозги - "мыслительную"
     Дровосек, пожелавший сердце, - "чувствующую"
      Лев , пожелавший храбрости,  - "ощущение" (энергия действия ? воли?)

Сама Дороти, не наделенная особыми качествами, отождествляться на первых порах со своей ведущей, - интуитивной. я могу и ошибаться.

Дорога ведущая в  изумрудный город,  из желтого кирпича.

Автор: Astreya, дата: чт, 12/02/2015 - 19:52

Читаю сейчас обе сказки  параллельно. У Волкова подача мягче, теплее. Зато у оригинала легче проследить психологическую подоплеку события. Девочка сирота, живет с тетей и дядей, вокруг все серо. Ее улыбка невинная детская шалость все чаще раздражает тетю, от тоски спасает лишь собака, верный друг Тотошка.  Напротив,    девочка Элли Волкова счастлива  с родителями (не смотря на случающиеся ураганы), те не унывают, быстро восстанавливаются, несмотря на бедность, уделяют   достаточно  внимания образованию (папа). Сама она  по своему характеру любознательна, открыта, среди соседей  много друзей.

Автор: Ютта, дата: чт, 12/02/2015 - 20:45

Элли из семьи, где постоянные "ураганы"(ссоры между родителями?) переворачивали ее мир, или где, вот этот момент с опрокидыванием дома можно рассмотреть, как скачки ее развития, духовного "ошеломления"?

Дороти ("Божий дар"), сирота в серости? - нереализованный внутренний творческий потенциал? божественный ребенок?

Автор: Astreya, дата: чт, 12/02/2015 - 21:27

Элли из семьи, где постоянные "ураганы"(ссоры между родителями?)
переворачивали ее мир, или где, вот этот момент с опрокидыванием дома
можно рассмотреть, как скачки ее развития, духовного "ошеломления"?
Наверно ближе второе. Домик без фундамента, не о родителях, а ей самой. Не успевает девочка ассимилировать впечатления ? Впрочем от необеспеченных родителей редко можно ожидать  такой  гармоничный подход к воспитанию.  Папа учил и читать и писать (! - обычный работяга, которому не хватало времени на фундамент для домика), мама приобщала к хозяйству, слушала в перерывах, как дочка читает ей сказки. Оба родителя демонстрируют участие, но возможно более чем ограничены в средствах (пустые обещания?). Когда Элли посетовала, что ей нечего носить из обуви. Мама обещала, - Папа поедет на ярмарку и купит. Подано интересно, "после разговора с матерью, погода стала портиться." В своей пещере колдовать начала Гингема. Ничего себе невинный разговорчик, ураган - его ли последствия?

Так или иначе  история с туфельками получила продолжение в сказочной стране.  Домик девочки "убил злую ведьму", "невинным "трофеем стала обувь. С туфелек началось, туфельками и закончилось.

..

Дороти ("Божий дар"), сирота в серости? - нереализованный внутренний творческий потенциал? божественный ребенок?
Дароти напротив очень сдержанный персонаж. Она открывает свои чувства, отношения лишь по ходу развития сказки.

Туфельки подарок, скорее. Неожиданность.

Автор: Ютта, дата: чт, 12/02/2015 - 21:34
Автор изменил свой комментарий 2015-02-12 20:35

Astreya 2015-02-12 21:27:56
Подано интересно, "после разговора с матерью, погода стала портиться." В своей пещере колдовать начала Гингема. Ничего себе невинный разговорчик, ураган - его ли последствия?

 о, вот это интересно, есть такое у детей - ладно, вот вырасту - не буду, как вы, всего добьюсь сам/сама??? из этой серии? Короче, ураган и Гингема, как злость на "нищету" родителей?

Автор: Ютта, дата: чт, 12/02/2015 - 21:38

Astreya 2015-02-12 21:27:56
обычный работяга, которому не хватало времени на фундамент для домика),
незаземленность под вопросом, почему никак не укреплял? если это Эллина, то, что не так? оторванность от земли - это "мечта" родителей о лучшей жизни?
 

Автор: Astreya, дата: чт, 12/02/2015 - 23:46

есть такое у детей - ладно, вот вырасту - не буду, как вы, всего добьюсь сам/сама???
Ютта получается так )) Фундамент чем -то равен обуви. Смотрела недавно романтический молодежный сериал, в нем одна героиня успешная во всех отношениях девушка подарила другой (кое-как сводящей концы с концами) роскошную обувь.

- Для женщины главное обувь, - сказала она. - В такой ты будешь ходить по лучшим дорогам.

Автор: Astreya, дата: чт, 12/02/2015 - 23:58

"мечта" родителей о лучшей жизни?
Как знать. Мама на вопрос о волшебниках, сказала, "перевелись, да и к чему они, и  без них хлопот довольно."

Оторванность от земли - экспансия детская, непосредственность. Пуп мира? ))

"Если бы я вдруг сделалась королевой, то обязательно приказала бы, чтобы в
каждом городе и в каждой деревне был волшебник. И чтобы он совершал для
детей всякие чудеса"

Автор: Ютта, дата: пт, 13/02/2015 - 00:03

Astreya 2015-02-12 21:58:21
Как знать.
скрытая мечта(бсс), зачем учить ребенка чтению и письму? если у ней та же участь, что и у родителей?

Автор: Astreya, дата: пт, 13/02/2015 - 00:23
Автор изменил свой комментарий 2015-02-12 21:35

"Как раз в том месте, где стоял домик Дороти, столкнулись два ветра —
северный и южный, и от этого столкновения и родился свирепый ураган. В
самом центре урагана обычно бывает довольно тихо, но оттого что потоки
воздуха всё сильней и сильней давили на стены дома, он поднимался выше и
выше, пока не оказался на гребне огромной воздушной волны, которая
понесла его, словно лёгкое пёрышко."

Чисто природное явление? Случайность или..

"Случайными"  мы называем лишь те - вполне закономерные! - процессы и события, истинную причину которых не в состоянии познать наш ограниченный разум.

Напротив ураган унесший домик Элли  своим возникновением обязан недоброму колдовству Генгемы.

– Ух, ненавистные люди! Вот и готово мое зелье на погибель вам! Окроплю
леса и поля, и поднимется буря, какой еще на свете не бывало!

Во всех
смыслах Генгема, вот кто  ощутила  на своей шкуре, что такое карма
в аспекте  своей  ускоренной отработки.

Автор: Ютта, дата: пт, 13/02/2015 - 00:55

Astreya 2015-02-12 22:23:19
столкнулись два ветра —
северный и южный, и от этого столкновения и родился свирепый ураган. В
самом центре урагана обычно бывает довольно тихо, но оттого что потоки
воздуха всё сильней и сильней давили на стены дома, он поднимался выше и
выше, пока не оказался на гребне огромной воздушной волны, которая
понесла его, словно лёгкое пёрышко."

 юг-север, жар-холод, жизнь-смерть. может не в тему, но почему-то подумала, что от этой серости девочка заболела (жар-холод), и тело стало, как перышко (невесомость при простуде)?? т.е. не просто так, а некое состояние, в котором - тихо умом, а тело сражается???

 
Автор: Astreya, дата: пт, 13/02/2015 - 01:07

Прослеживается указание на избыточное давление - "потоки воздуха все сильней и сильней давили на стены дома"..внутричерепное.

Про простуду..болезнь ассоциация понятна откуда взялась. Обе девочки во время урагана, в разгар трагедии, нашли приют у себя в постели. Заснули.

Когда проснулись они уже оказались в другой стране.

как перышко (невесомость при простуде)?? т.е. не просто так, а некое состояние, в котором - тихо умом, а тело сражается?Вставьте цитату

Мне при угрозе простуды "северо-западным"  пугают ))) 

Автор: Ютта, дата: пт, 13/02/2015 - 01:17

ок, а может и не простуда, а толчок, импульс к началу полового созревания???
, короче, некое нарушенное состояние
 - уяснили, далее, сон и новая "область" или провал? 

Автор: Astreya, дата: пт, 13/02/2015 - 01:36

 - уяснили, далее, сон и новая "область" или провал?
Таинственная область между...

Точка пересечения...двух миров?

Причинно-следственного нашего (закованного во временные рамки) и архетипического ..божественного?

Всем известны две минуты до пробуждения...во время которых кажется проживается целая жизнь?

Есть миг,  они известны многим гениальным авторам и композиторам, когда, как они говорят,   за сотые доли секунды - происходит восприятие в полном объеме произведения  ...длительностью на "полчаса" и более. Когда произведение "услышанное" таким образом, перекладывается автором, то оказывается что оно развернулось в нашем причинно - следственном мире,  на разы дольше...

Автор: Astreya, дата: пт, 13/02/2015 - 01:49

Это идея пришла мне на визуализацию "столкновения южного и северного потока"

Соответствующие указания всплывают и по тексту.

столкнулись два ветра — северный и южный, и от этого столкновения и
родился свирепый ураган. В самом центре урагана обычно бывает довольно
тихо

Представьте, что домик несет к точке пересечения?

Автор: Ютта, дата: пт, 13/02/2015 - 01:54

Astreya 2015-02-12 23:49:51
Представьте, что домик несет к точке пересечения?
мысль промелькнула, эта точка, как момент, когда проявляется новый архетипический образ.  

Автор: Astreya, дата: пт, 13/02/2015 - 02:04
Автор изменил свой комментарий 2015-02-12 23:58

Желания.

Добрая волшебница Виллина, прочла в своей волшебной книге, что Элли сможет возвратиться, если та поможет трем существам добиться исполнения их заветных желаний!

Тема туфелек,  лучших дорог ? )) 

- Я могу все понять, и сделать сам!!

 - Докажи !

Элли начинает активно искать тех кому может помочь, включает  поиск. Сначала она цепляется к жевунам,  те сообщают, ей  что де освобождения от тягот рабства  вполне достаточно. Потом находит Страшилу, - Могу я исполнить твое заветное желание ? В дальнейшем девочка действует в подобном ключе.

Дороти напоминает лист плывущий по течению реки..Ее сознание узко направленный  луч.
Передвижение Дороти - первые неуверенные шаги Страшилы.

"Поскольку у Страшилы вместо мозгов была солома, он шёл напрямик, частенько терял равновесие и падал плашмя. Однако он не ушибался. Дороти помогала ему подняться на ноги, и он первый смеялся над своими неудачами."

"В какой-то момент Дороти так крепко задумалась, что не заметила, как Страшила в очередной раз споткнулся на выбоине и полетел кубарем в придорожную канаву. Ему даже пришлось подать голос, чтобы девочка обратила на него внимание.

— Почему ты не обошёл яму? — удивлённо спросил Железный Дровосек.

— Потому что я плохо соображаю, — весело объяснил Страшила. — У меня в голове не мозги, а солома.."

С удивлением она встречает новых попутчиков, с удивлением открывает для себя их (свои) желания.

Автор: Astreya, дата: пт, 13/02/2015 - 02:08

мысль промелькнула, эта точка, как момент, когда проявляется новый архетипический образ. 
"В мире архетипов нет времени и пространства, но проходя по мосту между тем миром и этим, они облекаются в форму, принимают временную протяженность, становясь архетипическими образами" (из старой своей записи..)

Автор: Astreya, дата: пт, 13/02/2015 - 03:13
Автор изменил свой комментарий 2015-02-13 00:46

Бессознательное славится своей зеркальностью.
Это его качество нашло отражение в таких сказках, как "Алиса в Стране -Чудес", "Снежная Королева"..

Обратила внимание что Страшила Волкова, при разговоре  с Элли все время путает слова. Переставляет их местами или употребляет не в том контексте.

– Спокойной ночи! – сказало чучело немного хриплым голосом. – Простите, я хотел сказать – добрый день!

– Ты умеешь говорить? – удивилась Элли.

– Не очень хорошо, – призналось чучело. – Еще путаю некоторые слова, ведь меня так недавно сделали. Как ты поживаешь?

– Спасибо, хорошо! Скажи, нет ли у тебя заветного желания?

– У меня? О, у меня целая куча желаний! – И чучело скороговоркой начало перечислять: – Во-первых, мне нужны серебряные бубенчики на шляпу, во-вторых, мне нужны новые сапоги, в-третьих…

– О, хватит, хватит, – перебила Элли. – Какое из них самое-самое заветное?
– Самое-самое? – Чучело задумалось. – Чтобы меня посадили на кол!

– Да ты и так сидишь на колу, – рассмеялась Элли.

– А ведь и в самом деле, – согласилось чучело. – Видишь, какой я путник… то есть нет, путаник.

Страшила Дороти, тем не грешил. 

Лишь иногда спотыкался..

Желание иметь мозги, это о чем ? )))

Автор: Рута, дата: пт, 13/02/2015 - 08:46

Astreya 2015-02-13 01:13:36
Желание иметь мозги, это о чем ? )))
Когнитивная защита (если такая бывает), рационализация - не очень точно.

Автор: Astreya, дата: пт, 13/02/2015 - 18:51
Автор изменил свой комментарий 2015-02-13 16:43

Когнитивная защита (если такая бывает), рационализация - не очень точно.

 

Девочка дезориентирована..

 

И  справедливо подобное  заключение в большей мере для Дороти. Опять же первые неуверенные шаги со Страшилой. Читая оригинал меня не покидало стойкое ощущение, что мозги тому нужны, прежде всего для того, чтобы знать куда и как поставить ногу. "Вата в голове".

Его желание  - знание своего тела? В первые годы жизни ребенку доступно только такое.

 

- Я родился совсем недавно, ничего  не знаю ..

 

  мозги бы мне..

 

Пространственная ориентация? 

 

Возможно это объясняет  имена колдуний.

 

В начале книги о них просто говорится, как о волшебницах   Востока, или  Севера. Последняя пришла на помощь Дороти, постепенно водя в курс дел.

 

 

— Я думала, все волшебницы злые, — призналась Дороти.

— И ошибалась! В Стране Оз всего четыре волшебницы, и две из них — Волшебница Севера и Волшебница Юга — добрые. Ты уж мне поверь, потому что я — Волшебница Севера и не могу ошибаться. Но Волшебницы Запада и Востока действительно злые-презлые. Одну ты убила, и теперь во всей Стране Оз осталась лишь одна злая волшебница, та, что живёт на Западе.

 

До самого окончания разговора с девочкой та, продолжает говорить о себе и о других в некой обезличенной манере.

 

 

С четырехкратной структурой мы достигаем оптимальной ориентации, а именно, четыре направления компаса, эти четыре элемента, и четыре человеческих темперамента или декартов крест в математике. Во всем мире мы находим четырехкратную структуру, с помощью которой человечество стремится достичь полной ориентации.[xlii] Эта четырехкратная структура постоянна в нашем основном визуально-сознательном восприятии. У нас два глаза, располагающиеся на горизонтальной линии. Так как эти два глаза видят трехмерно, между ними подразумевается вертикальная центральная линия. Крест ориентации нашего зрения всегда подсознательно присутствует в этих двух линиях, вертикальной и горизонтальной (см. Рис. 102).

 

 

С Элли все обстоит по другому, она не первопроходец )).Как таковой компас ей уже не нужен
. Элли   идет по "следам" Дороти )

 

Описываемая страна Волковым кажется более "обжитой".

 

Тотошка - обретает голос. Тотошка - приносит девочки  башмачки, убитой колдуньи.

 – Конечно, не выдержат, – согласился Тотошка. – Но ты не горюй, Элли, я тут неподалеку видел кое-что и помогу тебе!

 

Колдуньи щеголяют личными именами, вместо сторон света - цвет.

 

Бастинда - злая волшебница фиолетовой страны

Гингема - злая волшебница голубой страны

Стелла - добрая волшебница розовой страны

Виллина - добрая волшебница желтой страны.

 

Именно Виллина встречает Элли в стране своей соперницы, убитой Гингемы.  Зачитывает Элли условия для ее возвращения домой из своей магической книги, указывает на дорогу из желтого кирпича. Разве не странно,   что дорожка - ее личного цвета? 

На мой взгляд Волков ухватил абвивалентность великой матери, намеченной Баумом лишь в общих чертах. 


 Добрая колдунья Севера - дама в почтенном возрасте с головы до ног укутанная в белые одежды ))

Дорога из желтого кирпича хоть и был указан ею, как таковой видимой связи с ней не имела. Дороботка Волкова - на мой взгляд удачна.

Иллюстрация к книге, Волшебник изумрудного города. 


Виллина.


– Странно, очень странно! – покачала головой старушка. – Сейчас ты поймешь мое недоумение. Дело было так. Я узнала, что злая волшебница Гингема выжила из ума и захотела погубить человеческий род и населить землю крысами и змеями. И мне пришлось употребить все мое волшебное искусство…


...

– Я тебя в этом и не виню, – спокойно возразила волшебница Виллина. – Ведь это я, чтобы спасти людей от беды, лишила ураган разрушительной силы и позволила ему захватить только один домик, чтобы сбросить его на голову коварной Гингемы, потому что вычитала в моей волшебной книге, что он всегда пустует в бурю…

 

Страшила - виртуоз)) 

Он ловко жонглирует словами, одна беда маленько путается.В остальном его заявления о том, что  "мозги нужны" смахивает на кокетство.

 

Автор: Рута, дата: вс, 15/02/2015 - 09:17

Astreya 2015-02-12 16:52:43
Страшила, пожелавший мозги - "мыслительную"    Дровосек, пожелавший сердце, -"чувствующую"
      Лев , пожелавший храбрости,  - "ощущение" (энергия действия ? воли?)
Сама Дороти, не наделенная особыми качествами, отождествляться на первых порах со своей ведущей, - интуитивной. я могу и ошибаться.
Дорога ведущая в  изумрудный город,  из желтого кирпича.
Желтый - цвет?
А если так: желтые/золотые кирпичики, из которых состоит дорога, - опыт коллективного бсс, ведет к цели индивидуации - самости. Трансцендентная функция - феи и колдуньи (противоположности), которые помогают/мешают эго/Элли. 

Еще  надо учесть возраст Элли:  она в том времени, когда жизнь начинает наполнять функции реальным содержанием. Эго будто проверяет энергию каждой "игрушки" в действии.

Элли напоминает мне одну особу, которая раздавала игрушки, а Элли с ними играет в путешествие.