Братья Гримм Дитя Марии

На опушке большого леса жил дровосек со своею женой, и было у них единственное дитя трехлетняя девочка. Были они так бедны, что даже без хлеба насущного сиживали и не знали, чем прокормить ребенка. Однажды поутру дровосек, подавленный своими заботами, отправился на работу в лес. Стал он там рубить дрова, как вдруг появилась перед ним прекрасная высокая женщина с венцом из ярких звезд на голове и сказала: "Я Дева Мария, мать младенца Христа. Ты беден, обременен нуждою. Принеси мне свое дитя: я возьму его с собою, буду ему матерью и стану о нем заботиться". Послушался ее дровосек, принес дитя свое и вручил его Деве Марии, которая и взяла его с собой на небо. Хорошо там зажило дитя: ело пряники сахарные, пило сладкое молоко, в золотые одежды одевалось, и ангелы играли с ним. Когда же девочке исполнилось четырнадцать лет, позвала ее однажды к себе Дева Мария и сказала: "Милое дитя, предстоит мне путь неблизкий; так вот, возьми ты на хранение ключи от тринадцати дверей царства небесного. Двенадцать дверей можешь отпирать и осматривать все великолепие, но тринадцатую дверь, что вот этим маленьким ключиком отпирается, запрещаю тебе отпирать! Не отпирай ее, не то будешь несчастною!" Девочка обещала быть послушною, и затем, когда Дева Мария удалилась, она начала осматривать обители небесного царства. Каждый день отпирала она по одной двери, пока не обошла все двенадцать обителей. В каждой сидел апостол в великом сиянии и девочка радовалась всей этой пышности и великолепию, и ангелы, всюду ее сопровождавшие, радовались вместе с нею. И вот осталась замкнутою только одна запретная дверь; а девочке очень хотелось узнать, что за нею скрыто, и она сказала ангелам: "Совсем отворять я ее не стану и входить туда не буду, а лишь приотворю настолько, чтобы мы хоть в щелочку могли что-нибудь увидеть". "Ах, нет! отвечали ангелы. Это был бы грех: Дева Мария запретила, это может грозить нам великим несчастьем". Тогда она замолчала, да желание-то в сердце ее не замолкло, а грызло и побуждало ее, и не давало ей покоя. И вот однажды, когда все ангелы отлучились, она подумала: "Я одна-одинешенька теперь и могла бы туда заглянуть: никто ведь об этом не узнает". Отыскала она ключ, взяла его в руку, вложила в замочную скважину, а вставив, повернула. Мигом распахнулась дверь и увидала она там Пресвятую Троицу, восседающую в пламени и блеске. Мгновение простояла девочка в изумлении, а затем слегка дотронулась пальцем до этого сияния и палец ее стал совсем золотым. Тут ее охватил сильный страх, она быстро захлопнула дверь и убежала. Но что ни делала она, как ни металась не проходил ее страх, сердце все продолжало биться и не могло успокоиться; да и золото не сходило с пальца, как она ни мыла и ни терла его. Вскоре вернулась Дева Мария из своего путешествия, позвала к себе девочку и потребовала обратно ключи от неба. Когда девочка подавала связку, взглянула ей Приснодева в глаза и спросила: "Не отпирала ли ты и тринадцатую дверь?" "Нет". Тогда возложила ей Владычица руку свою на сердце, почувствовала, как оно бьется, и увидала, что запрещение было нарушено и дверь была отперта. В другой раз спросила Царица Небесная: "Вправду ль ты этого не делала?" "Нет", отвечала вторично девочка. Тогда взглянула Приснодева на палец ее, позлащенный от прикосновения к небесному пламени, ясно увидела, что девочка согрешила, и спросила ее в третий раз: "Ты точно не делала этого?" И в третий раз отвечала девочка: "Нет". Тогда сказала Дева Мария: "Ты ослушалась меня да вдобавок еще солгала, а потому недостойна больше оставаться на небе!" И девочка, погрузилась в глубокий сон, а когда проснулась, то лежала внизу, на земле, в пустынной глуши. Она хотела позвать на помощь, но не могла произнести ни звука. Вскочила она и хотела бежать, но в какую сторону ни поворачивалась, везде перед ней возникал стоявший стеною густой терновник, через который она не могла пробраться. В этой глуши, где она оказалась как бы в плену, стояло старое дуплистое дерево: оно должно было служить ей жилищем. Вползала она туда и спала в дупле, когда наступала ночь; там же в дождь и грозу находила она себе приют. Но это была жалкая жизнь горько плакала девочка, вспоминая о том, как ей хорошо было на небе и как с нею играли ангелы. Единственной пищей служили ей коренья и лесные ягоды. Осенью собирала она опавшие орехи и листья и относила их в свое дупло: орехами питалась зимой, а когда все кругом покрывалось снегом и льдом, она заползала, как жалкий зверек, во все эти листья, чтобы укрыться от холода. Одежда ее скоро изорвалась и лохмотьями свалилась с ее тела. Когда же солнышко снова начинало пригревать, она выходила из своего убежища и садилась под деревом, прикрытая своими длинными волосами, словно плащом. Так прозябала она год за годом, испытывая бедствия и страдания земного существования. Однажды, когда деревья снова нарядились в свежую зелень, король той страны, охотясь в лесу, преследовал дикую козу, и так как она убежала в кусты, окаймлявшие прогалину со старым деревом, он сошел с коня и мечом прорубил себе путь в зарослях. Пробившись наконец сквозь эти дебри, он увидел дивно прекрасную девушку, сидевшую под деревом и с головы до пят покрытую волнами своих золотистых волос. Он остановился, безмолвно, с изумлением вглядываясь в нее, а затем спросил: "Кто ты такая и зачем сидишь ты здесь, в пустыне?" Она ничего не ответила, потому что уст не могла открыть. Король продолжал: "Хочешь ли ты идти со мной, в мой замок?" На это она ответила только легким кивком головы. Тогда взял ее король на руки, донес до своего коня и поехал с нею домой, а когда прибыл в свой королевский дворец, приказал облечь ее в пышные одежды и всем наделил ее в изобилии. И хоть она говорить не могла, но была так пленительно прекрасна, что король полюбил ее всем сердцем и немного спустя женился на ней. Минуло около года, и королева родила сына. И вот ночью, как она лежала одна в постели, явилась ей Дева Мария и сказала: "Если ты мне всю правду скажешь и повинишься в том, что отворяла запретную дверь, то я открою уста твои и возвращу тебе дар слова; если же ты в грехе своем станешь упорствовать и настойчиво отрицать свою вину, я возьму у тебя твоего новорожденного ребенка". Королева получила возможность сказать правду, но она упорствовала и опять сказала: "Нет, я не отпирала запретной двери". Тогда Пресвятая Дева взяла из рук ее новорожденного младенца и скрылась с ним. Наутро, когда ребенка нигде не могли найти, поднялся ропот в народе: "Королева-де людоедка, родное дитя извела". Она все слышала, да ничего возразить против этого не могла; король же не хотел этому верить, потому что крепко любил ее. Через год еще сын родился у королевы, и опять ночью вошла к ней Пресвятая Дева и сказала: "Согласна ль ты покаяться в том, что отпирала запретную дверь? Признаешься так я тебе первенца твоего отдам и возвращу дар слова; если же будешь упорствовать в грехе и отрицать вину свою отниму у тебя и этого новорожденного младенца". Снова отвечала королева: "Нет, не отпирала я запретной двери". И взяла Владычица из рук ее дитя и вознеслась с ним на небеса. Наутро, когда вновь оказалось, что и это дитя исчезло, народ уже открыто говорил, что королева сожрала его, и королевские советники потребовали суда над нею. Но король так ее любил, что все не хотел верить обвинению и повелел своим советникам под страхом смертной казни, чтобы они об этом и заикаться не смели. На следующий год родила королева прехорошенькую девочку и в третий раз явилась ей ночью Пресвятая Дева Мария и сказала: "Следуй за мною!" Взяла Владычица королеву за руку, повела на небо и показала ей там обоих ее старших детей: они встретили ее веселым смехом, играя державным яблоком Святой Девы. Возрадовалась королева, глядя на них, а Пресвятая Дева сказала: "Ужели до сих пор не смягчилось твое сердце? Если ты признаешься, что отпирала запретную дверь, я возвращу тебе обоих твоих сыночков". Но королева в третий раз отвечала: "Нет, не отпирала я запретной двери". Тогда Владычица снова опустила ее на землю и отняла у нее и третье дитя. Когда на следующее утро разнеслась весть об исчезновении новорожденной королевны, народ громко завопил: "Королева людоедка! Ее следует казнить!" И король уже не мог более противиться своим советникам. Нарядили над королевою суд, а так как она не могла ни слова в защиту свою вымолвить, то присудили ее к сожжению на костре. Навалили дров и, когда вокруг королевы, крепко привязанной к столбу, со всех сторон стало подыматься пламя, растаял твердый лед ее гордыни и раскаянье наполнило ее сердце. Она подумала: "О, если б я могла хоть перед смертью покаяться в том, что отворяла дверь!" Тогда вернулся к ней голос, и она громко воскликнула: "Да, Пресвятая Мария, я совершила это!" И в тот же миг полился дождь с небес и потушил пламя; ослепительный свет осиял осужденную, и Дева Мария сошла на землю с ее новорожденною дочерью на руках и обоими сыночками по сторонам. И сказала ей Владычица ласково: "Кто сознается и раскаивается в своем грехе, тому грех прощается!" Отдала ей Приснодева всех троих детей, возвратила дар слова и осчастливила ее на всю жизнь.http://az.lib.ru/g/grimm/text_0030.shtml
Если бы этой сказки не было, её стоило бы придумать))). Первый эпизод: удочерение девочки девой Марией и взятие её на небеса. Как известно, в царство небесное был взят сын Марии-Иисус Христос, но сказка добавляет сюда взятие девочки, таким образом открывается дверь в небеса и для женщин.Изначально она дочь дровосека (Иисус Христос был сыном плотника). Далее эпизод с 12 апостолами , и появление 13 двери. В истории с Христом 13 апостолом был Иуда.Само число 13 связано с хаосом, или началом нового цикла,оно разрушает предыдущую целостность и вводит нечто новое, разрушающее предыдущий порядок. Здесь девочка приобщилась к Духу Святому, что воспринялось как грех. Далее опять калька библейской истории изгнания из рая. Что остаётся ? Распятие. И оно символически происходит (сожжение на костре). Есть ещё два интересных момента в сказке :у героини два сына и дочь, опять же покаяние происходит после рождения дочери.И тема людоедки, людоедства, связанная с богинями-пожирательницами (теневой стороной женственности).
Мария, а как объяснить иррациональное упорство девочки-королевны? что заставляло ее не признаваться в содеянном?
Сложно сказать, во сне названа причина-гордыня, да и "лечение" немота (похожее проходит горбатая принцесса в сказке капризная принцесса), а также унижение (жизнь в дупле, скитание)похожи на лечение гордыни.Как будто она присвоила себе не принадлежащую часть (дух святой)-позолотила палец и не хотела это признать.Если брать обычную жизнь-это мог быть высокоодарённый ребёнок, или ребёнок с развитой духовностью,до 14 лет это дремало внутри,а затем был совершён грех открывания сокрытого, тайны.По сказке как бы надо отделить себя от самости, избежать инфляции.Это версия. А так, с первого прочтения, выглядит как "бодание" двух женщин, кто кого перебодает))), вроде состязания Афродиты и Психеи.И ещё, этот момент с ключами, что в синей бороде,что здесь с рациональной точки выглядит глупо,зачем вообще давать запретный ключ, или,например,пускать к запретному дереву.Похоже,в самой психике человека скрыта какая-то энергия,которую нельзя трогать "до времени".
Марфа-М. 2015-03-05 15:53:29
Похоже,в самой психике человека скрыта какая-то энергия,которую нельзя трогать "до времени".

 Но ключ тем не менее дается. Мотив запретного плода?
-
"...Это был бы грех: Дева Мария запретила, это может грозить нам великим несчастьем".
Тогда она замолчала, да желание-то в сердце ее не замолкло, а грызло и побуждало ее, и не давало ей покоя..."
-
Мотив побуждения, движения? Если нет запрета, нет этого разгорающегося желания?
Автор: hobit, дата: чт, 05/03/2015 - 16:26 Но ключ тем не менее дается. Мотив запретного плода? Мотив побуждения, движения? Если нет запрета, нет этого разгорающегося желания?------------------------В данном случае, думаю, запретное действительно запретно, но оно уже принадлежит человеку в потенциале. Каждый раз переступая этот запрет, человек это чувствует,но что-то люциферовское в самой его природе заставляет делать это.Например, воровство огня Прометеем (свет), именно в освоении огня заложено начало самой цивилизации, это 13 комната, которая ведёт к непредсказуемым последствиям, более близкий пример-познание структуры атома, которое привело и к строительству АЭС и к созданию ядерной бомбы.Сами апостолы человечны, их природа человечна,а троица надличностна.В данном случае речь идёт о духовном развитии женщины, забирание детей можно трактовать как разрыв с материнским инстинктом,отчуждение от детей.Что-то вроде женской революции))) и инквизиторских костров.Это ведь тоже 13 комната для современных женщин, как-то так увиделось.
Марфа-М. 2015-03-05 18:21:04
В данном случае речь идёт о духовном развитии женщины, забирание детей можно трактовать как разрыв с материнским инстинктом,отчуждение от детей.
Встречала в индийской литературе, множественное описание высших и низших миров, земля в данном случаи служило некоим "водоразделом". Описывались мужчины и женщины, эволюционно превосходящие нас, удивило, что для женщин освобождение от материнства является высшим благом.

 


 

Есть ещё одна сказка из этого цикла (Чёрная Мадонна), называется Лэсси и её Божественная мать (The Lassie and her godmother  Norwegian Folktale) .Сюжет примерно схож. Только в этой сказке не 13 комната, а три комнаты, из которых девочка последовательно выпускает сначала звёзды, затем луну, затем солнце, первые два раза Мария её прощает, а в третий раз-нет. Детей она забирает в отместку (каждого ребёнка за выпущенное светило) и перед этим смазывает губы королевы кровью. Конец сказки такой же :возвращение детей.    Кей нильсен. иллюстрация к  сказке  на восток от солнца, на запад от луны 02 Художник Кей Нильсен.
Astreya 2015-03-05 18:26:08
Описывались мужчины и женщины, эволюционно превосходящие нас, удивило, что для женщин освобождение от материнства является высшим благом.

 Есть вероятность неправильного перевода или понимания. Скорее всего не освобождение от материнства, а в высших мирах отпадает необходимость в физическом рождении проводника (тела).
Марфа-М. 2015-03-06 08:05:36
Конец сказки такой же :возвращение детей.

 Настойчивость на праведном поведении? Настоять силой посредством угроз? Как некий фиксирующий фактор, чтобы иррациональное сознание женщины не ушло в ненужном направлении лишенное поддержки сильной логики?
Сложно сказать, во второй сказке Мария объясняет наказание немотой, как следствие неумения держать слово (крестница обещала не открывать дверей), и даёт при этом выбор, или ты будешь уродливой но сможешь говорить, либо ты будешь безъязыкой красавицей, напоминает выбор, поставленный ведьмой в сказке русалочка, ты будешь ходить, но будешь немой.От чего защищает Мария крестницу не знаю, но здесь это просматривается как большая ответственность за себя, большая дисциплина при подъёме наверх, в небо.И ещё, в этих сказках, в отличие от библии, Мария амбивалентна, она ближе к великой матери, она и дарует и наказывает.
Архетипическая мать появляется если нет родной матери, в первой сказке ничего о ней не сказано, отец просто отдаёт дочь, во второй мать больна и девочке ищут крестницу, трижды приходит Мария к отцу ребёнка и просит стать крестницей его дочери, но с условием, что ребёнок будет ей отдан, дважды родная мать отказывается, но на третий раз соглашается, так как из-за бедности сложно найти другую крёстную.
Вполне возможно, что при отсутствии дисциплины  не будет развиваться и укрепляться функция воли и упорядоченности сознания. (но это моя субъективная версия). Вот эта амбивалентность Марии и удивляет. Может быть и то и другое, но в конце концов она дарует, когда сознание отказывается от своего упрямства. Как вариант,..человек до определенного времени не способен осознать, что является малой частью чего то большего. Что он одновременно и познающий и познаваемое. Эта забывчивость и своеволие сознания приводят к ощутимым лишениям, при осознании происходит прощение. Тут как бы сознание наказывает само себя посредством  отделения себя от целого и придания своей воли самостоятельности.( Можно наверное как то так посмотреть на скрытый смысл)
Настя, спасибо, интересное рассуждение.Возможно, сказка в какой-то мере отражает идею кармы, каждый поступок (или проступок) несёт внутри себя какое-то следствие (наказание).Вот ещё интересная английская пословица, если сравнивать женщину и кошку:"Дело в том, что фраза "Любопытство сгубило кошку", лишь первая часть английской пословицы "Curiosity killed the cat, but satisfaction brought it back ", что в переводе звучит следующим образом "Любопытство сгубило кошку, но удовлетворив его она воскресла". Согласно поверьям англичан - у кошек 9 жизней. И как всем известно кошки весьма любопытные зверюшки, которые постоянно везде и нос свой суют и сами влазят туда куда совсем не следует, не ведая при этом страха. Любопытство, порой зашкаливая перевешивает осторожность и как следствие - может и погубить кошку. Но , опять же как всем известно, кошки невероятно ловкие и проворные, и попав в пагубную ситуацию могут либо быстренько из нее выбраться, либо выжить. Видимо смысл в этом - любопытство кошки перевешивает порой осторожность, что порой бывает весьма губительно для кошки, но как только любопытство удовлетворено - все возвращается на круги своя - как же - 9 жизней все-таки."В этой сказке тоже любопытство (как естественная женская черта) сгубило кошку, примерно о том же легенда о ящике Пандоры.
. Может быть и то и другое, но в конце концов она дарует, когда сознание отказывается от своего упрямства. Как вариант,..человек до определенного времени не способен осознать, что является малой частью чего то большего. Что он одновременно и познающий и познаваемое. Эта забывчивость и своеволие сознания приводят к ощутимым лишениям, при осознании происходит прощение.--------------------------------------В юнгианстве это называется построением оси эго-самости.
Марфа-М. 2015-03-06 15:09:04
"Любопытство сгубило кошку, но удовлетворив его она воскресла"

 К такому же повороту событий нас отсылает и Библия. Любопытство через запрет должно быть удовлетворено (неизвестность, тьма, поиск, страдания), но любопытство не возникает когда все известно. Нет движения, энергии. Удовлетворив любопытство и воскреснув, сознание переходит к следующему этапу) "Будете как боги"). Но боги не лишены человеческих качеств.
Марфа-М. 2015-03-06 15:10:36
В юнгианстве это называется построением оси эго-самости.

 Эта ось есть всегда, пыталась озвучить эту связь через отношение будущее-прошлое. Есть еще загадочная "бесконечность" о которой в юнгианстве говорят мало.
Настя, приведу пример из книги Э.Эдингера Эго и архетип, главы гордыня и возмездие.:"Греки испытывали чувство ужаса перед тем, что они называли hybris. В первоначальном употреблении этот термин обозначал необузданное на­силие или страсть, возникающую из гордости. Этот термин синонимичен одному из аспектов явления, которое я называю инфляцией. Hybris (гор­дыня)—это человеческое высокомерие, присваивающее человеку то, что принадлежит богам. Оно предполагает выход за собственно человеческие границы. Гилберт Мюррей выражает эту мысль следующим образом: "Существуют незримые барьеры, которые не желает преступить человек, имеющий aidos (благоговение). Hybris преступает все барьеры. Hybris есть высокомерие непочтительности, грубость силы. В одной форме hybris есть грех низкого и слабого, непочтительность; отсутствие aidos в присутствии чего-то более высокого. Но почти всегда hybris есть грех сильного и гордого. Hybris рождается из Koros, пресыщенности, "слиш­ком высокого благополучия"; hybris сталкивает со своего пути слабых и беспомощных, "презрительно взирает", как говорит Эсхил, "на великий алтарь Дике"" (Агамемнон, 383). Hybris—это типичный грех, осуждав­шийся древними греками. Производными от hybris были почти все грехи, за исключением некоторых грехов, связанных с определенными рели­гиозными запретами и производных от слов, обозначающих "безобраз­ное" или "неуместное".

Мюррей рассматривает aidos и nemesis (возмездие) как центральные понятия эмоционального опыта греков. Aidos обозначает почтительность по отношению к сверхличным силам и чувство стыда, испытываемое при на­рушении границ этих сил. Nemesis—это реакция, вызванная недостатком или отсутствием aidos, иными словами, реакция на tybris.-------------------------------------------------------Христианство практически отождествляет грех и инфляцию эго. С пси­хологической точки зрения, заповеди блаженства можно рассматривать как похвалу, адресованную эго, не подвергшемуся инфляции. В христианской теологии концепция греха как инфляции была прекрасно описана Блажен­ным Августином. В своей "Исповеди" он дает яркое описание природы ин­фляции. Вспоминая о побуждениях, которые он испытывал, воруя в детстве груши из соседского сада, Августин пишет, что сами груши ему были не нужны,—он наслаждался самим грехом, а именно чувством всесилия. Далее он описывает природу греха как подражание божеству:

"Ибо так гордость подражает возвышенности; но Ты один есть Бог, воз­вышенный над всеми. К чему стремится честолюбие, как не к почестям и славе? Но Ты достоин славы и почестей превыше всех. Бессердечие силь­ных мира сего заставляет бояться их; но кого же тогда не бояться, как не Бога одного... Любопытство подражает жажде познания; но Ты один об­ладаешь высшим знанием... праздность должна успокоиться; но сколь же непоколебим покой рядом с Господом? Роскошь называют полнотой и изобилием; но Ты есть полнота непреходящего изобилия и нетленных ра­достей... Алчность стремится к обладанию многими вещами, а Ты облада­ешь всеми вещами. Зависть претендует на превосходство; но что может быть превосходнее, чем Ты? Гнев стремится к мести; но кто может превзой­ти Тебя в справедливом отмщении?... Печаль оплакивает потери, очаро­вание своих желаний; ничего нельзя отнять у печали, но ничего нельзя от­нять и у Тебя... Таким образом, все, удалившиеся от Тебя и восставшие на Тебя, неправильно подражают Тебе... Души, погрязшие в своих грехах, стремятся хоть в чем-то походить на Бога".

В скрытом виде эта же идея инфляции присутствует и и буддийском понятии авидъи, "незнания" или несознания. Согласно буддийским пред­ставлениям, человеческое страдание вызвано страстным желанием и стрем­лением личности, проистекающих из незнания реальности. Это положе­ние дел олицетворяет образ человека, привязанного к колесу жизни, которое вращают свинья, петух и змея, символизирующие различные виды стра­стного желания. Индийское колесо жизни сопоставимо с вращаю­щимся огненным колесом Иксиона. Оба колеса олицетворяют страдание, сопровождающее идентификацию эго и Самости, когда эго стремится при­своить себе для личного пользования сверхличностные энергии Самости. Колесо есть Самость, состояние целостности, но оно остается колесом пытки до тех пор, пока эго пребывает в состоянии бессознательной иден­тификации с ним.-----------------------Тем, у кого вызывает возмущение даже осторож­ное применение редуктивного метода, я хотел бы напомнить слова Лао-цзы:

Тот, кто чувствует укол, Когда-то был пузырем,

Тот, кто чувствует себя безоружным, Когда-то носил оружие,

Тот, кто чувствует себя униженным, Когда-то был полон самомнения,

Тот, кто испытывает лишения, Когда-то пользовался привилегиями..." http://www.e-reading.link/chapter.php/1022173/4/Edinger_-_Ego_i_Arhetip.html