В большом отрывке: сновидения и их амплификация, работа с образами, проживание личной истории, чувств, фантазий, и итог работы.
Депрессивная: когда клетки бастуют.
Сесилия, учительница 32 лет, обратилась за помощью после хирургического удаления меланомы . Она очень боится смерти.
История
Сесилия не замужем и живет с матерью. Примерно два месяца назад родимое пятно на внутренней поверхности ее правой ноги стало утолщаться, чесаться и кровоточить. Она обратилась к врачу, и тот диагностировал меланому, которую впоследствии удалили. Сесилия говорит, что была очень подавлена в течение нескольких месяцев до того, как был обнаружен рак, потому что примерно семь месяцев назад у нее разорвались отношения с бывшим женихом. Уже делались приготовления к свадьбе, когда он решил вернуться к бывшей жене. Сесилия не могла смириться с этим, впала в отчаяние, преследовала его дома и на работе. В этот период бывали дни, когда у нее совсем не было сил идти на работу, и она оставалась дома и плакала. После операции она немного успокоилась и примирилась с произошедшим. Она объясняет болезнь своим эмоциональным страданием и смертью желаний. Болезнь спровоцировала ее, она решила действовать, хотя все еще чувствовала глубокую депрессию и иногда думала о самоубийстве. Она говорит, что «если я буду дальше так же двигаться, я действительно умру» и «болезнь победит, и нечему будет встать на ее пути». Она надеется, что анализ как-то поможет ей «чувствовать себя лучше или умереть быстрее и без боли».
Первые клинические наблюдения
Сесилия выглядит старше своих лет. Ее лицо покрыто морщинами, седеющие волосы и печальное выражение оставляют впечатление истертости и горечи. Она много плачет, когда говорит о боли разрыва, и успокаивается только фантазией о том, что «однажды он пожалеет и вернется ко мне». Когда становится ясно, что это, скорее всего, невозможно, то снова чувствует себя подавленной и плачет.
Ход анализа
На первых сессиях анализ заключался в том, чтобы принять страдание пациентки. Ее долгий отчаянный плач не допускал никаких аналитических интервенций. Я предположила, что будет нелишней психиатрическая консультация насчет антидепрессантов, но пациентка отказалась. Она сказала, что может «держаться», а с другой стороны, боялась, что если в ее распоряжении окажутся медикаменты, то она не сможет удержаться от самоубийства.
Первый сон в анализе (пятая сессия) представляет позитивное видение процесса и частично успокаивает аналитика, который боялся, что пациентка совершит суицид:
Я на море с другими людьми. Я должна переплыть на другую сторону, к пляжу, который напротив моего. Волны очень высокие, а в море плавают какие-то белые животные, напоминающие жгучие водоросли. У меня уже есть ожог на правой руке. Там, где встречаются воды с двух сторон, они очень сильно сталкиваются. Но я должна плыть на другую сторону и стараюсь это сделать. Я знаю, что если смогу преодолеть этот участок, то потом легче будет достичь того пляжа. И я делаю это. Из воды вместе со мной выходит обнаженная девушка. Очень много комаров. Мы доходим до дороги, и я прошу помощи. Останавливается машина, девушке дают полотенце, и мы на этой машине уезжаем.
Ассоциации. Море связано с чувством преодоления. Она должна что-то преодолеть: белые опасные животные пугают ее, и она припоминает, что в детстве пострадала от ожога медузой, когда босиком шла по пляжу. Это был период, когда отец ушел из дома и жил с другой женщиной. Ожог также напоминает ей меланому.
Интерпретация. Это начальный сон, и его можно истолковать как позитивный прогноз для аналитического процесса. Преодоление трудно, однако сновидица способна на это. Несмотря на укусы и ожоги от примитивных животных, она может справиться. Значит, на пути будут болезненные ситуации, но результат положителен, если думать о девушке, появившейся из моря, отделенной от ее персоны, раз они идут вместе. Воспоминания об отце болезненны и связаны с брошенностью. Возможно, есть сильный отцовский комплекс, связанный с тенью – оставленной маленькой девочкой.
У Сесилии всегда были родимые пятна по всему телу. Это напоминает ей об отце, у которого тоже были такие пятна. После того, как удалили меланому, она думала, что оборвала связь с отцом, и чувствовала одновременно облегчение и большой страх потерять отца.
Ее родители развелись, когда ей было 11 лет. Это было тяжелое событие, потому что мать не смирилась с разводом и устраивала «скандальные сцены», чтобы вернуть отца. Мать так и не оправилась, впала в депрессию, вела себя как покинутый ребенок и то и дело создавала проблемы своей дочери и ее младшему брату. Брат давно живет за границей и долгие годы не поддерживал связи с семьей. С малых лет он стремился быть вне дома и проводил много времени у друзей. Пациентка чувствовала себя ответственной за мать и виноватой за то, что оставила ее одну.
Год, который она провела со своим женихом, она считает самым счастливым периодом жизни. Он принял ее мать, и ей даже показалось, что они могли бы жить втроем. У нее была череда фантазий о том, как бы они могли жить, и не могла понять, почему он ее бросил, ведь они почти не ссорились. Она объясняла расставание давлением бывшей жены. Однако позже она поняла, что на самом деле он был к ней совершенно равнодушен. Для него «это было просто развлечение и сексуальное влечение». Именно в это время она впала в депрессию.
Пациентка перечисляет множество снов со сходным мотивом: происшествие, болезнь и смерть.
Я дома, мать в другой комнате. Я очень боюсь грабителей. Я умерла, и мое тело они нашли только два дня спустя. Сперва я думала, что это самоубийство, но оказалось, что у меня сломана рука и нога. Однако я все же думаю, что это было самоубийство, потому что я мертва уже два дня, и кости легко ломаются.
Они копают могилу на кладбище. Уносят всю землю. Я вижу гроб, он напоминает клетку. В нем тело девушки. В могиле два старых трупа. Говорят, они очень воняют. Дальше я вижу все со стороны. Моя кузина дотрагивается до одного из гробов, и я вижу лицо. Это скелет одного из трупов.
Ужасающая авария. Два поезда столкнулись, сдавая назад.
(25-я сессия)
Ассоциации. Пациента очень взволнована этими снами, у нее они связываться с чувствами одиночества и утраты. Кладбище – это место, куда она любит ходить. «Мне бы хотелось, чтобы можно было залезть в могилу и уснуть».
После разговора об этих ассоциациях пациентка успокоилась. Иногда у нее такой отсутствующий вид, что она кажется недоступной. Сама она говорит, что чувствует себя так, словно находится в могиле, и хотя там холодно и скверно пахнет, это то место, где она хочет быть.
Интерпретация. Пациентка еще не в состоянии усвоить какой-либо глубокий анализ, однако понятно, что эти сны показывают травму, которую она пережила, когда разрушились ее любовные отношения. С другой стороны, в анализе Сесилия стала возвращаться к ситуациям прошлого, когда она, возможно, уже чувствовала подобное страдание, из-за которого она становилась обессиленной и подавленной. Поезда, столкнувшиеся при движении назад, возможно, отражают конфликтную регрессию: катастрофическое столкновение похоже на схлестнувшиеся моря из предыдущего сна, только на более сознательном уровне. Возможно, в этом разрыве она заново проживает оставленность отцом, и эта гипотеза получила подтверждение.
Я прошу Сесилию попробовать вспомнить, когда раньше она могла чувствовать себя так, словно находится в холодном и скверно пахнущем месте. Она вспоминает, как сидела на ступеньках на заднем дворе дома и смотрела, как ее отец складывает свои чемоданы в машину. Она ничего не могла сказать. Хотела остановить его, но не могла двинуться. Мать устроила «сцену» и хотела, что бы дочь сделала то же самое. Она чувствует холод и не может двигаться. Все, что она хочет, - это чтобы мать замолчала. Хотела бы отправиться туда, где тихо, и никто не кричит. Она не может говорить. Чувствует боль в том месте, где шрам от операции.
Мы начинаем разбираться с трупами. Один из них принадлежит ее отцу. Она должна была быть «твердой». Не должна впадать в отчаяние, как ее мать. Должна постоянно скрывать свое страдание, притворяясь, что все хорошо, чтобы «ободрять» мать. Всегда была образцовой ученицей и дочерью, всегда безответно принимала чужую агрессию, не касалась темы «отца» и избегала участия в сложных ситуациях, чтобы не «нервировать» мать. Сесилия редко встречалась с отцом и на этих встречах боялась, что он так и не вернется, и старалась говорить только «о хороших вещах, чтобы его не раздражать».
Здесь видно, что у этой пациентки черты характера сходны с описанным в литературе типом С. Ее защиты - одиночество, самопожертвование и смирение. Эти линии задают структуру ее личности.
Мы тщательно работали над этими аспектами, и гнев постепенно стал проявляться. Используя активное воображение, она вернулась к моменту, когда отец уезжал от них, и смогла выразить все свои эмоции, все возмущение. В эти моменты она жаловалась на боль в области операционного шрама, хотя для этого уже не было медицинских причин.
Также стало яснее сходство между ситуациями, пережитыми с отцом и с женихом, которому она всегда демонстрировала желание разрешить вопрос, который в детстве не могла разрешить с отцом.
С одной стороны, она была дочерью своего отца, интеллектуальной, хорошей студенткой, дисциплинированной, воздерживающейся от эротической стороны жизни, чтобы посвятить себя профессии. С другой стороны, она была охвачена негативной идентификацией с матерью. Подобно матери, она была «охвачена ужасом», была «слабой и зависимой женщиной». В случае со своим женихом Сесилия заметила, что говорила, как ее мать.
Негативный материнский комплекс проявился в трудности дружбы с женщинами, в представлении, что все женщины подчиняются мужчинам, и в собственном отчуждении от своего тела. Забота о теле была для нее скорее обязанностью, чем удовольствием. Она поддерживала его «чистоту, гигиену и здоровье», считая это своим долгом.
Сновидения
Я вижу три черных полицейских собаки. Их за ошейник держит женщина. Они вырываются и нападают на меня.
Я смотрю через окно на балерин, которые идут по своим траекториям. Они повторяют движения до тех пор, пока не доведут их до совершенства.
(40-я сессия)
Ассоциации. «Страх собак, прежде всего, полицейских. Я неизменно чувствую, что они собираются напасть на меня, безо всякой причины. Они злые. Что-то может вырваться из-под контроля. Я не могу доверять женщинам. Балерины совершенны и легки. Они убивают себя, так и не достигнув совершенства».
Интерпретация. Началось высвобождение гнева (его она видит в собаках). Она боится потерять контроль и причинить кому-то боль (себе?). Стремление к совершенству исходит из отцовского комплекса. Она всегда старалась быть «совершенной», как он, совершенный человек. Балерина – это та, что превосходит совершенство, выполняет свои обязанности, даже если для этого должна подавить свое тело и разрушить его для достижения «превосходного движения».
В другом сновидении:
Очень важный человек куда-то идет, но не хочет, чтобы его видели. Потом возникает вереница черных машин. Трое одинаково одетых мужчин садятся в три параллельные машины. Один из них – начальник. Это был единственный способ вытеснить остальных с дороги. Много черных машин едут друг за другом, чтобы защитить его, однако враги просачиваются внутрь незамеченными, оказываются среди машин. Все направляются в туннель, но три машины заблокированы. Я говорю кому-то, что бессмысленно продолжать, потому что машины заблокированы.
(45-я сессия)
Ассоциации: «Черные машины – это машины мафии. Они пытаются защитить своего босса. Я не знаю, кто враг, - полиция или другая сторона, конкурирующая банда. Чувство, что нет выхода. Опасность. У моего отца черная машина. Это напоминает сцену свадьбы дочери босса мафии из фильма «Крестный отец». Видно, что женщины подчиняются власти мужчин и не могут никуда деться».
Интерпретация. Отцовский комплекс в своей негативной полярности проявляет себя здесь как подавитель и контроллер. Удерживая власть, он не собирается так просто уступать дочери. С другой стороны, в сновидении его власть под угрозой. Конфликт блокирует канал для энергии (туннель), но он близок к сознанию. Как забрать эту власть – это уже следующая задача.
Сновидения на этой стадии отражают глубокое страдание:
За столом сидит семья. Входит мужчина с маленькой сеткой, в ней красное насекомое. Он говорит, что это насекомое одним своим присутствием может убивать все вокруг себя. Сначала у жертв пересыхает в горле, и потом они сгорают насмерть. Отец пытается убежать за помощью, однако мужчина бежит и ловит его. Сбежать удается только девушке.
Я попала в аварию. Сломала правую руку, но я забинтована от талии и выше. Я прошу их позвонить моему бывшему жениху, но ни не могут дозвониться.
У меня и членов моей семьи порезаны запястья, однако крови нет. Мой порез самый глубокий.
(109 сессия)
Ассоциации: Чувство разбитости, раненности. Девушка – самая простая из всех, зато самая прямолинейная. Она говорит, что думает, и плачет по любому поводу.
Интерпретация: Невозможно установить связь ни с женихом (опять), ни с родителями, старыми и слабыми. Девушка – самый выразительный и прямой теневой аспект, который надо рассматривать осторожно, потому что только она может спасти. Насекомое напоминает нам первый сон с насекомым и ожогом. Возможно, мы в середине процесса.
Рисунок 5.5. Пациентка нарисовала «поверженную» женщину.
Рисунок 5.6 – это ответ на вопрос «Кто может помочь?» Здесь появляется «пожирающее чудовище». «Оно может съесть опухоль. Только оно может сразиться с ведьмой. Только равный противник может ее победить». Разбитая женщина снова присутствует здесь, в правом нижнем углу рисунка, теперь она молится и просит о помощи. Пациентка говорит, что чудовище просто хочет навредить ведьме и таким образом окажет помощь. «Оно может съесть опухоль».
Я прошу пациентку заниматься воображением по нескольку раз в день, представлять себе монстра, уничтожающего ее кисту. Пациентка повторяет образ часто (5-6 раз в день) и говорит, что чувствует жар в области кисты.
Рисунок 5.6. Пациентка нарисовала монстра и опухоль.
Внутри груди на рисунке 5.7 мы видим овальную фигуру между протоками, в области кисты. Тело у него от монстра, а голова карикатурная. «Он мне нравится. Смешной. У него есть чувство юмора и контроль над чудовищем. Чудовище уже съело опухоль и почувствовало себя могущественным и неподконтрольным, оно атаковало меня, как и ведьма. Но здесь оно ничего не может сделать, потому что этот парень сверху смеется и задает правильный подход. Он говорит, что чудовище ему не указ. Оно превратилось в Ваньку-встаньку, который болтается из стороны в сторону и ничем не управляет».
Сесилия начала понимать, что ее эмоциональная реакция на утрату друга была несоразмерно более трагической, чем сама ситуация. Эта реакция была в большей степени отыгрыванием боли родительского отвержения, так что она могла проявить определенное чувство юмора и посмеяться, вспоминая некоторые «трагические» сцены с ее бывшим женихом. Она смогла взглянуть на себя как на человека, который осознал свою роль и причину, по которой ее компульсивно тянуло повторять определенные паттерны. Стало еще более ясным, что из-за влияния негативных комплексов (в большей степени материнского, нежели отцовского) бессознательный характер страдания не позволял выразить его на сознательном, вербальном уровне, и поэтому выражение происходило в более конкретном, телесном плане.
Киста молочной железы была кистой материнских отношений, которые «закупорили» ее отношения с феминным/материнским, и, в то же время, была выражением этой дисфункции.
Киста на ноге была кистой отношений с отцом, их корпоральной идентификацией с отвергающим отцом.
Сновидение:
Девочка падает в воду. Она играла на льду, и он проломился. Я бегу ее спасать и ложусь на лед плашмя, чтобы он не сломался, и чтобы я могла протянуть ребенку руку. Я прошу кого-то держать меня за ноги, чтобы выстроить такую цепь.
(110 сессия)
Ассоциации: «Я была на льду. Теперь я чувствую, как будто проявляюсь, но это не так просто. Я боюсь нырнуть и не вынырнуть обратно на поверхность».
Интерпретация: Мы видим здесь ребенка на льду, символ находящихся в тени чувств, которые могут быть убиты. Однако у нее есть желание спасти ребенка.
Когда надо бороться за свою жизнь, пациентка обретает активную установку и делает попытку выжить. Тут вспоминается «холод», который она чувствовала, когда отец уходил из дома.
Два дня спустя после этого образа и этого сновидения биопсия показала, что киста была доброкачественная. Врач объяснил расхождения в диагнозе ошибкой предыдущего доктора. Пациентка приписала это изменение проведенной аналитической работе. Остается открытым вопрос, привнесла ли интенсивная аналитическая работа в тот период изменения на клеточном уровне." http://frengs.livejournal.com/51638.html
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
чуть расширю этот вопрос:
Там же в книге «Душа тела» Д. Рамос: «Любой симптом, который выражает здоровье или болезнь, можно рассматривать как символическую репрезентацию отношений между Эго и Самостью. Путь к излечению (компенсационный механизм) открывается через понимание этого символа. Здесь мы возвращаемся к ранним моделям лечения, однако, свободны от слепого следования им. Симптом/символ компенсирует собой «ошибку» и синхронистично указывает на необходимость «исправление», то есть, на бессознательное содержание, стремящееся к интеграции в сознание. У человека с органическими заболеваниями кинестетическое восприятие (ощущение тела), дающее опору для Эго и комплексов, отщеплено от их абстрактной репрезентации. Можно предположить, что пациент, который выражает дисфункцию органическим символом, отщепил свою фантазию от кинестетического восприятия и обратился к довербальным символическим средствам. Вероятно также, что сознанию трудно интегрировать возникающий символ из-за его сложности. Мы можем предположить наличие ситуации, столь сложной, экзистенциально травмирующей и смущающей, что Эго пришлось перейти на язык соматизации из-за невозможности осмыслить происходящее на абстрактном уровне. Заболевание/символ может быть рассмотрено с точки зрения и других систем, предположительно действующих синхронно и выражающих тот же архетип. Чтобы понять значение символа, недостаточно найти причину, надо исследовать и его цель. Вопросы «почему?» и «в направлении чего?» дополняют друг друга, увеличивая наше знание. Заметим, что слово «символ» происходит от греческого syn («вместе») + («бросать») и означает совмещение противоположностей, объединение известного с неизвестным, неосознанным. «Симптом» происходит от syn («вместе») + («падать»), или «два предмета, падающих вместе»…., а «быть врачом» означает «наклоняться над тем, кто упал» (т.е. заболевшим, с симптомами). Если понимать символ как указание на союз чего-то сознательного с чем-то неосознанным, можно также говорить, что он стимулирует эмоцию (e+movere), то есть, «двигаться» или «движение наружу» вегетативной нервной системы, как симпатической, так и парасимпатической ее части. Это дает нам ключ к пониманию психосоматики: через символ можно достигать глубокого, труднодостижимого органического уровня сознания. Подводя черту под этим обзором аналитической модели, можно заключить, что органический симптом может быть соотнесен с отщепленной репрезентацией комплекса/архетипа, в котором абстрактная/психическая часть подавлена. Будучи отъединенным от Эго, этот симптом навязчиво возвращается, пытаясь интегрироваться в сознание, чтобы возобновить процесс индивидуации. Возникает вопрос, может ли сознание абстрактной части комплекса – то есть трансформация символа из патологической, органической формы в психическую/абстрактную,- уменьшить его болезненное органической выражение? То есть, снизит ли перевод символа от органического полюса к абстрактному проявлению органики, улучшит ли состояние пациента?