Анри Корбен

"...Отсутствие Софии проявляется в странном поведении Яхве. Обвинения и неодобрения не направлены на Сатану; в том, как легко Иов попал в его руки, можно увидеть почти попустительство. Сатана тоже немного заинтересован в людях; его вторжения вызывают осложнения и нелепости, которые не были задуманы в изначальном плане Творения; они даже ведут к драконовским мерам (Потоп). Яхве никогда не искал причины этих событий в своем сыне Сатане, лишь в его человеческих жертвах. Для последних его поведение привело к «религии страха», который можно проследить даже в книгах Премудрости, поскольку сказано, что «Страх Божий – начало мудрости», хотя страх никогда не мог бы быть создан Софией. Установление патриархального общества обязано отсутствию и забвению Софии – общество с доминированием мужчин, в котором женщина играет второстепенную роль… подразумевает презрение или забвение всех тех софийных «ценностей» и чувств… Страх и трепет, отсутствие Эроса; Яхве не заботится о людях, лишь о цели, для которой люди лишь его вспомогательные инструменты..."
А.Корбен (Вечная София)


Письмо Карла Густава Юнга Анри Корбену

Дорогой господин Корбен,

Всего несколько дней назад я получил копию Вашего эссе «Вечная София». К
несчастью, я не могу выразить все мысли и чувства, пережитые мною при
чтении Вашего восхитительного изложения данной темы. Я так давно не
пользовался французским и уже не могу с его помощью точно сформулировать
то, что хочу Вам сказать. Но я должен сказать Вам, насколько обрадован
Вашей работой. Это необычайная радость для меня, также как и переживание
не только редчайшее, но даже, говоря точнее, уникальное. Я вынужден
жить в более или менее полном интеллектуальном вакууме, и мой «Ответ
Иову» никоим образом не привел к его уменьшению - наоборот, он вызвал
лавину предрассудков, непонимания и, более всего, отвратительной
тупости. Я получил сотни критических отзывов, но среди них не было ни
одного, который хотя бы в каком-то отношении приближался к Вашему, столь
же ясному сколь и вдохновляющему. Ваша интуиция поражает: Шлейермахер
действительно один из моих духовных учителей. Он даже крестил моего
дедушку, рожденного католиком, который в то время был почти медиумом.
Позднее он был хорошим другом теолога де Ватта, через которого
поддерживал связь со Шлейермахером. Глубокий, эзотерический и
индивидуалистический дух Шлейермахера был частью интеллектуальной
атмосферы семьи моих родителей. Я никогда не изучал его, но он, хотя и
бессознательно, был моим “spiritus rector”. Вы говорите, что читали мою
книгу как «ораторию». Она пришла ко мне, когда я был болен и лежал в
горячке. Эта книга была подобна мысли, которой аккомпанировала великая
музыка Баха и Генделя. Я не отношусь к аудиалам. Поэтому я ничего не
слышал. Это было не более чем ощущение грандиозной композиции, или
скорее концерта, на котором я присутствовал. В целом это было
приключение, которое неожиданно произошло со мной, и я испытывал
огромное желание записать его.

Следует отметить, что де Ватт имел тенденцию к мифизации (в его
понимании) чудесных (иначе говоря, бывших для него шокирующими) историй
Библии. Таким образом, он сохранял их символическое значение. Это в
точности то, что я делал не только для Библии, но также для ошибок наших
снов, и это было лучшее, что я мог совершить.

Я не знаю, как
выразить мою благодарность, но должен сказать Вам еще раз, насколько
ценю Вашу доброжелательность и Ваше понимание.

Мои комплименты мадам Корбен! Икра не забыта.

Прошу принять, мой дорогой господин Корбен, мои чувства признательности.

Весьма преданный Вам,

К.Г.Юнг

(Перевод: А.В.Арапов. Источник - Общество друзей
Анри и Стеллы Корбен)