пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
Крылатый и бескрылый драконы
"...В алхимии принято считать бескрылого дракона - мужским (Сера), а крылатого - женским (Ртуть).
В то же время "во всей остальной традиции", и западной, и восточной, активным (подвижным!) началом
считается именно мужское...."
-
Конкретные примеры можете привести?
В каких работах по алхимии так принято считать? С традициями тоже непонятно. Мне пока кажется, что нужно каждое направление разбирать отдельно, нет?
В алхимии принято считать бескрылого дракона - мужским (Сера), а крылатого - женским (Ртуть).
В то же время "во всей остальной традиции", и западной, и восточной, активным (подвижным!) началом
считается именно мужское. В концепции инь и ян совпадает с представлением западной алхимии о
мужском и женском лишь то, что ян тоже подобно Солнцу (горячее, яркое, красное), а инь - холодной,
"текучей" Луне.--------------------------------------------------------Да, немного обсуждали здесь http://carljung.ru/node/8231 (тема Розариум).
"...В научных исследованиях системы взаимоотношений между мистикой и алхимией (цель которой, на первый взгляд, чисто научна и состсоит в превращении металлов в золото) встречаются две совершенно различных точки зрения. В рамках одной из них, отраженной в замечательных трудах Э.фон Липмана и Л.Торндайка, эти взаимоотношения рассматриваются в сугубо внешним, историческим углом. В рамках другой, что утверждается с растущей настойчивостью и влиятельностью, громадные области алхимии рассматриваются как де-факто внутренние душевные процессы. С 1850 года в этом направлении были приложены значительные усилия, в основе которых почти всегда лежала символическая интерпретация алхимических процессов и действий адептов алхимии, нацеленная на истолкование внутренней "духовной" жизни человечества. Отсюда, предмет алхимии - не трансформация металлов, а трансформация самого человечества. "Философским золотом" становится духовное совершенство - человечество в мистической стадии возрождения или избавления. Изначально выдвинутый в Ирландии и Америке в высоко эрудированных работах М.Э. Артвуд и Э.А.Хичхока, этот подход был взят на вооружение учеником Фрейда Г.Зильберером, давшим ему психоаналитическое обоснование. Вдохновленный Зильберером, К.Г.Юнг интерпретировал данную концепцию алхимии в духе своей аналитической психологии архетипов - и развил ее в книгах, которые приобрели широкую известность и влияние..." Г.Шолем
Глава 22
21Сблизься же с Ним — и будешь спокоен; чрез это придет к тебе добро.
22Прими из уст Его закон и положи слова Его в сердце твое.
23Если ты обратишься к Вседержителю, то вновь устроишься, удалишь беззаконие от шатра твоего
24и будешь вменять в прах блестящий металл, и в камни потоков — золото Офирское.
25И будет Вседержитель твоим золотом и блестящим серебром у тебя,
26ибо тогда будешь радоваться о Вседержителе и поднимешь к Богу лице твое.
27Помолишься Ему, и Он услышит тебя, и ты исполнишь обеты твои.
Автор изменил свой комментарий 04/09/2015 - 07:34
Автор: Клара, дата: чт, 03/09/2015 - 09:31
может дело в том, что женщина дает мужчине крылья, вдохновляет..
В смысле, анима? Да, конечно. С реальными женщинами в моем опыте, к сожалению, было наоборот. Может, дело в личных проекциях? Никак не удается представить мужское начало бескрылым (о дамах красноречиво умолчу).
Автор: Марфа-М, дата: чт, 03/09
2015 - 11:43
Да, немного обсуждали здесь http://carljung.ru/node/8231 (тема Розариум)
Спасибо, Мария! Это в самую точку. Цитирую для наглядности:
Автор: Марфа-М., дата: вт, 09/12/2014 - 20:23
Сходство двух изображений поражает,сейчас,когда поставила их рядом,заметила и трезубец и три змеи в руках мужской половины.Но есть и отличие:у индусов мужская половина синяя,женская-красная,в алхимическом изображении,мужская половина красная,женская-синяя.Такая путаница объяснима.Можно рассматривать соединение женского и мужского как верха (синее небо )и низа (земля),здесь же ,близко, 1 чакра (красная) и 7 чакра (условно назовём её синей).А можно,как огня (мужское,красное) и воды (женское,синее).Синий-это и цвет моря и цвет неба.Единственное,в чём нет разночтений,это левая половина-женская,правая-мужская... Соединение идёт по горизонтали (земной план) и по вертикали (земля-небо).Здесь алхимическое изображение отражает это точнее,горизонталь изображена красно-синей,вертикаль серебряно-золотой.И ещё,алхимический художник сделал "ошибку",он должен был отобразить соединение серы (красное)и ртути (белое,серебряное),но изображение явно синее,подсознание не врёт))).
=======
Особенно находка про чакры убедила: от красной муладхары к синему "верху" (голубая вишуддха, синяя аджна, ну а насчет сахасрары разные есть мнения, обычно - фиолетовая, т.е. наполовину-таки синяя + связь с красным "низом").
------------------------------------
И вам спасибо, Анастасия!
Автор: hobit, дата: вт, 09/12/2014 - 22:04
Дополнение.
Интересно, что на европейском изображении которое привели вы, Мария, (стадия нигредо) мужская фигура находится наверху. Тогда как в восточной традиции...
-
Шива инертен. Поэтому в Тантрах Дэви символически помещается на теле Шивы, который лежит подобно трупу (Шава). Как говорится в "Кубджика Тантре" (ч. 1), мир создают, поддерживают и разрушают не Брахма, Вишну и Рудра, а их Шакти – Брахмани, Вайшнави и Рудрани. См. "Прана-Тошини". Активность – это природа Пракрити. Поэтому на символических изображениях полового соития женскую фигуру помещают над (Випарита) мужской. То, что Дэви находится над Шивой, указывает (в частности, в случае Кали), что именно она, как Мать Всего, даёт освобождение. Подробнее см. "Принципы Тантры".
========
Вот и доказывать мне ничего не пришлось.) Женщина хочет и добивается (творит мир), мужчина - отлетает и медитирует. Такого яркого образа я еще нигде не встречал, хотя нет, у Ошо было, только ссылок он не приводил.
Оказалось, что Сера это не само Солнце, а лишь его materia prima. Солнце появляется из Серы, и она же способна его "сожрать". (Юнг. Myst. Conj.) Возникает искушение соотнести Серу с Тенью, тем более что во многом это так и есть. Но Юнг предпочитает абстрактно говорить о ней как о факторе мотива в сознании, усматривая в нем две составляющие: с одной стороны, это воля, с другой - невольное влечение. Но ведь воля подчинена сознанию! Неужели снова приходим к (условной) формуле: Сера = Эго + Тень?..
Тогда Тени в ней все-таки больше, чем Эго-сознания. Ведь Красная Сера олицетворяет динамизм бессознательного, который "подрывает нашу осознанную волю и наш разум присутствующим в нас воспламеняющимся элементом, который принимает форму то пожирающего огня, то живительного тепла". Не будучи осознанной, пылающая Сера может "порождать" если не само наше сознание, то его новые содержания, бывшие прежде в тени, но лишь при условии ее продолжительной "варки". Иначе происходит бессознательное отыгрывание импульсов вовне, как у животных.
Казалось бы, выяснили: Сера = Тени. Но Юнг, рассуждая о возможности преобразования нашего сознания в совокупность благодаря ассимиляции Тени, неожиданно вводит нового "игрока" - Антропоса, "родственного Богу". Это уже имеющаяся в бессознательном совокупность, пишет он. И приходит к выводу, что у непреодолимого влечения (Серы) есть два источника: Тень и... Антропос. Это позволяет ему "объяснить парадоксальную природу Серы: как "разлагающий элемент" она родственна Дьяволу, но с другой стороны, она представляется аналогом Христа". С некоторым трудом удалось сообразить, причем тут Антропос: видимо, он выступает в роли эталонной матрицы, по которой строится целостность Эго+Тень. (По такому же принципу штампуются молекулы ДНК.) Больше того, архетипический Антропос побуждает и даже вынуждает Эго и Тень к воссоединению. А поскольку целостность есть синоним психического здоровья и благополучия, этот "Дьявол" оказывается не таким уж зловредным агентом. И становится понятно, почему Серу иногда называли "раненым целителем" и "лекарством".
Но вопрос стоял так: почему бескрылый дракон (Красная Сера) - мужской, а крылатый (Белая Сера или Ртуть) - женский? Почему не наоборот? Фон Франц в "Алхимии" говорит о половой принадлежности драконов то "правильно", то "наоборот": "Красный цвет имеет отношение к огню, эмоциям. Бескрылая птица олицетворяет Красную Серу и находится внизу. Ее также называют женским началом. В этом кроется парадокс: в состоянии влечения Красная Сера рассматривается как мужское, активное качество, а в случае проекции на нижнюю птицу - олицетворяет женскую сферу. Таким образом, взаимосвязи между мужским и женским характеризуются весьма неясно; термины "мужское" и "женское" употребляются в алхимии по-разному". В принципе, можно было бы на этом остановиться, раз уж сами алхимики путают мальчика с девочкой. Но мне важно было решить это противоречие для себя. Я подумал, что Красная Сера может считаться мужской потому, что большинство алхимиков, писавших трактаты, были мужчинами, а Тень (как ближайший источник Серы) имеет тот же пол, что и Эго. На "бескрылость" мужского дракона могло указывать его стремление к воплощению влечения, его конкретизации и материализации. Не мечты и стихи о любви наедине с собой, а признание в своих чувствах другому человеку, ухаживание, интим, заключение брака, деторождение и т.д. Не праздные грезы о величии, а десятилетия изнурительного карьерного роста.
Взаимная "грызня" мужского и женского драконов - всего лишь метафора, один из способов указать на единство и борьбу противоречий (любых!). Теперь я понимаю отношение бескрылого дракона к крылатому как голого инстинкта - к умопостигаемому архетипу. "эМ" и "Жо" тут вообще ни при чем.
а признание в своих чувствах другому человеку,
и если вспомнить, что большинство алхимиков были мужчинами, их маскулинное начало, как "пассивный" элемент, как нечто свое, устойчивое, определяющее, без крыльев, тогда женское, феминное, проецируемое вовне, вечный поиск недостающего до целого, до второй половинки, неуловимое в другой, летучий?
их маскулинное начало, как "пассивный" элемент, как нечто свое, устойчивое, определяющее, без крыльев, тогда женское, феминное, проецируемое вовне, вечный поиск недостающего до целого, до второй половинки, неуловимое в другой
Наверно. Если смотреть не снаружи, а из себя, вы об этом? Женское начало, "неуловимое в другой", - хорошо сказано.
Женское начало, "неуловимое в другой",
одухотворенная феминность, образ женского божества (божьей мудрости) в женщине?
фон Франц: ...
Как мы помним, Юнг разъясняет, что происходит при проекции: архетипическая идея божественного человека, или женского божества, проецируется на материю. Фактически это означает, что образ попадает во власть материи. Мифы позволяют понять, что алхимики не осознавали или лишь отчасти сознавали, что в действительности предметом их поисков было бессознательное, или образ женского божества, или переживания божественного человека, оказавшегося во власти материи. Используя греческий трактат по алхимии, я попыталась объяснить, что именно искали алхимики.
Приведенные соображения распространяются и на современных мужчин, которые при знакомстве с женщинами испытывают сильное влечение и воображают, что в их избраннице воплощен образ божества. Если прежде мужчина носил в душе образ божества, то теперь этот образ воплотился в данной женщине. Именно таким путем бессознательное осуществляет проекцию, то есть не мы осуществляем проекцию, она осуществляется сама. Мы даже не сознаем, как это происходит. Мечта о воплощении образа божества в женщине часто свидетельствует о проекции. В нашем случае алхимические образы указывают на то, что проекция произошла, и алхимик бессознательно ищет божественную фигуру..."
может дело в том, что женщина дает мужчине крылья, вдохновляет..