Марион Вудман. Чёрная Мадонна

Фрагмент из фильма "Танцующая в пламени" (Dancing in the flames). "Танцующая в пламени" - фильм о Мэрион Вудмен, наиболее известном и выдающемся юнгианском психоаналитике из ныне живущих. В этом фрагменте она рассказывает о своём опыте Чёрной Мадонны (Тёмной Богини, Кали, Божественной Матери).
М.В.: …И затем я начала видеть сны с Тёмной Богиней. Она была очень величественна, и я никогда не видела её лица. Но когда я кланялась Ей, Она говорила: «Ниже».
Э.: - Ниже?
М.В.: Я должна была поклониться ниже. Я уже стояла на коленях и думала: «Куда ещё ниже?» И в этом болотистом, мшистом месте я опустилась ещё ниже, прижав локти к земле. Я уже согнулась в земном поклоне перед этим существом. И снова услышала голос: «Ниже», очень любящий и очень твёрдый. Чувствуя сильное волнение, я распростёрлась на земле лицом вниз. Мои руи были вытянуты на этой очень тёплой, мшистой, чёрной земле. И я действительно ощутился эту темноту и мох. И это было хорошо.
Э.: Что ты думаешь об этом Её требовании опуститься ниже?
М.В.: «Тебе не хватает смирения, девочка. Ты должна простереться на Земле, чтобы ощутить живой пульс Земли, знать, что ты – часть этого пульса и не считать это чем-то унизительным, но важным уроком в познании этой Тёмной Женственности».
Э.: Почему можно познать эту Тёмную Женственность только через радикальное принятие почвы, мха, земли?
М.В.: Сказать по правде, я думаю, что Она исходит из земли. Тёмная женственность в моём понимании есть ничто иное, как сама земля. Мы живём на нашей Матери. И этот шар, летящий в космосе есть наша Мать, она питает наши тела. Но если вы подумаете о великолепии весны, красоте цветов, разнообразии ароматов, оттенков и форм, ваша душа возносится в духовное измерение, все чувства оживают в Её присутствии.
Мне было очень близко понятие Духа, Бога как Духа, но не было ни малейшего представления о Боге в земле. Я уверена, мы просто вынуждены будем признать божественность этой Тёмной Женственности. И снова таки, любите Землю, признайте это творение, которое является Землёй. Это Земля! И ребёнок, который может быть рождён из этой земли… И это то, что я называю Чёрной Мадонной. Но это не просто Земля. Это Дух, пребывающий в Земле, красота и величие всех живых творений.
И я должна была опуститься ниже, чтобы ощутить этот запах Земли, ощутить энергию земли и осознать своё тело неотъемлемой её частью. Это было новым переживанием, но очень захватывающим. Во мне возбудилась новая энергия.
Э.: Не могли бы вы рассказать об этом шаре?
М.В.: О, это память о моём кругосветном путешествии. «Судьба правит нашими путями. Вглядись в предначертанное.» Я знала, во мне было нечто дикое, и оно намеревалось либо жить, либо умереть – одно из двух. И когда я уже приближалась к 40, эта другая сторона сказала: «Я собираюсь жить, Мэрион, нравится тебе это или нет». И я поехала а Индию. И там, вне всякого сомнения, я повстречалась с Чёрной Мадонной. Поскольку это была сама земля, и это величие и творение земли просто смотрело на меня отовсюду. И это вселяло в меня ужас, но, в то же самое время, необычайно захватывало. Затем мои силы истощились, так что я едва могла передвигаться. И тогда я по-настоящему заболела. Я постоянно находилась в моём гостиничном номере, и не было никого, кто бы мог обо мне позаботиться. Я никого не знала. Я просто лежала на постели и читала сонеты Шекспира. У меня был сильный жар, и я читала свой паспорт, чтобы не забыть своё имя. И затем, ослабленная дизентирием, я всё же решилась на контакт с внешним миром. Иначе бы совсем пропала. Я оделась и опустилась в фойе гостиницы. Я чувствовала себя очень напуганной и робкой. Я села на кушетку почти в самый её угол, и тут подошла эта женщина – большая, очень тёмная женщина. И она просто протиснулась между мною и краем кушетки. В её распоряжении была почти вся кушетка, но нет, она взяла и втиснулась. Я была вынуждена подвинуться, чтобы освободить ей место. Затем.. я не вполне была уверена, как я себя чувствовала, она начала массировать мою руку. У неё не было рукавов, как и у меня. И её тёплая, тёплая рука поглаживала мою руку, вверх и вниз. Она не сказала там «Здрасьте», ничего. Она просто положила свою руку. И я подумала: «Как это славно ощущать её тёплую руку на моей.» Чёрная рука на белой руке. И тогда я отинулась на спинку кушетки и расслабилась под тёплой рукой красивой чёрной Матери. И она была просто замечательной! Но она не проронила ни слова, как и я. И затем постепенно она начала массировать всё моё тело. И где бы она не прикасалась, там снова начинала пульсировать жизнь. Затем я осознала, что мы очутились на другом конце кушетки. Она продолжала массировать, и я слегка нервничала, ведь мы уже почти прижались в самый угол. И я решила вернуться в свой номер. Потому что мой телесный сосуд уже не выдерживал и готов был расколоться. Так что я вернулась в номер. На следующий день я снова решила спуститься. Она снова пришла, и мы снова оказались на другом конце кушетки. Но яуже была сильнее и могла есть, и как-то реагировать на происходящее. Так продолжалось день за днём, пять или шесть раз. И затем ко мне подошёл мужчина, индус. Он сказал: «Моей жене больше не нужно тебя навещать. Я спросила: «Почему?» Он ответил: «Потому что ты теперь не умрёшь.» Он продолжал: «Я увидел, как ты умирала в гостиничном фойе. И я послал свою жену, чтобы она о тебе позаботилась. Но теперь ты будешь жить.» Это был мой первый опыт с Чёрной Мадонной. И эта женщина просто без лишних вопросов, просто по зову своего мужа… Я считаю это чрезвычайно важным: он был тем, кто увидел всю ситуацию и сделал возможным исцеление».


Интересный мистический опыт у Мэрион. Иногда кажется, что многие книги пишутся "от головы", а при более близком знакомстве с историей автора приходит понимание, что в них сложен весь опыт их жизни и личный миф, их личное осмысление.


"Сказать по правде, я думаю, что Она исходит из земли. Тёмная женственность в моём понимании есть ничто иное, как сама земля. Мы живём на нашей Матери. И этот шар, летящий в космосе есть наша Мать, она питает наши тела. Но если вы подумаете о великолепии весны, красоте цветов, разнообразии ароматов, оттенков и форм, ваша душа возносится в духовное измерение, все чувства оживают в Её присутствии.
Мне было очень близко понятие Духа, Бога как Духа, но не было ни малейшего представления о Боге в земле. Я уверена, мы просто вынуждены будем признать божественность этой Тёмной Женственности. И снова таки, любите Землю, признайте это творение, которое является Землёй. Это Земля! И ребёнок, который может быть рождён из этой земли… И это то, что я называю Чёрной Мадонной. Но это не просто Земля. Это Дух, пребывающий в Земле, красота и величие всех живых творений"

///

Очень понравились эти слова! Как красиво и замечательно!

Флейта, спасибо, что познакомили с этим материалом).


Я как раз не очень поняла, что она понимает под Черной Мадонной, может быть мешают или затмевают его образы Черной Мадонны на православных иконах или Исиды, даже традиционной Кали. У М.В. это Мать-Земля - это очень оригинально, какое-то специфически личное, поэтичное, объяснение её трасцендентного опыта.


Флейта 2016-05-13 18:22:11
это Мать-Земля - это очень оригинально, какое-то специфически личное, поэтичное, объяснение её трасцендентного опыта.

Да, конечно, это личный опыт, но мне показалось, что в этом много и общечеловеческого; того, что доступно для всех: сила и красота матери-природы.Вспомнила одну песню, как ассоциацию- Луи Армстронг "what a wonderful world" ( правда, простите, не удалось сделать ссылку на клип) 

 


Еще одна ассоциация возникла, с булгаковской Маргаритой. Это двойственный образ, с яркой темной составляющей ( "я потеряла свою природу и заменила ее новой") "Двойственный характер носит
и имя булагковской героини. Рядом с плавным, певучим именем, олицетворением
божественной песни, взрывается раскатистое, громкое, взрывное
Маргарита, имя, как стихия, таящее в себе таинственную двойственность. Слово
^apyapixnç («перл», «жемчуг»), стоит рядом с созвучным ему ^apyaivra (рâpyoç) -
«свирепствовать» ^apyoo^ai (pâpyoç) -«делаться бешеным,.» Имя оказывается
созвучным имени богини Мары, Морены: «Главным олицетворением нечистой силы была
Мо(а)рена или Мо(а)рана от санскр. mri - умираю (польск. marzana, рус. смерть,
лат. mors) - богиня смерти, зимы и ночи, имя, родственное с словами: мрак
<...> и мороз». Темные силы пробуждаются в имени Маргариты,
когда она становится ведьмой и черной королевой."( Ю.А.Колышева "Образ жемчуга в наименовании героини романа")