Якобы агрессивный сосед

(июнь20) Иду по поперечному переулку (Салтыковка, рядом дом детства), отгоняю чёрную собаку - если самому не бояться, то боится она. … Сосед распоясался, кидается тяжелыми штуками - вот я иду по дорожке мимо дома, а мама с дерева хочет скинуть большую ледяную глыбу. Зачем?! Попадешь в собаку! (Глыба падает мимо, всё обходится). Мать говорит, что кидается, потому что нужны доказательства бесчинств соседа - вот найдём на чердаке старую фотографию - и они будут. А пока всей семьёй идём к нему в гости - поздравить с Н.годом. С бутылкой. Я переступаю порог - там отец говорит - вот, пусть ваш внук сыграет туш на флейте - я же подарил ему флейту, хочу видеть, что не зря. Я протестую, отец не прав - на флейте играть сложно и так себя вести не дипломатично, это усиливает конфронтацию.

Неожиданный момент, оба родителя провокаторы и источники опасности.

Ретроспективно про мать я могу это понять. Она часто неожиданно становилась агрессивной и жестокой. Дерево подчёркивает дистанцию. Вот с такого верха на меня неожиданно падали глыбы льда - ругань, злоба. 

А виноваты соседи, вечная тема домашних страшилок. Они были не сахар, тот сосед, о котором идёт речь, бегал по пьяни с топором по этой дорожке за своей женой, а отец вмешивался и загонял его обратно в дом.

Мать хочет найти доказательства бесчинств соседа - фотографию на чердаке. Речь о предрассудках? Фотография "на чердаке" - сложившийся образ, который "пылится" там бог знает сколько лет.

Сами родители были агрессивны - в этом мысль?

...

Отец проявляет супертребования - вот в чём была беда с его стороны, и его невозможно винить. Они оба учились воспитывать детей с нуля, у дедов-бабушек это было ещё жестче и патриархальнее. 

Отец старался. Но он во всех вопросах своей жизни, кроме физики и дел строительных, оказался слишком прямолинейным.

Его эмоциональная жизнь была задавлена, он никогда не проявлял того, что не следует проявлять. Он проявлял - гнев, подозрительность и т.д - только когда заранее был прав, только по санкции. Как у него это получалось? Даже выпив, он проявлял бурную радость, ничего негативного. Я это унаследовал. Может, "отец отца" пресекал любой негатив очень жестко? Сказывается старообрядческая наследственность?

...

Почему туш на флейте? Туш в честь нашего прихода? Мы такие важные по сравнению с соседями. Мы то в Алжире были, интеллигентная семья. МГУ, ВЦСПС (мама). Отец ведёт себя так же нагло и вызывающе. 

И это называется посещение АГРЕССИВНОГО СОСЕДА?! (Соседа то вообще не видно, «в кадре» только бедный его внук, которого отец выставляет дураком.)

Немного неловко писать догадки о родителях - они освоили интернет и вполне могут прочесть эти строки и ничего не понять, кроме того, что это что-то обидное. У прошлых поколений не была востребована психологическая рефлексия, вызовы были совсем иными. Они ужасно отстали от людей нового типа, так же, например, как во взаимоотношениях с техникой.

(Как интересно это словосочетание - оно говорит, что не только мы относимся к технике, но и она к нам!).
За последний месяц подруга скинула мне две симпатичных женских книги о сложным детстве ("Замок из стекла" Дж.Уоллс и "Клуб лжецов" М.Карр), сюжет которых схож - взрослея, автор всё больше отдаёт себе отчёт в том, какая жесть была в семье, как это было ненормально.

Обе книги - успешные бестселлеры, и в этом, конечно, дух времени, вызвавший в мир психологию, благодаря которой люди стали на порядок оснащеннее в вопросах взаимоотношений, к этому приковано значительно больше общественного внимания.

(Что не значит, что из мира ушло хоть на грамм невежество, злоба и прочее).

...

Так вот, к чему такое длинное предисловие?

Сегодня я вспоминал какой я видел в детстве свою мать, и в этом мне помогло то, что я заметил, посетив родителей на днях.

Для меня у матери было два лица - вот как это можно сказать.

Первое лицо - очень радостное, смешливое, тёплое (оно меня не могло обмануть, я был настороже). Такой она всегда была, принимая гостей. Когда я приезжал домой после долгого отсутствия то 2 дня (как по часам) я мог расслабиться и насладиться домашним уютом.

Потом я в основном имел дело с личностью №2. (Воспользуемся удобной "юнговской формулой").

Как меняется лицо одно на другое, я увидел вчера. Она задумывается, обращается куда-то внутрь и по лицу пробегает тень. Всё что она говорит дальше, окрашено злобой, речь меняется, появляются просторечные словечки и выражения. Всё что она говорит теперь, призвано обидеть, а иногда и "ударить", "швырнуть камнем" и продиктовано "негативной интуицией", видением ближних, их будущего и настоящего в самых чёрных красках.

Раньше с этого начинались семейные сцены - отец вспыхивал. Тогда это были грозы, что могли громыхать весь день. Ночью приходила истерика, очень долгий, на несколько часов, отчаянный плач с обвинениями и терпеливые утешения-оправдания отца, которые мы с сестрой слушали из своей комнаты. 

Мамин голос становился совсем другим, очень низким и утробным, спать было невозможно и жалеть было невозможно - это стонало незнакомое раненное животное.

Собственно вообще контакт с человеком с двумя лицами невозможен. Ты чувствуешь, что лицо 1 - обман, прикрытие. А омут горя и гнева подлинной личности слишком деструктивен. 

...

Теперь это уже не грозы, а лёгкие облачка на пять минут, и на них никто не реагирует, чтобы не провоцировать дальнейшую непогоду. Я со временем выбрал манеру отвечать мягко-шутливо, отец (школа была долгой, им за 80) научился просто молчать и думать о другом.

Понятно, что она носит при себе котёл обид, гнева, неудовлетворённости. Жаль, что она не смогла сварить в нём что-то человеческое, принять свою тьму.