Мертвый бог?

Несколько месяцев назад приснился сон про огромный подвал, - сырое, просторное помещение с высоченными потолками - в одном из частей (конмнат?) которого лежала невероятных размеров неподвижная фигура (колоссального размера исполин).

Фигура была прикрыта какой-то серой грязной тканью, на вид насквозь сырой. Во сне казалось, что объект ужасно смердит, давно разлагаясь под этой тканью. 

Потом край ткани с одного конца спал вниз,и я увидела, часть головы и немного лицо. Серая, склизкая, с испариной мертвая кожа, а на голове была то ли корона с обилием мелких острах деталей, то ли терновый венок. И тогда во сне я будто начинаю понимать, что увидела мертвого бога. Иисуса.

Далее явились мелкие существа черного цвета, с хвостами, во многом напоминающие чертят, но мультяшного вида (типа как Луций из анимационного сериала Мэта Гроунинга "Разочарование"). Они начали растаскивать фигуру по частям (не знаю, как они ее расчленили, не видела).
Последнее, что помню, это то, как они тащат огромную голову с венцом/в короне куда-то к арке, к выходу из этой части подвала. Кажется не наверх, а еще глубже - вниз. 

Добрый день, Татьяна. А не могли бы вы написать, что чувствовали после пробуждения, какой "шлейф сна"? и, кратко, что могло происходить накануне сна и как следствие могло отпечататься таким образом "умершего бога"?

Здравствуйте, Татьяна! Хотела бы такие вопросы задать в связи со сновидением: что для вас лично значит смерть Бога и созерцание смерти? Как вы сами толкуете сон и его образы? В чем возникло затруднение с пониманием сна?

"Одно становится двумя, а два - тремя (благодаря) третьему одно - четвертое".

Юнг предлагал рассматривать психические циклы по стадиям алхимического делания (magnum opus) - нигредо, альбедо, цинтринитас, рубедо, целью которого является получение философского камня, в юнгианском понимании - обретение личностью  целостности, развитие собственного "я", интергацию архетипа Тени. Цикл начинается с гниения, разложения прима-материи, встречи с хтоническими духами, смерти прежнего миропорядка, утратой прежних опор, установок, дереализации.

Юнг описывал эту фазу, используя также образ алхимического короля, бога, утверждал подобие философского золота с христианским богом. Нигредо - смерть короля, бога, душа покидает тело. Центральный процесс этой стадии - расчленение в подземном мире. Это глубоко интровертный процесс. Отделение головы и упрятывание ее ещё глубже похоже на то, как страус прячет голову в песок при опасности. Голова - разумный центр, рациональное мышление, принцип Логоса. 

Но затем неизбежно последует стадия альбедо, после того как все, что было дефрагментировано, будет растворено.

 

 "А не могли бы вы написать, что чувствовали после пробуждения, какой "шлейф сна"?"

Добрый день,  Ютта.

После пробуждения я почувствовала, что сон имеет какое-то "особое" значение для меня (словно, несет информацию о том, с чем прежде я не сталкивалась, по крайней мере, сознательно). А вот при попытке отыскать более глубинные отклики на увиденное во сне, я ощутила блок. Будто, дистанцирует от контакта со значением увиденного, от его интерпретации, от прочувствования. Раньше подобного не замечала. 


"Юнг предлагал рассматривать психические циклы по стадиям алхимического делания (magnum opus)"



Добрый день, Fleita.


Мне откликается аналогия психической глубинной работы с Великим Деланием, с его фазами. Если символика моего сна повествует, что, допустим, "отмирает" ("перегневает") прежний рациональный личностный императив (допустимв, что образ той фигуры - мб, Анимус), то сама смерть явленного божества - это смерть/смена мировоззрения? Процесс изменений такого рода?

Да, правда похоже, что это большой сон, который будет долго давать новые смыслы.

Напоминает немного инициационный сон Юнга и что-то из его видений: про бога в пещере на троне (тем, что пришлось спускаться чтобы обрести какой-то инсайт про Бога) и про мёртвого Бога.

То, что он огромный, может быть связано также с детской переоценкой, например, отцовского образа. Он казался всемогущим страдальцем (даю волю своему воображению).

То, что умершее тело разбирают на части, напоминает историю Озириса, и тогда голова соотносится с гениталиями. Ведь у Юнга во сне фигура божества была фаллосом с глазом.

Чертенята не вызывают негативных ассоциаций, скорее они как работники, трикстернята.) Мужское было переоценено, они разбирают эту конструкцию.

Ещё ложится на эту гипотезу то, что у короны острые зубцы, или даже шипы. Эта корона вызывала очень острые чувства и заставляла страдать.

Такие у меня фантазии.

Juzin, благодарю за отклик. Очень интересно.

Ютта, благодарю за ответ. Кажется, для меня это может быть актуально: нерешенные вопросы с отцовской фигурой (скорее нан в интропсихическом ключе, нежели с прототипом из жизни...). 

Кстати, об отцовских фигурах... Сегодня ночью приснился еще один яркий, но крайне тревожный сон. Такие мне обычно редко снятся, насколько могу помнить. Проснулась  буквально с бубухающим сердцем =). Думаю, сон может быть откликом на более подробный контакт с символикой уже описанного мною сна про мертвого бога (когда описывала сон для форума, что-то активировалось мб из бессознательного?).

Опишу его тут.

Во сне я живу с маньяком. Внешне его образ даж чем-то напоминал Андрея Чикатило. Я боюсь, я под его контролем, и хорошо понимаю, что время его расправы надо мной уже близко (во сне я знаю, что он убьет и расчленит...вот, и снова тема расчленения?), что смерть от его руки будет скорей всего неизбежна, и что это не происходит прямо сейчас лишь потому, что он выжидает время, ждет какого-то подходящего момента (или маньяковые "кошки-мышки"?). 

Мое поведение во сне - наигранная позитивная позиция, я почему-то шучу с ним, открыто контактирую, будто он мой старый-добрый приятель, давая ему своим поведением как бы понять, что, мол, все ок, чувак, ну да, бывает, ты маньяк и тебе надо прикончить свою жертву, а я попалась (жертва/искупление/овца на заклание?), ну так тому и быть. Хотя помню, что пару раз звучала во сне от меня фраза - "Только не трогай меня, пожалуйста" (в смысле, не убивай). Но мысленно я постоянно ищу, и ищу способы как-то избежать плачевного исхода. Голова во сне прям кипит, сильное напряжение, я постоянно продумываю, какой план может подойти, а что может стать заведомо провалом - "Как мне выжить?". Адреналин фигачит по полной. Но радости такой адреналин не доставляет. Хочется, чтобы все скорее закончилось.

Вобще амбивалентную позицию за собой замечаю во сне, так как при усердном поиске лучшего способа побега, я ощущаю и готовность к смерти/смирение. Типа если ничего совсем не получится, то чего уж там - се ля ви.

Были еще какие-то детали контакта с маньяком (уже не все помню).
Например, там был момент коитуса с ним. Опять с каким-то нарочитым, наигранным одобрением с моей стороны. Чувствую во время секса симуляцию фрикций, так как эрекции у него нет. И он мне еще говорит в этом время, что до меня он переспал с "сифилитичной ш@лавой" (запомнила его фразу), поэтому у него там теперь "гнойные пупырки" или типа того, и что он меня сейчас заразит. Говорит мне все это и смеется. А я все это принимаю без сопротивления (кстати, отвращения, и правда, не было, почему-то; был страх, который сопровождал вцелом весь сон). Я снова что-то там шучу и улыбаюсь ему, неустанно просебя обмозговывая планы побега.

Пока писала это, еще вспомнила один интересный эпизод, на мой взгляд. В какой-то момент я откуда-то возвращаюсь в квартиру с этим маньяком. Получается, я имела возможность выходить все это время? Меня, будто, никто не удерживал с ним (кроме меня самой?). Могла сбежать, хотела и планировала это сделать, но почему я тогда возвращаюсь в ту квартиру? O_o Я  вхожу в комнату, сначала не вижу его, потом он выходит из-за шторы. Он пряталася, скрывался (т.к.  думал, что ушла за подмогой, что кого-то приведу для защиты/расправы над ним, полицию...). И он мне со злостью говорит, что там деда убили. Я понятия не имею, о ком идет речь. И отвечаю ему, что это точно не я убила, знать-не знаю, что за дед, что за случай. Я, действительно, не поняла, что за дед умер, и почему маньяк так разозлен был его убийством.

Позже он уходит в туалет. И вот тут я, наконец-то, решаюсь уже на побег - открываю дверь (она как будто в маминой квартире, и сама квартира тоже, кажется, ее...) и прям босиком устремялюсь вниз по лестнице, опять же, мысленно все еще прокручивая риски и шансы на успех этого побега, куда я побегу, догонит ли он меня, вдруг он уже заметил, что я сбежала, вдруг он уже сзади и т.д.
Но я вроде сбежала. По крайне мере меня никто во сне не догнал, а дальше я проснулась - с одышкой, будто правда бежала со всех ног...

Я подумал о том что этот сон в целом о сопротивлении.

Сновидение в целом представляет бессознательное как нашего партнёра и разные аспекты взаимоотношений с ним.

То, что партнёр воспринимается как маньяк, говорит о сильном страхе и сопротивлении к изменению. Это как раз то, что называется - победить себя, справиться с собой.

Любое изменение даётся нам только годами такой борьбы.

Как в истории из семинаров Юнга: там он много лет пытается донести до пациента простую мысль, что жить в одном доме с матерью губительно для его развития. И пациент при анализе снов каждый раз радостно понимает это, снова воспринимает это как инсайт, и всё же спустя несколько лет терапии удивлённо спрашивает, как ни в чём не бывало: так вы что же, хотите чтобы я прямо-таки взял и уехал от матери?

И мы все такие. В зоне травмы каждый шаг даётся с огромным трудом.

Тут инициатива у бессознательного, поскольку его долго отвергают, оно принимает вид навязчивой и неотвратимой силы.

Как в соседней на форуме теме об укусе змеи.

Здесь мы тоже видим проникновение внутрь - яда или отравы, или бактерии, как в данном сне.

Бессознательно всё-таки что-то внедрило в эгокомплекс. Совсем как раньше уже не получится. Быть может, как говорится, следующий ход ожидается от от самого сновидца, мяч на его стороне.

Последний эпизод с комнатой мамы может говорить о том, что это сопротивление наследственное, перешло от мамы. Конечно, за двоих проработать комплекс вдвойне сложнее.

Тема расчленения - это может быть частью темы поедания. Контакт сознания и бессознательного это прежде всего поедание одного другим. Это тоже из семинаров Юнга. Поедание происходит до момента установления баланса.

Поедание это то же самое что усвоение, интеграция.

Эго же воспринимает себя в данный момент как слабую и беззащитную жертву. Значит более плодотворное взаимодействие возможно только при укреплённом эго, оно должно много раз откусить от бессознательного с разных концов и напитаться этим.

То есть осознать многие аспекты своего поведения и своей биографии.

И, скорее всего, это будет не менее драматично, чем в этом сне. Движение вперёд чертовски трудно. Поэтому слава тем, кто идёт навстречу своим проблемам, и готов бороться, чувствуя себя убогим и слабым!))

Татьяна, только решила отписать, что если нет "шлейфа" и сон не пробудил чувств, то можно было рассмотреть, амплифицировать посредством мульта "Разочарование"? и вот тут такой "привет" из бсс))

а что если рассмотреть маньяка из сна, как "навязчивые грезы"?, побег от реальности в идеализацию?

Сорри, Ютта, я случайно кликнула не туда при копировании для ответа и, кажется, твой пост стерся. Здесь я скопирую:

"(допустим, что образ той фигуры м.б. Анимус?) - предполагаю отцовская фигура, отцовский комплекс."

--

Хотела отметить, что согласна с мнением Ютты, что сновидческий образ выражает отцовский комплекс. Этот опыт различения пришел как раз здесь на форуме со временем. 

сама смерть явленного божества - это смерть/смена мировоззрения? Процесс изменений такого рода?

--

Татьяна, это зависит от того, что для вас сейчас актуально, угадать здесь сложно. Согласна тут с Juzin, который пишет о переоценке отцовского образа. 

Похоже, ваш следующий сон, действительно, отклик бессознательного на начало этой работы со сновидением. Пока мне не хотелось бы торопиться с интерпретациями, нужно время подумать.

  

Буду наблюдать далее за откликами своей психики. 
Благодарю вас за помощь в исследовании снов. Стало прозрачнее)

Если продолжить рассматривать второй сон в алхимическом ключе, то сон демонстрирует фазу коньюнкции в алхимическом опусе, а именно coniunctio oppositorum, малой коньюнкции (Юнг описывает еще mysterium coniunctionis), объединение противоположностей - в вашем случае теневого мужского и женского, активного и пассивного начал, деструктивного и конструктивного, контролирующего и подчиненного начал. Происходит частичная интеграция эго-сознанием бессознательных содержаний, "инфицирование" теневыми аспектами, при этом нет полного слияния, но каждая из противоположностей выходит из контакта измененной. Если алхимическая операция завершается, то появляется "третье" - некий новый смысл, новая субстанция. "Два становится тремя" (аксиома Марии).

Интересно посмотреть также эссе "Смерть Небесного Короля как тайна герметического опуса. Проблемы Юнга при интерпретации unio corporalis":

"Хорячий красный сульфур или яркое золото небес, одухотворенная душа, которая появилась в результате unio mentalis, Король как персонификация принципа Логоса — еще не философское золото, еще не окончательная цель делания. Для бракосочетания с Королевой он должен спуститься вниз. Только таким образом Красный Сульфур может вновь соединиться с Белым Сульфуром (или солью), который есть холодная и подобная луне влажная субстанция. (См. Юнг par 720 «Красная сера символизирует мужской принцип солнца, белая – принцип луны») Только после этого оказывается достигнута финальная цель, которая, по словам цитируемого Юнгом Альберта Магнуса «Золото, которое «внутри» серебро и наоборот», тождественная Лилии, Звезде Соломона, Квинтессенции, Солнечному младенцу и Красной тинктуре.

Такое описание lapis как воссоединенных противоположностей подводит Юнга к мысли, что unio corporalis затемняет солнце. Очевидно, что это обозначает затмение. Затмение солнца и Луны – еще один образ для коньюнкции. Юнг говорит нам, что французские алхимики также использовали образ Божественной Пары Исиды и Осириса, который после стал повелителем подземного мира. Это также подтверждает наше подозрение о том, что соединение происходит не в небесах но в недрах земли.

Как я уже продемонстрировал, миф о Исиде и Осирисе — это вегетативный миф, в котором после расчленения Бога подземного мира (что также является центральным процессом unio corporalis) Исида не находит его фаллос. Поэтому воскрешая его физическое тело, она сделала ему деревянный фаллос взамен не найденного. Символически рассмотренное, дерево означает «вегетативное», «растительное». Эта деталь показывает нам, что эта часть Делания является глубоко интровертной процедурой и связана с симпатической (вегетативной) нервной системой, как и практики тибетского буддизма и индийского тантризма". 

Сердцебиение как реакция на сюжет побега от маньяка в сновидении указывает на активизацию симпатической нервной системы, которая отвечает за стрессовые реакции - поэтому иногда ее называют системой "бей или беги". Под влиянием этого отдела увеличивается скорость обменных процессов в органах и тканях, усиливаются сердечные сокращения...

Автор: Татьяна, дата: чт, 11/01/2024 - 13:37

И он мне со злостью говорит, что там деда убили. Я понятия не имею, о ком идет речь. И отвечаю ему, что это точно не я убила, знать-не знаю, что за дед, что за случай. Я, действительно, не поняла, что за дед умер, и почему маньяк так разозлен был его убийством.

Смерть неизвестного деда наводит на мысль об архетипе "пуэр-сенекс" ("пуэлла/сенекс"), это двойной архетип, в котором "мудрый старец" и "вечный юноша" рассматриваются как два его полюса. Сенекс выступает как образ старого миропорядка, смерть сенекса может символизировать будущее обновление, приход на смену ему "пуэра", т.е. смену бсс установки.