вопросы

Может ли Тень мужчины быть спроецирована на женщину? Или мужчина проекцирует на женщин только содержания своей Анимы?
Нет четких границ, которые определяют, какое архетипическое содержание БСС мужчины спроецировано на женщину. В сновидениях, как утверждает Юнг, архетип Тени персонифицирован (представлен) – у мужчин образом мужчины, а у женщин женским образом, как правило, это так, но не всегда. Если мужчина отрицает, вытесняет, подавляет в себе женское начало, то оно, будучи вытесненное в БСС приобретает свойства теневой, негативной анимы и проецируется, как правило, на женское, женщину, но возможна проекция и на мужчин, например на аналитика.
Скажите, а если рассматривать проекции, которые возникают не в сновидениях, а в реальной жизни, - как обстоит ситуация тогда? Всегда ли в дневной жизни мужчина проецирует свою Тень на других мужчин (как это происходит в сновидениях)? Или здесь носителем проекции Тени могут быть как мужчины, так и женщины? Или в дневной жизни такая постановка вопроса не правомочна?
Носителем теневых проекций может быть и мужчина и женщина, и не важно сон это или реальность.
Тень, как и любые содержания БСС могут проецироваться, наверное, вообще на все что угодно. Объектами для подобных пороекций м.б. не только отдельные люди (независмо от пола), но и разные социальные группы, социум в целом, государство и его институты, другие народы и страны, природа в целом и различные ее представители (животные, стихии и пр.)
К сожалению (об этом писал еще сам Юнг), очень часто человек бывает просто опутан сетью из собственных проекций, что, мягко говоря, затрудняет его адекватное восприятие других людей и мира и накладывает отпечаток на общение с ними.
eduard-a, пишет: «Скажите, а если рассматривать проекции, которые возникают не в сновидениях, а в реальной жизни, - как обстоит ситуация тогда?». В сновидений НЕТ проекций. В сновидении отражается ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ. Вы можете наблюдать, видеть и понимать имагонативное (образное) содержание проекции. Например: снится вам Петр, который досаждал вам своей наглостью, хамством в 5 классе. Вот Петр в сновидении приходит к вам в дом и ведет себя так же каким вы запомнили его допустим 15 лет назад. А в реальной жизни вы даже мысли не можете допустить о таком поведении! Вы спрашиваете себя – что это во мне (в моем психическом, душе) есть такое, что ведет себя как Петр? И почему это Петр пришел именно сейчас. А выходит, если внимательно рассмотреть сон, то, что вы, например, робко вели себя на последнем свидании, и вам не хватило смелости («наглости») рассказать о своих чувствах партнеру (партнерше). И оказывается ваша смелость была спроецирована на того самого Петра и пятнадцать лет тому назад, да так там и по сей день здравствует в виде теневого комплекса наглости. Вот вы и подумаете о том, что прежде чем «винить» других в «наглости» нужно обнаружить в себе смелость.
Пытаясь вести «праведный образ жизни», встречаешься через какое-то время с ситуациями, когда начинаешь болезненно реагировать на окружение. В «Либидо, его метаморфозах и символах» (1-я часть / Гл.IV. Гимн Творцу) у Юнга я встретил очень метко описание подобной ситуации: «Подавленный аффект создает себе компенсации в чем-нибудь другом; например, люди, напрягающиеся быть чрезмерно нравственными, думающие, чувствующие и действующие постоянно альтруистически и идеалистически, возмещают себя за невыносимость своего идеала тонко подстроенными, но ими самими, разумеется, неосознанными злобностями, которые ведут к недоразумениям и дурным отношениям. … Сознательно от такого конфликта словно избавились, но он стоит невидимым перед ногами и на каждом шагу спотыкаются о него.» И далее здесь же (Либидо, его метаморфозы и символы, 2-я часть / Гл.VI. Борьба за освобождение от матери) Юнг пишет об одной монахине: «Быть святой нелегко, и это потому, что такое насилование плохо переносит даже самый терпеливый и смиренный от природы человек — рано или поздно, он начнет по своему защищаться. Противообразом святости является искушение, без которого, как мы знаем, ни один истинный святой не может обойтись. Психоаналитический опыт нас научил, что эти искушения могут протекать и в области бессознательного, так, что до сознания доходят лишь эквиваленты их в виде симптомов.» В отношении этого же вопроса в «Ответе Иову», Гл.13 Юнг говорит: «У нас достаточно доказательств того, что Imitatio Christi вызывает к жизни в бессознательном соответствующую тень». Вопросы: Что в силах сделать человеку, для того чтобы не стать жертвой этой тени, вызванной к жизни Imitatio Christi (если понимать термин Imitatio Christi -подражание Христу - в более широком смысле)? Всегда ли в таких ситуациях человек становится жертвой свой собственной Тени (своей не признаваемой нетерпимости, раздражительности или даже агрессии – своей темной стороны) или здесь запускаются какие-то другие механизмы?
"Вопросы: Что в силах сделать человеку, для того чтобы не стать жертвой этой тени, вызванной к жизни Imitatio Christi (если понимать термин Imitatio Christi -подражание Христу - в более широком смысле)?" Надо просто познавать себя, свое БСС, свою тень, приходить к какой-то относительной гармонии с самим собой (т.е. не чисто интеллектуально познавать себя, что очень важно) и не подражать Христу, т.е. не вести "специально" праведный образ жизни.
Вотан писал:
Надо просто познавать себя, свое БСС, свою тень, приходить к какой-то относительной гармонии с самим собой (т.е. не чисто интеллектуально познавать себя, что очень важно) и не подражать Христу, т.е. не вести "специально" праведный образ жизни.
Лично мне нравится (в этом смысле) подход некоторых эзотерических школ: Тень не просто осознается, но и обективизируется (в виде иммагинативного образа). Таким образом, удерживать ее от активного "замещения" эго становится (предположительно) намного легче.
У Юнга же есть пример, как пришел к нему страшно нормальный человек, а потом, когда пришла его жена, Юнг понял - куда тот сливая свою тень. Жена была страшно нервной.
Немного не так, жена рассказала Юнгу, каков на самом деле ее "милый" муж ;)
Надо всегда читать между строк, да? :) :)
Ну, что-то вроде этого :)
1. Где-то в сети натолкнулся на интересное высказывание о том, что душевнобольные люди являются Тенями больших городов. И более того, что они якобы весьма востребованы и полезны для душевного здоровья других «нормальных» обитателей города, поскольку «нормальные» люди «переносят» или проецируют на этих несчастных свою теневую непризнанную сторону. Хотелось бы услышать, что думают по этому поводу участники форума? 2. gior писал: «Лично мне нравится (в этом смысле) подход некоторых эзотерических школ: Тень не просто осознается, но и обективизируется (в виде иммагинативного образа). Таким образом, удерживать ее от активного "замещения" эго становится (предположительно) намного легче». Пожалуйста, можно более поподробнее… 3. Если кто-либо из участников форума даст ответы на мои ранее сформулированные вопросы, я также с готовностью их выслушаю.
Eduard, все ваши ранее сформулированные вопросы «танцуют» вокруг одного центра – Тени. Не проще (и полезнее) было бы приступить от теоретической части прямо к практической. Это можно осуществить через толкованье ваших сновидений, тех сновидений, где присутствует архетипический образ Тени.
Спасибо всем, кто отвечал на мои вопросы и давал к ним комментарии. Мне было весьма интересно узнать Ваше мнение и выслушать Ваши ответы. Позвольте напоследок еще один вопрос из разряда теоретических… В «Обзоре теории комплексов» (первые 2 абзаца) Юнг пишет: «В экспериментальной психологии, и особенно в психопатологии, давно уже признано, что каждая конкретная экспериментальная процедура не принимает психический процесс непосредственно, но определенное психическое состояние интерполирует себя между этим процессом и экспериментом, каковой можно назвать экспериментальной ситуацией. Эта психическая ситуация иногда может подвергнуть опасности весь эксперимент, ассимилируя не только процесс эксперимента, но и лежащие в его основе цели. Опыт подобного рода является вполне обычным для ассоциативных тестов, в ходе которых выяснилось, что несмотря на направленность теста на определение средней скорости реакции и ее качества, этот результат получился относительно побочным по сравнению с тем, в какой степени метод был нарушен автономным поведением психе, то есть ассимиляцией. Именно так я открыл чувственно-окрашенные комплексы, которые ранее воспринимались как несостоятельность реакции». (http://jungland.ru/Library/ObzorTK.htm) Я представляю, что такое ассоциативные тесты, но мне не ясно, каким образом на их основе были открыты чувственно-окрашенные комплексы. Если возможно, кроме ответа на вопрос, приведите, пожалуйста, поясняющие примеры.
На вопросе 1 (" высказывание о том, что душевнобольные люди являются Тенями больших городов") я бы все же заострил внимание. К сожалению, в какой-то степени так и есть. Увы. И это относится не только к большим городам. Я уже пиасал, чтосодержания БСС (а они чрезвычайно многобразны), Тень, могут проецироваться практически на кого угодно и на что угодно. И нсхически больные люди, невротики здесь не исключение. Далее возникает уже более сложный и скользкий вопрос - одно дело просто проецировать, а другое подводить человека к такому состоянию, чтобы проецировать на него соотвествующие элемнты тени и удерживать его в этом состоянии. Этиология неврозов и психозов - вопрос бзусловно сложнейший и я вовсе не свожу его к тому , о чем мы говорим, но... тут все же есть о чем сказать. Возьмем для примера преступный мир, на который "законопослушные граждане" весьма охотно пооецируют свои преступные и асоциальные тенденции, навешивая на людей ярлыки. А система правосудия и исполнения наказания устроена таким образом, что человек совершивший одно преступление, все больше втягивается в это болото. Некоторые психоаналитики прямо указывают на этми проблемы. Напр. - Петер Куттер ("Современный психоанализ" http://lib.ru/PSIHO/KUTTER/psihoanaliz.txt в гл. Психоаналитическое учение о болезнях. Делинквентное поведение). Еще есть много исследований (психоаналитики, юнгианцы, Грегори Бейтсон, Р. Лэнг, Эрик Берн, семейная психотерапия) о семейной психодинамике, процессах проективной идентификации, реципкорных ролях, шизофреногенных семьях и пр.
Eduard
2. gior писал: «Лично мне нравится (в этом смысле) подход некоторых эзотерических школ: Тень не просто осознается, но и обективизируется (в виде иммагинативного образа). Таким образом, удерживать ее от активного "замещения" эго становится (предположительно) намного легче». Пожалуйста, можно более поподробнее…
Извините, но подробнее придется трактаты писать :) В принципе Вы найдете эту концепцию почти во всех традициях (в том числе и Алхимии). Обычно эта фигура именуется там Стражем (или малым стражем если быть точным). Если найду время попробую написать развернуто, но луше обратится к источникам :)
Недавно ехала в поезде на верхней полке. На нижней спала безобразно толстая тетка с усами и храпела во всю. Храпела она так, что казалось она не храпит, а пердит- такие жуткие были звуки. Иногда она еще вздыхала и стонала от того, что не могла поместиться на полке и сваливалась. Я никак не могла уснуть и ругала ее про себя разными словами литературными и не очень, и думала о том, что вот она тоже была молодой и симпатичной и как она могла довести себя до такого состояния. Потом, когда эти звуки стали мне совсем невыносимы, я представила, что она - моя Тень. Что вполне могло быть, так как сосредотачивала в себе все ненавистные и не свойственные мне черты. Я стала представлять, что она - это я, что я стала безобразной, мужеподобной и издаю в общественном месте пердящие звуки... И знаете... она вскоре перестала храпеть, а я заснула.
Просто магия.
Жаль, тема о Синхроничности пропала... Вспомнил, конечно, о Караисе - и он на форуме появился!
Я думаю, если Караис сформулирует вопросы можно возобновить обсуждение.
Да уж, Лаура! Магия да и только! А если подумать об этом так - ВО ВРЕМЕНИ СОВПАЛИ ваши мысли о том, что она - ваша тень, и это считать фактом. А все остальное - интепретацией факта? Еще бывает такая штука, как аванс эгрегова. Знаете, новичкам везет в карты? Что-то типа ловушки - вот смотри, новый адепт, наша система работает.
Еще вопрос о тени. Если в тень попадают все содержания оцененные сознанием как "неподходящие" или "плохие" -т.е. она (тень) сформировалась благодаря действию чувствующей функции сознания-, то можно ли сказать, что проблема осознания тени это, в некотором смысле, проблема дифференциации чувствующей функции?
Здесь нужно отличать личную тень от коллективной тени, это первое. Во-вторых, почему вы считаете, что только чувствующая функция сознания принимает участие в формировании Тени? В этом процессе принимают участие (согласно Юнгу) в первую очередь, ВЕДУЩАЯ функция сознания, и во вторую две вспомогательные функции. Например, если вы ярко выраженный мыслительный тип, то мыслительная функция как ведущая функция будет ярко выраженным антагонистом чувства. Если вы воспринимаете «проблему» Тени – чувства только через мышление, то вы ни на йоту не продвинетесь в интеграции чувствующей функции, но если вы «принесете в жертву» паттерн восприятия чувств через мысль у вас появится шанс интегрировать в сознательную психику «чувство-Тени». Это первый шаг на пути к индивидуации.
Чувствую, что здесь высказана важная мысль, но, извиняюсь, с трудом могу разобраться в термнах (я не знаю / не понимаю, что такое паттерн и т.д.). Можно ли перефразировать другими (более понятными) словами хотя бы последний отрывок: "если вы «принесете в жертву» паттерн восприятия чувств через мысль у вас появится шанс интегрировать в сознательную психику «чувство-Тени»". Спасибо...
Паттерн – модель, образец. В архетипической психологии чаще всего термин «паттерн» употребляется в сочетании с прилагательным «архетипический», хотя, на мой взгляд, это тавтология - архетип по своей сути и есть модель, образец. «Паттерн поведения» больше всего соответствует внешней, видимой стороны архетипического содержания. Честно говоря, Эдуард, вы меня озадачили своим вопросом, точнее говоря, я задумался как «перевести» то, что для меня является самоочевидным, на простой язык. Допустим Х. рациональный тип и ведущей функцией сознания (типология Юнга) у Х-а является мышление, тогда подчиненной функцией будет являться чувство. Чувство и все что связанно с ним будет подавляться, вытесняться в БСС и приобретать там качество Тени. Любое проявление чувства «вовне» будет носить «клеймо» неискренности, фальшивости. Как правило такая модель поведения приводит к формированию ригидной Персоны при которой «Я»-субъект идентифицирует себя с крайностями в диаде «шут-сноб». Р.М. Рильке выразил это словами – «я люблю вас, но это не ваше дело!». Чувство, оказавшись в изоляции БСС психе, герметизируется и, лишаясь внешнего объекта «любит ради самой любви». Такие типы со стороны кажутся или легкомысленными поверхностными субъектами не способными на любовь, или холодными самолюбивыми снобами увлеченными только сами собой (лит. пример «Потрет Дориана Грейя» Грей и Генри). Но это впечатление обманчиво, такие люди способны любить, но сила и мощь их чувства такова, что они, перенеся ее на внешний объект способны просто разрушить его. Интуитивно они это чувствуют и более замыкаются в своих чувствах. По этому на помощь таким типам приходит как всегда «палочка-выручалочка» в виде рационального (мыслительного) объяснения любого проявления чувств даже там где этого вовсе и не надо делать там, где просто надо чувствовать, любить, проявлять сострадание, нежность. Если такие типы встречают на своем жизненном пути человека способного «выдержать» их архаическое чувство, то такие люди очень даже способны хранить верность на всю жизнь этому человеку. С таким типом миф о «святом семействе», «священном союзе» становится вовсе не мифом, а самой что ни на есть реальностью.
Мне близко такое определение паттерна - конфигурация упорядоченных взаимоотношений. Т.е. акцент делается не на объектах-кирпичиках-элементах (в нашем случае внутренних), а на взаимоотношениях.
Это второе значение паттерна, которое имеет свой контекст.
Дело-то непростое, что и говорить :) ;)