Школы глубинной психологии и тяжелые психологические расстройства.

|
Накануне прочитал книгу Эдварда Гловера «Фрейд или Юнг», очень живая книга не нужно вымучивать каждую страницу, как это часто бывает у других авторов… Но наряду с увлекательностью книги самой по себе, все же достаточно ясно, что автор не объективный ученый, но как бы так не за сквернословить, наглухо отмороженный фанатик Фрейда. Вспоминая про мелочные парадоксы Юнга он, к примеру, ни разу не постарался объяснить, почему при освобождении личного бессознательного память человека не становится совершенной. Да и сам оценочный критерий двух психологических теорий какой-то неадекватный, ведь совершенно верно заметил великий философ Уильям Джеймс: «Только наука, непосредственно связанная с жизнью, является настоящей наукой», а Гловер, тем временем, вот что пишет: «Поскольку теории как Фрейда, так и Юнга были разработаны на основе изучения психических расстройств, поначалу считалось логичным предположить, что ценность клинической теории должна определяться результатами лечения, основанного на этой теории. Однако увы, к сожалению, терапевтический критерий на поверку оказался весьма ненадежным. Так, наиболее удовлетворительное теоретическое объяснение шизофрении не в силах преодолеть характерную для большинства шизофреников недоступность для влияния психоанализа. «Выгода от болезни», бессознательно получаемая благодаря простому на первый взгляд психоневрозу, может привести к тому, что последний не будет поддаваться лечению никаким методом». Спрашивается: откуда он знает об «удовлетворительности» объяснения шизофрении, если ничего не может исправить в этой болезни? Вот дает жулик и шарлатан! Позор науки из-за таких ученых! В связи с этим и вопрос: может ли аналитическая психология лечить тяжелые психологические расстройства, такие как неврозы, фобии, психозы? Каков терапевтический эффект аналитической психологии, по сравнению с психоанализом или индивидуальной психологией? Что эффективней, если опираться не на оценку жуликов наживающихся на беде людей, но на оценку науки, которая состоит не в вольных абстракциях и красивых словечках, но именно в практике?
Отличная тема, Евгений! :) Я, признаюсь, во многом разделяю Ваш скепсис. :)
Я как-то открыл тему в Дневнике Все выиграли и всем положен приз...или? )))
где выложил несколько ссылок по этим вопросам, в т.ч. на конкркетные исследования. Обратите внимание и на эту статью А. М. Руткевич "Научный статус психоанализа"
А Гловер либо врет, либо просто не разбирается в этом: ": «Поскольку теории как Фрейда, так и Юнга были разработаны на основе изучения психических расстройств,..."
Я мне хочу спорить, что ряд идей психоаналитиков эпохи после Фрейда во многом базировались на клиническом материале, но теории Фрейда - просто смешно об этом говорить. Почитайте книгу Пола Ферриса "Фрейд", в ссети есть. Фрейд был очень проницательным человеком + его богатое воображение + его
комплексы.
Юнг сам откровенно в Воспоминаниях пишет об "истоках моих трудов". Клинический материал - это, возможно, не самая большая их часть.

Я бы еще отграничил неврозы и фобии от психозов. Психозы - это штука очень сложная, теманая и малоизученная и тяжелая и почти не лечится никем.
Сфера действия как АП, так и АП и
других видов анализа - это, скорее, неврозы и различные иные психологические и
"жизненные" проблемы.

Я приведу таблицу из Кутера "Современный ПА", где от указывает, какие
проблемы какому воздействию могут поддаваться. Таблицы не получается,
но разобраться можно

Категоря нарушения Тип защиты Тип конфликта Тип страха Тип терапии Место лечения
Неврозы Вытеснение, изоляция Эдипов комплекс Страх нака-зания, стыда, оскорблеиия Психоанализ Психоаналити-ческая практика
Нарцистичес- кие наруше- ния личности Грандиозная само-переоценка Доэдиповы нарушения : Страх самонедо- оценки Аналитическая психотерапия Психоаналити-ческая практика
Пограничные Случаи Раскол на иде- ализацию и обесценивание Доэдиповы нарушения Страх само-или объект-потери Аналитичес- кая психо-терапия Психоаналити-ческая практика
Психозы "Психотизи-рование"; разрыв с реальностью Доэдиповы нарушения Страх потери себя Форма терапия Психиатричес- кая клиника
Психоанализ лишь в ис- ключитель-ных случаях Лишь в исклю-чительных слу-чаях психоана-литическая практика
Психосома-тизация Соматизация, т.e. заболева- ние органа Базисный конфликт Экзистент- ная угроза Общее лечеб-ное лечение Больница
Только в ис-ключитель- ных случаях психоанализ Лишь в исклю-чительных слу-чаях психоана-лиз
Делинквент-ное поведение "Криминаль-ное" поведе-ние, т. е. нарушение обществен- ного порядка Базисный конфликт Экзистент- ная угроза Нет Приговор
В исключи- тельных случаях психоанализ Лишь в исклю-чительных слу-чаях психоана-литическая практика
Алкоголизм и наркотическая зависимость Защита с помощью фармаколо-гического действия наркотика Доэдипово нарушение Экзистент- ная угроза Обеззаражи-вание Приговор; пси-хиатрическая клиника
Изредка психотерапия Изредка психоаналити-ческая практика
Перверсии Защита в форме "перверсив- ного поведения или действия Эдипов конфликт Экзистент- ная угроза Самотерапия на месте Типичная среда
Доэдиповы нарушения В виде исключения психотерапия В виде исклю-чения психоана-литическая практика
trixter, я переформатировал табличку здесь http://www.jungland.ru/node/2598 . если где ошибся -- скажите поправлю.
Abb, спасибо. Красота! :)
Там по сути все вроде правильно, есть, правда, маленькие шероховатости - Куттер там хитро разделил предпоследний столбец, вот здесь можно уточнить.
В той же книге Куттер пишет: " Важнейшим фактором успешного применения психоаналитического метода наряду с внешними условиями терапии представляется личность самого психоаналитика. К сожалению, этот факт достаточно скупо осве-щается в литературе, посвященной психоанализу." Понимаю, это, вероятно, небесспорная точка зрения, но одна из существующих.
С каких пор психология, психоанализ, юнгианский анализ и т.д. лечат? По поводу взаимодействия с клиентом, страдающим шизофренией советую С. Резника.
Вообще-то, я задавал вопрос, как новичок, у людей считающих себя специалистами, о самой эффективно психотерапии, если выбирать из Фрейда, Адлера и Юнга. А Вы предоставили критические статьи исключительно о психоанализе. Для меня, что психоанализ, что АП, что ИП – все одно и тоже, главное в эффективности лечения. Хотя не скрою, субъективно Фрейд, мне представляется, человеком умеющим мысли намного логически последовательней чем Адлер и уже, тем более, чем Юнг. Адлер же, в свою очередь, значительно превосходит остальных, во -первых, красноречием (просто бог красноречия!), а, во вторых, тем прекрасным фактом, что он так много внимания уделяет психологии преступников. Что же касается Юнга, то конечно же, его АП привлекает к себе неким мистицизмом переплетенным с наукой. Но что из этого всего эффективней на практике, при лечении больных? Может ли АП вылечить болезнь, которую не в состоянии преодолеть ПА и ИП?
С каких пор психология, психоанализ, юнгианский анализ и т.д. лечат? ++++++++++++++++++++++++++++++++ А что они делают, если не лечат? Развлекают?
Лечит только врач. Он работает с симптомом. Психоаналитик, юнгианский аналитик и т.п. работают с личностью. В этом разница нозоцентрического (медицинского) и нормоцентрического (психологического) подходов. В моем представлении одно другому не мешает. Я не согласна как с теми врачами, которые отрицают глубинную психологию, так и с теми психологами, которые отрицают медикаментозную терапию. Грамотно назначенные препараты при правильно поставленном диагнозе в сочетании с психологической психотерапией дают очень хорошие результаты.
"Может ли АП вылечить болезнь, которую не в состоянии преодолеть ПА и ИП?" Ответ на этот вопрос зависит от того - что считать излечением. Я знаю про АП-ов британского направления, что для них 20-40 сессий - достаточный срок для того, чтобы прийти к взаимному решению с клиентом, что терапия закончена. По мне, так это только знакомство (столько встреч). Насчет того, как АП лечит тяжелые личностные растройства ничего не знаю, но книга Калшеда (гибрид Юнгианца и па-ка) вроде как указывает на то, что лечат. В моей личной практике не было успеха с шизофрениками (на уровне психоза), а с пограничными бывала позитивная динамика, но о полном выздоровлении пока говорить не могу. На мой взгляд, если АП-г работает с переносом, и выдерживает сеттинг, то его шансы помочь своим пациентам не хуже, чем у па-ков. Однако, мой опыт (единичный) терапии клиентки, которая до этого прошла 3-х летний юнгианский анализ показывает, что аналитическая терапия дальше от агрессии и грандиозности, чем ПА-з. С помощью АП легче вступить с клиентом в некий сговор по доставлению удовольствия друг другу двух умных и эрудированных людей. Эдакое соскальзывание на "игру в бисер" от терапии. Сама этим грешила после юнгианской специализации. Сейчас, получая ПА-кое образование, вижу - насколько метод Па-за тщательнее и глубже именно в отношении терапии. Но этот метод, в свою очередь как бы подталкивает людей с авторитарной струкурой характера к возвышению над клиентом и к его, порой, злобному разоблачению. В Па-зе легче соскользнуть в садизм и в навязывание идей па-ка, в АП-кой психологии - в абстрагирование и бесконечное хождение по интеллектуальной почве вдали от инстинктов ( агрессивных и либидинозных) Таковы мои наблюдения. Насчет лечения тяжелых нарушений, школа Кернбегра (трансфер центрированная терапия) вроде как лечит тяжелых пограничных. Читала пример излечения шизофреников с бредом методом ПА-за в книге "Клинический психоанализ. Интерсубъективный подход".
У меня с пограничными тоже вполне удовлетворительные результаты. Очень тяжело с МДП, особенно в депрессивной фазе.
Евгений "С каких пор психология, психоанализ, юнгианский анализ и т.д. лечат?" Давайте, Евгений, определимся в терминах... Для меня "лечить" означает стремление врача, психолога, да и вообще кого-либо помочь ощутить человеку страждущему свою сопричастность к миру - уменьшить его страдание, чувство одиночества, постараться дать почувствовать ему полноту чувства жизни. Знаете, Евгений, даже если просто посидеть у постели больного обреченного на смерть, для меня это тоже лечение.
Vladimir, с Вами я полностью согласна, я просто для Евгения немного жестко разграничила понятия. Часто на конференциях всяческих сталкиваюсь с противостоянием врачей и психологов, мнимым, на самом деле. Да и в медицинской среде, что греха таить, коллегиальность отсутствует напрочь (по крайней мере из моего опыта 10 лет ВНЦХ бывший, РНЦХ нынешний)
Ирина, мне это тоже понятно, и как врачу, и как психологу... Жаль, что некоторые наши коллеги все еще тянут одеяло каждый на себя, забывая, что тепло нужно страдающему...
Я всегда поражалась, особенно по молодости, этим пустым амбициям. Зарплата маленькая, работа тяжелая. Потом стала думать, что это от некомпетентности. Оказалось не зависит. Архетип "раненого целителя"? Кстати, спрашивала у западных аналитиков, у Левина в частности - у них точно такая же картина.
Ирина, по моему мнению, "раненый целитель" здесь ни причем, возможно, просто человеческая слабость "одинокого целителя" сверхкомпенсированная коллективной силой "правды"
Может быть и так. Грустно иногда, особенно когда люди погибают или тяжелые осложнения получают из-за идиотского самомнения "целителя" - хоть раненого, хоть одинокого. А про "раненого целителя" я упомянула в Холлисовском понимании. По поводу зачем кто-то становится врачом (или психотерапевтом)
"Грустно иногда, особенно когда люди погибают или тяжелые осложнения получают из-за идиотского самомнения "целителя" - хоть раненого, хоть одинокого" Знаете, когда я встречаю много раненых, то невольно возникает подозрение - чего это они так страдают, чего это они такие беззащитные (ох, чувствую, Федор Михайлович постарался;))? Вот давайте повернем иначе - как вам нравится счастливый, здоровый и радостный целитель? :)
Очень нравится. У меня сейчас аналитик такой.
Вам здорово повезло. :) А раны, ну что же, они на здоровом теле быстрее заживают, и потом, здоровый и веселый не будет показывать их, и тем более бравировать ими.
Вы знаете, я вот толь сейчас поняла, что мне везет на целителей. Без иронии. Особенно в какие-то критические моменты, переломные.Когда кажется, что уже никто не поможет. Как в медицинском, так и в психотерапевтическом смысле
Тогда приходит просто человек...