• Существуют ли вступительные экзамены в психоаналитические и аналитической психологии ВУЗы за рубежом?
• Что это за экзамены? Тестирование? Собеседование?
• Почему именно они?
Например, в Испании подобных ВУЗов в принципе не существует )
Ни психоанализ, ни аналитическую психологию в ВУЗах не жалуют. Но есть, так называемые, курсы POSTGRADO и Master, то есть после основного высшего образования, где готовят психоаналитиков, при барселонской IAAP, штаб которой находится в Цюрихе. Я не увидела на их странице ничего о вступительных экзаменах. Полагаю, что как и для всех постградо и мастеров, нужно просто выполнить минимальные условия принятия как то иметь высшеее образование (в данном случае, может быть, гуманитарное или конкретно психологическое), официально признанное в данной стране. Платишь и учишься.
Для хохмы: у меня на работе 6 коллег с психологическим образованием. Про Юнга только знают, что был такой. Никакого интереса, чтобы я не рассказывала, не вызывает. Ну я и не настаиваю. А то еще больше напугаю )
Кроме того, в альтернативных журналах вижу какие угодно объявления об альтернативных психотерапиях - Гештальт, семейные расстановки, биоэнергетика, цветочная терапия, PNL, трансперсональная, танцевальная - всё, кроме юнгианской.
P.S. Perd?n, проглядела... допускаются к постградо и мастеру...
Postgrado : Titulados Universitarios en ?reea relacionadas con el estudio y pr?ctica profesional al servicio de la salud y la formaci?n humana.
С университетским дипломом и профессиональным опытом в сферах, связанных со здравоохранением и образованием.
Master: Llicenciados en Psicolog?a. Licenciados en Medicina con estudios de postgrado en Psicolog?a o Psiquiatras.
Дипломированные психологи. Дипломированные Медики, прошедшие постградо по психологии, или Психиатры.
Автор: тони вульф, дата: ср, 23/01/2008 - 21:35 #17834
За всю "Одессу" не скажу, но пройдя лично через программу "Е" для взрослых цюрихского Института Юнга (который видимо и подразумевается предыдущим оратором под "барселонской штабквартирой")вынуждена признать, что поступление туда - дело достаточно геморройное.ВО всех смыслах.
Во-первых необходимо отвечать определенным требованиям: возраст, образование, знание языков, и главное - близкое знакомство и уважительные причины для занятия "психоанализом". Желательно при этом - опредленное количество часов собственного анализа с уважаемым и известным "в народе" то есть дипломированным юнгианским аналитиком. Замена "школы" на фройдианскую, адлеровскую и т.д. не приветствуются.
Для получения приглашения на собеседование необходимо представить "пакет документов" - Диплом о высшем образовании (иначе потребуют закончить ВУЗ в процессе обучения), собственноручно написанную биографию, какие-то справки, плюс - отзывы от трех человек (не родственников), выгодно характеризующие вас как будущего аналитика. Ну и подтверждение минимальных финансовых возможностей. Иначе просто визу студенческую не дадут.
Собеседование - это уже совсем другой мех. Беседу ведет "проректор" и осуществляет начальный отсев откровенно сумасшедших, невротиков, товарищей с комплексом мессии, ну всех тех, которые идут в Юнга, чтобы решить свои мелкие личные проблемы. -)) Если все благополучно - вас примут в программу "слушателем". Это еще не студент, но почти. Платить гораздо меньше, зато к экзаменам не допустят. Главное - найти местного аналитика, отходить к нему 50 часов минимум, отсидеть чинно-благородно два семестра, а вот ПОТОМ только подавать прошение членам учебного совета на перевод вас в студенты. Это уже серьезно и гарантий нет никаких. Назначают отборочную комиссию (которая будет вас потом сопровождать по жизни до самого диплома) из трех аналитиков со всеми медалями, и вы идете по кругу - через интервью с каждым. Это - основной отсев. Ваша задача - убедить их в своей мотивации, адеквате и в том, что крыша ваша накреняется конечно, но не слишком часто. А главное - что вы взрослый, зрелый и укорененный в реальности человек.
Прошли испытание огнем - начинается учеба - как везде. Лекции, семинары, курсовые работы, экзамены.. Ну это уже совсем отдельная тема. а то я и так много понаписала.
Кстати, чисто Юнгианских интитутов по Европе очень много. Даже альма-матер раскололся на два лагеря. А так есть тенденция в каждом уважающем себя европейском университете предоставлять программу "аналитической психологии". Цюрихский например предоставляет. При этом делает вид, что Института Юнга вроде и не существует. Просто имет смысл смотреть, какие из этих заведений - частные, а какие - государственные. Фактор важный, поскольку государственные могут предоставлять стипендии, у частных зимой снега не выпросишь.
Да, в большинстве случаев эти программы - для работающих специалистов - как PhD. Потому что требуют серьезной практической базы и имеющихся в наличии пациентов.
Еще один подводный камень - любое заведение подобного рода потребует от вас документ о прохождении "практики" в роли "наблюдателя" в психиатрической клинике по месту вашего проживания. Двух или трех месячной. Поэтому аналитическую психологию часто приходят изучать психиатры или.. священники (лично знаю нескольких) - для расширения сферы своей деяельности. ВОт такие вот реалии. Если что забыла - с удовольствием дополню.
Если интересуют сноски, можно залезть посмотреть программу и страничку www.isapzurich.com
Там есть английская опция.
Да,почитаешь такое... Я вот думаю - чтоб туда добраться,проходить столько испытаний надо иметь поистине огромнейшие амбиции.Да,героем надо быть. И думается почему-то,что и тут как-то вроде неплохо... Или в этом что-то есть - искать счастья "за тридевять земель"?
Автор: тони вульф, дата: ср, 23/01/2008 - 22:34 #17839
Амбиции? Хотя наверняка у многих желавших "припасть к Граалю" они были. Кстати, вот именно таких перцев и старались отсеивать на собеседованиях.
Скорее - вынужденная необходимость, поскольку на родине в тот момент ситуация была расплывчатая. Выготский с дедушкой Павловым перестали удовлетворять -)))
Я снимаю шляпу перед теми, кто рвет в Америки - вот это действительно "за тридевять земель" и героизм. А Европу при желании и на велосипеде проехать можно, если задаться целью -))
"Скорее - вынужденная необходимость.."
тони вульф, да я это не касаемо вас - так-рассуждения...
А касаемо вас,считаю,что любой опыт - хороший - вот и нам рассказали. Спасибо.
Спасибо за живой взгляд на Швейцарию, однако если Персона в некотором смысле - компенсация Тени, это какую же надо Тень отбрасывать, чтобы баловать окружающий Космос масочкой швейцарского качества? ++++++++++++++++++++++++ + aurum nostrum non est aurum vulgi + ++++++++++++++++++++++++
Действительно, интересно было почитать, а что в этом всем напрягает, вызывает сарказм? Слишком строгий отбор? "Унизительные" отборочные испытания?
Мне все описанное кажется вполне номальным. А как по-другому перекрыть путь в алитические психологи самоучкам и больным людям (коих и так предостаточно в этой профессии, увы)?
А тень проратывается в личном анализе, который для того и существует (в том числе).
Кстати, сколько нужно набрать часов личного анализа кандидату, чтобы быть допущенному к защите?
Те 50 часов, это, насколько я поняла - про другое?
--------------
ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
Автор: тони вульф, дата: пн, 28/01/2008 - 19:54 #18059
К защите допускается кандидат с 300-ми часами личного анализа (абсолютный минимум). Причем рекомендовано пройти анализ как с мужчиной, так и с женщиной-аналитиком. Вроде как расширить горизонты, углубить представления и все такое прочее. Работа с пациентами, супервиз, контрольные коллоквиумы - это уже все отдельно.
Автор: тони вульф, дата: пн, 28/01/2008 - 20:00 #18060
Насчет отбрасываемой тени и масочки - боюсь, моей еще расти и расти до величины и могущества Тени, потребовавшей создания интернет-странички с веселеньким оформлением в духе "Изумрудная Скрижаль" ..
300 часов можно набрать у двух аналитиков? Или 300 это минимум у одного?
А сколько нужно часов супервизий и сколько случаев?
Интересуюсь не из праздного любопытства, хочется сравнить с условиями в па-ком обучении.
----------
ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
Автор: тони вульф, дата: вт, 29/01/2008 - 01:36 #18069
300 часов - в общем и целом (количество аналитиков несущественно, однако минимум у одного аналитика - 80 часов, иначе несчитово) - это личный анализ
Работа с пациентами - 300 часов. ДВа контрольных случая сдаются письменно, минимум анализа - 80 часов с каждым. Обязательно один пациент - мужчина, одна - женщина. Супервизия производится с регулярностью 1 час супервизии на 4 часа с пациентом. С одним супервизором - минимум 20 часов. Имеет смысл менять супервизоров, дабы "припасть к источнику мудрости и истины" в количестве больше чем один. Помимо персонального супервиза есть еще система групповых коллоквиумов (человек по 5-10 в группе), где также рассматриваются всякие пациентские случаи. Коллоквиумы часто специализируются на каком-то одном аспекте, к примеру, интерпретация графического материала, или же "песочница". Или ассоциативный эксперимент. Отдельная статья - практические занятия по психиатрии, проводятся в ближайших "домах скорби", на живом примере, под предводительством дежурного врача. Бывает очень любопытно. Личный анализ, два контрольных кейса (письменно плюс защита перед комиссией), отчеты супервизоров, курсовые работы (две - обе на тему символики - по вашему выбору), подтверждение посещенных коллоквиумов и вся административная байда сдаются / защищаются перед допуском к дипломным экзаменам. Затем экзамены (10 штук), затем - написание и сдача дипломной работы ( как правило - уже не напрягает. Хотя действительно интересные и неожиданные попадают в анналы и уходят в библиотеку в общий доступ. Ну это у кого как терпения хватает). Да, ваш отборочный "комитет" проведет с вами беседу на предмет "Проверка на вшивость" после первых 150 часов работы с клиентами и перед дипломными экзаменами. Работать с живыми пациентами разрешают после сдачи экзаменов по теории (восемь штук) и 150 часов личного анализа. И одной курсовой работы. Где-то так...
Спасибо. Интересно. У нас построже...
А что насчет теории? Что изучают? только юнгианцев или психоаналитиков тоже?
В структуре обучения много общего с па-ким обучением. Все-таки схожести в технике больше, чем в теории, мне кажется.
----------
ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
Автор: тони вульф, дата: ср, 30/01/2008 - 00:36 #18085
Я правда не очень знаю, что такое па-кое обучение, но подозреваю, что это "психоаналитическое". Никогда специально не интересовалась, если честно, потому что (как мне показалось на месте) последователи Фрейда занимают свое, но все же довольно скромное место в прейскуранте психотерапевтических услуг. А в структуре обучения конечно будет много общего, особенно если учитывать, что программы рассчитаны на людей, уже имеющих базовое образование (как правило) высшее, поэтому упор идет именно на специфику. А насчет теории.. Вообще-то изучают все, начиная естесственно с базовых юнгианских понятий. Отдельно идет теория неврозов, сравнительная религия, этнология, мифология, сон и сновидения, историческое развитие и взгляд на психику (опираясь в основном на Элленбергера, плюс обязательно современные теории, последователи и научные достижения, в частности этология, Чомский сотоварищи и т.д.). Отдельной статьей возрастная психология - комплексно. Отдельно - психопатология и основные представления о современной фармакологии в этой области. Ну и так далее. А вот насчет схожести в технике я не так уверена если честно. Потому что широко стали использоваться разного рода арт-терапии (рисунок, движение, игра, "песочница", музыка и т.д.) Совсем отдельно - техника психодрамы. ВОт чего точно нет - так это техники гипноза. Однозначно. Программа как правило варьируется от семестра к семестру, потому что сильно зависит от приглашенных лекторов и преподавателей. Летние семестры как правило интереснее зимних. В один из летних семестров приехала Лиз Грин - читать "Введение в астрологию". Так вообще какая-то ходынка была.
ВОобще сравнивать не берусь, потому что современную психоаналитическую кухню знаю плохо - тут уж вам карты в руки
Судя по вашему описанию лондонская школа сильно отличается от цюрихской.
Думая об общих чертах обучения, я исходила из положений целесообразности личного анализа и супервизий, то есть технических моментов, основанных на единой теоретической посылке.
Различий, конечно, больше, чем схожести.
Так значит, психоаналитиков не проходят, если я правильно поняла?
-----------
ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
Тони, у меня есть вопросы :) ...по цирихской школе:
1) Каково отношение в цюрихской школе к Хиллману и прочим, так сказать, ревизионистским тенденциям, которые, если судить по некоторым публикациям, имею место быть. Так, в частности, Самуэлс указывает, что сейчас не все юнгианцы используют юнговскую идею "о противоположностях". Есть ли тенденции к переосмыслению юнговских идей, сильны ли они, или "фундамент" не пересматривается?
2) Имеют ли влияние на юнгианство другие течение в современной евпропейской мысли, к примеру, деконструктивизм и постмодернизм? Или юнгианство больше стремиться оставаться замкнутой в себе системой?
3) Если условно выделить в юнгианстве 2 тенденции - медикоцентристкую, предполагающую позиционирование юнгианства по большей части лишь как одного из видов психотерапии, и культурологическую, признающую учение Юнга просто частью культуры, которую юнгианство и призвано изучать и трансформировать, то какая из этих тенденций более влиятельна?
4) И отдельно об одном элементе фундамента. Нет ли попыток переосмыслить юновскую "концепцию архетипов"? Как к ней сейчас относяться в современном юнгианстве - как к целительному "мифу для современного человека", или видят в архетипах нечто онтологическое, "объективно существующие структуры реальности"? Есть еще и хиллмановский подход...
Спасибо :)
_____
Наше общество...существует как общество боевых действий, где множество интерпретационных инстанций находятся в противоречии друг с другом. И это есть наша свобода, поскольку если бы существовали истинные интерпретации, мы уже не были бы свободны.
Автор: тони вульф, дата: ср, 30/01/2008 - 13:48 #18101
Для Лахезис: у меня складывается впечатление, что мы говорим о разных вещах: Вы - о психоаналитической школе, а я о школе аналитической психологии. Что (как это мне ни прискорбно) все-таки немного разные вещи. Поэтому совершенно логично предположить, что они отличаются в теоретической базе. Информацию по программе изучения юнгианского направления я Вам предоставила, внятной информации об особенностях преподавания "лондонской" или "па-кой" школы я от Вас не услышала. Дальнейшие беспредметные рассуждения на тему "прохождения психоаналитиков" (каких психоаналитиков? куда прохождения? мимо чего?) считаю бессмысленной. Хотя с огромным удовольствием узнала бы побольше про систему обучения современных фрейдистов. Все-таки очень интересно узнать, как соседи живут -)))
Трикстеру: ну Вы и задали мне задачу -)))) попробую по пунктам:
1)цюрихская школа с огромным уважение относится к Хиллману и ко всему, что он собой олицетворяет. Вообще последователей невзирая на их убеждения любят и ценят. С другой стороны им не уделяют отдельного учебного внимания, однако в институтской библиотеке он представлен полностью и в списках для экзаменационного чтения есть всегда.
СОбственно говоря о цюрихской "школе" наверное придется разделить Институт как таковой с учебной программой и непосредственно юнгианское сообщество (терапевты и преподаватели). ПОдход простой - получил диплом и думай что хочешь.-))) Если думаешь интересно и нашел последователей, пригласим прочитать курс лекций в институте.
Переосмысление идей идет постоянно, особенно кровавые дискуссии происходят вокруг "анимус-анима", особенно в свете проблемы гомосексуализма. Чего Юнг не признавал и за что его не любят.
С другой стороны сам "фундаментальный" фундамент, а именно идеи дуализма, цикличности и динамичности, типология, архетипы и коллективное бесознательное, преподаются широко, поскольку дали мощное потомство с прорастанием в биологию:- этология(ответвление бихевиоризма) с упором на проблему аутизма в частности; -французская школа структурной антропологии (Леви-Страусс и последователи); -Чомски и базовые грамматические структуры; -социобиология; - упоминание в работах Жака Моно (молекулярного биолога и нобелевского лауреата), так вот все эти достижения носятся с гордостью как ордена -)))
При этом Юнг очень мало дал возрастной психологии, поэтому приходится пользоваться достижениями соседей: Эриксона, Мелани Кляйн, Ноймана, Винникота и даже местами Анны Фрейд
2) тут я Вам ничего внятного сказать не смогу, это уже из области культурно-филосовской, а мы больше люди-ремесленники, с упором на практические применения
3)с моей скромной колокольни юнгианская психология признается прежде всего как один из терапевтических подходов и школ, но это толкьо потому что такова была моя цель. А если смотреть шире, то Юнг прочно утвердился в филосовских учебных программах и упоминается часто в разных эко-, этно- и разных других контекстах. Вот врать не хочу, подробностей просто не знаю.
4)Собственно концепция архетипов уже давно воспринимается как "объективно существующие структуры реальности", поскольку велико количество последователей-практиков, в том числе и последователей Хиллмана, взять того же Майкла Вана (Michael Whan), профессора Катерину АЛьбанезе (Catherine Albanese)и Питера Бишопа c их эко-психологией. А на самом деле "цюрихская школа" - это понятие довольно условное, к тому же три года назад альма-матер раскололся на два и теперь в Цюрихе есть два института Юнга -))), скорее можно говорить о европейской юнгианщине, потому что происходит постоянная вынужденная диффузия на той же Эранос-конференции, встречах в Барселоне, Ренос Пападопулос (Лондонский активист и признанный спец в работе с жертвами последних войн)тоже не брезгует приезжать. Глобализация, туда ее мать...
Ну и напоследок - местное юнгианское сообщество было потрясено выходом книжки Ричарда Нолла "Арийский Христос: тайная жизнь Карла Юнга", она кстати есть в Амазоне - "The Arian CHrist: The secret life of Carl Jung". Кепеш был - будь здоров, покушение на иконостас и все такое -))) Так что если будет интерес - рекомендую. Если что забыла - с удовольствием дополню.
Хотя это было бы оскорблением аудитории. Такого мощного владения теоретической базой видеть мне еще не приходилось, с безмерным уважением снимаю шляпу -))) Буду еще и вопросы задавать, если не возражаете, конечно
Спасибо, Тони, за интресные ответы.
Вопросы у меня есть еще, но потом... :)
А Нолл у нас есть на сайте. Все благодаря усилиям Владимира. Мы как-то решили, что надо бороться с нарциссизмом... ;)
Кстати, на мой взгляд, ничего особенного там нет :)
__
Наше общество...существует как общество боевых действий, где множество интерпретационных инстанций находятся в противоречии друг с другом. И это есть наша свобода, поскольку если бы существовали истинные интерпретации, мы уже не были бы свободны.
что ж, судя по ответам Тони, юнгианство, по крайней мере его "цюрихская школа" (как бы условно это все не было), сохраняет устойчивость по отношению к тому жк самому постструктурализму и постмодернизму.
Хотя...сам дедушка на самых первых страницах "Воспоминаний..." писал, что излагает свой личный миф, что он может "лишь рассказывать истории". Ну, я не буду лишний раз цитировать то, что Юнг писал о мифе, особенно ва сравнении с "научным" изложением.
Перефразируя высказывание Бодрийяра о Фуко (я недавно его приводил), я бы хотел спросить:
"Так с чем же остались последователи Юнга, с Истиной, или с Мифом? :)
______
Наше общество...существует как общество боевых действий, где множество интерпретационных инстанций находятся в противоречии друг с другом. И это есть наша свобода, поскольку если бы существовали истинные интерпретации, мы уже не были бы свободны.
Автор: тони вульф, дата: ср, 30/01/2008 - 16:07 #18112
Сдается мне, последователи Юнга откусили неплохо Во-первых получили еще одну достаточно просторную вселенную с размытыми границами и вполне себе широкоформатными правилами человеческого общежития. Во-вторых богатейший графический-символический материал (и практически на халяву) с готовыми объяснениями. Опять же веселый квест для всех желающих под девизом "Убей свою мамашу!"
Но все это пурга - главная пуанта (ну это мой скромный девичий взгляд), это просто-таки королевская индульгенция для мыслящих существ высшего порядка не рвать себе анатомию и не грести против течения, да и вообще не особо напрягаться в свои "пиковые" годы, поскольку все самое интересное и плодотворное ждет нас впереди, так сказать под занавес. ПРактически само проклюнется. Надо лишь почву унавозить. В этой связи меня особо радует ласковое обращение "Дедушка Юнг" от большинства участников-мужчин. А, мальчики?!?! Даже анекдот про Штирлица вспомнился... там где Штирлиц стоит в зимнем лесу и ждет трамвая.. -))) Извините, не со зла - просто в глаза бросилось..
На тему. Кто-нибудь брал в руки труд под названием "Post-Jungians Today. Key Papers in Contemporary Analytical Psychology". Под редакцией Энн Кейсмент. Книжка вышла в 1998 году
Мне в Юнге нравится то, что он хорошо поддается деконструкции (та же идея о Самости - это ведь выход не только за пределы юнгиагства, но и психологии как таковой, т.к. Самость стирает черты между сознанием и БСС, из искусственного проведения которой и родилась глубинная психология ;) ), а также его фраза "Есть только один юнгианец - я сам, я оставляю для каждого возможность самостоятельно рассматривать факты, т.к. предполагаю таку возможность для себя".
Чем, собственно, я и пытаюсь заниматься. :) Со скидкой на интертекстуальность ;)
Дзен также на этот счет много полезного говорит.
Ту книгу - не читал. На русский переведена работа Самуэлса "Юнг и постюнгианцы", ее читал
_____
Наше общество...существует как общество боевых действий, где множество интерпретационных инстанций находятся в противоречии друг с другом. И это есть наша свобода, поскольку если бы существовали истинные интерпретации, мы уже не были бы свободны.
Автор: тони вульф, дата: ср, 30/01/2008 - 16:48 #18117
я тут словила момент и поинтересовалась у знающих людей насчет братской любви между лондонской и цюрихской школами. ВОт не лезла я в цеховые дрязги, а оказывается зря! Потому что существует действительно некая напряженность и расхождение определенных платформ. Лондонцы сознательно считают себя сторонниками и первопроходцами в деле развития наследия. При этом дистанциуются от "швейцарских внучков" и обвиняют последних в косности, "храмовости", эгалитаризме и вообще "родженный ползать летать не может". Плюс еще и в жлобстве, потому что цюрихская община сидит на приличных деньгах. -))) Швейцарские "внуки" в свою очередь считают, что лондонцы слишком сильно отошли от основ, ударились в мистику и эзотерику, занимаются откровенным мессианством и критику не воспринимают, потому что неадекватны. Комментировать не буду. -)))) На самом деле цюрихская "школа" очень тесно сотрудничает с юнгианскими институтами США и Канады, причем плодотворно. Все современные исследования в области био - это США. Еще Япония, что удивительно - Бразилия, Мексика и Скандинавия, хотя и умеренно. С удовольствием приезжают в Цюрих учиться немцы, французы и автрияки, причем дело не обязательно в языке. У них там допуски в системе медицинского страхования позволяют практиковать. Поэтому все опять-таки упирается в прима материю, увы..
Алексей, а почему Вы часто пишете о разнице в медикоцентристском и культурологическом подходе? На мой взгляд существуют два подхода именно в психотерапии - нозоцентрический и нормоцентрический. Нозоцентрический - это подход, по обыкновению используемый большинством врачей-психотерапевтов, нормоцентрический используют специалисты с базовым психологическим образованием. Нормоцентрический подход неотделим от культурологической составляющей.
Ирина, почему пишу? :) Да это ясно почему - потому, что меня некоторым образом волнует и задевает определенные струны (какие - не для обсуждения на форуме :) ) Я несколько о другом писал, не о психотерапии. Обсуждали мы это здесь
"концепция архетипов уже давно воспринимается как "объективно существующие структуры реальности", поскольку велико количество последователей-практиков,"
А это и является доказательством концепции? Другие обоснования есть?