Российские архетипы?
Автор: trixter, дата: пт, 25/01/2008 - 11:46
Я уже давно никак не могу понять, почему часто можно видеть столь много внимание к Древней Греции и ее культуре при малом интересе к истории России... Ведь можно найти в нашей истории весьма важную специфику, которая и могла послужить одним из фундаментов для формирования особенностей коллективного БСС и не только.
Из книги историка, проф. Ю. Афанасьева, основателя РГГУ "Опасная Россия" :
"Природные условия – рельеф местности, климат, почвы, водоразделы, соседства с другими – очень по-разному, скорее всего в прямо противоположных направлениях, влияли на историю и культуру Западной и Восточной Европы. Сравнения в этом роде предпринимались многократно и всегда не в пользу Восточной Европы. Укажу еще раз лишь на важнейшие различия в плане влияния природы на историю и культуру, преимущественно на те факторы, которые предопределили многие слабости и неустроенности российского общества и которые делают его хрупким и уязвимым до сих пор.
...
На Западе земля разветвлена, рельеф изрезанный, много горных хребтов, повсюду разнообразие форм, извилистые очертания морских берегов. На сравнительно малых пространствах горные хребты, плоскогорья и равнины сменяют друг друга. Глубокие заливы, выдвинутые в море полуострова, бесконечные мысы образуют кружево Средиземноморья, западной, южной и северной Европы. Каботажное судоходство способствовало развитию торговли, договорного права.
Разнообразие. Невозможность свободно и с легкостью бесконечно передвигаться с места на место – к тому же при полной бесполезности и бесперспективности передвижений.
Даже орды кочевников, как бы прирожденные мигранты, перевалив с востока через Карпаты, не могли здесь из-за природных условий продолжать прежний азиатский образ жизни и становились оседлыми.
Кроме того, здесь почти нет места для больших поселений. Сам рельеф исключает многолюдные застройки и, наоборот, предоставляет широкий набор возможностей для индивидуальных, а не общинных решений. И каждое из них сопрягается с необходимостью строить взаимоотношения, преодолевать трудности и вырабатывать упорство для обустройства постоянности.
Сто-, тридцатилетние и прочие войны (плюс чума) просто вынуждали к такому постоянству – иначе самоубийство.
Совсем иная картина на востоке Европы. Огромная, на тысячи километров, Русская равнина. Сплошное однообразие природных форм, которое делает невозможной сколько-нибудь заметную локальную дифференциацию, вынуждает всех к однообразным занятиям. Они, в свою очередь, ведут к однообразию в привычках, обычаях, нравах, верованиях. Следовательно, нет оснований и потребности для формирования определенных отношений к иному, к другому.
…И необъятная ширь, в которой хватило бы места более чем для девяти Франций. Это без Западно-Сибирской равнины, которая за Уралом и по этой причине якобы уже не Европа. Но и доуральской шири с избытком хватало восточным славянам для перемещений с юго-запада, со склонов Карпат, в направлении междуречья Волги и Оки и дальше, на северо-восток.
При этом население "распространялось по равнине не постепенно путем нарождения, не расселяясь, – как подчеркивал В.О. Ключевский, – а переселяясь, переносилось птичьими перелетами из края в край, покидая насиженные места и садясь на новые. /…/ История России есть история страны, которая колонизуется ". Далее следуют слова этого историка, работавшего в ХIХ веке, которые и сегодня можно воспроизвести без кавычек:
"Крестьянские поселки по Волге и во многих других местах Европейской России доселе своей примитивностью, отсутствием простейших житейских удобств производят, особенно на путешественника с Запада, впечатление временных, случайных стоянок кочевников, не нынче-завтра собирающихся бросить свои едва насиженные места, чтобы передвинуться на новые".
И передвинуться – снова, как это происходило всегда, сообразно славянской традиции, – скопом, сообща, коллективом. Из-за суровых погодных условий и необходимости в совместных усилиях, из-за постоянных внешних опасностей, которым невозможно противостоять в одиночку, индивидуально. То есть и эта российская особенность – коллективизм, дополнительная скованность, недостаточная социальная мобильность, слабая индивидуалистическая расчлененность социума – тоже проистекает из "природы-мачехи".
Однообразная бедность природы, отсутствие прочной оседлости населения, высокая его подвижность обусловили слабость социальной организации – она оставалась всегда в "жидком состоянии". Отсюда компенсация данной слабости за счет гипертрофии государства, вечный перекос во взаимоотношениях между властью и обществом: этатизм и тирания, подавление и порабощение личности и свободы.
Изначально природный изъян во взаимоотношениях власти и общества, государства и личности многократно усилен еще и такими сильнейшими нашими историческими традициями, как византийская и ордынская.
Ордынская традиция, хотя она и не самая древняя на Руси, стала в итоге, начиная примерно с ХV века, самой мощной, самой страшной ее составляющей. Она не только в архетипе русской власти, не только в беспрекословном господстве этой власти над всем, что оказывалось под ней. Характерна фраза из письма Ивана Грозного Андрею Курбскому, которую можно считать своего рода формулой русской власти: "Я, царь и великий князь всея Руси, в своих холопех волен".
Волен.
Ни ограничений. Ни сомнений. Ни пределов. Ни исключений.
Но в этой традиции не только самодовлеющая власть, в ней еще и страсть безудержного и бессмысленного захвата, расширения, владения и покорения завоеванного.
Соединившись с византийской, ордынская традиция, а вместе с ней и русская власть, обретают формулу абсолюта, автократии, становятся самодержавием: и вера, и власть.
Всякая власть от Бога. Всякая власть Богу ответ дает.
Круг замыкается. Между ними – никакой дифференциации интересов или функций. Никаких противоречий, независимости и автономии, никакого места для диалога на равных, как на Западе, между светской властью и церковью.
Поскольку византийская традиция, по Владимиру Соловьеву, не от "Востока Христа", а от "Востока Ксеркса".
О Русь! В предвиденье высоком
Ты мыслью гордой занята;
Каким ты хочешь быть Востоком:
Востоком Ксеркса иль Христа?
С этой традицией, по определению того же В. Ключевского, "государство пухло, а народ хирел".
Инок Филофей выразил идею о Москве как о "Третьем Риме": "Блюди же, – писал он Ивану III, – внемли, благочестивый Царь, что все христианские царства сошлись в твое единое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть".
Ордынская языческая устремленность к захвату и властвованию была, таким образом, возвышена до восточно-христианской мессианской идеи расширения Русского царства, а сама эта идея определялась исповеданием "истинной", или даже "самой православной", веры. Так на основе ордынско-византийской традиции христианство из религии свободы и независимости личности превратилось в религию господства над личностью.
Еще одна важная особенность Русской (Восточно-Европейской) равнины, существенно повлиявшая на "образ русского народа" и в то же время обусловившая несформированность в этой части Европы гражданского общества. Она заключается в том, что на юге низменность переходит в необозримую маловодную и безлесную степь, составляющую единое пространство с внутренней Азией.
Врезавшийся глубоко в Европу азиатский клин многие века служил урало-каспийскими воротами, через которые из глубин Азии накатывались волнами на европейский континент опустошительные летние засухи, неведомые для лесных массивов зимние метели – и не знающие сезонных предпочтений нашествия гуннов, аваров, хазаров, монголов и прочих кочевников, проносившихся бурей с востока на запад, туда и обратно.
Сюда же, на этот клин, стекались, здесь находили пристанище и отдушину все, кому становилось совсем уж невмоготу от притеснений и произвола в других уголках Русской равнины. "Степь широкая, степь раздольная", как воспевали ее русские люди во многих поколениях, формировала ощущение простора, манящей дали, необозримого горизонта. Если бы вся Русская равнина была целиком покрыта лесами, если бы не этот просматривающийся вдоль и поперек азиатский перекресток, не было бы столь раннего и непосредственного соприкосновения с южноевропейским культурным миром, не было бы, наверное, той широты и того раздолья, которое и придает русскому характеру его своеобразие.
Равнинность и безмерность русских пространств, отсутствие внутри России высоких гор, все эти ее природные и геополитические особенности не только отучали русских людей бояться всякой умеренности и "серединности", не только утверждали в характере экстремальную дилемму "все или ничего", чуждую всякой житейской трезвости. Они еще приучали к мотиву "целостности", который придавал оттенок радикализма, устремленности ко всеобщему, желающему объять все.
Вместе с тем это географическое соприкосновение Европы и Азии на одном пространстве Русской равнины, это естественное противостояние "леса" и "степи" выразилось в культурном плане, предстало исторически как противоположность оседлости и кочевья, общественности и асоциальности, рутинной неподвижности и неуемной текучести. Обширное пространство Восточно-Европейской равнины в сознании многих поколений и до нашего времени ассоциируется с русской традицией "Дикого поля".
Я не стану употреблять в данном случае слово "дикий" для того, чтобы уточнить, кто был более, а кто менее диким из колесивших по этой местности и соседствовавших здесь людей, этносов и народов. Не стану, уподобляясь выдающимся русским историкам ХIХ века, на которых неоднократно ссылался и буду ссылаться еще, повторять свойственные им и их времени заблуждения о тысячелетнем и враждебном славянскому племени "соседстве с хищным степным азиатом". Не стану задаваться чуждым нам и нашему времени вопросом о том, "что могли заимствовать русские у татарина сотоварищи – башкирца, чувашенина, черемиса [8] [*] и т. п." (В. Ключевский, С. Соловьев).
Да что историки! Великий Пушкин с удовлетворением писал, как достойно русские мстили "неразумным хазарам"…
Но человеческие свойства не распределяются по национальностям и этносам, а между добром и злодейством не бывает такой зримой грани, как между лесом и степью. Много разного и много разных повидала на своем веку эта вклинившаяся в Европу Азия. Многого из всего теперь уже нет, а вот традиция, о которой речь, сохранилась.
Традиция Дикого поля – самая древняя из всех, зародившихся в краях проживания нынешних россиян. Она простирается еще из дохристианских времен и стала формироваться задолго до того, когда появились дошедшие до нас географические названия этих мест: "степная часть Русской равнины", – или такие, например, слова, как "казак" (от среднеазиатского "казмак" – скиталец, бродяга, воин легкого конного войска) или "гайдук", "гайдамачить" (от татарского "айда" – иди, пошел; легкий воин, ратник, вольница, разбойник, грабитель; идти в вольницу, ходить шайкой).
Из всех многочисленных смыслов, заложенных в этой традиции, особого внимания заслуживает тот, в котором воплотилось стремление человека уйти от притеснений, а вместе с тем освободиться и от каких бы то ни было общественных связей, от любых обязанностей.
То есть главный смысл обретает даже не сам тот образ жизни, что наступает "потом", уже "в поле" – независимость, вечное перемещение, разгульная удаль, – а состояние "до того", еще до передвижения в пространстве, но когда уже не хочется жить, как раньше, терпеть, подчиняться каким-то правилам, выстраивать какие-то взаимоотношения. Жить "нормально" – по каким бы то ни было нормам.
Само это ощущение хотения и реальной возможности уйти, увернуться от нежелательного, и составляет стержень традиции Дикого поля. Ее суть – воля вместо свободы: то есть нежелание строить отношения и жить вместе с другими тебе подобными, но имеющими свои, тебе противостоящие интересы. Нежелание считаться с силами, обстоятельствами, которые тебе противятся, стремление отдалиться и от людей, и от обстоятельств, не вступать ни в какие отношения вообще. Свобода наступает, когда ее отстаивают и выстраивают, – воля достигается отходом и беспечностью.
Традиция Дикого поля в этом смысле не имеет какой-то определенной локальной приписки. Это вовсе не норма жизни только степной равнины. Пустынножительство по нормам пассивного уклонения, экстенсивного хозяйствования было характерным и для равнины лесной.
Подсечным земледелием, например, занимались в России до ХIХ века. Еще его называли "подсечно-огневым". Срубили лес и сожгли; пожили, пока земля с золой плодоносит, передвинулись дальше, сделали новые вырубки – и снова живи безграничной жизнью. Никаких границ-ограничений, одни зарубки-рубежи. Потому и нет дорог, одни направления. Бывшие крестьянские "отхожие промыслы" для миллионов людей остаются нормой жизни до сих пор. А все крупные переселения в Сибирь, на Русский Север, "трудармии", "великие стройки коммунизма", "всесоюзные комсомольские" стройки, бригады "шабашников", освоение целины? Во всех этих грандиозных перемещениях просматривается не только стремление человека больше заработать, чтобы постоянно лучше жить, не только желание самоутвердиться, чтобы успешнее налаживать отношения с другими.
В этом вечном русском движении узнается еще и почти врожденная привычка людей жить уходя, быть в состоянии непрекращающегося перепутья. В конце концов и "теневые" отношения, определяющие собой сейчас едва ли не большую часть всей жизни российского социума, – тоже продолжение традиции Дикого поля. В них проявляется то же стремление увернуться из-под власти вместо того, чтобы выяснить отношения с ней.
То же самое переселение в иное, "Дикое поле", но без перемены местожительства.
Когда Николай Бердяев говорил, что "Россия ушиблена ширью", он имел в виду, конечно, не только размеры страны и не только надрывную ордынскую устремленность России ко все новым и новым захватам, но, скорее, самую эту особенность человеческого российского общежития – его возможность и привычку жить вширь.
Эта привычка проявилась, в частности, в том, что в момент образования Советского Союза как-то легко было воспринято всеми то, что из названия страны исчезла ее пространственно-географическая определенность. Даже слова "Россия" в новом наименовании не оказалось, зато прилагательное "социалистический" сделалось определяющим и стало означать принадлежность к определенному идеологическому лагерю, распростершемуся со временем на все континенты. Стоило хоть где угодно, в любой стране, объявить об установлении социализма, и границы лагеря можно было в очередной раз расширять.
Но и в границах СССР Россия растворилась, причем как бы вдвойне. Верховная власть принадлежала не ее, а союзным органам, а на "ее территории" было несколько национально-государственных образований с таким же статусом в Союзе, как и Россия. Русские люди как граждане оказались везде, а как национальная общность нигде. У них не сформировалось ни своей ограниченной территории, ни полноценной государственности, ни национальной культурной автономии.
Кроме того, занимаемое русскими пространство то расширялось до планетарных масштабов, как это было на излете СССР, то в один момент сужалось до размеров Московского царства ХVI века, как в 1991 году. А 20 миллионов русских в одно мгновение превратились по отношению к России в иностранцев.
Такие метаморфозы при жизни одного-двух поколений ничего, кроме национальной депрессии, породить не могли.
Но и этим не исчерпываются особенности русской шири. Подвижность пространства – одно из устойчивых постоянств не только советской, но всей русской истории. Волны колонизации будущих русских земель прокатывались во все века и в самых разных направлениях, то с юго-запада на северо-восток, то с севера на юг, то с запада на восток. И каждая волна – это тысячи и тысячи километров, это переселения и расселения миллионов, это вечные начала без концов. Но в то же время подвижность пространства – еще и, например, способ рассредоточения невыносимо раздутого в ХV веке и потому социально опасного московского служилого люда, или способ формирования казачества, наделения землей дворянства, или решение проблем военнопромышленного комплекса.
Во всех случаях пространственное непостоянство России, тенденция к расширению, резкие и масштабные перепады существенно влияли на социальную динамику страны, и, следовательно, на характер присущего именно ей исторического времени. У нас нет, к сожалению, исторических исследований разной социальной насыщенности времени на разных этапах русской истории, равных по глубине обобщений работам, например, Броделя и, в частности, его знаменитой "La longue dur?e", трудам об экономических циклах разной продолжительности Лабрусса или Кондратьева. Такие работы рельефнее бы высветили специфику взаимодействия времени и пространства в истории России, а вместе с тем и главное различие в характере воздействия природы на историю, на формирование различий национальных образов между Россией и западноевропейскими странами [9] . В частности, например, того, что там (в Западной Европе) естественная необходимость – строительство отношений.
Слабость восточноевропейского жизнеустройства – в его рыхлости, в отсутствии прочных договорных оснований. Опасность – в возможности еще большего его опустошения, в просторах для расширении зоны пустынножительства, в его непредсказуемости и глубинной подготовленности к мгновенному переходу от спячки к смуте.
Никогда нельзя хотя бы приблизительно определить меру его упругости, сопротивляемости, нельзя заранее сказать, до какой степени проживающее здесь большинство населения способно прогибаться под разного рода невзгодами, в каких направлениях еще оно способно "отползать" от издевательств."
Из книги историка, проф. Ю. Афанасьева, основателя РГГУ "Опасная Россия" :
"Природные условия – рельеф местности, климат, почвы, водоразделы, соседства с другими – очень по-разному, скорее всего в прямо противоположных направлениях, влияли на историю и культуру Западной и Восточной Европы. Сравнения в этом роде предпринимались многократно и всегда не в пользу Восточной Европы. Укажу еще раз лишь на важнейшие различия в плане влияния природы на историю и культуру, преимущественно на те факторы, которые предопределили многие слабости и неустроенности российского общества и которые делают его хрупким и уязвимым до сих пор.
...
На Западе земля разветвлена, рельеф изрезанный, много горных хребтов, повсюду разнообразие форм, извилистые очертания морских берегов. На сравнительно малых пространствах горные хребты, плоскогорья и равнины сменяют друг друга. Глубокие заливы, выдвинутые в море полуострова, бесконечные мысы образуют кружево Средиземноморья, западной, южной и северной Европы. Каботажное судоходство способствовало развитию торговли, договорного права.
Разнообразие. Невозможность свободно и с легкостью бесконечно передвигаться с места на место – к тому же при полной бесполезности и бесперспективности передвижений.
Даже орды кочевников, как бы прирожденные мигранты, перевалив с востока через Карпаты, не могли здесь из-за природных условий продолжать прежний азиатский образ жизни и становились оседлыми.
Кроме того, здесь почти нет места для больших поселений. Сам рельеф исключает многолюдные застройки и, наоборот, предоставляет широкий набор возможностей для индивидуальных, а не общинных решений. И каждое из них сопрягается с необходимостью строить взаимоотношения, преодолевать трудности и вырабатывать упорство для обустройства постоянности.
Сто-, тридцатилетние и прочие войны (плюс чума) просто вынуждали к такому постоянству – иначе самоубийство.
Совсем иная картина на востоке Европы. Огромная, на тысячи километров, Русская равнина. Сплошное однообразие природных форм, которое делает невозможной сколько-нибудь заметную локальную дифференциацию, вынуждает всех к однообразным занятиям. Они, в свою очередь, ведут к однообразию в привычках, обычаях, нравах, верованиях. Следовательно, нет оснований и потребности для формирования определенных отношений к иному, к другому.
…И необъятная ширь, в которой хватило бы места более чем для девяти Франций. Это без Западно-Сибирской равнины, которая за Уралом и по этой причине якобы уже не Европа. Но и доуральской шири с избытком хватало восточным славянам для перемещений с юго-запада, со склонов Карпат, в направлении междуречья Волги и Оки и дальше, на северо-восток.
При этом население "распространялось по равнине не постепенно путем нарождения, не расселяясь, – как подчеркивал В.О. Ключевский, – а переселяясь, переносилось птичьими перелетами из края в край, покидая насиженные места и садясь на новые. /…/ История России есть история страны, которая колонизуется ". Далее следуют слова этого историка, работавшего в ХIХ веке, которые и сегодня можно воспроизвести без кавычек:
"Крестьянские поселки по Волге и во многих других местах Европейской России доселе своей примитивностью, отсутствием простейших житейских удобств производят, особенно на путешественника с Запада, впечатление временных, случайных стоянок кочевников, не нынче-завтра собирающихся бросить свои едва насиженные места, чтобы передвинуться на новые".
И передвинуться – снова, как это происходило всегда, сообразно славянской традиции, – скопом, сообща, коллективом. Из-за суровых погодных условий и необходимости в совместных усилиях, из-за постоянных внешних опасностей, которым невозможно противостоять в одиночку, индивидуально. То есть и эта российская особенность – коллективизм, дополнительная скованность, недостаточная социальная мобильность, слабая индивидуалистическая расчлененность социума – тоже проистекает из "природы-мачехи".
Однообразная бедность природы, отсутствие прочной оседлости населения, высокая его подвижность обусловили слабость социальной организации – она оставалась всегда в "жидком состоянии". Отсюда компенсация данной слабости за счет гипертрофии государства, вечный перекос во взаимоотношениях между властью и обществом: этатизм и тирания, подавление и порабощение личности и свободы.
Изначально природный изъян во взаимоотношениях власти и общества, государства и личности многократно усилен еще и такими сильнейшими нашими историческими традициями, как византийская и ордынская.
Ордынская традиция, хотя она и не самая древняя на Руси, стала в итоге, начиная примерно с ХV века, самой мощной, самой страшной ее составляющей. Она не только в архетипе русской власти, не только в беспрекословном господстве этой власти над всем, что оказывалось под ней. Характерна фраза из письма Ивана Грозного Андрею Курбскому, которую можно считать своего рода формулой русской власти: "Я, царь и великий князь всея Руси, в своих холопех волен".
Волен.
Ни ограничений. Ни сомнений. Ни пределов. Ни исключений.
Но в этой традиции не только самодовлеющая власть, в ней еще и страсть безудержного и бессмысленного захвата, расширения, владения и покорения завоеванного.
Соединившись с византийской, ордынская традиция, а вместе с ней и русская власть, обретают формулу абсолюта, автократии, становятся самодержавием: и вера, и власть.
Всякая власть от Бога. Всякая власть Богу ответ дает.
Круг замыкается. Между ними – никакой дифференциации интересов или функций. Никаких противоречий, независимости и автономии, никакого места для диалога на равных, как на Западе, между светской властью и церковью.
Поскольку византийская традиция, по Владимиру Соловьеву, не от "Востока Христа", а от "Востока Ксеркса".
О Русь! В предвиденье высоком
Ты мыслью гордой занята;
Каким ты хочешь быть Востоком:
Востоком Ксеркса иль Христа?
С этой традицией, по определению того же В. Ключевского, "государство пухло, а народ хирел".
Инок Филофей выразил идею о Москве как о "Третьем Риме": "Блюди же, – писал он Ивану III, – внемли, благочестивый Царь, что все христианские царства сошлись в твое единое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть".
Ордынская языческая устремленность к захвату и властвованию была, таким образом, возвышена до восточно-христианской мессианской идеи расширения Русского царства, а сама эта идея определялась исповеданием "истинной", или даже "самой православной", веры. Так на основе ордынско-византийской традиции христианство из религии свободы и независимости личности превратилось в религию господства над личностью.
Еще одна важная особенность Русской (Восточно-Европейской) равнины, существенно повлиявшая на "образ русского народа" и в то же время обусловившая несформированность в этой части Европы гражданского общества. Она заключается в том, что на юге низменность переходит в необозримую маловодную и безлесную степь, составляющую единое пространство с внутренней Азией.
Врезавшийся глубоко в Европу азиатский клин многие века служил урало-каспийскими воротами, через которые из глубин Азии накатывались волнами на европейский континент опустошительные летние засухи, неведомые для лесных массивов зимние метели – и не знающие сезонных предпочтений нашествия гуннов, аваров, хазаров, монголов и прочих кочевников, проносившихся бурей с востока на запад, туда и обратно.
Сюда же, на этот клин, стекались, здесь находили пристанище и отдушину все, кому становилось совсем уж невмоготу от притеснений и произвола в других уголках Русской равнины. "Степь широкая, степь раздольная", как воспевали ее русские люди во многих поколениях, формировала ощущение простора, манящей дали, необозримого горизонта. Если бы вся Русская равнина была целиком покрыта лесами, если бы не этот просматривающийся вдоль и поперек азиатский перекресток, не было бы столь раннего и непосредственного соприкосновения с южноевропейским культурным миром, не было бы, наверное, той широты и того раздолья, которое и придает русскому характеру его своеобразие.
Равнинность и безмерность русских пространств, отсутствие внутри России высоких гор, все эти ее природные и геополитические особенности не только отучали русских людей бояться всякой умеренности и "серединности", не только утверждали в характере экстремальную дилемму "все или ничего", чуждую всякой житейской трезвости. Они еще приучали к мотиву "целостности", который придавал оттенок радикализма, устремленности ко всеобщему, желающему объять все.
Вместе с тем это географическое соприкосновение Европы и Азии на одном пространстве Русской равнины, это естественное противостояние "леса" и "степи" выразилось в культурном плане, предстало исторически как противоположность оседлости и кочевья, общественности и асоциальности, рутинной неподвижности и неуемной текучести. Обширное пространство Восточно-Европейской равнины в сознании многих поколений и до нашего времени ассоциируется с русской традицией "Дикого поля".
Я не стану употреблять в данном случае слово "дикий" для того, чтобы уточнить, кто был более, а кто менее диким из колесивших по этой местности и соседствовавших здесь людей, этносов и народов. Не стану, уподобляясь выдающимся русским историкам ХIХ века, на которых неоднократно ссылался и буду ссылаться еще, повторять свойственные им и их времени заблуждения о тысячелетнем и враждебном славянскому племени "соседстве с хищным степным азиатом". Не стану задаваться чуждым нам и нашему времени вопросом о том, "что могли заимствовать русские у татарина сотоварищи – башкирца, чувашенина, черемиса [8] [*] и т. п." (В. Ключевский, С. Соловьев).
Да что историки! Великий Пушкин с удовлетворением писал, как достойно русские мстили "неразумным хазарам"…
Но человеческие свойства не распределяются по национальностям и этносам, а между добром и злодейством не бывает такой зримой грани, как между лесом и степью. Много разного и много разных повидала на своем веку эта вклинившаяся в Европу Азия. Многого из всего теперь уже нет, а вот традиция, о которой речь, сохранилась.
Традиция Дикого поля – самая древняя из всех, зародившихся в краях проживания нынешних россиян. Она простирается еще из дохристианских времен и стала формироваться задолго до того, когда появились дошедшие до нас географические названия этих мест: "степная часть Русской равнины", – или такие, например, слова, как "казак" (от среднеазиатского "казмак" – скиталец, бродяга, воин легкого конного войска) или "гайдук", "гайдамачить" (от татарского "айда" – иди, пошел; легкий воин, ратник, вольница, разбойник, грабитель; идти в вольницу, ходить шайкой).
Из всех многочисленных смыслов, заложенных в этой традиции, особого внимания заслуживает тот, в котором воплотилось стремление человека уйти от притеснений, а вместе с тем освободиться и от каких бы то ни было общественных связей, от любых обязанностей.
То есть главный смысл обретает даже не сам тот образ жизни, что наступает "потом", уже "в поле" – независимость, вечное перемещение, разгульная удаль, – а состояние "до того", еще до передвижения в пространстве, но когда уже не хочется жить, как раньше, терпеть, подчиняться каким-то правилам, выстраивать какие-то взаимоотношения. Жить "нормально" – по каким бы то ни было нормам.
Само это ощущение хотения и реальной возможности уйти, увернуться от нежелательного, и составляет стержень традиции Дикого поля. Ее суть – воля вместо свободы: то есть нежелание строить отношения и жить вместе с другими тебе подобными, но имеющими свои, тебе противостоящие интересы. Нежелание считаться с силами, обстоятельствами, которые тебе противятся, стремление отдалиться и от людей, и от обстоятельств, не вступать ни в какие отношения вообще. Свобода наступает, когда ее отстаивают и выстраивают, – воля достигается отходом и беспечностью.
Традиция Дикого поля в этом смысле не имеет какой-то определенной локальной приписки. Это вовсе не норма жизни только степной равнины. Пустынножительство по нормам пассивного уклонения, экстенсивного хозяйствования было характерным и для равнины лесной.
Подсечным земледелием, например, занимались в России до ХIХ века. Еще его называли "подсечно-огневым". Срубили лес и сожгли; пожили, пока земля с золой плодоносит, передвинулись дальше, сделали новые вырубки – и снова живи безграничной жизнью. Никаких границ-ограничений, одни зарубки-рубежи. Потому и нет дорог, одни направления. Бывшие крестьянские "отхожие промыслы" для миллионов людей остаются нормой жизни до сих пор. А все крупные переселения в Сибирь, на Русский Север, "трудармии", "великие стройки коммунизма", "всесоюзные комсомольские" стройки, бригады "шабашников", освоение целины? Во всех этих грандиозных перемещениях просматривается не только стремление человека больше заработать, чтобы постоянно лучше жить, не только желание самоутвердиться, чтобы успешнее налаживать отношения с другими.
В этом вечном русском движении узнается еще и почти врожденная привычка людей жить уходя, быть в состоянии непрекращающегося перепутья. В конце концов и "теневые" отношения, определяющие собой сейчас едва ли не большую часть всей жизни российского социума, – тоже продолжение традиции Дикого поля. В них проявляется то же стремление увернуться из-под власти вместо того, чтобы выяснить отношения с ней.
То же самое переселение в иное, "Дикое поле", но без перемены местожительства.
Когда Николай Бердяев говорил, что "Россия ушиблена ширью", он имел в виду, конечно, не только размеры страны и не только надрывную ордынскую устремленность России ко все новым и новым захватам, но, скорее, самую эту особенность человеческого российского общежития – его возможность и привычку жить вширь.
Эта привычка проявилась, в частности, в том, что в момент образования Советского Союза как-то легко было воспринято всеми то, что из названия страны исчезла ее пространственно-географическая определенность. Даже слова "Россия" в новом наименовании не оказалось, зато прилагательное "социалистический" сделалось определяющим и стало означать принадлежность к определенному идеологическому лагерю, распростершемуся со временем на все континенты. Стоило хоть где угодно, в любой стране, объявить об установлении социализма, и границы лагеря можно было в очередной раз расширять.
Но и в границах СССР Россия растворилась, причем как бы вдвойне. Верховная власть принадлежала не ее, а союзным органам, а на "ее территории" было несколько национально-государственных образований с таким же статусом в Союзе, как и Россия. Русские люди как граждане оказались везде, а как национальная общность нигде. У них не сформировалось ни своей ограниченной территории, ни полноценной государственности, ни национальной культурной автономии.
Кроме того, занимаемое русскими пространство то расширялось до планетарных масштабов, как это было на излете СССР, то в один момент сужалось до размеров Московского царства ХVI века, как в 1991 году. А 20 миллионов русских в одно мгновение превратились по отношению к России в иностранцев.
Такие метаморфозы при жизни одного-двух поколений ничего, кроме национальной депрессии, породить не могли.
Но и этим не исчерпываются особенности русской шири. Подвижность пространства – одно из устойчивых постоянств не только советской, но всей русской истории. Волны колонизации будущих русских земель прокатывались во все века и в самых разных направлениях, то с юго-запада на северо-восток, то с севера на юг, то с запада на восток. И каждая волна – это тысячи и тысячи километров, это переселения и расселения миллионов, это вечные начала без концов. Но в то же время подвижность пространства – еще и, например, способ рассредоточения невыносимо раздутого в ХV веке и потому социально опасного московского служилого люда, или способ формирования казачества, наделения землей дворянства, или решение проблем военнопромышленного комплекса.
Во всех случаях пространственное непостоянство России, тенденция к расширению, резкие и масштабные перепады существенно влияли на социальную динамику страны, и, следовательно, на характер присущего именно ей исторического времени. У нас нет, к сожалению, исторических исследований разной социальной насыщенности времени на разных этапах русской истории, равных по глубине обобщений работам, например, Броделя и, в частности, его знаменитой "La longue dur?e", трудам об экономических циклах разной продолжительности Лабрусса или Кондратьева. Такие работы рельефнее бы высветили специфику взаимодействия времени и пространства в истории России, а вместе с тем и главное различие в характере воздействия природы на историю, на формирование различий национальных образов между Россией и западноевропейскими странами [9] . В частности, например, того, что там (в Западной Европе) естественная необходимость – строительство отношений.
Слабость восточноевропейского жизнеустройства – в его рыхлости, в отсутствии прочных договорных оснований. Опасность – в возможности еще большего его опустошения, в просторах для расширении зоны пустынножительства, в его непредсказуемости и глубинной подготовленности к мгновенному переходу от спячки к смуте.
Никогда нельзя хотя бы приблизительно определить меру его упругости, сопротивляемости, нельзя заранее сказать, до какой степени проживающее здесь большинство населения способно прогибаться под разного рода невзгодами, в каких направлениях еще оно способно "отползать" от издевательств."
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Aspirina, дата: пт, 25/01/2008 - 15:57 #17954
Меня давно тоже заинтересовала тема связи климата и характера, а отсюда и истории, культуры и религии того или иного народа или аж целой цивилизации. Но до сих пор мне попалась только одна книга на эту тему, да и то написанная в 30-х годах. Автор - японец. Имя не вспомню. Дома найду и попробую что-нибудь вставить в тему :)
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: trixter, дата: пт, 25/01/2008 - 16:01 #17955
Нет времени более развернуто отвечать, но:
"Любопытно, что интервью с Афанасьевым напечатано в “El Mundo”. В Испании эту газету читают в основном, проправые, неолиберальные консерваторы, проазнаристы, именно те, кто с большой легкостью критикует события в России, абсолютно не принимая в расчет её контекст, её особенности и тонкости. Не хочу делать поспешные выводы об Афанасьеве, но подобные детали от меня не ускользают"
А что ты имеешь ввиду?
В России самокритика, критика Властей - уже редкость. На сайте Афанасьева ссылки на его интервью - они лишь на "Эхе Москву", в Новой газете, вот почти и все.
Те интервью, которые я слышал на Эхе не дают мне особых поводов усомниться в , так сказать, трезвости мышления Афанасьева и близости с моим восприятием.
Никакой его близости к "правым" я не замечал. Да и где они - эти правые в России. Здесь ваще довольно странноватая обстановка в политике.
Понятие "Запад" - конечно же большое обобщение и оно грубовато. Это ясно. Мне кажется и сам автор этогоне может не понимать. Может коряво выразился... Но, может быть, все-таки можно говорить именно об обощенном понятии "Запад" или "Америка", которыми и мыслят в общем-то многие, не задумываясь о чрезвычайной неоднородноти западной культуры.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: trixter, дата: пт, 25/01/2008 - 16:05 #17956
"Механическая, холодно-отчужденная речь при ничего не выражающей мине-маске. Умом я понимаю, что это своеобразная защита. Но каждый раз, как вижу на экране (компа), пугаюсь
А вам в России это заметно? Или уже привыкли?"
Да так же Путин всегла говорит. Даже его недавние Новогодние поздравления - он произвел впечатление человека-робота. Новогодний такой робот-андроид. :)
Но народу вроде нравится такое (прямо один моменьтт из Кин-дза-дзы вспоминается) , Путин же у нас "всенародно любимый президент", "мессия" и полубог...
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: procyon, дата: пт, 25/01/2008 - 16:13 #17957
"Меня давно тоже заинтересовала тема связи климата и характера, а отсюда и истории, культуры и религии того или иного народа или аж целой цивилизации."
Лев Гумилев, например, писал что география в частности ландшафт определяет характер и целостность этноса.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: trixter, дата: пт, 25/01/2008 - 16:16 #17958
Да, это интереснейшая тема...
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: kazik, дата: пт, 25/01/2008 - 17:23 #17959
Еще этнопсихология существует как наука. И все-таки мне кажется, что очень большую роль играет генетическая составляющая. Спросите любого человека, где он комфортнее всего себя ощущает и, если знает, то его происхождение примерно лет на 300-500 назад. Очень любопытно получается.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: procyon, дата: пт, 25/01/2008 - 17:30 #17960
"Спросите любого человека, где он комфортнее всего себя ощущает и, если знает, то его происхождение примерно лет на 300-500 назад."
Не понял мысли, но, по-моему, в большинстве случаев он назовет то место, где родился и вырос.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Aspirina, дата: пт, 25/01/2008 - 17:39 #17961
"И все-таки мне кажется, что очень большую роль играет генетическая составляющая."
А разве генетика не формируется на протяжении веков и под воздействием климата тоже?
"Спросите любого человека, где он комфортнее всего себя ощущает и, если знает, то его происхождение примерно лет на 300-500 назад."
Тоже не совсем поняла идею.
И всё-таки, для того, чтобы человек смог ответить, где ему комфортнее, он должен иметь, то есть знать (побывать в разных местах) с чем сравнивать.
А разве генетика не формируется на протяжении веков и под воздействием климата тоже?
"Спросите любого человека, где он комфортнее всего себя ощущает и, если знает, то его происхождение примерно лет на 300-500 назад."
Тоже не совсем поняла идею.
И всё-таки, для того, чтобы человек смог ответить, где ему комфортнее, он должен иметь, то есть знать (побывать в разных местах) с чем сравнивать.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: kazik, дата: пт, 25/01/2008 - 21:02 #17967
1. Конечно, имеется ввиду человек, который был если не в разных странах, то хотя бы в разных городах.
Для примера приведу себя. Я москвичка в 3 поколении, родилась на Арбате. С раннего детства комфортнее всего чувствовала себя в маленьких городках, типа Таллина и Риги. Только лет в 16 узнала, что со всех сторон предки - выходцы из самых разных европейских стран - Польша, Швеция, Венгрия, Испания. Кстати, меня и тогда и сейчас не принимают за русскую даже персонал отелей, пока не скажешь. Москву никогда не любила.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: trixter, дата: сб, 26/01/2008 - 20:13 #17994
Мне кажется, в рассуждениях Афанасьева есть некоторыке интересные точки от которых можно оттолкнуться, пытаясь понять некоторые архетипические паттерны, свойственные для психологии россиян. Конечно, географические условия - эта лишь одна из причин, влияющих на их формирование и ни в коей мере не всеобъясняющий фактор.
Традиции "дикого поля", возможность уйти от решения конкретных проблем, от выстраивания социальных отношений, необъятная ширь... Вот по поводу последнего я бы мог кое-что добавить.
Как указывают многие исследователи, человек, осваивая землю и территория своего проживания, структурирует, дифференциует природное постранство. В России человек же как-бы тонет в окружающем необъятном пространстве. Он часто даже не может нормально обустроить свой дом, свой двор. Возможно в этих пространствах заключается (ощущается) некая угроза, человек чувствует себя песчинкой...
У нас была уже тема "Россия как архетип ужасной матери"...
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Vladimir, дата: вс, 27/01/2008 - 09:21 #17998
Ну, с архетипом «Ужасная мать» можно согласится. Этот архетип можно проследить в географическом локусе повсеместно, не только в России. Чем не «Ужасная мать» во Франции, или Германии…? Тогда мы вправе перенести действие, формирование архетипического паттерна на Государство вообще и говорить о Государстве, как архетипе «Ужасных Родителей», т.к. в архетипической констелляции государства присутствует как матрио- так и патрио- архетипические характеристики.
Я бы не стал архетипизировать по национальным или географическим принадлежностям. Архетип - понятие универсальное... Но можно определить частное проявление этого универсализма через архетипические паттерны, которые, безусловно, имеют специфические индивидуальные характеристики.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: trixter, дата: вс, 27/01/2008 - 13:45 #18001
Меня все меньше устраивает жесткая концепция архетипов. Универсальный опыт... Да не так много его можно найти. Отец, Мать, Тень... Но уже в архетипизации индивидуации и Самости, которые никак не являются результатом нкоего универсального, общечеловеческого опта, виден, как мне кажется, разлом в теории архетипов. Отмечу, что "разлом" для меня является характеристикой творческой - из него, из разлома, из разрыва и произрастает новое.
Если самих архетпов мало, то ими мало что можно объяснить и из поля внимания ускользают широчайший сферы человеческой жизни. Полная релитивизация же приведет в полному размыванию концепции.
Но существуют относительно устойчивые сложившиеся паттерны поведения и психических реакций, которые вряд ли можно назвать универсальными для всего человечества, но они, повторюсь, обладают устойчивостью для какого-то региона, социальноц группы, или исторического периода, и пр. Я все больше склоняюсь, чтобы архетипами называть вот именно эти паттерны. Причем, вопрос о том, каким образом они передаются, опираются ли они на что-то в сфере генетики или инстинктов, или они ближе к социальному конструкту - я считаю по большей части спекулятивным ввиду невозможности "научных доказательств"; однако споры по этому поводу вовсе не лишены смысла, т.к. будят мысль и выявляют разные взгляды. При этом я бы не забывал о мифологичном характере самой концепции архетипов. :)
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Vladimir, дата: вс, 27/01/2008 - 14:17 #18005
"При этом я бы не забывал о мифологичном характере самой концепции архетипов"
Дык.. кто же это забывает, однако, это не мешает видеть их далеко не сказочное действие в реальной жизни.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: trixter, дата: вс, 27/01/2008 - 14:38 #18008
Объективное восприятие реальности? хм....
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Aspirina, дата: вс, 27/01/2008 - 14:41 #18010
Меня все меньше устраивает жесткая концепция архетипов. Универсальный опыт... Да не так много его можно найти. Отец, Мать, Тень... Но уже в архетипизации индивидуации и Самости, которые никак не являются результатом нкоего универсального, общечеловеческого опта, виден, как мне кажется, разлом в теории архетипов.
********************
Но одно другому же не мешает. Архетип может быть универсален, но проявления его в разных культурах, странах, исторических эпохах могут быть различными. Так все большие арканы карт Таро, а их 22, можно назвать универсальными архетипами, но в разных странах, культурах они обретают свою эстетику, свои референции, свою символику, свою мифологию.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Vladimir, дата: вс, 27/01/2008 - 14:47 #18012
Аспирина, совершенно согласен :)
Леша, ценю здоровый скепсис :)
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: trixter, дата: вс, 27/01/2008 - 18:08 #18029
"Леша, ценю здоровый скепсис "
:) Я тоже.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: trixter, дата: вс, 27/01/2008 - 19:23 #18031
Термин "архетип" используют разные авторы. Но не всегда с оглядкой на юнговские формулировки, которые, однако также не всегда отличаются четкостью. Понятие "архетип" все-таки удобно. Человеческие опыт, переживания, реакции, восприятие, мышление действительно нередко выглядят как определенным образом структурированные. Здесь все конечно неоднозначно и, конечно, теория архетипов - не единственная теория, которая может быть применена в данном случае, но она удобна.
Вот тот же Фуко пишет об "архетипе психиатрической лечебнице". Если строго подходить к этой формулировки, то она не совсем кооректна. Однако он пишет о достаточно устойчивом паттерне восприятия безумия, о структурах восприятия и об образах безумия, также устойчивых. В принципе, следуя этой логике можноговорить об архетипических образаз безумия, об архетипе Другого, Иного. Я, собственно, далек от того, чтобы настаивать на корректности этих формулировок или на "правильности" такого хода мышления, но почему не попробовать?
В конце концов, главное, наверное - это получше разобраться в том или ином вопросе, высветить его в свете разных точек зрения.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: trixter, дата: пн, 28/01/2008 - 00:41 #18047
Господа, на неопределенный срок мое участие в форуме будет сведено к минимуму, если не вообще к нулю.
Я уже давно согласен с метафорой-диагнозом Владимира относительно данного форума (эти мои слова тоже являются метафорой :) ).
И я уже более чем достаточно понаписал тут на юнгианские темы и... на околоюнгианские... думаю хватит.
И в настоящее время не вижу здесь особых перспектив для продолжения дискуссий в направлениях, которые были бы интересны лично мне, да и просто для интересного мне общения.
Поэтому я, следуя ;) российским архетипам перебазируюсь на иные места в почти бескрайних просторах интернета и того, что обычно называют "реальной жизнью".
_______
Наше общество...существует как общество боевых действий, где множество интерпретационных инстанций находятся в противоречии друг с другом. И это есть наша свобода, поскольку если бы существовали истинные интерпретации, мы уже не были бы свободны.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Aspirina, дата: пн, 28/01/2008 - 00:54 #18048
Поэтому я, следуя ;) российским архетипам перебазируюсь на иные места в почти бескрайних просторах интернета и того, что обычно называют "реальной жизнью".
*********************
От себя всё равно не убежишь ;)
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: trixter, дата: пн, 28/01/2008 - 01:14 #18049
:) Уууу, ты какая Аспиринка ;)
КАк там говорят в дзене, отвечая на вопросы, типа: "Учитель, как мне найти самого себя (свое истинное Я, свою буддовость)" - "Это все равно, что сидя на быке, искать быка..." ;)
____
Наше общество...существует как общество боевых действий, где множество интерпретационных инстанций находятся в противоречии друг с другом. И это есть наша свобода, поскольку если бы существовали истинные интерпретации, мы уже не были бы свободны.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Vladimir, дата: пн, 28/01/2008 - 10:57 #18054
Лешь, в бескрайние просторы Интернета говоришь? ;) Ну, по хандри немного... :) То, что многие темы не находят своего развития еще не говорит о том, что они неинтересны. Я, например, с большим интересом читаю твои посты, но к сожалению из-за занятости не могу уделить много времени для активного участия в обсуждении их...
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: procyon, дата: пн, 28/01/2008 - 13:24 #18055
"Господа, на неопределенный срок мое участие в форуме будет сведено к минимуму, если не вообще к нулю."
Ну что ж, до встреч... :) Уверен, еще не раз будет, что вместе пообсуждать.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: nika5, дата: пн, 28/01/2008 - 21:45 #18065
Леша, я помню о своем обещании (Фуко). Но,чтобы начать говорить на эту тему,мне необходимо прочитать много работ ПМ-ов.
Надеюсь,ты меня простишь,т.к. это для меня еще очень сложная тема,тем более,что сейчас в зоне моих интересов -превращения,которые происходят в моем собственном котле. И нужда заставляет читать совсем другое.
Буду скучать по тебе.
Отдохни и возвращайся.
Надеюсь,ты меня простишь,т.к. это для меня еще очень сложная тема,тем более,что сейчас в зоне моих интересов -превращения,которые происходят в моем собственном котле. И нужда заставляет читать совсем другое.
Буду скучать по тебе.
Отдохни и возвращайся.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: trixter, дата: вт, 29/01/2008 - 01:05 #18068
:) Спасибо всем на добром слове
Встретимся еще конечно, :) поговорим о том, о сем и, мне думается, встретимся гораздо раньше, чем, как говорится, в следующей жизни ;) Но сейчас хочу уделить больше времени другим вещам...
Ника... как бы это выразить... Я меньше всего хочу, чтобы мои экскурсы в ПМ выглядили как навязывание и чтобы вот это твое :) обещание "висело" над тобой как какое-то обязательство. Но, думаю, это не так. И читаем мы все то, к чему больше внутренне расположенны, и это правильно.
К тому же, та работа очень сложна, тяжела и объемна. Тому, кто за нее сурьезно возьмется - могу лишб посочувствовать ;)
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Sorella, дата: чт, 06/01/2011 - 14:59 #57912
Н.А.Бердяев. Русская идея. Париж, 1946.
"Есть очень большая трудность в определении национального типа, народной индивидуальности. Тут невозможно дать строго научного определения. Тайна всякой индивидуальности узнается лишь любовью, и в ней всегда есть что-то непостижимое до конца, до последней глубины. Меня будет интересовать не столько вопрос о том, чем эмпирически была Россия, сколько вопрос о том, что замыслил Творец о России, умопостигаемый образ русского народа, его идея. Тютчев сказал: «Умом России не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить». Для постижения России нужно применить теологальные добродетели веры, надежды и любви. Эмпирически столь многое отталкивает в русской истории. Это так сильно выражено в стихотворении верующего славянофила Хомякова о грехах России. Русский народ есть в высшей степени поляризованный народ, он есть совмещение противоположностей. Им можно очароваться и разочароваться, от него всегда можно ждать неожиданностей, он в высшей степени способен внушать к себе сильную любовь и сильную ненависть. Это народ, вызывающий беспокойство народов Запада. Всякая народная индивидуальность, как и индивидуальность человека, есть микрокосм и потому заключает в себе противоречия, но это бывает в разной степени. По поляризованности и противоречивости русский народ можно сравнить лишь с народом еврейским. И не случайно именно у этих народов сильно мессианское сознание. Противоречивость и сложность русской души, может быть, связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории — Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное.
Есть соответствие между необъятностью, безгранностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине. Поэтому русскому народу трудно было овладеть этими огромными пространствами и оформить их. У русского народа была огромная сила стихии и сравнительная слабость формы. Русский народ не был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы, он был более народом откровений и вдохновений, он не знал меры и легко впадал в крайности. У народов Западной Европы все гораздо более детерминировано и оформлено, все разделено на категории и конечно. Не так у русского народа, как менее детерминированного, как более обращенного к бесконечности и не желающего знать распределения по категориям. В России не было резких социальных граней, не было выраженных классов. Россия никогда не была в западном смысле страной аристократической, как не стала буржуазной. Два противоположных начала легли в основу формации русской души: природная, языческая дионисическая стихия и аскетически-монашеское православие. Можно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически-мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт. Но никогда русское царство не было буржуазным. В определении характера русского народа и его призвания необходимо делать выбор, который я назову выбором эсхатологическим по конечной цели. Поэтому неизбежен также выбор века, как наиболее характеризующего русскую идею и русское призвание. Таким веком я буду считать XIX в., век мысли и слова и, вместе с тем, век острого раскола, столь для России характерного, как внутреннего освобождения и напряженных духовных и социальных исканий."
"Есть очень большая трудность в определении национального типа, народной индивидуальности. Тут невозможно дать строго научного определения. Тайна всякой индивидуальности узнается лишь любовью, и в ней всегда есть что-то непостижимое до конца, до последней глубины. Меня будет интересовать не столько вопрос о том, чем эмпирически была Россия, сколько вопрос о том, что замыслил Творец о России, умопостигаемый образ русского народа, его идея. Тютчев сказал: «Умом России не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить». Для постижения России нужно применить теологальные добродетели веры, надежды и любви. Эмпирически столь многое отталкивает в русской истории. Это так сильно выражено в стихотворении верующего славянофила Хомякова о грехах России. Русский народ есть в высшей степени поляризованный народ, он есть совмещение противоположностей. Им можно очароваться и разочароваться, от него всегда можно ждать неожиданностей, он в высшей степени способен внушать к себе сильную любовь и сильную ненависть. Это народ, вызывающий беспокойство народов Запада. Всякая народная индивидуальность, как и индивидуальность человека, есть микрокосм и потому заключает в себе противоречия, но это бывает в разной степени. По поляризованности и противоречивости русский народ можно сравнить лишь с народом еврейским. И не случайно именно у этих народов сильно мессианское сознание. Противоречивость и сложность русской души, может быть, связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории — Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное.
Есть соответствие между необъятностью, безгранностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине. Поэтому русскому народу трудно было овладеть этими огромными пространствами и оформить их. У русского народа была огромная сила стихии и сравнительная слабость формы. Русский народ не был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы, он был более народом откровений и вдохновений, он не знал меры и легко впадал в крайности. У народов Западной Европы все гораздо более детерминировано и оформлено, все разделено на категории и конечно. Не так у русского народа, как менее детерминированного, как более обращенного к бесконечности и не желающего знать распределения по категориям. В России не было резких социальных граней, не было выраженных классов. Россия никогда не была в западном смысле страной аристократической, как не стала буржуазной. Два противоположных начала легли в основу формации русской души: природная, языческая дионисическая стихия и аскетически-монашеское православие. Можно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически-мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт. Но никогда русское царство не было буржуазным. В определении характера русского народа и его призвания необходимо делать выбор, который я назову выбором эсхатологическим по конечной цели. Поэтому неизбежен также выбор века, как наиболее характеризующего русскую идею и русское призвание. Таким веком я буду считать XIX в., век мысли и слова и, вместе с тем, век острого раскола, столь для России характерного, как внутреннего освобождения и напряженных духовных и социальных исканий."
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Sorella, дата: чт, 06/01/2011 - 15:30 #57918
Еще Афанасьев "Опасная Россия":
"Но соединения положительной программы, содержательных идей и целей у главной политической фигуры в стране с интересами больших социальных групп по-прежнему нет. Как нет и реальных позитивных успехов у большинства людей, а значит, нет надежной основы для уважения к себе и своей стране.
Масса населения при этом последовательно минимизирует свои запросы и переходит опять-таки ко все более простым (по смысловому составу, по ценностному наполнению) образцам и моделям поведения. Преобладают пассивная адаптация, консервация остатков прежнего образа существования, выживание как норма жизни (выделено мной. – Ю. А.), привычка и ориентация на уже известное, повторяющееся как единственную гарантию "устойчивости". Казалось бы, перед нами чисто реактивные формы негативного самоопределения. Однако далее, в ходе последовательного упрощения, подобные ощущения недоступности сколько-нибудь достойных целей, символы собственной слабости переводятся в позитивный план. Их соединяют с аморфными образами национального целого ("народа" ), столь же неопределенным типом "особого, нашего человека", метафорами исключительной судьбы, "русского пути". Так они принимают вид значимых человеческих качеств, совокупных свойств народа, размытых моральных оценок: "простоты" (против любой "сложности" ), "коллективизма" (против "ячества" ), "долготерпения", "готовности к жертвам" (против "активизма" ), "духовности" (против "делячества" ) и т. п.
"Но соединения положительной программы, содержательных идей и целей у главной политической фигуры в стране с интересами больших социальных групп по-прежнему нет. Как нет и реальных позитивных успехов у большинства людей, а значит, нет надежной основы для уважения к себе и своей стране.
Масса населения при этом последовательно минимизирует свои запросы и переходит опять-таки ко все более простым (по смысловому составу, по ценностному наполнению) образцам и моделям поведения. Преобладают пассивная адаптация, консервация остатков прежнего образа существования, выживание как норма жизни (выделено мной. – Ю. А.), привычка и ориентация на уже известное, повторяющееся как единственную гарантию "устойчивости". Казалось бы, перед нами чисто реактивные формы негативного самоопределения. Однако далее, в ходе последовательного упрощения, подобные ощущения недоступности сколько-нибудь достойных целей, символы собственной слабости переводятся в позитивный план. Их соединяют с аморфными образами национального целого ("народа" ), столь же неопределенным типом "особого, нашего человека", метафорами исключительной судьбы, "русского пути". Так они принимают вид значимых человеческих качеств, совокупных свойств народа, размытых моральных оценок: "простоты" (против любой "сложности" ), "коллективизма" (против "ячества" ), "долготерпения", "готовности к жертвам" (против "активизма" ), "духовности" (против "делячества" ) и т. п.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: maitreya, дата: чт, 06/01/2011 - 15:41 #57919
"Но соединения положительной программы, содержательных идей и целей у главной политической фигуры в стране с интересами больших социальных групп по-прежнему нет."
********************************
Зато наш, родной, бодхисаттва, а не какой-то там бывший секретарь обкома...
ПРЕ ВЕД МЕД ВЕД ПХЭТ!
********************************
Зато наш, родной, бодхисаттва, а не какой-то там бывший секретарь обкома...
ПРЕ ВЕД МЕД ВЕД ПХЭТ!
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: lisa, дата: чт, 06/01/2011 - 21:49 #57966
Но соединения положительной программы, содержательных идей и целей у главной политической фигуры в стране с интересами больших социальных групп по-прежнему нет."
:)))))))) до невольно исторгнутой слезы :))))
прелесть
обнять и плакать , вашего бодхисаттву, :))))
:)))))))) до невольно исторгнутой слезы :))))
прелесть
обнять и плакать , вашего бодхисаттву, :))))
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
«Из языка власти, а потом и социальной элиты – интеллигенции – ушла лексика социальных перемен, слова о реформах, о "нормальном" обществе, мировом контексте и т. п. Сегодня нет ни одной различимой авторитетной группы, силы, слоя в обществе, которые бы определяли себя подобными словами и, что важней, связывали бы собственную судьбу с соответствующими процессами.»
Мне кажется, это не в традициях ВЛАСТИ продвигать социальные перемены и реформы. Если на Западе (как бы не был абстрактен этот термин) и присутствуют подобные элементы, они являются результатом завоевания и борьбы снизу, часто не видимой для поверхностного взгляда, которая продолжается и по сей день.
«Сколько-нибудь самостоятельной фигурой для российского общественного сознания перестал быть и "Запад". Значения этой обобщающей инстанции – и реальной, и воображаемой – тоже переосмыслены в негативном плане. Сыграла роль и старая, еще пушкинских (если не петровских) времен традиция: отворачиваться от Запада, как только он начинает критиковать Россию (подобные двойные стандарты – важный механизм пассивной адаптации к сложным обстоятельствам, ухода от реального выбора и самостоятельного действия).»
Дискурс ВЛАСТИ силен и вездесущ. Его внимание цепляет только то, что ей власти на руку. Во многих контекстах совершенно неуместно использовать понятие «Запад». Что такое Запад? Как его можно унифицировать? В чем? Одно разнообразие европейских стран чего только стоит (социальные защиты, политическая структура, форма правления...). Даже под таким понятием как «социалисты» в разных странах скрываются разные содержания. А Штаты так это вообще другой мир и другой подход к жизни по сравнению с Европой. Да, проникает американский образ жизни, но, например, в Испании далеко не все разделяют неолиберальное мнение, что для улучшения функционирования некоторых государственных интститутов нужно отдать их в частные руки.
Опять же КАКОЙ Запад критикует Россию? На каком уровне? Официальном? Народном? Интеллектуальном? В каждой европейской стране существует несколько линий мышления, тенденций, взглядов, идеологий. Разумеется, самые здравомыслящие голоса оказываются услышанными немногими, даже здесь. Для России, конечно, они просто не существуют. Их НЕ ПЕРЕВОДЯТ. Из иностранной печати переводят в основном то, что я называю «провокационный» материал.
(Любопытно, что интервью с Афанасьевым напечатано в “El Mundo”. В Испании эту газету читают в основном, проправые, неолиберальные консерваторы, проазнаристы, именно те, кто с большой легкостью критикует события в России, абсолютно не принимая в расчет её контекст, её особенности и тонкости. Не хочу делать поспешные выводы об Афанасьеве, но подобные детали от меня не ускользают.)
«Главной фигурой политической и общественной сцены стал политик-демагог в паре с создающим его имидж прагматичным, а то и попросту циничным технологом-PR'овцем (все выделено мной. – Ю. А.).»
Я тоже обратила внимание на некий уже установивишийся стандарт российских политиков. Они меня пугают своей нечеловечностью. Выработалась какая-то странная манера говорить, которая уже достаточно распространилась и в обществе: голос и тело совершенно отдельны. Механическая, холодно-отчужденная речь при ничего не выражающей мине-маске. Умом я понимаю, что это своеобразная защита. Но каждый раз, как вижу на экране (компа), пугаюсь :)
А вам в России это заметно? Или уже привыкли?