В. Мершавка. "Мертвая душа:.. Исторический консилиум"
мало кто с Николаем Васильевичем тягаться может, разве что
отец-обоснователь отечественной контркультуры Александр
Сергеевич. Что поделать: жизнь - страдание, художник
страдает публично, за это мы, "живые" и "нормальные", его
и любим...
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Тень цивилизации. В двух словах: в традиционной культуре
коммунитас компенсирует социальную структуру, производство
родового человека преобладает над производством вещей. В
условиях цивилизации производство вещей доминирует над
производством родового человека и возникает контркультура
как компенсация цивилизационного отчуждения. С Пушкина
появилась тенденция у классиков русской культуры весело
совмещать гениальность с патологичностью. Весело и великодушно...
"больше-меньше" компенсируется коммунитас - такой модальностью
социальных отношений, акцент в которой делается не на социальной
структуре, а на признании сущностной, родовой связи между людьми
(юнгианец бы сказал - Самостной связи):" дело в том, что коммунитас
обладает экзистенциальными качествами, в ней человек всей своей
целостностью взаимодействует с целостностями других людей".
© Виктор Тэрнер Символ и ритуал. М.,1983, с.198
Да,я все это,конечно,понимаю... То - лишь эмоции...
Очень люблю Гоголя - его уникальное творчество,люблю посмеяться...
Наверное, не было бы так смешно,если не было бы так грустно. И видеть эту другую половину - грустную -зачастую,бывает очень больно. Хоть и полезно.
Да,по этой части чувствуется,что это далеко еще не конец - автор еще не все сказал,что хотел. Валерий,поскольку вы "в теме",не хотите ли написать книгу?
Можно взять еще и другие произведения для анализа. Потому как они - это кладезь,или волшебный сундук для аналитика - успевай только доставать...
К тому же - у вас это очень хорошо получается.
Что есть контркультурность?
++++++++++++++++++++++++++
Термин кнтркультура введён в 1960 г. американским социологом Дж. М. Йингером:"На идеологическом уровне контркультура есть комплекс
верований и ценностей, радикально отвергающих господствующую
культуру общества и предполагающих сектантскую альтернативу".
Цит. по: Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры
М.,1980,с 172
Проблема контркультуры появилась в западной социологии в середине
60-х годов прошлого века и связана, по мнению большинства
исследователей, на феноменальном уровне с изменением традиционного
в западной цивилизации отношения к человеческой телесности, мистицизму
и употреблению в этой связи биохимических психостимуляторов.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
По поводу соотношения культуры и власти:
В.Е.Малюгин
Загадка русской интеллигенции
Россия подарила миру необыкновенный феномен - интеллигенцию, оказавшуюся со времени своего появления
в рядах "вечных оппозиционеров", всегда конфликтующих с властями. Причём "хождение во власть" для неё оканчивалось одним и тем же - превращением интеллигента в служащего, и чаще всего, "без царя в голове".
Но если так, то возникает вопрос - существует ли интеллигенция как особенное явление? Ведь качество вещи -
её существенная характеристика, а не нечто второстепенное. Начнём с определения. На мой взгляд, интеллигенция - это специфическая общественная группа, включённая в систему продуктивных отношений бытия и выражающая их в результатах своей творческой деятельности. Говоря о продуктивных отношениях бытия, я имею в виду те, которые
возникают в сфере его сущности и порождают сферу существования со всеми её формами и связями, доступными непосредственному восприятию и дискурсивному мышлению. При этом продуктивные отношения бытия(структурированные качества) создают наш феноменальный мир (качественные структуры), предполагая и отрицая его одновременно. В обществе таким же отрицанием продуктивности бытия и формой его сдерживания являются те социальные структуры, которые, например, в марксизме, рассматриваются как порождённые способом материального
производства. Шеллинг в работе "О мировой душе" писал, что о действии отрицательных сил бытия мы можем судить только умозрительно, наблюдая в вещах прежде всего их положительное содержание. Марксизм подходит
к этому вопросу иначе: любая вещь в нём рассматривается как продукт определённым образом организованных отношений, а не как эта вещь, обладающая собственной природой. Но это означает то, что внутри марксизма место продуктивных форм бытия занимают их отрицательные ипостаси. Поэтому и созданные на их основе организационные структуры "гасят" продуктивность бытия, что приводит к гипертрофии надстроечных отношений. Из сказанного следует, что общество возможно лишь потому, что "схвачены" в мысли и ею раскрыты сущностные стороны бытия, которые ограничиваются возникающими на их основе социальными структурами - от производственных до властных.
И чем мощнее социальные структуры, ограничивающие продуктивность бытия, тем богаче и разнообразнее
феноменальный мир. Однако повышение уровня организованности общества сверх некоторой меры сводит на нет продуктивность бытия, что рано или поздно вызывает и оскуднение сферы существованимя. Общество начинает коллапсировать, и его не спасут ни развитая производственная база, ни армия учёных и инженеров, связанных с естественными и техническими науками, поскольку их деятельность противоположна продуктивности бытия, специализирована на создании различных форм сферы существования. По этой же причине включение представителей
творческого труда в жёсткие организационные рамки, казалось бы призванные содействовать их работе, приводит к прямо противоположному результату. Всё это указывает на то, что в каждом культурно-историческом регионе "вещественно-энергетическая деятельность" сферы существования имеет конкретный характер, а применение одних и тех же организационных схем вызывает неодинаковые последствия. Таким образом, в бытии, как целостном явлении выделяются три относительно обособленные сферы: сущности, существования их перехода (граничная), связанная со
становлением качественных структур феноменального мира. Вот эта граничная сфера и является той системой, которая в обществе порождает специфическую группу - интеллигенцию с её образом жизни и типом мышления. Поэтому-то переход интеллигенции в сферу существования приводит к тому, что её мышление оказывается ненужным, а деятельность дезорганизованной. Следовательно, особенности русской интеллигенции необходимо искать в соотношении указанных сфер бытия, в той форме его продуктивности, которая свойственна конкретному культурно-историческому региону. В области соотношения интеллигенции и власти нельзя получить ничего, кроме отрицательных суждений, что вполне понятно. Но на такой основе положительной теории не создать и загадки интеллигенции в целом
(а не только России) не решить, как и проблемы исторической судьбы человечества.
тогда я попросил бы Вас высказаться на самую актуальную для меня сейчас тему: "Котркультура и Гоголь". Про все остальное тоже интересно, но в первую очередь про это, если можно?..
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Увы, недостаточно хорошо знаком с материалами жизни Николая Васильевича...
В 1999 году в Шушенском на научной конференции Пушкин, декабристы, Сибирь мной был сделан доклад Пушкин и контркультура. Маленькая цитата: "Через всё творчество Пушкина проходит проблема противоречия между родовым, целостным человеком (личностью) и частичным человеком, тем или иным типом социального субъекта, порождённого цивилизацией. Развитие личности Пушкина - пример уникального по своим масштабам синтеза цивилизационных и контркультурных ценностей." Думаю, есть основания отнести это и к творчеству Гоголя, тем более, что Николай Васильевич с Пушкиным был в достаточно близких отношениях...
Гоголь всегда стремился услужить власти, его гнали, но он служил и просил у нее подачки. И был очень к ней лоялен. Он от рода ушел, а к цивилизации не пришел. Потому что был более патологичен, чем род и власть. Экзистенция патологии. Это интересно.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Про Пушкина: да не в пасквилях его контркультурность проявилась, а (как минимум) в вызывающем поведении, связи с тайными обществами, политической неблагонадёжности... Что же касается Гоголя, его патология, по-моему - это естественная плата за гениальность.
И вообще почему за гениальность надо платить ВРОЖДЕННОЙ патологией или приобретенной в раннем детстве? Тогда все человечество гениально, по крайней мере, - поскольку оно невротично.
Нет, это аргумент для улицы...
++++++++++++++++++++++++++++++++
Гениальность - фактор не врождённый, а генетически обусловленный, и противоречия
с врождённой патологией здесь нет. Скажу прямо - аргумент для улиц сводить образ великого художника к стерильным социальным нормам, хотя бы потому, что любое творчество принципиально ненормально. Вынужден повторить слова Александра Сергеевича Пушкина: "Врёте, подлецы: он и мал и мерзок не так, как вы - иначе".
Вот что пишет Карл Ясперс в работе О связи шизофрении и творчества: "Дух пребывает по ту сторону противопоставления здорового больному. Но произведения, выросшие на почве процесса, признаваемого болезненным, могут иметь некий специфический характер, являющийся существенным моментом духовного космоса и тем не менее только тогда обретающий существование в реальности, когда указанный процесс создает для этого условия. Обывательски употребляя понятие «больной» для принижения художника или находя его вмешательство в общепризнанные взаимосвязи невежественным, мы становимся слепы к той действительности, которую мы по сей день способны представить себе лишь каузальной и которую никоим образом истолковать не в состоянии, более того, даже затрудняемся в формулировках — быть может потому, что опутаны сетями ограниченных оценочных категорий такого понятийного аппарата, который нас все еще сковывает, тогда как мы уже чувствуем, что он преобразуется в направлении большей широты, свободы и подвижности".
областей чего-бы то ни было. Что касается сравнения Гоголя с
Пушкиным, полностью с вами согласен...
Друзей - нет,любви - нет,карьеры-нет,работы свои закончить не мог...
А есть лишь болячки,недомогания...и проч.
Может,сам Гоголь ничего против этого не имеет(судя по приведенному вами письму,он был непротив услышать о себе так называемую правду).
Но,Валерий,очень вас прошу - хотябы в заключении - ну найдите что-нибудь хорошее! Ну хоть чуть-чуть - помилуйте читателя.