Мы умеем жить в чёрной дыре?

Это статья - впечатление моего знакомого, которое вызвало у меня противоречивое чувство страха, недоумения, оцепенения. И вместе с тем присутствие некого внутреннего согласия с тем, что он захотел нам представить. Интересно ваше мнение. "Мы умеем жить в черной дыре. Одна моя знакомая представила свой внутренний мир как комнату, наполненную неушедшими тенями ушедших людей. А в середине – черная дыра, пространство без опор и ориентиров, пугающее хозяйку комнаты-мира тем, что засасывает. И вопрос её заключался в следующем: «чем заполнить эту пугающую дыру?» И я подумал – для чего заполнять эту дыру? Чтобы больше места было теням ушедших людей? Да, можно строить свой мир из чужих следов. Он будет эклектичен, и трудно понимаем, но зато нет недостатка в строительном материале. А ведь свой внутренний мир действительно приходится строить, ведь «из ничего, ничего не образуется»! Но если не из следов и теней, которыми щедро готова одарить нас культура, тогда из чего? А заодно – для чего нужна культура? Непонятно… – А как устроен сегодня мой внутренний мир? – попытался представить я. И ужаснулся, потому что в моей комнате черная дыра занимала почти все пространство, какие-то ничего не значащие тени жались по краям, а клубящееся в центре ничто легко слизывало их со стен, не оставляя следа! Да и сами стены, и остатки пола были как-то зыбки и призрачны. И очень ненадежны. На мгновение леденящий ужас остановил мои мысли. Но тут же острое понимание того, что мне очень нравится жить замесило очередной парадокс: с ужасом Ничто с одной стороны и наслаждением жизнью внутри этого самого Ничто – с другой. И вслед пришло упоительное осознание моего нежелания ютиться на этих остатках замызганных пола и стен. И осознание, что я всю жизнь живу именно в этом самом Ничто и все время, ежесекундно, создаю новые полы и стены, новые смыслы и ориентиры, создаю сам, создаю из этого Ничто. И я осознал, что совершенно не дорожу старыми полами и стенами, смыслами и ориентирами, созданными мгновение назад, что они мне только мешают, потому что самое сладкое, что есть в моей жизни, это создание нового из ничего! Что по-настоящему жить удается только в этом ничто, где только что созданное мной сразу начинает растворяться и терять смысл, и исчезает, освобождая место для нового смысла и нового открытия. Как только мне нужен новый ориентир, я создаю его из ничего. Как только я создал новый смысл, он теряет для меня смысл, и я готов его отбросить и искать следующий. Как безумная белка из ледникового периода счастливая, падая в бездну в лавине орехов, отталкивается от каждого нового ореха в любом нужном ей направлении так и для меня в Ничто всегда находится смысл для настоящего мгновения. И я счастлив, выхватывая каждый раз новые зерна из холодных завихрений хаоса. Но почему же до этого мгновения темное засасывающее Ничто так пугало меня? Потому что меня так научили. Есть учеба и Учеба, есть учителя и Учителя, есть культура и Культура. Учителя могут Учить делать открытия и открывать смыслы, но учителя также могут и учить не тратить силы на такие открытия, а только правильно пользоваться открытиями других. Одна Культура может быть школой поиска и источником вдохновения, другая культура – просто склад готового китайского ширпотреба, дешевого и одинакового, как мода ПТУшниц. В первой Культуре живут и её создают, вторую – только потребляют. И нужно не упустить момент, когда культурой второго типа нужно перестать пользоваться, когда из читателя чукче пора стать писателем. Когда пора с зыбкого, созданного кем-то другим пола, ступить в пропасть Ничто. И полететь самому, создавая вокруг себя свой тающий и возрождающийся мир. Перестать быть употребителем и стать Создателем. По образу и подобию… И будет нам щастье!"
"Ничто", "Нечто", и "Что" - вот, что заполняет наше жизненное пространство, а остальное все Кафка...
Образ чёрной дыры, по-моему, не следует рисовать, извините за каламбур, исключительно в чёрном цвете. Если поразмышлять над ним, можно увидеть глубочайшую мудрость природы, демонстрирующей тем самым стремление материи вернуться в чудесное, низкоэнтропийное состояние, подобное состоянию сингулярности "до" Большого Взрыва. С образом чёрной дыры, имхо, хорошо сочетаются так же и образы философского камня и нирваны, отнюдь не такие уж и страшные...
Значит это ничто всё-таки нас заполняет? Тогда почему создается ощущение, что оно же и поглащает?
Тогда почему у одних ощущение собственной чёрной дыры вызывает негодование, страх, тревогу. А у других блаженство?
Митрий, согласен - черное не страшно... Freya, Значит это ничто всё-таки нас заполняет? Тогда почему создается ощущение, что оно же и поглощает?" Это поглощение черным наше знание черного, т.е. проекция того, что чернеет и умирает, а смерть - это блаженство...
Страх возможен только по эту сторону шварцшильдовского радиуса, а по ту сторону, надо полагать, сплошное блаженство: сосуд загерметизирован, ничего и никого иного, всё своё, а своё, как известно, не пахнет...
Т.е. для данного автора чёрная дыра некая проекция отживших в нём частей? А можно относиться к этой дыре как к страху смерти? непринятия смерти как неибежно присутсвующей в мире.
Можно, и даже необходимо...
Но тогда это получается невроз. Значит в картине мира данного человека присутствует не смерть как данность, её осознование и принятие, а страх смерти.Бояться того что неизбежно, т.е. смерти это невроз - это невроз неправильно проживаемой жизни.
Вы принимаете не Страх, но Смерть, как Меру всего. Оттсутствие чувства смерти нарушает чувство Меры.
Неправильно проживаемая жизнь может, однако, компенсироваться надеждой на правильно проумираемую смерть...
Если наш герой не обладает чувством смерти как мерой всего это подвигает его к некой ненасытности, постоянному поиску нового, неутолимой жажде, которая может проявляться и в неудержимом сексуальном влечении.
"проумираемую смерть", Митрий - это эпитафия? Можно я возьму это на свою могилу?
"Если наш герой не обладает чувством смерти как мерой всего это подвигает его к некой ненасытности, постоянному поиску нового, неутолимой жажде, которая может проявляться и в неудержимом сексуальном влечении" Фрейя, шшшшшшшшшшшшшшш
Владимир, а разве смысл жизни не в смерти?Surprised
а разве смысл смерти не жизни?
Ну я думаю, что смысл жизни не в том, чтобы правильно проумирать, а в том чтобы зная о внезапности смерти и конечности существования максимально полноценно жить.
Максимально полноценная жизнь не противоречит ли символической жизни, на необходимости которой для психического здоровья настаивал Юнг? Ведь смысл символа - обесценивание объекта...
maitreya, мне понравилась ваша работа в галерее на сайте. Написано автор вы. Впечатление, что некая фигура сидит спиной к зрителям. Одновременная целостность и фрагментарность.
"Тогда почему у одних ощущение собственной чёрной дыры вызывает негодование, страх, тревогу. А у других блаженство?" Может потому, что одни живут в "линейном времени" и смерть для них означает "исчезновение всего". А другие понимают (возможно, на интуитивном уровне), что за Смертью следует Рождение и принимают этот цикл?
"Неправильно проживаемая жизнь может, однако, компенсироваться надеждой на правильно проумираемую смерть..." Хорошо бы еще критерии знать...
"Хорошо бы еще критерии знать..." ++++++++++++++++++++++++++++++++++ Способность к уподоблению. ©
"Тогда почему у одних ощущение собственной чёрной дыры вызывает негодование, страх, тревогу. А у других блаженство?" "дыра" - архетипическая мизансцена, на фоне которой можно сыграть как эдипову трагедию, так и чеховскую комедию...
"Способность к уподоблению." ++++++++++++++++++++++++++++++++ "Человек всмотрелся в свои уравнения и заявил, что Вселенная имела начало. В начале был взрыв, сказал он, назовем его "Большой Взрыв", так и родилась Вселенная. И она расширяется, сказал человек. Он даже вычислил продолжительность ее жизни: десять миллиардов обращений Земли вокруг Солнца. И весь мир был счастлив; все решили, что его вычисления - это и есть наука. Никому не пришло в голову, что, предположив, что Вселенная имела начало, этот человек просто следовал синтаксису своего языка - синтаксису, который требует начал вроде рождения, развитий вроде созревания и завершений вроде смерти. Так утверждается реальность. Вселенная когда-то началась, а теперь она стареет, заверил нас тот человек. И она умрет, как умирает все, как умер он сам, после того как подтвердил математически синтаксис своего родного языка." Цит. по Карлос Кастанеда. Активная сторона бесконечности. М.: София. 2007.
Нет, весь я не умру... А.С.Пушкин
С юмором порядок. С чувством меры тоже. А где смысл данного обмена репликами? Уходит в сторону.
А смысл сугубо индивидуален и требует некоторых усилий для появления в сознании, связанных либо с медленным и вдумчивым перечитыванием статьи Коробова, в которую, по-видимому, вы не стали углубляться, либо с
употреблением психоактивных веществ в соответствии с методологией Карлоса Кастанеды...Wink
Пальцем в небо Вы попали, уважаемый maitreya. Претендуем на роль гуру? Или учителя "подлинной мудрости"? Наверное, и дипломчик соответствующий есть? Тогда специально для Вас Цит.: "Точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания. И она приводит неизбежно к материализму, отбрасывая с порога бесконечные измышления профессорской схоластики. Конечно, ... критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления. Этот критерий тоже настолько "неопределенен", чтобы не позволять знаниям человека превратиться в "абсолют", и в тоже время настолько определенен, чтобы вести ... борьбу со всеми разновидностями идеализма и агностицизма". В. И. Ленин. Материализм и эмпириокритицизм. М.: Изд. Политической литературы. 1967 г. С. 127. Кстати, а какова методология Карлоса Кастанеды?
Мдя... Как у тезки все было запущенно...
LaughingСупер! Применяя методологию Кастанеды можно вести не только "борьбу с проявлениями..."