Приветствую, уважаемые юнгианцы!
Хочу просить о помощи - нужен профессиональный юнгианский взгляд на символику снов моего клиента.
1 сон: клиент находится недалеко от своего дома, зимней ночью, при этом он голый, только в простыню завернутый. Чувство страха и сильной тревоги, но не по поводу своей наготы, а по поводу отсутствия у него при себе паспорта и других документов. К. начинает пробираться к своему дому по узкому лабиринту между разноцветными машинами, но уже перед самым подъездом вдруг видит на другой стороне тротуара черную мужскую фигуру с бледным лысым черепом, черными глазами и отсутствием нижней челюсти. Фигура неподвижна, но взгляд этого существа прикован к К, и пугает его очень сильно. К. замирает на месте - тут мимо проезжает автомобиль, в котором сидит женщина (за рулем или нет, он не понял, просто ее увидел через стекло). Его увлекает вслед за автомобилем, причем в руке у него оказывается зажата нижняя челюсть этого черного субъекта. Он держится за нее, как за вырост на капоте машины. Но движение авто очень медленное, оно все равно не спасает его от взгляда фигуры в черном, и К. понимает, что ему никуда никогда не скрыться от этих глаз. На этом сон оборвался.
2 сон: К. находится перед старинным зеленым шкафом, открывает его дверцы и обнаруживает с обратной стороны ползающих насекомых с крыльями, похожих на крупных лесных клопов, но при этом зеленых, как шкаф, и пушистых. Откуда-то он слышит, что это личинки, которые должны скоро стать маленькими и улететь. Их созерцание вызывает неясную тревогу и страх. Далее К. оказывается в своей квартире, в ванной, наполненной водой так, что вода переливается через края. В воде плавает черный плед (как уточнил клиент, такой плед лежал на диване, где умерла его прабабка), а сверху - уже вылупившиеся из зеленых личинок насекомые (жучки без крыльев). Теперь они телесного цвета, причем тельце у них раздваивается так, что напоминает ноги. Одно насекомое раздавлено, другое смотрит на К. глазами черной фигуры из 1 сна. Это снова повергает К. в состояние ужаса.
3 сон: К. наблюдает за человеком. который умирает от чумы. У того выпадают зубы, и К. понимает, что сам тоже заражен и обречен умереть. Вскоре и у К. начинают выпадать зубы - сперва один, а потом все разом. Основное переживание - несправедливость такого скорого финала, обида.
Во сне К. часто скрипит зубами, а во время просмотра первого из описанных снов проснулся с криком.
Заранее признательна за комментарии. Если нужна какая-то уточняющая дополнительная информация о клиенте и его текущей ситуации, напишу.
3 сон: К. наблюдает за человеком. который умирает от чумы. У того выпадают зубы, и К. понимает, что сам тоже заражен и обречен умереть. Вскоре и у К. начинают выпадать зубы - сперва один, а потом все разом. Основное переживание - несправедливость такого скорого финала, обида.
=======
Плохо . Неутешительный прогноз. Предпринимаемые меры не дают результата.
2 сон: Начинать надо с прабабки. Весь антураж сновидения говорит о "семейном проклятии" ....... по женской линии.
На поверхность БСС всплывает прабабкин плед.
Личинки в .... материнском чреве зеленого шкафа...Когда они вылупятся ... они смотрят глазами черного человека. То есть черный человек и есть это насекомое, он выношен в семейном материнском чреве.
Следовательно , несколько поколений женщин в этой семье оказывают губительное влияние на своих мужчин. Женщины этой семьи ( и матери и невестки/жены) формируют из них "черных мужиков с бледным лысым черепом и отсутствием нижней челюсти".
А вы давно смотрели "Блейд 2"?
Там вывели новую форму вампира , бледный лысый череп , черная одежда , отсутсвие нижней челюсти. Это не оттуда случайно?
Ощущение от снов:
У сновидца проблемы с идентификацией себя как мужчины.
Что касается первого:
Конечно, нужно уточнить, какие ассоциации пробуждают у сновидца такие символы как волосы, челюсть, зубы, черные глаза. Лично для меня они прежде всего связаны с жизненностью, силой вообще и силой воли в частности (челюсть). Волосы (или их отстутствие) у мужчины вызывают в моём воображении в первую очередь мотивы мифа о Самсоне, потерявшего свою силу (мужественность) с потерей волос.
Сам образ черного человека – лысый череп, черные глаза, отстутствие нижней челюсти – хоть и устрашающий, но какой-то безжизненный, как-будто мертвый. Символ смерти? А ЖИЛ ли этот человек, в смысле сновидец? Или только и делал, что следовал каким-то установкам? Ведь это какой-то ЕГО аспект предстал перед ним в сновидении. И переживание об отстутсвии документов выявляет страх расстаться с жившимся о себе представлении (персоне). Факт скрипения зубами во сне, как правило, говорит о всё время подавляемой агрессии или о неумении её правильно (адекватно) канализировать (выражать).
Челюсть (сила воли) как вырост на капоте почему-то представилась как приросшая ракушка, моллюск. Раз приросшие ракушки отдирать очень сложно. Какая-то очень крепкая связь просматривается между сновидцем и женским образом (Анимой?), который его увлекает совершенно безвольного.
Приветствую Вас, Руслана!
1 сон: Недалеко от дома ночью - значит в окрестностях индивидуального бессознательного, по всей видимости в области теневых содержаний. Голый в простыне ассоциируется с находящимся в теменосе проходящим обряд инициации, то есть перехода от одного статуса к другому. Отсутствие паспорта - намёк на нелегальность, несанкционированность пребывания сновидца в данной области психики. Нижняя челюсть функционально ортличается от верхней своей подвижностью, следовательно, неподвижная черная мужская фигура с бледным лысым черепом - это, так сказать, статический аспект Тени, то есть её архетипический аспект. Проезжающая на автомобиле Анима, как и положено этому персонажу, связывает сновидца с содержаниями архетипической, коллективной психики, а то, что непонятно, за рулём она или нет, только добавляет правдоподобности этому образу, ведь Анима и не должна обладать личностными, отчётливыми чертами. То, что сновидец держится за нижнюю челюсть теневого образа в контексте вышенаписанного подчёркивает необходимость сотрудничества Эго с динамическим, компенсаторным аспектом Тени. Медленное движение авто может указывать на погружение сновидца вглубь психики, где действительно, время начинает течь медленнее...
2 и 3 сны, по-моему, намекают на сильную зависимость сновидца от чего-то в прошлом, возможно, того, что называют в оккультных кругах "родовой кармой". Морфогенез стадий развития насекомых неплохо иллюстрирует процесс трансформации и созревания кармических плодов. Ну а ноги - это общепринятый символ прошлого, на которое опирается настоящее. Зубы, вообще говоря, олицетворяют связь с предками, а их выпадение может означать то, что сновидец утрачивает связь со своей инстинктивной стороной и подвергает себя опасности заболевания чумой рационализма (в смысле того, что Юнг критиковал как парадигму современного цивилизованного человека)...
Поискала из любопытства миф о Самсоне "Потеря чудесной силы (или гибель) в результате женского коварства"
И что интересно: там не только про волосы, но и про челюсть и про черные глазницы! ;)
"Волосы (или их отстутствие) у мужчины вызывают в моём воображении в первую очередь мотивы мифа о Самсоне, потерявшего свою силу (мужественность) с потерей волос". ++++ Очень верное наблюдение, Аспирина! Однако борода-то с усами с лихвой компенсирует лысоголовую андрогинность. Вот Вам, фор экзампл, корешок амбивалентности, внутренней противоречивости любого более-менее объективного носителя проекций Анимуса в текущую историческую эпоху: от Гоши Куценко и Фёдора Бондарчука до старого доброго Александра Розенбаума (буддийская шутка)...
Однако борода-то с усами с лихвой компенсирует лысоголовую андрогинность. Вот Вам, фор экзампл, корешок амбивалентности, внутренней противоречивости любого более-менее объективного носителя проекций Анимуса в текущую историческую эпоху: от Гоши Куценко и Фёдора Бондарчука до старого доброго Александра Розенбаума (буддийская шутка)... ***************************** Дык, на мой женский взгляд, мужчине, у которого всё в порядке, то есть есть контакт, с маскулинностью, не нужно ничего ничем компенсировать К сожалению, ни Фёдор Бондарчук, ни Александр Розенбаум (с Гошей не знакома) не являются для меня образчиками ни маскулинности, ни андрогинности
"К сожалению, ни Фёдор Бондарчук, ни Александр Розенбаум (с Гошей не знакома) не являются для меня образчиками ни маскулинности, ни андрогинности".
+++++++++
Что свидетельствует, по-моему, скорее о том, как "страшно далеки" Вы "от народа", чем о том, что современное телевидение и шоубизнес играют втёмную...
Что свидетельствует, по-моему, скорее о том, как "страшно далеки" Вы "от народа", чем о том, что современное телевидение и шоубизнес играют втёмную... ********************** Всё может быть. А может быть просто мои живые образчики маскулинности, а их в моей жизни встречалось пока только двое, страшно далеки от приведенных вами примеров, вполне возможно, очень близких народу Но это не мешает ни им (моим образчикам), ни мне принимать всех остальных такими какими они есть
К тому, что клиент находится в области Тени бесспорно.
"недалеко от своего дома" - так и напрашивается ассоциация "не все дома", думаю и потому, что незря у вас такая тревога в отношении его. Весь образ сновидения вызывает ощущения ползания мурашек по телу.
"Зимняя", - говорит о внутренней "замороженности, холодности", , т.е. об ощущении состояния своей внутренней реальости. "Ночь" - противоположность свету, т.е. сознанию.
"Голый" - нет чувства защищенности, кроме простыни - ассоциация с ребенком закутанным в простынь (регрессия) и возможно это возврат в то время когда возникла проблема, с которой ваш клиент столкнулся в насоящем.
Отсутстствие документов, т.е. отсутстствие идентификации, социального лица, нет подтверждения "личности", которые он возможно и "потерял" и это его больше всего беспокоит. Человек без документов лишается прав на существование, т.е. официально его нет (человек неведимка или еще ассоциация -простыня -белая сауна(?), в которую заворачивают мертвецов, простыня скрывает половую принадлежность).
Затем начинается процесс движения по лабиринту между символами цивилизации (машины, замечу, что в этот момент появляются краски - машины цветные). Путь следования - к своему дому - к своей идентичности, к своим "корням" . (Что для него значит его дом?)Но этому препятствует его теневая часть, которо он смог взглянуть в глаза, ужаснуться и впасть в ступор (невозможность двигаться свидетельствует о том, что соро придется столкнуться с проблемой). "Череп" - словно он заглянул смерти в глаза. ( есть ли у него какието фобии или фантазии связанные со смертью?). Еще"... голова символизирует сознание..., с глазами в качестве руководящего органа - является "верхним принципом", тесно связана с помощью, оказываемой герою тем, что называем "небом". "..Голова и глаза выступают как символы мужской и духовной стороны сознания, "неба" и солнца...".
Женщина в машине - на мой взгляд символизирует недоступнуя для него феминную часть , т.е. его чувства. Она проезжает мимо (нет контакта) и он может ее видить только через стекло-преграду. Но все равно, она "увлекает" его за собой. Хотя К. пытается убежать (означает, что вы закрываете глаза на существующую проблему), он все таки смог прокантактировать с частью Тени, т.е. с челюстью (кстати, она помагала ему удерживаться на ногах). Конец сна обнадеживает тем, что ваш клиет РЕШИЛСЯ не избегать свою теневую часть. Этим и воспользуйтесь. Я бы использовала активное воображение в продолжении этого сна. Он уже не имеет сил убегать от самого себя.
О следующем сне постараюсь написать завтра.
Наверное, мне все же надо было указать сразу - у клиента вообще проблемы с гендерной идентификацией. Биологически это женщина, но самоидентичность при этом стремится к мужской (по типу трансгендера FtM). Но и с маскулинностью большие проблемы. Т.е. клиент не может в полной мере реализоваться в социуме ни как мужчина, ни как женщина.
Вопрос, следующий из вышесказанного: как определять в случае гендерной дисфории Аниму и Анимуса? У трансгендера присутствует и то и другое или же гендер, соответствующий биологическому полу вытеснен в Тень, а его место занимает негативный архетип противоположного пола? Или действуют оба архетипа, но опять же в негативе, в конфликте между собой или в самоотрицании?
Любопытно, что в предыдущих комментариях внимание участников сфокусировано именно на частных аспектах символики сновидения, на деталях, будто этот материал сновидения очень разрозненный, и комментарии выглядят преимущественно "работой интеллекта". Такого рода реакции,вероятно, характерны и для терапевта в работе - включить разум, уйти от жутких аффектов и сильнейшего расщепления психики клиента, защищаться от отчетливого привкуса безумия и мертвенности этой несчастной души.
Тем не менее, можно попытаться рассмотреть все три сновидения в их взаимосвязи. В 1 и 2 сновидениях появляется, так сказать, "всевидящее око", что является неотъемлемой и характернейшей символикой пограничного состояния сознания (см. египетскую мифологию - Осирис и Сет). То есть на грани жизни и смерти. Психика так сильно расщеплена, что этот, ранее помогавший выжить, защитный механизм теперь, в своей чрезмерности, приближает к "смерти" и лишь приумножает мертвенность и отчаяние.
Еще одна тема в 1 и 2 снах - тревога по поводу собственной идентичности, по разным причинам у клиентки на данный момент нет удовлетворительного образа себя ни по внешним, ни по внутренним критериям. Человек будто совсем не уверен в том, кто он - человек ли, женщина ли, мужчина ли, какой именно...
Есть о чем тревожиться - психотической мощности страх потери себя в этом мире, дезориентированность...
Есть и то, что точно известно клиентке - ощущение собственной ничтожности и уязвимости, отвергнутость "нормальными людьми" (насекомые).
Самая больная тема, проходящая неявным "повышенным радиационным фоном" по всем трем сновидениям - невыносимые, опустошающие и разрушающие эмоциональные бури, и в 2 сновидении явный запрос на "контейнирование" терапевтом (например,вода через край из ванны). Выпадение зубов - рассказ о том, с каким трудом и как клиентка справляется с яростью и гневом, переполняющими ее, - "поворот на себя" (обиды), соматизация.
Очень сочувствую и терапевту, и клиентке, ситуация тяжелая, но если будет удаваться удерживать хотя бы иногда эмоциональный контакт в аналитических отношениях, дело может пойти на лад.
С уверенностью можно предположить, что очень важны темы (и они, как правило, снова и снова звучат в сновидениях), от обсуждения которых всегда хочется уходить, - деструктивность зависти клиентки к терапевту, саморазрушительное поведение клиентки и зависимость от терапевта.
Руслана, так клиент, по-Вашему, мужчина или женщина? Как Вы его (её) видите? Извините, из Вашего описания сновидений непонятно. Что касается сосуществования Анимы и Анимуса, по-моему, это нормально. Насчёт Тени не соглашусь, и вот почему: в норме у женщин Анима становится ядром Персоны, а у мужчин - Анимус. Дело в том, что функция и Анимы/Анимуса, и Персоны - быть посредником. В психической структуре Анима/Анимус опосредует отношения между Самостью и Тенью, а Персона - между Эго и внешним миром. В этом контексте то, что "сновидец" голый и без паспорта указывает на проблематичность Персоны (что я, не имея информации о том, как всё запущено, принял за нормальный обряд перехода). "Размытый" женский персонаж за рулём - то ли Эго сновидицы, уезжающее (редуцирующееся) вглубь архетипической психики, то ли Анима, вместо того, чтобы быть экстравертированной в качестве Персоны, становящаяся "челноком" и обнажающая тем самым пустое место, мёртвый архетипический фаллос (без нижней челюсти невозможно нормальное питание, то есть функционирование) претендующего на персональный статус Анимуса, в то время, как Эго не в состоянии сосуществовать с Тенью и увлекается Анимой вниз, вглубь психики... В любом случае, по-моему, необходима серьёзная проработка образа отца, то есть я утверждаю тем самым тезис: транссексуалами не рождаются... Во втором сновидении в уточнённом Вами контексте, по-моему, так выражает себя страх перед деторождением и отчуждённость (как и в первом и третьем сновидениях) от инстинктивного компонента психики, а в третьем сновидении подчёркивается неспособность лишённого психодинамического аспекта (проще говоря, притока либидо) Анимуса олицетворять Персону...
Может дело не в "клиенте" , а вас? :)
Перенос, контр пернос.
Она для вас существо мужского рода , иначе чем "клиент" вы ее не называете , а она - клиентка .
Вы с собой определитесь .
Sorella, согласна с вами. Была знакома с аналогичным случаем. Очень длительный отрезок времени терапии, и не было компонента зависти. Зависимость да, была. На мой взгляд, исцеление в таком случае за пределами человеческого разума, слишком сложные перепитии в бессознательном. Понадобится долгое время, эмоциональный контакт и много отдачи...слишком много, по нашим временам.
И смотря какой возраст клиентки.
Наверное, мне все же надо было указать сразу - у клиента вообще проблемы с гендерной идентификацией.
**************************
Нет, не надо было :) Так получилось натуральнее. Зная всю информацию, я бы даже не осмелилась что-либо комментировать.
Руслана, мне не совсем понятно, какие именно проблемы у вашего клиента: проблемы с гендерной идентификацией или половой принадлежностью? Гендерные установки они ведь достаточно подвижные и относительные. Это социально-культурные, насаждаемые веками роли, но они не являются чем-то внутренне присущими тому или другому полу. С физиологией же бороться сложнее, да и то в последние годы стало тоже вполне преодолимым (смена пола, например). В той или иной мере многие ведь ищущие целостности личности переживают эти гендерные противоречия. Не всегда и не всем просто идти наперекор вбитым гендерным установкам. Освобождение от этих ролевых ограничений является всего лишь первым этапом на пути поисков целостности или андрогинности.
Девичий ... черный человек.
Страшный анимус ... он на нее претендует.
Так страшно , что лучше одеваться как мужчина , говорить как мужчина , что бы ни у кого из мужчин не возникло даже тени вожделения. Мне кажется что эта мужеподобность/мужеуподобляемость - маскировка. Это гарантия сохранения девичества. Только чем лучше она это выполняет , тем больше она входит в роль этого ... черного ...лысого. А его-то она и боится.
Все-таки надо копать семейные легенды , семейную мифологию.
Лао дзы писал : к жизни ничего нельзя добавить , можно только освободить.
И дорога указана Мерзкие Лысые Беззубые вылупляются в семейном шкафу и живут первое время ( пока у них ножки не вырастут ) на бабушкином пледе.
Проблема в том что клиетнку не удовлетворяет ни то , ни другое.
Быть женщиной страшно - нападет черный , глазастый.
Быть мужчиной противно - облысеть , потерять зубы ...сама себя бояться станешь.
"Быть мужчиной противно - облысеть , потерять зубы ...сама себя бояться станешь". ++++ Да уж, объективное и непредвзятое у Вас представление о мужиках, ничего не скажешь...
"Размытый" женский персонаж за рулём - то ли Эго сновидицы,..., то ли Анима, вместо того, чтобы быть ... в качестве Персоны, становящаяся "челноком" и обнажающая тем самым пустое место, мёртвый архетипический фаллос...Анимуса, ...Эго не в состоянии сосуществовать с Тенью..."
С моей точки зрения, это образ терапевта, защищенного (изолированного) и даже не уходящего, а "уезжающего" от эмоциональной реальности клиентки.
Мне кажется, maitreya, Вы слишком хорошего мнения о структуре личности этой клиентки. Похоже, что ни одна структурная часть не имеет более - менее очерченных контуров, одно плавно просачивается, сливается и сплавлено с другим: Эго инфицировано Тенью, еще не отделившись от Самости, да и то от ее темной стороны. Лишь зыбким пунктиром намечено то, что на невротическом уровне мы называли бы привычными терминами. В ходе каждого эмоционального шторма конфигурация меняется (это как взбалтывать эмульсию то сильней, то слабей).
"В любом случае, по-моему, необходима серьёзная проработка образа отца,"
Личность настолько архаична, что нет еще отца даже в потенции, идея - будто почкованием размножается, и идеи пола нет тоже (только асексуальная антилюбовь матери и дитятка). Отношения, в которые вступает такой человек, как правило, диада, относительно равноправный симбиоз (в лучшем случае) или паразитирующее слияние. Терапевту навязывается через мощнейшую проективную идентификацию роль всемогущей (фаллической) матери-божества, порождающей и убивающей, и этому очень трудно противостоять.
С образами работать вообще не представляется возможным на первом году терапии - они фактически иллюзорные (бредовые) до-символические объекты, и при контакте с ними Эго клиента просто подавляется ("затапливается").