Радмила Моаканин. Психология Юнга и буддизм.

Весь текст можно скачать здесь:
Радмила Моаканин. Психология Юнга и буддизм.
 

О чем эта книга:

"Один из основных вопросов, которые я хотела бы рассмотреть, заключается в следующем: если обе традиции  [имеется ввиду буддизм и аналитическая психология - прим. Чиффа] развивались в различные эпохи Истории, в очень разных социально-культурных условиях и в очень отдаленных друг от друга регионах мира, не являются ли они такими разными по самой своей сущности, и не имеет ли их пси­хологическая и этическая ценность значение лишь для тех народов, в лоне которых они получили свое развитие? Или же возможно примирить эти две традиции, «соеди­нить близнецов вместе», скрестить обе сущности, осуществить такой синтез результатов, методов и мудрости обеих систем, который — отвечая потребностям и удовлетворяя условиям современного общества — вышел бы за географические пределы?

Другие затрагиваемые мной вопросы звучат так: не опасно ли позволять западным людям практиковать восточные традиции, установившиеся очень давно и глубоко укоренившиеся в свою первоначальную культуру? Не будет ли опасно так просто пересаживать духовную дисциплину одной культуры на другую — с Востока на Запад — как и в обратном направлении, когда западная промышленная техника внедрялась в так называемые «малоразвитые страны игнорируя туземные нравы и профессиональные обычаи, подвергая суровому испытанию психологическое равновесие местного народонаселения? А вдруг эти возможные опасности являются еще более принципиальными, как например те, что были знакомы алхимикам, предостерегавшим: опус будет, «как смертельный яд»: не только для тела, но и для разума.

Итак, какие предосторожности и защитные барьеры нужно иметь в виду, приступая к изучению и практике  точной духовной дисциплины, которую держали в секрете в течение веков и только-только открывшуюся западному миру?

Итак, занимались ли К. Г. Юнг, алхимики и тибетские буддисты поиском одной и той же единственной истины — Самости, Философского камня, Просветления? Имеется ли в их работах общая основа, таящая в себе универсальную ценность, если ее правильно понять и применить или практике?

Имеется ли знаменательное совпадение в пророчестве V111 века: «Когда в небе будут летать стальные птицы, тибетцы покинут свои дома», сбывшемся в том самом (XX) веке который должен был дать нам К. Г. Юнга?

Я постараюсь рассмотреть здесь главные аспекты юнгианской психологии и тибетского буддизма. Речь идет о темах огромного масштаба и великой сложности, как в теории, так и на практике, и на эту тему уже были опуб­ликованы значительные труды. Поэтому мое исследова­ние ограничено некоторыми вопросами, которыми занимался Юнг, и отношением алхимии к своим собственным результатам. Разговор о буддизме сосредоточится на тант­рическом буддизме и его соотношении с юнговской психологией. Но мне было бы трудно рассматривать тантрический буддизм в отрыве от более обширного кон­текста тибетского буддизма вообще. Поэтому я также даю краткий очерк тибетского буддизма. Я избрала тему тант­рического буддизма и его взаимоотношения с юнгианской психологией, потому что эта частная форма буддизма представляется мне наиболее тесно связанной с вопроса­ми и проблемами, которые занимали Юнга на протяже­нии всей его жизни,— и, прежде всего, процесс расшире­ния сознания и духовного преображения. Юнг описывал этот процесс как «замечательный опыт становления созна­нии, предоставленный природой человеческому роду, ко­торый объединяет в общую задачу самые разнообразные культуры»....