Анимус и Анима родителей

|
Итак. Тема про влияние Анимуса матери и Анимы отца. Про то, как и насколько они влияют на детей и как, уже выросшие дети могут выйти из под влияния родительских теней, в общем, про отделение от родительской темы. Тема вышла из обсуждения http://www.jungland.ru/node/5000 , всячески приветствуются ссылки на соотв. литературу.
да было бы полезно и очень приятно если бы форумчане поделелись своим опытом ... для меня это выглядит как некая био-социальная задача не решонная в рамках одного поколения нерешонные био-социальные задачи приводят к депресии только они бывают еще по своей природе нерешаемые вовсе данную задачу ( удачно выйти замуж искренне и честно ненавидя мужчин ) передают по наследству У наследника выбор не богат 1) придерживаться завета и жить неудачником 2) оскорбить память родителей достигнув успеха
2Лиса Вероятно эти суровые мысли родились у вас после обсуждения предыдущего сна.))Вернусь немного к этому)) Если человек настолько захвачен комплексом, не видит его и комплекс деструктивен, разрушает жизнь-причем –энергия переходит на уровень тела(операция на ногах) Это говорит о том, что эго и сознание никак не работают в этом направлении. И это проблема развития данного человека. По-другому она в данный момент не может, не умеет. Сделать за нее ничего нельзя. Только помолиться, чтобы Бог помог.
Просто мысли вслух) Вообще с анимой и анимусом все конечно не так просто. Это не персона и даже не тень)) Мне кажется, что невозможно говорить об анимусе и аниме серьезно, если у человека нет потребности во внутреннем развитии.( причем такая потребность должна стать насущной и важной) Они функционируют как мост или дверь ведущая к образам коллективного бессознательного, в самую глубину души. Мне иногда- кажется, что это очень похоже на ангелов в религии.))Родители, конечно, оставляют свой отпечаток и здесь -но все таки это очень «свое»(и одновременно, очень удаленное))) Их можно заметить в проекции на человека, который в значительной мере несет ее черты и свойства. Причем, мне кажется, что это не столько сексуальность тела ,сколько сексуальность души.(образ вечного возлюбленного).-«Свиданий наших каждое мгновение мы праздновали как богоявление -одни на целом свете…»(А.Тарковский «Первые свидания»)
Почитай Юнга "Парацельс". Ставить вопрос про анимус-аниму родителей не верно. Почему: 1.Анима-анимус-внутренние комплексы психструктуры.Они воздействуют на человека изнутри, а уже вся структура человека ,преобразовав нечто, реализуется вовне.Например, у человека есть сердце, оно гонит кровь, вовне оно не выступает, но от его работы многое зависит. 2.Родители в свою очередь чьи-то дети, внуки, мужья, родные.И анимус-анима не воздействуют отдельно на социальные роли(персоны) или субличности. В противном случае получились бы анимы уборщиц или анимус тестя. 3.Анима-анимус - умозрительные(виртуальные) комплексы общего характера. Их задача - связывать бессознательное субъекта с его же сознательным. Родительская тень (в вашем вопросе) это совсем иной вопрос. "Отделение от родительской темы"(сепарация)это также иной вопрос. В итоге: начни изучение юнговской структуры психики с "Тавистокских лекций". Они есть в библиотеке ЮнгЛенда.
Сложно не согласиться с Вами, Петр. Да, Вы правы про Аниму и Анимус, но вопрос мне, как социальщику, видится немного под другим углом. Фигуры родителей - это значимые фигуры в жизни каждого из нас; даже если родителей нет - их заменяют родственники, воспитатели, или иные взрослые, с которыми тесно общается ребенок. Я бы взяла на себя смелость переформулировать вопрос так: в какой степени осознанность/неосознанность родителем психического комплекса, названного Юнгом Анима/Анимус, влияет на его поведение по отношению к ребенку? Как это бессознательное воздействие воспринимается самим ребенком (а впоследствии - взрослым человеком)? "Как мать для сына, так и отец для дочери оказывается первым, на кого фактор, содержащий проекции, накладывает их. В результате возникает существенное психологическое различие между мужчинами и женщинами, и я соответствующим образом назвал фактор, отвечающий за создание проекций у женщин, словом "анимус", что означает "разум" или "дух". Анимус соотносится с отцовским Логосом, так же как анима - с материнским Эросом." (Юнг) В цитате речь идет о детских проекциях в отношении родителей, но сами дети при этом не становятся ли таким же объектом для проекций? Из работ по детской психологии, по психологии пола (гендерной психологии), да и просто из наблюдений за собственными детьми следует, что ребенок не сразу сознательно идентифицирует себя как мальчика/девочку, хотя, например, Бардо Тхёдол утверждает, что ребенок изначально, уже в момент зачатия, "знает" свой пол, и впоследствии только заново "открывает" его для себя. Юнг, насколько я понимаю, придежривается этой точки зрения, не исключая, однако, фактор влияния среды. А социальная среда ребенка - это его семья, близкое окружение. Что проецируют на нас родители? Как мы, дети, ощущаем (переживаем, осмысливаем - пока не нашла точного слова) эти проекции? Как проецируемое содержание определяет наши дальнейшие действия? О себе могу сказать, что не так давно, когда я приехала к родителям поздравить их с моим тридцатилетием, отец обронил фразу, которая глубоко меня потрясла. Он сказал: "Ты всегда и везде пробивалась сама. Я всё ждал, когда же ты спасуешь, прибежишь за помощью? А ты просто шла и делала то, что считала нужным." И в тот момент я поняла, откуда у меня такое фатальное ожидание неудачи (безотносительно области деятельности) и почему, действительно добиваясь результатов, я всегда в последний момент "срывалась" и происходил откат. То неверие в себя "родилось" из неверия в меня отца, которое, надо сказать, до той фразы ни разу не было вербализовано, но тем не менее, каким-то образом неявно следовало из всего его поведения по отношению ко мне и к матери. "Действие анимы и анимуса на эго в принципе одно и то же. Это действие крайне трудно устранить, ибо оно, во-первых, обладает необычайной силой и мгновенно наполняет эго-личность несокрушимым чувством правоты и праведности. Во-вторых, исходная причина этого действия оказывается спроецированной и представляется заключенной в объектах и объективных ситуациях." В каких ситуациях эго-личность бывает наполнена "чувством правоты и праведности"? Как это проявляется в поведении? ********************************************************** нет луны в воде
"Анима и анимус являются особо важными архетипическими фигурами. Они, с одной стороны, принадлежат индивидуальному сознанию, а с другой - укоренены в коллективном бессознательном, образуя таким образом связь, или мостик, между личным и внеличностным, сознательным и бессознательным. Именно из-за того, что первый выражает фемининное, а второй - маскулинное, К.Г. Юнг и назвал их анимой и анимусом соответственно. Он рассматривал их как функциональные комплексы, действующие компенсаторно к внешней личности, т.е. ведущие себя так, как если они были внутренними личностями и выражали характеристики, недостающие у внешней или проявленной сознательной личности. У мужчины это фемининные характеристики, а у женщины - маскулинные. В норме обе части присутствуют в некоторой степени, но им не находится места в направленном вовне функционировании личности, потому что они нарушают ее адаптацию и установившийся образ себя. Однако черты этих фигур определяются не только латентными сексуальными характеристиками, которые они представляют; они обусловлены жизненным опытом личности с представителями противоположного пола, а также коллективным образом женщины в психике отдельного мужчины и коллективным образом мужчины у женщины. Эти три фактора в совокупности формируют качество, которое не является только образом или только опытом. Они дают целостность, которая не управляется в своей активности другими психическими факторами. Анима и анимус ведут себя так, как если бы они были самостоятельным законом, вмешиваясь в жизнь человека подобно чужеродной силе; иногда это вмешательство благотворно, иногда мешает, а иногда – по-настоящему разрушительно. Так что у нас есть все причины для того, чтобы заняться этими психическими образованиями и попытаться понять, как они на нас действуют." Э.Юнг "О природе Анимуса" Мне тоже кажется, что родитель и вот этот "мостик" внутри него фактически является выразителем коллективных установок принятых внутри семьи, рода и эти негласные установки воздействуют на детей, нередко входя в противоречие с сознательными,озвученными посланиями (как описала Чиффа), а иногда вовсе сводя их на нет.
Еще наверно влияние Анимы и Анимуса родителей не совсем есть влияние этих комплексов,если можно так выразиться,а происходит влияние всей совокупности и вселенной обозначенной фигурами пары родителей,с их комплексами,мечтами,страхами и непрожитыми жизнями.И непрожитое в жизни родителей это уже фон для влияния на ребенка,несказанное и недосказанное витает в воздухе отравляет,лечит,калечит и прочее и ребенок это все впитывает,которого врядле,но скорее никогда не обманешь,и все это впитывается как губка,поэтому и Анимус и Анима здесь наверно тоже есть,и в тоже время их нет,но есть как данности и приложения к целому спектру личностей родителей,которые сперва как боги со временем начинают терять свою богоподобность и сказочные способности,которые видел младенец когда то.И потом за образами реальных Отца и Матери кроются еще и коллективные архетипические образы Великих Отца и Матери,от которых наверное и более всего и падают тени,как от гигантских крон.Так же на фоне реальных родителей со временем формируется и Сверх-Я ребенка,которое сложно определить как личностное или врожденное и коллективное,но скорее максима здесь пополам,об этом тоже нельзя забывать,а то вдавание в Аниму и Анимус походит в смотрение в одну точку.Поэтому наверно основные тени ни от Анимы и ни Анимуса,но от глубинных архетипических образов Великих Отца и Матери,а также спектра личностей,климата и атмосферы семьи.(Кстати такая мысль даже появилась,что именно архетип Великой матери становится своего рода образом или калькой для списывания части ее образа для Анимы сына,это как идеи гностиков о Софии в этом плане,тем более Великая Мать есть символ бсс-го вообще,но это мысли вслух не более на уровне примитивности ощущений..Личнстную парадигму этих образований я все же считаю тоже весьма вероятно,хотя сам себя могу упрекнуть с какого черта я все это могу говорить и говорю?Опыт?Знание?Черту скажу черт его знает...).Потом и у ребенка со временем обозначится конкретно внутренний проводник,хотя конечно он может наверно быть списан и взят за образец у одного из родителей,но это гиганский вопрос и территория и тем более теория...Но что бы выйти из этих теней ребенку как семени их и от дерев их,предстоит перерости и стать деревом намного выше,хотя бы на милиметр,но хватит ли воды и далеко ли ветер унесет семена от корней своих показывает время и конечно же климат,который сейчас реально меняется жара еще та...Хотя черт побери можно было сказать в двух словах...
Моя мама совершенно не помнит своего отца, погибшего на фронте, в связи с чем ощущаю на себе проекцию её анимуса: моя любимая детская сказка - "Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что"...
несомненно , мрачноватость моя подцеплена из двух сновидений выложенных на сайте , как насморк...видела сон : ходила по земле под верхним слоем которой горел мусор , такие солидные залежи , а потом обнаруживала что у меня земля под ногами не горит , что это совершенно чужая земля и ходит по ней совершенно другая женщина ( короче :а у вас молоко убежало. -Позвольте , у меня не никакого молока на плите , шутник , розыгрыш ) :))
на счет позиции, что говорить об анимусе матери и аниме отца не грамотно... а куда девать импритинг я думаю именно это надо считать анимусом матери / анимой отца - процесс наложения образов отца и матери на коллективные содержания
я тут еще читаю работу карен хорни "невротическая личность нашего времени" 1937 года она определяет невроз , как-то ригидность + разрыв между возможностями человекаи их реализацией стойкий уход от борьбы , от соперничества , то есть снимаем свою кандидатуру еще на старте , пусть победа достанется достойнейшему и это не я ... далее там про тревожность и защиты от тревожности вот цитата "имеет место непреодолимая тревога такого рода, связанная с любой работой , имеющей элемент соревнования, и пораждающая в результата крайную усталость" говоря о тревожности она пишет " Это ощущение могущественной , неотвратимой опасности , перед которой он полностью бессилен" что это все счастье дополняется страхом "возмездия" и ставит вопрос о базовой тревожности , свойственной всем людям тревожности связанной с непреодолимыми вещами : смерть, болезни , несчастные случаи и политические изменения короче танатос в формировании "невроза нашего времени" она видит оправную точку как-то "недовольство ребенка своей семьей" Сиречь семья как группа признана членами этой группы как "малоценная" - подлежащая уничножению
Автор: lisa, дата: сб, 07/08/2010 - 11:10 на счет позиции, что говорить об анимусе матери и аниме отца не грамотно... а куда девать импритинг я думаю именно это надо считать анимусом матери / анимой отца - процесс наложения образов отца и матери на коллективные содержания ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ По поводу импринтинга ничего не могу сказать, потому что если понимать его так, как описан этот феномен в психологии (бихевиоризм), то импринтинг "срабатывал" бы на акушерку))) Плод в 20 недель уже человечек, он все понимает, слышит (и узнаёт сразу после рождения)голос матери и отца, ощущает... Ему также бывет больно. Правомерно ли говорить об импринтинге? По поводу наложения образов матери и отца на коллективные содержания Вы правы, но хотелось бы попытаться проследить обратный процесс: как в поведении матери и отца по отношению к ребенку (а где еще мы встретим СТОЛЬКО категоричности в поведении, исполненной чувства "праведности", когда простое детское "почему?" вызывает замешательство и бурю в стакане) проявляются их психические комплексы, названные Юнгом Анимус/Анима? Юнг разводил понятия анимы/анимуса с их содержанием, которое может быть усвоено, тогда как сами архетипы не принадлежат (и никогда не будут принадлежать) сознанию. В этом смысле анима/анимус выполняют роль психопома. Например, когда мать с чувством глубокой убежденности внушает дочери какие-либо "простые истины", справедливость которых она сама никогда не ставила под сомнение (а надо было бы), не анимус ли говорит ее устами? ********************************************************** нет луны в воде
Например, когда мать с чувством глубокой убежденности внушает дочери какие-либо "простые истины", справедливость которых она сама никогда не ставила под сомнение (а надо было бы), не анимус ли говорит ее устами? ********************************************************** думаю не внушает а.....действует .....согласно этим принципам не уверена в значимости словесного оформления , они могут быть разными ....но результат то же самый действие деструктивного импульса - проблема создания пары , то есть деторождения - таких как ты больше не должно быть , а как ты выполнишь эту программу не важно
3) Придумать Новый завет. Его суть в том, чтобы, не оскорбляя памяти родителей, выйти замуж честно и искренне любя конкретного мужчину. Жизни может, конечно, не хватить и перестать ваще всех мужчин ненавидеть с такой жизненной программой не получится. Но перестать бояться одного - по силам почти каждому:) А?
они мне чем то напоминают дедушку по матери и бабушку по отцу которые итак в общем не проявляют авторитаризма для внучат. их теневой союз скорее раздражает поэтому хочется вспомнить про бабушку по матери и дедушку по отцу - сиротой быть не охота. это должно помочь отделению от родительской темы но не от родителей.
Автор: lisa, дата: пн, 09/08/2010 - 15:52 действие деструктивного импульса - проблема создания пары , то есть деторождения - таких как ты больше не должно быть , а как ты выполнишь эту программу не важно _____________ что "таких как ты больше не должно быть", согласен. а чего больше, природной предрасположенности к "таких как ты", или последствий "маминой "любви"?
думаю основание самоидентификация группы - "мы плохие" "любовь" мамы со скрытой темой "ой , не тому я дала и не то я родила" растет от сюда - оценка потомства по производителю , " да и сама я полная дура " Другой впрос а на сколько это объективно . все первыми быть не могут.
Автор: lisa, дата: чт, 12/08/2010 - 18:52 Другой впрос а на сколько это объективно . все первыми быть не могут. ____________ не могут. выходит, "помогают" другим быть первыми? своими спинами? первый появляется, когда появляется второй и т.д. для чего? самость знает...
выходит, "помогают" другим быть первыми? своими спинами? первый появляется, когда появляется второй и т.д. для чего? самость знает... ====== выходит краеугольный камень основания ...всей пирамиды давление бывает невыносимым
пирамида, символ, возводимая во славу богов? первый ближе к богу?
да есть в этом что-то ведь первые чувствуют " с нами бог" о последние проживают "богооставленность"
оставленность бсс-ым?
бсс равно бог ?????????? ой , уморили :)), :)), :)) с чего бы это ?
с верхней полки :)
Проблема анимус/анима родителей хорошо прослеживается в мифологии. Атридово проклятие, которое в реальности воплотилось в сталинских репрессиях детей "врагов народа". На практике часто встречаешься с феноменом анимус/анима родителей, которые рулят жизнь детей. Чем более бессознателен и автономен этот архетип в психике родителей, тем больше он влияет на судьбу детей.