Новый Год

Короткий вопрос. Как юнгианство осмысляет праздник "Новый год"? В чем его, несомненное значение?
Вот те на. Такой, значимый праздник и ничегошеньки? Или не актуально? :) -------------------------------------------------------------- А без навозу, никак.
http://www.jungland.ru/node/2767
! maitreya, спасибо :) Впрочем, тема не особо раскрыта, потонула за ворчанием про испорченность праздника и множеством астрологии -------------------------------------------------------------- А без навозу, никак.
Зато раскрыты следы реликтовых обитателей Юнглэнда в полном соответствии с Вашей подписью...
Ну, это не является сутью МОЕГО вопроса. :) Вот, ворчат про то, что праздник не тот, салатнобутылочное наполнение и все такое. Но, то, чем он наполнятеся, это вопрос культуры. Мой то вопрос в другом, почему наполняется? Понятно, что этот праздник используют, но это лишь потому, что есть общая тяга к этому празднику. Есть в нем потребность, коллективная. Она зашорена напрасными смыслами, но она (потребность) есть. И мой вопрос именно про нее. Как юнгианство осмысляет глубинный смысл этого праздника? -------------------------------------------------------------- А без навозу, никак.
В "Мифе о вечном возвращении" Мирча Элиаде указывает на способность архаического и до-христианского (даже "вне-христианского" вне зависимости от времени) человека в целом воссоздавать свой Космос (упорядоченный мир) из Хаоса (небытия или же полной смешанности и путаницы). Архаическая и языческая мифология вообще всегда циклична: линейное время стало важным лишь при христианстве, где есть акты неповторимые, как например рождение, жертвоприношение и вознесение Иисуса Христа. Потому для архаического, языческого человека становится возможна "починка мира", которая творилась в критический момент окончания одного годового цикла и начала нового. Коллективное бессознательное, и в наше время, по-прежнему старается повторять этот ритуал : его нет во "взрослых" обрядах встречи Нового года, однако он остался в детских праздниках. Новогоднее представление в большинстве случаев рассказывает нам о "злых силах", которые мешают встретить Новый год (украли Снегурочку, усыпили Деда Мороза, похитили мешок с подарками и проч.) и об их обуздании, по сути спасении мира . Хороводы вокруг елочки, в сопровождении "большой фигуры" - Деда Мороза, напоминает нам о символике Мирового Древа и нашем существовании в Срединном мире смертных. Галина Бедненко "Пространство мифа"
Есть в нем потребность, коллективная. Она зашорена напрасными смыслами, но она (потребность) есть.


Потребность в ритуале и обрядахSmile
"Как юнгианство осмысляет глубинный смысл этого праздника?"
****************************
Похоже, мы с Вами смотрим на предметную область обсуждения перпендикулярно: Вас коллективная вертикаль интересует, а меня - индивидуальная горизонталь. По-моему, юнгианство ничего не осмысляет. Осмыслять, то есть наделять нечто смыслом, только человек может, поскольку смысл, в отличие от значения, всегда индивидуален, тем более "глубинный смысл"...
Похоже, мы с Вами смотрим на предметную область обсуждения перпендикулярно: Вас коллективная вертикаль интересует, а меня - индивидуальная горизонталь. ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ Совершенно верно, праздник коллективный. Понятно, что каждый его может наполнить своим. Но, чаще всего, каждый, в таких праздниках наполнен коллективным. У меня большие сомнения в том, что можно, в таких праздниках игнорировать коллективное. Можно конечно "зажать уши", но это то же нахождение под влиянием. -------------------------------------------------------------- А без навозу, никак.
Ок, Вы меня недопоняли. В исходном сообщении Вы пишите: "Как юнгианство осмысляет праздник "Новый год"? В чем его, несомненное значение?" В статье о смысле в Википедии говорится, что смысл — это понятие подразумеваемое и оно прямо зависит от знаний о предмете. Проще говоря, смысл - это нечто индивидуальное, а значение, как связь знака и предмета обозначения, наоборот, - нечто коллективное (общезначимое)...
Проще говоря, векипедия, это то, что вы не мыслите, но чем пользуетесь. Векипедия - знание, Ёлка - предмет фантазии, воображения, тут нет место для знания. Елка, это то, в чего каждый вкладывает свой смысл, воспоминание не зависимо от векипедии... Елка, настолько коллективна, на сколько индивидуальна.
Едрит корень, только от Ютты что то внятное получил. -------------------------------------------------------------- А без навозу, никак.
я думаю что праздник можно устроить себе в любой день. тем более что внутринний процесс, не обязательно должен быть сопряжен с календарём.
Да, ладно. Не нужно сводить Новый Год, к тому, что можно сделать в любой день. И штука не в календаре, а в том, почему выбрали конкретную дату и сообща согласились? Это коллективное движение. Я как то его воспринимаю, как движение надежды. Но возможно здесь и общая биология как то привязана. Сейчас читаю Райха, неизбежно мозги в эту сторону разворачиваются. -------------------------------------------------------------- А без навозу, никак.
я, допустим, не соглашался; мне сказали про то, с детства, и подогревали.
Допустим? Вот уж я полон сомнений. Вы видели и слушали, Вам нравилось. Вы, с удовольствием приняли эту игру. Но вопрос в том, есть ли причины, по которым это столь массово? Ответы, типа всем нужен обряд- вторичны, обряд это культурнопсихологическое следствие другой потребности. На мой взгляд. И еще. Есть смыслы, которые никак не заливаются в праздник, типа день народного согласия... А этот, очень даже. Так, что христианское Рождество пришлось подгонять под дату Сатурналий. -------------------------------------------------------------- А без навозу, никак.
Не, нафик. Так мы будем долго плести кружева. Давайте поиграем. А? Конкурс, на самый интересный сценарий Нового Года. Только это не просто веселуха, это должна быть гармония с серьезными смыслами, существенным обрядом и текстом, обращенными к глубинам личности. Можно что нить с призом придумать. -------------------------------------------------------------- А без навозу, никак.
возможно точка слияния коллективного бсс и коллектива. а мозг, как мне кажется, имеет свойство - куда его направить, туда он и пойдет. хуже когда вектором мышления не получается управлять.
Есть пара архетипических сценариев для всякого рода процессов: "путь" - более постепенный (эволюционный) способ обхождения с переменами и "смерть-возрождение" - более быстрый, так сказать, кризисно-революционный. Эти два универсально-коллективных способа чередуются в жизни каждого человека в индивидуальном узоре. Новый год - праздник, оформленный ритуалами кризисного (быстрого) перехода по типу "смерти-возрождения". Вы легко вспомните речевые обороты на эту тему - например, "старый год умирает" и его изображают стариком Дедом Морозом, новый год "рождается" с боем курантов и его часто изображает мальчик. По-юнгиански, мы имеем дело с архетипической парой senex/puer. Любопытно, что эта же пара часто сопровождает образы травмы. Возможно, мы ВСЕ в каждое новогодье травмируемся тем, что стареем и разочарованы несбычей мечт в уходящем году. Даже если не осознаем это. В то же время, у нас у каждого есть сугубо СВОИ индивидуальные ассоциации и воспоминания про Новый год. Понятно, что Снегурочка - анима-посредник при переходе от одного к другому, со всеми присущими качествами и функциями. Про ритуалы перехода в юнгианских текстах мы найдем немало.
мне ближе понимание через древние славянские культы солнца, рода и макошь. И, конечно, янус - бог начала, завершения, кстати, из словарика в периоде месяца — календы (первое число),в периоде 12-месячного года — первый месяц, названный по имени Я. январем (Januarius)*. ссылка - http://wap.radeira.forum24.ru/?1-3-0-00000006-000-60-0
Хорошая тема - поговорить о Новом Годе. Так много с этим понятием у каждого связано... Превращение, волшебство, чудо как подарок (заслуженный или незаслуженный) - наверное, это то главное, чего мы от него ждем. Ждем, что уйдет плохое, что все проблемы останутся в прошлом, а новое обязательно будет лучше (а уж мы-то, на ошибках прошлого, в новом году постараемся их не допускать). И пока мы дети - мы не знаем, что хорошего без плохого не бывает, мы не связываем в одно целое темное и светлое, старое и новое. Не понимаем, что новое неизбежно "опускается" и "стареет", и что "обновлять" за нас никто не обязан, что если мы хотим "нового", то мы его должны создавать сами, из наличного материала, чем-то жертвуя. Мне не хочется разрушать этот живой символ, не хочется его препарировать, хотя я знаю из чего и как он "сделан". Это, видимо, какое-то охранительное торможение - я знаю как устроен человек с изнанки, но я не воспринимаю людей как набор органов и тканей. Хочется, чтобы была ёлка, теплый свет, чтобы было чудо, был защищенный и отвоеванный от хаоса собственный маленький мирок - это мой смысл НГ.
Автор: муссон, дата: вс, 05/12/2010 - 15:00 Мне не хочется разрушать этот живой символ, не хочется его препарировать, хотя я знаю из чего и как он "сделан". Хочется, чтобы была ёлка, теплый свет, чтобы было чудо, был защищенный и отвоеванный от хаоса собственный маленький мирок - это мой смысл НГ. ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ Марина, полностью согласна. В Новый год ждешь именно чуда - ни больше, ни меньше. И это чудо хочется разделить с самыми близкими и дорогими людьми. Особенный смысл новый год приобретает, когда начинают подрастать дети. И, сотворив чудо для них, приобщаешься к этой рукотворной мистерии и переживаешь нечто сакральное, заражаясь от детей этим особенным ощущением запредельной тайны.
Да, что ж такое, неужели перестали видеть пошлость пафоса?
Владимир, я рад вашему появлению.