Что может быть проще сказки про «Колобок», разве что только сказка про «пареную» репу?
Недавно я провела около десяти треккингов (отслеживаний), целью которых был ремейк, новый сюжет «Колобка».
Интересно, что все варианты ответа на вопрос: «Что побудило деда согласиться на остужение Колобка», были разные, ни одного повтора!
А как вы представляете себе, что могло заставить деда согласиться на отсрочку полакомиться горячим Колобком?
дык, не для себя любимого пекся, а как дар, подношение, помирать собрался, вот и решил богов задобрить, али перехитрить. Вообщем, как-то в этом ключе фантазия заработала, обычно в предчувствии, в предверии последнего вздоха старички суетиться начинают.
Остывая, колобок уменьшается в размерах и "отстает" от стенок формы. Если доставать горячим, то придется отдирать. Получится не колобок, а подранок.
И еще, если б накрыли колобок рушником, то при остывании у него была бы тонкая корочка. Но судя по сюжету, ничем не накрыли, т.е. хотели толстую корочку.
Это я как бывший пекарь, который и по сей день печет дома хлеба говорю. :)
--------------------------------------------------------------
А без навозу, никак.
Ну, это уже больше к итальянским традициям, корочку макать в соус и кушать, очень вкусно. :) Если это было для жертвоприношения, то крепкая корочка- гарантия сохранения формы. А если для себя, то может дед любил корочку, это действительно вкусно. Да и при деле, сидит себе дед, муслякаят деснами корочку, солнышко греет, пчелки жужжат... хорошо. :)
--------------------------------------------------------------
А без навозу, никак.
А как вы представляете себе, что могло заставить деда согласиться на отсрочку полакомиться горячим Колобком? Забота о своем здоровье. Горячее тесто вредно.
Автор: soulgardener, дата: вт, 22/02/2011 - 08:53
Остывая, колобок уменьшается в размерах и "отстает" от стенок формы
.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.
А по сюжету бабка его не ПЕКЛа, а ЖАРила в масле!
Колобок - это некая фунция с ограниченными свойствами (из "по сусекам поскребла", без рук, без ног) основная задача, которой проверять степень опасности окружающего мира. Колобок - как в алгоритме сравнивает заложенные в него свойства с встречающимися персонажами и в итоге определяет расстояние на которое можно безопастно передвигаться.
Автор: happyho, дата: вт, 22/02/2011 - 13:16
Колобок - это некая фунция с ограниченными свойствами (из "по сусекам поскребла", без рук, без ног)
.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.
Вы считаете, что дед пренебрег Колобком, из-за того, что он "функция с ограниченными свойствами"?
Что значит "пренебрёг"... Я думаю, что он его именно для того и создал, что бы он "от дедушки ушёл", пусть даже и изначально не осознанно. Для того то он его на окошко и положил, что бы он имел возможность сбежать.
Не нужно долго плакать, скорбить.., ведь Колобок был обычным говорящим хлебобулочным изделием. Его кустарным способом изготовила из теста (муки) бабушка. Правда, он остался первым и последним хлебом, который был наделён не только разумом, но и способностью к самостоятельному перемещению в пространстве. И, исключительно именно поэтому, чтобы почтить Колобка вечной доброй памятью, о нём сложил народ русский эту замечательную сказку, представленную выше. http://hyaenidae.narod.ru/story1/032.html
Автор: новаяея, дата: вт, 22/02/2011 - 13:14
А по сюжету бабка его не ПЕКЛа, а ЖАРила в масле!
---------------------------------------------------------
Не читал. Но в таком случае, это уже праздничное блюдо, т.к. жарить в масле, это не обыденная вещь. Дорого. С учетом того, что основная пища готовилась из овса.
--------------------------------------------------------------
А без навозу, никак.
втор: Ютта, дата: вт, 22/02/2011 - 06:43
дык, не для себя любимого пекся, а как дар, подношение, помирать собрался, вот и решил богов задобрить, али перехитрить. Вообщем, как-то в этом ключе фантазия заработала, обычно в предчувствии, в предверии последнего вздоха старички суетиться начинают.
-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.--.-.-.-.-.-.----.--.-.-.-
По тексту для себя просил.
Если бы богам, то донес бы, а так, дар достался лисе.
Хочу заметить, что по латыни peccavi - грешить.
Все, что связано с печкой - греховно. Поэтому очень интересно, как это он пекся!
Автор: maitreya, дата: вт, 22/02/2011 - 05:02
Вселенная для возникновения в ней жизни должна была остыть...
-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.
Если в Колобку вы видите остывающую Вселенную, то Что есть тогда Дед и Баба?
по тексту не зрю, где это для себя просил? можно рассмотреть иной вариант - все, что связано с печкой - опасно, тревожно. и, уж, если совсем внимательно читать - дед просит испечь, а бабка - жарит. Где масло надыбала, у них же дома - шаром покати?
Автор: Ютта, дата: вт, 22/02/2011 - 06:43
дык, не для себя любимого пекся, а как дар, подношение, помирать собрался, вот и решил богов задобрить, али перехитрить. Вообщем, как-то в этом ключе фантазия заработала, обычно в предчувствии, в предверии последнего вздоха старички суетиться начинают.
.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.
Несколько в вашем ключе мне ответила клиентка. Она сказала, что для деда важнее сытости воздержание. Образ воздержания ассоциировался у нее с цепочкой.
А для деда цепочка на всю жизнь, а Колобок - только 2 минуты удовольствия.
Таким образом, на кону ВЕЧНОСТЬ. И суета "ваших" старичков очень даже обоснована.
С детства эта сказка традиционно воспринимается (и иллюстраторами тоже) как история про старичка и старушку, которые доживают свой век, кушать нечего и т.д.
Но если вспомнить, что бабой на Руси именовалась (и именуется по сей день) любая женщина детородного возраста, и что "бабкой" можно было запросто стать к 34 годам, если следовать природным желаниям ("голоду", который озвучен "дедом"), то можно предположить, что в сказке речь идет не о пищевом голоде, а о совсем другом. И совсем не о голоде "деда" (который больше похож на "дух женщины", "дух бабы" - голос плоти такой)))).
Говорит этот "голос" - хочу колобка, и начинается "женское кино" со всеми присущими ему атрибутами: числом 2 (по сусекам поскребла, по коробу помела, наскребла муки горсти две), мукой (с зерном и мельницей-вращением), метелкой, тестом на "сметане" (которую понятно где берут, но по нарциссическим законам донор как таковой не видится в полный рост, а воспринимается только как его функционирующая в нужном направлении часть), сковородкой и приготовлением пищи. Привычный с детства глазу и уму размер колобка с футбольный мяч, согласно тексту сказки (2 горсти муки) должен быть совсем небольшим. Поэтому я более склонна воспринимать "колобка" как "невидимую" анатомическую женскую часть, которая, тем не менее, активно женщиной руководит.
Если бы ее, эту часть, можно было бы "явить миру" подобно тому, как это возможно мужчине, то сказки бы не было, а был бы простой акт эксгибиционизма)). Но - нужна сказка, то есть - то, чего не может быть, но у чего, тем не менее, есть право на бытие, пускай и в символическом мире (в том "месте, которого не существует").
Поэтому "колобок", как совершенно правильно отметил Дмитрий, должен "остыть", чтобы в нем жизнь появилась. Пока он остывает - он блуждает, блудит (истерии - блуждания матки). Куче мужчин (пардон, идей, Анимусов и жизненных стратегий) научается говорить "нет" и в конце концов не может отказать женщине. То есть - соединяется с иным аспектом себя же, находя себя же (лиса 2 раза заставила петь песню).
Этот мотив с блужданием как способом "реализации", "овеществления", "материализации" собственного пространства и времени колобка, мне кажется, имеет отношение больше к тому, чем колобок жертвует для других, чем к тому, что он приобретает для себя. То есть это способность, которая колобку не принадлежит (как не принадлежит человеку то, чем его наделила природа - обладателю внешней красоты нет никакой функциональной пользы от нее, обладателю красивого голоса - тоже, и т.д.) - я ее понимаю как творчество. И в этом смысле акцент Диларам на отличии внутреннего жара - "печи" и внешнего жара - "сковородки" позволяет понять соотношение внешнего и внутреннего потенциала, жертвуемое - на самом деле не должно быть большим, оно часть от целого, традиционно считается, что 1/10.
-------------
ὑστέρα (истера)
I.
ἡ (sc. ἡμέρα)
1) следующий (завтрашний) день Plut.
2) дальнейшее время, будущее
ex. ἐξ ὑστέρης Her. — отныне, в дальнейшем
II.
ἡ анат., тж. pl. матка Her., Plat., Arst. etc.
Предлагаю вашему вниманию некоторые ответы участников отслеживания сказки:
--дед и баба пошли спать
--горячее есть вредно
--дед решил сначала дров нарубить
--необходимость в воздержании
--отсутствует умение кушать горячее
--авторитетное решение бабы остудить Колобок
--желание сначала налюбоваться на Колобка
Автор: maitreya, дата: чт, 24/02/2011 - 19:22
"Если в Колобку вы видите остывающую Вселенную, то Что есть тогда Дед и Баба?"
******************************
Мудрость и сострадание... [undefined]
.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-
Как архетипическое?
Автор: maitreya, дата: чт, 24/02/2011 - 19:22
"Если в Колобку вы видите остывающую Вселенную, то Что есть тогда Дед и Баба?"
******************************
Мудрость и сострадание... [undefined]
.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-
Как архетипическое?
Вот еще одна версия. Появилась на сайте b17 21/02/2011
Пряничный домик
Автор: Гутярь Светлана Владимировна
От автора:
Эта сказка была написана участницей курса «Быть женщиной» http://www.b17.ru/training.php?id=2831, в рамках блока «Материнство». Тема занятия – «Сказка, рассказанная на ночь» - беседа с будущим ребёнком.
А затем нужно было сделать подарок для него.
В пряничном лесу жили-были старик со старухой. Лес был большой, и старик жил в маленькой имбирной избушке на одном конце леса, а старушка жила в домике из овсяного печенья в другой стороне леса. И старик, и старуха часто гуляли по лесу, но долго друг с другом не встречались. И вот однажды столкнулись они случайно около большой пряничной ёлки, которая стояла на опушке леса. Старуха пришла, чтобы собрать немного карамельных шишек, а старик шёл за зефирным мхом для крыши своего домика. Вот увидели они друг друга, и хоть и были незнакомы, но стали разговаривать. Много ли, мало ли времени прошло, но старик со старухой стали часто встречаться. Они разговаривали, гуляли по пряничному лесу, вместе собирали шишки, желейную траву и сахарный тростник. И вот не заметили, как стали неразлучны, потому что всё делали вместе. Сходили к шоколадному медведю, который был главный в пряничном лесу, и он зарегистрировал их брак и выдал им свидетельство из тонкого сладкого теста с большой шоколадной печатью.
Стали старик со старухой жить вместе. Но домик старика, в котором они поселились, был очень маленький, и тогда они подумали и решили, что надо овсяный домик старухи продать, а на вырученные деньги построить домик побольше. Так они и сделали. Конечно, в процессе стройки были разные трудности (то глазурь жидкую завезут, то карамельные сваи ломаются, то печенье для отделки стен раскрошится), но старик со старухой были вместе, помогали и поддерживали друг друга во всём. Если старуха готовила сироп для наклейки обоев из теста «фило», то старик помогал ей, подсыпал сахарный песок, носил воду, подкладывал дрова в печку, а потом они вместе клеили обои. Домик у старика и старухи получился на славу, потому что они всё делали вместе, а если и возникали у них конфликты, то они разговаривали и приходили к общему решению, потому что умели уступать друг другу и уважали мнение друг друга.
Долго ли, коротко ли жили старик со старухой в своём новом доме, но вот однажды Господь послал им сына – Колобка. Старик со старухой очень его любили, и воспитывали его так, чтобы он умел слушать других, быть добрым, помогать, и бережно относиться к своему дому, т.к. он пряничный и очень хрупкий. Сын рос, рос и вырос в прекрасного юношу, который был сильным, добрым, уважал других людей и своих родителей. А родители очень радовались, что сумели вырастить такого сына.
-----------------------------------------------
К сказке участница испекла домик и сделала печенье
Cегодня, в предпоследний масленичный день, вполне уместно будет вспомнить Колобка.
Уж и не знаю, кто из них возник сначала, блин или колобок, только, побывать на окне, предписано ритуальным сценарием им обоим.
Масленица называется еще Комоедица.
В древние времена комом называли медведя. По одной версии именно ему, кому-медведю, оставляли первый блин. Отсюда пословица: »Первый блин кому»
По другой, первый блин не ели – оставляли за окном.
Им должны были лакомиться души умерших предков.
Меня заинтересовало, почему ведающего медом (ведмедя) прозвали еще и комом.
Возможно, за его способность проспать всю зиму, проваляться в коме несколько месяцев.
С греческого «кома» переводится как «глубокий сон».
Видно, за умение пережидать стужу и посыпаться живехоньким, люди решили наградить его хлебным солнышком.