Психология жадности

Есть у кого желание обсудить этот "грех"? И всегда ли это "грех"? черта характера? возможно, это чувство, свойственное всем нам? откуда растут корни? как влияет на человека, когда не осознается? почему растет, как снежный ком? И хотелось бы осудить алчность и скупость, как составляющие жадности. Заинтересовали двумя полюсами, приводящими к одному результату - накопление, т.б. если алчность - стремление получать все больше благ, то скупость - стремление потратить как можно меньше.
жадность - это ненасытность. Ненасытность -это дыра, в которую всё исчезает. иногда происходит подмена, когда эмоциональная пустота (не материальная) заменяется материальной: поглощение еды, покупка новых вещей. Удовлетворение наступает только в момент поглощения еды или покупки, а в следующий момент всё возвращается на круги своя. так возникает лишний вес, и гора ненужных вещей в доме. Выросшие в условиях дефицита(тоже российский феномен?:-)) наверное неосознанно боятся, что им не хватит или не достанется места в автобусе или самолёте, колбасы в магазине, кусочка торта на празднике или модных сапог. Поэтому люди судорожно расталкивают друг друга, пытаясь опередить. Можно конечно быть нежадным под давлением представлений, что это плохо - жадничать, типа грех. Но жадность от этого никуда не девается, она только прячется. Человек становится нежадным, когда чувствует свою внутреннюю опору, своё внутреннее богатство и,думаю, любовь к себе и к другим соответственно.
Ютта, а почему "грех" у вас в кавычках? Исключаете существование такого понятия? -----------------------------------------------------------------------------

Жить в этом мире невозможно, но больше негде /с/
подразумевала скорее иносказательное значениеUndecided
Клара, вот как-то все просто - ненасытность и все тут, дыра, страх, фиксирование на такой-то стадии развития. Может и правильно это, чего заморачиваться, но ведь если рассматривать по аналогии хотя бы с полу-рыбой, полу-крокодилом Маккарой, образом тощей волчицы Данте, или нарушением водно-электролизного баланса в организме, т.е. переизбыток соли, и по аналогии с символом "соль", то получается сидит это жадность у нас в крови, в инстинктах самосохранения.Undecided
Конечно, сидит в крови. Человек, который измучился от жажды, жадно пьёт воду для восстановления водно-солевого баланса :-) Но вот он напился и уже не пьёт жадно. Я скорее говорила о "невротической" жадности :-), которая не проходит. Насыщения не наступает. И это совсем непросто.
1. Грех- не грех, довольно непросто определить, т.к. не совсем понятно, что такое жадность? Ну, в том смысле, когда бережливость переходит черту и перерастает в жадность? 2. На мой взгляд, как за алчностью, так и за скупостью стоит внутреннее ощущение дефицита ресурсов. 3. Не уверен, что это проявление инстинкта самосохранения, т.к. алчность и скупость вступают в конфликт с этим инстинктом. Ведь инстинкт самосохранения так же указывает на важность быть в социуме, а эти два состояния ставят носителя в позицию отвергнутого. Я согласен с Кларой, в ее примере с голодом. Что такое обжорство? Это проявление инстинкта? Но тело то обжираться не хочет, оно от этого болеет, а вот человек (в своей психической части) очень даже может хотеть. Это у него инстинкт? Не уверен. 4. Ютта :) ну что Вы так? Жизнь так устроена, что мальчики мерились, мерятся и будут мериться всегда. Смотрите на это дело как на норму. Примите жизнь во всем многообразии. Т.е. если ждать когда мужской пол соблаговолит перестать мериться, то вообще будет невозможно что либо обсудить :) А без навозу никак
Если о не здоровой жадности или щедрости - то это анальная фиксация, просто с разных сторон.
Ладно, подкину идейку, пока жду решения своего вопроса. Жадность рассматривается вместе с завистью, это родственные импульсы. Жадность характеризуется отсутствием любви и бережности к тому у кого берется нужное. Потому берется без меры, без беспокойства за того, у кого берется. Если зависть вообще перекрывает возможность брать (иначе придется признать, что тот у кого берут - лучше и сильнее, а берущий слабак и дефектен), то жадность берет, но при примерно таком же отношении к дающему, это отношение - ненависть. Поэтому в кляйнеанском ПА жадность и зависть считаются манифестациями инстинкта смерти или деструктивности. Тут не столько важно насколько голоден берущий, а то, что берущий ненасытен, потому что для него невозможно испытать благодарность (антипод зависти и жадности). Он не может насытиться, потому что тогда придется признать, что кто-то СПОСОБЕН ЕГО УДОВЛЕТВОРИТЬ. Опять приходим к ловушке зависти - не брать, чтобы не признать зависимость. Или брать, но опять-таки без признания способности Другого к насыщению голодного. В обоих случаях достигается одна цель - разрушить кормящую функцию дающего объекта. Это - ненависть к ранней матери из-за зависти к ее силе-власти-потенции. Реальная вещь, у тяжелых патциентов часто всплывает в терапии-анализе. ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
Насчёт зависти очень интересно. Но кажется немного странным цель разрушить кормящую функцию, ведь ребёнок от неё слишком зависим. Или это закономерность любой зависимости?
В данном случае ТАК важно сохранить нарциссическую грандиозность (Я - бог, Я самый-самый и т.п.), что даже физическая смерть не кажется хуже. Признать зависимосить - это более сложная психологически акция, более эволюционно поздняя и сложная, чем выживать (психически) за счет своей защитной грандиозности. Признание зависимости и способность благодарить, и желание жалеть и репарировать объект, который кормит, да и прощать ему его несовершенство - это уже характиристики более поздние, это уже по сути депрессивная позиция, а разгул жадности и зависти происходит на параноидно-шизоидной позиции. Об это есть книжечка тоненькая, но очень концептуально значимая "Зависть и благодарность" М. Кляйн. ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
Ютта: -подразумевала скорее иносказательное значение

- иносказательное значение, т.е. не грех, а что? В христианской аскетике, например, жадность, скупость, алчность, стяжательство относятся к категории «страстей», тому, чем человек может быть одержим, зависим от них, что управляет им.
С другой стороны, к примеру опять же, цель христианской жизни - стяжание любви (или по Серафиму Саровскому стяжание Святого Духа). Тоже жадность, но до духовного обогащения.

Есть еще одна сторона. Взрослые традиционно ругают маленьких детей, которые не хотят делиться игрушками, называя их жадинами. Даже известная дразнилака есть"жадина-говядина, соленый огурец, на полу валяется, никто его не ест" :). А при этом подрывается законное чувство собственности, с раннего детства размываются границы личного и общественного, "мое" и чужое". Тоже проблемка.


-----------------------------------------------------------------------------

Жить в этом мире невозможно, но больше негде /с/
Цитата из Юнга про зависть и ревность. Сразу оговорюсь, я не принадлежу ни к какому лагерю и направлению, :) читаю, то что мне хочется и ищу то, что мне созвучно. Вот вспомнила про эту цитату. :) Но если кто покритикует будет интересно. "Для человека основной вопрос в том, имеет ли он отношение к бесконечности или нет? Это его главный критерий. Только когда мы осознаем, что существенно лишь то, что безгранично, и что оно, это безграничное, в свою очередь, существует, мы теряем интерес к ничтожным вещам. Если мы этого не знаем, мы требуем, чтобы те или иные наши качества, которые кажутся нам нашими достоинствами (например, «мой талант» или «моя красота»), весь мир признавал за таковые. Чем более человек настаивает на своих ложных достоинствах, тем менее он чувствует то, что существенно, тем менее он удовлетворен своей жизнью. Он считает что его ограничивают, тогда как ограниченны его собственные помыслы, — так возникают зависть и ревность. Когда же мы понимаем и чувствуем, что уже здесь, в этой жизни, присутствует бесконечность, желания и помыслы наши меняются. В итоге в расчет принимается лишь то, что существенно, что мы воплотили, а если этого нет, жизнь прошла впустую. И в наших отношениях с другими людьми важно то же самое: присутствует ли в них некая безграничность." К.Юнг
А критиковать тут нечего. Всегда надо смотреть, в каком общем контексте прозвучало данное высказываение. Недавно читала Вашу цитату у Юнга, но уже не помню, в какой книге он писал. Напомните, uccelino, пож. -----------------------------------------------------------------------------

Жить в этом мире невозможно, но больше негде /с/
Флейта: А критиковать тут нечего. Всегда надо смотреть, в каком общем контексте прозвучало данное высказываение. Недавно читала Вашу цитату у Юнга, но уже не помню, в какой книге он писал. Напомните, uccelino, пож. ................... Пож. К.Юнг "Воспоминания, сновидения, размышления" Смотрите. :) А на ваш взгляд у этих слов может быть неоднозначное прочтение?
Клара, разрушается не кормящая функция, а мать как единовластная обладательница ребенкиного благополучия. И, конечно же, совсем не мать как человек, а мать как образ связанных с ней зависимых от нее собственных функций. Но поскольку психика ребенка (и далеко не каждого взрослого) не настолько развита, чтобы отделить реального человека от собственной потребности в нем и связи с ним, то поначалу это, конечно, многострадальная мать :). Грубо и приблизительно говоря - матери принадлежат грудь и кровь, а ребенку - способность превращать кровь в молоко и добывать его из матери. Пока ребенок это поймет - пройдут десятки лет, пока сам матерью не станет.
Lachesis: В данном случае ТАК важно сохранить нарциссическую грандиозность (Я - бог, Я самый-самый и т.п.), что даже физическая смерть не кажется хуже. т.е. этот момент как-бы является одним из импульсов стремления к смерти? типа, "убиться, но остаться при своем" Спасибо за подсказку, за связку жадность-зависть-ненависть.
муссон, т.е. пока не вернем себе то, чем наделили, так и будем зависать на жадности?
Флейта. как-то совсем мне не хочется обсуждать греховность, засело внутри некое не согласие, а разбираться с этим пока нет желания, рассеялась смехом, совсем не думаетсяFrown
"Lachesis: В данном случае ТАК важно сохранить нарциссическую грандиозность (Я - бог, Я самый-самый и т.п.), что даже физическая смерть не кажется хуже. т.е. этот момент как-бы является одним из импульсов стремления к смерти? типа, "убиться, но остаться при своем" Спасибо за подсказку, за связку жадность-зависть-ненависть." Пожалуйста :) Да, так и есть. Поговорка "усрамся, но не сдамся" часто приходит мне на ум во вермя работы с завистью (а там рядом и жадность). Ведь жадность тоже может привести к гибели не только дающего, но и берущего. Помните сказку "Золотая антилопа"? ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
2 Lachesis. Это не совсем оффтопик, просто я не готова сейчас приводить всю цепочку ассоциаций, связанных с этой темой. Учитывая Ваши комментарии к моим сообщениям, а также "Обращение к организаторам сайта", хотелось бы спросить, не даете ли Вы индивидуальные консультации онлайн?... А вдруг...
Полагаю, что неплохо бы обратить внимание на биологическую целесообразность жадности. Она каким-то образом связана с эгоизмом - увеличение возможности выживания оссоби, а не вида. Хотя тут тоже варианты, а если все тянуть в семью или в стаю, это жадность ? Так что имхо - нормальная черта характера, главное знать меру :-). Этимология жадности - жадать, желать... Завидовать - от слова видеть. Алчность - не понял, что то связано с "лакать".Смотрите сами если интересно: http://www.slovopedia.com/22/192/1629926.html
Ютта, или пока не сохраним то, что имеем, от растраты.
"2 Lachesis. Это не совсем оффтопик, просто я не готова сейчас приводить всю цепочку ассоциаций, связанных с этой темой. Учитывая Ваши комментарии к моим сообщениям, а также "Обращение к организаторам сайта", хотелось бы спросить, не даете ли Вы индивидуальные консультации онлайн?... А вдруг..." Это не простой вопрос и ответ на него так же не прост, но я могу поговорить с вами по скайпу и ответить на ваш вопрос. Вы найдете меня в скайпе по моей фамилии. ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ. $$$
mikola, если знать меру, то это уже не жадность :) Насчет этимологии слов. Мне всегда это было интересно, но вот вопрос - языков много, а явление одно? И связки смысловые с другими словами в других языках иные... ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
"Флейта. как-то совсем мне не хочется обсуждать греховность, засело внутри некое не согласие, а разбираться с этим пока нет желания, рассеялась смехом, совсем не думается". Ютта, но Вы же задали в теме вопрос: "И всегда ли это "грех"? Что в Вас сопротивляется этому понятию и желанию обсуждать? Я вовсе не настаиваю на понимании жадности как греха. Просто у многих понятие "греха" и "вины" смешиваются, поэтому, если Вы не считаете жадность чем-то, за что необходимо испытывать чувство вины, то жадность не сочетается у вас и с понятием "греха". Отсюда Ваш вопрос: "всегда ли это грех?". Смотрим дальше. Зависть, жадность существуют по отношению к объекту. Жадность и все ее проявления я представляю как нарушение донорно-акцепторного механизма коммуникации с миром в сторону получения (алчность) и удерживания (скупость). Этим она противоположна любви (донору), которая всегда векторна, но в другую сторону. Это другое понимание, чем принято в аналитической псхологии, и Вы можете с этим не соглашаться.
Вы правы, uccellino, тут все однозначно, поэтому и критиковать нечего :) "Он считает что его ограничивают, тогда как ограниченны его собственные помыслы, — так возникают зависть и ревность. Когда же мы понимаем и чувствуем, что уже здесь, в этой жизни, присутствует бесконечность, желания и помыслы наши меняются."К.Юнг Именно так и есть.
Флейта: Вы правы, uccellino, тут все однозначно, поэтому и критиковать нечего ........ А у меня и еще цитатка есть. :) "Зависть, алчность - смертный грех. Граждане, чего страдаем? Электрон неисчерпаем, Хватит, милые, на всех." Т.Шаов Забавно, что я помнила из нее только "электрон неисчерпаем, хватит милые на всех", а когда нашла, удивилась, что там есть и "зависть, алчность смертный грех...". Прямо в тему. :)
Флейта, вот сразу возник вопрос, можно ли неосознаваемую жадность вменять в грех? многие недостатки человека плавают в бессознательном так или иначе влияя на его сознательную жизнь, как в этом случае относиться к понятию греха. Вот, Лариса написала, если знать меру, то это уже не жадность. Знать меру ключевое, как ее узнать, необходимо усилие для того, чтобы отыскать истоки нарушения. А прежде признаться самому себе, что что-то не так в твоем царстве-государстве. Как много людей вы знаете, способных ковыряться в своем прошлом, детстве, чтобы попытаться, хотя бы пусть не восстановить изначальный порядок, так узреть причину и знать механизм этого отклонения. А вот когда зная причины и взяв на себя ответственность, продолжать жить в той же колее, т.б. со знанием дела совершать поступки - тоды да, это уже грех, человек осознанно вредит себе и другим. Хороший пример привели - донорно-акцепторный механизм, аналогия вампиризм. И насчет любви, она ведь тож разная бывает, пока человек не подойдет к пониманию "возлюбить ближнего своего, как самого себя"
А вот еще простонародное: глаза завидущие, руки загребущие. Действительно, зависть и жадность всегда рядом. Глаз видит и, в принципе, может определить меру, а руки гребут.
"Флейта, вот сразу возник вопрос, можно ли неосознаваемую жадность вменять в грех? многие недостатки человека плавают в бессознательном так или иначе влияя на его сознательную жизнь, как в этом случае относиться к понятию греха." Ну, например, в православных молитвословах есть молитва о прощении грехов ведомых и неведомых (то есть осознанных и неосознанных). Вспомните слова Иисуса на кресте "Отче, прости им, ибо не ведают, что творят". Самое сложное - определиться с понятием греха. Слышала толкование, что грех по-гречески означает "ошибка, промах" (попробую еще уточнить у знакомых специалистов, мне тоже нравится рассматривать этимологию слов). В богословском смысле грех - это то, что разделяет человека и Бога. Благодаря таким казалось бы безобидным чертам, как зависть и жадность, человек закрывает душу от любви, ее поток прерывается. Если поставить такой мысленный эксперимент: человек оказался в условном мире, где нет объектов. Что станет с жадностью, с той энергией, которая направляет ее? Обратится внутрь человека и съест его, разрушит. А что станет с любовью, если не будет объекта? Любовь сотворит объект, чтобы любить его. Так поступил Бог, создав человека по Своему образу и подобию. Энергия любви - созидающая, энергия зависти и жадности - разрушающая. Даже если человек не осознает в себе присутствие зависти, она все равно будет подтачитваеть его силы изнутри. Про меру согласна. "И насчет любви, она ведь тож разная бывает, пока человек не подойдет к пониманию "возлюбить ближнего своего, как самого себя". Да, бывает, еще и "Когда любви слишком много" - так называется книга В.Москаленко про вид психологической зависимости в отношениях мужчины и женщины.