Семейная тригонометрия.

|
Выражение- Эдипов комплекс,знают многие. Но что такое комплекс Электры,к примеру,-известно немногим. Влияние родителей на развитие личности человека трудно переоценить,они как боги вмешиваются в жизнь детей,давно уже выросших и не подозревающих об этом влиянии. Кто такие,- наши отец и мать? Ответ представляется очевидным,но попробуем разобраться,так ли это.
"Кто такие,- наши отец и мать?"
***********************

    А если серьёзно - обычные психотики...
Vervoleg: Кто такие,- наши отец и мать? Ответ представляется очевидным,но попробуем разобраться,так ли это. ............. А что значит кто такие? Вы хотите услышать мысли конкретных людей об их родителях или что-то теоретическое? И какой ответ представляется Вам очевидным? Мне правда не вполне ясно.
Но что такое комплекс Электры,к примеру,-известно немногим ---------------------------------------- Возможно ошибаюсь,но вот такие представления: Комплекс Электры- понятие, введенное Юнгом для обозначения Эдипова комплекса у женщин- использовано в 1913 для характеристики чувств и переживаний девочки, связанных с ее влечением к отцу, стремлением заменить и устранить мать, мешающую реализации этого детского желания. Название комплекса связано с древнегреческим мифом об Электре. Согласно этому мифу, Электра, дочь Агамемнона и Клитемнестры, способствовала убийству своей матери. Спасая своего брата Ореста от гибели, она помогла ему убить мать, повинную в смерти их отца. Насколько мне известно, у женщин, с детства идеализирующих отца, развивается такой комплекс. Скорее всего, опыт общения с молодыми людьми будет доставлять им разочарования. В подростковом возрасте будут мучать противоречивые отношения с родителями. Будет ревность к отцу ,с матерью борьба и желание первенства , требование к себе повышенного внимания. Скорее всего , у такой женщины будет, что называется «мужской ум». Это помощница и ученица представителей сильного пола. Но не более того, ничего личного, только работа. Ведь с детства она мечтала не походить на мать, и это у нее получится) Счастья в личной жизни не будет, ну что поделать, нет в мире совершенства... Еще,механизмом, запускающим ревность дочери к матери, чаще всего является неправильное поведение последней. Конкуренция маленькой женщины по отношению к своей маме легко гасится проявлениями маминой любви. Литературный пример: пьеса Сартра "Мухи". Герои поставлены перед нелегким выбором: с одной стороны они должны мстить за отца, с другой стороны ++ убийство матери ++ все равно грех. Вообщем,это и проблеме нравственного выбора..
Отвечу схематично: Мать - первичная среда обитания, психическая матка, контейнер для психики ребнка, она как бы донашивает ребенка уже после его рождения. Это длится примерно год. Это, так называемая, "мать- среда". Потом, по мере взросления ребенка, по мере переживания им фрустрирующего опыта реальности и одновременной помощи и поддержки в развитии, мать постепенно становится "матерью объектом" - другой личностью. Где-то тут в поле зрения ребенка попадает отец. Он - сепаратор от матери для обоих полов детей. Он так же - некая иная сторона матери. Отец предлагает ребенку что-то ЗА ПРЕДЕЛАМИ матери, но он тесно связан с матерью. Так возникает триангуляция - переход из мира диады (все отношения - это отношения двух) в мир триады - отношения могут быть не только с одним человеком. Это я бы назвала развитийными функциями родителей. Есть еще измерение идентичности - для девочки это - мать, дла мальчика - отец. Если ребенок "убивает" в эдипальном соперничестве мать (отца), он лишается фигуры для идентификации со своим полом. В этом заключается трагедия эдипова триумфа. Родитель - объект влечения (противоположного пола) и родитель - соперник нужны каждый для своей цели. Первый - для выманивания либидо, для установления либидинозной связи с жизнью, с внешним миром, второй - для идентификации со своим полом. Нужны оба, но одного хочестя убрать. Это и есть эдипова задачка не из легких. Тут каждый пункт можно развить на книгу :) Пока приторможу. ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
uccellino.
Мне бы хотелось посмотреть,какие искажения вносят родительские комплексы в наше восприятие реальных родителей.
Например,у меня были очень близкие отношения с моим сыном до
тех пор,пока ему не стукнуло лет 16. А вот после этого
возраста,ему стали сниться сны,где я относился к нему
враждебно или высмеивал его. Он отдалился от меня.Я никак
не мог понять причину,переживал и всю голову изломал,-в
чем я не прав. Наконец нашел у Юнга описание сновидения
молодого человека,в котором его любимый отец представал в
неблаговидном образе. И я вдруг понял,что мое влияние на
сына вредно сейчас для его развития. Отождествление с отцом
не дает развиваться его собственной личности,подавляет ее.
Если бы не это осознание- я думаю,мы бы рассорились с сыном.
Но это простой пример того,какую путаницу вносит
бессознательное во взаимоотношения в семье,или наоборот- пример того как
понимание бессознательного может восстановить отношения в семье.
Можно было бы обсудить и истории того,как взаимоотношения
с родителями в семье отразились на судьбе и творчестве
известных писателей. Мысли людей по поводу того,как родительские комплексы отразились на их жизни.
Хорошо бы поделиться,кто какие книги и статьи советует
почитать на эту тему. В любых вариантах- о родителях.
Комплекс Электры- понятие, введенное Юнгом для обозначения Эдипова комплекса у женщин- использовано в 1913 для характеристики чувств и переживаний девочки, связанных с ее влечением к отцу, стремлением заменить и устранить мать, мешающую реализации этого детского желания. ------------------------------------------------------------ Кira,Лариса. Мы употребляем выражение-"Эдипов комплекс",хотя история Эдипа лишь один из вариантов развития родительского комплекса. Например вы упомянули Ореста,мстящего матери за отца. Как комплекс Ореста отражается на характере мужчины? В психоанализе принято все варианты родительского комплекса называть Эдиповым?
Олег, смотрели "Возвращение" Звягинцева?
ЭК бывает "позитивный" и "негаривный" . Второй, это когда объект влечения одного пола, а объект соперник - противоположного. В переходном возрасте (16 лет) обостряются те эдпальные поблемы, которые закладывались в 3 примерно года. Этот возраст дает возможность пережить эдип вновь - это шанс исправить то. что было в 3 года, ну или усугубить. ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
Олег, смотрели "Возвращение" Звягинцева? ------------------------------------------------------------ Смотрел. Надо сказать- фильм вызвал сопереживание.

комплексКогда царь Агамемнон, возвратился домой из десятилетнего похода на Трою, его жена Клитемнестра устроила роскошный пир в честь возвращения мужа, подготовила ему горячую ванну, а потом продемонстрировала мужу - удар топором по голове (по его голове).

Сын Агамемнона, Орест, решился отомстить за отца и убил мать, поэтому и вошёл в историю психиатрии, дав свое имя разновидности Эдипова комплекса.

Комплекс Ореста в своём начале напоминает Эдипов комплекс, который проявляется в ревности ребёнка к одному из родителей. Классический вариант, когда ребёнок ревнует мать к отцу и терзается от угрызений совести. Угрызения совести со временем становятся настолько сильными, что ребёнок находит объект, на который перекладывает определённую часть своей вины. Этим объектом становится мать, которая, по мнению ребенка, стала причиной его страданий и недоразумений.

При полноценном комплексе Ореста человек становится отъявленным женоненавистником, глубоко убеждённым, что женщины – это зло. Мужчина с таким комплексом твёрдо убеждён, что женщины - порочные, лживые, лицемерные, подлые, глупые, слабые существа, которыми нужно управлять железной и беспощадной рукой, или вообще не иметь с ними никаких дел.


Согласно Карлу Юнгу, каждый комплекс имеет «центральное переживание», ядро, и периферию, включающую ассоциативно связанные с ядром мысли, аффекты, представления. Мысль, находящаяся на «периферии» одного комплекса, может образовать ядро другого. Например, ядром комплекса Эдипа является сексуальное влечение к матери, а страх к кастрации — периферическое переживание, являющееся в свою очередь «ядром» кастрационного комплекса. Исключение — автономные комплексы, переживания которых не имеют ассоциативной связи с сознательной сферой, иными комплексами, утратили ассоциативную связь с остальными психическими содержаниями и существуют в психике автономно, не подвергаясь модификации и в то же время оказывая влияние на поведение и переживания человека. «Некоторые из осколков психики очень редко или даже никогда не соединяются с «Я». Я называю подобные осколки автономными комплексами» (К. Юнг).

Комплекс Антигоны — неосознаваемое сексуальное влечение дочери к своему отцу, отличие от комплекса Электры — враждебность к матери не выражена. Антигона, дочь царя Эдипа, сопровождала его, когда он был ослеплен жителями Фив и изгнан на чужбину.

Комплекс власти — группа эмоционально насыщенных идей, в центре которых стоит концепция власти. Эти идеи могут быть частично либо полностью подавлены. В истоке комплекса — стремление ребенка к власти над своими родителями. Развитие комплекса во многом зависит от того, насколько успешны были эти стремления ребенка. Комплекс предопределяет поведение личности в ситуации, когда необходимо властвовать либо подчиняться.

Комплекс Геракла — ненависть отца к своим детям.

Комплекс Гризельды — инцестуозное влечение отца к дочери, проявляющееся в упорном нежелании уступить иному мужчине право на обладание дочерью; отец особенно ревниво следит за поведением дочери, ограничивает ее контакты и упорно препятствует ее выходу замуж. В отношении к дочери как бы «оживает» дремлющий комплекс Эдипа и отношение отца к дочери имеет отпечаток инцеста: дочь замещает мать. Гризельда — героиня «Декамерона» Дж. Боккаччо, выступающая образцом женской добродетели и неиссякающего терпения.

Комплекс Дианы

  • желание женщины стать мужчиной. В выраженных случаях речь идет о грубых нарушениях половой аутоидентификации, стремлении добиться смены пола любым путем, в том числе путем хирургического вмешательства, в других случаях женщина стремится овладеть сугубо «мужской» профессией, играть активную роль в жизни, занимать доминирующее положение в семье;

    Комплекс Каина — враждебность родных братьев, ревность, стремление «устранить соперника». Чаще встречается у старших братьев. Первый — убийца Каин, убил своего брата Авеля из зависти, поскольку Бог призрел на жертву Авеля, а не Каина. Бог — небесный отец. Аналогично библейскому преданию движущая сила комплекса Каина — стремление быть единственным ребенком родителей

    Комплекс Клитемнестры — сдерживаемая ненависть женщины к своему супругу и эмоциональная привязанность к кому-либо из родственников; враждебность жены к мужу вплоть до стремления убить его, чтобы получить возможность беспрепятственно поддерживать сексуальные отношения с любовником. Клитемнестра, супруга Агамемнона, вместе со своим любовником Эгисфом убивает мужа из-за любви к Эгисфу и мстя за дочь, убитую Агамемноном.

    Комплекс подмастерья — период в жизни мальчика, когда он хочет во всем быть, как отец, идентифицирует себя с отцом. Он действует как ученик либо подмастерье, соглашаясь некоторое время быть пассивным и зависимым для того, чтобы впоследствии стать мужественным и активным.

    Комплекс Медеи — враждебность матери к детям вплоть до стремления убить их. При этом на детей переносится враждебность женщины к своему мужу. Мать как бы отторгает детей от себя, идентифицируя их только с мужем, и акт агрессии в отношении детей адресует мужу. Героиня греческой трагедии Медея убивает своих детей для того, чтобы отомстить своему мужу Ясону за измену, отказывая ему даже в праве похоронить своих детей. Упорное нежелание матери после развода предоставлять отцу возможность видеть ребенка — замаскированная, «мягкая» форма проявления этого комплекса.

    Комплекс Федры — сексуальное влечение матери к своему сыну, чрезмерная эмоциональная привязанность. Мать стремится контролировать поведение сына, препятствует его отношениям с женщинами, вступлению в брак. Федра — жена афинского царя Тесея, влюбившаяся в своего пасынка Ипполита.

    Комплекс Электры — женский вариант комплекса Эдипа: враждебность девочки по отношению к матери и привязанность к отцу. Героиня греческого мифа Электра побуждала своего брата Ореста убить их мать, которая участвовала в убийстве их отца Агамемнона.

    Комплекс Эдипа — один из основных инфантильных комплексов, выделенных 3. Фрейдом, включает в себя влечение сына к матери и враждебность к отцу. Комплекс назван по имени героя трагедии Софокла царя Эдипа, который, сам того не ведая, убил своего отца и женился на своей матери.

    Комплекс Эдипа негативный — искажение инфантильного выбора сексуального объекта. У мальчика возникает привязанность к отцу и враждебность к матери, у девочки — привязанность к матери и враждебность к отцу. Некоторые психоаналитики склонны связывать с этим вариантом комплекса Эдипа гомосексуальные тенденции в зрелом возрасте.
  • На мой взгляд, такое обилие названий (именно названий) одного и того же явления избыточно. Это как "плодить лишние сущности". Можно сказать, что все эти отдельно называнные комплексы - лишь разные фазы при прохождении одного процесса. Если взять к примеру девочку. Она сначала сливается с матерью (любовь через идентификацию), потом обнаруживает (во время фазы негативного комплекса) что у нее есть соперник - отец, муж матери, тогда она как бы начинает себя предлагать матери в виде мальчика - "чем я хуже мужчины, и я могу так?" , потом она разочаровывается в матери и надеется, что ее чаяния удовлетворит отец, она устремляется к нему, сначала так же по принципу подобия (особенно если отец хотел мальчика) - "я такая же, как ты", потом (если на этой фазе не застрянет), она начинает "предлагать себя ему", именно как девочка и тогда мать становится ей соперницей. При этом, возможны колебания вперед-назад в этом процессе. Более того, каждый индивидуальный вариант имеет какие-то специфические особенности прохождения этих фаз и подфаз. Это все - один процесс, но кто-то фиксируатся на одно, кто-то на другой его фазе. А суть этого всего в том, чтобы: - отказаться от нереальных желаний в отношении родителей (спать с ними - это - метафора, точнее будет - иметь их в полное свое распоряжение) - признать ограничения реальности - научиться выносить фрустрации - дозреть, вырастить новые защиты - признать право другого на его отдельность и автономию и на другие отношения - признать свое место ребенка в семейном треугольнике, получив от этого те выгоды, которые не возможно получить, воюя с родителями (признать свою слабость и нуждаемость в другом) - сформировать половую идентичность Все это можно свести к адаптации в реальности отношений и к отказу от желания всмемогущего контроля, которое коренится в памяти о внутриутробном существовании (где это было возможно). - ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
    Очень доступно про комплекс Электры:

    http://archives.maillist.ru/58574/255669.html

    На мой взгляд проблема не только в комплексах родителей, а в большой степени в наших возможностях и ограничениях, потому что именно мы создаём образы наших родителей,на которые и реагируем.
    Насколько эти образы соответствуют реальным людям?
    Lachesis: спать с ними - это - метафора, точнее будет - иметь их в полное свое распоряжение .............. Сразу вопросы появляются :) 1. почему такая метафора? Разве "спать" с кем-либо означает иметь в полной мере? Что-то мне думается, что это очень часто далеко не так. 2. Зачем иметь родителей в полное распоряжение, непонятно. Это весьма хлопотно и обременительно, пусть лучше они сами с собой занимаются. ........... Lachesis: желания всмемогущего контроля, которое коренится в памяти о внутриутробном существовании (где это было возможно). ................. Это еще непонятнее, ну какой всемогущий контроль во внутриутробном существовании?! Вот более зависимого положения я и представить не могу. Элементарно даже не побегать, не попрыгать, так себе всемогущство-то, прямо скажем. :)
    Vervoleg, забавно про все эти комплексы. Читаешь и думаешь, как люди интересно живут, с огоньком. :) Просто древнегреческие трагедии мценского уезда. Недавно по "культуре" посмотрела док. фильм про Фрейда, там про его родителей было. Интересно, что а вдруг будь у него другие родители и не видать человечеству ПА. С Достоевским тоже интересно. Вот и приходишь к мысли, что как в изречении - повезет с женой(родителями) станешь счастливым, не повезет - станешь философом. :) Ну вопрос сложнее, разумеется.
    Vervoleg, забавно про все эти комплексы.
    -------------------------------------------------------------------------------
    uccellino.

    Я не случайно назвал тему тригонометрией. Различные углы семеймого треугольника
    рождают разные психологические установки. Интересно бы проследить,какое
    детство, например, было у яростных революционеров и преданных защитников
    существующего строя. У меня сильное подозрение,что у них разные  уголы
    наклона в отношении Отца.
    Кроме комплексов, как бы они ни были всеобемлющи, есть что-то еще. Случаи когда родитель - личность, мягко говоря, недостойная: мать Р. Мэя, мать А. Маслоу. Противоположный пример - мать Пушкина. Видно, что Горький вырос без матери, а с Ленина видно, что пылинки сдували. Реконструировать каких родительских комплексов они были носители возможно ли?
    К стати, желание иметь родителей в полное распоряжение, выражается как стремление именно спать с ними - то есть получать удовольствие от физического контакта, которое является детской формой сексуальности.
    Ingvar: Хотя это и метафора, но выражается это стремление именно как спать с ними - то есть получать удовольствие от физического контакта, которое является детской формой сексуальности. ................ Развивая вашу мысль можно утверждать, что когда люди берут сеансы массажа, ходят в косметические салоны, парикмахерские и т.п. они спят со всеми этими специалистами? Все-таки я это не понимаю, зачем называть одним словом действия далеко не идентичные. А почему тогда не считать, что аналитики "спят" с пациентами, ну метафорически. :) Не падайте в обморок. :)

    Развивая вашу мысль можно утверждать, что когда люди берут сеансы массажа, ходят в косметические салоны и т.п. они спят со всеми этими специалистами?
    ---------------------------------------------------------------------------------------------------
    Аналитик противоположного пола- не совсем массажист....
    Проекция,перенос, вызывает к жизни детские подавленные чувства.
    Vervoleg: Аналитик противоположного пола- не совсем массажист.... Проекция,перенос, вызывает к жизни детские подавленные чувства. ................... А разве я утверждала, что массажист? :) Там шла речь об удовольстии от физического контакта. В данном случае контакт не физический. Все гораздо круче. Один раскрывается, другой проникает. :) Один контейнер предоставляет, другой сгружает в этот контейнер. Или так - пациент раскрывает самые свои недра, а аналитик туда проникает. Полная свобода интерпретации, кому как больше нравится. :) Но самое смешное, что этот же процесс можно и вдругой метафоре изобразить.
    "Все-таки я это не понимаю, зачем называть одним словом действия далеко не идентичные." Прежде всего я говорил о детской сексуальности, которая не генитальна. То есть в детстве, по мере развития, либидо сосредотачивается преимущественно но разных эрогенных зонах, раздражение которых приносит удовольствие, в раннем детстве оно вообще рассредоточено по всему телу. Взрослая сексуальность характеризуется преимущественным сосредоточением либидо в области гениталий и именно генитальный секс приносит полное удовлетворение. Но физическое удовольствие ребенка от сосания и прикосновений тоже по сути своей сексуально.
    Ingvar: Прежде всего я говорил о детской сексуальности, которая не генитальна. То есть в детстве, по мере развития, либидо сосредотачивается преимущественно но разных эрогенных зонах, раздражение которых приносит удовольствие, в раннем детстве оно вообще рассредоточено по всему телу. Взрослая сексуальность характеризуется преимущественным сосредоточением либидо в области гениталий и именно генитальный секс приносит полное удовлетворение. Но физическое удовольствие ребенка от сосания и прикосновений тоже по сути своей сексуально. ..................... Ingvar, и что? Тем более причем тут метафора "спать", я так понимаю в ней-то идет речь о генитальной сексуальности, нет?
    Нет, ребенок хочет спать рядом с родителями, в их постели. Я не говорю о генитальном сексуальном акте.
    Ingvar: Нет, ребенок хочет спать рядом с родителями, в их постели. Я не говорю о генитальном сексуальном акте. ................ Ясно. :) Осталось уточнить о чем говорит Лариса. Вы,наверное, еще не все книжки про ПА прочитали, там столько метафор! :) И про маленький пенис маленького мальчика, который не может удовлетворить мать, и про страшное пространство внутри матери, которое он хочет разрушить изнутри (почему-то), а потом его мучит чувство вины и т.д., ну, короче, много всего интересного и непонятного. :)
    Ну вот,-сосание и прочие сопли,у нас уже начались. А мамки нет...
    Ну вот,-сосание и прочие сопли,у нас уже начались. А мамки нет... ................. Всмысле? У Вас дома младенец? :)
    Ну вот,-сосание и прочие сопли,у нас уже начались. А мамки нет... -------------- М-да... нет слов. (Как мамка и в прошлом участник АКЕВ поддерживаю Ingvar)
    Можно было бы обсудить и истории того,как взаимоотношения с родителями в семье отразились на судьбе и творчестве известных писателей. Мысли людей по поводу того,как родительские комплексы отразились на их жизни. Хорошо бы поделиться,кто какие книги и статьи советует почитать на эту тему. В любых вариантах- о родителях. ------------------------------------------------------- "Воспитание мальчиков - не женское занятие. Так считали в древней Спарте и потому рано отделяли сыновей от матери, передавая их на попечение воспитателей-мужчин. Так считали и в старой России. В дворянских семьях с самого рождения за младенцем мужского пола ухаживала не только нянька, но и крепостной "дядька";, а к шести-семилетним мальчикам приглашали не гувернанток, а гувернеров. Мальчишки же из низших сословий просто в силу жизненных обстоятельств быстро окунались в мужскую среду, приобщаясь к мужским делам. Достаточно вспомнить хрестоматийное стихотворение Н. А. Некрасова "Крестьянские дети";, герою которого всего шесть (!) лет, а он уже возит из лесу домой дрова, прекрасно управляется с лошадью и чувствует себя кормильцем семьи. Причем трудовое воспитание мальчиков считалось обязанностью отца или других взрослых мужчин семьи. "Наблюдатели единодушно подтверждают вывод об исключительной роли отца и вообще старших в семье мужчин в воспитании сыновей", - писал исследователь русского крестьянского быта историк Н.А. Миненко. Лишь в самом крайнем случае, когда мужчин рядом не было, роль воспитателя-мужчины доставалась женщине".(цитата - Т.Л.Шишова, немного занудно, местами познавательно.)
    Фактически Лоренц возрождал вышедшую из моды в науке теорию инстинктов, но он ввел еще один элемент: тщательно наблюдая за тем, как происходит импрпптинг, он сумел разобраться в принципе действия инстинктивного поведения. Например, при изучении поведения гусей Лоренц случайно оказался свидетелем того, как из яйца вылупился птенец. Гусенок импринтировал архетип матери на Лоренце, т. е. решил, что Лоренц - его мать. В «Кольце царя Соломона» описана чудесная сцена: Лоренц гуляет, погрузившись в размышления, а следом за ним, как за матерью, ковыляет гусенок.

    Но ведь Лоренц совсем не похож на гусыню. Он и ходит не так, как она, и ведет себя иначе. Поэтому материнский архетип не может храниться у гуся как образ, непременно соответствующий образу его матери. Архетип должен быть достаточно гибким, чтобы адаптироваться к личному впечатлению от матери, столь же отличной от настоящей матери-гусыни, как и Конрад Лоренц. Именно это и имел ввиду Лоренц, утверждая, что архетипы не имеют формы.

    При изучении комплексов Юнг сталкивался с архетипами как бы с изнаночной стороны. Однако, как мы видели на примере гусенка, на первое место выступает архетип. Представьте себе вместо птенца человеческое дитя. Оно должно содержать в себе материнский архетип. Этот архетип, по-видимому, включает в себя всю человеческую историю взаимоотношений между матерью и ребенком, а возможно, и всю историю отношений в животном мире. Взаимоотношение, которое так долго было важным, аккумулирует энергию, и эта энергия формирует отношения новорожденного с его реальной матерью.

    Каждый ребенок уникален, как уникальна каждая мать. Поэтому ребенок должен перенести свое индивидуальное взаимоотношение с матерью на коллективный архетип матери. Например, при рождении ребенок уже умеет сосать грудь. Он может приспособиться к бутылочке вместо груди. Каждый ребенок умеет плакать и улыбаться. (Все мы слышали о том, что улыбка — это всего лишь реакция на газы. Однако более поздние исследования указывают на то, что ребенок улыбается, дабы привлечь внимание родителей.) Если ребенок плачет и его мать тут же оказывается рядом, его адаптация к жизни будет иной, чем у ребенка, мать которого не обращает внимания на плач и придерживается установленного режима в отношении кормления и сна.

    За годы, необходимые для взросления, каждый из нас приобретает большое количество воспоминаний о своей матери. Воспоминания группируются вокруг архетипа матери и формируют комплекс связанных с ней ассоциаций. По существу, мы «сформировали» образ матери в том человеке, который обладает как уни­версальными характеристиками, гак и характеристиками, присущими ТОЛЬКО пашей собственной матери.

    Когда нам приходится иметь дело с ситуациями, похожими на те, которые возникали при нашей матери, мы используем материнский комплекс. Например, трехлетняя малышка, начиная шалить и зная, что ведет себя плохо, может громко сказать «плохая девочка». Это говорит в ней «внутренняя» мать. Если малышка упадет и разобьет коленку, она побежит за утешением к матери. Если матери поблизости не окажется, она может погладить себя, как бы это сделала ее мать.

    Когда наша девочка наконец станет взрослой, она будет продолжать обращаться к материнскому комплексу в соответствующих ситуациях. Если ее отношения с матерью были нормальными, она при необходимости сможет найти V своей «внутренней» матери утешение и поддержку. Если отношения были нездоровыми, ей скорее всего трудно довериться кому-либо, потому что любая воспитательная акция воспримется ею через призму печального опыта.

    Помните, что в основе материнского комплекта лежит коллективный архетип матери, который не имеет ничего общего с конкретной матерью. В последнее время психологи начали исследовать детей из крайне неблагополучных семей, которые каким-то образом смогли вырасти здоровыми и добиться успеха (часто их называют «супердети»). Не получая любви и поддержки от собственных родителей, они обращаются за этим к другим взрослым. Иногда им удается найти взрослого человека или наставника, который заменяет им мать или отца. Чаще им приходится собирать для себя мать и отца из характеристик нескольких взрослых. Это совершенно поразительно и поддается объяснению только в том случае, если у детей уже есть какая-то внутренняя модель матери и отца, которую они могут приспособить к своему опыту.
    Робин Робертсон.
    "Я пришел к этой теме как педиатр, ставший психоаналитиком, и как длительное время практикующий детский психиатр. Для работы мне необходимо выстроить теорию эмоционального, а также физического развития ребенка в конкретном окружении, и теория должна покрывать весь спектр возможностей. При этом теория должна быть гибкой, предполагающей, если необходимо, уточнение теоретических положений в ответ на любой клинический факт. Я не особенно усердствую с рекомендацией кормить грудью. Хотя я надеюсь, что общая направленность того, что я год за годом говорю по этому поводу, приводит именно к такому эффекту - просто потому, что это естественно, а то, что естественно, имеет под собой прочную основу. Начну с того, что скажу: я хотел бы, чтобы мне не приписывали сентиментального отношения к матери, кормящей грудью, или агитации за кормление грудью. У агитации всегда имеется оборотная сторона - любое действие, в конце концов, ведет к противодействию. Не приходится сомневаться, что значительное число людей в современном мире благополучно выросли и без опыта грудного вскармливания. Это значит, что у младенца есть и другие возможности испытывать физическую близость с матерью. Однако, если вас интересует мое мнение, то я сожалею о каждом случае, когда мать не могла кормить ребенка грудью, просто потому, что считаю: мать или ребенок, или же и мать, и ребенок что-то теряют, не пережив этого опыта. Я говорю не только о болезни и психических расстройствах; речь идет о богатстве личности, о силе характера, о способности испытывать счастье, так же как о способности восставать и бунтовать. Похоже, истинная сила заключается в прямой связи с естественным развитием индивидуума, к этому-то как раз мы и стремимся. На практике такого рода истинную силу часто упускают из виду из-за сравнимой силы, имеющей своим источником страх, чувство обиды, депривацию и состояние обделенности. Что же говорят педиатры о вскармливании грудью, отдают ли ему предпочтение перед другими способами? Некоторые педиатры считают, что успешно проводимое искусственное вскармливание полезнее, если говорить об анатомии и физиологии, на чем они в основном и сосредоточены. Не следует думать, будто тема исчерпана, когда педиатр поставил точку, особенно если доктор, судя по всему, забывает, что младенец - это не только плоть и кровь. На мой взгляд, психическое здоровье индивидуума с самых первых дней закладывается его матерью, обеспечивающей то, что я называю "содействующей, помогающей окружающей средой" (facilitating environment), в которой процесс естественного развития ребенка происходит в соответствии с наследственными паттернами. Мать - не задумываясь и не ведая - закладывает основы психически здоровой личности. Но и это не все. Если мы предполагаем наличие психического здоровья, то мать, действуя успешно, закладывает основы сильного характера и богатой, развитой личности. Стоя на таком прочном фундаменте, индивидуум со временем сможет творчески осваивать мир, радоваться и пользоваться тем, что этот мир предлагает, - включая культурное наследие. Я напомню вам о неоспоримой, к несчастью, истине: начни ребенок недостаточно удачно, культурное наследие будет ему недоступно и красота мира обернется смешением красок, дразнящих ложными надеждами, которыми невозможно насладиться. В этом смысле действительно есть имущие и неимущие. Но доходы здесь ни при чем - речь идет о тех, кто начал жизнь достаточно хорошо, и о тех, кто начал недостаточно хорошо. Вскармливание грудью, конечно, является неотъемлемой стороной большой проблемы удачного начала. Впрочем, это далеко не все. Психоаналитики, создавшие теорию эмоционального развития индивидуума, которой мы сегодня пользуемся, в какой-то мере тоже в ответе за некоторое переоценивание значения груди. Нет, они не ошибались. Но прошло время, и теперь "хорошая грудь" - уже жаргонизм, означающий вполне удовлетворительную материнскую заботу и родительское внимание в целом. Однако умение нянчить ребенка, держать его на руках и обращаться с ним является более важным индикаторам того, что мать успешно справляется со своей задачей, чем факт действительного вскармливания грудью. Хорошо известно, что многие дети, которые, казалось бы, имели удовлетворительный опыт грудного вскармливания, обнаруживают явные дефекты в развитии и способности общаться с людьми и использовать предметы - дефекты, которые обусловлены плохим холдингом. Теперь, разъяснив, что слово "грудь" и идея кормления грудью является лишь частью того, что входит в понятие "быть матерью ребенку", я могу подчеркнуть, как важна может быть грудь сама по себе. Возможно, вы поймете, от чего я хочу уйти. Я хочу отделиться от тех, кто пытается заставлять матерей кормить грудью. Я видел много детей, которым приходилось очень плохо, когда мать хотела и пыталась кормить их грудью, но не могла этого делать, так как данный процесс не поддается сознательному контролю. Страдает мать - страдает ребенок. С переходом к искусственному вскармливанию иногда наступает огромное облегчение, и что-то налаживается - в том смысле, что ребенок удовлетворен, получая нужное количество подходящей пищи. Многих мучений можно избежать, не превращая идею о кормлении грудью в догму. Мне кажется, нет худшего способа оскорбить женщину, желающую кормить грудью своего ребенка и пришедшую к этому естественным путем, чем сказать ей то, что считают вправе делать некоторые доктора и патронажные сестры: "Вы должны кормить грудью". Будь я женщиной, мое намерение сразу бы в корне переменилось. Я бы ответил: "Прекрасно, тогда я не стану кормить". К сожалению, матери безоглядно верят докторам и медсестрам. Они думают: раз доктор знает, что делать, если случится беда, если необходимо срочное хирургическое вмешательство, значит, ему известно и то, как матери и ребенку лучше общаться. Обычно доктор не имеет представления об этом. Область этой интимной близости доступна только двоим: матери и ребенку. Важно, чтобы доктора и патронажные сестры понимали: они нужны, очень нужны, если дела пошли плохо со стороны физиологии, но они не являются специалистами, когда речь идет о близости, жизненно важной как для матери, так и для младенца. Начни медики давать советы, касающиеся этой близости, они окажутся в сомнительном положении, потому что ни мать, ни ребенок не нуждаются в подобных советах. Им нужны подходящие условия, которые позволят матери верить в себя. Очень ценной мне представляется новая, получающая широкое распространение практика, когда отец присутствует при родах. Его присутствие придает значимость самым первым моментам, когда мать смотрит на свое дитя, прежде чем отдохнуть. (То же самое - с кормлением грудью.) Это часто вызывает серьезные затруднения, потому что мать не может кормить грудью путем сознательного усилия. Ей надо подождать реакции собственного организма. С другой стороны, возможна настолько интенсивная реакция, что мать не в силах дождаться ребенка, и ей необходимо помочь что-то сделать с переполненной молоком грудью. Что касается образования докторов и патронажных сестер в этой области, следует помнить, что им нужно учиться многому другому, ведь требования современной медицины и хирургии очень высоки. Доктора же и сестры - обыкновенные люди. Родителям следует знать, что от них требуется уже на ранней ступени ухода за ребенком, и настойчиво совершенствоваться в умении быть родителями. Изредка родители находят такого доктора, такую сестру, которые прекрасно понимают, в чем состоят функции медиков, а в чем - родителей, и тогда партнерство складывается очень успешно. Мне же часто приходится слышать от матерей о страданиях, причиненных докторами и патронажными сестрами, которые даже при высокой квалификации не способны удержаться от вмешательства и совсем не помогают - чтобы не сказать вредят - отношениям между матерью, отцом и ребенком. Конечно, есть матери, испытывающие очень большие трудности из-за своего внутреннего конфликта, который, возможно, связан с их собственным детским опытом. Иногда таким матерям можно помочь. Если матери не удается кормить грудью, будет ошибкой настаивать на продолжении попыток, которые никогда не увенчаются успехом, а вот вред от них весьма вероятен. Следовательно, очень вредно, когда те, кто в ответе за помощь матери, имеют предвзятое мнение о том, что она должна делать в отношении кормления грудью. Часто мать вынуждена рано перейти к иному способу кормления, но, родив второго, третьего ребенка, она может успешно справиться и тогда будет счастлива, что кормление грудью дается ей без всяких усилий - естественно. Если мать не может кормить, у нее все равно есть много других путей установить близкий, физический контакт с ребенком. Проиллюстрирую особую важность этих моментов на очень ранней стадии. Вот, к примеру, женщина, взявшая на воспитание полуторамесячного ребенка. Она обнаруживает, что ребенок контактный, реагирует, когда его берут на руки, прижимают к груди - на все прочие, аспекты холдинга в заботе о ребенке. Но приемная мать выясняет еще и то, что у девочки в полтора месяца уже есть паттерн поведения, связанный с прошлым опытом. Он проявляется только в ситуации кормления: чтобы крохотная девочка согласилась принимать пищу, мать должна положить ее на пол или на стол и без непосредственного физического контакта держать бутылочку, из которой девочка будет сосать. Эта неестественная форма кормления закрепляется и включается в структуру личности ребенка, а кроме того, открывает всем наблюдающим за развитием ребенка, что очень ранний этап обезличенного кормления дал эффект - в данном случае далеко не положительный. Если продолжить примеры, я только запутаю вас, потому что предмет необъятный. Лучше я попрошу слушающих меня обратиться к собственному опыту и напомню: все мелочи взаимоотношений между матерью и ребенком в самом начале их общения значимы и ничуть не утрачивают значения оттого, что кажутся само собой разумеющимися. Таким образом, я подхожу к утверждению ценности вскармливания грудью, отправляясь от мысли, что вскармливание грудью не является абсолютно необходимым, особенно для матерей, имеющих с этим личные трудности. Но едва ли кто-нибудь возразит, если я скажу: полнота опыта, переживаемого в момент естественного кормления, безмерна. Ребенок бодрствует, оживлен, вся его зарождающаяся личность целиком вовлечена в процесс. Большая часть бодрствования у младенца на первых порах связана с процессом кормления. В этом процессе ребенок черпает материал для сновидений. Впрочем, вскоре у него появляется много других источников, которые отражаются во внутренней реальности спящего и, конечно, видящего сны ребенка. Доктора так привыкли говорить либо о здоровье, либо о болезнях, что иногда забывают упомянуть о спектре состояний, которые как раз и обозначают словом "здоровье". А спектр таков, что если у одного ребенка переживания слабые, бледные, даже наводящие скуку, то у другого - слишком волнующие, яркие; такой ребенок затоплен эмоциями, с многообразием которых ему трудно справиться. Для некоторых же младенцев кормление является настолько скучным опытом, что плач от ярости и разочарования будет облегчением, так как станет переживанием, по крайней мере, дающим чувство реальности и вовлекающим все существо младенца. Следовательно, когда речь идет о кормлении грудью, первое, о чем надо задуматься, - обеспечено ли младенцу богатство переживаний и возможность участвовать всем существом. Многие важные черты кормления грудью присутствуют и при вскармливании из бутылочки. Например, ребенок и мать смотрят в глаза друг другу. Это значимый аспект раннего опыта, не связанный с использованием настоящей груди. Однако можно предполагать, что вся полнота вкуса и запаха и вся совокупность чувственных ощущений кормления грудью остается неизвестной маленькому ребенку, берущему резиновую соску. Дети, несомненно, находят некое удовольствие даже в такой невыгодной ситуации, и в некоторых случаях их пристрастие к резине может быть прослежено до этого раннего этапа вскармливания через соску. Способность младенца накапливать чувственный опыт видна и в использовании того, что я назвал "переходными объектами", когда все многообразие мира сводится для ребенка к различию между шелком, нейлоном, шерстью, хлопком, льном, накрахмаленным нагрудником, резиновой соской и мокрой салфеткой. Впрочем, это иная тема, которой я бегло коснулся, только чтобы напомнить вам: в крохотном мирке младенца происходят грандиозные события. Наряду с переживаниями ребенка, более богатыми при кормлении грудью, а не из бутылки, вспомним о том, что чувствует и испытывает во время кормления сама мать. Едва ли мне нужно здесь подробно обсуждать эту большую тему и пытаться описать чувство достижения, которое может испытать мать, когда собственная физиология, на первых порах приводившая ее в некоторое замешательство, вдруг обретает смысл, и она уже способна справиться со страхом перед тем, что ребенок проглотит ее, разобравшись, что у нее есть нечто, называемое "молоком", - и с чем она может его надуть. Оставляю тему вашему воображению, впрочем, должен подчеркнуть, что хотя кормление ребенка - любым способом - может быть вполне удовлетворительным, чувство материнского удовлетворения носит особый характер в том случае, если женщина предоставляет ребенку часть самой себя. Чувства матери соединяются в ней с опытом собственного младенчества, а этот совокупный опыт уходит в глубь времен, когда род homo только выделился из класса млекопитающих. Теперь я подошел к тому, что считаю здесь самым важным. Речь пойдет об агрессивности обычного ребенка. Младенец чуть подрос и начинает бить ножками, царапаться и кричать. Когда дают грудь, младенец сильно захватывает сосок деснами, так что на соске могут появиться трещины. Некоторые младенцы упорно не выпускают грудь и, сдавливая деснами, причиняют матери настоящую боль. Нельзя сказать, что они стараются сделать больно, потому что это еще слишком крохотные существа, чтобы выражать агрессию намеренно. Но со временем у младенца можно отметить побуждение кусать. Здесь начинается чрезвычайный по значению поворот в развитии. Это целая область, характеризуя которую, мы говорим о безжалостности, импульсах и использовании незащищенных объектов. Очень скоро дети приучаются защищать материнскую грудь, и даже когда у них появляются первые зубы, они редко кусают из побуждения причинить боль. Дело не в том, что у них отсутствуют такие импульсы. Объяснение надо искать в аналогиях с приручением волка, в одомашненном виде ставшего собакой, или льва, ставшего кошкой. Что касается человеческих детенышей, то я считаю эту неизбежную стадию развития очень трудной. Мать вместе со своим ребенком успешно преодолеет эту стадию с неизбежной для нее толикой вреда от собственного чада, - если она осведомлена о естественности такого периода и способна оградить себя от младенческой агрессивности, а кроме того, способна подавить инстинктивное движение наказать или ответить агрессивностью на агрессивность. Иными словами, когда ребенок кусается, царапается, тянет ее за волосы и бьет ножками, у матери одна задача - уцелеть. Все остальное остается за ребенком. Если она уцелеет, ребенок узнает новое значение слова "любовь", в его мир войдет нечто новое - воображение. Теперь ребенок мог бы сказать матери: "Я люблю тебя, потому что ты уцелела, когда я тебя уничтожал. В моих снах и фантазиях я уничтожаю тебя каждый раз, когда вижу, - потому что люблю тебя". Именно так происходит объективация матери, именно так ребенок помещает мать в мир, не являющийся частью его самого, и делает мать полезной. Я говорю о ребенке между шестью месяцами и двумя годами. Мы с вами выстраиваем язык, важный для общего описания раннего развития ребенка, которое ведет к тому, что он становится частью мира и уже не живет в особой заповедной области или в субъективном мире, созданном матерью, изо всех сил стремящейся приспособиться к нуждам ребенка. Но не будем отказывать даже новорожденному в зачатках указанного опыта. У меня нет намерения подробно разбирать этот переходный период, столь важный в жизни каждого ребенка, позволяющий ему стать частью мира, использовать мир и вносить в него свой вклад. Главное в данном случае - осознать тот факт, что основой здорового развития индивидуума является сохранность объекта, на который он нападал. В случае с кормящей матерью речь идет не только о выживании в физическом смысле, но и о том, что в критический момент она не превращается в мстительную и карающую. Очень скоро другие существа, включая отца, животных и игрушки, будут играть ту же роль. Матери совсем не просто сочетать задачу отнятия от груди с задачей сохранения целостности объекта, на который направлена естественная агрессивность развивающегося ребенка . Не касаясь чрезвычайно любопытных тонкостей, связанных с обсуждаемой темой, повторю: главное здесь - выживание объекта, несмотря на обстоятельства. И теперь легко увидеть различие между грудью и бутылочкой. Во всех случаях "выживание" матери - главное. Тем не менее, очевидно, что существует разница между "выживанием" части материнского тела и "выживанием" бутылочки. Кстати, укажу на крайне травмирующее ребенка переживание, когда во время кормления разбивается бутылочка. Например, мать роняет бутылочку на пол. А иногда сам ребенок может выбить бутылочку из материнских рук и разбить. Возможно, опираясь на эти наблюдения, вы уже сами сможете понять, что факт "выживания" груди - то есть части матери - имеет чрезвычайное значение, принципиально отличающееся от значения факта "выживания" стеклянной бутылочки. Вот те соображения, которые и заставляют меня видеть в кормлении грудью еще один из важнейших естественных феноменов, говорящих сами за себя, хотя ими, при необходимости, можно и пожертвовать." (Винникот. Маленькие дети и их матери. Кормление грудью как общение.)