Семейная тригонометрия.
Мне бы хотелось посмотреть,какие искажения вносят родительские комплексы в наше восприятие реальных родителей.
Например,у меня были очень близкие отношения с моим сыном до
тех пор,пока ему не стукнуло лет 16. А вот после этого
возраста,ему стали сниться сны,где я относился к нему
враждебно или высмеивал его. Он отдалился от меня.Я никак
не мог понять причину,переживал и всю голову изломал,-в
чем я не прав. Наконец нашел у Юнга описание сновидения
молодого человека,в котором его любимый отец представал в
неблаговидном образе. И я вдруг понял,что мое влияние на
сына вредно сейчас для его развития. Отождествление с отцом
не дает развиваться его собственной личности,подавляет ее.
Если бы не это осознание- я думаю,мы бы рассорились с сыном.
Но это простой пример того,какую путаницу вносит
бессознательное во взаимоотношения в семье,или наоборот- пример того как
понимание бессознательного может восстановить отношения в семье.
Можно было бы обсудить и истории того,как взаимоотношения
с родителями в семье отразились на судьбе и творчестве
известных писателей. Мысли людей по поводу того,как родительские комплексы отразились на их жизни.
Хорошо бы поделиться,кто какие книги и статьи советует
почитать на эту тему. В любых вариантах- о родителях.
Когда царь Агамемнон, возвратился домой из десятилетнего похода на Трою, его жена Клитемнестра устроила роскошный пир в честь возвращения мужа, подготовила ему горячую ванну, а потом продемонстрировала мужу - удар топором по голове (по его голове).
Сын Агамемнона, Орест, решился отомстить за отца и убил мать, поэтому и вошёл в историю психиатрии, дав свое имя разновидности Эдипова комплекса.
Комплекс Ореста в своём начале напоминает Эдипов комплекс, который проявляется в ревности ребёнка к одному из родителей. Классический вариант, когда ребёнок ревнует мать к отцу и терзается от угрызений совести. Угрызения совести со временем становятся настолько сильными, что ребёнок находит объект, на который перекладывает определённую часть своей вины. Этим объектом становится мать, которая, по мнению ребенка, стала причиной его страданий и недоразумений.
При полноценном комплексе Ореста человек становится отъявленным женоненавистником, глубоко убеждённым, что женщины – это зло. Мужчина с таким комплексом твёрдо убеждён, что женщины - порочные, лживые, лицемерные, подлые, глупые, слабые существа, которыми нужно управлять железной и беспощадной рукой, или вообще не иметь с ними никаких дел.
Согласно Карлу Юнгу, каждый комплекс имеет «центральное переживание», ядро, и периферию, включающую ассоциативно связанные с ядром мысли, аффекты, представления. Мысль, находящаяся на «периферии» одного комплекса, может образовать ядро другого. Например, ядром комплекса Эдипа является сексуальное влечение к матери, а страх к кастрации — периферическое переживание, являющееся в свою очередь «ядром» кастрационного комплекса. Исключение — автономные комплексы, переживания которых не имеют ассоциативной связи с сознательной сферой, иными комплексами, утратили ассоциативную связь с остальными психическими содержаниями и существуют в психике автономно, не подвергаясь модификации и в то же время оказывая влияние на поведение и переживания человека. «Некоторые из осколков психики очень редко или даже никогда не соединяются с «Я». Я называю подобные осколки автономными комплексами» (К. Юнг).
Комплекс Антигоны — неосознаваемое сексуальное влечение дочери к своему отцу, отличие от комплекса Электры — враждебность к матери не выражена. Антигона, дочь царя Эдипа, сопровождала его, когда он был ослеплен жителями Фив и изгнан на чужбину.
Комплекс власти — группа эмоционально насыщенных идей, в центре которых стоит концепция власти. Эти идеи могут быть частично либо полностью подавлены. В истоке комплекса — стремление ребенка к власти над своими родителями. Развитие комплекса во многом зависит от того, насколько успешны были эти стремления ребенка. Комплекс предопределяет поведение личности в ситуации, когда необходимо властвовать либо подчиняться.
Комплекс Геракла — ненависть отца к своим детям.
Комплекс Гризельды — инцестуозное влечение отца к дочери, проявляющееся в упорном нежелании уступить иному мужчине право на обладание дочерью; отец особенно ревниво следит за поведением дочери, ограничивает ее контакты и упорно препятствует ее выходу замуж. В отношении к дочери как бы «оживает» дремлющий комплекс Эдипа и отношение отца к дочери имеет отпечаток инцеста: дочь замещает мать. Гризельда — героиня «Декамерона» Дж. Боккаччо, выступающая образцом женской добродетели и неиссякающего терпения.
Комплекс Дианы
Комплекс Каина — враждебность родных братьев, ревность, стремление «устранить соперника». Чаще встречается у старших братьев. Первый — убийца Каин, убил своего брата Авеля из зависти, поскольку Бог призрел на жертву Авеля, а не Каина. Бог — небесный отец. Аналогично библейскому преданию движущая сила комплекса Каина — стремление быть единственным ребенком родителей
Комплекс Клитемнестры — сдерживаемая ненависть женщины к своему супругу и эмоциональная привязанность к кому-либо из родственников; враждебность жены к мужу вплоть до стремления убить его, чтобы получить возможность беспрепятственно поддерживать сексуальные отношения с любовником. Клитемнестра, супруга Агамемнона, вместе со своим любовником Эгисфом убивает мужа из-за любви к Эгисфу и мстя за дочь, убитую Агамемноном.
Комплекс подмастерья — период в жизни мальчика, когда он хочет во всем быть, как отец, идентифицирует себя с отцом. Он действует как ученик либо подмастерье, соглашаясь некоторое время быть пассивным и зависимым для того, чтобы впоследствии стать мужественным и активным.
Комплекс Медеи — враждебность матери к детям вплоть до стремления убить их. При этом на детей переносится враждебность женщины к своему мужу. Мать как бы отторгает детей от себя, идентифицируя их только с мужем, и акт агрессии в отношении детей адресует мужу. Героиня греческой трагедии Медея убивает своих детей для того, чтобы отомстить своему мужу Ясону за измену, отказывая ему даже в праве похоронить своих детей. Упорное нежелание матери после развода предоставлять отцу возможность видеть ребенка — замаскированная, «мягкая» форма проявления этого комплекса.
Комплекс Федры — сексуальное влечение матери к своему сыну, чрезмерная эмоциональная привязанность. Мать стремится контролировать поведение сына, препятствует его отношениям с женщинами, вступлению в брак. Федра — жена афинского царя Тесея, влюбившаяся в своего пасынка Ипполита.
Комплекс Эдипа негативный — искажение инфантильного выбора сексуального объекта. У мальчика возникает привязанность к отцу и враждебность к матери, у девочки — привязанность к матери и враждебность к отцу. Некоторые психоаналитики склонны связывать с этим вариантом комплекса Эдипа гомосексуальные тенденции в зрелом возрасте.
На мой взгляд проблема не только в комплексах родителей, а в большой степени в наших возможностях и ограничениях, потому что именно мы создаём образы наших родителей,на которые и реагируем.
Насколько эти образы соответствуют реальным людям?
-------------------------------------------------------------------------------
uccellino.
Я не случайно назвал тему тригонометрией. Различные углы семеймого треугольника
рождают разные психологические установки. Интересно бы проследить,какое
детство, например, было у яростных революционеров и преданных защитников
существующего строя. У меня сильное подозрение,что у них разные уголы
наклона в отношении Отца.
Развивая вашу мысль можно утверждать, что когда люди берут сеансы массажа, ходят в косметические салоны и т.п. они спят со всеми этими специалистами?
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Аналитик противоположного пола- не совсем массажист....
Проекция,перенос, вызывает к жизни детские подавленные чувства.
Но ведь Лоренц совсем не похож на гусыню. Он и ходит не так, как она, и ведет себя иначе. Поэтому материнский архетип не может храниться у гуся как образ, непременно соответствующий образу его матери. Архетип должен быть достаточно гибким, чтобы адаптироваться к личному впечатлению от матери, столь же отличной от настоящей матери-гусыни, как и Конрад Лоренц. Именно это и имел ввиду Лоренц, утверждая, что архетипы не имеют формы.
При изучении комплексов Юнг сталкивался с архетипами как бы с изнаночной стороны. Однако, как мы видели на примере гусенка, на первое место выступает архетип. Представьте себе вместо птенца человеческое дитя. Оно должно содержать в себе материнский архетип. Этот архетип, по-видимому, включает в себя всю человеческую историю взаимоотношений между матерью и ребенком, а возможно, и всю историю отношений в животном мире. Взаимоотношение, которое так долго было важным, аккумулирует энергию, и эта энергия формирует отношения новорожденного с его реальной матерью.
Каждый ребенок уникален, как уникальна каждая мать. Поэтому ребенок должен перенести свое индивидуальное взаимоотношение с матерью на коллективный архетип матери. Например, при рождении ребенок уже умеет сосать грудь. Он может приспособиться к бутылочке вместо груди. Каждый ребенок умеет плакать и улыбаться. (Все мы слышали о том, что улыбка — это всего лишь реакция на газы. Однако более поздние исследования указывают на то, что ребенок улыбается, дабы привлечь внимание родителей.) Если ребенок плачет и его мать тут же оказывается рядом, его адаптация к жизни будет иной, чем у ребенка, мать которого не обращает внимания на плач и придерживается установленного режима в отношении кормления и сна.
За годы, необходимые для взросления, каждый из нас приобретает большое количество воспоминаний о своей матери. Воспоминания группируются вокруг архетипа матери и формируют комплекс связанных с ней ассоциаций. По существу, мы «сформировали» образ матери в том человеке, который обладает как универсальными характеристиками, гак и характеристиками, присущими ТОЛЬКО пашей собственной матери.
Когда нам приходится иметь дело с ситуациями, похожими на те, которые возникали при нашей матери, мы используем материнский комплекс. Например, трехлетняя малышка, начиная шалить и зная, что ведет себя плохо, может громко сказать «плохая девочка». Это говорит в ней «внутренняя» мать. Если малышка упадет и разобьет коленку, она побежит за утешением к матери. Если матери поблизости не окажется, она может погладить себя, как бы это сделала ее мать.
Когда наша девочка наконец станет взрослой, она будет продолжать обращаться к материнскому комплексу в соответствующих ситуациях. Если ее отношения с матерью были нормальными, она при необходимости сможет найти V своей «внутренней» матери утешение и поддержку. Если отношения были нездоровыми, ей скорее всего трудно довериться кому-либо, потому что любая воспитательная акция воспримется ею через призму печального опыта.
Помните, что в основе материнского комплекта лежит коллективный архетип матери, который не имеет ничего общего с конкретной матерью. В последнее время психологи начали исследовать детей из крайне неблагополучных семей, которые каким-то образом смогли вырасти здоровыми и добиться успеха (часто их называют «супердети»). Не получая любви и поддержки от собственных родителей, они обращаются за этим к другим взрослым. Иногда им удается найти взрослого человека или наставника, который заменяет им мать или отца. Чаще им приходится собирать для себя мать и отца из характеристик нескольких взрослых. Это совершенно поразительно и поддается объяснению только в том случае, если у детей уже есть какая-то внутренняя модель матери и отца, которую они могут приспособить к своему опыту.
Робин Робертсон.
***********************
А если серьёзно - обычные психотики...