Архетип невротизма

Юнг, в работе "Дух Вотана", да и в других, раскрывает тему, что движение масс происходит в рамках архетипической заданности, которая срабатывает в какой то исторический момент. Про это и вопрос собстно. Невротизм настолько массовое движение, что невольно задумываешься о теме заданности. Может кто читал на эту тему, невротизм последних пару веков, это про какой архетип?
Анатолий, может о Трикстере? только перечитывала, близко.
Неее, трикстер знает что делает и чего хочет. А невротик в полном неведеньи :) -------------------------------------------------------------- А без навозу никак
"...Трикстер - это коллективный образ Тени, сумма всех низших черт характера людей. И поскольку Тень существует всегда как составная часть личности, коллективный образ может служить ее продолжением. Не всегда, конечно, он предстает как мифологическая фигура, но из-за возрастающего подавления и пренебрежения к первоначальным мифологемам он часто является соответствующей проекцией на другие социальные группы или нации..."Юнг
Анатолий, а что такое по-вашему невротизм? В Википедии, к примеру, сказано: "Невротизм (нейротизм) — черта личности, характеризующаяся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, иногда — вегетативными расстройствами. Невротизм не следует отождествлять с неврозом, так как невротические симптомы может обнаруживать и здоровый человек".
Майтрейя, да вопрос про невроз. -------------------------------------------------------------- А без навозу никак
Ютта, я понимаю что Вы хотите сказать и возможно Вы правы. Но пока я в трикстере не вижу невротика. Трикстер, как герой мифа оч заземленная личность, которая поступает внешне противоречиво, но из своей осозноваемой внутренней логики. Трикстер, это как бы про сложные отношения с окружением, а тут сложное отношение в своем пространстве. -------------------------------------------------------------- А без навозу никак
дык, невосприятие мифа основной момент, отсюда и пляшем Трикстером.
"он часто является соответствующей проекцией на другие социальные группы или нации" Нельзя сказать, что это характерная черта невротика. Такими вещами пробавлялись во все исторические этапы. Невротик скорее подумает "он козел", а потом "а может это я козел? А кто такой козел. Стоит ли так?" Но может, Ютта Вы и правы или я прав, а может правда у детей...или дворник всех правей? :) -------------------------------------------------------------- А без навозу никак
Анатолий, по-моему, невроз переживают не все, так что вряд ли можно говорить об архетипе невроза.
Конечно не все, в Германии, Дитрих бон Хеффер и другие, очень даже были не всеми, но значительная часть то... Если б мы говорили о гриппе, то конечно. Но с неврозом, это все же психическое "заболевание" которое течет определенным руслом. По этому я и задумался об архетипе. -------------------------------------------------------------- А без навозу никак
Сам Юнг считал, что "невроз следует понимать как страдание души, не находящей своего смысла". С такой точки зрения архетип невроза - бессмысленность.
Анатолий, невроз - затопление сознания защитными механизмами: проекциями, рационализациями, вытеснением, отрицанием и т. д. А Архетипическое - это уже о другом.
Юнгианское понимание невроза еще и такое - конфликт сознательной установки и бессознательных содержаний (бессознательное категорически не одобряет сознание). Можно понимать как расщепленность между вспомогательными функциями, например между логикой и чувством. А архетипы - класс содержаний психе, имеющих источник в коллективном бессознательном, выражаются символически, в образах. Вотан - один из них. Но, сейчас, в нынешнем мире хозяин, определенно, не он.
Герой (добро), причиняющий помощь и сеющий свет и "разруху в головах", и тень(зло), желающая сделать зло, но помогающая (типа Мефистофеля) - начиная с эпохи Просвещения, эта архетипическая тема обострилась напрочь.
Для Sorella. Да вот в том-то и дело, что и добро, и зло упразднили еще в позапрошлом веке. Не оперирует цивилизация такими понятиями. Сейчас вылез на первое место социально-денежный успех, не знаю, как лучше сказать, как найти, подобрать образ для этого архетипа...
Спасибо, что сообщили. Теперь буду знать, что "упразднили".
Ницше весьма убедителен. Как понятий, добра и зла давно уже нет. Все относительно. Я не заслуживаю серьезного ответа?
"Ницше весьма убедителен. Как понятий, добра и зла давно уже нет. Все относительно." Давайте уточним: для Вас - убедителен, давно уже нет, относительно. Не для всех. Ок? "Не оперирует цивилизация такими понятиями. Сейчас вылез на первое место социально-денежный успех, не знаю, как лучше сказать, как найти, подобрать образ для этого архетипа..." Опять уточним: скорее всего, это Вы "не оперируете" и Ваше окружение. Далее: то, что сейчас называют "социальным успехом" раньше называли славой, "денежный успех" - богатством. Слава и богатство - классические награды героя за подвиги. Богатство, имущество еще по-русски "добром" называли. Очень многие люди (особенно те, кому своственна героическая психологическая позиция в пределах эго-комплекса) почти всё оценивают как хорошее/плохое - вот и есть добро/зло в обиходе. Они Ницще не читали, и не знают до сих пор, что уже нет ничего этого. Им никто не сообщил. Да хоть на юнгланде полистайте обсуждения, к примеру...
Еще вариант. Последние пара веков, индустрия и затем постиндустрия, как два этапа экономического развития, но нашедших отклик во многочисленных невротических проявлениях. А так же модернизировавших их в личностной направленности. То есь, от старого коллективного, к индивидуально- коллективному. Допустим, отказ от "старого" восприятия христианского мифа и попытка его "модернизации" в протестантской этике. Имхо, христианство ,по сути, не имеет отношения, но в то же время является оборотной стороной мега-Тени , образовавшейся на протяжении веков в коллективном сознании. Как ни крути, инициировавшего процесс ее появления. И если века христианства были под крылом Отца, последние пара веков или чуть больше, Мать имеет силу. Как в черной дыре увеличивается плотность и притяжение. Негативная, поглощающая маь рулит. Все жизненные потенции преобразованы в потребление и служат иллюзорному закону "стремления к покою и стабильности". Соблазн и поглощение= ужасная мать. А это как известно, на сегодняшний день, источник оченно многих отклонений. Особенно можно отметить социопатию, начиная от крайнего проявления- маньяка, и заканчивая... даже не знаю, вариантов много... простым банковским служащим, к примеру, ищущим нелегальных удовольствий?
Для Sorella. Спаибо за ответ. Юнгианство предполагает хотя бы средний уровень культуры и хотя бы некоторую эрудицию. Ницше не является экзотическим автором, это автор популярный. Но, Вы, видимо, привыкли к уровню Ваших пациентов, У Вас действительно, по Вашему же признанию, тяжелая профессиональная тень. Соглашаюсь, допустим, подавляющее большинство оперирует профанными понятиями хорошо-плохо, добро-зло. Вопрос Анатолия, как я поняла, был таков - есть ли современный миф, миф нашего времени, и, соответственно, какие архетипы и архитипические образы свойственны нашему времени? Мне интересно Ваше мнение. Архетип "борьбы добра и зла"? Архитипический образ - Мефистофель? А противоположный? Или Мефистофель - и добро, и зло в одном лице? Спасибо.
Для zetolga. Значит архетипы все те же... И впрямь, они меняются настолько медленно, что уместно говорить об их вечности. Маленькое замечание - христианство сыграло решающую роль в формировании коллективной тени.
Мария, от Вашего поста такое впечатление, что Вам интересно лишь собственное мнение, несмотря на два-раза-спасибо. Не смею более беспокоить своими комментами, т.к. не дотягиваю ни до среднего уровня культуры, ни до хотя бы некоторой эрудиции. PS. "Юнгианство ничего с уверенностью не предполагает, кроме неподдельного интереса к феномену безумия," - не смогла смолчать Тяжелая Профессиональная Тень, привыкшая к уровню пациентов. ;)
Для Sorella. Извините, комплекс величия-неполноценности - тяжелая штука, уж Вы-то знаете... Я пытаюсь справляться, но видимо,не всегда успешно. Мне бы не хотелось лишаться Ваших комментариев.