пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
12 типов сна
Хорни описала 10 таких стратегий, получивших название невротических потребностей, или невротических тенденций:
♦ ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная восприимчивость к критике, игнорированию или недружелюбию;
♦ потребность в руководящем партнере; чрезмерная зависимость от других;
♦ потребность в четких ограничениях и установленном порядке жизни; подчинение другим;
♦ доминирование и контроль над другими как самоцель;
♦ боязнь быть используемым другими;
♦ представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса;
♦ стремление создать приукрашенный образ себя;
♦ сильное стремление быть самым лучшим, страх неудач, сильное честолюбие;
♦ избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств;
♦ поддержание впечатления совершенства и добродетели.
В отличие от других здоровых людей невротики, реагируя на различные ситуации, опираются только на одну из перечисленных потребностей.Впоследствии Хорни объединила невротические потребности в три основные стратегии межличностного поведения, описав их как ориентацию:
♦ «от людей»;
♦ «против людей»;
♦ «к людям».
У невротической личности обычно преобладает одна из них.В соответствии с предложенным разделением выделяются такие типы личности:
1. Уступчивый. Ориентируется на людей, проявляет зависимость, нерешительность, беспомощность, думает: «Если я уступлю, меня не тронут».
2. Обособленный. Ориентация — «от людей»; такой человек думает: «Если я отстранюсь, со мной все будет в порядке», говорит: «Мне все равно»; ничем и никем не увлекается.
3. Враждебный. Ориентация — «против людей»; для него характерно доминирование, враждебность, эксплуатация. Такой человек думает: «У меня есть власть, меня никто не тронет», следует бороться против всех и любую ситуацию оценить с позиции: «Что я буду иметь от этого?» Враждебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение всегда нацелено на получение контроля и власти над другими, на удовлетворение личных желаний и амбици
12 типов, говорите? Забавно, это как 12 апостолов, 12 месяцев и.т.д...
Сновидения вообще не делятся на хорошие и плохие. Скорее, на завершенные и незавершенные.
Не знаю, что они там 50 лет исследовали (может, сонники-бестселлеры? ;) ), но с точки зрения бессознательного "авария" по сути не отличается от "ранения", не имеет большого значения, показана техногенная или природная "катастрофа".
Мягко говоря, странное выделение категорий. Да и число 12 выглядит притянутым для красоты.
К тому же, где, например, сновидения на телесную тему - кушательные хоть как-то с поглощением, упомянутым в "погоне", соотносятся; а туалетные где, а на тему сексуальности? Дедуля Зиги обиделся бы, натурально...
"Но тем не менее миллиарды людей "смотрят" примерно одно и тоже"..
------
"Миллиарды",наверное да-смотрят одно и тоже..Но я уверенна,что сны двух разных людей будут сильно отличаться друг от друга.Особенно, если,человек, хоть немного занимается и интересуется этим и как-то, двигается по пути развития своего сознания- и сны будут становиться все более индивидуальными, и как бы только для этого человека..
И летающие корабли снились тоже - помните легенду о летучем голландце? У египтян бог-солнце Ра плыл по небу на ладье, как по морю. Для бессознательного небо=море, корабль воздушный = морское судно.
Сновидения вообще не делятся на хорошие и плохие.
Традиционно делятся:
Сновидящие с самых древних времен делали попытки вызывать сновидения с помощью некоторых ритуальных формулировок. Такие формулировки для "вынашивания" сновидений найдены даже в записях, датированных примерно третьим тысячелетием до нашей эры. Наши первые цивилизации - Средний Восток, Египет, Индия и Китай - все они оставили некоторые записи о видениях во сне и методах вызывания сновидений.
Древние ассирийцы, например, имели специальную молитву для вызывания хороших сновидений и избавления от неприятных.
Глиняные таблички, найденные в библиотеке ассирийского императора Ашшурбанипала, который жил в 688-628 гг. до н.э. в Ниневии, содержат такой ритуальный текст:
"Мой прекрасный бог, пребудь предо мной,
Мой дорогой бог, выслушай меня,
Бог Ману, бог моих снов,
Пошли мне счастливое видение".
сновидения, в которых продолжаешь спать
Мудрость, хорошо постигнутая с далекой древности:
"Кто в беде не колеблется сердцем, кто угасил жажду счастья, Отрешенный от страсти, страха и гнева, стойкий духом, — называется муки. [...] Кто ни к чему не стремится, с приятным и неприятным встречаясь, Не ненавидит и не вожделеет, стойко того сознанье. Как черепаха вбирает члены, так он отвлекает все чувства От их предметов, стойко его сознанье."
Бхагават-гита
Патриция Гарфилд. СновиденияНу если Патриция пишет... тогда да... придется делить на хорошие и плохие. ;)
С моей точки зрения, ее книга - прекрасный образец псевдонаучной американской позитивистской попсы про первобытность, жутко модной в 1970е гг ("Вава, ты щас упадешь! Я с самими сеноями...в Малайзии... "), к глубинной психологии отношения не имеющая. Основана на манипулировании универсальной для всех людей фантазией о всемогуществе, в данном случае, идее "контроля" сновидений (бессознательного).
Спустя 40 лет даже забавно полистать этот опус как образец наивности масскульта по отношению к психике. Начало эры массового нарциссизма.
Основана на манипулировании универсальной для всех людей фантазией о всемогуществе, в данном случае, идее "контроля" сновидений (бессознательного).
Да, с точки зрения западного сознания - утопия.
Однако, в тибетском буддизме существует йога сновидений, см., например:
Где-то тут обсуждали это. Вроде такие сновидения говорят о стадии неглубокого сна, когда еще человек немного сам соображает, не полностью мозг "отключен".
Где-то тут обсуждали это.
А как хоть приблизительно тема обсуждения называлась, не помните?
Можно ли назвать направленное фантазирование- осознанным процессом?
Бывает состояние неглубокого сна похожего на него.
йога сновиденийВ йоге сновидений нет, однако, идеи "контроля" сновидений. В ней сновидения - источник знаний и руководство в повседневной жизни. В этом дискурсе к ним относятся с уважением, "сотрудничая" с ними, а не "контролируя".
8 Управление сновидениями и уважение к ним
В некоторых школах западной психологии считается, что управлять сновидениями вредно, что сновидения — это регуляторная функция бессознательного или разновидность связи между отдельными частями организма, которую нельзя нарушать. Такая точка зрения подразумевает, что существует бессознательное, являющееся вместилищем восприятия и смысла. Предполагается, что бессознательное формирует сновидение и вкладывает в него смысл, который бывает или явным и очевидным, или скрытым и нуждающимся в истолковании. В этом контексте часто считают, что личность состоит из бессознательного и сознательного аспектов, а сновидение — необходимый посредник, осуществляющий связь между этими двумя аспектами. В таком случае сознательное "я" может получить пользу, работая со сновидениями, откапывая смысл и интуитивное понимание, заложенные в них бессознательным. Или же оно обогащается благодаря катарсису сновидения или благодаря упорядочиванию физиологических процессов с помощью деятельности по созданию сновидений. Понимание пустоты в корне меняет наше понимание процесса сновидения. Три упомянутые аспекта — бессознательное, смысл и сознательное "я" — существуют только благодаря приписыванию реальности тому, что само по себе ее лишено. Важно понимать то, о чем здесь говорится. Беспокоиться, что вторжение сознания в область бессознательного губительно для естественного процесса, стоит только в том случае, если вы исходите из того, что составляющие данной ситуации являются обособленными элементами личности, которые работают во взаимодействии друг с другом. Но такая точка зрения принимает во внимание только одно измерение внутренней динамики личности, зачастую в ущерб пониманию личности в более широком аспекте. Как уже упоминалось, есть два уровня работы со сновидениями. Один заключается в обнаружении в сновидении смысла. Этот способ вполне правомерен и отражает уровень большинства западных психологов, которые понимают ценность сновидений. Как на Востоке, так и на Западе признают, что сновидения могут служить источником творчества, способствовать решению проблем, диагностике болезней и так далее. Но смысл сновидений не есть нечто неотъемлемо им присущее: смыслом наделяет сновидение человек, который исследует сновидение, а затем его разгадывает. Этот процесс во многом напоминает применяемый некоторыми психологами тест, когда испытуемые описывают образы, которые видятся ими в чернильной кляксе. Смысл не существует независимо. Смысл не существует, пока кто-то не начнет его доискиваться. Наша ошибка заключается в том, что, не видя истинного положения вещей, мы начинаем думать, будто на самом деле существует такая вещь, как бессознательное, а сновидение реально и похоже на записанное шифром тайное послание, которое можно прочесть, если этот шифр разгадать. Чтобы по-настоящему использовать сновидение для приближения к просветлению, необходимо более глубокое понимание того, что такое сны, что такое переживание. Если практиковать глубоко, появляется много чудесных снов, богатых знаками продвижения по пути. Но, в конечном счете, смысл сновидения не важен. Лучше не рассматривать сновидение как сообщение, посланное вам из другой реальности или даже из некоей неведомой вам части самого себя. Вне двойственности сансары нет никакого условного смысла. Такая точка зрения не означает признания полного хаоса: никакого хаоса или бессмысленности нет — это лишь очередные представления. Как ни странно, прежде чем ум сможет обрести полное освобождение, само понятие смысла необходимо отвергнуть. В этом и заключается главная цель практики сновидений. Мы не пренебрегаем смыслом, который содержится в иллюзорном сновидении. Но следует понимать, что и смысл может быть иллюзорным. Зачем ждать от сновидения многозначительной информации? Лучше проникнуть в то, что кроется под смыслом, в чистую основу переживания. Такова высшая практика сновидений — не психологическая, а духовная, — которая сосредоточена на узнавании и постижении фундамента переживания, необусловленного. Когда вы дойдете до этой стадии, вас не будет интересовать, есть в сновидении информация или нет. Теперь вы сами совершенны, ваше переживание совершенно, вы свободны от обусловленности, происходящей от двойственного взаимодействия с проекциями собственного ума. Большинство практик сновидений выполняется в то время, когда практикующий бодрствует. Они служат для воздействия на сновидения, но не для прямого управления ими. Прямое управление сновидениями — то, чего люди опасаются, пожалуй, больше всего, — происходит во время осознанного сновидения. Примером служит умножение себя в сновидении, как и преображение или создание образов сновидения. В учении говорится, что всё это очень хорошо: если вы способны делать такие вещи, значит, у вас развилась гибкость ума. Далее ту же самую гибкость и способность управлять умом нужно перенести на состояние бодрствования, но не для того, чтобы летать, а чтобы понять сложную природу переживания и свободу, заключенную в таком понимании. Вместо того чтобы быть игрушкой чувств, вы сможете изменить и себя, и то, каким вас видят окружающие. Сможете делать то, что поистине важно, вместо того чтобы вечно пребывать в кошмарах, бесконечно изменчивых сновидениях или даже предаваться приятным фантазиям. В сновидении происходит всё то же, что и наяву. Кармические следы порождают сны, а наша реакция на переживание создает дальнейшие кармические следы. Этот процесс продолжается и во время сновидений. И лучше мы будем управлять сновидениями, чем они нами, как днем лучше не быть рабами своих мыслей или эмоций, а в любой ситуации — полностью руководствоваться осознаванием. Нужно влиять на свои сновидения. Нужно, чтобы они были более ясными и более слитыми с нашей практикой — эти качества нужны нам в каждое мгновение жизни. Не бойтесь уничтожить что-то важное. Мы уничтожаем лишь одно — свое неведение.
Теперь вы сами совершенны, ваше переживание совершенно, вы свободны от обусловленности, происходящей от двойственного взаимодействия с проекциями собственного ума.
Ну да, ну да... Продолжим? Вы свободны от несовершенства, присущего самой природе человека, Вы свободны от природы человека, Вы больше чем человек, Вы постигли фундамент чистого переживания и совершенство, Вы утратили свою человечность.
Что же важнее - достичь совершенства или остаться человечным?
maitreya 2012-06-18 19:22:31
Наша ошибка заключается в том, что, не видя истинного положения вещей, мы начинаем думать, будто на самом деле существует такая вещь, как бессознательное, а сновидение реально Прикольно. "На самом деле" - самый что ни на есть трикстерский оборот речи. Ну и конечно опять старый как мир вопрос об относительности психологической истины...maitreya 2012-06-18 19:22:31
И лучше мы будем управлять сновидениями, чем они нами, как днем лучше не быть рабами своих мыслей или эмоций, а в любой ситуации — полностью руководствоваться осознаванием. Кто бы спорил: лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. maitreya 2012-06-18 19:22:31
Нужно влиять на свои сновидения. Нужно, чтобы они были более ясными и более слитыми с нашей практикой — эти качества нужны нам в каждое мгновение жизни. А зачем "нужно"? Ради абстрактно-недостижимого совершенства/чистой кармы? Иллюзии всемогущества? Бессмертия/перерождения? Шлифования персоны? Нарциссической подпитки эго? Жаль, что автор как бы недоговаривает.
maitreya 2012-06-18 19:22:31
Не бойтесь уничтожить что-то важное. Мы уничтожаем лишь одно — свое неведение.Вот тут тоже вопрос: с чего бы это нам не бояться уничтожить что-то важное? Особенно если мы не знаем, что именно? (Помните сказку: "Отдай чего дома не знаешь!")
А с каких это пор неведение стало неважным? Уничтожим неведение - уничтожим и диалектику знания и незнания, полноты и пустоты...
Сомнителен мне как-то этот пионерский задор человека, опять же укоренившегося и процветающего в американском обществе с его специфической системой ценностей.
Тем не менее, о контроле сновидений речь не идет, и то хорошо. Хотя до него - как бы один шаг, близко.