Жалость и сострадание.

|
Проявлением каких архетипических структур могут быть быть жалость и сострадание, особенно в незаурядных формах выражения? Например, к совсем тяжело больным, которые невесть чего требуют.
"жалость и сострадание, особенно в незаурядных формах выражения? "

У мужчин материнский комплекс вовлекает Эго в водоворот сильных душевных переживаний. Соответственно архетип Матери, архетип Анимы привносят в жизнь мужчин самые благородные и высокие чувства и переживания.

Соответственно архетип Матери, архетип Анимы привносят в жизнь мужчин самые благородные и высокие чувства и переживания.

---

А допустим, опасность заразиться при близком контакте одного подвигнет на бегство (инстикт самосохранения), а другого материнский ли только комплекс ведёт оказывать поддержку? Опасно ведь.

Minor 2012-07-08 20:37:16
Опасно ведь.

В том и дело, что комплекс действует так, что все благоразумие может быть послано к черту, так как индивид может быть одержим идеей благородства, отважности. Это скорее надо рассматривать в дихотомии - малодушие и великодушие. В первом случае человек, все-таки руководствуется разумными доводами рассудка, а не инстинктом, как таковым. Инстинкты у всех есть, просто, у человека во втором случае одержимость бессознательными идеями, архетипическими влияниями, которые комплекс определяет.
Джек, ну а если бы девушка с открытой формой туберкулёза Вас возжелала? Мне кажется тут кроме материнского комплекса ещё что-то есть, когда именно сострадание не даёт возможности отказать. Мать же не вступает в интимные отношения с ребёнком. 
Minor 2012-07-08 21:04:12
Мне кажется тут кроме материнского комплекса ещё что-то есть, когда именно сострадание не даёт возможности отказать.
 Здесь, только любовь может быть всему виной, а любовь есть там, где есть Эрос, материнское. Нет любви, на которую способен человек, нет и сострадания.
 
Minor 2012-07-08 20:37:16
материнский ли только комплекс ведёт оказывать поддержку?

 может быть,  архетип  дитя-старец? мудрость старца дает  пуэро  способность пожертвовать собой, чтобы  передать  свой опыт  и  знания. 
Роха, такие ситуации выходят ёмкие, столько архетипов содержат. Спасибо.
Джек, уверены? А мне кажется, тут Трикстер: она же знает, как опасен с нею контакт, а Вы вовлечётесь, выходит, что подпали под влияние Трикстера, типа поострее ощущения испытать. В то же время у Трикстера ведь тоже должны быть положительные стороны, вот только какие в подобных ситуациях и есть ли они в таких ситуациях?
Minor 2012-07-08 21:20:45
она же знает, как опасен с нею контакт

 Минор, вы об чем говорите-то. О случайных интимных связях с больными? Я вам толкую про другое, вообще-то. А если вы пишите, что я могу вовлечься в контакт, чтобы ощущений поострее испытать, то в этом случае я не из-за сострадания это делаю, а от того, что хочу заняться с сексом с этим человеком, хотя сознательно могу себе думать, что из-за сострадания это делаю. Здесь как-раз инстинкт действует.
Джек, речь идёт именно об архетипах, которые наполняют подобного рода ситуации, безотносительно внешних значений. На сторонний поверхностный взгляд какими угодно могут представляться такие ситуации, но мы-то с Вами знаем, что за этим стоят архетипы. С какой стати заниматься сексом с больной? 
Minor 2012-07-08 21:43:33
но мы-то с Вами знаем, что за этим стоят архетипы. С какой стати заниматься сексом с больной? 

 Вы сами мне привели пример. Я вам и ответил относительно этого примера, что тут ничего, кроме бессознательного влечения нет. То, что вы думаете, что за всем на свете стоят архетипы, то это заблуждение. 
Джек, думаете есть такие ситуации безархетипические? Может тут какая разница в восприятии инстинктов? Понятно, что к еде архетипы почти не имеют отношения, но близость же - не еда.
"жалость и сострадание, особенно в незаурядных формах выражения"
"жалость и сострадание... например, к совсем тяжело больным, которые невесть чего требуют."
--------------------------------
Минор, можно спросить: а чего (невероятного) они требуют? незаурядных форм жалости и сострадания?
Флейта, например, присутствия не в силу необходимости, а в силу каприза. Тут только разве материнский комплекс? Разве изнуряющим капризам потакать именно, что 24 часа в сутки - функция матери? 
Или, например, замешательство, когда человек просто не знает как поступить, потакать ли, но зачем? Вроде, борьба мотивов выходит, что борьбой архетипов обусловлена?
В паре "мать-ребенок" (архетип мать-дитя) мать инстинктивно заботится о ребенке, а поведение ребенка (новорожденного, например) определено инстинктом выживания. В паре "больной-опекающий" инстинкт выживания, наверное, не играет ведущей роли... Со стороны опекающего играет роль качество присутствия и долготерпение - качества, присущие человеку не обязательно в роли матери. Значит,  какой-нибудь архетип сестры милосердия или архетип раненого целителя, но, в принципе, это тоже самое, что первое...

Вот нашла в библиотеке отрывок, правда здесь больше имелся в виду аналитический процесс:

"Дитя пробуждает в женщине материнские чувства, поскольку такое отношение к ребенку является у женщины врожденным и обусловлено тем, что младенец длительное время находится в чреве матери. Быть может, не следует вообще вести разговор отдельно о материнском, детском или отцовском архетипах, а правильнее будет говорить об архетипах: мать-дитя, отец-дитя и др., подобно тому, как в последнее время все чаще не разделяют архетипы сенекса и пуэра, рассматривая их в архетипической связке сенекс-пуэр. Продолжая эту мысль, мы можем предположить, что не существует изолированных архетипов целителя и пациента. Целитель и пациент —это лишь аспекты данного архетипа. Подобно тому, как не существуетматеринский архетип, а лишь архетип мать-дитя, нет и архетипа целителя, а есть архетип целитель-пациент....
Здесь мы сталкиваемся с архе типом «раненого целителя». Кентавр Хирон, ученик Асклепия* (Термин «раненый целитель» [нем. verwundeter Heiler]возник из легенды об Асклепии, боге врачевания, известном тем, что в память о собственных ранах и страданиях он основал святилище в Эпидавре, где могли исцеляться все желающие. Обучающий исскуству исцеления кентавр Хирон обычно изображался страдающим от неизлечимых ран.— Прим. Переводчика), страдал от неизлечимых ран. В Вавилоне существовал культ богини-собаки, которая под именем Гула олицетворяла смерть и болезни, а под именем Лаборту — исцеление. Индийская богиня Кали насылала оспу и одновременно ее исцеляла. Мифологический образ раненого целителя очень развит. В контексте психологии данный образ констатирует наличие в целителе черт больного. Образно говоря, больной содержит в себе черты врача, а врач — черты больного.
Рассмотрим аспекты расщепленного архетипа, взяв за точку отсчета проблему власти. Психике индивида нелегко переносить полярности, человек любит ясность и, как правило,стремится к устранению внутренних противоречий. Потребность в однозначности может буславливать тот факт, что полярности архетипов в известном смысле расщепляются. Одна из полярностей вытесняется в бессознательное, что может приводить к психическим расстройствам. Вытесненная часть архетипа может также проецироваться вовне. Например, больной может проецировать «внутреннего целителя» на лечащего врача, а врач — собственное «ранение» на больного. Проекция полярности вовне моментально создает довлетворительную ситуацию. Однако в перспективе психический процесс начинает, образно говоря, блуждать в чаще. Такая ситуация характеризуется, к примеру, тем, что излечение пациента перестает касаться его самого и становится обязанностью врача, медсестры, медперсонала больницы и т. д. У самого пациента не остается никакой ответственности за происходящее, в надежде на улучшение он сознательно или бессознательно начинает уступать инициативу лечащему врачу, перекладывая на него функции «исцеляющего фактора». Такой пациент может следовать предписаниям врача и нарушать их, принимать прописанные ему лекарства или спускать их в унитаз; в поликлиниках и больницах можно встретить тысячи пациентов такого рода. Они всегда на что-то жалуются. Воли к выздоровлению и веры в него у них уже нет. Они ведут себя как школьники, полагающие, что во время занятий активным должен быть только учитель.
Вытеснение одной из полярностей архетипа приводит врача к обратной ситуации. У него появляется впечатление, что слабости, болезни, ранения не имеют к нему никакого отношения. Он начинает ощущать себя всесильным, неуязвимым целителем, живущим в ином измерении, чем бедные существа, именуемые пациентами. Такой врач не способствует проявлению у своего подопечного исцеляющего фактора. Он является только целителем (нем. Nur-Heiler), а пациент — только больным (нем. Nur-Kranker). Ситуация предельно ясна: с одной стороны, врач, здоровый и сильный, с другой — пациент, больной и слабый. "
(Адольф Гугенбюль-Крейг "Власть архетипа в психотерапии и медицине").
Флейта, спасибо. Полярность, получается, борьбу мотивов устраивает.
Еще может быть архетип героя (паттерн "герой-жертва"). Либо проецируется на окружающих, либо жертва героически приносится самим индивидуумом, пример - Март Робэн, погуглите.
Столько содержаний! Другие виды отношений вроде поменьше содержат. 
Пожалуйста.
Minor 2012-07-09 11:18:58
Столько содержаний!

 Вот ещё одно: сочувствие - это  "присоединение к ..", тогда больной делается реципиентом  жизненной энергии, иногда просто вампирит. Нужна   граница, это особенно трудно с близкими  людьми. По-моему, так проявляется архетип Великой и Ужасной Матери.
Чем дальше в лес...:)

Видимо, близость смерти приманивает все возможные архетипы. Легче, наверно, перечислить какие архетипы не встречаются.

Минор, у меня такое ощущение, что Вы ухаживаете за тяжелобльным или умирающим...
Разве кто-то свободен от этой участи (ухаживать)? Не сегодня, так завтра.
от участи умирающего тоже вроде никто не свободен, тогда уже точно не до юнгианских архетипов
получилось, тема свелась к memento mori
Людей ,ухаживающих за тяжелобольными ,нельзя свести к одному архетипу,так как и ухаживающие разные1)ухаживают из-за денег(чаще всего квартира)относятся как к работе2)ухаживающие из принципа как-бы люди плохо не подумали(качество ухода соответствующее)3)ухаживающие из чувства долга(на таких чаще всего и "садятся")4)ухаживающие из любви(чаще всего родители детей-инвалидов,хотя встречала и жену,долгие годы,ухаживающей за парализованным мужем)...
Вот это, Марфа, Вы перечислили архетипы кбсс!!! В какой же работе у Юнга такое содержится? ;)

от участи умирающего тоже вроде никто не свободен, тогда уже точно не до юнгианских архетипов
получилось, тема свелась к memento mori

---

:) соседняя тема навеяла. А если серьёзно, то выходит, что это самые архетипически нагруженные отношения

Намудрили...
"Уход", "забота" - неотъемлемый атрибут только одного архетипа - "Мать-дитя". Ухаживающий бессознательно повторяет то, как за ним самим ухаживали в раннем детстве (умирание - "детство наоборот"). Мотивации - это уже защитные рационализации и интеллектуализации. 
Не намудрили, а уход от темы получился. Тема же о жалости и сострадании, а не об уходе.