Рука об руку или кровные враги? О путях глубинной психологии и религии в современном мире.
Настолько же насколько религия и психология "рука об руку ходит" В религии, шаманизме везде содержится то, что интерпретируется психологически. Везде речь идет о феноменах психе. Вот Анатолий говорил про священников, что они не уживаются с психологами. А проблема в этике. Ортодоксальный священник приверженец старой этики (по Эриху Нойманну), он не хочет знать о зле, которое содержится в нем. Психолог, принимающий свою тень относится к приверженцам новой этики. То есть вся проблема отношений между ними в этом заключается, но не в самих религии и психологии.
Я в своих словах "Одно связано с другим, рука об руку ходит" имела ввиду именно религию (включая язычество, шаманизм, буддизм, ислам, христианство...)
Также предлагаю различать психологию и психотерапию (например, потому что у них разные цели, теории, методы, стили, процессы и результаты).
Все это для того чтобы корректно сформулировать обсуждаемую тему, прежде чем дискутировать.
---
Психотерапия - часть психологии, соответственно цели, теории, методы, стили, процессы и результаты психотерапии различают, например с горнорудным делом, а не с психологией.
Ортодоксальный священник приверженец старой этики (по Эриху Нойманну), он не хочет знать о зле, которое содержится в нем.Ну-ка, ну-ка... "не хочет знать о зле, которое содержится в нем" - Джек, как это Вы себе представляете? Я это допускаю, если только священник неверующий...
Что там Нойманн говорит по этому вопросу, можно цитатку запросить?
Все это для того чтобы корректно сформулировать обсуждаемую тему, прежде чем дискутировать.О путях религии в широком смысле слова и психотерапии, как части психологии, включающей, в том числе, юнгианский анализ. Может быть, так?
А мой вопрос еще навеян заявленными проектом Музей К.-Г.Юнга этой весной темами лекций :
"Исцеляющие путешествия вглубь себя с помощью ритуальных трансовых поз";
Флейта, пожалуйста:
"Здесь любовь к ближнему своему, которую проповедовал Иисус из Назарета, становится любовью к ближнему своему в облике злодея*, и тени. Ограничиваясь некоторой фигурой в моей личности, эта любовь принимает парадоксальную форму “себялюбия”, противопоставляемого бескорыстной любви, которую проповедовал Иисус Назаретянин. В психологическом отношении, однако, любовь и примирение с тенью создают необходимую основу для реального формирования этического отношения к тому, кто находится вне меня.
* Здесь имеется в виду “злодей [разбойник]”, раскаявшийся на кресте (прим. перев.)
В психологии козла отпущения отрицание отрицательного (а вместе с ним и самооправдание) приводит непосредственно к отрицанию любви к ближнему своему. В отличие от первозданной христианской этики самого Иисуса из Назарета, известная нам христианская этика никогда не выходила за пределы этой дихотомии. В сущности, она всегда крепко держалась за дуалистическую концепцию гностиков: верхний и нижний человек, дуализм между этим и иным миром в самом человеке и в мироздании.
Восприятие моей темной (но не греховной) стороны позволяет мне признать существование темного эго в моем ближнем. Я сознаю мою солидарность с ним потому, что “я тоже темен”, а не просто потому, что “я тоже светел”."
Глубинная психология и новая этика
Эрих Нойманн
То есть важный момент, это признание темной, но не греховной стороны. Это можно тоже отдельно рассмотреть.
Юнгианский анализ — это исследование не только в области человеческой природы, а и религий Востока и Запада, алхимии, парапсихологии, мифологии.
На кой черт парапсихологию приплели.
Jack 2012-07-13 06:13:35На кой черт парапсихологию приплели. А потому что, Джек, есть у Юнга работа о девушке на Их взгляд с оккультными способностями.
Джек, вот я Вам удивилась! Постойте, кто они. Аналитики профессиональные? А вы откуда знаете, что это, именно, так. Вы же, по-моему, не учитесь на аналитика.
Я уже бодалась где-то на сайте по поводу того, что теории Юнга грозит инфляция. Посмотрите, она уже практически причислена к каким-то эзотерическим учениям. Одна Касталия чего стоит. Жуть!
Что касается отношения психологии и психотерапии. Мне тоже странна постановка вопроса. Психотерапевт, ничего не понимающий в психологии - шарлатан. Как можно заниматься какой-либо психотерапией, не зная законов мышления, внимания, памяти, эмоций, мотивации? Психотерапевт - дополнительное образование для психолога. Сначала фундаментальное психологическое образование, а уж потом можешь специализироваться по какой угодно психотерапии, психодиагностике, консультированию, психокоррекции. Психотерапевт, который не имеет базового психологического образования все равно что хирург не имеющий медицинского образования. Вы доверите своё здоровье, человеку, который закончил фельдшерские курсы? Почему же доверяете психическое здоровье людям с невнятным образованием? Кажется, Выготский говорил о "фельдшеризме в психологии". Народ, не будем в него скатываться.
А такую публику как на касталии всю жизнь понять не могу, что у них в голове, то ли смола, то ли сметана, то ли какой дефект внутриличностный или с гигиеной какие проблемы. ;)
Ну, вот, высказалась! Полегчало слегка!
Вы как думаете, что, действительно должна быть за личность
Не знаю, Minor. Кто-то, наверное, по незнанию. В башке каша из нанотехнологий, обрывков философии, обрывков фантастических романов, обрывков фрейдизма и т.д. Там же НЛО, архетипы, шаманы. В общем, мышление по принципу комплекса-коллекции. А образования не хватает. Слышали звон, да не знают, где он.
Кто-то, наверное, действительно глубокий исследователь, который всё прекрасно знает и понимает, просто открыт новому (таким, кстати, был сам Юнг).
Кто-то - просто экзальтированная барышня, которой замуж бы надо, и дурь сама пройдет.
Кто-то - сумасшедший.
Кто-то ждет чуда.
А кто-то, просто отчаявшийся человек.
Вариантов масса. Не все дураки и полуграмотные. Есть просто интересующиеся, но критично настроенные.
какие различия в этом случае Вы предлагаете делать?
У психологии
цель - объективное исследование,
теории - рациональные,
метод - научный,
процесс - дедуктивный,
результат - количественно-качественное описание феномена и его структуры в пределах статистических закономерностей, обнаружение его значения в контексте и прагматике.
У психотерапии
цели - субъективные множественные от практических (избавления от симптома, обучения новому поведению...) до экзистенциально-философских/метафизических (поиск себя, своей души, обретение целостности, индивидуация...);
теории - мифологические;
методы - формирование определенного (рационального и иррационального) психического опыта, "материнские" и "отцовские" техники, методы прикладные (ремесленные), гностические, литературные;
стиль - индивидуальный за пределами статистических описаний, или аналогично стилям в искусстве;
процессы - нелинейные, полевые, самоценные, индуктивные и дедуктивные;
результаты - неизмеряемые структурно-качественные.
Как говорится, почувствуйте разницу...
Теории далеко не все мифологические и поскольку психики касаются, то в основе рациональны, иначе как бы работали, была бы единичность ничем не связанных фактов.
С каких пор научный метод не прикладной?
Стиль индивидуальный не будет опираться на общие статистические закономерности - ничего не выйдет из психотерапии.
И что это за неизмеряемые результаты, неужели те, которых нет на самом деле?
цели - субъективные множественные от практических (избавления от симптома, обучения новому поведению...) до экзистенциально-философских/метафизических (поиск себя, своей души, обретение целостности, индивидуация...); теории - мифологические;
Сорелла, это какие мифологические теории лежат в основе психотерапии? Какая мифология лежит в основе, например, бихевиоральной или гештальт-терапии? Кто вам дал эти знания? Только не говорите, что Яшина. Явно не она.
И еще о литературных методах психотерпии, пожалуйста, если можно?
О, Господи, вот то, о чём я говорила! Грустно-то как!
Что значит насколько ходит? Не корректный, какой-то вопрос. Глубинная психология интерпретирует символизм, которым полны язычество и шаманизм.