Архетип

|
"Плаваю" я в понимании этого термина "архетип". Поэтому решила создать тему. Чтобы и самой разобраться и может кому еще полезно будет.
Читаю работу Юнга.
"Психологические аспекты архетипа матери"
И многое в этой работе есть про архетип. Что захотелось вынести в тему.

-
"...Так как все психическое преформировано - то таковым являются и все его отдельные функции, в особенности те, которые непосредственно происходят из бессознательных готовностей. Прежде всего сюда относятся творческие фантазии. В продуктах фантазии становятся эти "праобразы" явными, и здесь понятие архетипа обретет свое специфическое применение.
-
То, что на эти факты следует обращать внимание - вовсе не моя заслуга. Пальма первенства принадлежит Платону.
-
Первым, кто указал на наличие определенных, распространенных повсеместно "прамыслей" в области психологии народов был Адольф Бастиан.
-
Потом были еще два исследователя из школы Дюркгейма - Юубер и Мосс, они говорили уже собственно о "категориях" фантазии.
-
 Бессознательную преформацию в виде "бессознательного мышления" обнаружил не кто иной как Германн Узенер (Usener. Das Weihnachtsfest P. 3.).
-
Если мне и принадлежит частица в этих открытиях, то это доказательство того, что архетипы ни в коем случае не распространяются только лишь благодаря традиции, языку и миграции, но они способны спонтанно возникать - вновь и вновь, во всякое время и повсеместно, и именно в таком виде, который неподвержен влияниям извне.

(Бьюсь с визуальным редактором) он верстку искажает)

Текст достаточно нагружен по смыслу. Поэтому я сознательно разбиваю его на предложения.

-

Нельзя умалять значение этой констатации, ведь если это не нечто вздорное, то в каждой психике наличествуют именно бессознательные, но от этого не менее активные и живые готовности, формы, - если угодно - даже идеи в платоновском смысле, которые наподобие инстинктов преформируют и оказывают влияние на мышление, чувства и поступки.

-

Всякий раз я сталкиваюсь с недопониманием, потому что архетипы определяют содержательно, как если бы они были чем-то вроде бессознательных "представлений".

-

Поэтому следует еще раз подчеркнуть, что архетипы определены не содержательно, а только лишь формально, да и последнее очень условно.

-

Содержательно праобраз определен только тогда, - и это можно показать - когда он осознан и потому наполнен материалом сознательного опыта.

-

Что касается его формы, то ее можно сравнить - как я уже объяснял в другом месте - с осевой системой кристалла, которая определенным образам преформирует образование некоего кристалла в материнском растворе щелочи и при этом сама не обладает никаким вещественным бытием.

-

Эта система осей проявляется только в том, каким способом будет происходить присоединение ионов и затем их кристаллизация в молекулы.

-

Архетип - это сам по себе пустой, формальный элемент, не что иное, как "facultas praeformandi", некая a priori данная возможность определенной формы представления.

-

Наследуются не представления, а формы, которые в этом отношении в точности соответствуют также формально определенным инстинктам.

-

Наличие архетипов-в-себе так же нельзя доказать, как и наличие инстинктов, до тех пор, пока последние не подтвердятся in concreto.

-

Что касается определенности формы, то сравнение с образованием кристалла является вполне ясным, поскольку система осей определяет только стереометрическую структуру, но никак не конкретный облик какого-то конкретного кристалла.

-

Сам кристалл может быть больше или меньше, он может варьировать из-за различий в процессе формирования своих поверхностей или из-за взаимного прорастания своих друз.

-

Константной является только система осей в своем в принципе невариабельном геометрическом соотношении. 

-

То же самое верно и для архетипа: его можно назвать в принципе и он обладает невариабельным ядром значения, которое всегда только в принципе, но никак не конкретно предопределяет способ его проявления.

-

То, как архетип матери проявляется в каждом конкретном случае, никогда нельзя вывести только из него одного, потому что это основано на других факторах.

Из моей старой темы, дидактический синквейн - пока составляла, лучше разобралась сама:

Синквейны на архетип Юнга:

Архетип.
Бессознательный. Непредставимый.
Охватывает. Воздействует. Осознается.
Трансцендентный осколок бытия.
Первообраз.
*
Архаический остаток.
Изначальный. Инвариантный.
Наследуется. Проецируется. Завораживает.
Универсальная врожденная психическая структура.
Архетип.

---
"Говори, чтобы я тебя видел." (Сократ).
Надо же как все по своему понимают и информацию усваивают. Спасибо, Флейта. Интересен ваш подход.
Мне как-то представляется такой образ:архетип похож на поле с разнотравьем и каждый входит в это огромное поле и плетет венок,и красота или некрасивость людей определяется теми цветами,которые человек выбирает,подноготная у всех одинаковая,там множество ростков,но взращиваются не все цветы и выбор их меняется с возрастом...
Тоже интересный взгляд, Марфа) Спасибо.
Венок (греч. стефанос, лат. corona) — это обруч для головы, свитый из листьев и цветов, похожий на корону, но значительно менее прочный и гораздо более указывающий на временное отличие, чем свидетельствующий о власти. Венки не всегда носили в качестве украшения головы, они служили также подношениями, дарами со значением круга (долговечность, прочность) при оказании почестей и на похоронах. В античные времена символ кольца соединялся в венке с символом жизненной силы растений. Венки возлагали на головы победителей состязаний, триумфаторов, но в то же время ими украшали и головы жертвенных животных. В христианской символике венок часто является символом победы над мраком и грехом, например венок девственницы или веночек, который несет девочка при первом причастии у католиков; то же значение имеет и венок невесты, часто сделанный в виде короны. В Библии Исайя (28, 5) говорит: «В тот день Господь Саваоф будет великолепным венцем и славною диадемою для остатка народа Своего». Венки из цветов служат символами земных радостей и утопающего в роскоши образа жизни. Венок из листьев плюща, по старинному народному поверью, якобы предохраняет от пьянства.Сейчас во время церковных праздников Божьи храмы украшаются подобными венкам гирляндами из веток и цветов, символами вечной жизни, воскресения и радости.

Книга символов. иисус в терновом венкеТерновый венец Христа следует воспринимать как пародию на венок из розримского императора Цезаря. В связи с этим он считается атрибутом таких святых, как Мария Магдалина, Вероника и Катерина, в то время как святых Цецилию и Флавию украшает венок из роз. Настоящие короны нередко изготовлялись в виде металлических венков. С точки зрения науки о символах происхождение таких переходов вполне поддается объяснению (лат. «согопа» и англ. «crown» одновременно означают и венок, и корону), хотя, конечно, у венка значение величия не стоит на первом месте. Лавровые венки были символом Аполлона, венки из петрушки (или же из оливковых ветвей) во время Не-мейских игр — Зевса, венки из колосьев были посвящены Деметре (лат. Церера), венки из сосновых веток — Посейдону, венки из фенхеля — фригийскому богу земледелия Сабазию, венки издубовых листьев украшали героев, спасших людей от смертельной опасности.

Расскажу, как я понимаю архетип. Сразу замечу, что мое понимания архетипа скорее всего не противоречит тому, что Юнг понимал под этим понятием, но подобное описание ему бы врядли понравилось, поскольку оно в некоторой степени рационально и систематично, в то время как сам Юнг предпочитал  иррационально-интуитивное объяснение. Поэтому я предупреждаю, что мое объяснение не будет похоже на юнгианскую трактовку этого же понятия, хотя по сути вроде верно.

Архетип я понимаю как некое психическое реле. Реле – это электротехнический механизм, который при подаче на него напряжения замыкает другую электрическую цепь. Так вот, сам архетип, когда «включается» запускает другие физиопсихические механизмы. Например, при виде красивой девушки у мальчиков запускается определенный механизм, определяющий его последующее поведение. Зрительное восприятие создало образ, который запустил архетип «красивая девушка», а архетип в свою очередь включил другой физиопсихический процесс. Так работает архетип.

И таких вот архетипов великое множество, я привел простейший для примера, но сами архетипы обычно внутренне сложны. Кроме того, в чем-то они часто пересекаются друг с другом, то есть когда работает один, то может быть так, что обязательно частично запускается и другой. Архетипы активируются при определенных обстоятельствах, каждый архетип ответственен за запуск определенного физиопсихического механизма или группы механизмов,
Мне нравится такое юнговское определение:
"Архетип - отражение инстинкта в психике".
Sorella 2012-11-11 22:55:11
Я встречал, не помню где, но помню дословно: "Архетипы - это психические корелянты инстинктов". Наверное то же самое, только перевод разный.

Кстати насчет перевода. Хоббит цитаты некоторые привела из того, что она читает. Волосы на голове немножко встают. "преформатирование" и "готовности" (это существительное). Тихий ужас.
Да, примерно то же самое.

Ну да, в основном Юнга переводили и переводят плохо и с английского, увы...
В контексте немецкого оригинала: "предопределено" и "предрасположенность", соответственно. (par.153)
Sorella 2012-11-11 22:55:11
Мне нравится такое юнговское определение: "Архетип - отражение инстинкта в психике".

 Мне тоже нравится. Только интересно, что понимает Юнг под инстинктом? 
Поведенческий паттерн.
Sorella 2012-11-11 22:55:11
Мне нравится такое юнговское определение: "Архетип - отражение инстинкта в психике".

 Ну прямо Николай Кузанский вспоминается (по-доброму так - ничего не добавишь)...
Aspirina 2012-11-13 19:23:16
Только интересно, что понимает Юнг под инстинктом? 

 Типа того, чем тореодор машет перед бычарой...
maitreya 2012-11-13 21:33:26
Типа того, чем тореодор машет перед бычарой...

 Дмитрий, я не понимаю Ваших ассоциаций. А гадать не хочется. 
Юнг архетип голубеньким рисовал, а инстинкт красненьким. Патамушто спектр...
maitreya 2012-11-13 21:43:06
Юнг архетип голубеньким рисовал, а инстинкт красненьким. Патамушто спектр...

 Теперь понятно, что Вы хотели сказать. А то Ваш ржущий смайл наводит на разные интерпретации того, чем машет матадор перед бычарой ;)
 И всё-таки мне интересно именно его (Юнга) определение инстинкта, а не "патамушто спектр"
Инстинкт. Когда я говорю об инстинкте, то я разумею при этом то самое, что обычно понимают под этим словом, а именно понуждение, влечение (Trieb) к определенной деятельности. Такая компульсивная устремленность может возникать от какого-нибудь внешнего или внутреннего раздражения, которое психически разряжает механизм влечения-инстинкта, или же от каких-нибудь органических оснований, лежащих вне сферы психических каузальных отношений. Характер инстинкта присущ каждому психическому явлению, причинно происходящему не от волевого намерения, а от динамического понуждения, независимо от того, что это понуждение проистекает непосредственно из органических и, следовательно, внепсихических источников или же существенно обусловлено энергиями, которые только разряжаются волевым намерением, - в последнем случае с тем ограничением, что созданный результат превышает действие, намеченное волевым намерением. Под понятие инстинкта подпадают, по моему мнению, все те психические процессы, энергией которых сознание не располагает. При таком понимании аффекты (см.) принадлежат настолько же к процессам влечения-инстинкта, насколько и к чувственным процессам (см. чувство). Те психические процессы, которые при обычных условиях являются функциями волн (то есть безусловно подлежащими контролю сознания), могут, уклоняясь от нормы, становиться процессами влечения-инстинкта вследствие присоединения некоторой бессознательной энергии. Такое явление обнаруживается всюду, где или сфера сознания оказывается ограниченной вследствие вытеснения неприемлемых содержаний, или же где вследствие утомления, интоксикации или вообще патологических процессов мозга наступает понижение ментального уровня, где сознание уже не контролирует или еще не контролирует наиболее ярко выделяющиеся процессы. Такие процессы, которые некогда у индивида были сознательными, но со временем стали автоматическими, я бы не хотел называть процессами инстинктивными, но автоматическими процессами. При нормальных условиях они и не протекают наподобие инстинктивных, потому что при нормальных условиях они никогда не проявляются в компульсивном виде. Это случается с ними только тогда, когда к ним притекает энергия, чуждая им. К.Г.Юнг Психологические типы
Спасибо!
Сарва Мангалам! 

)))))))))))))
ну и прикольщик же Вы, Дмитрий :) 

maitreya 2012-11-13 21:55:46
При нормальных условиях они и не протекают наподобие инстинктивных, потому что при нормальных условиях они никогда не проявляются в компульсивном виде. Это случается с ними только тогда, когда к ним притекает энергия, чуждая им. К.Г.Юнг Психологические типы

 Интересное разграничение на инстинктивное и автоматическое.
То есть влечение (инстинкт) всегда происходит из неизвестного источника? А автоматизм приобретается в деятельности?
.
hobit 2012-11-13 23:30:13
То есть влечение (инстинкт) всегда происходит из неизвестного источника?

 Из неосознаваемого.

по-моему архетип это энергия

что то типа волновой функции с определёнными параметрами, на основе которой могут возникать самые различные образы

 

Вот, Аспирина когда-то обсуждали на Ленде «Архетипы. Разные подходы, развитие концепции Юнга и ее критика». http://wiki.jungland.ru/forum/arhetipy_raznye_podhody_razvitie_kontseptsii_yunga_i_ee_kritika_moderator_votan?page=2

1. Коллективное бессознательное состоит из наследуемых инстинктов, влечений, функций и форм, характерных для родовой психики. Такое наследие можно назвать инстинктивным в первоначальном смысле этого понятия.

Коллективное бессознательное состоит из предсуществующих форм, архетипов, которые лишь вторичным образом становятся осознаваемыми и придают определенную форму содержаниям психики.

2. Гипотеза коллективного бессознательного является не более смелой, чем предположение о существовании инстинктов. Инстинкты являются безличными, универсально встречающимися наследственными факторами, имеющими динамически-мотивирующий характер. Все, что можно утверждать с какой-то долей определенности, сводится к тому, что инстинкты имеют физиологический и психологический аспекты.

3. Инстинкты по своей природе не являются расплывчатыми и неопределенными – это специфически оформленные мотивирующие силы, которые задолго до сознания преследовали внутренне присущие им цели и продолжают это делать, несмотря на любой достигнутый уровень сознания. Они находятся в отношении очень близкой аналогии с архетипами, столь близкой, что есть достаточные основания предположить, что архетипы суть бессознательные образы самих инстинктов. Другими словами, архетипы – образцы инстинктивного поведения.

 

4. Человек не составляет исключения из всей живой природы, как и всякое животное, он обладает преформированной, видоспецифичной психикой.

Благодаря бессознательным психическим диспозициям человек оказывается в состоянии реагировать человеческим способом, подобно тому как существуют готовности, способствующие инстинктивному поведению животных.

Было бы странным предположение, будто этот специфический вид не унаследован, а заново возникает в каждом человеке. Архетипы – это активные и живые психические готовности, которые наподобие инстинктов преформируют и оказывают влияние на мышление, чувства и поступки человека.

5. Архетип – это самостоятельный живой организм, «одаренный» производительной силой, потому что является унаследованной организацией психической энергии, устойчивой системой, в которой заложена возможность течения энергетического процесса. Он является необходимым противо-дополнением к инстинкту. Архетип и инстинкт  соответствуют друг другу, что свидетельствует не только о том, что один происходит из другого, но и что они существуют вместе как отражение в нашем уме состояния противопоставления, лежащего в основе всей психической энергии.
Архетип и инстинкт представляют наиболее полярную из вообразимых оппозиций, как можно легко заметить из сравнения людей, управляемых инстинктивными побуждениями, с теми, кто охвачен духом. Но, точно так же как и между любыми оппозициями, здесь достигаются прочные узы…

Они соответствуют друг другу, что свидетельствует не только о том, что один происходит из другого, но и что они существуют вместе как отражение в нашем сознании состояния противопоставления, лежащего в основе всей психической энергии.

 6. Когда архетипы вмешиваются в формирование содержаний сознания посредством их регуляции, модификации и мотивации, они действуют подобно инстинктам.
Аморфных инстинктов фактически не существует, то есть каждый инстинкт несет в себе паттерн соответствующей ему ситуации. Он всегда воплощает некий образ, с неизменно присущими ему чертами.

7. Я часто называю архетип изначальным образом. Изначальный образ  всегда пробуждает данное душевное переживание или соответствующим образом формулирует его.

 «Образ» выражает не только форму деятельности, но одновременно ту типичную ситуацию, которая «запускает» эту деятельность. Восприятие типичной данной ситуации осуществляется архетипом, имеющимся в наличии априори.
(Компиляция моя, из разных работ Юнга. Большой текст об архетипах и инстинктах см. Юнг «О природе психе»)

Vladimir 2012-11-13 23:45:57
Вот, Аспирина когда-то обсуждали на Ленде «Архетипы.

 Владимир, я не Аспирина. Но по ссылке вашей прошла.  И в том обсуждении я сразу встречаю уже ставший риторическим вопрос-наблюдение.
-
"...Сам Юнг во многом признавал метафизичность этого понятия, а как иначе? Архетип в принципе непредставим. "
Тем не менее, это не мешает временами строить иллюзии вокруг этого понятия и "модифицировать" идеи Юнга.
"Тут глубинной психологии не позавидуешь! То ли дело с физикой, химией"
Это точно! Но мне нравится такая ситуация
votan, Но лично у меня от «очень» клинических случаев, приведенных не только в юнгианской, но и в ПА литературе остается неоднозначное впечатление, при этом я понимаю, что дело может быть в краткости и фрагментарности их изложения..."
-
"...Эту тему можно было бы назвать и так - "архетипы обыденной жизни" . Скажу сразу о своей позиции - я не хочу что-либо опровергать или доказывать; мне нравятся слова Лао-Цзы - "спор означает отсутствие ясного видения вопроса" (с другой стороны - а когда оно бывает ясное, это видение-то )..."
-
И ситуация  не изменилась. До сих пор отсутствует ясное видение вопроса.
"...Архетип, как «чистое» понятие существует в двух взаимодополняющих основных космических принципах Хаоса и Эроса, иначе, созидания и разрушения, сложения и деления, единичности и множественности, жизни и смерти, живого и неживого, органического и неорганического. Это психоидное состояние, которое сочетает в себе не сочетаемое – живое и мертвое, движение и покой. Эти основообразующие принципы, являясь содержимым, создают содержание психического, заполняя его образами, несущими в себе смысл, идею. Сознание, видя многообразие этих образов в праве определять их как архетипы, но по сути дела это многоликость сводима к двум принципам, т.е. к «чистым» архетипам образующим единый Психоид – гермафродит вечно воскресающий и умирающий, рождающий самого себя, что бы затем уничтожить себя. Мы видим лишь многоликость Протея, называя ее архетипическими образами, которые удерживает его жена Эйдотея..."
-
 Vladimir
Сам по себе термин «архетип» в АП означает некий формообразующий (я бы добавил форморазрушающий) ПРИНЦИП, который создает психическую реальность, наполняя ее универсальными, повторяющимися во все времена типичными образами и идеями. Юнг пишет: « Архетип в себе есть некий непредставимый наглядно фактор, некая диспозиция, (я бы добавил, принцип principium лат. основа, начало), которая в какой-то момент приходит в действие, начиная выстраивать материал сознания в определенные фигуры (архетипические образы). (Я бы добавил, что этот фактор, движущая сила наряду с выстраиванием сознательного материала, так же с успехом его разрушает). По определению, архетипы суть некие факторы (здесь Юнг, на мой взгляд, уклоняется от конкретики. Фактор (нем. factor делающий, производящий. Движущая сила, причина какого-либо процесса, явления) может быть только один: формирующий он же форморазрушающий) упорядочивающие и выстраивающие психические элементы в известные образы (зовущиеся архетипическими), но делается это так, что распознать их можно лишь по производимому ими эффекту».
-
Владимир, я вот что думаю. Мы ищем какую-то внешнюю независимую силу. Не допуская неделимого единства. О чем говорилось выше. ..это многоликость сводима к двум принципам, т.е. к «чистым» архетипам образующим единый Психоид – гермафродит вечно воскресающий и умирающий...
В концепциях АП  не хватает какого-то важного элемента. Элемента, который бы позволил замкнуть"цепь" на "неделимое единство".