ОзЁрНаЯ ДеВа

Юноша увидел прекрасную женщину, выплывающую из озера. Он попытался привлечь ее хлебом, но она не шла к нему. Но потом она сама вышла из воды с большим стадом коров и подошла к юноше. Очарованный девой озера, он попросил её стать его женой. Она ответила такими словами: "Я выйду за тебя, ...и буду жить с тобой. Но когда ты ударишь меня третий раз без причины, я покину тебя". После нескольких разговоров с ее отцом, тот говорит юноше: "Ты сделал хороший выбор... будь ей хорошим мужем. В приданое тебе я дам столько овец, коров и коз, сколько ты сможешь сосчитать. Но не забудь условие: когда ты ударишь ее три раза без причины, она возвратится ко мне."
С этим Нельферч, дева озера, и этот юноша поженились. Они обрабатывали свою землю, и у них родились трое сыновей. Через семь лет сосед пригласил их на свадебное торжество. Но ехать пришлось так далеко, что Нельферч не захотела идти дальше. Муж поспешил домой, чтобы взять седло и лошадей, чтобы она могла ехать верхом. Тем временем, она не двигалась с того места, где он оставил её, что привело его в раздражение. Он слегка шлёпнул её по руке. И это стало первым ударом "без причины".
Второй удар она получила, когда они принимали участие в крещении. Когда гости шумно праздновали, Нельферч разразилась слезами. Муж решил, что её поведение не соответствует случаю, и ударил её, после чего она сказала: "Я плакала... потому что это жалкое существо такое слабое и истощённое, что долго не проживёт. Скоро оно умрет. И всё же ты ударил меня второй раз."
Вскоре после этого ребёнок действительно умирает. Хотя все опечалились, озёрная дева разразилась неистовым хохотом. Муж опять слегка шлёпнул её, в третий раз. Но она сказала, что смеется, потому что бедный ребенок наконец-то освободился от страданий и обрёл счастье. После третьего удара она собрала всех своих животных и скрылась в озере. Сердце мужа было разбито. Он бросился в холодную воду и утопился. Их сыновья долго бродили около воды. Через несколько лет их мать явилась им. Она рассказала, чтоо ее предназначение на земле состояло в том, чтобы облегчать человеческие невзгоды и страдания. Она ведёт их на место, которое всегда называлось ущельем врачевателей. Там она показывает им силу трав и учит искусству врачевания. Благодаря ее советам они становятся лучшими врачами в своей стране.
Источник - К.Аспер. Психология нарциссической личности. Внутренний ребёнок и самооценка.
Предлагаю этот отрывок для отзывов и интерпретаций.
Флейта,если интерпретировать с точки зрения юнгианства,то озеро-бессознательное,нельферч-это ,видимо,анима.Юноша должен прислушиваться к своей аниме.Первый момент-это остановка на дороге,здесь юноша не слышит свою усталость.игнорирует тело.Второй момент игнорирование чувств,интуитивного постижения,предвидения.Такие "мелкие"ошибки ведут к потере контакта с бессознательным и утоплению главного героя(в переводе на юнгианский-затоплением бессознательным,сумасшествию).
Спасибо, Марфа. Если относиться к Нельферч как к аниме, то путешествие на свадебное торжество можно трактовать как путь к coniunctio. В сказке coniunctio не завершено. Почему? Согласна с вами, что из-за игнорирования инстинктивной, чувствующей и интуитивной составляющих жизни. Крещение младенца не что иное как инициация через погружение под воду, мистическое "погружение в купель". Крещение младенца и смерть юноши через утопление в этом смысле чем-то сходны.
Флейта 2013-04-03 16:20:26
Крещение младенца и смерть юноши через утопление в этом смысле чем-то сходны.
Младенец тоже умер. Видимо, инициация главного героя сводилась к тому, чтобы Умереть и родиться заново (ударение на смерти).
 
вот серьезно, мне видится анимус и неспособность женщины упаковывать содержание в форму, т.б. нет в сказке приемлемой формы для переживаний, все его "постукивания", как неспособность понять свое переживание.

типа теневой анимус, т.б. анима анимуса???

"Я интерпретировала эту простую сказку как иллюстрацию отрицания чувств. Дева озера выражает свои чувства искренне и соответственно происходящему. То, что она плачет на крестинах и смеется на похоронах, оправдано. Но при этом она вступает в конфликт с большинством, с общепринятыми правилами поведения. Кроме того, она привлекает всеобщее внимание "бестактностью", и муж бьет ее за это. Если смотреть на ситуацию с точки зрения женского "природного ума", ее чувства вполне разумны. Не поступаем ли мы часто со своими собственными чувствами так, как в этой сказке муж поступал со своей женой, подавляя их, когда они вступают в противоречие с ожиданиями окружающих?" (Катрин Аспер).
Флейта, не поступает ли "разумная" женщина так же, как поступает муж со своей женой, у нее рвутся наружу чувства, и она тут же сама себя одергивая предает?
Ютта 2013-04-03 20:41:45
у нее рвутся наружу чувства, и она тут же сама себя одергивая предает?
Как всё это близко. Но ведь такое "непонятное" поведение исключает женщину из реального общества:  посчитают сумасшедшей, посмеются или побьют ещё.
Аниме нужна красивая "рама", рамочная(?) персона.
Roha 2013-04-03 21:38:12
Аниме нужна красивая "рама", рамочная(?) персона.
Как вы тогда объясните условие отца девы - ударить "без причины" можно только три раза. Если аниме нужны рамки для подавления чувств, почему после третьего удара она уходит обратно к отцу, в озеро бессознательного?
Ютта 2013-04-03 20:41:45
Флейта, не поступает ли "разумная" женщина так же, как поступает муж со своей женой, у нее рвутся наружу чувства, и она тут же сама себя одергивая предает?
я не знаю, наверное, я "неразумная"
 
Флейта 2013-04-03 23:08:01
Если аниме нужны рамки для подавления чувств,
А почему аниме для "подавления"? По-моему, это она  сказала И о рамке для него: "ударишь три раза - уйду". Это ограничение своего присутствия во времени для того, чтобы он попытался понять и принять её поведение. Он в рамки не уложился, она поняла, что напрасно надеяться на понимание, и вынуждена уйти.
 
http://hobbitaniya.ru/valliyskie/valliyskie3.php  Дева озераВалийские народные сказки и легенды

 

Roha 2013-04-04 07:58:09
По-моему, это она сказала И о рамке для него: "ударишь три раза - уйду".
Вот именно. А вы перевернули: "Аниме нужна красивая "рама", рамочная(?) персона."
 
Марфа, спасибо за ссылку на альтернативный вариант сказки. Мне кажется в нем сделан акцент на происхождении искусства врачевания.
Флейта 2013-04-05 00:43:23
А вы перевернули: "Аниме нужна красивая "рама", рамочная(?) персона."
Я поняла "рамку"  как  ограничение  для обоих: она может общаться  с ним в этих пределах, как и он: до 3 удара.
"Красивая" - это для неё  изящный выход из ситуации якобы принуждения к союзу.
 
Мне кажется в нем сделан акцент на происхождении искусства врачевания.---------------------------------------В обоих вариантах прослеживается ведьмовское(языческое)происхождение девы озера.Во втором варианте деву озера нельзя касаться железом:"(Один из древнейших металлов, имеющий высокий сакральный статус в народной культуре и используемый в защитной и медицинской магии. Нечистая сила боится даже упоминания о железе. Его обработка, наряду с выпеканием хлеба, изготовлением полотна и некоторыми другими видами деятельности, соотносится с актом творения мира и преобразования хаоса в космос. Железо символизирует собой «этот мир». Закаливание железа в огне и в воде придает ему особую магическую силу. Железо наделяется положительными свойствами и является одним из универсальных оберегов, что обусловлено его прочностью, твердостью, связью с огнем, долговечностью. Эти же признаки делают железо символом здоровья.

Именно с легендой о страхе нечисти перед железом связан обычай вешать над входом подкову.)"Неестественное поведение(хохот на крещение)-тоже ведьмовский мотив.То есть происхождение врачевания(знахарства)-знание трав связывают с язычеством,ведовством.Уход девы обратно в озеро тогда имеет двоякий смысл-либо утеря языческих традиций ,опыт теперь передается словесно,из поколения в поколение,либо подчеркивается,что дары бессознательного нельзя присвоить,сделать своей собственностью-бог дал,бог взял.Интересно,что дар врачевания появился после того,как дева озера пожила у людей и родила сыновей(очеловечилась))).И еще момент с булкой,которую печет мать,видимо мать тоже необычная,раз ее сын полюбил фею и она знает,как ее "приманить".Этот мотив(еды)напоминает мотив с тремя гранатовыми зернышками,съев которые персефона осталась у Гадеса.

Roha 2013-04-05 07:47:30
"Красивая" - это для неё изящный выход из ситуации якобы принуждения к союзу.
А где вы увидели ситуацию "якобы принуждения к союзу" - муж утопился с горя.)
Марфа, мощно.)
"Она рассказала, чтоо ее предназначение на земле состояло в том, чтобы облегчать человеческие невзгоды и страдания."-----------Я увидела в этом не только  любовь к мужу, а принуждение Судьбы.
Муж, конечно утопился, но в сказке.  Для эго/мужа - это вполне м.б. холодным осознанием своей ограниченности и верхоглядства.
марфа, а третий - не способность интегрировать, понять?
марфа 2013-04-05 09:23:08
обоих вариантах прослеживается ведьмовское(языческое)происхождение девы озера.Во втором варианте деву озера нельзя касаться железом:"(Один из древнейших металлов, имеющий высокий сакральный статус в народной культуре и используемый в защитной и медицинской магии. Нечистая сила боится даже упоминания о железе. Его обработка, наряду с выпеканием хлеба, изготовлением полотна и некоторыми другими видами деятельности, соотносится с актом творения мира и преобразования хаоса в космос. Железо символизирует собой «этот мир». Закаливание железа в огне и в воде придает ему особую магическую силу. Железо наделяется положительными свойствами и является одним из универсальных оберегов, что обусловлено его прочностью, твердостью, связью с огнем, долговечностью. Эти же признаки делают железо символом здоровья.
Мне тоже кажется интересным второй вариант сказки, проливающим свет на какие-то неясности. 
 

- Если ты обещаешь быть добрым и верным мужем моей дочери,- сказал он,- я согласен отдать ее тебе в жены. И даже дам тебе хорошее приданое. Ты получишь столько коров и столько овец, сколько она сумеет насчитать зараз, не переводя дыхания. Но помни: если ты будешь несправедлив к ней или если ты, пусть даже случайно, заденешь ее чем-нибудь железным, она вернется в родное озеро. И все коровы и овцы уйдут следом за ней. 
Юноша с радостью на все согласился. И старик соединил их руки.

Прям аж торкнуло вчера - при чем тут железо?

Потом вспомнила - железо - меч, оружие сила, ударить, смена бронзового века железным, матриархата патриархатом.

 

Эпоха железа — третья, после эпох камня и бронзы. Появление изделий из железа датируется приблизительно 1200 г. до н. э. В Средневековой Европе железо очень быстро заняло первое место в производстве оружия и земледельческих орудий, быстро оставив позади медь и бронзу — причем, это произошло почти одновременно с открытием чугунного литья.

С ним связаны истории кровавых войн, и прогресса. Обладание железом стало решать исход сражений, определять ход мировой истории. И по сей день оно справедливо считается металлом нашего могущества.

http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BE

Сказка валлийская, то есть имеет отношение к кельтской культуре, догерманской.

Ирландия, Шотландия, Финляндия, Китай, Корея, Индия и другие страны имеют серьезные табу против железа. Древний огонь ритуалов горел без железа, алтари строились без использования железа и других металлов с его примесью. Травы обычно собирались не железными ножами, чтобы колебания этого металла не "закрывали", не "путали" энергию травы. (Многие лекарственные растения, добытые из почвы с помощью железных инструментов, утрачивают свою целительную силу. )

...

Друиды не пользовались железными орудиями, священную омелу срезали золотыми серпами.

Железный век — в древнегреческой мифологии это наихудший период в жизни Земли и Человечества. Согласно Гесиоду ("Труды и дни"), это пятый период, который находился под властью Плутона. Согласно же Овидию ("Метаморфозы") — четвертый период — век измен, хитрости и коварства, бунтов, разброда, век насилия. "Железо было открыто людям на беду!" ("Деяния" Геродота).

"Железная рукавица" — атрибут древне—скандинавского бога Тора.


Интересно, что в валлийском варианте (ссылка Марфы) озерная дева и мужчина живут вместе долго и счастливо, он становится седовласым стариком, она остается молодой и прекрасной, и вот он теряет бдительность и бросает ей уздечку с железной скобой. Намек на необходимость обновления? Мать передает трем сыновьям секреты врачевания - три мужчины и женщина - целостность?

марфа, а третий - не способность интегрировать, понять?------------------------------------да,наверное.Вспомнилась похожая сказка про женщину-тюленя,поищу там,почему она вернулась в море...http://psylib.org.ua/books/estes01/txt09.htmГлава 9ЧУВСТВО ДОМА: ВОЗВРАТ К СЕБЕ Эстес К.П.
Годы шли, он вырос, научился петь, играть на бубне и рассказывать сказки. Говорят, что всем этим он обязан тому, что в детстве великие духи тюленей уносили его в море. До сих пор сквозь серый утренний туман иногда можно увидеть, как он, привязав свой каяк, опускается на колени на скалистом островке в море и разговаривает с тюленихой, которая часто подплывает к берегу. Хотя многие на нее охотились, и не раз, но ничего из этого не вышло. Ее называют Танкигкак, светлая, священная. Рассказывают, что, хоть она и тюлениха, глаза у нее человеческие – в них светится мудрость, любовь и дикая душа.-------------------------------В сказке ребенок женщины-тюленихи начинает осуществлять промежуточную природу. Он становится музыкантом, певцом, сказителем. В сказочном истолковании музыкант, играя на бубне или барабане, становится ядром новой жизни, какой бы она ни была, и тогда должно родиться и затрепетать новое чувство. Музыкант может отпугивать и привлекать. Певец передает вести от великой души к земной личности и обратно. Природой и тембром своего голоса певец может разрушать и уничтожать, но может возводить и созидать. Про сказителя говорят, что он подобрался близко к богам и слушал, как они разговаривают во сне [19].

Так своими творческими действиями ребенок воплощает то, что вдохнула в него мать-тюлениха. Он воплощает то, что узнал под водой: жизнь в родстве с дикой душой. И тогда мы находим себя – мы наполнены биением бубна, наполнены пением, наполнены звуками наших собственных слов, услышанными и произнесенными, наполнены новыми стихами, способностью видеть, поступать и думать по-новому. Мы не стараемся продлить волшебство, а просто живем. Мы не страшимся избранной работы, не сопротивляемся ей, а плавно входим в нее; мы бодры, полны новых идей и сгораем от желания увидеть, что будет дальше. Человек, который в конце концов вернулся домой, многое пережил: великие духи-тюлени унесли его в море, и он вернулся живым.

По Эстес К.П.--она просто вернулась в родную стихию,так как земля не ее дом.

Прям - роковая для меня тема.)  Третий раз попадается на глаза название и
читается как- "озорная". Тьфу, нечистая сила.)

Vervoleg 2013-04-05 15:41:39
читается как- "озорная". Тьфу, нечистая сила.)
Verv, специально для вас обновила название.

 

Железо- конечно Марс. Но еще на ум приходит,что железо связано с мужским
ведовством. Колдуны-кузнецы. Железо находят в земле, у него иная природа
чем у воды. Земля- железо-материя. Возможно- это сила мужской рациональности, преобладание материального.
Дисциплина сознания.
Сказка до утопления Эго-мужа, -это видимо история развития сознания в
первой половине жизни. Кризис- погружение эго в бессознательное.
Смерть короля.
На суше остаются трое сыновей- три функции, которые поддерживают связь
с матерью.

Vervoleg 2013-04-05 19:17:16
Смерть короля.
я так и думала
Vervoleg 2013-04-05 19:17:16
На суше остаются трое сыновей- три функции, которые поддерживают связь с матерью.
три псифункции?
Vervoleg 2013-04-05 19:17:16
Колдуны-кузнецы.
в сказке юноша вроде бы пастух...
Священные числа 3 и 7 в сказке. 7 - в каббале число полного цикла.
В психологии 7 лет - один из рубежей кризисов в браке.
Во втором варианте 7 раз по 5 - 35 волшебных животных Нельферч (Тридцать пять каббалы — живой Бог; одухотворение жизни; благоговение перед жизнью; пантеизм; жизнь в духе).
Мне кажется, образ "озерной девы" архетипичен, здесь есть и полнота и позитивно-негативная полярность:"великая мать", где в позитивном полюсе: забота, поддержка, какая-то магическая власть женщины, а в негативном: "нечто потаенное, скрытое, темное, бездна, неотвратимое и подобно року"(слова Юнга, по памяти, не дословная цитата) По сюжету, все изначально, зависит от "озерной девы"; очень интересно,что существует условие- "когда ты ударишь ее три раза без причины"; и оно неотвратимо как судьба и обязательно срабатывает,есть в этом какая-то неизбежность,предопределение. Мне кажется, муж, дети: все вторично и все зависит от проявлений "великой матери" и будто, вращается вокруг нее.

три псифункции?
====
Да,и у них есть связь через четвертого\мать\ - с озером.
Что дает им редкие способности.
=====
в сказке юноша вроде бы пастух...
=====
Я размышлял о том, почему касание "железом" изгоняет деву озера.
У меня такое ощущение,что когда дева-анима вышла из озера,- "юноше"
было лет сорок.)