сказка Финист-Ясный сокол.
В сказке есть еще момент перехода из невесты в жены,может этот момент освящается в сказке.В сказке отражен путь индивидуации - путь в целую жизнь, - поэтому вряд ли он касается МОМЕНТА перехода из невесты в жену.
Меня удивляет, что для обретения сокола (воздух) необходимо выносить 3 пары железных башмаков и т.д. - образы приземленности, физических нагрузок. Испытание так испытание - при таком труде просто грех самому не стать "железом".
не на приземленности, а на том, что очень много времени нужно, чтобы износить железные башмакиЕсли смотреть на это с реальной точки зрения - то это невозможно. А в сказке перед героиней ставят 3 по сути не реальных задачи.
Сразу вспоминается "Сходи туда - не знаю куда..." как будто герою надо перепрыгнуть самого себя или "поднять себя за волосы". Также это похоже на выход личности за рамки границ Эго.
Можно ли понимать такой путь, как строительство пути-оси Эго-Самость, так как все невозможное для Эго возможно для Самости?
Если интересно,погуглите велесова книга и Асов Александр Игоревич (сама когда-то на это купилась).Александр Игоревич Асов (Барашков
Будем знать... но сделал подделку хорошо.
железные башмакиИз соединения посох+хлеб+сапоги легко выпадает одно или даже два звена. Обувь, посох и хлеб - те предметы, которыми некогда снабжали умерших для странствий по пути в иной мир. Железными они стали позже, символизируя долготу пути.(Пропп)
----------------------------------------Наверное,да.В обеих сказках есть символы самости.В русской сказке это серебряное блюдечко золотое яичко,серебряные пяльца золотая иголочка,серебряное донце золотое веретенце,во французской-три золотых шарика.Только смущает,что сначала девушка обретает символы самости,а только потом счастливый союз с принцем,и почему она отдает все это сопернице-тени?
В сказке о Финисте есть вещи, которые и по сегодняшний день не поддаются никакому историческому, историко-этнографическому или историко-социальному объяснению. Это мотив трех купленных ночей, когда к спящему юноше является его жена и возвращает себе его. Может быть, этот мотив и будет объяснен, но пока объяснения нет, и ученые-фольклористы не очень над этим задумываются.
Знакомил с сюжетами. Для чего? Важность сюжетики. Чтобы знали сказки. Красота. В свете закономерностей сравнительное изучение (Апулей - Аленький цветочек - Финист).В. Я. ПРОПП О СЮЖЕТЕ "АЛЕНЬКОГО ЦВЕТОЧКА"
Только смущает,что сначала девушка обретает символы самости,а только потом счастливый союз с принцем,Здесь, видимо, как и в алхимии, надо различать малое и большое делание. Малое делание - это обретение самости (сереб. блюдечко и т.д.). Героиня не выходит на коллективный уровень, но развивается и совершенствуется в пределах своих личных границ и возможностей. На этом уровне он узнает на что она способна, она переступает свою инертность, страхи и иллюзии. Еще этот уровень можно сравнить с личным бессознательным - тяжелая работа здесь является очистительной и трансформирующей либидо.
Большое делание - это обретение Самости - цельности. Героиня выходит на коллективную арену и сталкивается уже совсем с другими задачами и препятствиями - они уже не "физического", а духовного плана.
марфа 2013-05-23 09:45:08
почему она отдает все это сопернице-тени?Пройдя такой Путь героиня уже имеет внутренний источник силы, выраженный в символах блюдечка и т.п., - она уже имеет внутреннюю цельность и полноту. Как в таком состоянии человек относится к тени? - он ее не боится, осознает, а главное освящает.
символы самости.В русской сказке это серебряное блюдечко золотое яичко,серебряные пяльца золотая иголочка,серебряное донце золотое веретенце,во французской-три золотых шарика.Только смущает,И меня смущает: пяльца и веретенце - это волшебные подарки, которые помогут в трудную минуту (для обмена), а не самость.
И ещё: тенью обычно называют сестер Василисы. Жену-обманщицу я бы присоединила к колдунье из свиты Ужасной Матери.
Спасибо за тему- интересно.
Похожей способностью обладает и человеческая психика. Например, в течение долгого времени вы заняты
Тенью я посчитала новую жену,Сестры, обычно, представляют Тень, как я поняла, потому что родные ей, её кровь.
Спасибо, поняла: речь шла о символизме круглого.
и за сказку, моя любимая с детства.
Связь прядения и удачного замужества прослеживается во многих магических действиях добрачной, свадебной и семейной обрядности. Так, девушки пряли «благовещенскую» или «четверговую» нить с приговором о суженом, гадали о браке на «новине» (спряденных и сотканных холстах), во время ее расстилания, молились о даровании умения «прясть, ткать и узоры брать» (12, с. 162), то есть приготовить себе приданое. Хлестали сватов мотком ниток для удачного сватовства. Известны свадебные приговоры, в которых выступает символика «недремавшей» невесты: «Наша молода не спала, не дремала, тонко пряла, звонко ткала, бело белила и нас подарила» (8, с. 133). Кроме того, на второй день свадьбы свекровь во время утренних хозяйственных заданий поручала молодице спрясть нитку, а в течение специальной «прядильной недели» Великого поста молодицу приучали к новой жизни в кругу женской родни мужа.
,у новой жены-способность удержать Финиста...
Пропп: "Первый брак – притом брак вольный – совершается не в лесу, не в ином царстве, а дома, после чего любовник в образе животного уходит в иное царство и там уже собирается жениться (или женится на другой), когда его находит девушка и, купив три ночи у соперницы, отвоевывает себе мужа". Вообще же в сказках отношения между сверхъестественными, зооантропоморфными существами и человеком воспринимаются положительно только в том случае, когда соискателем брачного союза выступает человек"----------Интересно, что "дома" - брак вольный, а в ином животном царстве - как будто под влиянием инстинкта: если животные олицетворяют различные инстинкты. Т.о., брак, построенный только на инстинкте - какой-то "несамостоятельный", вынужденный, подневольный.
Глиняные пустотелые яички, расписанные по поверхности полихромией поливой, нередко с шариком внутри, вошли в археологическую литературу под именем писанки. Иногда их называют еще погремушками. Писанки не раз привлекали внимание исследователей (Bolsunowski К., 1907-1908, s. 529-532; Болсуновский К.В., 1909; Kostrzewski I., 1919, s. 43; Eisner J., 1958, s. 76-80; Bukowska J., 1958, s. 45-49; Макарова Т.И., 1972, с. 42-45). В настоящей статье сделана попытка осветить современное состояние знаний об этих находках.
Уже К.В. Болсуновский рассматривал писанки как предметы, связанные со славянским язычеством, с магическими верованиями. Так же их оценивают и современные исследователи. Так, польский археолог В. Гензель считал главным предназначением писанок (или погремушек) культовое (Hensel W., 1956, s. 298). Яйцо имело большое значение в славянской обрядности. Б.А. Рыбаков отмечает, что оно у древних людей было олицетворением начинающейся жизни. Культ яйца, как источника жизни и плодородия, был связан с весенними языческими праздниками, которые в христианское время были в значительной мере поглощены пасхой. Символ пасхальных яиц безусловно связан с магией плодородия. Приуроченность обычая (обряда) катания яиц к весеннему циклу празднеств указывает прежде всего на аграрную магию. Исследователь видит в растительных узорах, покрывающих писанки, символы аграрного плодородия. На пасхальных яйцах – христианских продолжателях языческих писанок – встречаются чрезвычайно архаические космогонические изображения, восходящие к глубокой древности (Рыбаков Б.А., 1981, с. 51; 1987, с. 668-670).
Чтобы прочувствовать это, вспомним известную русскую куклу-матрешку. Набор матрешек может включать в себя от трех до трех десятков одинаково раскрашенных кукол; при этом каждая из них помещается внутри другой, большего размера, - и, так далее. Все матрешки помещаются внутри одной, самой большой, "праматери", главы рода. Таким образом, максимальная матрешка, содержащая внутри себя остальные, воплощает в себе две ипостаси: "единичность", т. е. самой себя, и "семьи" – всех остальных матрешек, находящихся у нее внутри. Достанем все куклы и расположим в ряд по ранжиру всю "семью". Самая крупная матрешка по прежнему ассоциируется с "матерью семьи", а остальные – скорее, с "сестрами погодками". Каждая из кукол, как две капли воды, похожа на остальных, отличаясь лишь размером, но это – только внешнее сходство, хотя есть и более существенное, внутренне сходство: все матрешки, за исключением последней, самой маленькой, внутри пусты. Маленькая матрешка цельная; она становится идентичной своим старшим сестрам лишь тогда, когда они "наполняются" остальными, меньшими по размеру, т. е. становятся "младшими" в семье. Получается, что "младшая дочь и младшая сестра" матрешечной "семьи" не только символизирует целостность, но и тенденцию к достижению целостности и полноты каждой из "старших сестер" и "семьи" в целом. На этом же примере имеет смысл подчеркнуть характерную символику архетипа "скрытой красоты". Сама конструкция матрешки предполагает "раскрытие" куколки, чтобы найти "скрытую" в ней тайну. Но раскрывая каждую матрешку и обнаруживая в ней следующую, мы устанавливаем между ними сначала внешнюю, а потом и внутреннюю идентичность. И лишь добравшись до последней, мы находим только внешнюю идентичность с предыдущими; самая маленькая матрешка продолжает скрывать внутри "тайну", и в этом смысле она полностью идентична наполненной большой матрешке, т. е. "семье", "роду", "символу". Русская матрешка символизирует бесконечный процесс раскрытия скрытой тайны, т. е. красоты русской женщины, и в этом смысле она обладает характерными чертами архетипа.
Символика старших сестер в значительной мере определяет содержание персоны, т. е. социокультурного стереотипа. Следует упомянуть, что дальнейшая судьба старших сестер складывается по-разному: либо они бросаются с обрыва в реку и в ней тонут, позавидовав Психее, получившей божественного мужа, либо сгорают от добытого Василисой и преследующего их неземного огня (в обоих случаях исчезают в бессознательном, становясь частью содержания тени); либо живут прежней жизнью в соответствии с существующей ценностной системой.Младшая дочь просит отца привезти ей весьма необычный подарок: перышко Финиста ясна сокола (а фактически – самого сокола!). Тот покупает его у старца (символизирующего древний патриархальный мир). Таким образом девушка бессознательно пробует найти связь со своим анимусом, опосредованно (через отцовский комплекс) входя в контакт с архетипом (и это ей без труда удается). Однако, она абсолютно не подозревает о том, что тем самым она только вступает на длинный и трудный путь эволюционного процесса и, в частности, - установления отношений со своим неуловимым и загадочным анимусом.
Кстати говоря, спектр персонажей, олицетворяющих маскулинное начало (анимус), в русской волшебной сказке очень широк: от зверя лесного - чуда морского (воплощения земной, хтонической природы) до Финиста ясна сокола имеющего прямое отношение к небесам. Среди возлюбленных главных героинь встречаются и волк-оборотень, и полузверь-получеловек, и человек. Такое многообразие воплощений и перевоплощений далеко не случайно. Есть веские основания считать, что в отличие от западной линейной модели развития мужской идентичности, развитие русской маскулинности более многопланово, многомерно и многослойно.
Начнем с интерпретации, неоднократно повторяющейся в сказках троичности. В рамках юнгианской символики число три символизирует неполноту системы. Система, стремящаяся к полноте, либо сокращает три до единицы, либо дополняет до четырех. Здесь имеет смысл остановиться на особом акцентировании троекратного повторения, где оно не просто привлекает наше внимание, а прямо-таки режет глаз. В этом легко убедиться: старик имел 3 дочерей; он 3 раза ездил в город за подарками; 3 ночи прилетал к младшей дочери Финист ясна сокол; улетая он поставил ей 3 условия: "…ищи меня за тридевять земель в тридесятом царстве", 3 пары железных башмаком, 3 посоха чугунных, 3 просвиры; на своем пути девушка встречает 3 старух; в доме просвирни она проводит 3 ночи, трижды повторяя 3 условия; девушка с царевичем 3 дня ездят в церковь к заутренней и, наконец, старик остается втроем с двумя старшими дочерьми.
Не многовато ли? Такая насыщенность текстовой ткани сказки троекратными повторениями, прежде всего говорит о динамической, напряженной неполноте. Явная или даже нарочитая экспликация троичности несет в себе скрытый подтекст: исполнение действий, которые происходят или должны произойти, необходимо, но недостаточно.
Железные башмаки, чугунный посох и каменная просвира. Назначение первых двух атрибутов довольно – таки прозрачно: не давать девушке оторваться от земли, не терять с ней связи. На символическом языке женщине сообщается, чтобы она смирила гордыню и даже унизилась. Каменная просвира. Девушке рекомендуется вобрать в себя по крупинке жизненный опыт и мудрое (христианское) отношение к жизни. Ей как бы сказано: чтобы получить то, что ты хочешь, следует научиться твердо ходить по земле, стать сильно и мудрой.
В отличие от волшебной сказки Апулея, старшие сестры успевают пустить в ход "нож" (острие интеллекта) и ранить сокола (подавить анимус). Каковы же последствия этого вмешательства? Как правило, вытесненной маскулинности не остается ничего другого, как уйти в тень, что и происходит в сказке (царевич женится на просвирниной дочке). Теперь анимус находится в полной власти тени (сокол, усыпленный сонным зельем). Чтобы войти с ним в контакт, требуется не только напряженная внутренняя работа (испытания), но и переоценка ценностей (отказ от подарков в пользу свидания с возлюбленным). И даже после соединения с любимым, новые испытания: побег, поездки в церковь (частичный отказ от прежних ценностей, адаптация к социально-культурным нормам), но эти испытания на сей раз, возлюбленные проходят вместе.
В жизни бывает иначе. Если женщина терпит поражение, оставляя свою маскулинную часть во власти тени, хорошего ждать не приходится. Чаще всего вытесненная в тень маскулинность проецируется на близкого мужчину (или мужчин). Тогда вы можете услышать нечто такого рода: "Куда подевались настоящие мужчины? Вокруг ни одного нормального мужика – одни особи мужского пола!" Это отчаянный крик подавленного или вытесненного в тень анимуса.