сказка Финист-Ясный сокол.

| |
Уже давно "зудело" разобрать сказку Финист-Ясный сокол,меня в ней "зацепило" два момента,мотив стаптывания железных башмаков и съедания железных хлебов(то есть мотив скитания) и мотив "выкупа" жениха.(еще Биркхойзер-Оэри указала на частый мотив забывания женихом своей невесты в сказках,и о том,чтобы вернуть его (провести с ним ночи) ей надо заплатить волшебными предметами (выкупить его).Также часто встречается мотив подмены невесты,которую жених не замечает (например,сестрица Аленушка и братец Иванушка).Нашла материал по этой сказке.
В первую очередь, следует остановиться на феномене "младшей" сестры или дочери, на долю которой выпадают тяжелые испытания. В чем же состоит особый психологический смысл выбора младшей дочери на роль главной героини волшебной сказки?
    Чтобы прочувствовать это, вспомним известную русскую куклу-матрешку. Набор матрешек может включать в себя от трех до трех десятков одинаково раскрашенных кукол; при этом каждая из них помещается внутри другой, большего размера, - и, так далее. Все матрешки помещаются внутри одной, самой большой, "праматери", главы рода. Таким образом, максимальная матрешка, содержащая внутри себя остальные, воплощает в себе две ипостаси: "единичность", т. е. самой себя, и "семьи" – всех остальных матрешек, находящихся у нее внутри. Достанем все куклы и расположим в ряд по ранжиру всю "семью". Самая крупная матрешка по прежнему ассоциируется с "матерью семьи", а остальные – скорее, с "сестрами погодками". Каждая из кукол, как две капли воды, похожа на остальных, отличаясь лишь размером, но это – только внешнее сходство, хотя есть и более существенное, внутренне сходство: все матрешки, за исключением последней, самой маленькой, внутри пусты. Маленькая матрешка цельная; она становится идентичной своим старшим сестрам лишь тогда, когда они "наполняются" остальными, меньшими по размеру, т. е. становятся "младшими" в семье. Получается, что "младшая дочь и младшая сестра" матрешечной "семьи" не только символизирует целостность, но и тенденцию к достижению целостности и полноты каждой из "старших сестер" и "семьи" в целом. На этом же примере имеет смысл подчеркнуть характерную символику архетипа "скрытой красоты". Сама конструкция матрешки предполагает "раскрытие" куколки, чтобы найти "скрытую" в ней тайну. Но раскрывая каждую матрешку и обнаруживая в ней следующую, мы устанавливаем между ними сначала внешнюю, а потом и внутреннюю идентичность. И лишь добравшись до последней, мы находим только внешнюю идентичность с предыдущими; самая маленькая матрешка продолжает скрывать внутри "тайну", и в этом смысле она полностью идентична наполненной большой матрешке, т. е. "семье", "роду", "символу". Русская матрешка символизирует бесконечный процесс раскрытия скрытой тайны, т. е. красоты русской женщины, и в этом смысле она обладает характерными чертами архетипа.
    Символика старших сестер в значительной мере определяет содержание персоны, т. е. социокультурного стереотипа. Следует упомянуть, что дальнейшая судьба старших сестер складывается по-разному: либо они бросаются с обрыва в реку и в ней тонут, позавидовав Психее, получившей божественного мужа, либо сгорают от добытого Василисой и преследующего их неземного огня (в обоих случаях исчезают в бессознательном, становясь частью содержания тени); либо живут прежней жизнью в соответствии с существующей ценностной системой.Младшая дочь просит отца привезти ей весьма необычный подарок: перышко Финиста ясна сокола (а фактически – самого сокола!). Тот покупает его у старца (символизирующего древний патриархальный мир). Таким образом девушка бессознательно пробует найти связь со своим анимусом, опосредованно (через отцовский комплекс) входя в контакт с архетипом (и это ей без труда удается). Однако, она абсолютно не подозревает о том, что тем самым она только вступает на длинный и трудный путь эволюционного процесса и, в частности, - установления отношений со своим неуловимым и загадочным анимусом.

  Кстати говоря, спектр персонажей, олицетворяющих маскулинное начало (анимус), в русской волшебной сказке очень широк: от зверя лесного - чуда морского (воплощения земной, хтонической природы) до Финиста ясна сокола имеющего прямое отношение к небесам. Среди возлюбленных главных героинь встречаются и волк-оборотень, и полузверь-получеловек, и человек. Такое многообразие воплощений и перевоплощений далеко не случайно. Есть веские основания считать, что в отличие от западной линейной модели развития мужской идентичности, развитие русской маскулинности более многопланово, многомерно и многослойно.
  Начнем с интерпретации, неоднократно повторяющейся  в сказках троичности. В рамках юнгианской символики число три символизирует неполноту системы. Система, стремящаяся к полноте, либо сокращает три до единицы, либо дополняет до четырех. Здесь имеет смысл остановиться на особом акцентировании троекратного повторения, где оно не просто привлекает наше внимание, а прямо-таки режет глаз. В этом легко убедиться: старик имел 3 дочерей; он 3 раза ездил в город за подарками; 3 ночи прилетал к младшей дочери Финист ясна сокол; улетая он поставил ей 3 условия: "…ищи меня за тридевять земель в тридесятом царстве", 3 пары железных башмаком, 3 посоха чугунных, 3 просвиры; на своем пути девушка встречает 3 старух; в доме просвирни она проводит 3 ночи, трижды повторяя 3 условия; девушка с царевичем 3 дня ездят в церковь к заутренней  и, наконец, старик остается втроем с двумя старшими дочерьми.
    Не многовато ли? Такая насыщенность текстовой ткани сказки троекратными повторениями, прежде всего говорит о динамической, напряженной неполноте. Явная или даже нарочитая экспликация троичности несет в себе скрытый подтекст: исполнение действий, которые происходят или должны произойти, необходимо, но недостаточно.
    Железные башмаки, чугунный посох и каменная просвира. Назначение первых двух атрибутов довольно – таки прозрачно: не давать девушке оторваться от земли, не терять с ней связи. На символическом языке женщине сообщается, чтобы она смирила гордыню и даже унизилась. Каменная просвира. Девушке рекомендуется вобрать в себя по крупинке жизненный опыт и мудрое (христианское) отношение к жизни. Ей как бы сказано: чтобы получить то, что ты хочешь, следует научиться твердо ходить по земле, стать сильно и мудрой. 
    В отличие от волшебной сказки Апулея, старшие сестры успевают пустить в ход "нож" (острие интеллекта) и ранить сокола (подавить анимус). Каковы же последствия этого вмешательства? Как правило, вытесненной маскулинности не остается ничего другого, как уйти в тень, что и происходит в сказке (царевич женится на просвирниной дочке). Теперь анимус находится в полной власти тени (сокол, усыпленный сонным зельем). Чтобы войти с ним в контакт, требуется не только напряженная внутренняя работа (испытания), но и переоценка ценностей (отказ от подарков в пользу свидания с возлюбленным). И даже после соединения с любимым, новые испытания: побег, поездки в церковь (частичный отказ от прежних ценностей, адаптация к социально-культурным нормам), но эти испытания на сей раз, возлюбленные проходят вместе.
    В жизни бывает иначе. Если женщина терпит поражение, оставляя свою маскулинную часть во власти тени, хорошего ждать не приходится. Чаще всего вытесненная в тень маскулинность проецируется на близкого мужчину (или мужчин). Тогда вы можете услышать нечто такого рода: "Куда подевались настоящие мужчины? Вокруг ни одного нормального мужика – одни особи мужского пола!" Это отчаянный крик подавленного или вытесненного в тень анимуса.

 

http://www.snologia.ru/rubric7/entry268/


Сценарий "Спасительница". http://www.elenamonik.ru/publ/jungianskoe_mirovozzrenie/1/arkhetipicheskaja_osnova_zhiznennykh_sjuzhetov_po_t_d_zinkevich/2-1-0-10
В путь за желанным финистом... http://www.portal-slovo.ru/art/36734.php?ELEMENT_ID=36734&PAGEN_2=3
Марфа, спасибо за тему! Особенно касаемо младших и старших сестер, есть над чем поразмышлять.
В сказке есть еще момент перехода из невесты в жены,может этот момент освящается в сказке.Финист прилетал к ней,но в основном они вели задушевные беседы))).Марьюшка оставалась девушкой.Похоже на отцовский комплекс,когда отношения проживаются в фантазии и им нет места в реальной жизни.Сестры-это теневые,приземленные части Марьюшки:что-то вроде советов:хватит мечтать,спустись с небес на землю,замуж пора,одеться получше ,то есть "втыкают" ножи и иголки в мечты Марьюшки (иголки,кстати,частый образ женского соперничества).Избавление от этого комплекса-долгая история (образ железных башмаков(жизненная основа),железного посоха(опора),хлебов и колпаков (убеждения,взгляды).Здесь ей на помощь приходит женская мудрость,контакт с Великой матерью (бабы-Яги),обретение сакральных женских предметов(веретено,пяльца с иглой,блюдечко с яичком.)-женской самости,целостности?Дальше опять конфронтация с тенью(принцесса),но уже на другом уровне.Марьюшка обрела жизненный опыт,мудрость,знает чего хочет и знает как это получить(выкупить).Интересно,что тема со сном в сказке всплывает дважды,первый раз спит Марьюшка(бессознательна)и не может пробудиться,второй раз спит Финист.
марфа 2013-05-22 17:25:34
В сказке есть еще момент перехода из невесты в жены,может этот момент освящается в сказке.
В сказке отражен путь индивидуации - путь в целую жизнь, - поэтому вряд ли он касается МОМЕНТА перехода из невесты в жену.

Меня удивляет, что для обретения сокола (воздух) необходимо выносить 3 пары железных башмаков и т.д. - образы приземленности, физических нагрузок. Испытание так испытание - при таком труде просто грех самому не стать "железом".
 

Мысли об истоках сказки:

http://fizrazvitie.ru/2013/03/finist-jasnyj-sokol-kommentarii.html

Гром,не было никакой праистории у этой сказки,также ,как и сказ-плод современной фантазии.Если интересно,погуглите велесова книга и Асов Александр Игоревич (сама когда-то на это купилась).
Grom, мне кажется акцент не на приземленности, а на том, что очень много времени нужно, чтобы износить железные башмаки
Клара 2013-05-22 22:36:11
не на приземленности, а на том, что очень много времени нужно, чтобы износить железные башмаки
Если смотреть на это с реальной точки зрения - то это невозможно. А в сказке перед героиней ставят 3 по сути не реальных задачи.

Сразу вспоминается "Сходи туда - не знаю куда..." как будто герою надо перепрыгнуть самого себя или "поднять себя за волосы". Также это похоже на выход личности за рамки границ Эго.

Можно ли понимать такой путь, как строительство пути-оси Эго-Самость, так как все невозможное для Эго возможно для Самости?
 

марфа 2013-05-22 22:34:23
Если интересно,погуглите велесова книга и Асов Александр Игоревич (сама когда-то на это купилась).
Александр Игоревич Асов (Барашков[1]Бус Кресень[2]29 июня 1964Сокольское Ивановской области, ныне — в Нижегородской области) — автор книг по славянской фолк-хистори, а также романов, повестей, рассказов, поэзии; известен в первую очередь как комментатор, публикатор и переводчик ряда якобы древних славянских текстов, наукой признаваемых поддельными.

Будем знать... но сделал подделку хорошо.

Французские сказки. Жених-жаба  http://skazkoved.ru/index.php?fid=1&sid=16&tid=1044
Клара 2013-05-22 22:36:11
железные башмаки
Из соединения посох+хлеб+сапоги легко выпадает одно или даже два звена.  Обувь, посох и хлеб - те предметы, которыми некогда снабжали умерших для странствий по пути в иной мир. Железными они стали позже, символизируя долготу пути.(Пропп)
Можно ли понимать такой путь, как строительство пути-оси Эго-Самость, так как все невозможное для Эго возможно для Самости?
 ----------------------------------------Наверное,да.В обеих сказках есть символы самости.В русской сказке это серебряное блюдечко золотое яичко,серебряные пяльца золотая иголочка,серебряное донце золотое веретенце,во французской-три золотых шарика.Только смущает,что сначала девушка обретает символы самости,а только потом счастливый союз с принцем,и почему она отдает все это сопернице-тени?
Но есть еще ряд других загадок. Мы говорили, что представление о двуплановости мира соответствует мироощущению сказочника, хотя бы в мечте. Но есть в этой сказке детали, которые не соответствуют современному сознанию и современной морали человека. Чем, например, объяснить, что герой ее, Финист, не только покидает ни в чем не повинную девушку, но еще и женится на другой, которую он, в свою очередь, тоже бросает и возвращается к первой. С точки зрения современной морали, такой поступок отнюдь не вызывает сочувствия. Между тем в самой сказке никогда, ни в одном варианте нет даже тени осуждения. Впрочем, в одном варианте (Худ. 39) мы находим некоторую попытку хотя бы частичной реабилитации героя. После трех ночей и узнавания девушки он собирает совет (здесь он царь) и говорит: "Послушайте, добрые гости! Которая для меня жена вернее: которая меня за радости предает, пли которая шла, отыскивала меня, трои чоботы износила, три плуга изломала, три железных просвиры изглодала?". Жену привязывают к хвосту жеребца. "А с этой тут же свадьбу задал". Однако этот случай - единственный, но даже здесь вступление в брак после жизни с девушкой не осуждается. Виновата плохая жена, а не он, что женился на другой. Объяснение мы должны искать в реальной истории семейных отношений и форм заключения брака. Подробнее об этом говорится в книге "Исторические корни волшебной сказки", и к этой книге я отсылаю интересующихся.(38) Здесь дело именно в подробностях, краткое, схематичное изложение сути дела не будет казаться убедительным. Но для ориентировки все же скажу, что при родовом строе как юноши, так и девушки должны были иметь два брака. Брачная жизнь начиналась не в семье, дома, а в отдаленном святилище, где девушка становилась как бы женой бога. Таков прообраз сказочного дворца, в котором девушка живет с чудовищем, которое одновременно есть существо божественного порядка и существо человеческое. Здесь она как бы получает брачное посвящение. Вернувшись домой, она могла вступить в постоянный брак и основать семью. Но с развитием парной семьи такой порядок коллидировал (39) с ее интересами, не допускающими иного сожительства, кроме брачного. Так создастся сюжет о том, что муж-зверь или муж-бог не сменяется человеком, а становится им, превращается в постоянного мужа героини. Так создается сюжет об Амуре и Психее, разновидность которого - сказка о Финисте. Но, повторяю, в таком коротком изложении это объяснение не может еще удовлетворить. 

В сказке о Финисте есть вещи, которые и по сегодняшний день не поддаются никакому историческому, историко-этнографическому или историко-социальному объяснению. Это мотив трех купленных ночей, когда к спящему юноше является его жена и возвращает себе его. Может быть, этот мотив и будет объяснен, но пока объяснения нет, и ученые-фольклористы не очень над этим задумываются. 

Знакомил с сюжетами. Для чего? Важность сюжетики. Чтобы знали сказки. Красота. В свете закономерностей сравнительное изучение (Апулей - Аленький цветочек - Финист).В. Я. ПРОПП О СЮЖЕТЕ "АЛЕНЬКОГО ЦВЕТОЧКА" http://alocvet.narod.ru/lib/propp.html
марфа 2013-05-23 09:45:08
Только смущает,что сначала девушка обретает символы самости,а только потом счастливый союз с принцем,
Здесь, видимо, как и в алхимии, надо различать малое и большое делание. Малое делание - это обретение самости (сереб. блюдечко и т.д.). Героиня не выходит на коллективный уровень, но развивается и совершенствуется в пределах своих личных границ и возможностей. На этом уровне он узнает на что она способна, она переступает свою инертность, страхи и иллюзии. Еще этот уровень можно сравнить с личным бессознательным - тяжелая работа здесь является очистительной и трансформирующей либидо.

Большое делание - это обретение Самости - цельности. Героиня выходит на коллективную арену и сталкивается уже совсем с другими задачами и препятствиями - они уже не "физического", а духовного плана.

марфа 2013-05-23 09:45:08
почему она отдает все это сопернице-тени?
Пройдя такой Путь героиня уже имеет внутренний источник силы, выраженный в символах блюдечка и т.п., - она уже имеет внутреннюю цельность и полноту. Как в таком состоянии человек относится к тени? - он ее не боится, осознает, а главное освящает. 

марфа 2013-05-23 09:45:08
символы самости.В русской сказке это серебряное блюдечко золотое яичко,серебряные пяльца золотая иголочка,серебряное донце золотое веретенце,во французской-три золотых шарика.Только смущает,
И меня смущает: пяльца и веретенце - это волшебные подарки, которые помогут в трудную минуту (для обмена), а не самость.
И ещё: тенью обычно называют сестер Василисы.  Жену-обманщицу я бы присоединила к колдунье  из свиты Ужасной Матери.
Спасибо за тему- интересно.
И меня смущает: пяльца и веретенце - это волшебные подарки, которые помогут в трудную минуту (для обмена), а не самость.--------------------------------------------------Кольцо, как любой другой круглый предмет, является лишь одним из многих символов Самости. Но так как в сказке присутствует несколько подобных символов, следовательно, необходимо уточнить, какую же специфическую функцию Самости подчеркивает в данном контексте именно кольцо. Известно, что как центральный регулирующий фактор бессознательной психики Самость имеет множество различных функциональных аспектов. Кольцо поддерживает равновесие, как в случае с символической фигурой героя, или помогает выстраивать эго-аттитьюд в соответствии с требованиями Самости. Например, мяч как символ Самости в большей степени будет отражать ее способность к самопроизвольному движению. С точки зрения людей, обладавших первобытным мышлением, мяч являлся необычным и удивительным предметом, который может катиться сам по себе. Они не придавали значения тому, что для этого необходим первоначальный толчок, заставляющий мяч двигаться, а считали, что мяч способен передвигаться благодаря собственному внутреннему импульсу, преодолевая все превратности и преграды материального мира на своем пути. Подтверждением этого может служить открытый Юнгом феномен, имеющий отношение к бессознательной сфере психики, а именно: бессознательное обладает способностью создавать движение, порождаемое изнутри себя. Бессознательное — это система, которая реагирует не только на уже существующие внешние воздействия, но и на внутренние, которая способна создавать нечто новое без всякой видимой причины. Оно обладает способностью к самопроизвольному движению, которая во многих философских и религиозных системах приписывается только Богу как первоисточнику всего сущего.

Похожей способностью обладает и человеческая психика. Например, в течение долгого времени вы заняты психоанализом одного и того же человека; его сновидения указывают на вполне обычные жизненные проблемы, и пациент чувствует себя хорошо; но вдруг во сне он видит нечто необычное, совсем не похожее на все предыдущее. Новая креативная идея возникает неожиданным и необъяснимым образом, так, словно психика решает «подкинуть» нам что-то новое, что имело бы исцеляющий эффект для человека. Символ руга или шар, прежде всего, обозначают именно это. (Напомним что шары, мячи или катящиеся яблоки часто заменяют перья нашей сказке.) Поэтому часто сказочный герой идет к таинственной цели, следуя за катящимся яблоком или шаром. Другими словами, он движется к скрытой цели, опираясь на спонтанные проявления психического. (Я так подробно остановилась на амплификации символа шара, чтобы показать его существенное отличие от кольца и еще раз подчеркнуть, что недостаточно говорить просто о «символе Самости», но следует учитывать особую функцию каждого такого символа самости.)http://www.sunhome.ru/books/b.tolkovanie_volshebnyh_skazok/18
И ещё: тенью обычно называют сестер Василисы.  Жену-обманщицу я бы присоединила к колдунье  из свиты Ужасной Матери.------------------------------Тенью я посчитала новую жену,так как у каждой есть то,чем другая хочет очень сильно обладать,у Марьюшки-это три "безделицы",у новой жены-способность удержать Финиста...
Там, в работе фон Франц, немного дальше:"Повторю еще раз, что кольцо символизирует вечный союз через Самость."------------- Заметьте: не саму Самость
Естественно-это символы,а не сама самость)))
марфа 2013-05-23 20:46:31
Тенью я посчитала новую жену,
Сестры, обычно,  представляют Тень, как я поняла, потому что родные ей, её кровь.
Спасибо, поняла: речь шла о символизме круглого.
 
марфа, спасибо за матрешку, давно пыталась откопать ее символическое значение, а тут такой интересный взгляд.

и за сказку, моя любимая с детства.

 

Искала,что такое донце на прялке(оказывается это место на котором сидела девушка при прядении),нашла множество обрядов и суеверий,связанных с прялкой.Еще: прядением и вышивкой чаще занимались девушки до замужества.Отдавать или даже давать на время прялку было нельзя.
 Девочке, чтобы она легко приобщалась к прядению, перерезали пуповину на прялке или веретене, а также прикладывали эти предметы к новорожденной. Старались отрезать пуповину так, чтобы она упала на женскую работу, в частности,пряжу. Кроме того, помещали в ее колыбель детскую прялку. Пожелания стать хорошей П. произносились на родинах: «Чтобы тонко пряла, часто ткала, рукодельничала» (9, с. 33). Во время крестин, возвращаясь из церкви, крестная брала кудель и садилась прясть, чтобы девочка успешно овладела этими операциями; с той же целью ребенкапередавали крестной через прялку. С 5—6 лет девочку начинали учить прясть и ей впервые разрешали спрясть нитку из грубой шерсти или очесов.Пряжу затем сжигали, а золу девочка должна была съесть, запив и закусив кусочком хлеба, под приговор: «Ета зъяси — будщи хорошая пряха» (5, с. 58). В некоторых местах она глотала дымок от зажженной пряжи, чтобы работа в ее руках горела.
Прядением, как правило, занимались девушки. К моменту достижения совершеннолетия они полностью осваивали это мастерство и становились искусными П., что, по народным представлениям, предсказывало счастливую любовь и замужество.
Связь прядения и удачного замужества прослеживается во многих магических действиях добрачной, свадебной и семейной обрядности. Так, девушки пряли «благовещенскую» или «четверговую» нить с приговором о суженом, гадали о браке на «новине» (спряденных и сотканных холстах), во время ее расстилания, молились о даровании умения «прясть, ткать и узоры брать» (12, с. 162), то есть приготовить себе приданое. Хлестали сватов мотком ниток для удачного сватовства. Известны свадебные приговоры, в которых выступает символика «недремавшей» невесты: «Наша молода не спала, не дремала, тонко пряла, звонко ткала, бело белила и нас подарила» (8, с. 133). Кроме того, на второй день свадьбы свекровь во время утренних хозяйственных заданий поручала молодице спрясть нитку, а в течение специальной «прядильной недели» Великого поста молодицу приучали к новой жизни в кругу женской родни мужа.http://sueverija.narod.ru/Kollekcii/Prjalka/Prjalka.htm
марфа 2013-05-23 20:46:31
,у новой жены-способность удержать Финиста...

Пропп: "Первый брак – притом брак вольный – совершается не в лесу, не в ином царстве, а дома, после чего любовник в образе животного уходит в иное царство и там уже собирается жениться (или женится на другой), когда его находит девушка и, купив три ночи у соперницы, отвоевывает себе мужа". Вообще же в сказках отношения между сверхъестественными, зооантропоморфными существами и человеком воспринимаются положительно только в том случае, когда соискателем брачного союза выступает человек"----------Интересно, что "дома" - брак вольный, а в ином животном царстве - как будто под влиянием инстинкта: если  животные олицетворяют различные инстинкты. Т.о.,  брак,  построенный только на инстинкте - какой-то "несамостоятельный", вынужденный, подневольный.

Мотив катания яблока (яичка)по тарелочке встречается,как минимум,в двух русских сказках:Финист-Ясный сокол и серебряное блюдечко-наливное яблочко.Во второй сказке подобное "катание"помогает видеть гор высоту и небес красоту.Поэтому,возможно,такое катание связано с гаданием (в том числе на суженного).Плюс катание яиц и вообще существование писанок-ведет свое происхождение от обрядов плодородия в язычестве,на которые уже позже наслоились пасхальные обряды...

Глиняные пустотелые яички, расписанные по поверхности полихромией поливой, нередко с шариком внутри, вошли в археологическую литературу под именем писанки. Иногда их называют еще погремушками. Писанки не раз привлекали внимание исследователей (Bolsunowski К., 1907-1908, s. 529-532; Болсуновский К.В., 1909; Kostrzewski I., 1919, s. 43; Eisner J., 1958, s. 76-80; Bukowska J., 1958, s. 45-49; Макарова Т.И., 1972, с. 42-45). В настоящей статье сделана попытка осветить современное состояние знаний об этих находках.

Уже К.В. Болсуновский рассматривал писанки как предметы, связанные со славянским язычеством, с магическими верованиями. Так же их оценивают и современные исследователи. Так, польский археолог В. Гензель считал главным предназначением писанок (или погремушек) культовое (Hensel W., 1956, s. 298). Яйцо имело большое значение в славянской обрядности. Б.А. Рыбаков отмечает, что оно у древних людей было олицетворением начинающейся жизни. Культ яйца, как источника жизни и плодородия, был связан с весенними языческими праздниками, которые в христианское время были в значительной мере поглощены пасхой. Символ пасхальных яиц безусловно связан с магией плодородия. Приуроченность обычая (обряда) катания яиц к весеннему циклу празднеств указывает прежде всего на аграрную магию. Исследователь видит в растительных узорах, покрывающих писанки, символы аграрного плодородия. На пасхальных яйцах – христианских продолжателях языческих писанок – встречаются чрезвычайно архаические космогонические изображения, восходящие к глубокой древности (Рыбаков Б.А., 1981, с. 51; 1987, с. 668-670).http://suzhdenia.ruspole.info/node/3650