Каков же тогда смысл денег или обладания деньгами?

Экзистенциальный вакуум: вызов психиатрии Франкл В: "...Большинство людей, которые владеют деньгами, в действительности сами находятся во власти денег, охвачены стремлением приумножать их, и, таким образом, они уничтожают их смысл. Обладание деньгами должно означать, что человек находится в благоприятном положении. Человек может не обращать внимания на деньги, на средства, но думать о самих целях-тех целях, которым деньги могут служить. Президент одного американского университета однажды предложил мне девять тысяч долларов за работу на его факультете в течение нескольких недель. Он не мог понять моего отказа. «Вы хотите больше?»-спросил он. «Никоим образом,-ответил я,-но если я начну размышлять, как мне использовать девять тысяч долларов, то я приду к выводу, что есть лишь один достойный способ-купить время для работы. Но сейчас у меня есть время для работы, так зачем же мне продавать его за девять тысяч долларов?» Деньги не являются целью сами по себе. Если доллар может быть более полезным и осмысленным в чьих-либо других руках, я не должен держать его у себя в кошельке. Это не имеет никакого отношения к альтруизму. Альтруизм и эгоизм-это устаревшая альтернатива. Как я говорил, моралистический подход должен уступить место онтологическому, в рамках которого хорошее и дурное определяются с точки зрения того, что способствует и что препятствует осуществлению смысла, независимо от того, мой ли это смысл или чей-нибудь еще. Для тех людей, которые жаждут иметь деньги, как будто это может быть целью само по себе, «время- деньги». Они проявляют стремление к скорости. Для них более быстрая машина становится целью сама по себе. Это механизм защиты, попытка избежать столкновения с экзистенциальным вакуумом. Чем меньше человек сознает цель, тем скорее он старается ехать. Знаменитый венский комедиант Квотлингер, играя роль хулигана, садился на мотоцикл и пел: «Правда, я не знаю, куда я еду, но куда бы я ни ехал, я постараюсь попасть туда поскорее». Это пример того, что я назвал бы центробежным досугом в отличие от центростремительного. Сегодня центробежный досуг преобладает. Бегство от себя позволяет избежать возможности обнаружить пустоту в себе. Центростремительный досуг дает возможность решать проблемы и для начала-увидеть их. Люди, мечущиеся между профессиональной сверхактивностью и центробежным досугом, не имеют времени, чтобы додумать свои мысли. Когда они начинают думать, приходит секретарь, чтобы подписать что-то, или нужно ответить на телефонный звонок. То, что при этом происходит, описывает псалмопевец: «Даже ночью его сердце увещевает его». Сегодня можно сказать, что по ночам экзистенциальные проблемы возвращаются. Совесть напоминает о них. Это источник того, что я назвал бы ноогенной бессонницей. Люди, страдающие от нее, часто пользуются снотворными таблетками. Они действительно засыпают, но они также отдают свою дань патогенным эффектам вытеснения-вытеснения не сексуальных фактов жизни, а ее экзистенциальных фактов. Мы нуждаемся в новых типах досуга, которые дадут нам возможность созерцания и размышления. Для этого человек должен иметь мужество остаться один..."
Чем больше люди отдалялись от простого естественного образа жизни и окружающей среды, тем большее значение приобретали деньги в качестве средства для обмена товарами. Если соотнести эту внешнюю ситуацию с внутрипсихической реальностью, то символизм денег станет более ясным. Он выражает усиливающееся отделение сознания от первичных инстинктивных основ жизни, умножение человеческих потребностей и способов их удовлетворения. Поэтому деньги приобрели символический смысл перемещаемого либидо, освобождая нас от немедленного удовлетворения инстинктивных влечений. Если следовать теории либидо Юнга, представленной в эссе «О психической энергии» (С. W. 8), либидо является психическим эквивалентом энергии в физике, поэтому оно не привязано к какой-то отдельной области, но может быть выражено в соответствующей форме на всех уровнях, не только на анальном. Тогда деньги — символ либидо в очень специфическом смысле: они связаны с архетипом Великой матери... Их символизм имеет двойной аспект. С одной стороны, они являются средством освобождения от удерживающего, удушающего и мешающего развитию аспекта архетипа Великой Матери. С другой стороны, благодаря их существованию, а следовательно, и Великой Матери, они дают возможность соединения с позитивным аспектом материнского мира, обещая исполнение и удовлетворение желаний.                Ханс Дикманн «Методы в аналитической психологии»

Говорят, что деньги - это зло, а их отсутствие зло еще большее.

Щопенгауэр называл деньги абсолютным благом.

Этот Франкл ничего нового не сказал /во всяком случае в приведенном отрывке. Смысл не в деньгах? Конечно, не в них, все давно это знают. Что значит "иметь мужество остаться одним"?... Мы и так одиноки дальше некуда... Пустозвон, сдается мне, этот Франкл...
_______

"...худшей на свете хвори не знаю, чем духа томленье." "Старшая Эдда"


 
По-моему очень точное наблюдение про деньги без цели и скорость. Франкл пишет, что смысл денег в достижении целей, своих целей.  
деньги приобрели символический смысл перемещаемого либидо, освобождая нас от немедленного удовлетворения инстинктивных влечений.Это справедливо и для других навязчивых идефикс, видимо. Коллекционеры тоже обменивают реальную жизнь на обладание чем-то. Это фикция  власти, Адлер об этом говорил.
Воистину!

 

Дмитрий, ну почему воистину-то?... А я вот с Адлером не согласна, если понимать власть в обыденном значении - то есть, как возможно более присвоение себе либидо-энергии, и как можно менее ее отдача... Для баланса отимален  равноценный обмен, разумеется. Но в масштабах мира, страны, города, офиса так не бывает - кто-то хапает больше, кто-то страдает, задыхаясь от нехватки... Страдание - тоже фикция?...

_____

"...худшей на свете хвори не знаю, чем духа томленье." "Старшая Эдда"


 

Клара, с "пустозвоном" это я конечно оплошала...(( Не имею никакого права давать таких оценок Виктору Франклу. Извините. Но только буду на своем стоять - в приведенном отрывке он ничего нового не сказал из того, что до него бы не было обдумано и сформулировано лучшими европейскими умами. Стремление вперед для человека фаустовской культуры у меня, например, неразрывно связано со Шпенглером - он впервые сказал - европеец - это вперед, ввысь, в бесконечность. Бесконечность как цель, бесконечная скорость как цель, бесконечная власть как цель. ... Гм... Это уже к Ницше ближе, кажется...)

 

...Ну, возможно, конечно, что меня зациклило на любимых философах... Такое тоже допускаю...:)))

_______   

"...худшей на свете хвори не знаю, чем духа томленье." "Старшая Эдда"


 
если честно, я полностью не читала эту работу  Франкла "В поисках смысла"
 Есть одна особенность у меня, когда мысль моя направлена на что-то, а искала я его выступление, чтоб достоверно вспомнить о примере, приведенном из его речи. Так вот в процессе поиска наткнулась на определение, что смысл является некой стеной, в которую упирается человек (а стенами, заборами я интересуюсь в связи со сном), а потом случайно наткнулась на "Экзистенциальный вакуум", а там эта выдержка и я почему-то зависла
Вот так я оказалась в поле "денег", может не случайно??
Для меня наличие денег - это некий эквивалент иллюзорной свободы. Вот есть во внешнем мире наличие некоего вещества, которое питает тебя. И это вещество достается тратой своего внутреннего потенциала. Это такое восуществление внутреннего незримого во внешнее, это извлечение из себя, как показатель твоего наличия  в мире. И самое интересное, это какой-то замкнутый круг, потрать свои силы на то, чтоб их восстановить - это вот для чего такой бессмысленный круг??? - это и есть экзистенциальный вакуум?
бессмысленный обмен.
Или надобно рассматривать обмен на разных уровнях? Вот если ты думаешь, мысль рождается твоя в мир, то трата энергии возмещается неким обменом мнениями, признанием, нахождением смысла, цели, структуры?  то же самое с чувствами, ощущениями, интуицией и т.д.? с душой? духовность, чем окупаются занятия восточными практиками? вера в Бога - за твердое основание?

сорри, немного несет...
или вот, вчера начала смотреть сериал "Достоевский" - в нем, в Достоевском (то как играет актер) так наглядно показана некая двойственность, раздвоенность - насыщенный внутренний мир с возможностью писать, отдавать пережитое и обдуманное, душевное волнение, окаймленное смыслом, и то, как вечно ему не хватало денег и он тянул их из благодетеля, брата. Может и не в тему, но вот как бы пример тому, что привел Франклин - Достоевский словно брал у жизни время для написания своих произведений, покупал, и при этом у него не хватало - на саму эту жизнь.

Сериал бесподобный! Лучше Миронова невозможно актера на роль Достоевского представить...Кстати, его же и сериал.

____________ 


"...худшей на свете хвори не знаю, чем духа томленье." "Старшая Эдда"


 
Ютта 2014-07-08 11:47:12
он тянул их из благодетеля, брата.
Это только в начале писательства. После смерти брата Достоевский  взял на попечение его семью. Потом он вынужден был обеспечивать и пасынка ( от первого брака). В творчестве он находил  свою  свободу, скорее всего. В том числе и от денег. 

Dtkeyl, согласна, что игра Миронова бесподобна, аж до мурашек иногда.
Но мы о деньгах, о смысле обладания деньгами и смысле, как таковом.
Очень хочется рассмотреть деньги в снах разных людей и что образно выражают.

Roha 2014-07-08 20:17:34
В творчестве он находил свою свободу, скорее всего. В том числе и от денег.

 Творчеством он расплачивался с этим миром
Может с самого начало начать?
Вот хотя бы с духа Мамона в человеке, т.б., как некий архетип - есть такой?
из словарей:
1. Божество у древних сирийцев, олицетворявшее богатство и земные блага;
2. Вошедшее в европейские языки через латинский и греческий языки, это слово означало "богатство", "благосостояние";
3. Мамон - демон скупости и богатства. Он низвергнут в ад последним. Ходит, всегда низко склонив голову. Князь чина искусителей. Дрязги и скандалы, возникающие на почве дележки денег - не что иное, как власть Мамоны;
4. В фольклоре Мамон - падший ангел, живущий в аду как ангел скупости, олицетворяющий жадность и жажду наживы;
5. В "Потерянном Рае" Джон Мильтон изображает Мамона вечно глядящим под ноги на мощёную золотом райскую мостовую вместо того, чтобы глядеть вверх на Бога. Когда после небесной войны Мамона высылают в ад, именно он находит под землёй драгоценный металл, из которого демоны построили свою столицу - город Пандемониум.
6. символ богатства (Новый Завет, Матфей 6:24), возможно - божество богатства в древних религиях, позже - символ жадности и стяжательства:     "Ибо стремление к власти двигало Миногаром, Филонавтом - жажда маммоны, которую обещали ему микроциты, а взаимная ненависть - Диоптриком и Амассидом". - Советники короля Гидропса
7. Арамейское слово, вошло в европейские языки через греческий и латынь. Предполагаюn, что слово родственно арамейскому «ма'амон» (ценность, взятая в залог) или образовано от арамейского же корня «амн» («доверять», «поверять»). Возможно является заимствованием из ханаанского языка, где исходно обозначало продукты питания и их запасы.


Мамона - это жадность, жажда наживы, власть денег и страсть к деньгам... То, что Иисус упоминает мамону в одном ряду с Богом ( "Не можете служить Богу и мамоне".), показывает ту огромную власть, которую дух жадности, сребролюбия и страсть к деньгам имеет над людьми. Мы часто этого даже не замечаем, как не замечаем и тех крючков и ложных идей, через которые мамона захватывает власть в сознании людей и потом разрушает их жизни.
Сегодняшний мир погряз в поклонении "золотому тельцу": все ради денег и во имя денег. Не "Сделать дело", а "Сделать деньги" - вот главная мысль, заполняющая сознание людей.
 
Вот еще, решила уточнить этимологию слова "деньги":

Все то, что выполняет функции средства обращения, меры стоимости и средства сбережения. Фундаментальная характеристика денег - максимально высокая (абсолютная) ликвидность, то есть способность в кратчайший срок и с минимальными издержками превращаться в любую другую форму богатства (см. БОГАТСТВО).

Слово впервые фиксируется в первой Псковской летописи (859-1650 гг.; список XVI -XVII веков). О его происхождении существуют две версии, обе - версии восточного заимствования. В соответствии с первой, общепринятой концепцией, истоки слова деньги в слове тенге, имеющим значение в тюркских языках "шестая часть". И хотя трудно установить, из какого именно тюркского языка, но можно предположить, что такое значение исторически связано с татаро-монгольским нашествием. В основе двенадцатичной денежной системы, системы завоевателей, были алтын и деньга. Алтын (в переводе "золото") был равен шести деньга, одна деньга, соответственно, одной шестой алтына. Согласно второй версия слов "деньги" восходит к тюркскому тамга - метка, штемпель.

Эта гипотеза считается устаревшей и имеет мало сторонников. Таким образом, если придерживаться первой версии, то слово "деньги" - именительный падеж множественного числа от "деньга" - денежная единица. Подобное образование обобщающего для всех денежных единиц названия от иноязычного слова, обозначающего определенную денежную единицу - явление, распространенное в разных языках.

Деньги, как русская монета стали печататься с конца XIV века и имели на одной стороне имя Дмитрия Донского и его титул "князь", на другой - Тахтомыш хан Орды и его титул "султан".

Происхождение имеющего международное значение слова money связано со словом mint - монетный двор, чеканка монет. В свою очередь истоки этого слова в древнеанглийском mynte, древнефранцузском mynet - от латинского moneta- монета. Монета - эпитет Юноны, супруги Юпитера, Юноны-Монеты, то есть Юноны-Советчицы, богини-покровительницы брака и рождения в древнеримской мифологии, на территории храма которой печатались денежные знаки.

Современные деньги в странах с развитой рыночной экономикой отличает декретивный и депозитный характер. Первое означает, что государство декретом определяет, что представляют собой деньги на его территории, и обеспечивает относительную стабильность их покупательной способности. Депозитный характер означает, что основную часть денежного предложения в узком смысле - до 70-80% составляют депозиты (вклады), на основе которых происходит оплата счетов, выставляемых при покупке товаров.

Но главная характеристика современных денег – их фиатный характер. Современные деньги – это фиатные деньги.

Не знаю - насколько я права, но в моем представлении деньги больше похожи на символический эквивалент процесса, а не вещи.

Первобытный человек не имел денег, его труд собственно трудом не являлся, так как не был отделен от инстинкта (добывания еды, постройки жилища и т.д.), удовлетворение инстинкта означало завершение производственного процесса, излишков быть не могло, нельзя было нашить одежды или настроить хижин на продажу. 

Потом появился рынок и натуральный обмен, с короткими и длинными меновыми цепочками, стоимость вещи очевидно была субъективной и равнялась ценности для обменивающихся.

Наверное, после этого появилась специализация - производители товаров и услуг не могли в одно и то же время обрабатывать поле и добывать руду в горах, поэтому стало возможным делегировать работу по обслуживанию своих потребностей кому-то. Вот, кажется, работа (как процесс) и должна была чем-то символизироваться, каким-то обезличенным, не товароопредмеченным "чем-то".
Деньги - это плата за труд, и в этом своем архаичном значении они нами воспринимаются и по сей день. Когда мы делаем что-то затруднительное, мы чувствуем, что нам должны заплатить, но далеко не всегда мы можем захотеть поменяться на что-то, как правило, если предложат выбор - обмен или деньги, мы возьмем деньги. Деньги мотивируют работать и даже научиться чему-то, что выше оплачивается, то есть речь уже далеко не об инстинкте и, соответственно, удовольствии от процесса и результата именно труда. А уж если кто-то получает удовольствие от работы - опять архаика приписывает отсутствие труда, и считает не обязательным оплачивать тот товар или услугу, которая оборачивается удовольствием и непосредственным удовлетворением инстинкта трудящемуся.
Психологически мы готовы оплачивать только труд, если нам его "покажут" "лицом" (как товар или другую вещь) - это нам докажет его стоимость, и оправдает его ценность в глубоко субъективных внутренних прайсах.

Dtkeyl 2014-07-08 06:38:18
Дмитрий, ну почему воистину-то?...

 Потому что субъект-объектное отношение на самом деле субъект-субъектное: объект опосредует отношение субъекта к самому себе. Страдание - тоже фикция?А при чём тут страдание?
 

Да, Дмитрий, наверное мне было лучше промолчать... ((

________


"...худшей на свете хвори не знаю, чем духа томленье." "Старшая Эдда"


 
муссон 2014-07-09 09:17:17
Деньги мотивируют работать и даже научиться чему-то, что выше оплачивается,
Мне этого не удавалось, чему я очень рада. Только по собственному  желанию я хотела научиться чему-то  

 
 

Ютта, понимаю. Извините, если ограничилась оценкой сериала, и ничего в данном случае не сказала о дилемме Достоевский-деньги... Знаю только то, что и сказала по этому поводу Ирина, а более-то и ничего. Боюсь, что сейчас и самым скрупулезным достоевсковедам точно уже не выяснить, сколько помогала Достоевскому его родня, а скольким, он впоследствии мог помочь сам. Все знают, что писатель из рук вон плохо ориентировался в бытовой жизни, был игроком, ит.д. и т.п... И до тех пор пока Анна Сниткина не освоилась в роли его жены и не занялась хозяйством, в деньгах они нуждались сильно и имели долги... Что, кстати и отражено в сериале, и с подобающей скромностью, что радует. Достаточно состоятельной семья Достоевского так и не стала. Но мне, например, в голову не придет думать о нем прежде всего, как о человеке плоховато зарабатывавшем, и не могущим очень хорошо обеспечить семью - настолько огромен его вклад в европейскую культуру! Что, кстати, и Вы, кажется, сказали, хоть и другими словами, Ютта.

Мне лично кажется, что рассмотрение бедной, безденежной жизни величайших художников, не совсем относится к объявленной Вами теме, настолько здесь понятен и бесспорен примат духа!  ...Однако Вы автор темы :)))

Вы хотите исследовать символику денег в снах?... Мне никогда не снились деньги и все, что с ними связано... Разве что один сон... Деньги, как таковые, не снились, или, даже, упоминание о них в сновидении не было. Но я уверена, что этот сон был о моей бедности и ее влиянии на мои отношения с сыном. Размещу, если соберусь с духом комментировать. Рассказать-то просто, но по законам форума надо еще и "все разложить по полкам". А я не хочу раскладывать, я просто знаю, что сон об этом.

_______

"...худшей на свете хвори не знаю, чем духа томленье." "Старшая Эдда"



 

Автор: Roha, дата: ср, 09/07/2014 - 09:52Мне этого не удавалось, чему я очень рада. Только по собственному  желанию я хотела научиться чему-то  

Точно! Я тоже могла научиться только по собственному желанию, но никак не по необходимости. Это от психотипа зависит. Все интуитивы такие, как правило, meo voto. Слово "надо" хорошо стимулирует сенситивов...здравомыслящих. )
____

"...худшей на свете хвори не знаю, чем духа томленье." "Старшая Эдда"


 
Dtkeyl 2014-07-09 10:55:23
Мне лично кажется, что рассмотрение бедной, безденежной жизни величайших художников, не совсем относится к объявленной Вами теме, настолько здесь понятен и бесспорен примат духа!

 и все же Достоевский не случаен - азартный игрок на деньги, его рассказ "Игрок", некий период в долгах, и убил старушку процентщицу в "Преступление и наказании"   -  тесна связь с деньгами. 

Так тесна связь, конечно! С этим не спорю. Достоевский - очень "социальный" художник, неравенство людей воспринимал острейше!

_______ 

"...худшей на свете хвори не знаю, чем духа томленье." "Старшая Эдда"



 
деньги- эквивалент энергии(труд), которая была потрачена на создание чего-либо. они дают бОльшую свободу выбирать на что их обменять,  и в этом смысл их движения:энергия переходит из одного состояния в другое, как-только застой ( накопление денег, скупость, жадность), движение, развитие останавливается.  Игра может быть как вызов судьбе, желание проверить ее благосклонность.

///Не знаю - насколько я права, но в моем представлении деньги больше похожи на символический эквивалент процесса, а не вещи.

В таком случае я б продолжила вашу мысль - процесс взаимоотношения вещей

///Деньги - это плата за труд, и в этом своем архаичном значении они нами воспринимаются и по сей день.

а как же те деньги, которые выигрывают в азартные игры?

///Когда мы делаем что-то затруднительное, мы чувствуем, что нам должны заплатить, но далеко не всегда мы можем захотеть поменяться на что-то, как правило, если предложат выбор - обмен или деньги, мы возьмем деньги.

а как же написание картин, литературный труд?


///Психологически мы готовы оплачивать только труд, если нам его "покажут" "лицом" (как товар или другую вещь) - это нам докажет его стоимость, и оправдает его ценность в глубоко субъективных внутренних прайсах.


а как же психотерапия? или занятия духовными практиками под руководством? кто то, что нельзя "показать"?


и если дальше плыть в "пучине вод", то деньги - это некий проводник, сквозь который проходит обмен с миром и другими, это как трансцендентальное, которое уже оторвано от нас, вносящих плату и так же оторвано от того, кто продает, забирающего плату и находящегося в переходящем состоянии. Вот это движение денег между, из рук в руки - оно как бы о накоплении в них "всех человеческих побуждений" или желаний, потребностей?
наплела

вот еще вопрос - смысл обладания деньгами - это же из сферы принятия и отдачи, способности отдавать и принимать, текучесть, а не стагнация
Из модели дефицита волшебным образом возник конфликт :)

То есть - мне мало иметь свой взгляд, я еще должна проделать работу)) и убедить Вас и еще, может быть, кого-то в его объективной ценности. Возник рынок)), на ровном месте.
Психодрама в действии :). Вот так и появляются деньги, а Вы говорите - азартные игры. Сейчас ничего не переходит из рук в руки, одни чистые энергии носятся. Инстинкты)). А зацепка за работу возникает мгновенно.

Ютта 2014-07-09 13:36:22
деньги - это некий проводник, сквозь который проходит обмен с миром и другими, это как трансцендентальное, которое уже оторвано от нас

 Мне кажется так уже недалеко до обожествления денег (шутка) :) Имхо, их функция гораздо прозаичнее. Они - лишь средство, инструмент.
муссон , меня не надо убеждать, и доказывать мне мою ценность, я просто по некоторым моментам не согласна с вами.
Marsha 2014-07-09 14:12:22
их функция гораздо прозаичнее.

 так не о функции, о символике