Подземный мир. Подход Хиллмана к сновидениям.

|
Хиллман, которого обычно относят к архетипической школе в юнгианстве, разработал свою методику интерпретации сновидений, предпологающую "быстрое вращение элементов сновидения, которое дает в результате временное затуманивание сознания, как при использовании каббалистического метода быстрого вращения букв. Это открывает метафорическое измерение сновидения". Большего я, к сожалению, ничего не знаю об этом методе. Может быть кто-либо из участников форума обладает большей информацией по этому вопросу? У Хиллмана также есть много интересных идей, которые можно было бы обсудить на форуме. Например, Хиллман использует метафору "подземного царства", предполагая, что сновидения - это явления вырастающие из точного архетипического местоположения. Хиллман ищет путь, отличный от понимания сновидений как результата вытеснения или компенсации. Выделяя "подземное царство", ночной мир сновидений как нечто совершенно отличное от дневного мира, Хиллман показывает, что он не стремится ни к какому увеличению сознательного. Т.е., сновидение надо рассматривать как нечто, имеющие свои собственные цели. Хиллман пишет : "Мы должны обратить вспять нашу процедуру перевода сновидений на язык эго, и вместо этого переводить эго на язык сновидений... С эго надо проводить работу как со сном, делая из него метафору...". Хиллман хочет избежать легковесных суждений о сновидениях, попыток вывести из них мораль, рассматривать их как руководство к действию или как нечто имеющее отношение к личной жизни, а самое главное - избежать букального их восприятия. "правильная" интерпретация недостижима, считает он, но вместо этого у нас должен быть плюралистичный, множественный подход. Хиллмановская интепретация больше похожа не на перевод на язык эго (дневного мира), а на углубление, ведущее к архетипическим слоям психики. Т.е., мы можем созерцать и играть с образами и метафорами сновидения, наблюдая куда они ведут. Для Хиллмана каждое сновидения завершено само по себе, нет оснований говорить о компенсации чего-либо. "Теория компенсации взывает к дневной перспективе эго и происходит из его философии, а не из сновидения". Для Хиллмана важнее выстраивать "доверительные отношения" со сновидениями, сблизиться с ними, "подружиться". Критикую увлечение анализом и интерпретациями Хиллман пишет: "Произведя замену Оно на Эго, мы придадим сну рациональное значение... а это - перенесение всего материала с одной стороны моста на другую. Это установка на потребление бессознательного, на использование его для паолучения силы, информации, на эксплуатацию его в пользу эго... Такая установка расщепляет символ, соединяющий эти две сторонгы психического. Она переводит сновидение в нечто известное, в знак или ярлык... что фактически направлено на истощение бессознательного, на уменьшение его размеров - а это ВРАЖДЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ... При расщеплении сновидения на иррациональное содержание и рациональноке значение происходит расщепление психического. Сновидение, которое каждое утро дает возможность восстановить наш разделенный дом, подвергается насилию...постоянно дольний беспорядок внизу, постоянно горний порядок наверху. Тогда бессознательное становится моим врагом над которым нужно "работать: умиротворить его методами анализа, следить с надежных позиций...2. Хиллман не впадает в крайности и признает существование таких образов в сновидениях, когданеобходимы рациональное объснение и ясная голова, но подчеркивает важнейшую роль самого отноршения человека к сновидению. Хиллман, между прочим, цитирует и слова Юнга о том, что способ часто заключается не том, чтобы анализировать, а в том, чтобы войти в сновидение с пациентом и вместе с ним увидеть продолжение мифа. Такой вот подход. И лично мне многое в нем близко. По своему опыту могу сказать - бывают сновидения полностью (хотя это еще вопрос!) или частично поддающиеся фредистскому толкования, бывают сны с явным компенсаторным содержанием, где очень хорошо подходит юнговский метод, бывают и по-настоящему завораживающие архетипические сны, но очень и очень большое число сновидений действительно похоже на действо некоего подземного мира, далеко не всегда желающего что-то определенное сказать твоему эго. А что касается вроде бы удачных толкований тем или иным методом, то они все же очень часто оставляют у меня ощущение относительности...
Я считаю, каждый должен применять к себе ту технику или метод, который ему ближе по складу ума, воображения, темперамента, эстетическому вкусу в конце концов. Лично я благодарна Хиллману за то, что он приблизил психологию вообще и психотерапию в частности к искусству, литературе и поэзии, то есть к тем сферам, где научный подход и полет фантазии могут встретиться и подружиться, а не разбежаться в разные стороны как это происходило раньше и, к сожалению, до сих пор находит сопротивление среди профессиональных психологов и психиатрах. Спасибо за это имя. Благодаря тебе я навела о нем справки и обнаружила, что, похоже, именно он, Джеймс Хиллман, вдохнул новую человечную струю в слишком обнаучившуюся психологию. В последнее время я тут напала на жилу и глотаю одну за одной книги психологов, которые сочетают в себе и глубину анализа и красоту стиля, поэзии, мифа, сказки. Тебе знакомы такие имена как Jean Shinoda Bolen, Allan B. Chinen, Robert Bly, Marion Woodman? <span class='smallblacktext'>[ Отредактировано 29.11.2005, 13:43 ]</span>
Из приведенных тобой авторов читал только Ж.Ш. Болен - маленькую работу о синхроничности. Вообще сейчас много разной интересной и полезной литературы - нередко приходится еще думать, что читать в первую очередь. И очень многое у нас не переведено и неиздано. Я прочитал Самуэлса "Юнга и постюнгианцы" - очень много оригинальных мыслителей в юнгианстве, много разных идей и подходов...
""Для Хиллмана важнее выстраивать "доверительные отношения" со сновидениями, сблизиться с ними, "подружиться". Критикую увлечение анализом и интерпретациями Хиллман пишет: "Произведя замену Оно на Эго, мы придадим сну рациональное значение... а это - перенесение всего материала с одной стороны моста на другую. Это установка на потребление бессознательного, на использование его для паолучения силы, информации, на эксплуатацию его в пользу эго... Такая установка расщепляет символ, соединяющий эти две сторонгы психического. Она переводит сновидение в нечто известное, в знак или ярлык... что фактически направлено на истощение бессознательного, на уменьшение его размеров - а это ВРАЖДЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ... При расщеплении сновидения на иррациональное содержание и рациональноке значение происходит расщепление психического. Сновидение, которое каждое утро дает возможность восстановить наш разделенный дом, подвергается насилию...постоянно дольний беспорядок внизу, постоянно горний порядок наверху. Тогда бессознательное становится моим врагом над которым нужно "работать: умиротворить его методами анализа, следить с надежных позиций..."

интересная позиция, что-то есть важное в этом и вот ещё:

Образы там, где находится психика. Люди говорят: "Я не знаю, что есть душа", или "Я потерял свою душу", или что-то вроде этого. Для меня место осмотра, когда вы чувствуете себя таким образом, непосредственно относится к образам, которые показывают, где вы с вашей душой в ваших сновидениях. Точка осмотра не только на ваших чувствах, на ваших интерпретациях... Однако спросите себя, чем вы были в этом образе? Где ваше воображение? Это немедленно определит вас где-то внутри вашей психики. В то время как интроспекция не помогает вообще, преследуя тень, спрашивая, почему я делаю это, почему я делал это, и почему они сделали это. Получается постоянная суматоха: индусы называют ее вритта - вращающая ум вокруг себя как в муравейнике. Но когда у вас есть образ муравейника, вы знаете где вы находитесь: вы в центре муравейника, муравьи двигаются в пятидесяти различных направлениях одновременно, но они делают нечто. Муравейник имеет внутреннюю структуру, он является организацией. Так что подарок образа состоит в том, что он предоставляет место наблюдения вашей душе, а именно - что она делает."
(Дж.Хиллман "Терапия,сны и воображение")
Иногда мне кажется,что сон дает возможность "пережить"какой-то опыт,но не на телесном уровне,часто какие-то страхи или негатив,чтобы проснувшись понять:"это всего-лишь сон"...

да, у меня тоже была такая мысль.
вот тут встаёт вопрос, что есть воображение? из чего оно конструируется, если нет такого опыта?

Клара, а может как раз в эту тему статья М.М. "Дьявол играет с нами, когда мы не мыслим точно"? Я вот думаю опыт есть, но не все узнано и зафиксировано, болтается где-то отдельными "статьями" на задворках сознания и узнается, познается во сне при схожих, тождественных ситуациях в реале. 
что есть воображение? из чего оно конструируется, если нет такого опыта?-----------------------------------------------------сложно сказать,например,один из последних снов,отыгрывание профессионального страха заразиться гепатитом с,во сне приснилось,что это так и есть с соответствующими эмоциями и мыслями,получается как-бы паттерн поведения в данной ситуации лежит свернутым внутри,во сне он развернулся,а в реальности снова свернулся,наверное перекликается с темой архетипов,то есть все заложено,но не все разворачивается в реальности,что-то во сне...хотя пусковой момент-эмоция,страх...
марфа, а может не паттерн поведения свернут, а страх - т.б. эмоциональное ядро в страхе нарушения границ, проникновения, заражения, бесконтрольности, т.б. тут высвечивается другое. А бсс пользуется доступными для эго способами перевести в ситуацию тождественную реальности (опыт другого). Ситуация проигрывается на своей шкуре, возможно в ней паттерн "ранненый целитель"? или все ж показан момент, что некий страх сидит, уходит глубоко корнями в "кровь"?

А если по Хилману, перевести в метафору профессиональный страх эго?

вот еще что подумала, что для меня близка аналогия снов "зоне" из "Сталкера", где комната это момент соприкосновения с архетипом, исполнение желания - определение личного мифа.

Ютта скорее обдумывала на тот момент тему о том.насколько человеку тяжело именно осознавать страх смерти,помнить об этом каждый день.Эта тема достаточно часто подымается в кино,например "осень в нью-йорке",где у главной героини порок сердца и она точно знает срок смерти,все-таки в незнании есть своя прелесть...

насчет страха смерти и знания своей конечности, вспоминается всегда последний эпизод фильма "Достучаться до небес" - я понял, бояться глупо.

лучше знать и попытаться принять.

В квантовой физике есть такая теория, что мы проживаем сразу множество вариантов своей жизни и то какой является наша жизнь зависит от нашего отношения к ней. Так вот в сновидении можно прожить тот вариант жизни, который в реальности никогда бы прожить не удалось из за различных внешних и внутренних влияний, но проживая её хотя бы в воображении, мы уже на шаг сдвигаемся к более положительной версии своей жизни.
happyho 2012-11-17 01:04:49
В квантовой физике есть такая теория, что мы проживаем сразу множество вариантов своей жизни

 Типа, еще в другой Вселенной?

happyho 2012-11-17 01:04:49
Так вот в сновидении можно прожить тот вариант жизни, который в реальности никогда бы прожить не удалось из за различных внешних и внутренних влияний
Да каждую ночь могу проживать, машины угоняю, в магазины захожу, набираю продукты и ухожу не расплатившись.
 

подземный мир... как точно. и мы в него заглядываем через щелочку, подглядываем. и живем по сути на поверхности, на земле. которая запросто может пойти волнами, если землетрясение. 

но живут же люди возле вулканов. Спасибо Хиллману.