У МУЖЧИН: "Гордый отец и замечательный сын"
"Хорошо быть мужчиной":
Мужчина почти все время с гордостью рассказывает истории о том, каким он был мальчиком и о своем отце; о том, как другие мужчины его поддерживают. На работе он окружен старшими мужчинами, не хочет самостоятельности и считает такую ситуацию оптимальной и что у отца всегда есть чему поучиться. Его профессия часто та же, что и у отца, или он наследует семейный бизнес. Такой мужчина динамичен, активен, обладает здравым смыслом и широким кругозором. Если у него нет ответа на какой-то вопрос, он оставляет это философам и психологам. Он способный, знает это и наслаждается этим; говорит много, громко, многословно. Его слова всегда звучат весомо, даже если это чепуха. Он верит в прогресс (рассказывает о своем блистательном карьерном росте), всегда четко знает, что правильно и неправильно, опирается на предыдущий опыт. Он действует и заставляет, даже вдохновляет других действовать. Он знает, что сам не креативен, но может реализовывать идеи других, если они не слишком рискованные. Считает, что любой человек сможет, если захочет; что у всех людей равные права; что женщина тоже человек. Он уверен, что он настоящий мужчина и что мужчиной быть хорошо.
Его работа - "мужской мир", и это его искаженное восприятие, так как женщин-сотрудниц он в упор не замечает. Он идеализирует начальство, и это стоит ему больших усилий. Если он пишет текст, то там много цитирования и сносок, его трудно читать. Иногда он критикует патриархальность, но не применительно к себе. Он вообще критикует что-либо, только чтобы показать, что он "в теме". Если у него есть жена и/или дочь, он упоминает о них редко и бесцветно; он слишком мало времени уделяет семье.
"Я и отец - одно":
Отец рано стал вести с ним беседы о прочитанном, даже когда мальчик еще не мог понимать тему разговора; воспринимал его серьезно. Они оба говорили: "мы ведем мужские разговоры". Такой сын говорит: "Отец - важнейший человек в доме и я его единственный сын. У матери - свой мир, а у нас с отцом - свой." Только когда ребенок болел, он соприкасался с материнским. "Когда я шел рядом с отцом, держа его за руку, я думал - мы принадлежим друг другу безраздельно, мы с ним - едины". Эти мысли напоминают слова Иисуса. Все же, такое единство с отцом дает сыну гордость, значительность и неприкосновенность, но не дает чувства защищенности и принятия. Сын становится выразителем коллективных норм и авторитета. В подростковом возрасте он получил от отца наказ: "Ты должен думать самостоятельно! Это означает придерживаться известных ценностей, иначе я больше не буду тобой гордиться". (То есть также как и при +материнском комплексе "Ты не можешь покинуть меня", при +отцовском "Ты не можешь отойти от отцовских идей, ценностей, мировоззрения, иначе я не буду гордиться тобой").
Когда сын неизбежно разочаровывается в престарелом отце, он идеализирует других мужчин. Он остается в роли сына, и в отличие от его рассказов, на самом деле это он поддерживает самооценку других мужчин, принимает на себя их ответственность, помогает им. Поддержка молодежи его не интересует. Нет никакого противостояния с авторитетными людьми. Коллег такой сын часто считает завистливыми и незрелыми. Он крайне болезненно воспринимает любые возрастные изменения. Отношения с женщинами гладкие лишь до тех пор, пока женщина не попытается протестовать выйти из отведенной ей ниши жизненного "инвентаря", молча и с восторгом слушающего или обслуживающего.
И женственная часть личности, и теневая надежно отделены от эго-сознания такого мужчины. Он не может переживать утраты, спуск с вершин жизни. Эго сильно идентифицировано с отцовским комплексом, что поддерживается социальными нормами. При этом не достигается чувство собственной идентичности и подлинности, зато есть чувство непрожитой своей жизни. Высокая адаптированность, успешность, прагматичность, зашкаливающий уровень контроля, бессознательных страхов. Основные проблемы - в сфере отношений и если возникает серьезное заболевание. Тогда развивается глубинный кризис смысла, депрессивность, фобии, навязчивости.