Экзистенциальные вопросы и др.
Вот ты болеешь и умираешь, в покинутности и одиночестве, в страхе за судьбы детей, умираешь именно тогда, когда хотел и мог бы жить – тебе это просто нужно – может быть, ради них или кого-то, кто в тебе все равно нуждается... но ты не можешь утешить их и дать им любовь. Ты зачем-то едешь в больницу, где женщины рождают в муках детей, а врачи зачем-то спасают и лечат нас – и это считается высшим благом и добром на земле. Почему? Зачем? Жизнь бессмысленна и наполнена скорбью и заботами о самой себе, а люди – ошибка природы, но ты хочешь верить, что это не так, и люди – творение Божие и сотворены разумно и премудро. Но все же мы рано или поздно умрем – мы уже видели смерть животных и человеческую смерть. Но на эти вопросы нам никто не ответит…. Как вы самим себе отвечаете на эту проблему и фантазируете на экзистенциальные темы? Будете ли вы лечиться или лечить близких, если узнаете, что у вас или у них опасный диагноз? Что бы вы сказали испуганному ребенку, который впервые увидел смерть близкого человека или сам обречен?
Сейчас я говорю себе, что смерть – всего лишь бесконечный сон, и для сознания он мало чем отличается от жизни – движенье есть и здесь, и там, но как же дети? – поэтому и надо жить, а если ты не можешь, то умирай тихонько, незаметно, по каплям допивая нектар волшебный жизни, аромат ее вдыхая, и если ты захочешь, то вспомни гимн мгновениям той жизни, когда еще ты не угасла: Душа… монада из монад несметного числа и точка бытия - ты рождена здесь, на краю Вселенной, под звездой, чей синтез, термоядерный, конечно, всё будет продолжаться миллиарды лет, сквозь мириады звезд ты пролетишь, и ты одета в плоть, которую легко, порой, срывает смещенье равновесия в природе: цунами, холод, зной, сиянье солнца ослепляет, да просто треплет время, и потому ты иногда не спишь, и в этот час тебе дано как будто видеть и понимать... и слово, сущее от века, в тебя вселяется на миг, как бабочка, крылом цветка касаясь... когда-нибудь проснешься ты совсем, и отражения себя узришь в осколках бытия, но всё же пока неведомый огонь и жажда жизни испепеляют изнутри, и убивает ложь, туман безумия тебя в слепую превращает, но истина освобождение дает и иногда ты чувствуешь любовь…
Возможно страх связан с неизвестностью?Я давно думаю над вопросом - можем ли мы знать что то наверняка. И станет ли нам от этого знания спокойнее?
_______
Конечно с неизвестностью. Однако немногие люди способны оставаться в осознанном состоянии в такие минуты и видимо на основании этих состояний описаны состояния бардо. И даже рядом находящийся опытный учитель может помочь пройти какое-то состояние (как я поняла). Спокойнее не станет, потому что про себя не знаешь, как поведешь себя. Другое дело, когда приходит осознание, что ты не вечен, как божественное дитя и это примиряет в каком-то смысле. Опять же одно дело, когда человек умирает от старости и другое дело, когда он молод , полон сил и неисполненной жизни.
Автор изменил свой комментарий 18/11/2015 - 12:35
Наверное, ряд последних терактов всколыхнул тему, связанную со смертью...
Я думаю, приходишь в ужас от сознания того, что жизнь проживал не так как хотел, и постоянно находил оправдания, почему ты не мог этого делать. И все оставшееся время пытаешься наверстать, исправить, стать лучше
Мне кажется, важнее принятие того, что не наверстаешь, не исправишь, не станешь лучше... - монахи тибетские правы.
Однако немногие люди способны оставаться в осознанном состоянии в такие минуты и видимо на основании этих состояний описаны состояния бардо.
Да, вы правы, насколько я могу делать выводы из прочитанного, монахи сознательно тренировали оознанность. Вопрос заключается в разнообразии методов. И наверное школ. Я могу сказать такую вещь и со мной могут справедливо не согласиться, но в момент умирания, так же как и в момент засыпания предпочтительно сохранять осознность. Медитативные практики так же направлены на тренировку и сохранение подобной осознанности. Но навык приходит не сразу. Но судя по тому что я вижу и читаю, подобный навык все-таки можно приобрести.
-
Клара 2015-11-18 11:30:00
И даже рядом находящийся опытный учитель может помочь пройти какое-то состояние (как я поняла).
Здесь я ничего конкретного сказать не могу. Есть различные исследования, в которых рассматривается влияние внешнего звука на образы сновидения. И связь прослеживается. Насколько такую связь можно перенести на вербальное сопровождение я не знаю.
Клара 2015-11-18 11:30:00
Опять же одно дело, когда человек умирает от старости и другое дело, когда он молод , полон сил и неисполненной жизни.
-
В последнее время бывает разговариваю с пожилыми людьми и слышу примерно одинаковое. Ощущение души не совпадает с ощущением того что происходит с телом. Старение тела приходится принимать, и смиряться с этим процессом. Душа, если верить этим людям не меняется.
Наверное, ряд последних терактов всколыхнул тему, связанную со смертью...
в таких случаях всегда поражаюсь незначимости человеческой жизни, как таковой, всего лишь пешка в чужих руках, и злит, что некто другой (такой же человек) решает жить тебе или нет, выбирает, а потом - бах, и ты у бога в объятиях - жесть.
Автор изменил свой комментарий 28/10/2024 - 22:03
Мой пример (стихи о кофе) как-то "не заметили", а мне кажется, что жизнь не менее экзистенциональна, чем смерть. Те, кто хоть однажды хоронили близких, не очень-то охотно говорят о страхе смерти: они его уже пережили, по-моему.
Кроме того, понятие э. стоит не ограничивать одной стороной, есть еще одна - жизнь. И не менее экз-ная. Да и страхов у неё хваает.
"В экзистенциализме, согласно
Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой
На первый взгляд, страх не имеет какого-либо глубокого философского значения, но именно экзистенциалисты, подробно разобравшись в нём, пришли к выводу, что страх — это что-то значительно более глубокое, чем простое переживание, вызванное внешними раздражителями.
Прежде всего, экзистенциалисты разделяют понятия страха и боязни...Человек не может даже сказать, что его страшит. Именно в этой неопределённости и проявляется основное свойство страха. Это чувство возникает без какой-либо видимой и определённой причины. Из-за этого человек и не способен оказать сопротивление, так как неизвестно, откуда страх наступает...
В большинстве случаев страх считается негативным явлением, но экзистенциалисты придают ему позитивную окраску. Они говорят, что страх потрясает человека во всех его жизненных отношениях. Он необходим нам для того, чтобы вытянуть человека из размеренного, бездумного проживания жизни. Именно страх даёт возможность абстрагироваться от всех ежедневных проблем, забот и посмотреть на всё происходящее со стороны. Страх подобен огню, он сжигает все несущественное и временное; он отвлекает человека от всего мирского. Только тогда проявляется истинное существование" (вики).
чем еще страшит смерть - полным забвением. Я так боялась в детстве, что умру и меня совсем-совсем не будет, сотрусь из памяти вместе с теми, кто оставался после меня, а потом сам умер.
Мой пример (стихи о кофе) как-то "не заметили", а мне кажется, что жизнь не менее экзистенциональна, чем смерть.
Заметили. Спасибо, Рута.
Автор изменил свой комментарий 20/11/2015 - 19:18
Мне кажется, важнее принятие того, что не наверстаешь, не исправишь, не станешь лучше... - монахи тибетские правы.
Мне кажется принятие смерти, как события неизбежного, и смирение с этим фактом, неоспоримо, но что касается перемен, то поменять ведь можно не всю жизнь, но начать с себя, разве принятие само по себе не включает трансформацию?
Здесь очень точны слова Клары: «Опять же одно дело, когда человек умирает от старости и другое дело, когда он молод, полон сил и неисполненной жизни».
Предполагаю, что столкновение со смертью всегда неожиданно, даже если знаем, о неминуемости этого события. Согласна, многое зависит от образа жизни, но ошибка думать, что человек может предусмотреть все. Возможно, каждый испытывая потрясение от внезапного столкновения со смертью, спрашивает: «За что? Почему это случилось со мной?», произносит ли вслух, или внутри себя. Вспомните фильм Левиафан (где погибает женщина, которую любит Николай) или Книгу Иова (где праведный Иов став прокаженным, страдает от невыносимых мук, и требует ответ от Бога: «За что?»).
Думаю переживание близости смерти, я говорю не только о смерти от старости, болезней, несчастных случаев, смерти близких, но и ситуаций, когда человек очень близок к смерти и чудом ее избегает, может изменить его радикально, например, тот, кто больше внимания уделял себе, находит, что был излишне эгоцентричен, кто-то наоборот, приходит в выводу, что мало заботился о себе, рьяный материалист меняет точку зрения, и это не только внутренняя перемена, это перемена, которую в первую очередь замечают окружающие люди.
...страх потрясает человека во всех его жизненных отношениях. Он необходим нам для того, чтобы вытянуть человека из размеренного, бездумного проживания жизни
Заметили. Спасибо, Рута.Вам спасибо! Я имела в виду: думать в мою сторону: про жизнь, но, видимо, это не туда.
Автор изменил свой комментарий 21/11/2015 - 11:34
Я имела в виду: думать в мою сторону: про жизнь
Пусть каждый из себя на волю рвется как узник из острога, — все равно есть в мире чудо чудное одно: Я ЧУВСТВУЮ — ЛЮБАЯ ЖИЗНЬ ЖИВЁТСЯ. А кто живет ее? Вещей ли ряд — они в ночи, как в музыке, стоят, несыгранным напевом муча струны? Иль ветер, нагоняющий буруны? Иль ветви, что друг другу словно знаки? Цветы ли — пряхи запахов во мраке? Дороги ли, что в поле пролегли? Иль звери, дети теплые земли? Иль птицы, что так просто в небо вхожи? ТАК КТО ЖЕ ЖИЗНЬ ЖИВЁТ? НЕ ТЫ ЛИ. БОЖЕ? © Райнер Мария Рильке /Rainer Maria Rilke/
Человек жил и дожил до старости. Вот этот сюжет. Сюжет интересный, даже фантастический. В самом деле, в том, чтобы дожить до старости, есть фантастика. Я вовсе не острю. Ведь я мог и не дожить, не правда ли? Но я дожил, и фантастика в том, что мне как будто меня показывают.
Так как с ощущением «я живу» ничего не происходит и оно остается таким же, каким было в младенчестве, то этим ощущением я воспринимаю себя, старого, по-прежнему молодо, свежо, и этот старик необычайно уж нов для меня — ведь, повторяю, я мог и не увидеть этого старика, во всяком случае, много-много лет не думал о том, что увижу. И вдруг на молодого меня, который внутри и снаружи, в зеркале, смотрит старик. Фантастика! Театр! Когда, отходя от зеркала, я ложусь на диван, я не думаю о себе, что я тот, которого я только что видел. Нет, я лежу в качестве того же «я», который лежал, когда я был мальчиком. А тот остался в зеркале. Теперь нас двое, я и тот. В молодости я тоже менялся, но незаметно, оставаясь всю сердцевину жизни почти одним и тем же. А тут такая резкая перемена, совсем другой.
— Здравствуй, кто ты?
— Я — ты.
— Неправда.
Я иногда даже хохочу. И тот, в зеркале, хохочет. Я хохочу до слез. И тот, в зеркале, плачет.
Логичнее быстро, как в песне: "если смерти, то мгновенной...", но кажется не интересным. И тут представляю, что тот самый диагноз. Ни кому не скажу, постараюсь по дольше протянуть, что бы еще что то сделать... - что сделать? Мне сейчас, здоровому и сильному мужику в лом "жопу оторвать", лишний раз пошевелиться, все как говорится "на тоненького"). И что, оказавшись "обреченным" - воскресну?)). Да фиг там, вообще на все забью!)
Да и какой диагноз? Рак? Я видел умирающих от рака...мучения...последний выдох, с которым жизнь вылетает...на мгновение прояснившийся взгляд вдруг тухнет...
Дети, ребенок в ДТП 12 лет, сломана гортань, широко раскрытые глаза, два ручейка слез...
Идите Вы все!!! Со своим , что смерть -часть жизни, и прочим бла-бла-бла!
Последнее с чем я хотел бы иметь дело - это смерть и все, что с ней связано!!! Жить хочу как можно дольше, пусть даже в нищете и одиночестве.
"Да минует меня чаша"
Последнее с чем я хотел бы иметь дело - это смерть и все, что с ней связано!!!Согласна.
Мне суждено умереть.
Тебе суждено умереть.
Не так, как раньше,
когда мы на треть
моложе были, когда философски
смотрели на это, как учит нас Эрвин Панофски:
вот кувшин опрокинутый, вот упавшие лепестки…
Какие там лепестки!
Шприцы, ночные горшки,
памперсы, утки, таблетки горстями,
и попробуй вспомни, что были гостями
на долгом, счастливом празднике, удержи
благодарность хозяину дома, нет, ты скажи
вместо: за что? — спасибо за все! —
и перед разлукой
подожди еще чуть, не отнимай, пожалуйста, руку.
Да, помолчим. Просто за руку подержи.
И посмотри: занавеска, видишь, вздувается,
вот и Боргезе сады золотые,
вот апельсины и розы, флоксы и яблоки —
здравствуй, сухая прохладная осень! —
море Эгейское, Альпы над озером
и на террасе пустые
стулья плетеные, легкие,
и мы их с тобой переносим
ближе к перилам.
Чьи-то фары мелькнут на дороге за черным утесом.
Полночь пахнет костром,
прелым листом
и молодым кальвадосом.
Михаил Кукин
Есть такая нп книга "эгоистичный ген", в ней, на мой взгляд, даны приемлимые ответы на Ваши вопросы... По крайней мере это похоже (очень) на правду.
Спасибо, слышала об этой гипотезе, но не читала ещё.
Мне кажется, будет в тему... нуарное
"и слово, сущее от века, в тебя вселяется на миг, как бабочка, крылом цветка касаясь... когда-нибудь проснешься ты совсем, и отражения себя узришь в осколках бытия, но всё же пока неведомый огонь и жажда жизни испепеляют изнутри, и убивает ложь, туман безумия тебя в слепую превращает, но истина освобождение дает и иногда ты чувствуешь любовь…"
Красивые строчки. Это и есть ответ.
Я вижу смысл в том, чтобы уметь видеть смысл во всём. Это очень грустный взгляд на жизнь - без любви, без благодарности, без Себя во всём.
Допивать нектар жизни, готовясь без страха взглянуть в глаза смерти. Можно ли без сожаления расстаться со всем, что так полюбилось на этой маленькой. милой Земле? Дети. Можно ли сейчас уже в мыслях спокойно представить жизнь своих детей без себя? Жизнь есть и там."Движенье есть и здесь, и там".
Это белый стих про бабочку и остальное, который пришел ко мне однажды рано утром после сна, в день рождения любимого дедушки, он из глубин бессознательного и почти не обрабатывался. Давно, почти 10 лет назад. Очень большой срок. Конечно, в том виде, как эта тема задавалась, сейчас для меня она неактуальна. Отношение стало более практичным.
Автор: irina975, дата: пт, 15/11/2024 - 20:21 #213146
Дети. Можно ли сейчас уже в мыслях спокойно представить жизнь своих детей без себя?
Мне видится так. Подготовить все для них, что возможно, передать свой опыт жизни и способ жить, чтобы не оставить в катастрофе. Отпустить жить свои жизни, искать свои способы проживать жизнь.
"Это белый стих про бабочку и остальное, который пришел ко мне однажды рано утром после сна" - да, это чувствуется, ритм источника, который в глубине.
Как выражается ваше "более практичное" отношение к подобным стихам-ответам?
Сейчас я склоняюсь к мысли, что высшие или глубинные аспекты несведущи в делах мирских. От них всегда будет идти один ответ о любви. Как прилагать эти идеи в жизни - это уже мой личный выбор и решение.
Автор изменил свой комментарий 19/11/2024 - 12:20
Эм... Говоря о практическом отношении я пыталась сформулировать, что изменилось. Может быть, вернее будет сказать не практичное, а более простое, земное. Мне сложно пока сказать. Опять же речь-то не об отношении к стиху, а об отношении к экзистенциальным вопросам жизни и смерти. Тогда это выразилось в стихе. Сейчас, с появлением большего опыта, не тянет как-то в философию.... Любовь же, как чувство, переживаема нами не всегда и не постоянно, но любовь многогранна, много ее видов есть, она может выражаться по-разному.
Да, я вас не так поняла.