РАБОТА С ОБРАЗАМИ И СИМВОЛАМИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

1. Принцип конфронтации

Клиента побуждают быть смелым и противостоять образам, которые порождают тревогу. Успешное противостояние порождает трансформацию и устранение тревоги. Пугающая символическая фигура обычно является частью самого себя, и противостояние требует смелости (Джейн, о которой шла речь в Предисловии, пришлось полагаться на свою смелость, чтобы суметь противостоять дереву). Очень часто противостояние происходит с пугающими созданиями — с драконом, который появляется из пещеры, болота или моря; с рычащим животным, которое мчится из леса. Обо всем этом — болоте, трясине, море и лес — можно сказать, что они представляют бессознательное.2. Принцип трансформации

Хотя трансформация может произойти и при конфронтации, как мы увидим на примере с Маргарет и драконом, иногда трансформация должна быть более ясно направленной. Превращение пугающего объекта в нечто более приемлемое — это не просто способ выстоять; новый объект часто показывает значительный психологический рост.3. Принцип кормления

Там, где конфронтация не подходит или неприемлема — проблема может быть.слишком серьезной, — консультант может предложить, чтобы клиент накормил пугающую фигуру и та сделалась ленивой и сонной. Для клиента кормление — часто более мягкий способ обходиться с опасным существом, для консультанта он также легче. В то же время это означает, что клиенту приходится брать на себя контроль и идти на риск. Часто кормление — это то действие, которое уместно предпринять. Свирепое животное, внезапно вышедшее из пещеры с непоколебимым намерением сожрать клиента, нужно накормить.4. Принцип примирения

Клиент становится другом враждебной символической фигуры, обращаясь к ней, прикасаясь к ней, вступая с ней в дружбу. Это то, что была готова сделать Джейн (в предисловии). Дружба с этой символической фигурой означает ассимиляцию части, которая отвергалась и отделялась, так что она больше не представляет негативной силы в психике клиента.5. Принцип магической жидкости

Рекой мы будем заниматься позже, а пока скажу, что ручей или река представляет поток психической энергии и потенциал эмоционального развития. Искупаться в реке или пить из нее частоока-зывается терапевтически благотворным. Купание в реке показательно и тем, как оно воспринимается, и тем, что можно обнаружить в глубине.6. Принцип изнурения и убийства

Его следует применять только опытным консультантам, потому что очень часто это нападение на самого клиента, на его суть. Хотя этот принцип включен сюда для полноты, это не то, чем я когда-либо активно занимался. Совсем другое дело, если смерть символа происходит спонтанно. Если, например, в погоне существо изматывается настолько, что умирает, и это происходит без всякого предложения со стороны консультанта, тогда это, по-видимому, способ, которым психика завершает образ.

Появилась идея поработать с образами, предложенными авторами. Может кто-то присоединится. Пока попробовать без интерпретации. Просто, выплеск бессознательного. Итак тема 1-луг. Вначале нарисовалась стереотипная картинка, ярко зелёная подстриженная трава, потом возник более глубокий и достоверный образ: время между темнотой и рассветом или наоборот, сумерки. Трава достаточно высокая, тёмная, мокрая. Где-то даже стелется туман. Безлюдно, тихо. Потом вырисовалась деревянная ограда, за ней лошадь и деревья. Лошадь периодически фыркает и отгоняет мошкару. Я сажусь на край ограды. Хорошо.
Луг.Вначале бескрайнее поле спелых колосьев шевелит ветер, по которому можно бежать, а потом в блаженстве упасть, раскинув руки. Потом воспоминания ударяющего в нос запаха разнотравья, нагретого жарким полуденным солнцем и "оглушающего" стрекота жизни. Сменяющиеся картинки различных видов природы. Потом просто луг с невысокой зеленой травой, но очень широкий, по прежнему много простора. Если не отходить от предложения представить лес и гору, то лес есть, но не поблизости, виднеется, при желании до него можно дойти и прогуляться, не навязчив. Горы часть ландшафта, возможно, что долина одна из многих, что протянулись среди гор, в голубоватой дымке горизонта, чётче на контрасте прорисовываются их вершины, от их вида так же веет простором, уходящим глубже и дальше. Повернула голову и сразу увидела свой дом, я видела его уже не раз, он небольшой, добротный, всего пара комнат и два этажа, уютный, из темного дерева, он не заперт, людей здесь кроме меня нет и быть не может, само это место вместе с лугом - мой дом, оно потайное, дорогу знаю только я. Деревянный домик совсем близко стоит к реке, дверью выходит на деревянный помост, прилегающий к воде. Можно сесть на него, и опустить ноги в воду, она так близко, что её при желании можно потрогать ладонью. Река широкая, но умиротворяюще неторопливая в своём течении, возможно если подняться к началу, можно увидеть водопад. Когда темнеет, можно услышать пение квакушек, и почувствовать дурманящий аромат ночной фиалки, смешанный с ароматом других цветов. Самое спокойное и волнующее время. 

 Из животных на лугу днем, когда лёжа на спине смотрела в небо, разглядела парящего орла, а когда перевернулась на живот, наблюдала, как маленький суслик, взобрался на холмик земли, такой шкодный, огляделся, взглянул на меня по деловому, я для него такая же часть пейзажа, как и он для меня, и шмыг по своим делам. Может быть где-то и лисичий рыжеватый хвост мелькнул, а может показалось, плутовка все-таки.

Уф.. Закончила




луга не пашут, на них не сеют.

 

луг всегда влажный, это заливной луг, на котором весной стоит вода, а потом,  летом, она медленнно  уходит. утро и очень низкий туман, стелющийся. я - ежик в тумане, но могу вдруг стать девочкой и увидеть свысока весь мир. днем будет жарко, и сейчас можно лечь в шелковистую, ласковую траву и подышать туманом и сыростью земли. звуков нет, это тот предутренний час, когда мир просыпается, туман ворочается - скоро проснутся все, кто в нем есть. совсем не хочется, чтобы кто-то торопил или торопился. тихо. необыкновенный покой в душе.

лежу на лугу, цветов кругом видимо-невидимо: и клевер, и ромашка, и незабудка, и лен, и греча, и незнакомые еще. Летают стрекозы и толстые пчелы. Очень жарко. В небе всего-то 2-3 облачка, но как бы дымка, солнце не яркое. Невдалеке лес и овраги. Хочется, чтобы так было всегда.

===

И что это даст? 

 я частенько вспоминаю луг из сна "пользователя Dina"  - пушистые колосья ковыля, отзывается.

 

* 
Рута 2015-12-16 04:53:45
я - ежик в тумане, но могу вдруг стать девочкой

 
Удалено по просьбе автора поста.
=
Удалено по просьбе автора поста. 
=
Рута 2015-12-17 12:48:56
я смеюсь над тем, что ковыль вдруг оказался в лугах, когда он сухостой.         а вы  над чем?
а я вместе с вами над вами, ковыль - трава разновидная, более 300 видов. Так что не стоит приписывать ваш сухостой моему красавцу


 

Автор: Ивонна, дата: ср, 16/12/2015 - 10:38

И что это даст? ======Ивонна, интерпретацию образов можно найти в книге, на которую дала ссылку выше. Но мне сейчас (или пока) интересна не интерпретация, а сама работа и способность работы  с образом,интересно, что всплывёт. Как бы побыть анализируемым, а не аналитиком, отпустить творческую часть...

 

Удалено по просьбе автора поста.
=
=
=
=
=
Марфа-М. 2015-12-17 17:02:16
Как бы побыть анализируемым, а не аналитиком, отпустить творческую часть...  
Наверное для этого надо очень большой объем насочинять? А то у всех пока почти одно и то же получается.
 
Ивонна, улыбнули насчёт одинаково. Мой образ перенасыщен влагой, где-то даже тяжёл. Даже ограда и лошадь появились не сразу, вначале как-бы луг был зажат в треугольнике леса, потом появилось желание присутствия живого существа, пусть и занятого больше своей внутренней животной жизнью (еда, мошки), но как-то потеплело от живого присутствия. Забор-тёплый и сухой, прогретый солнцем за день, как противовес излишней мокроте, зябкости. Это как на веранде под фонарём пить вечерком горячий чай. Ваш же образ, наоборот, иссушен, влага только в наметившихся облаках, много мозаики (разнотравье, разноцветье, насекомые), как будто образ рассыпается, разливается, детализируется.
По поводу влажности-сухости 1м делом возникла ассоциация с сексуальным желанием. Как бы готовность/неготовность. А что анналы говорят?
Говорят, что это о детстве и о ресурсных состояниях).Влажность-сухость это может быть и о балансе бессознательного-сознания, или мужского-женского (привет из Китая))).
только об этом прочла))) Получается, что вы менее сознательная, так?
Скорее, ближе к этому полюсу. Но я ведь не зря забралась на сухой и тёплый забор))).
Лошадь - тоже бессознательное, только по Фрейду. Сама по себе, значит не обуздана сознанием.
Нет, Ивонна, у меня несколько другой ощуч от этого образа. Но оставлю его при себе.