Обсуждение работы Адольф Гугенбюль-Крейга "Власть архетипа в психотерапии и медицине"

Работа размещена на http://www.jungland.ru/node/1188

Автор: trixter, дата: пт, 05/01/2007 - 02:18
Очень сильная работа!!!!! Тут есть о чем поговорить. Владимир, это - уже полная копия?
» Ответить

Автор: Vladimir, дата: пт, 05/01/2007 - 03:02
От корки до корки.
» Ответить
Автор: trixter, дата: вт, 09/01/2007 - 21:56
Вопрос к читавшим эту работу. В гл "Ликвидация расщепления архетипа посредством власти"
Как оцениваете эту мысль Крейга "Сочетание власти и покорности — вот результат попытки объединить расщепленный архетип посредством власти."
» Ответить
Автор: Karais, дата: ср, 10/01/2007 - 00:24
Мысль очень ценная. Причем сочетание властности и покорности может проявляться и у представителей других профессий. Излишняя властность и авторитарность преподавателей по отношению к ученикам (студентам) оборачивается излишней покорностью в отношении начальства или собственной супруги.
По поводу печальных последствий властности врача вспоминается эпизод из фильма "Пролетая над гнездом кукушки". Помните как после выговора одному из пациентов произошел суицид? Благодаря Крейгу становится понятно почему милая женщина в миг превратилась в деспота.
» Ответить
Автор: trixter, дата: ср, 10/01/2007 - 01:38
Крейг конечно молодец - акцентирует внимание на важных идеях и пролемах, особенно - на теневых, развивает их, действуя временами в несколько провокационном стиле.
У меня очень большие вопросы вызвала гл. Тень, запущенность и зло. Homo homini lupus est — человек человеку волк
Помимо своего принципиального несогласия с позицией Крейга по данному кругу проблем, у меня возник еще серьезный вопоос по поводу прочтения Юнга.
Крейг:
"Юнг ведет речь о нали¬чии в человеческом сознании нередуцируемой мании разрушения. "
"Юнг понимал «зло» как нечто автономное и изначальное,"
Где об этом именно таким образом писал Юнг?
» Ответить
Автор: Karais, дата: чт, 11/01/2007 - 00:04
"Помимо своего принципиального несогласия с позицией Крейга по данному кругу проблем, у меня возник еще серьезный вопоос по поводу прочтения Юнга."
Ты прав, вся глава смотрится несколько сумбурно. Видимо проблема в том, что зло отождествлено с архетипической тенью. И вряд ли Юнг мог сформулировать такое бессодержательное определение зла. Очень сомнительно, что у него где-то есть явные указания на трактовку зла как "убийцы и самоубийцы внутри нас".
Мне кажется, что одним из необходимых условий адекватности теории является исключние из неё постулатов, базирующихся на неопределимых и неоднозначных понятиях. В авангарде таких понятий уверенно шагают добро и зло. Юнг, к счастью, избежал введения моральных категорий в сферу бессознательного, помещая БСС "по ту сторону добра и зла".
""Юнг понимал «зло» как нечто автономное и изначальное,"
Где об этом именно таким образом писал Юнг?"
Возможно такое понимание растет из отрицания Юнгом определения зла как "privatio boni".
» Ответить
Автор: trixter, дата: чт, 11/01/2007 - 21:34
Воот еще интересные мысли из книги Крейга
"...В особенности же от воздействия архетипической тени страдает психотерапевт. Здесь уже упоминался психологический закон, суть которого сводится к тому, что сила стремления к свету прямо про¬порциональна активизации тени. В частности, психотерапевт, стре¬мящийся к осознанию, путем которого он желает помочь пациенту, рискует оказаться под влиянием бессознательного начала в гораздо большей степени, чем обычный человек. На лицо парадокс: чем боль¬ше усилий прикладывает психотерапевт к осознанию, тем бессозна¬тельнее он становится. Иными словами, чем сильнее освещен один угол комнаты, тем темнее кажутся другие ее углы.
Человеку, осознающему свои собственные деструктивные и самодеструктивные тенденции, тяжелее всего дается переживание их в себе, а не только в проекции. Будучи человеком, беспрерывно находящимся в контакте с бессознательным, психотерапевт в изве¬стном смысле подвержен влиянию архетипической тени более, чем любой другой индивид. Сознательно психотерапевт желает помочь клиенту, избавить его от проявлений чрезмерной деструктивности. Именно с этой целью, ежедневно, в течение восьми и более часов психотерапевт общается с людьми, которым он хочет вернуть здо¬ровье и ощущение радости жизни. Задача эта весьма непроста, и кро¬ме того следует учитывать, что сознательное стремление к добру подразумевает наличие в бессознательном такой же по силе злой воли..."
Все это, конечно, касается не только проблем психотерапии. Любое сознаетельное стремление, например - к индивидуации, к свободе, к самореализации, к обретению смысла жизни и пр., неизбежно порождает в бсс-м проттивоположный, или теневые тенденции... Нельзя об этом забывать.
Вероятно, о тех же проблемах размышляли и древние восточные мудрецы, указывавшие на бесполезность стремления обрести нирвану, освобождение, или состояние буддовости и предложившие "концепцию" недеяния.