Обсуждение литературы и кинофильмов

--node
|
Предлагаю здесь обмениваться впечатлениями о различных книгах и фильмах - о новых и о классике. Недавно посмотрел опять "Игры разума" и решил наконец прояснить для себя вопрос о степени достоверности рассказанной там истории Джона Форбса Нэша. Действительно ли он свою шизофрению не то чтобы победил, но научился с ней жизнь, распознавая и контролируя симптомы? Меня это заинтересовало с точки зрения возможностей и силы человеческого духа. Ведь шизофрения - серьезнейшая болезнь. Нашел в сети автобиографию этого выдающегося математика и нобелевского лаурета, другие ресурсы и оказалось - история правдивая. Конечно не знаю насчет частностей - показанных в фильме конкретных случаев галлюцинаций и отношения Нэша к ним, но в целом все так и было. И вот еще интересная циттата: ""Сейчас я мыслю вполне здраво, как всякий ученый, - пишет Нэш в своей автобиографии. - Не скажу, что это вызывает у меня радость, какую испытывает всякий выздоравливающий от физического недуга. Здравое мышление ограничивает представления человека о его связи с космосом". Удивительная жизненная история, не правда ли?
Вотан, вы затронули, на мой взгляд, одну из интереснейших и сложнейших тем, - безумие и гениальность. Наверное, мы в одно время смотрели фильм . Если отбросить политические фобии, то фильм потрясающе правдиво описывает состояние грани безумия и гениальности. Мне частенько приходится заглядывать в современные работы по психиатрии, но работы меня, честно говоря, я не встретил. Мало того постоянно убеждаюсь, что человеческая мысль просто не в состоянии охватить (а тем более описать в научных терминах) ту бездну парадоксального существования человека находящегося в terra intermedia, между разумом и безумием (еще нет, но уже). На мой взгляд, эта тема пересекается с темой спонтанной манифестации Самости. Мне приходилось встречаться (и достаточно не редко) с людьми пережившими это душевное состояние. Как правило, у меня создавалось впечатление, что люди рассказывали о переживании . Самое интересное то, что после возвращения , люди испытывали печаль, а еще более интересно это то, что все до единого задавали один и то же вопрос с надеждой в голосе - ? Описание этого состояния, на мой взгляд, достоверно изложил Р. Ленг. В моей коллекции описание случаев мало, чем отличается то приводимых им случаев.
[quote=vhlupin] На мой взгляд, эта тема пересекается с темой спонтанной манифестации Самости. [/quote] Встреча с Самостью, Богом, сатори и пр. трансцендентные переживания судя по всему невозможны без серьезных изменений личности человека, его внутреннего мира и мировоззрения. И В какой-то степени эти изменения похожи на разрушение, на разрушение иллюзий и иллюзорных черт. А в ряд случаев эти разрушения бывают, видимо, слишком сильны. [quote=vhlupin] Мне приходилось встречаться (и достаточно не редко) с людьми пережившими это душевное состояние. Как правило, у меня создавалось впечатление, что люди рассказывали о переживании . Самое интересное то, что после возвращения , люди испытывали печаль, а еще более интересно это то, что все до единого задавали один и то же вопрос с надеждой в голосе - ? Описание этого состояния, на мой взгляд, достоверно изложил Р. Ленг. В моей коллекции описание случаев мало, чем отличается то приводимых им случаев. [/quote] Очень интересно. После прочтения Лэнга я думал, что такие случаи очень редки - я не практикующий психотерапевт и своего опыта у меня здесь нет. На эту тему есть еще интересная работа Ясперса Стриндберг и Ван ГОг.Владимир, Вы не читали ее?
В вашем вопросе чувствуется более утверждение, нежели вопрос :). К. Ясперс всегда интересовал меня подходом к вопросам психопатологии. Уникальный сочетания врача-философа. Если Юнга сочетание врача-философа неоплатоника, то Ясперса сочетания врача - философа экзистенциалиста. И тот и другой, на мой взгляд, занимались революционными исследованиями области так называемых пограничных состояний. У Юнга это было личным переживанием. , которую Юнг пережил после разрыва с Фрейдом, он описал в , в наставлениях Василида. Великолепное описание этого состояния встречается у Чехова в и у Л.Андреева в рассказе , в последних работах Ницше. Не всегда, как в с Юнгом происходит благополучное возвращение с территории . То, что испытывают , находясь можно описать весьма приблизительно, но во всех рассказах отмечается общее - присутствие сверхчеловеческого переживания. Как правило, такие состояния спонтанной манифестации Самости появляются после довольно продолжительного одиночества, не физической изоляции, а экзистенциального чувства одиночества, то, что Юнг называл герметикой души. В моей практике феномен спонтанной манифестации Самости я встречал довольно часто. Надо сказать это потрясающее явление, которое оставляет неизгладимое впечатление на всю жизнь и является, не побоюсь этого слова, настоящим экзаменом на зрелость, как пациента, так и терапевта. Часто пациенты наблюдают паранормальные события, которые происходят с ними. Помню, как я был потрясен, случаем очевидцем, которого оказался сам. Пациентка М. во время сеанса рассказывая о сновидении вдруг внезапно прервала свой рассказ и сообщила мне, что через несколько минут ко мне позвонит мужчина из другого города. Я с недоверием отнесся к столь категоричному заявлению, и каково же было мое удивление, когда через несколько минут мне действительно позвонил давний приятель из Краснодара. Спустя несколько дней, придя на очередной сеанс, она вдруг , не глядя на меня, сказала, что можно перенести сеанс, раз меня так сильно мучает мигрень. Действительно в этот день меня мучила мигрень, о которой я никогда ей не говорил. Такое впечатление, что люди, испытывающие нуминозное воздействие архетипа Самости, приобретают сверхчеловеческие свойства. воздействие архетипа приводит к ощущению себя мана-личностью. Не удивительно, что многие хотят в этом состоянии сверхчеловека, и после испытывают тайное желание возвращения к этому переживанию. У некоторых это состояние длится достаточно долго, что само по себе является неблагоприятным предзнаменованием приближающейся психической катастрофы. Некоторые искусственно поддерживают это состояние, формируя идею своей избранности, но при этом в глубине души чувствуя что, то, что произошло с ними только часть приоткрывшейся тайны человеческой природы, которую нужно развивать в себе, прилагая немалое терпение и трудолюбие, которого у них нет. Это как бы на пути индивидуации. Жалкое зрелище представляют собой люди, которые, испытав на себе спонтанное проявление Самости, считают, что они являются пожизненно и это благодать ниспослана им волей случая подобно выигрышному лотерейному билету.
"Это как бы на пути индивидуации. Жалкое зрелище представляют собой люди, которые, испытав на себе спонтанное проявление Самости, считают, что они являются пожизненно и это благодать ниспослана им волей случая подобно выигрышному лотерейному билету." Я когда-то тоже получила от судьбы такой аванс, и тоже некоторое время считала себя избранной. К счастью, энергетика души так устроена, что стремится к выравниванию - правда, через скачки - от раздутия эго до почти полной шизофрении. Но в итоге, если человек сознательно не тормозит эти процессы, выравнивание все-таки происходит - вырабатывается своего рода "срединный путь", линия поведения, требующая постоянной бдительности, дабы не "заваливаться" ни в одну из сторон. Про себя скажу - стала скромной :).
Да, на право пойдешь во всемогущество упадешь, на лево пойдешь - утратишь вкус жизни и увязнешь в обыденности, прямо пойдешь - упрешься лбом в камень, на котором написано куда не надо (или надо) идти... На месте останешься.... мне что-то больше нравится остаться на месте. Можно превратиться в дерево и расти наверх и вниз и во все стороны. :) Это я шучу.
[quote=vhlupin] Некоторые искусственно поддерживают это состояние, формируя идею своей избранности, но при этом в глубине души чувствуя что, то, что произошло с ними только часть приоткрывшейся тайны человеческой природы, которую нужно развивать в себе, прилагая немалое терпение и трудолюбие, которого у них нет. Это как бы на пути индивидуации. Жалкое зрелище представляют собой люди, которые, испытав на себе спонтанное проявление Самости, считают, что они являются пожизненно и это благодать ниспослана им волей случая подобно выигрышному лотерейному билету. [/quote] Да, бессознательное вполне может может затопить сознательную сферу и тот же Юнг многократно об этом предупреждал. Очень важно уметь "правильно относиться", что ли, к манифестациям самости и пр. откровениям. Их нельзя воспринимать буквально. Вот что говорит Джон Нэш . О НЭше можно почитать здесь http://gametheory.narod.ru/docfilm.htm и здесь И кстати вполне обосновано восточные учителя настаивают на необходимости наставника при занятиями серьезной психопрактикой. К слову - весьма интересные примеры медитаций описывает Радмила Моаканини в книге "Психология Юнга и буддизм" (есть в библиотеке Касталии). [quote=Lachesis]Да, на право пойдешь во всемогущество упадешь, на лево пойдешь - утратишь вкус жизни и увязнешь в обыденности, прямо пойдешь - упрешься лбом в камень, на котором написано куда не надо (или надо) идти... На месте останешься.... мне что-то больше нравится остаться на месте. Можно превратиться в дерево и расти наверх и вниз и во все стороны. Это я шучу.[/quote] А мне очень нравиятся дзенко-буддистские размышления о том, что уж точно не заблудишься, если исчезнет не только дорога, но и сам идущий... А вот ссылки я тут так и не могу научиться правильно делать...
Говоря о произведениях искусства в которых сильны юнгианские мотивы индивидуации, я хотел бы в первую очередь обратить внимание на таких режиссеров как Алехандро Ходоровский и Фернандо Арабаль. Мало того, что каждый фильм этих режиссеров напрямую связаны с алхимией, гностицизмом, каббалой, так еще и постоянно проигрывается тема взаимодействия Эго и Самости, явно в юнгианском ключе. Я перескажу всего один сюжет - любимый мной фильм . Юноша убивает мать заставляющую его заниматься инцестом, и бежит в пустыню, где встречает бога. Этот бог имеет характер , с элементом меркурианского трикстера, кормит грудью ядовитых змей, останавливает солнце щелчком пальцев, танцует в воздухе. Но он - древний бог, не знает человека, а человек не знает его - они друг для друга чудо. Имя - Меэвил, явно перекликается с Меркурием. Вначале парень везет его в мир, где бог пытается стать человеком, проходя странные метаморфозы. Но мир слишком мертв ля него. Потрясает сцена в церкви, где меркурий слушая проповедь священника, вспрыгивает на алтарь чтобы снять Иисуса с Креста и в видении встречается с ним лицом, как бы освобождая его, после чего изгоняем из церкви за богохульство. В итоге парень (имя - Адам) убивает себя руками меркурия и он пожирает его, поскольку такого завещание Адама. Сцена, на которой половина зрителей отводили взгляд, не в силах оценить величие символа. Финал - умолчу, поскольку в нем самое ядро, вдруг кто решит таки посмотреть этот фильм. Строго говоря все фильмы Арабаля и Ходоровского имеют в основе символизм индивидуации. Некоторые, наподобие вышеназванного, словно выстраиваются по юнговской и , детально выверяя каждый символ. Словом рекомендую (на Касталии есть). Кстати, в этих фильмах есть ключ к ответам на обсуждаемен вопросы... Делай что изволишь - таков закон!
prostite u menya netu russkoi klaviaturyi. ya xotel sprosit, chto vyi dumaite ob i-dzin-e ili esli pravilnee I-Ching-e?
[quote=siddhartha] ya xotel sprosit, chto vyi dumaite ob i-dzin-e ili esli pravilnee I-Ching-e? [/quote] Замечательный инструмент для самопознания. Я к нему очень часто обращаюсь за советом в минуты сомнений. Секрет его - в правильно поставленном вопросе, в котором уже заключен ответ.
Это что-то сократовского "ведра", дефиниции?
[quote=vhlupin]Это что-то сократовского "ведра", дефиниции?[/quote] Не знаю, Владимир. Что за ведра такие :-| Другими словами: I-Cning открывается лишь тем, кто с ним искренен, как впрочем и все оракулы. У Юнга есть милая статья на эту тему "Предисловие к "И Цзин"" http://www.jungland.ru/Library/CommentIC.htm
Да, на одни и те же вещи можно смотреть глазами как китайского, так и греческого мудреца.Кстати, И-Цзын моя настольная книга.
[quote=vhlupin]Да, на одни и те же вещи можно смотреть глазами как китайского, так и греческого мудреца.Кстати, И-Цзын моя настольная книга.[/quote] И точно так же ты с ним мудрствуешь? :)
Нет, откровенничаю ;).
[quote=vhlupin]Нет, откровенничаю ;).[/quote] И он отвечает тебе взаимностью? Небось перевод версии Richard-а Wilhelm-а?
Настолько насколько я с ним искренен. У меня скромнее - Щуцкий Ю.К.
Ицзин это конечно здорово, но Таро ИМХО больше подходит для ментальности русского человека. Ибо таро это образная система. Делай что изволишь - таков закон!
[quote=Атон]Ицзин это конечно здорово, но Таро ИМХО больше подходит для ментальности русского человека. Ибо таро это образная система. [/quote] А мы и с Таро дружим :) и не потому что русские,а потому что в Европе живем, где Таро очень популярно. А к И-Цзин обращаемся, чтобы компенсировать чрезмерную европейскость. Всё зависит от момента, от вопроса, от настроения ...
и искрености.
Посмотрел оскароносный фильм "Столкновение" (Crash) - очень хорошее некоммерческое кино, об очень серьезных и очень острых проблемах, в какой-то мере пересекающееся с тем, о чем мы говорили в темах о понимании Востока и достаточно психологичное. И отрадно, что киноакадемики так отметили этот фильм. "Мюнхен" - тоже очень неплохое кино и опять близко к этим темам. Из "премии Оскар" я еще не все видел, но мне также очень понравились"Сломанные цветы" Джармуша. Кто хочет еще поделиться впечатлениями? На первом форуме мы обсуждали ряд кинофильмов. Никто не хочет продолжить?
Вотан, из перечисленных фильмов видел (смотрю по частям на DVD, когда время есть) . Думаю, на этой неделе закончу просмотр, пока могу сказать, что проблемы в этом фильме затронуты очень взрывоопасные. Комментарии к фильму требуют огромного такта и глубокого понимания, по этому сейчас воздержусь. Понять какую либо из двух сторон конфликта это полдела, важно осмыслить конфликт, не вставая, на чью либо сторону, быть как можно более беспристрастным в суждениях, а то можно до такого договориться в полемическом задоре идентифицируясь с Немесидой!
Новости от телевидения. Сегодня по каналу ТВЦ в 00.50 будет показан фильм о Сабине Шпильрейн "Возьми мою душу". Нико не видел его раньше, стоит ли смотреть? А то ведь может люди снимали о вещах, которые мало понимают? Вообще, насколько я знаю, жизнь Шпильрейн в какой-то мере окутана загадками. В частности, есть статьи (в Вестнике психоанализа, есть в сети) рассказывающие о совсем некрасивом отношении к ней со стороны как Фрейда, так и Юнга. Я для себя не ставил целью полное изучение фактов биографии Шпильрейн, поэтому здесь предпочитаю воздерживаться от комментариев.
Вотан спасибо за информацию. Несколько месяцев назад смотрел этот фильм по ЦТВ. От комментариев воздержусь, но посмотреть фильм, думаю, стоит.
Спасибо, Владимир. Тогда посмотрю.
Вотан, ну и как?
Владимр, а мне, увы, так не довелось посмотреть этот фильм. Вчера приболел (было довольно сильное пищевое отравление) и вечером не было у меня уже более сильного желания, чем поспать. Однако ночью я проснулся от высокой температуры и включил-таки телевизор, посмотрел минут 15 фильма, видимо, уже ближе к концу, видел там Юнга, но потом опять уснул, хотя по этому отрывку понял, что имеет смысл посмотреть фильм целиком. Посмотрю, может на DVD его найти можно. А вот еще есть фильм "Убить Фрейда" :) - тоже собираюсь посмотреть.
Великолепный фильм! Очень советую. Вотан,а как вы себя сейчас чувствуете?
Сейчас уже почти все нормально. Спасибо, Владимир. Сейчас вот как раз собираюсь прогуляться и зайти посмотреть DVD.
Желаю скорейшего выздоровления.
Здравствуйте! Long time not see:)) Посмотрела уже полгода назад фильм Близость Майка Ноэлса. Это такой фильм-спектакль, очень камерный, там в чистом виде 4 актера (все голливудо-английские звезды) играют. Фильм зацепил, и заставляет к себе возвращаться после каждого нового просмотра кого-то из знакомых. Всех, разумеется, цепляют разные вещи. Это такая ловушка для именно вашей зацикленности:) Каким образом близость приводит в действие индивидуальную жизненную программу? Под близостью в фильме скрывается опасность быть использованным, не понятым, обманутым. Почему Джейн "прозревает" именно в тот момент, когда она прозревает? И что осознает в тот же самый момент Дэн? Я могу только мечтать, чтобы кто-то из постоянных постоянных контрибьюторов (Владимир, Аспирина, Лахесис, Вотан или многие другие) посмотрел и сообщил свое мнение. В идеале, хотелось бы, чтобы кто-то рассказал что-то важное о Джейн.