архетип "волка" - где почитать?

|
В статье Александра Науменко "Писатель, околдованный книгой" (статья о творчестве Германа Гессе) я прочитал буквально следующее: "Архетип «волка», один из сложнейших в наивной картине мира, включает в себя и образ всеми гонимого зверя; и знания как магического ритуального убийства; и связи при «мировом древе» и «мировой горе»; и единства миров «верха» и «низа»". Можно ли где-нибудь почитать подробнее об этом архетипе (кроме, разумеется, самого Гессе)?
На мой взгляд, уважаемый А. Науменко неправ... Нет архетипа волка. Есть наша зоомифология (поэтизация инстинктивного поведения), тому пример множество сказок с животными, которые являются искусственными носителями проекций инстинкта, и которые с наибольшей достоверностью представляют имаго (архетипический образ) инстинкта, объективированной в наиболее подходящем зооморфном объекте.
Можно почитать " Бегущая с волками" Клариссы Эстес, но Влаимир прав - архетипа волка нет.
Спасибо за разъснения. У меня есть еще одна цитата, которую хотелось бы проверит на достоверность. В словаре по мифологи говорится: "Представление о превращении человека в волка, выступающего одновременно в роли жертвы (изгоя, преследуемого) и хищника (убийцы, преследователя), объединяет многие мифы о В. и соответствующие обряды, а также т. н. комплекс «человека-волка», изученный 3. Фрейдом и его последователями и воплощённый в художественной форме Г. Хессе в романе «Степной волк»." Действительно ли Фрейд изучал комплекс "человек-зверя"? И где об этом можно прочитать?
Об исследованиях Фрейда на эту тему не знаю. Но существуют антропологические:Клод Леви - Стросс "Первобытное мышление"- там что-то может быть.И "Диалектика мифа" Лосева, он пишет о сути "проживания" мифической реальности, жизни в ней со всеми вытекающими (к примеру оборотничеством). Но мне кажется Вас больше интересуют "жертва" ,"хищник",обряд(какой?) и непосредственно сам человек - волк.Гессе - не миф, а литература. В юнгианском анализе Волк - совершенно определенный символ, носитель одной из частей человеческой природы( ну к примеру, инстинкта самосохранения и обостренной интуиции).
Меня действительно интересует чисто "литературный" аспект проблемы. Вы говорите, что в юнгианстве волк - совершенно определенный символ. Но я вынужден опять-таки задать все тот же вопрос: где об этом написано? Является ли "Бегущая с волками" единственным источником? Могла ли быть аналитическая психология источником образа "волка" для Гессе? Или наоборот, сам Гессе "обогаттил" науку?
vasma, "волк" - это та же собака, только в более диком варианте, имаго которого представляет более дикую, архаическую ступень инстинкта - инстинкт в чистом виде (что соответствует меньшей дифференцированности, или осознанности подвергнутости сознания воздействию инстинктивной, архетипической энергии). Когда в сновидениях появляются более примитивные (дикие) животные, смело можно судить о степени воздействия бессознательного на сознание, или его автономии...
Vasma, насчет "архетипа волка" ничего сказать не могу, а вот о символике волка могу поделиться соображениями. Насчет инстинкта, можно поспорить - и кошки, и тигр, и лев, и конь - все они могут символизировать инстинкты, но все они символизируют нечто разное. Волк, как я понимаю это образ, весьма близок некоему специфическому человеческому качеству, недаром волк - "оборотень". Возможно человек узнает в волке ту часть себя, которая отсутствует у других животных. Что это за качество, что за часть? Я думаю, что это что-то связанное с одиночеством (волк-одиночка) и его сопутствующими состояниями, как то - тоска и глубина чувств (волк, воющий на Луну). Во многих фантастических фильмах волки-оборотни противопоставляются вампирам. Вампир существо симбиотическое, волк-оборотень наоборот - одинокое. Другая пара противоположностей - мать медведица (симбиотическая мать, зимует с медвеженком 2 зимы, выращивает его без медведя, дольше других животных находится в связи с потомством) и мать волчица, которая гонит от себя подросших щенков, кусает их. В астрологической символике волк, ворон и крыса связаны с Сатурном - неким началом, связанным с отдельностью, а как следствием с изгойностью, тоской. Сатурн помимо прочего символизирует границу (что естественно связано с отдельностью) и у волков есть интересное качество, они не могут переступить границу из веревочки с флажками. Для них граница - что-то важное, ее невозможно преступить. Образ волка удобная "болванка" для проекции тяжело переносимых человеческий состояний - таких как тоска, одиночество, изгойность. Собака в этом смысле - противоположность волку, она всегда при хозяине, собака не выносит одиночества, она следует за хозяином, ждет его и т.п. эти человеческие качества "симпатичнее", потому мы любим собак и боимся волков. Если волк и символизирует инстинкт, то это инстинкт охранения своих границ, а кто на них посягает, тот столкнется с агрессией. Это может быть "инстинкт" (потребность в) автономии, которая может не нравится кому-то, кто предпочитает находится в более близких отношениях (например, чтобы контролировать другого). Автономый отдельный человек может вызывать у людей с той или иной тревожностью, подозрительность - не понятно - что у него там внутри твориться, он весь такой закрытый и не понятный. Неизвестность часто вызывает проекцию чего-то плохого. "Человек-волк" Фрейда не имеет никакого отношения к волкам, это просто метафора, сделанная Фрейдом на основании снов и фибий одного своего пациента (ему снились волки на рождественской елке и он боялся волков (волка на задних лапах) и темноты; додуманный или подсмотренный половой акт родителей этот пациент Фрейда ассоциировал с соитием животных). Мне кажется, что волк не такая уж архаика, хоть он и представитель животного мира. Волк связан с такими весьма "продвинутым" явлениеми, как сепарация, структура, граница. Возможно, волк представляет плату за эти вещи ( например, если они были осуществлены преждевременно или травматично) и страхи связанные с отдельностью (вот уйдешь от мамочки, волком-завоешь) "Бегущая с волками" по сути о том же, о женском бунте против устоев, которые удерживают женщину связанной с мужем и семьей, против слишком ригидных насильственных связей, по сути - за сепарацию и автономию женщин. Образ женщины волчицы - образ разъяренной самки, которая кусает и своего самца, и своих детенышей, чтобы они ей не докучали. ------------------ ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
Чудны дела твои,Господи! Все возвращаются потихоньку...Cool
Как говорит один мой знакомый подросток: "обломись" ----------- ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
Как говорил Гоголь:"во,ведьма!"
nika, надеюсь без буквализма?...
Vladimir, такое вот получилось приветствие - обмен любезностями... 
В. Мершавка Что Вы начали с архетипа волка, давайте начнем с архетипа блохи. Или с архетипа пьявки как энтомологического воплощения архетипа целителя. Постепенно придем к "архетипу" волка и даже "медведя". Тогда получится, что Единая Россия - это архетипическая партия. Что вполне соответствует ее сравнению с коммунистической. Но все равно, по-моему, лучше начать с блохи.
А по мне, лучше с Левши... :)
Да, про архетип волка можно почитать в книге Смотрите, смотрите внимательно о волки! А.А.Меняйлова. Вот вам и ссылка, там много интересно о волках, опыте общения с ними от рассказов охотников и егерей, до суждений шаманов эвенков и взаимоотношениях великих мира сего с волками. Там же вы найдете многие интересные зацепки связанные с этим архетипом. Или ждите когда я опубликую свою книгу про Архетип Волка. http://www.vairgin.ru/
Максим, чую, умру не дождусь волчатины...:)
Владимир о чем вы, рукопись готова. Просто нужно отнести в печать. А что, не терпится почитать!? Потом волков кушать нехорошо. Впрочем, волки всегда были способны постоять за себя.
Ой, ли - очередной миф.... ДокажиTongue out
Это все очень просто. Записывайте! Мы встречаемся с вами, едем в тайгу, ищем волка. После выпрашиваем у него мистического откровения. Если он нас съест, значит, тест не прошли. А вот если получим волчий билет, нас даже стая не тронет.
Что это за Волк-бюрократ дает нам пропукник... Волк съедающий нас подобен нам...
Волк про-пукник. Да если он нас съест он станет там подобен. Потому что унаследует нашу Ману. Особенно вашу Владимир. Она у вас самая большая. ;-)
Ну, не знаюEmbarassed я больше похож на Колобка, вот Лисы не дождался, а жаль ...Wink
У нас на форуме была одна лиса. Только куда-то сгинула. Толи мигрировала, толи еще что. Надо её поискать будет. Раз коснулись темы волка, то сюда же можно отнести тему и вервольфа.
Лис у нас на сайте хватает, и хватают они за все, что не попадется им под зубы и всякие жующие поверхности... И это хорошо... Размельчение есть ощущение частиц самого себя.:)
Возник вопрос - "у кого Мана больше?" Волк, который может сожрать и Лиса с теми же функциями. два мужчины с "манами" и некто с пастью.... хи-хи... Мышьяк, а почему бы вам вашу рукопись не выложить тут в дневниках? ----------- ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
У меня есть статья на эту тему: http://ec-dejavu.ru/w/Wolf.html Образ Волка у индоевропейцев Образ волка связан с определенным символическим рядом ассоциаций, неизменно повторяющимся в разные времена и у разных народов, в том числе и не имеющих общей праистории. Это общность образов волка и собаки. Часто повторяющаяся связь хтонического зверя - волка с солнцем или солнечным божеством. Роль волка - собаки как посредника между небесным и подземным миром, а также проводника в загробном царстве. Чаще всего повторяется военная символика волка: волк - покровитель воинских сообществ, а воинственные нации часто называют волка своим прародителем. В патриархальных обществах образ волка тесно связался с ролью жениха или похитителя женщин, соответственно насыщаясь эротической символикой. Со временем волк начинает ассоциироваться с преступником, разбойником из дикой глуши. Издревле прослеживается верование о возможности оборотничества некоторых людей - в волков. Такие люди называются волкодлаками и вервольфами (на славянский и на немецкий манер, соответственно). Через практику оборотничества волк связывается с медведем. Превращение в волка упоминается также часто, как и превращение в медведя и иногда они смешивались. Волка и медведя объединяет также эротическая символика. Растительная жизнь также не избежала ассоциаций с главным лесным хищником: в европейских языках встречаются многочисленные названия растений, по своему названию связанных с волком. Имеют ли эти названия какое-то отношение к превращению в волка - неизвестно. Существует также связь волка с вороном, змеями как хтоническими "родственниками" и с орлом и конем как небесными антагонистами. Волк и солнце Чрезвычайно широко распространена связь волка с солнцем. Она странным образом встречается в мифах и религиях различного происхождения. Египетский бог Упуаут (Вепуат), чьим священным животным был волк, со времени возвышения культа солнечного бога Ра становится спутником бога солнца, сражающимся с противником Ра - змеем Апопом. Культовым городом бога Упуаута был Сиут (а по-гречески Ликополь, что означает буквально "Волкоград"). Греческий бог Солнца Аполлон иногда назывался еще Аполлоном Ликейским ("Волчьим"). Аполлон был также богом гипербореев, народа живущего за Бореем - Северным ветром. Как многие боги солнца Аполлон борется со змеем - Пифоном. (Пифон был также змеем - прорицателем, связанным с архаическим матриархальным культом матери - земли.) Аполлон Ликейский был как хранителем от волков, так и самим волком. У восточных славян уже в христианское время волк был спутником Егория. Егорий или Георгий Победоносец изображался воином на белом коне, борющимся со змеем. Так по своей иконографии это типично солнечное божество. У северных германцев волк - это однозначно зверь Одина, верховного аса. Один не является солнечным божеством, скорее он посредник - медиатор. Но один свой глаз Один потерял и в источниках есть намек, что Солнце и является глазом этого бога. В скандинавской мифологии волки связаны с солнцем самым непосредственным образом. Они гонятся за девой - Солнцем. И когда настигнут ее и сожрут, то наступит конец света. Солнечное и лунное затмения вообще часто ассоциировались с волками. В славянской Кормчей книге 1218 года говорится, что "когда погибает луна или солнце говорят: волкодлаки съели луну или солнце". Таким образом волк может быть спутником божества - Солнца, помогающим ему бороться с однозначно хтоническим врагом - змеем. Или же просто спутником такого бога. В то же время волк становится постоянным врагом (тоже своего рода спутником) солнца, когда солнечным божеством оказывается не сильный бог - мужчина, а дева - Солнце. Так волк может быть союзником только для мужчины (сильного мужчины), а для женщины (девы) он оказывается преследователем, охотником, насильником и убийцей. А принадлежность солнечного божества к тому или иному полу иногда попросту связывается с географическими широтами и климатическим поясом народа, создающего мифы. Яркое и жаркое солнце - бог-мужчина, слабое солнышко - нежная солнечная дева. Волк - проводник (пес - страж) подземного мира Волк - зверь, связанный с темнотой, мраком, подземным миром. В сочетании же с его охотничьими навыками выслеживания и преследования он (точнее, и волк, и собака) становится проводником в царстве умерших, в загробном мире. Египетский бог Упуаут (Вепуат), "Открывающий пути Дуата" был одним из загробных богов, провожающих умершего в царство мертвых. Его священным животным был волк. Позднее Упуаут был покровителем караванов на пути через свой город Сиут (Ликополь). Здесь волк - проводник путешественников и умерших. Пес же обычно бывал "стражем" для чужих и спутником "своих". Так греческая мифология знает пса - стража подземного мира, трехголового Цербера. А трехголовую (или точнее трехтелую) богиню ночных перекрестков и чародейства Гекату сопровождали собаки. Роль пса - стража загробного мира в христианстве играет святой Петр, стоящий у небесных врат и пускающий или не пускающий туда души умерших. Пес - проводник оказался запечатленным на звездном небе. Созвездие Большого Пса известно с древности (как минимум с 4 века до нашей эры, когда его описал Аратус). Самой яркой его звездой является Сириус - "собачья звезда". Таким образом Сириус являлся поводырем людей в ночи с древнейших времен и нес на себе символику пса - стража, проводника, охранника. Созвездие Волка же называлось еще, по словам известного астролога Бернадет Брэди (Неподвижные звезды. М.: ЦАИ: 1999) Звездами Умерших Предков или Зверем Смерти. Существует представление о связи волка с душами умерших предков. Еще в недавнее время у славян говорилось, что встретив волка, нужно назвать три имени своих мертвых родичей, и тогда волк не тронет. Это видимо связано с его ролью проводника в загробном мире. Также и в некоторых заговорах от реальных волков говорится о том, что волк бывает у мертвых на том свете. В кельтской и в германской мифологии встречаются псы преисподней, сопровождающие владыку мертвых, или просто владыку иного мира. Дикая Охота, возглавляемая Воданом и его супругой, состояла из душ умерших и охотничьих псов неистового и безумного бога. Так адский пес уже не кажется верным стражем и защитником - собакой бога или человека, так же далек он и от своего прародителя - лесного и свободного волка. Можно сказать, что гончие преисподней (в кельтской мифологии - белые с рыжими ушами) это отдельная категория, насыщенная особым символизмом. Они уже целиком приручены, в отличие от волка, но подчиняются безумию, иррациональности, стихийности. Пес Гарм - в скандинавской мифологии является как бы двойником и собратом волка Фенрира, который проглотит Одина. Пес Гарм привязанный к пещере Гнипахеллир ждет своего часа и перед началом Последней Битвы он вырвется, залает и вступит в бой с богами. Гарм и бог Тюр убьют друг друга. Таким образом пес Гарм является "адским псом преисподней". После того как он срывается с привязи, мертвецы из Хель начинают биться с умершими воинами эйнхериями. До нас не дошло четкого скандинавского представления о волке - спутнике умерших. Но обратившись к шаманским практикам, широко распространенным на Севере в свое время, мы легко можем найти аналогию. Шаман может превращаться в волка или же иметь волка своим союзником в шаманских путешествиях. И волк является спутником Одина не только в его ипостаси воина, но и в роли колдуна. В наше время байкеры, называющие себя "Ночными волками", подчеркивают тем самым хтоническую природу волка. Прежде всего сами по себе они принадлежат хтоническому миру: куча металла, преимущественно черная (или черно-красная) одежда, вонь, дым и грохот - вот признаки его жителей. Их клуб называется "Sexton" - "могильщик", что неминуемо ассоциируется с миром мертвых, точнее с границей мира мертвых и еще живых. Само название - "ночные волки" - означает, безусловно, оборотней (это классический кеннинг скандинавской скальдической поэзии). В целом же собрание напоминает классический мужской союз или братство. Так, кстати, удачно подобранное название влияет на судьбу и долгожительство проекта. Волк - посредник Волк является посредником между "этим" миром живых людей и "тем" миром умерших и иных сил. Также он оказывается посредником между хтоническими существами подземного мира и обитателями неба, будучи способным общаться и с теми, и с другими. В христианских культурах это проявляется как двойственная природа происхождения волка: создает волка черт, а оживляет Бог. Так похищение и съедание скота волком у славян зачастую воспринималось как законная жертва св. Егорию, лешему или даже Христу. Считалось даже, что волки поедают чертей по велению Бога. В разных культурах волк связан с пересечением границ, различными пограничными и переломными периодами или моментами. Например, переход от осени к зиме, а от зимы к весне. К этому времени относится обычно и разгул волков и соответственно частота обрядов против них и оберегов. При первом выпасе скота не давали ничего взаймы, не сношались в первую ночь перед масленицей, не пряли на святки, не передавали после захода солнца орудия ткачества и тому подобное - все это для того, чтобы волки не пожрали скотину. У восточных славян поездка к венчанию и от венчания на свадьбу тоже была переломным моментом связанным с возможностью превращения всего свадебного поезда в волков. В исландской "Саге об Эгиле" дед Эгиля Кведульв прозывался так ("Вечерним Волком"), потому что к вечеру, то есть в момент перехода от дня к ночи, становился сонливее и сильнее, а потом и, считалось, вовсе превращался в волка. Волки Одина ("псы бога") Волки часто воспринимались как "псы бога". Огромное значение волки имели в культе скандинавского Одина. Его волков - спутников - Гери и Фреки - "жадный" и "прожорливый". И волки - псы Одина: Гери и Фреки кормит их воинственный Ратей Отец; но вкушает он сам только вино, доспехами блещущий. В жертву Одину-Вотану приносились волки, которых вешали на ритуальных столбах, называвшихся "волчьим деревом" - vargtre. Даже напротив чертогов Одина Вальгаллы повешен волк: Легко отгадать, где Одина дом, волк там на запад от дверей висит, парит орел сверху. Волк Фенрир - важное существо скандинавской мифологии. Это гигантский волк, сын Локи и великанши Ангрбоды. Фенрира асы вырастили у себя, но когда он стал входить в силу и боги поняли, что он оправдает пророчества и принесет гибель их миру, то решились его связать. Когда они пытались его сковать обычными цепями, то Фенрир легко их рвал, и только созданная только колдовством, из несуществующих материалов (шума кошачьих шагов, женской бороды, корней гор и прочего) цепь смогла сковать Фенрира. При этом ас Тюр, бог права, потерял правую руку. Перед началом Последней Битвы волк Фенрир вырвется и проглотит Одина. Видар, сын Одина разорвет пасть Фенриру, поставив на нижнюю челюсть свой башмак (или пронзив сердце мечом). Примечательно то, что Фенрир проглотит бога, зверями которого и являлись волки. Так, в символическом смысле, Одина поглощает его же собственная "волчья" природа. Волк и мужской военный союз Образ волка тесно связан с мужскими военными братствами многих культур и народов. Полагают, что в древние времена инициация молодых воинов могла состоять в их магическом превращении в волков (особенно, если обряд происходил с применением наркотических или опьяняющих веществ), которые должны были некоторое время жить вдали от поселений "волчьей жизнью". Боевая дружина, военный мужской союз традиционно сравнивается с волчьей стаей. Волк - вор, убийца, насильник, душитель в глазах потенциальной жертвы и символ воинской доблести в глазах воина. Сам воин - волк, его противники - овцы, козы и тому подобные травоядные. Так убегали в страхе безмерном перед Хельги враги и родичи их, как козы бегут по горным склонам, страхом гонимы, спасаясь от волка. Связываясь с мужскими военными союзами волк легко становится символом "внезаконности". Воинский мужской союз в любом случае предполагает некоторый разрыв с семейными родовыми связями и общепринятыми законами. Так образуется свое воинское "братство". Не случайно кровное побратимство было так широко распространено у скандинавских дружинников и викингов в целом. Воин - волк, оставшись не у дел, выйдя на покой, покоя обычно не обретает, а становится преступником, преследующим своих жертв и преследуемым самим. Так берсерки ("медвежьи шкуры", но их вполне можно называться и "ульвсерки" - "волчьи шкуры") становились обидчиками вдов и нежных дев, а также похитителями чужих наследств в исландских сагах. Но и таких волков - преступников находили и убивали. Уничтожение злых берсерков даже ставится в заслугу некоторым героям саг. Существовала определенная воинская магия, где немалую роль играл волк. Обычно различные части тела волка служили оберегами или талисманами. Также волчий вой и появление волка разъяснялось как воинская примета. Кеннинги с именем волка в скальдической поэзии Кеннинги (иносказания) с упоминанием волка были довольно популярны в скандинавской скальдической поэзии. Как говорится в "Языке поэзии" Снорри Стурлусона "Есть зверь, что зовется волк. Его следует упоминать в кеннингах крови и трупов, называя их его пищей и его питьем. Не годится брать для этих кеннингов названия других зверей. Волка также называют "бирюк"… "алчный", "вещий", "лесной житель", "завывала", "Фенрир". Поскольку вся хвалебная и поминальная поэзия скандинавских скальдов строилась на описании битв, ран и трупов, то "лесной житель" поминался очень часто. Также имя волка упоминалось при назывании любимых детищ скандинавов - кораблей. Корабль называли "конем, или зверем, или лыжами морского конунга, моря, корабельных снастей либо ветра". Соответственно, корабль мог называться "волк корабельных катков". Оборотничество Представления о превращении человека в волка распространены по всей Европе. Такое оборотничество приписывается обыкновенно мужчинам и редко - женщинам. Предполагается, что это связано с ритуальным переодеванием в волка и отождествлением с ним во время инициаций в мужском братстве. Также этот обычай сохранился и в календарных праздниках - на те же зимние праздники (будут они называться хоть йолем, хоть святками - молодые мужчины все равно прикидываются разными чудовищами, чтобы получить свою часть съестной добычи). Такое обрядовое оборотничество обычно оказывается временным. Мужчины, обращающиеся волками, встречаются в исландских сагах и это представлено, как несколько необычное дело, но вполне вероятное. В "Саге об Эгиле" есть Ульв - хороший человек и добрый хозяин, но вечерами его клонило в сон и он избегал людей. И люди поговаривали, что он оборотень, и называли его Кведульвом - "Вечерним Волком". И этот человек по сюжету саги обладает даром предвидения. Его действия подчинены не логике, рассудку или эмоциям, а внутреннему чутью, "звериному нюху". Берсерки также часто бывали оборотнями. Такие воины часто оказываются неприкаянными в обычной людской жизни. Они мечутся как затравленные звери, временами убивая, оскорбляя или вызывая на поединки людей. Пока их самих не затравят, не обманут и не убьют. Было и оборотничество другого типа, не "военное", а "бытовое". К нему прибегали колдуны, чтобы превратить другого человека в волка, или чтобы обернуться зверем самому. Такого рода превращения в изобилии описаны собирателями славянского фольклора. Способы заколдовать другого обычны: заколдованное питье (травы и заговор), подложенные заговоренные вещицы и тому подобное. К этому добавляется "опоясывание ремнем", когда на человека накидывается некий поясок и тот превращается в зверя хищного. Есть представления о том, что после превращения в волка, человек постепенно теряет свою человеческую сущность, как бы перестает ее осознавать. Обратиться в волка самому можно ударившись о землю (Мать - Земля дает силу), кувыркнувшись через 12 ножей и с помощью чародейных мазей из трав. В оборотничестве собственно два кульминационных момента. Важен как способ оборачивания в волка, так и обратное превращение в человека. Так можно снять заговоренный пояс с оборотня или он сам порвется, тогда человек опять становится человеком. И обратное правило: если оборотень кувыркается через нож, воткнутый в пень, а нож этот кто-то вдруг вынет, то тот волк так человеком и не станет. Так же существуют волкодлаки (оборотни - волки) природные, по рождению. Их различают по шерсти на загривке и другим признакам. Волк - преступник И у скандинавов преступник часто представлялся волком. Лакомство волчье - падаль - глотал ты, брата убийцей был твоего, всем ненавистный в груде камней ползал ты, корчась и раны зализывал! ("Первая песнь о Хельги Убийце Хундинга", Старшая Эдда) В древней Исландии был своего рода юридический термин, обозначающий убийцу: композит, состоящий из двух слов "убийство" и "волк" ("мордварг"). Древненорвежские и древнеисландские законы различали разные типы убийств, в зависимости от обстоятельств и отношений между убийцей и убитым. Одним из самых тяжких оказывалось убийство беззащитного человека особенно после наступления темноты и попытка скрыть преступление. К такому убийце и относился вышеупомянутый термин "мордварг". И у славян преступник, в том числе вор, традиционно именовался "волком". Об этом пишет в связи с казнью князя Игоря известный исследователь В.Я. Петрухин. Тут есть и прямая ассоциация современников казненного князя древлян:"Аще ся въвадитъ волк в овце, то выносит все стадо". И как у вора рука может быть "доброй" или "худой", так и у реального волка может быть "хороший" зуб. После его нападения оставшиеся животные плодятся и живут здоровехоньки. Волк - жених (холостяк) Жених в славянской свадебной поэзии часто ассоциируется с волком - похитителем невесты. Также в некоторых шуточных песнях волк, нападающий на скотину и загрызающий добычу, нередко приобретает эротическую символику. Волками - то есть "чужими" - представляются друзья и родственники жениха на свадьбе. В сонниках волк снится к приходу сватов. Иногда и родственники невесты ассоциируются с волками, а сама невеста или ее мать с волчицей. Тут проявляется подозрительность стороны жениха к чужой, невестиной родне, их обычаям, повадкам и возможностям навредить. Большей частью, все - таки, образ волка связан с мужчинами и мужской символикой. Женитьба самого волка воспринимается как наказание или способ с этим волком - хищником справиться. Имя Волка Имя и называние волка употреблялось или наоборот, накладывался запрет на его употребление, в ритуальных целях. Так могло быть у славян языческое имя - Волк. Известен дьяк Иван Волк Курицын - еретик - "жидовствующий" при Иване III. Подобное второе имя давали для определенного покровительства "хозяина имени". Само название волка служило оберегом. У скандинавов был подобный же обычай. Существовали имена Ульв - "волк", Лейдольв - "ведущий волк", Модольв - "храбрый волк", Раудульв - "рыжий волк", Снеульв - "снежный волк", Тьостольв - "упрямый волк", Вигольв - "сражающийся волк", Эндольв - предположительно "волк - противник" и наконец, Арнольв - "волк орла". Даже о появившемся на свет теленке, поросенке или жеребенке говорят "Это не теленок, а волчонок", чтобы волки приняли его за своего и не пожрали. Существовали запреты упоминания волка к ночи, и особенно в "волчьи праздники". Для определения волка использовали другие названия: "серый", "Кузьма" (у славян), "бирюк", "алчный", "вещий", "лесной житель", "завывала". Волчьи амулеты Глаза, сердце, зубы, когти, шерсть волка служили оберегами, военными талисманами и лечебными средствами повсеместно. Волчий зуб давали ребенку, у которого режутся зубы. Волчий хвост носили от болезней. А вот в любовной магии чаще использовались сердца птиц и половые органы других животных, славящихся большей плодовитостью и похотливостью. "Волчьи праздники" У русских разгул волков (и нечистой силы при христианстве) приходился с осеннего Юрия (26 ноября по старому стилю), со дня св. Дмитрия (26 октября) до весеннего Юрия (23 апреля). Таким образом Юрий - покровитель волков - "открывал им пасть осенью и замыкает им пасти весной. Это похоже на совпадение по времени со старинными данями, которые брали варяги - русь с восточных славян. По свидетельству Константина Багрянородного "Когда наступает ноябрь-месяц, тотчас архонты их выходят совсеми росами из Киава и отправляются в полюдье, что именуется "кружением". Что из себя представляло полюдье и чем иногда заканчивалось для "архонтов - волков" мы знаем по судьбе князя Игоря. Так называемые "волчьи праздники", большей частью приходящиеся на ноябрь - декабрь, бывали посвящены защитным обрядам от волков. Продолжительность этих "праздников" не превышала девяти дней. В середине зимы волки собираются в стаи. Это время приходится на празднование скандинавского праздника Йоль. Кстати одно из имен Одина - Jolmir- отец зимнего солнцеворота. У южных славян "волчьи праздники" приходились как раз на дни от Рождества до Крещения, на "некрещеные дни". И окончательно празднуется конец разгула волков в первые три дня февраля, на день св. Трифона. Волчья фауна Можно отметить связь волка с растительным миром. Это общеевропейские представления о волчьих травах, цветах, ягодах, о волчьих болезнях злаков. Самое известное растение такого рода "волчье лыко" или "волчьи ягоды", имеет научное название Daphne mezereum. При том, что Аполлон, называемый иногда Аполлоном Ликейским "Волчьим" был безответно влюблен в нимфу Дафну, совпадение, осознанное или нет, кажется примечательным. Это кустарник с белыми или розовыми цветами, распускающимися весной в апреле - начале мая, еще раньше листьев. Ягоды у него ярко-красные и для людей ядовитые. Если же лизнуть кору растения (которую можно ободрать как лыко), то начинает сразу же жечь во рту. Зато кору настаивают на спирте и растирают настойкой тело при хроническом ревматизме. Очень ценится мед с этого растения, как один из самых ранних. А также декоративность кустарника. У него приятный запах, впрочем, вызывающий головную боль.
Не в курсе насчет первоисточников, где может говориться о наличии/отсутствии архетипа волка, но факт тот, что люди из некоторых субкультур - чаще молодые мальчики и девочки, хотя есть и "мальчики"/"девочки" весьма зрелых годиков - ассоциируют себя с волками. Или с вампирами, как кто-то пытался подметить - причем два этих понятия явно противоположны. Тут оппозиция жизнь/смерть, инстинкты/разум. Тело вампира мертво, он не чувствует, существует только разум в трупе, своей волей заставляющий его двигаться. Вервольф - жив, он есть воплощение жизни ради нее самой, какие к черту размышления, когда светит Луна? Представления не имею, архетипы чего эти образы и есть ли они у них вообще. Надо читать больше, так как это интересно - в целом, для самопознания, и в частном - для мастеринга игрушек. "World of Darkness" построен на символах. К слову, vasma, если знакомы с английским, рекомендую хотя бы просмотреть книги этой игровой системы - там дается своя концепция волка, и она может вам заинтересовать. Хотя бы с целью продолжения исследования - а откуда разработчики нарыли такие факты? Может, что-то новое для себя откроете, озарение же обычно приходит внезапно, по мере накопления и обработки информации.
Волк еще часто символизирует агрессию. Даже "молодую", боевую агрессию. Стая волков служила хорошим вместилищем проекции для различных молодежных (и не только) военных организаций. От "потомка волка" Чингисхана, до Ромула и Рема римлян. Подробнее о молодежи и волках можно прочитать и у Элиаде в "От Залмоксиса до Чингисхана": http://jungland.ru/Library/ElZalmok.htm -- Inter haedis locum praesta, Et ab oves me sequestra!
образ волка йепляет молодежь, потому что задача молоджежи - сепарация. А волк - "одиночка" и "мать-волчица" гонит от себя детенышей, как только они подрастут. ну и т.п. и т.д. ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
Как архетип, волк, скорее, рассматривается в качестве хтонического персонажа,- оборотня. Реминесценций море. Есть десятка два компилляционных работ, а-ля Элиаде, который надёргал цитат из Гинзбурга,надёргавшего их из Хёффлера, который в свою очередь перекатал это у Брюнинга ))) Есть абсолютно ненаучная, притянутая за уши, и спекулятивная беллетристика, в стиле "Бегущей с волками", столь любимой домохозяйками. Есть цитатник Сабин Баринг-Гоулда. Есть работы Проппа,Велецкой,Гуревича, Топорова,Гальковского,Банникова. Есть неплохие работы Спейдела,Гранди,Кейсера,Фабинга, но они на английском.Славные работы Ван Геннепа и Якоби.Можно почитать судебники, например, Ливонские правды,- ведь именно Ливония считалась родиной оборотней ))) Законы Гулатинга и исландский судебник Грагас, тоже увлекательное чтиво ))) Это навскидку. На самом деле, серъёзных монографий,вышло около 500.. Хватит на сотню диссеров.. Я работал в архивах с аутентичными протоколами допросов "оборотней", - всё не так просто и однозначно..Просто, большинству авторов лень возиться с фактологическим материалом, и сложными переводами со средненижненемецкого, вот и занимаются компиляциями..