песочница

http://www.e-xecutive.ru/career/adviser/1380023/ Тезис о русской лени сродни тезису о русском пьянстве – оба из разряда национальной мифологии. А рациональная интерпретация мифа или попытка его деконструкции – дело довольно неблагодарное В свое время замечательный русский историк Василий Ключевский (1841-1911) сделал интересную попытку объяснения русского отношения к труду с точки зрения социо-культурного анализа. По мнению Ключевского, в смысле трудовой этики любой член российского общества бессознательно воспроизводит паттерны поведения русского крестьянина. А русский крестьянин мог очень интенсивно работать какой-то промежуток времени, а затем бесконечно долго валяться на печи или сидеть на завалинке. Согласно Ключевскому, русский человек может мощно выступить в авральном режиме, но размеренная и кропотливая работа в европейском стиле, увы, не его стихия. Что интересно, даже при минимальной интенсивности труда в странах Южной Европы, когда реально работают не более 4-5 часов в день и в очень щадящем темпе, конечный результат все равно получается лучше, чем в России. За эти несколько часов неспешного труда среднестатистический житель Южной Европы, следуя заветам героев «Маленького принца», приводит в порядок свою маленькую планету – дворик, садик, кафе, тротуар перед кафе и т.д. И труд – не в тягость, и результат – в радость. В России же большинство людей все время проводит в злобных размышлениях, почему они вообще должны работать. Видимо, на все общество распространилась логика зоны, где, как известно, считается, что работать – «западло», а «уважаемые люди» не должны марать себя никакими трудовыми усилиями, а лишь все «разруливать» и «перетирать» (привет основным распределительным принципам рентной экономики в приложении к реалиям российской пенитенциарной системы). Отношение в России к труду как к признаку попадания в низшую касту – «он лох, вот он и вье…вает» – приводит к тому, что при сопоставимых с южно- или восточноевропейцами трудозатратах мы живем хуже и гаже. Комплекс «маленького человека» в России, то есть человека, которому все же вменяется что-то делать, приводит к тому, что если он может, то он не только вообще ничего не делает (а такая возможность в нашей системе, увы, предоставляется ему очень часто), но еще и норовит психологически компенсироваться за свой удел шудры. Если он работник кафе/ресторана, то тайком плюнуть в суп. Если он врач – нахамить тяжело больному человеку, ждущему от него помощи. Если он «менеджер», то демонстративно «тупить» при общении с клиентом, если есть уверенность, что его в данный момент не контролируют. На меланезийских островах Фиджи пару раз доходило до мини гражданской войны между местными и большой иммигрантской индийской общиной, которая там составляет около 40 процентов населения. Местные фиджийцы рьяно обвиняли «понаехавших» индийцев (последние, в основном, были завезены в колониальные времена британской администрацией для проведения строительных и мелиорационных работ, да так потом и осели на Фиджи). Суть обвинений сводилось к тому, что местные – они «высокодуховные» (это бывшие-то каннибалы) и «живущие по принципам социальной справедливости», а, вот, индийцы завезли на острова «дух торгашества, недостойной наживы и надувательства». Вообще все это «часть мирового заговора международной индийской диаспоры». Не правда ли, знакомо, хотя и несколько в ином контексте? В России не так давно обсуждались бизнес-проекты создания новых ткацких фабрик в депрессивных райцентрах Тверской и Ивановской областей. Логика инвесторов была такова: множество народу там сидит без работы. Вот они обрадуются возможности получать стабильную зарплату! Как выяснилось, найти людей, готовых каждый день выходить вовремя на работу, проводить там не менее 8 часов, соблюдать трудовую дисциплину и получать за это 12-15 тысяч рублей в месяц, не так уж и много. И это при том, что средняя зарплата в этих райцентрах – 6-7 тысяч рублей в месяц! А при существующей безработице даже эти крохи далеко не все получают. За два десятилетия деиндустриализации страны людей, способных и желающих соблюдать заводскую дисциплину, практически не осталось. Гораздо приятнее жить с огорода, время от времени кому-нибудь оказывать небольшие платные услуги (типа, помочь колодец выкопать), что-то менять по бартеру (например, картошку на дешевые башмаки и элементарную одежду). А остальное время – слоняться по деревне/городку, сидеть на завалинке, пить водку класса «сучок» и курить дешевые сигареты (на две последние статьи, в основном, и уходят небольшие имеющиеся монетарные доходы). А тащиться с раннего утра на фабрику, да еще там работать в три смены? Нет, это, пожалуйста, не к нам. Обратитесь к таджикам/узбекам, а еще лучше к китайцам! Ценность свободы в смысле аморфного безделья и спонтанного полудеструктивного поведения у нас в стране значительно выше ценности стабильных умеренных доходов. Вот такая статья. Я тут несколько надергала , кому интересно ссылка , прочесть весь текст. Вроде бы все правильно. И умилилась я . до нельзя. Вот ведь как надо . Поступательно работать и все будет хорошо. Надо только не бояться мобинга. Потому как на практике получается такая картинка : заработал , принес домой а в ответ претензий, попытка мобилизовать домашних заканчивается скандалом ( особенно не работающих). Но была какая-то червоточинка…Что-то не ясное …не стыковки …БИОЛОГИЯ. Мысли о неправильности вышеупомянутой статьи пришли после сновидения о песочнице. Приснилось мне что предприятие наше захватили бюджетники , маски-шоу . я дескать отвлеклась и тут они напали , мой зам деньги спрятала крупные , и поживились они только мелочевкой. И ходят они и ходят и ничего не находят , то есть проверка «нерезультативана». А я дрожу деньги уже передали мне и теперь надо исхитриться их вынести. Тут появляется новый персонаж - начальник/фсбшник , типа того , одет в костюм , обращения сдержанного . Проверяющие пугаются его до нельзя. А я кручусь рядом , как кошка под дверью , чуть откроется и проскочить. То есть ситуация не ясная , толи я проверяемая , толи проверяющая . Начальника я заинтересовываю, он мне что-то говорит я поддакиваю. – Хотите я вам покажу …схватив соей жесткой ладонью мое запястье , ведет меня к песочнице – вот здесь мы и проводим время , я и мои друзья , возможно это станет и вашим увлечением . Песочница ? вахтерша , песочница платная , обычная сырость , облезлая краска как в детском саду , вахтерша здоровается с мои спутником , радостно сообщает , что его замок целый , можно дальше достраивать. Этот человек лезет в эту грязь прямо в костюме , радостно предъявляет мне свое творение , с одного боку уже выросли крупные грибы. И я не понимаю как? Как этот человек нагнавший такого страха , обоснованного, то есть при должности и карьере может играть в песочнице. Детский сад вторая четверть? Ну как это же не по взрослому ? Он меня не удерживает . Я прощаюсь, ухожу . да деталь у вахтерши два ящика , в них хранятся потерянные вещи обувь ( вся не парная) и перчатки ( эти почти все парные). То есть бсс то же прочитало статью и решило ее обсудить. И тактично мне сообщило что ни фига я не понимаю в колбасных обрезках. 1) Это население , которое хотели осчастливить фабрикой …аморфная свобода , да свобода и шанс проснуться завтра перельманом , фордом, билом гейтсом – но пока ты не берешь в руки эти 15 тысяч – шанс есть…Нужно только играть в Ивана дурака(Золушок/а). С обязательным атрибутом – унизительным трудом , явно ниже своих возможностей , ну там нужники чистить , ящики таскать… 2) Логика зоны – это биологическая логика, это логика обоснованная эволюционно . ну не так это устроено как выглядит . Мыслится это как заботливый отец семейства , добытчик , защитник , добыл мамонта , принес домой и всех оделил , всех накормил…Тогда лев носился бы по саванне в поисках голодных львиных подростков с антилопой в зубе , да бы и их осчастливить порцайкой. Ну не делает он этого . Он вообще не охотится , он просто подходит к месту счастливой охоты и добрые милые львицы просто счастливы его покормить…еще бы он несколько больше размерами . 3) Таким образом «работать – «западло», а «уважаемые люди» не должны марать себя никакими трудовыми усилиями, а лишь все «разруливать» и «перетирать»» является естественным , с точки зрения природы правильным состоянием …для животного мира. Тогда совершенно логично выглядит домашняя картинка , не работающий или мало работающий член семьи чувствует себя на более высокой ступеньке иерархии , о чем он и не замедлит тебе сообщить. И можешь сколько хочешь зарабатывать – ты в принципе р а б о т а е ш ь. Если он начнет работать – он скатится в статусе. 4) Одна из работ по этологии названа «зарвавшееся млекопитающее». На сколько мы далеки от своей инстинктивной природы ? какими последствиями оборачивается некоторое насилие над ней ? То есть заставить своего внутреннего динозавра отказаться от ранговых притязаний - чем заплатим? 5) Наше наследие социалистическое . Двойственное отношение к отцам . Толи он от природы был ленив , толи по морально-этическим соображениям не хотел работать. Сколько было в этом от фиджийского эпизода . Коммунистическая партия заменилась генеральным директором – а проекции остались те же? Противостояние «высокодуховного» и «продажного»? Опять? 6) В статье противопоставлено отношение к труду европейцев и русских. Как это рассматривать? Все крутиться вокруг такого понятия как «крутизна» - передает суть происходящего лучше всего. Если работать то только как-нибудь по «крутому» , а если без «крутизны» то лучше я лягу под забором ( свобода и духовность). У европейцев с этим как ? Они смирились со своей «некрутизной» ? Тупо « вье…вает» ? на стройке, ему за сорок . Он нашел свое место в жизни? Отказался от поисков себя , зарыл свой талант , или признал что у него вот такой небольшой талант ? А может мы более биологичны и легче проламываемся под инстинктивные составляющие , обезьяна рулит? Это европейское признание своих границ , осознание своих возможностей , осознание ограничений и принятие себя таким как есть , без выеживания/ взмучивания ? Да не Эйнштейн, не был и буду им, и да же не способен руководить 5-ю человеками. Принцип неукусимости локтя? 7) Не вступаем ли мы на тропу отцов ? С этими установками : или по крутому или никак? Что всю жизнь проносившись с убеждением о своей у н и к а л ь н о с т и , мы придем к тому же как и наши папы –теперь уже наши дети будут спрашивать : просто тупой или все ж был некий смысл в нашей жизни ? Нам будет труднее – на коммунистов свалить не получиться . Тут еще момент – женитьба … Не ОНА…встретил бы ОНУ я бы реализовался , а если я не реализовался – значит это была не она - проекция конечно , но так соблазнительно регрессировать , найти виноватых… 8) Тропа отцов …поиск себя …реализовать себя …не зарыть свой талант в землю…А какой талант ? В чем мой талант? На какой почве он расцветет? Надо найти почву? Вот , что главное . …И мы перебегаем … Ищем …место где нас будут гладить по головке , поощрять , хвалить…а как иначе узнаешь что талант раскрылся – его должны признавать и признавать, марьванна должна сказать «садись, пять» . Нет поглаживаний – значит место не то . В этот момент ты скатываешься с позиции лидера в общую массу , лидер р а з д а е т «оценки» , но… не получает , более того не любит тех, кто смеет трогать его голову, попытка поглаживания может кончиться травматологией. Еще момент динамика начального этапа – когда хвалить и хвалиться л е г к о, прогресс каждый день и ого-го какой , а топом торможение – требования ужесточаются , делаешь то же что и вчера – а морковки нет , тебя переставили с позиции новичка - все это уже не то место. То есть поисками таланта и не пахнет , есть поиски «места». Тогда не надо удивляться стойкому ощущению бессмысленности своей деятельности , за сменой профессий он потерялся, и сопутствующей компенсации : так у всех , и не надо врать , у меня нет , значит нет ни у кого. 9) Является ли идеология «поиска себя» - барьером отсекающим конкурентов. Пока ты ищешь себя и гордишься – некто просто работает и радуется плодам своего труда, ты ему не мешаешь. Талантливая личность талантлива во всем? Если это признать , то ты сможешь проявить себя при любых обстоятельствах. Как быть с конкуренцией. Не приятно , фу таким быть - толкаться локтями, проходить по головам ( и много еще чего, особенно если прошлись по твоей голове) А с другой стороны мы все знаем что чем выше конкуренция в данной области деятельности , тем значительнее темпы ее развития , тем выше уровень каждого специалиста. 10) Главное орудие эволюции человечества– палка , из под которой это человечество работает последние 200 тыс лет. Да ? или Нет ? Следует ли подкреплять свой ранг источника денежного довольствия для всего семейства – принуждением к труду неработающих членов семьи. В обществе деньги – выполняют функцию такой палки ? 11) Или это все правильно . Небольшое количество эгоистичных лидеров + большое количество низкоранговых особей - эволюционное достижение устойчивости группы , любой группы , страны , фирмы, семьи ? Действительно не развивается популяция с избытком высокоранговых особей, погибает. Идеология / мифология «поиска себя» активируется при …неудаче. Как всякое эволюционное достижение служит интересам выживания вида , препятствуя возвращению особи к конкурентной борьбе. Кто ж спорит. Выживание вида – хорошо . За мой счет ? А с чего бы это ? P.S. Получается очень интересная картинка . http://www.ethology.ru/library/?id=378 Акт первый – неудача ( любая ситуация , которая может восприниматься как проигрыш превосходящему противнику) , представление о собственном ранге искажается, самооценка падает, а собственные заслуги обесцениваются. Самцы, которые проигрывают ранговый поединок, уступают не только самок, но и впадают в апатичное состояние, переживают депрессию. Более того, низкоранговым особям свойственно не только уступать возможность оставлять свой генетический шлейф, они также меньше потребляют пищи, занимают худшую территорию, чаще болеют и быстрее умирают – поиск маленького-маленького места в жизни , маленькой –маленькой должности и занятости , либо полная блокировка всех попыток приступить к деятельности Получается, что депрессия выступает своеобразным маркером проигрыша в иерархическом поединке (при этом не суть важно, с кем проводился это поединок − с собратом, с обстоятельствами, с самим собой). Причем само депрессивное состояние служит угнетению проигравшей особи, дабы она не участвовала в повторных состязаниях и не претендовала на ресурс более успешных. Сама проигравшая особь впадает в апатию и склонна отказываться от собственного ресурса, своего статуса, территории и от жизни. Она уступает свое место в пользу более здоровых, ранговоуспешных и адаптированных собратьев, при этом сама переживает мощный психический и физиологический стресс Исходя из проведенного анализа, я могу сделать вывод, что депрессия, как и ряд других механизмов, работает на службе эволюционного отбора наиболее приспособленных, причем, в отличие от межличностных и внутригрупповых механизмов, депрессия является внутренним барьером, который периодически становится перед каждым человеком. Депрессивное состояние − внутренняя проверка на нашу устойчивость, планка, которую мы должны взять, а пути, которые мы избираем при её преодолении, являются мерилом нашего личностного роста По типологии Ф.Е.Василюка кризис представляет собой высшую степень развития критической ситуации, когда поставлены под угрозу базовые витальные и экзистенциальные потребности (1984). Если человек переживает внутриличностный кризис, то, как правило, он теряет возможность функционировать в рамках прежней поведенческой модели, даже если эта модель целиком и полностью устраивала его до начала самого кризиса. Поэтому субъект, находящийся в кризисе, вынужден искать новые поведенческие схемы, адаптирующие его к изменению внутренней, либо внешней ситуации. Таким образом, кризис всегда несет для личности дополнительные возможности развития и становления, но, с другой стороны, он является и мощным стрессом, чреват длительной дезадаптацией, а, значит, содержит в себе угрозу и опасность. Теперь давайте рассмотрим социальные кризисы и катаклизмы. Естественно, они создают изменение социальной/экономической/финансовой/политической ситуации, а, следовательно, требуют от людей новых, более оптимальных способов адаптации. При этом часть людей проявляют себя более лабильными, они воспринимают кризис, как условие для собственного роста и развития, более чутко реагируют на изменения среды и улавливают открывающиеся возможности. Другие же на внешний кризис отвечают переживанием невозможности продолжения прежнего способа жизни, испытывают фрустрацию и интрапсихические конфликты, впадают в состояние дезадаптации приводилась удручающая статистика о всплеске обострений психических и хронических соматических заболеваний, а также об участившихся конфликтах во многих семьях. То есть население, действительно, испытывало на тот период значительный стресс и реагировало на него привычными паттернами смещенной активности. Из литературы (Жуков, 2007) мы знаем, что типичными видами смещенной активности являются: 1. агрессия; 2. пищевое поведение; 3. половое поведение; 4. поведение умиротворения (алло и автогруминг); 5. альтруизм (к которому относится, как мы видели из предыдущего пункта, угнетение собственного состояния, депрессия, аутоагрессия Итак схема : 1)неудача , больше всего меня радует упоминание автором что это не суть важно с кем, ты дрался 2) включение эволюционного механизма по снижению соперничества , гормоны 3) и далее освобождение поля деятельности Мотивация ? духовность, поиски себя , поиски правильного места и т.д. и т.п. – следует ли уделять ей внимание , может зреть в корень то есть на результат . На фоне гормонального удара , это не мотивация – это последствия , которые отпадут как только гормональная чаша будет испита до дна. Следует ли перейти к медикаментам ? не дают они стабильного результата , возможно какая-то фармакологическая составляющая до сих пор остается не изученной , а возможно успех из пробирки не имеет главной черты - индивидуальности , для эффективного действия – это должен быть твой коктейль , не усредненный. Получиться ли «уговорить» себя , что это был вовсе не проигрыш Или надо уговаривать мозжечок ? Дык он разговаривать не умеет. Хватит ли ему ритуала , символа - ну там меч вручить, корону. Или надо через обезьяну? Естественная история власти В.Р. Дольник Седой самец постоянно напоминает о своем ранге, заставляя подчиненных уступать ему пищу, удобные места и оказывать другие знаки почтени Главный символ превосходства у приматов, как и у многих других млекопитающих и птиц,- это зрительно возвысить себя над остальными, занять высокое место и не допускать на возвышение остальных. Троны, престолы, президиумы, трибуны — дань этой древней программе. У подчиненной же особи по отношению к доминанту есть программа, обеспечивающая четыре варианта ощущений. Самый резкий из них — безысходная ненависть. Следующий вариант — чистый страх. С такими ощущениями жить очень тяжело. Многое меняется при третьем варианте: особь принимает поведение доминанта как должное и быстро, без всплеска эмоций, выдает точно отмеренную дозу умиротворяющего поведения. А четвертый вариант вообще поразительный. Из-за неосознаваемого страха перед «старшим по званию» особь по своей инициативе проявляет к нему все возможные формы умиротворения и подчинения. А добровольное выражение такого поведения — это не что иное, как любовь. Любовь к доминанту может быть невероятно сильной и ослепляющей, то есть скрывающей его недостатки и преувеличивающей его достоинства. Вспомните, как любит вас ваша собака. У каждого из нас эмоциональный отклик на превосходящих людей принимает один из этих вариантов. Весь набор чувств может вызвать один и тот же человек (это, конечно, очень тяжелый случай). Кто такой доминант в схеме данных отношений - победитель ! И кажется никуда не денешься , пока не разберешься с ним . И появление песочного человека тогда совершенно обосновано в сновидении. Внушающий страх. И не разобрав , не демонтировав эту фигуру ничего не решить в области неудачи и депрессии. Самый конечно лучший вариант – это третий , собственно его и демонстрируют чешские строители и модель «европейского кропотливого труда» - отсутствие конфликта с доминатом /мужской фигурой власти/отцом, никто не чувствует себя «опущенным». Вся канитель строится вокруг этой «опущенности» трудом., вернее трудовыми отношениями.
Типы групповой структуры у приматов:

1. Одиночные животные. У половозрелых самок и самцов центры активности раздельные. Материнская семья, состоящая из самки и детеныша. Наблюдается у некоторых лемуров и лори и у руконожки айе-айе.
2. Семья с двумя родителями. Такая семейная группа состоит из самки, самца и детенышей. Наблюдается у одного вида мохнатых индри, у некоторых мармозеток, обезьян Нового Света и гиббонов.
3. Стадо с одним самцом. Стадо состоит из нескольких материнских семей и одного половозрелого самца, поддерживающего контакт со всеми семьями. Самец относится очень враждебно к другим половозрелым или созревающим самцам. Такие стада наблюдаются у некоторых обезьян Нового Света (в том числе у ревунов) и у обезьян Старого Света (в том числе у гамадрилов и гелад).
4. Стадо со многими самцами разного возраста. Сплочённая группа, состоящая из нескольких самок, нескольких самцов и детенышей. Самцы проявляют друг к другу некоторую терпимость. Это делает возможным сосуществование нескольких самцов разного возраста (обычно молодых) между которыми устанавливается иерархия в соответствии с их возрастом. Наблюдается у некоторых обезьян Нового Света (в том числе опять-таки у ревунов), у низших узконосых обезьян (в том числе у макак) и у гориллы.
5. Истинное многосамцовое стадо. Группа, подобная группе 4, но самцы относятся друг к другу гораздо терпимее, что делает возможным сосуществование нескольких половозрелых самцов. Отношения между самцами носят характер кодоминантности и кооперации, благодаря которым в стаде создаётся система гибкой олигархии. Наблюдается у одного вида лемуров, одного вида мохнатых индри, у некоторых узконосых обезьян (в том числе у павианов и макак) и у шимпанзе.

Верн Грант
Эволюционный процесс

А что касается песочницы, Дедушка, когда его накрыл кризис середины жизни и энантиодромия нехилая попёрла, проводил чуть ли не всё свободное от анализа время в песочнице. "И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное... (Мф. 18:3)"
по поводу обезьян - я видел подробную передачу о том как низкоранговые приматы умудрялись сообща отвлечь Главного от своей второй половины. самка демонстрирует им готовность. они устраивают кавардак. главный бежит наводить порядок. и в это время всё решается. так происходит из поколения в поколение. у них фишка в том что нельзя забрать чей то банан, тем более из рук.
Интересно было прочитать про побочный эффект депрессии и животных.)


А почему любой член российского общества бессознательно воспроизводит паттерны поведения русского крестьянина? Потому что остался весь генофонд "крестьянства", остальных уничтожили в революцию и 30-е годы. А потом такой упадок закрепился психологически в коллективном бессознательном - быть хозяином, богатым, владельцем опасно - их уничтожили. Отсюда и лень - от безнадежности. И так нет культуры и опыта работать на себя, что бы придумать себе что-нибудь, быть рачительным владельцем и хозяином... Плюс такой психологический комплекс.  И когда большинство таких, то и хозяйство в упадке. Это добаляет некомфортность в существовании, усиливает безнадежность и закрепляет лень в людях. Frown 


 Про сон, к сожалению, ничего добавить не могу.)
_________
Мне никто ничего не должен.)
5. Истинное многосамцовое стадо. Группа, подобная группе 4, но самцы относятся друг к другу гораздо терпимее, что делает возможным сосуществование нескольких половозрелых самцов. Отношения между самцами носят характер кодоминантности и кооперации, благодаря которым в стаде создаётся система гибкой олигархии. Наблюдается у одного вида лемуров, одного вида мохнатых индри, у некоторых узконосых обезьян (в том числе у павианов и макак) и у шимпанзе. ==== Хм.... Ранние гоминиды не умели охотиться на крупных животных. Последние исследования показали, что они занимались собирательством, ловлей мелких животных, а также разыскивали и поедали трупы. Так что, хотя они и имели под рукой заостренный камень, убить им хищника в одиночку, скорее всего, не могли. Это были некрупные, от природы слабо вооруженные существа, к тому же бегавшие медленно (даже в сравнении с макакой и павианом), очень неверткие и вдобавок неспособные быстро вскарабкаться по стволу дерева. Они были беззащитнее шимпанзе, не говоря уж о гориллах. А жили в саванне, самой опасной для приматов среде….. В то же время очень сильная по зоологическим меркам агрессивность человека, его очень высокая (даже по сравнению с обезьянами) сексуальность, чувство ревности, приводящее даже к убийству соперника, и, наконец, потребность мужчин с детства до старости бороться за свой иерархический ранг — все это для этологов бесспорное свидетельство того, что становым хребтом стада древних гоминид была жесткая иерархическая пирамида, образованная половозрелыми самцам….. наши мелкие, стройные, мелкозубые предки были плохо вооружены, все взрослые самцы им были нужны для коллективной защиты самок и потомства. С той же проблемой столкнулись в саванне предки нескольких видов макак и собакоголовых Собакоголовые обезьяны могут образовывать сложно организованное большое стадо. У них борьба за иерархический ранг, а с ним — и за обладание самками, составляет едва ли не самое главное в жизни самца. Борьба эта ведется сурово, с драками, а проигрыш в ней означает постоянное унижение, страх, необходимость отдавать доминантам лакомые куски. Занимающие низкий ранг павианы находятся в стрессе, чаще заболевают, меньше живут. Когда читаешь работы, описывающие все ухищрения, к которым они прибегают для того, чтобы изводить друг друга, временами тошно становится. Обитающие в африканской саванне павианы анубисы «открыли» вот что: более агрессивного и сильного самца можно понизить в ранге, если найти для этого дела союзника, такого же слабоватого, как ты сам. Если удастся создать союз из нескольких самцов, можно посягнуть на вышестоящую особь. У молодых самцов эти союзы непрочны, потому что их члены все время предают друг друга, особенно когда дело доходит до драки. Образование пирамиды по возрастному признаку, без всякого сомнения, свойственно человеку. В традиционных обществах возрастная иерархия соблюдается очень строго. Но и образование союза подчиненных с целью свержения доминанта — тоже дело обычное, известное от седой древности до наших дней. У людей эти союзы тоже неустойчивы, сравнительно легко разрушаемы. Предательство вчерашнего союзника — норма поведения политиков на вершине сидят несколько патриархов. Их отношения дружескими не назовешь, доверия тоже не видно, но и враждебности нет. Когда-то в юности они долго и упорно боролись за доминирование в своей возрастной группе и давно уже установили, что друг другу ни за что не уступят. Образовав союз, они коллективно боролись за каждую иерархическую ступень в стаде. Их менее настырные и хуже организованные сверстники давно погибли, в том числе и от стресса. И вот они наверху. Их осталось мало и будет все меньше. Теперь главная забота на всю оставшуюся жизнь — сдерживать напор субдоминантов, более многочисленных, постепенно набирающих силу и все более решительно пытающихся занять верхнюю ступень пирамиды. Ни одному из стариков в одиночку не удержать своего положения, и они удерживают его совместно. Групповое доминирование старших по возрасту этологи называют геронтократией — властью стариков. Геронтократия часто формируется и у людей. некоторым удавалось сохранять власть, даже будучи в состоянии старческого маразма. В традиционных обществах общепризнанная и облагороженная законами и предписаниями власть старшей возрастной группы — всех этих советов старейшин, геронтов, сенаторов — зачастую оказывалась вполне приемлемой для рядовых членов. Достигнув вершины власти, павиан не облегчает себе жизнь. Ему все время кажется, что в стаде нет должного порядка. Сидя на возвышении, он грозно хмурит брови то на одну обезьяну, то на другую. Время от времени приходится грозить кулаком, стучать себя в грудь, скалить зубы, похлопывать себя по гениталиям, подзывать то одного, то другого самца и заставлять принять какую-либо из поз подчинения: опустить голову, пасть ниц, встать в унизительную для самца самочью позу при спаривании. Если кто-то выкопал что-то вкусное или нашел что-то интересное,- потребовать себе. Геронты считают самок своей собственностью и не могут допустить, чтобы они спаривались с самцами низших рангов, но самки себе на уме, и следить за ними нелегко. У иерарха нет ни гнезда, ни имущества. Три предмета постоянно заботят его: сохранение и приращение территории стада, удержание самок и власть. присмотримся к стаду макаков, обезьян помельче и слабо вооруженных. Они тоже много времени проводят на открытых местах и образуют менее четко организованное, но более многочисленное стадо. Борьба за доминирование много значит в жизни самцов макаков, но ведется не столь жестоко. Их доминанты не нуждаются в союзе, потому что у макаков есть одна очень гнусная инстинктивная программа (встречающаяся у некоторых других стайных животных, например у собак). Стоит доминанту начать наказывать одного из подчиненных, как другие спешат ему помочь: кричат, кидаются в наказываемого калом, норовят ткнуть чем-нибудь сами. Этологи разобрались, как возникает такое поведение. Это переадресованная агрессия, накопившаяся в страхе перед доминантом. Она, по обычному иерархическому принципу, переносится на того, кто слабее. А таким во время наказания выглядит наказуемый! На это способны все макаки, но особенно «подонки», занимающие дно пирамиды,- ведь они боятся всех и обычно могут переадресовывать агрессию лишь неживым предметам, а в этом мало радости. И вдруг наказуемый оказывается как бы ниже дна, слабее их, его можно безнаказанно ударить. Интересно, что самки, обычно в самцовые иерархические игры не играющие (их ранг ниже ранга любого самца), в это дело не только втягиваются, но и действуют усерднее самцов. Этот простой механизм позволяет доминанту без особого риска для себя подавлять нижестоящих. Стоит только начать, а дальше стадо докончит. Согласитесь, что сходная программа срабатывает и у нас. У людей эта программа многолика. Проработка на собрании. Выговор в приказе. Показательный процесс. Публичная казнь. Толпа может побить осужденного камнями, требовать его смерти, а если ей выдать человека, только что занимавшего высокий пост,- буквально разорвать на куски. Человек отличается от макака и еще одной тонкостью: если самец обезьяны никак не поощряет тех, кто срывает на наказуемом свою агрессивность, то человек самых активных может выделить, приблизить и возвысить. Так образуется самая страшная структура — иерарх в окружении подонков. В стихийно образующихся бандах подростков это обычное дело: сильный предводитель, вокруг него несколько гнусных и жалких подпевал, а ниже — значительно более сильные парни. Сопоставляя врожденные программы поведения, проявляющиеся у человека, с поведением стадных приматов, мы можем в общих чертах реконструировать построение стада у предков человека. Несомненно, что в основе своей оно имело мужскую иерархию. Иерархическая пирамида самцов формировалась в первую очередь по возрасту. Внутри каждой возрастной группы самцы боролись за свой иерархический ранг как в одиночку, так и объединяясь в неустойчивые союзы. Если союз получался достаточно прочным, он пытался свергнуть самцов более высокого уровня в пирамиде. При удаче союз пробивался на вершину, и возникала геронтократия. Если на вершину прорывался один выдающийся по агрессивности самец, образовывалась автократия. Автократа окружали «шестерки» — особи с невысокими личными возможностями, но услужливые, коварные и жестокие. Иерархи все время подавляли субдоминантов. Те немедленно переадресовывали агрессию подчиненным, они в свою очередь — тем, кто ниже… И так до дна пирамиды. Стадо, особенно его подавленная часть, поддерживало автократа и геронтов, когда те наказывали кого-нибудь, особенно субдоминантов. У историка и этолога восприятие мощных автократических и тоталитарных государств прошлого и настоящего противоположно. Для историка эти многоступенчатые иерархические образования — достижения разума, блестящей организации, гениальных царей и полководцев. Они возвышаются над организацией прочих племен и народов, как египетские пирамиды — над барханами песка. Для этолога — это примитивные самообразующиеся структуры, просто разросшиеся до гигантских размеров. Их построили не гении, а «паханы». В силу инстинктивных программ люди самособираются в иерархические пирамиды, это почти так же неизбежно, как образование кристаллов. Если будет задействован весь ряд иерархических программ, люди могут образовать огромную по масштабам, но примитивную по устройству структуру соподчинения — авторитарную империю. Эта структура совсем не обязательно самая выгодная для каждого человека и всех вместе или самое эффективное и правильное из того, что люди могли бы создать, примени они к тому же еще и разум. Это всего лишь самое простое. С этологической точки зрения, образовать автократическое государство — это не подняться на вершину, что требует верно направленных усилий, а скатиться в воронку, для чего можно либо вообще усилий не применять, либо применять их неверно, барахтаться. Взгляд неожиданный, но продуктивный. «Человек — животное политическое»,- написал когда-то Аристотель, знаток животных и создатель зоологии. Политическое — это полисное, образующее структуру иерархически оформленного поселения, как муравей — животное муравейниковое, озерная чайка — колониальное, медведь — территориальное, а аист — семейное А додумались они (И Кант и другие немецкие философы) до «органической теории». Государство и право, согласно ей, создаются не на основе человеческого опыта и рассудочной деятельности людей, а как некий надорганизм, сотворенный Богом. Оно имеет пирамидальную структуру во главе с монархом, желательно просвещенным и обязательно абсолютным по власти. В этой теории для этологов примечательно одно: смутное осознание того, что принципы, по которым собирается пирамида, и характер действий людей (их мораль, этика, право) людьми не придуманы, а заданы во многом как бы изначально. Кем? Кант думал, что Богом, а этологи — что инстинктивными программами
«Человек — животное политическое», .-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-. Самая дикая и абсурдная идентификация. Благодаря ей любые усилия психологов высочайшего ранга обречены на провал! ЧЕЛОВЕК - полное отображение МИРА, со всем его содержимым. Только человек обладает СВОБОДОЙ ВЫБОРА! Может кто-нибудь знает о сайте, созданным каким-нибудь орангутангом? Вот Владимир имеет свой сайт, захочет и уйдет с Юнгланда, не захочет, не уйдет! Потому-что Владимир замечательный ЧЕЛОВЕК, талантливая и неординарная личность, да притом и скромный. Лиса, ради ясности намерений и целей, ответьте, пожалуйста, для чего ваше сообщение? Это что-то типа "бунт на корабле"?
желание разобраться . не нарвятся древние греки :))
боюсь нафлудить - могут подвергнуть экзекуции. но всё таки. возможно всё таки ключь к решению кроется в различении этих понятий: Психея, Анима, Душа? Мифология и Славянские Сказки - в чём разница?
может быть может быть человек в песочнице - конечно геронт ..., при валсти , при возрасте...

он хоть и геронт, при валсти , при возрасте...
но дальше песочницы не ушёл.
дихотомоид.
древние жреки могли разгружать себя в "песочнице" и черпать новые варианты для толполитаризма.
эволюция: сначала у меня было два мнения - сделать, не сделать; нравится, не нравится... потом я развился до Расколотого Я - я, не я...
Я очень много уделила внимания социальной структуры , иерарху , потому как было интересно нарисовать потрет победителя. Каков он в общественной …. И личной жизни :)) Из той же работы Дольника « Естественная история власти» / Единственная радость у стариков-павианов — это дети среднего возраста. Пока павиан поднимался вверх по иерархической лестнице, они его не интересовали (разве что иногда поиграет с младшими детьми своей матери). Но теперь в нем пробудилась врожденная программа учить их жизни. Окруженный восторженно взирающими на него детенышами (такой страшный для всех и такой добрый для них!), он показывает, как рыться в земле, раздирать гнилые пни, переворачивать камни, раскалывать орехи, докапываться до воды и делать многое другое, чему его учили в детстве и что постиг сам за долгую и удачную жизнь. У каждого павианыша есть три врожденные программы — на доминантного самца с седой гривой: «так выглядит тот, кому следует подчиняться», «так выглядит твой отец» и «учись у того, кто так выглядит». Иными словами, это Вождь, Отец и Учитель. / Несомненно «ОТЕЦ» , а в будущем анимус у женщины ) Вот и песочница , в которой роется он с удовольствием и хочет меня «научить» … / У подчиненной же особи по отношению к доминанту есть программа, обеспечивающая четыре варианта ощущений. Самый резкий из них — безысходная ненависть. Следующий вариант — чистый страх. С такими ощущениями жить очень тяжело. Многое меняется при третьем варианте: особь принимает поведение доминанта как должное и быстро, без всплеска эмоций, выдает точно отмеренную дозу умиротворяющего поведения. А четвертый вариант вообще поразительный. Из-за неосознаваемого страха перед «старшим по званию» особь по своей инициативе проявляет к нему все возможные формы умиротворения и подчинения. А добровольное выражение такого поведения — это не что иное, как любовь. Любовь к доминанту может быть невероятно сильной и ослепляющей, то есть скрывающей его недостатки и преувеличивающей его достоинства. Иерархов любили самки, дети и самцы низких рангов. Если вам показалось, что это было общество несчастных, вы заблуждаетесь: довольных — большинство. В том, что тирания преобразует страх перед ней в любовь, первыми разобрались древние греки. И поняли, что самому полису (древнему городу-государству) почти невозможно вырваться из ловушки тирании. Греки нашли простой способ лечить от нее. Как заведется в каком-нибудь городе тиран, так остальные города собираются вместе, берут штурмом цитадель тирании и избавляют ее жителей. Эта технология «смерть тиранам» оказалась действенной./ Что ж добро пожаловать в песочницу …Взаимная любовь с доминантом , его внимание , защита , забота …отцовская… чем больше я его люблю – значит не просто боюсь , а боюсь до ….вытеснения…Куда? …глупый вопрос…. в тень….в проекцию. А способен ли он к заботе , есть ли естественные зачатки этой заботы , способности делится. / Этологи проделали с обезьянами много опытов по выяснению материальных отношений. Вот один из них. Если обучить содержащихся в загоне павианов пользоваться запирающимся сундуком, они сразу соображают, как удобно в нем хранить пожитки. Теперь, если доминанта снабдить сундуком, он только копит отнятое добро, ничего не раздавая. Если все получат по сундуку, доминант все сундуки сконцентрирует у себя. Второй опыт: обезьян обучили, качая определенное время рычаг, зарабатывать жетон, на который можно в автомате купить то, что выставлено за стеклом. Общество сразу расслоилось: одни зарабатывали жетон, другие попрошайничали у автомата, а доминанты грабили, причем быстро сообразили, что жетоны, которые можно хранить за щекой, отнимать выгоднее, чем купленные тружеником продукты. Труженики сначала распались на два типа: одни работали впрок и копили жетоны, тратя их экономно, а другие как зарабатывают жетон, так сразу и проедают. Спустя некоторое время труженики-накопители, которых грабили доминанты, отчаялись и тоже стали работать ровно на один жетон и тут же его тратить. Эти и многие другие исследования показали, что на основе своих инстинктивных программ приматы коммунизма не строят Они строят всегда одно и то же — «реальный социализм». В прошлом веке, когда о жизни обезьян почти ничего не знали, сообщения о том, что они делятся пищей, привели в умиление некоторых мыслителей. Еще бы! Стоит развить эту милую привычку дальше — и получишь общество справедливого распределения у предков человека. И в нашем веке некоторые умоляли зоологов: найдите, найдите «зачатки», они так нужны для фундамента Верного Учения. Раз оно их предсказывает, должны быть! Но все напрасно. Не нашли. Зато выяснили другое. Иерархи стадных обезьян никогда не делятся с другими самцами тем, что добыли сами, своим трудом. Они раздают отнятое у других, причем то, что оказалось не нужным самим. При кочевом образе жизни все, что не смог сожрать и спрятать за щеку, приходится или бросать, или «распределять». Одаривают «шестерок» и самых униженных попрошаек, зачастую по нескольку раз вручая подачку и тут же отбирая. Эта процедура — не забота о ближнем, а еще один способ дать другим почувствовать свое иерархическое превосходство./ Основная наша претензия к власть предержащим «не думают о благе общества» , основная претензия к мужу : я тебе всю жизнь отдала , а ты ( в смысле взял, а отдачи нет)» Ну дык и не должно быть… У медали две стороны : часть первая - отнимание , часть вторая - распределение. Если ты сориентирован на вторую часть , как на заботу/защиту/любовь - то в первом акте марлезонского балета закрываешь глаза :)). Вытесняя данное действие отца/анимуса вслед за страхом , проецируя его на мир ( он жесток), и лучшее средство избавиться от дракона , завести своего дракона.
лучшее средство избавиться от дракона , завести своего дракона. ------------------------------ а не индивидуация ли это?
не думаю скорее еще один круг зависимости и...одержимости одержимости ...отношениями с ОТЦОМ На всех уровнях, если проблема есть она найдет как релазовать себя. Это бесконечные поиски любви и ...бесконечные " ах, нет, он меня не любит" , любит /не любит любит/не любит - собственно это одно и тоже , это отношения, еще и еше раз пройти через состояние счастья когда он такой большой/страшный/добрый гладит тебя по головке, но ...взрослые могут попасть в этот "волшебный мир" только ...пригнувшись. То есть став неудачником/лузером - других геронт не выносит. То есть в этом болоте можно очень долго получать удовольствие.
А, зачем избавляться от дракона? Лучше с ним подружиться. :) Банджорно, дебаркадер не соединяет берега. Он лишь принимает речные суда, что идут в свою сторону по фарватеру. -------------------------------------------------------------- А без навозу, никак.
не не по вкусу и зачем ? если этот путь уже проходили , результат подтверждается Сказка есть про такую "дружбу" у евгения шварца :)) то есть ваше предложение такое : как бы сделать его "ручным", подружиться :) Пусть других ест, а меня не трогает , тогда в песочницу, пока будешь лепить куличики - не тронет :)) И что такое " он меня оберегает" на практике , то есть "ест других" , как выразится в реальности - как хорошая мощная тень, которая будет "есть" других :)) Подходит? Мне кажется нет варианта - кроме отказа от сладкого :)) Сладкого состояния инфальтильности.
Я, несколько о другом, возможно не в тему. Дракон это часть личного пространства, который не осознается как свое. Его нужно сделать своим. Джонсон об этом пишет в "Он". -------------------------------------------------------------- А без навозу, никак.
Нет мы об одном и том же . Дракон - фигура родительская. Сражение с драконом - часть процесса взросления. Мне было интересно на сколько мы ...не отдаем себе отчета (не осознаем)...каковы основы отношения с отцом/мужем. из чего все это произростает ... Говорить и "человеческих" отцах/мужах честно и "разумно" :)) мы не можем ...мигом включается "поэтизация" - в данном случае как защитный механизм . Говорить о мире приматов мы можем...почти спокойно.
боюсь ошибиться, но дракон сам принимает решение - кому "покориться" а кому нет, и на каких условиях; он не муха. скажем так - "убеждать" он умеет.
может лучше без него ...? то покорится , то не покорится как здорово всплывают основные патерны поведения а именно: ОТЦУ надо нравиться , нужно его благо...расположение а то и тебе саданут ...как чужому/не родному :)) Не зли ЕГО. это особенно хорошо проговорили и прописали в тематике женской - инверсия доминантности ( Прикинься пуськой , влюби его в себя , очаруй его ) хоть какая-то хлипенькая иллюзия , что не стукнет ...
Это бесконечные поиски любви и ...бесконечные " ах, нет, он меня не любит" , любит /не любит
любит/не любит - собственно это одно и тоже , это отношения, еще и еше раз пройти через состояние счастья когда он такой большой/страшный/добрый гладит тебя по головке, но ...взрослые могут попасть в этот "волшебный мир" только ...пригнувшись. То есть став неудачником/лузером - других геронт не выносит.


Чувствую, что это не так. Мне кажется, это какая-то защита автора темы.)

Из той оперы же, когда ласковое обращение из симпатии воспринялось как унижение.

На мой взгляд, там и там произошел какой-то подмен понятий в связи с какой-то психотравмой.

_________
Мне никто ничего не должен.)
да как же без него то? ведь он сам приходит. это его мир, его условия. он не диктатор. после "интеграции" возможны варианты. эх, батя, батя... что ж ты такой... какой то... родной, что ли...
как без него ? ну как ... как а зачем вам батя в ваши годы? зачем вам "надежда" на заботу государства ? направленность деятельности на "высокую оценку личного вклада в дела фирмы"? нет ...чем все это заканчивается мы знаем :)) хорошим бздиньком по голове. Тогда за чем ? в чем полезность этой иллюзии? пилюлька от тревожности . Проигрыш рангового поединка обходится дорого. выигрыш приности дивиденды. но выигрывать всегда невозможно. и даже выигрыш возможен при одном условии - поглощенности, охваченности этим действием. без одержимости никак. Если ты относишься к этому "несерьезно" то у тебя не будет ни побед , ни поражений ... а что будет ? Скукота:))
о какой иллюзии речь идёт?
а зачем вам батя в ваши годы? зачем вам "надежда" на заботу государства ? направленность деятельности на "высокую оценку личного вклада в дела фирмы"? ==== иллюзии присутствия заботливого отца а какой-либо форме, бсс присутсвие дракона ли , "неправильной " отцовской любви в семье ли , заморачивание на тему правильности/неправильности правительства ли , оцененности/недооцененности на работе ли То есть он все же есть . И либо хорошо заботится, либо надо ему высказать претензии, что бы хорошо заботился . Но по любому он есть. Особенно мне наравится показательность "пенсионных иллюзий" , вроде отчеты пенсионного фонда читали да же сделали вывод что наше поколение пенсии не получит ... и все же ... на прямой вопрос к самому себе , ответ звучит так : да ну не может быть что бы МНЕ...не дали.( то есть позаботятся обо мне ) ну хоть какую-то дадут же...
я так думаю: толполитари построены на Расколотом Я (Кто Я). архетипический фрагмент воспринимается как "Я", его остаток "не Я" (Я и Другой). Драконовская схема: Дракон не есть сегмент Архетипа. Драконы, они разные, но они полноценны (целостны; индивидуальны). появление одного дракоши провоцирует их появление в других. драконы начинают просыпаться. похоже это и происходит на сайте. как приспать дракона?
вы хотите сказать тоталитарности ? или толполитарности - от слова толпа
очевидно тоталитарь появляется только в толпе. вся толпа создаёт дракона и персонифицирует его в ком то. а далее - цепная реакция.
Очень интересная тема. Лиза, спасибо, что подняли. Не поняла 2 момента. 1. Дракон, насколько я знаю, материнский символ. Как это связано с отцом? 2. Если речь идет об эдиповом комплексе, то при правильном развитие, поединок сына с отцом должен быть проигран сыном. почему в данном случае все наоборот? _______
Nobody is perfect

он говорит: - К ногтю!
а я говорю: - Ноготь сломаешь!