Можно ли говорить, что невроз является источником творчества?
Автор: Aspirina, дата: ср, 30/08/2006
Думаю, что невроз может подпитывать творчество, а временами очень сильно питать его, но можно ли говорить, что невроз является источником творчества? Я не утверждаю ничего, я спрашиваю И разве в творчестве нет Божественного, может твочество-то как раз от божественного и проистекает (от Бога-творца)?.»По большому счету, конечно, всё от Бога и во всём присутствие Бога. Только одно дело понять это умозрительно и совсем другое – жить и творить пребывая в этом ощущении. Все мы что-то творим, но не от всех наших творений у другого вдруг замирает сердце и захватывает дух. Чем больше мы приблизимся к нашему центру в процессе творчества, тем больше шансов найти отзвук в центре другого... хотя другого в тот момент уже просто не существует.В большинстве случаев, мне кажется, источником творчества является именно невроз. Потребность высказаться (движением, цветом, звуком и т.д.) может возникнуть от элементарной нехватки эмоционального внимания, например, к ребенку в детстве. Ребенка приучили молчать и не замечать его чувств и потребностей, но они, эти чувства и потребности, никуда от этого не деваются, а просто подавляются. Но приходит время и они ищут выхода. Обязательно ли они найдут своё воплощение в произведении искусства? Конечно, нет. Вот эту разницу я и хотела отметить. »О биографических данных - а они есть в природе-то, достоверные? У меня уже давно впечатление, что все биографии - это мифы, в той или иной степени...»Часто и не нужно знать ничего из биографии. Степень искренности (пережитости описаноого) произведения чувствуется из самого произведения. Биографическими данными я интересуюсь, как правило, уже потом... иногда просто, чтоб подтвердить мои догадки, а иногда узнать ЧЕРЕЗ ЧТО пришлось пройти создателю, чтоб прийти к ЭТОМУ знанию.
Здравствуйте!
Хотела бы поделиться: психоанализ - это метод, способ... лечения неврозов. Когда я писала в институте диплом посвященный проблемам бессознательного, то пришла к выводу о том, что интерес к этой проблеме вызван именно состоянием невроза. Хотелось понять почему я так чувствую. Было невероятно что материал, с которым ты работаешь настолько близок тебе и понятен. Такое напряжение давало почему-то много сил, в то время, когда ты мог ни спать, ни есть. По сути я примеряла терапию психоанализа на себя.
Сегодня (после учебы) я работаю в сфере, которая не требует того, что я умею, и чем бы хотела заниаматься, на этой почве чувствую подступ очередного внутреннего конфликта. Теперь даже не знаю, либо ложиться в клинику, либо снова заниматься научной работой.
На счет клиники, тут я погорячилась.
Да, Асприна, мы говорили об одном и том же.
Слагаются стихи навзрыд".
Абсолютно согласен с тем, что невроз может быть источником творческой энергии.
Яркий пример - картини Гигера.
Например вот: http://www.giger.com/Gifts/Calendar2007.jsp
Что скажете?
admin! Но почему вы считаете, что это невроз? Тут по-моему совем другие психические заболевания - например, шизофрения... А если учесть фото вверху, то тут вообще понятно, откуда все берется. Нет дыма без огня, как говорится.
Karais, а тут я даже заболевания-то толком не вижу... Глубоко символичные и глубокие картины!
Пока не впечатлили. Мне кажется, что стит искать проявления невроза в повторяющихся, навязчивых картинах, но близких к миру обыденности.
Конечно символичные, это же самые глубины бессознательного :)
Хотя я, прочитав сведения о жизни Гигера, должен с Вами согласиться. Это поразительно, но похоже его сознание вполне принимало то, что шло из БСС.
Ссылки на материалы, более или менее близкие к данной теме.
Поброка статей на тему "болезнь и творчество"
В. РУДНЕВ "ПСИХОТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС"
Статья Гессе "Психология недоучек"
"Cymbaline, примеров очень много, от Ницше до Паганини."
Ну я бы не стала так утрировать и приравнивать их творчество к результату невроза (в клиническом его понимании). Они-то как раз имели доступ к духовным сферам сознания НЕСМОТРЯ на свои неврозы. Давайте договоримся о каких неврозах идет речь. Лично я под неврозом понимаю дисгармонию и отсутствие контакта между сознательным Я и своим внутренним голосом (Самостью). Прежде чем встретиться с этой самой Самостью, человеку необходимо своеобразное очищение на разных уровнях сознания: витальном, психическом, интеллектуальном и духовном. У всех у нас существуют заторы в той или иной сфере. Но кто-то застревает на одном уровне, а кто-то прорывается НЕСМОТРЯ ни на что. Эти прорывы, как мне кажется, обладают трансформирующим свойством. Никогда не знаешь, где и когда он тебя настигнет. Разумеется, тот кто ищет, прилагает усилия, рискует в конце концов, имеет больше шансов приблизиться к своей Самости, нежели тот, кто ничего не делает. Поэтому для меня любое творчество ценно: будь-то рисование в целях терапии или творчество Гения. Единственная разница, что творчество Гения обладает способностью трансформировать не только Гения, но и всё остальное чувствительное человечество :)
На мой взгляд, не важно «дифференцирование случаев творчества благодаря или вопреки неврозу». Очевидно, что творческий акт всегда "нуждается" в той или иной степени в состоянии измененного сознания, которое чаще всего мы не можем диагнозцировать как невроз или психоз.
У меня был пациент, юноша, который испытывал серьезные затруднения в общении с противоположным полом (банальный случай). По началу терапия не складывалась. Из раза в раз он пересказывал мне один и тот же рассказ, в котором основным действующим лицом была его истерическая мама, которая давно уже все решила за сына: как ему жить, что ему кушать, во что одеваться и.т.д.
И вот однажды он принес сновидение, где он выступал перед большой аудиторией (заметьте) женщин со своими стихами. При анализе сновидения, он признался, что в детстве сочинял стихи. Я попросил его принести их на следующую сессию. Преодолевая свое смущение, он, запинаясь на каждом слове, прочитал мне их, ожидая моей критики. Стихи на мой вкус оказались по форме достаточно «сырыми», но в них звучали настоящие чувства! Я промолчал, и мы не возвращались к этому эпизоду достаточно долго. И каково же было мое удивление, когда спустя несколько месяцев он положил на стол довольно объемную тетрадь с новыми стихами и иллюстрациями к ним (кстати сказать, он оказался неплохим рисовальщиком). После этого терапия пошла гораздо «веселее». А еще через несколько месяцев он встретил хорошую девушку, чем-то напоминающую ту, которую он зарисовывал и описывал в своих стихах. Невротический конфликт был преодолен, явно не без помощи творчества. Я понял, что каждый творческий акт нуждается в творческом МУЖЕСТВЕ, именно в том психическом качестве которое в юноше было, но по известным причинам не могло проявиться до поры до времени. Творческое воображение действительно стало исцеляющим фактором, и вымысел стал исцеляющей реальностью, шагом к мужественности. Я не хочу сказать, что описанный случай является парадигмой преодоления невротического конфликта, но целительное «волшебное» свойство творчества в приведенном случае трудно переоценить.
Владимир, а может быть его творчество стало возможным благодаря вашему вниманию, пониманию, вашему принятию его? Может быть для рождения мужества, которое порождает творчество нужно некое условие, например, в виде кого-то, кто готов воспринимать его, слушать, ценить?
Сегодня разговаривала с коллегой и она сказала, что на ее взгляд исцеляет в первую очередь хороший контакт, а уже потом интерпретации и осознание. Другая коллега, которая уже 5 лет в терапии у одного из лучших аналитиков Москвы говорила мне, что по ее мнению исцеляет то, что она описала словами из какой-то песни (или стихотворения) "оголенная душа с оголенной душой говорит". Я согласна с ними - без некой базы в виде доверия, привязанности, понимания, принятия, эмпатии, все другие способы, будь то творчество или блестящие интерпретации не сработают. Все это уже налагается на ту самую базу.
Но, с другой стороны, одной этой базы тоже не достаточно. Хорошие слова - исцеляет любовь и правда. Чего-то одного не достаточно. Но я последнее время склоняюсь к тому, что для поисков правды снала нужно заручиться любовью, потому что без нее поиск правды может быть очень болезненным.
"конечно мы любим не просто так. Конечно ждем вознаграждения, но мы его и получаем испытывая всю гамму чувств связанных с любовью, в том числе и горечь разочарования и чувство беспомощности. Было бы наивно ждать от любви только приятное. "
Владимир,
да, но ведь я говорю про то, что истинная любовь вообще ничего не ждет: ни приятного, ни неприятного. Всё остальное от лукавого и от Эго. Куда же нам без него :)
А по поводу разочарования Эго и его проекций на «неблагодарного», возможно это так, но я же говорю о Душе, о своей душе.
Я понимаю, что когда любишь, нет своего и чужого.
Вот и я об этом.
Сейчас я прихожу к мысли, что исцеляет не знания, и даже не любовь к профессии, а любовь к человеческой душе. Но, честно признаюсь, не знаю как эта любовь приходит, зарождается, и по каким причинам она вдруг молча изчезает оставляя после своего ухода горечь разочарования и чувсто беспомощности."
И это нормально - разочарования и боль, ожидания взаимности, ревность, злость или опустошение. Все эти чувства - нормальные проявления жизни души. Если бы мы только любили и жили бы только "добром и светом", мы были бы не людьми, а ангелами.
Насчет мысли о том, что в любви нет границ (нет своего и чужого), от этого, как раз и могут проистекать многие проблемы. Если есть границы, можно уйти на время в свое пространство и потом выйти опять к любимому. Если это симбиоз -"нет своего и чужого", вот тут-то и начинаются сверхпретензии друг к другу и лишение друг друга свободы, автонномии.
С клиентами это может быть от того, что терапевты бывают слмшком уверены в том, чем они, клиенты должны стать и как им двигаться дальше. Это - претензия на учительство или и родительство скорее и не терапевтично, хотя многие коиениты "умоляют" об этом, проецируя на нас образы строгих или добрых родителей.
С этой проекцией можно и нужно поработать, но если принять ее почувствовать власть и силу над клиентом, то все - .... тупик.
Разочарование может возникать от того, что клиент "не слушается" или " сам себе вредит" или "сопротивляется", в этом случае хорошо поискать в себе те кнопки, которые запускают раздражение и разочарование. Без супервизора порой не разобраться...
Аспирина: «Часто и не нужно знать ничего из биографии. Степень искренности (пережитости описанного) произведения чувствуется из самого произведения».
Действительно это так, каким-то непостижимым образом улавливаешь искренность автора, вдруг что-то резонирует в душе от прочитанного. Помимо твоей воли пережитое и описанное автором становится твоим, и тогда, вдруг, приходит осознание того, что «ты» и «он» есть нечто одно целое. И ты не одинок в этом мире, и что другие любят, ненавидят, лгут, страдают, радуются, переживают красоту и безобразие этого мира точно так же как и ты.
Аспирина: «Думаю, что невроз может подпитывать творчество, а временами очень сильно питать его».
Если исходить из понимания невроза, так как его определил Юнг: («Несомненно индивидуальный конфликт пациента проявляется как универсальный конфликт его окружения и эпохи. Таким образом, невроз есть не что иное, как индивидуальная, пусть даже и неудачная, попытка решить универсальную проблему» (я бы добавил – «созидания Души в мире»), то невроз можно представить как крайнюю степень эмоционально – чувственного напряжения души (психического) возникшего из-за ее стремления жить в мире и непринятия ее этим миром. Та творческая искра (искренность), энергетика, рождающаяся из этого накала, по моему убеждению, возникает из-за остророго дефицита душевности в мире, отрицания живой ткани души и ее повсеместного психологизирования. Душа сейчас потеряла ценность, она влачит жалкое существование в психоневрологических клиниках, выплескивается в сантиментальных (извините) соплях за очередной порцией зеленого змия. Непризнание души в мире порождает ужасающих квазипсихических монстров.
Акт творчества – это помощь Духа (энергии бессогнательного) Душе, он приходит, когда она зажатая беспощадной рукой Ананке, становиться жалкой нищенкой Пенией, просящей подаяние на обочинах дорог полисов. От отчаяния Пения рождает Эрос, тот самый всемогущий творческий Эрос, так похожий крыльями на Пегаса. Мы часто видим, как нужда души (ее «невротические» страдания) становится душевной нуждой, (родовым актом) потребностью, любовью творить, рождать себя заново в мире.