"Более неожиданный пример связан с известной каждому христианину традицией празднования Рождества. В этот праздник наружу выплескиваются наши чувства по поводу мифологического рождения ребенка-полубога, даже если мы и не верим в непорочное зачатие Христа или вообще не являемся верующими. Сами того не подозревая, мы сталкиваемся с символикой возрождения. Это отзвук безмерно более древнего празднества солнцестояния, несущего надежду обновления задержавшегося зимнего пейзажа, обычного для северного полушария. Какие бы умудренные мы ни были, нам нравится этот символический праздник, так же как и симпатичная пасхальная традиция красить яйца и дарить подарки от имени кролика, в которой мы с удовольствием участвуем вместе с детьми.
Но понимаем ли мы смысл своих действий в такие праздники, видим ли связь между историей рождения, смерти и воскрешения Христа и народной символикой Пасхи? Обычно нам недосуг даже задуматься о подобных вопросах. Тем не менее, все они взаимосвязаны. Распятие Христа на Страстную Пятницу на первый взгляд кажется вписывающимся в ту же схему символики плодородия, которая прослеживается в обрядах, связанных с Осирисом, Таммузом, Орфеем и Бальдром, то есть тоже "спасителями" своего рода. Они также были божественного или полубожественного происхождения, процветали, погибали и возрождались. Фактически они представляли циклические религии, в которых смерть и возрождение Божества - верховного правителя - были вечно повторяющимся мифом.
Однако с обрядовой точки зрения воскрешение Христа в Пасхальное Воскресенье весьма проигрывает символике циклических религий. Ведь, вознесясь, Христос сразу занимает место одесную Бога-Отца, то есть воскрешение происходит однажды и навсегда. Именно эта законченность христианской концепции воскрешения (идея Последнего Суда отмечена аналогичной завершенностью) отличает христианство от других мифов о богах-правителях. Христианский обряд проводится в связи с юбилеем единожды случившегося события. Это ощущение законченности было, возможно, одной из причин, побудивших ранних христиан, находившихся еще под воздействием дохристианских традиций, включить отдельные элементы более древних ритуалов плодородия в христианские обряды. Верующие нуждались в повторяющемся обещании воскрешения. Как раз это и символизируют пасхальные яйца и кролик."
Джозеф Л. Хендерсон
Древние мифы и современный человек
Предлагаю тем, кому в досуг поговорить о наших традициях празднования таких, без преувеличения, очень значимых праздниках.
Я в свою очередь, в силу незнания, очень заинтересован в традиции, которая нет у нас, а именно "дарить подарки от имени кролика".
Отчего же не вписывается? Очень актуальная тема.
Мифы - это эволюционная биография человечества, базисное содержание коллективного бессознательного.
Очень много заморочек именно оттуда.
Спасибо за ссылку. Теперь понятно, почему у нас нет такой традиции. Католическая Пасха совсем другая, чем православная. Хотя, анекдот про Гете тоже интересен).
По поводу дохристианских традиций. У Потебни Александра Афанасьевича есть такое:
"...языческий праздник, совпавший и слившийся с Рождеством и близкими к нему Христианскими праздниками, был посвящен между прочим, божеству огня - грома, подателю плодородия полей, богатству, покровителя брака, имевшему, вероятно, отношение к смерти. Это божество могло называться Перуном, но могло носить и другое имя - Сварога..."
"О мифическом значении некоторых поверий и обрядов"
"языческий праздник, совпавший и слившийся с Рождеством и близкими к нему Христианскими праздниками"
---------------------
По поводу христианских традиций, уточнение. Праздники Рождества и Крещения (Богоявление) в древности были слиты воедино - Богоявление - позже разделились. Точную ссылку пока не приведу.
"Праздники Рождества и Крещения (Богоявление) в древности были слиты воедино - Богоявление - позже разделились. "
Не совсем понял, почему Рождество и Крещение. Знаю, что легенда такова. Иисус Христос вышел на служение людям. Иоанн Креститель, или Иоанн Предтеча узнал в Иисусе Мессию и сам захотел принять крещение от Мессии.
Церковь называет Крещение Господне праздником Богоявления, потому что при этом событии людям явились три ипостаси Святой Троицы.
Еще в Русской православной церкви существовал такой обычай крестить своих новых членов в навечерие Богоявления, а после литургии совершать крестный ход к водоему, чтобы совершить чин великого освящения вод.
"Праздники Рождества и Крещения (Богоявление) в древности были слиты воедино - Богоявление - позже разделились. "
Не совсем понял, почему Рождество и Крещение.
--------------
т.е. традиция празднования изменилась со временем, если найду в источниках, дополню.
Собственно, есть википедия
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.
Цитаты и ссылки на авторитетные источники нужны только для удовлетворения правилу аргументации в речи и только :). Объемные цитаты плохо воспринимаются.
«В этот праздник наружу выплескиваются наши чувства по поводу мифологического рождения ребенка-полубога, даже если мы и не верим в непорочное зачатие Христа или вообще не являемся верующими. Сами того не подозревая, мы сталкиваемся с символикой возрождения. Это отзвук безмерно более древнего празднества солнцестояния, несущего надежду обновления задержавшегося зимнего пейзажа, обычного для северного полушария.»
Действительно, это так. Христианские праздники заменили собой более древние языческие. Да еще Ильич постарался - сделал григорианский календарь гражданским, тем самым отделив дату 25 декабря, близкого к зимнему солнцестоянию (и Нового Года, следующего по логике за Рождеством) от православного Рождества 7 января. Думаю, Вам это все известно.
Теперь понятно. Изначально даже праздновали три праздника - Рождество, поклонения волхвов и Крещение. Только это Армянская апостольская церковь, видимо, так сохраняла традицию.
"Думаю, Вам это все известно."
Такая путаница с этим календарем. Надо было все это устраивать...
Что я думаю вовсе не так важно.
Если фокусироваться на теме, можно еще многое сказать. Армянская апостольская церковь оказалась изолированной от большинства других церквей - наверное поэтому и сохранила более древние традиции. Есть предание, что Армянская Апостольская Церковь не участвовала в Халкидонском соборе потому, что просто ее представителей забыли пригласить. Мне известно, что в ее традиции, например, сохранилось приношение жертвенного барашка на Пасху. А про особенности празднования в Рождества в Армянской церкви я не знала.
"Мне известно, что в ее традиции, например, сохранилось приношение жертвенного барашка на Пасху."
Может - это Матах.
"Одной из обрядовых особенностей Армянской апостольской церкви является матах (буквально «поднести соль») или благотворительная трапеза, некоторыми ошибочно воспринимаемая как жертвоприношение животного. Главный смысл матаха не в жертвоприношении, а в принесении дара Богу в виде оказания милости бедным. То есть если это и можно назвать жертвоприношением, то только в смысле пожертвования. Это жертва милости, а не кровное жертвоприношение, подобное ветхозаветному или языческому...
...Для матаха закалывают быка, барана или домашнюю птицу (что и воспринимается как жертвоприношение)..."
То есть матах получают и едят бедные? Тогда понятно, почему он не является жертвоприношением. То же самое есть и у мусульман.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%F2%E0%F5
"Нельзя жертвовать больное или имеющее увечья животное, так как дары, преподносимые Богу, должны быть чистыми и непорочными." - а вот это ветхозаветное правило.
"Традиционен и символический матах, когда голубь выпускается в небо." - На Благовещение в Русской Православной Церкви принято выпускать голубей. Конечно, их привозят из чьих-нибудь голубятен, затем они летят обратно домой.
На деле можно найти очень много общего в разных традициях, казалось бы разделенных внешне.
"На Благовещение в Русской Православной Церкви принято выпускать голубей. Конечно, их привозят из чьих-нибудь голубятен, затем они летят обратно домой."
Очень трогательный обычай выпускать голубей. Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение ангела Марии. Только непонятно, почему неизвестно о том, где и как впервые появился этот праздник.
"На Благовещение в Русской Православной Церкви принято выпускать голубей. Конечно, их привозят из чьих-нибудь голубятен, затем они летят обратно домой."
-----------
Тот же матах, вероятно. Только символическое значение везде может быть разным.
+++++++++++
Очень трогательный обычай выпускать голубей. Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение ангела Марии. Только непонятно, почему неизвестно о том, где и как впервые появился этот праздник.
-----------
Нельзя знать все.
Но необходимо знать,
где можно узнать то,
что нужно знать.
:)
Jack, у вас есть свои версии?
"Jack, у вас есть свои версии?"
Я просто не совсем правильно выразился. То, что это
евангельское событие и посвящённый ему христианский праздник я знаю; возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа. Просто в статье я прочел, что о появлении, впервые, именно праздника, ничего неизвестно. Вот и удивился. А голубь, как известно символ души. То есть символизм этого обычая выпускать голубей заключается в стремящейся к небу души.
Кстати, 7 апреля отмечается праздник, а у меня 6 апреля день рождения. :)
Jack: возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа. Просто в статье я прочел, что о появлении, впервые, именно праздника, ничего неизвестно. Вот и удивился.
----------------
Об этом событии написал только один человек - евангелист Лука, а какая значимость для всех. Действительно, это удивительно. Тут можно и пофантазировать насчет происхождения праздника. Точную дату возникновения праздника никто не назовет. Основан ли на единственном в своем роде историческом факте? Если так, за этим следует демифологизация почитаемых образов?
Или само существование праздника - необходимость в ритуализации определенных сакральных сторон жизни, поклонения недостижимым идеалам? Выросло из глубин человеческой души.
=======
Jack: А голубь, как известно символ души. То есть символизм этого обычая выпускать голубей заключается в стремящейся к небу души.
---------
Вспомнилось: "птицы, что так просто в небо вхожи" (Р.-М. Рильке). Вот еще: голубь с оливковой ветвью в клюве (символом мира) выступает как вестник примирения с Богом после всемирного потопа.
====
Jack: Кстати, 7 апреля отмечается праздник, а у меня 6 апреля день рождения. Улыбка.
--------------
О! Родиться под двунадесятый праздник считается особым благословением.
"Если так, за этим следует демифологизация почитаемых образов?"
Миф о непорочном зачатии заимствован из глубокой древности и был распространен в дохристианских религиях. Действительно, все выросло из глубин души, из лона бессознательного.
Миф о непорочном зачатии заимствован из глубокой древности и был распространен в дохристианских религиях. Действительно, все выросло из глубин души, из лона бессознательного.
------------
можно несколько примеров?
С Рождеством!
_____
Спасибо, Jack, JAN.
Дмитрий, спасибо за ссылку, прочла. Можете подсказать, что это за миф о Гильгамеше, у которого змей украл цветок жизни?
Всем хорошего настроения.