Архетип Духа у женщин.

|
АРХЕТИП ДУХА У ЖЕНЩИН. В сознании людей образу старого мудрого Предка предшествовал архетип Духа как таковой — образ единого для всех бога Неба. Люди перестали поклоняться ему еще до того, как стали фиксировать свои мифы, но коллективная память сохранила его как образ всеобщего творца, некогда создавшего и хранящего мир под аркой светлого небосвода. Для человека архетип Духа-Урана, символизирующий сотворение мира и само возникновение сознания, связан с изначальным потоком творческого вдохновения, которое возникает, когда с его пути устранены все преграды прошлого . Он учит писать на белом листе. И поток творческой энергии, которому предоставлен простор, наделяет человека особыми способностями, красноречием и силой идеи, которая притягивает других людей. Возникший до родового сознания "я" \и до общественного сознания "мы"\ архетип Урана почти не персонифицирован в сознании, и потому Юнг рассматривает божественные силы Урана через персонификацию мудрого старца Сатурна. Как заметил Юнг, архетип Духа равно содержит в себе и высшее, божественное, и низшее, демоническое. Так всевидящее Небо совмещает в себе тьму и свет: оно светит и благу, и злу, допуская все и веками равнодушно взирая на созидание и уничтожение. В мифах Небо далеко от людей, оно выше добра и зла, и таков же человеческий дух: нет ничего, чего он не оправдал бы ради своей идеи движения вперед, ибо его суть — в самом этом вечном движении, в бесконечной трансформации жизненных форм. Небо рождает облака-чудовища и позволяет им растаять в воздухе. Точно так же Дух относится к жизни и смерти, всегда оставаясь непричастным к скорби и страданию, которые его небесное творчество вызывает на земле. Такова природа мысли в высшем смысле этого слова: она вне земных ограничений, и потому для нее смерти нет. Но вправе ли человек так относиться к жизни, даже если его захватывает самая добрая, самая светлая, самая нейтральная и даже научная идея? Истину, что даже благо может оборачиваться злом и даже зло порой ведет к благу, раскрывают детские сказки, но не всегда понимают взрослые люди, не осознавая природы духовности. Мысль Урана лишена привязанностей и теплоты собственно человеческой, хранящей и продолжающей себя земной любви. Согласно мифологической мистерии сотворения мира, Небо отделяется и отдаляется от Земли. Одержимость архетипом Духа распахивает перед человеком и человечеством бездну самоуничтожения. Это станет более очевидным, если понять древность архетипа Духа: он возник, когда еще не существовало души. То есть тогда еще не было той памяти о прошлом, из которой потом родилась душа. Дух не помнит себя. Поэтому он не хранит культуру и не ценит прошлое. Поэтому, вознося человека к небесам рациональной мысли, он опускает его до уровня зверя в смысле всех других человеческих качеств. Духовное и выше, и ниже нас, говорит Юнг: оно скрывает в себе одновременно сверхчеловеческое (сверхсознательное) и животное (бессознательное). Юнг отмечает патологическое проявление архетипа Мудреца у мужчин, и понятно, что женщина более защищена по отношению к древним архетипам, поскольку привыкла признавать над собой неуловимую власть высших ощущений. Эта тонкая власть не впечатляет ее, как мужчину, и вдобавок патриархально-мужская культура не дает ей персонифицировать ее как нечто свое, оставляя в сфере подсознания. Она защищена властью Анимуса, который, как царь богов, объявляет себя истинным господином ее души и делает это тем успешнее, чем более он сам принадлежит к ее бессознательному. Кроме того, архетип Сатурна — древний архетип земного, по сути женского свойства: он фиксирует первую стадию овладения людей материей земли. С этим связано то, что образ Мудрого Старца увлекает мужчину, как ранее Анима, становясь проводником духа в скрытые сферы материи. Женщина по своей природе лучше чувствует материальный план, интуиция ее здесь гораздо сознательнее, и ее не так поражает то, что для мужчины выглядит как магическая власть над Землей. Но если с практической земной мудростью у женщины обычно нет проблем и она без особой патологии и вполне сознательно (хотя и без большой радости, то есть минуя бессознательную сферу эмоций) может превратиться в "мудрую старушку", то с духовными дарами Неба дело обстоит сложнее. Поток вдохновения мысли Неба, как носителя новых идей, чужд консерватизму женской природы. Наряду с образом Древнего Мудреца Юнг выделяет женский образ — фигуру Великой Матери. Архетип Прародительницы жизни, соответствующий ему, — это самый древний образ мифологического сознания. Он символизирует зарождение жизни как таковое, ассоциируется с глубинами моря (архетипический образ Моря-Матери) . Архетип Великой Матери никак не соотносится с реальной матерью человека, а больше связан с его способностью ощущать единую пульсацию ритмов жизни. Этот архетип могуществен, поскольку связан с проблемой истока жизни, и его влияние на сознание может быть оценено через тот факт, что в слиянии с Анимусом, который замещает сферу бессознательного ценностями культуры, он символизирует веру в Бога. Нептунианский архетип Великой Матери — Матери Мира — олицетворяет собой коллективное бессознательное в наиболее полном смысле этого слова. Архетип единой Матери даже не предполагает отделенности людей друг от друга, не говоря уже о нормах их поведения и взаимоотношений (таких, как уважение к личности). Юнг отмечает характерное проявление этого архетипа у женщин — тех женщин, которые всегда остаются только женами и матерями, живя лишь нуждами детей и мужей и растворяя свою личность в первозданном чувстве любви, которая еще не знает о самой себе и которую будет правильнее назвать жалостью. Слияние с реальностью, ощущение которого приносит этот архетип, доставляет человеку максимальный комфорт, подобный тому, что испытывает младенец в утробе матери, но одновременно приносит и детское нежелание делать над собой усилие сверх своих бессознательных потребностей и даже просто думать. Такая беспечность стимулирует существование за счет дальних и ближних, которые реальными усилиями разрешают затрагивающие их жизненные проблемы, в то время как сочувствующему остается лишь роль зрителя интересного фильма — прекрасного и трагического, но не вполне реального. И хотя кажется, что такой человек живет ради других, на самом деле, как отмечает Юнг, говоря о материнском комплексе, он живет за счет них, потому что без них жизнь его пуста, так как лишена реального внутреннего содержания. Более продвинутому человеку жизнь в этом случае может казаться иллюзорной; и с точки зрения вечности это совершенно справедливо, потому что без личных свершений, которые бы затрагивали материю жизни человека, существование его как индивида и в самом деле является чистой иллюзией. И в целом можно сказать, что архетип Великой Матери дает ощутить современному человеку лишь иллюзию полноты, но не ее саму. Cамость действует подобно магниту на разрозненные части личности и бессознательные процессы, организуя их вокруг себя и становясь центром этой целостности, подобно тому как эго является центром сознания. На первом этапе бессознательные стремления выявляются как личные комплексы и проблемы. Здесь властвует традиционный разум, проецируя на жизнь души запреты и табу прошлого. На втором — как интуитивные откровения; Юнг использует для этой стадии религиозный термин "просветление". Здесь ведущая роль переходит к душе — чтобы разум мог изменить свое отношение к миру и начать формирование нового центра своей индивидуальности. Это процесс проявления новой личности, которая до того спала в человеке: он существовал в мире как эта индивидуальная личность лишь в потенциале. Разум играет особую роль в процессе воссоздания цельности личности; но он становится ее помощником, лишь когда занимает третью — вспомогательную, служебную роль по отношению к личности, не претендуя на иную. В снах и видениях человеку являются архетипические образы разума-помощника, проводника в неведомые и забытые сферы личной и коллективной памяти (такие, как "человек с острой бородкой" — Мефистофель в первой серии снов). Мифологически эти образы относятся к архетипу бога ума и речи Меркурия-Гермеса — проводника людей в подземный мир и вестника богов, который по самой своей сути является лишь их скромным служителем. Зачем же разум столько веков обманывал нас, убеждая в своем всемогуществе? А как же еще он мог убедить нас идти туда, неведомо куда — в темные сферы бессознательного? Этот архетип смыкается с образом Трикстера — трюкача и обманщика, каким и является греческий Гермес. Их мифологические черты — хитроумие и озорство, нарушающие прежние традиции ради поиска новых путей. Из описания Юнга можно видеть, что он рассматривает Трюкача как одно из проявлений антиномичной природы самого Духа, находя в нем черты подобия этому древнему архетипу. Творческое начало архетипов Урана и Меркурия, астрологически принадлежащих кодной, воздушной, стихии, действительно уподобляет их. Но в отличие от Духа, которому присуща неопределенная, сверхчеловеческая и одновременно животная природа, Юнг подчеркивает человеческие черты Трюкача. Хитрость и ум делают образы обманщика-Трикстера порой похожими на Мефистофеля, что отражает современные представления о провоцирующей роли интеллекта по сравнению с чистотой души. Озорник-разум, перешагивая установленные традицией границы жизни, дает возможность присоединять образы коллективного бессознательного к сфере личности. Архетип Трикстера формирует единое целое с образами других нарушителей культурных и социальных запретов — образами первых разумных существ на Земле, прародителей-близнецов, которые, нарушая табу, порождаютчеловечество, что становится и причиной смерти людей. Но эта главная архетипическая черта — нарушение социальных установок — по Юнгу, характерная черта Тени, и он рассматривает образ Трикстера, прежде всего, как иллюстрацию теневых сторон общества. В мифологии это нарушение воспринимается позитивно, как сила разума, рушащая все барьеры. Но если в мифах Трюкач демонстрирует интеллектуальные достижения человечества, то в сказках его дурачества и его хитрость чаще воспринимаются как проявления более низкого ментального уровня по сравнению с тем, которого уже достигло общество. Воплощая в себе первозданный человеческий разум как память и хитрость, которой не обладают животные, обманщик-Трикстер играет роль Тени прошлого по отношению к той новой идеальной личности, к которой стремится человечество. Подобно этому, в индивидуальном случае, когда человек изменяется, он склонен рассматривать свое прежнее "я", то есть свое прежнее сознание, столько времени обманывавшее его, как мешающую Тень. Первый шаг к интеграции личности, по Юнгу, — осознание Тени— негативных сторон личности, которые скрывают в себе и природный потенциал развития. Этот шаг одновременно предполагает понимание противоречивости мира и антиномичной стороны разума, которое позволяет принять его скромную роль помощника. Если образ Трикстера раскрывает перед нами предыдущий этап развития сознания, его черты указывают на скрытые теневые качества, которые неизбежно проявятся в человеке, если его сознание упадет ниже традиционных установок культуры. Здесь следует отметить, что понижение ментального уровня является неизбежным, хотя и временным.Несмотря на все опасности связанные с интеграцией Тени и охваченностью теневой составляющей архетипа Духа- они необходимые этапы индивидуации.
Олег, может быть такое, что Вы попали под власть гендерных стереотипов?
Может,но что вы имеете ввиду?
Олег, извините за вопрос: а чей это текст? Кто автор?
Озадачили окончательно цитатой из "Муму"
Да,Чиффа,надо указывать автора.Я не успел до конца составить сообщение. Автор предыдущего текста- Щепановская Елена Михайловна. В интернете- Семира. Я плохо понимаю особенности архетипа Духа у женщин.Мне кажется,что мы часто встречаем его на сайте в разделе сновидений.Хочеться разобраться.
АРХЕТИП ДУХА В СНАХ

Психические проявления духа сразу обнаруживают свою архетипическую природу; другими словами, феномен, который мы называем "духом", обусловлен независимым праобразом, всегда присутствующим в подсознательном содержимом человеческой души. Как обычно, я впервые столкнулся с этой проблемой, изучая сны своих пациентов. Меня удивил особый вид отцовского комплекса, носящий "духовный" характер: образ отца возникал в связи с утверждениями, действиями, тенденциями, импульсами, мнениями, духовный характер которых едва ли можно отрицать. В мужчине позитивный комплекс отца очень часто вызывает определенное доверие к авторитету и отчетливое желание склониться перед всеми духовными догмами и ценностями, в то время как в женщине он пробуждает живейшие духовные стремления и интересы. В снах именно от фигуры отца исходят твердые убеждения, предсказания и мудрые советы. Неосознанный характер этого источника способствует тому, что часто он является просто в виде авторитетного голоса, который изрекает истины в конечной инстанции. По большей части духовный фактор символизирует фигура "старого мудрого человека". Иногда эту роль играет "реальный" дух, то есть образ умершего, реже - гротескные фигуры, подобные гномам, или говорящие животные. Образы гномов, согласно моей практике, являются главным образом женщинам; поэтому мне кажется логичным, что в пьесе Эрнста Барлаха "Мертвый день" (1912) гномообразный облик Штрайссбарта \"Короткобородого"\ ассоциируется с матерью, так же как Бес ассоциировался в Карнаке (город в Египте - прим. перев. ) с матерью-богиней.

У обоих полов Дух также может принимать образ мальчика или юноши. У женщин он соответствует так называемому "доброму" Анимусу, указывающему на возможность сознательного духовного усилия. Для мужчин его значение не столь просто. Он может быть положительным и в этом случае обозначает "высшую" личность, Самость или сына царей (filius reguis) [6] у алхимиков. Но он также может быть отрицательным, и тогда он обозначает инфантильную Тень [7] . В обоих случаях мальчик олицетворяет некую форму Духа. Седобородый старец и мальчик сливаются в один образ. Оба они играют важную роль в алхимии как символы Меркурия.

Я никогда со стопроцентной уверенностью не сказал бы, что образы Духа в снах нравственно безупречны. Очень часто они являют все признаки двойственности, если не откровенного обмана. Однако я должен подчеркнуть, что великий план, по которому строится бессознательная жизнь души, столь недоступен нашему пониманию, что мы никогда не знаем, какое зло может быть необходимо, чтобы оно превратилось в свою противоположность, и какое добро, возможно, ведет ко злу. Иногда духовное испытание - probate spiritus, о котором говорит Иоанн, может быть лишь терпеливым и осторожным стремлением увидеть, каков будет ход вещей.
К.Г.Юнг "Феноменология Духа в сновидениях".
Дух, который творит, понятно, что дышит, где хочет, были бы способности. Или ещё что имеется ввиду?
Или ещё что имеется ввиду? ----------------------------------------------------------- Дух который ведет.Заставляет отрываться от материнской материи.Но это мужской Дух-отец. Меня удивило несколько сновидений на сайте,где появлялись умершие бабушки сновидиц.В образах бабушек были характерные черты архетипа Духа,Трикстера. Одержимость,образы ветра, cамодвижимость. По Юнгу умершие предки,могут представлять в сновидениях архетип Духа,но что он означает для женщин? И в образах умерших женщин-предков?
"Одержимость,образы ветра,cамодвижимость". Так и есть в чистом виде, так и переживается. В чём Вы хотите увидеть разницу? Разница вроде как должна быть, но недаром же о духе говорят, что он дышит где хочет.
Ну дышит,и пусть дышит? Зачем и куда он нас дышит,-иначе зачем самоанализ.
Как зачем? К творчеству сподвигнуть. Одно дело механически что-то делать, а другое - душу вкладывать. По еде это так заметно!
К творчеству- это что,стихи сочинять? Я думаю,стихи- это "побочный эффект". Вкладывать душу в еду? Кто там говорил,что у меня гендерные предрассудки? Гермес зовущий к плите.\улыбка\ Но может быть.Не знаю.

Анимус тоже часто несет в себе архетип Духа -мужчины выходящие за рамки
коллективного,ниспровергатели общих истин, таинственные демонические
одиночки. Здесь видимо Дух имеет мужские черты,как они представляються
сновидицам. А вот умершая бабушка-предок,- это видимо расширение представления о себе как о женщине. Больший,иной,- образ себя.

1)К любому творчеству, а приготовление еды важнее всего. 2)Нонконформизм не половой признак.
Ну моя анима- про еду наверное и не знает. Вот жена- да,иногда любит поготовить. Значит Дух- это то,что может оторвать женщину от плиты и мужа и куда-то там позвать. Маргарита улетевшая на метле к примеру. И мастер- подходящий образ анимуса-Духа. Но в романе- да,красиво. А вот в жизни- прорыв к "самому cебе" часто заставляет расплачиваться семьей,с неизвестным результатом.
Вот именно, что с неизвестным. Уж больно радикально - семьёй расплачиваться, разве это обязательное условие?
Нонконформизм не половой признак. ----------------------------------------------------------- Конечно нет. Речь идет о том,что прорыв от коллективного к индивидуальности происходит во многом,через Анима-Анимус.
Вот именно, что с неизвестным. Уж больно радикально - семьёй расплачиваться, разве это обязательное условие? ----------------------------------------------------------- Но ведь так произошло в "Мастере и Маргарите"? Такое и в реальности бывает нередко с женщинами и мужчинами,которые только к 30 \или после 30\ ,испытывают со стороны бессознательного атаку архетипа Духа,призывающего к расширению личности. Отрыву от плиты.\улыбка\
Других путей вроде и нет. Тётки намного эгоцентричнее и инстинкт самосохранения развитее - вот Вам и вся биологическая подоплёка коллективного и индивидуального.
А самые-то гениальные тётеньки не очень-то рвались из семьи, М. Цветаева, например.
Тётки намного эгоцентричнее и инстинкт самосохранения развитее ----------------------------------------------------------- Опять,-у кого из нас гендерные предрассудки? Именно об этом и говорится в первом посте. Но знаете,говорить "гоп",нам никогда не приходиться. Все в руках Отца Небесного.
какие же это предрассудки, это биология и биохимия. "Гоп" - это о чём?
Бердяев - из "Философии свободного духа" "Самое первое и элементарное, что необходимо установить для познания духа,- это принципиальное различие между «духом» и «душой». Душа принадлежит природе, ее реальность есть реальность природного порядка, она не менее природна, чем тело. Хотя душа есть иное качественное образование в природном мире, чем тело, чем материя. Дух реален по-иному и принадлежит другому плану. Природа не отрицается, а просветляется в духе. Дух изнутри сращается с душой, преображая душу. Различие духа и души не означает отделения духовного от душевного". "Дух не есть субстанция, не есть объектно-предметная реальность в ряду других. Дух есть жизнь, опыт, судьба. Дух познается лишь в конкретном опыте, в опыте духовной жизни, в изживании судьбы". "Духовная жизнь не есть предмет познания. Жизнь духа не противостоит познанию, как объективный предмет. В жизни духа и в познании духа нет внеположности – все внутри, все в глубине. Все происходящее в духовном мире происходит со мной". "Духовная жизнь не есть реальность объективно-предметная. Духовная жизнь - реальность иного качества и реальность несоизмеримо большая, чем чувства и мысли душевного мира, чем явления мира природного. В духовном мире опыту не соответствуют предметные реальности, но сам опыт духовный и есть реальность высшего порядка". "Ничего не значит утверждение, что высота духовной жизни, ее напряжение, ее горение есть иллюзия и самообман, кроме того, что нет этой высоты, этого напряжения, этого горения у тех, которые видят в них лишь иллюзии и самообман. Нельзя доказать человеку, которому ведом лишь душевный опыт, что возможен духовный опыт. Лишь духовный опыт может убедить в существовании духовного опыта". "Понимание духовного мира, прежде всего, предполагает разграничение его от мира природного. В духовном опыте моя судьба перестает быть раздельной и замкнутой судьбой. Дух всегда пребывает в глубине, дух есть глубина, дух есть внутреннее, а не внешнее. Духовная жизнь есть пробуждение души, размыкание души". "Духовная жизнь не значит еще – совершенная и безгрешная жизнь. В ней заложены источники греха и распадов, породивших наш природный мир. Духовная жизнь может отпадать от своей собственной природы". "В духовном мире все по – иному происходит, чем в мире природном. Человек есть точка пересечения двух миров, место их встречи. В этом бесконечная сложность человеческой жизни. Есть человек духовный, и есть человек природный, и это один и тот же человек. Духовный мир раскрывается в душевном, природном человеке как особенная его качественность. Но природный человек не исчезает. И не дано человеку легко возвыситься над природным бытием и отказаться от него. Пусть стяжения духовой жизни – трудный путь. И ни один человек не может почитать себя лишь духовным человеком. Духовное не должно уходить от душевного и телесного, оно должно просветлять и одухотворять его". "Дух есть то, что «не от мира сего». Жизнь в духе есть нелюбовь к «миру» и к тому, что «от мира». Но дух опрокинут в мир, исходит и нисходит в мир. . В этом есть мучительная антиномия человека.И нет гладкого, спокойного выхода из этой антиномии. Тайна искупления, тайна Голгофы есть внутренняя мистерия духа, она совершается в сокровенной глубине бытия. Голгофа есть внутренний момент духовной жизни, духовного пути, - прохождение каждой жизни через распятие, через жертву. Это и есть мистерия духа". "Все внешние события, внешние слова и жесты для нас мертвы и непроницаемы, если они не означают внутренних событий, внутренних слов, если они не расшифровываются из глубины духа. Открывается для меня лишь то, что открывается во мне. Откровение есть всегда откровение смысла. В откровении трансцендентное становится имманентным. Откровение предполагает созревание человеческой природы, духовную жажду, искание человеком высшего мира, горькое недовольство миром низшим".
И никаких, заметьте, гендерных различий не упомянуто у Бердяева.
Нонконформизм не половой признак.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Помните, голос призвавший Жанну де Арк,велел ей ходить в мужской одежде?
------------------------------------------------------------------------------------------------
А самые-то гениальные тётеньки не очень-то рвались из семьи, М. Цветаева, например.
------------------------------------------------------------------------------------------------
"Мне нравиться, что я больна не вами."
Да, поэты имеют отдушину в стихах. \улыбка\. От души ну.
Её бы раньше сожгли и кто бы снял осаду Орлеана? Что ж так на культуру-то нападать, очень бы Ленинград защищали, не будь он памятником.
И никаких, заметьте, гендерных различий не упомянуто у Бердяева. ----------------------------------------------------------- Бердяев говорил о духе,а не о архетипе Духа у женщин. Юнг в какой-то книге извинялся,что уделял мало внимания Духу у женщин. Мужчина охваченный духом,о женщинах временно забывает.\улыбка\
Женщина, охваченная духом, о мужчинах временно забывает. (улыбка)


Что ж так на культуру-то нападать, очень бы Ленинград защищали, не будь он памятником.
--------------------------------------------------------------
Я так понял- старая рана?  \улыбка\
Исхожу из принципа - "не сотвори кумира".
Я на однобокость нападаю,да и не нападаю,а так...

Женщина, охваченная духом, о мужчинах временно забывает. (улыбка) ----------------------------------------------------------- Да вот и нет,похоже,что вам- "индейский домик". Мужчина ввиде Анимуса часто олицетворяет для женщины Дух.